Аннотация: Либерал Быкоа, пытается разобраться в судьбе советского поэта - патриота Бориса Пастернака.
Эпиграф:
"Русский человек, - скажет Рейнер Мария Рильке, - показывает мне в стольких примерах, как даже рабство и страдания, подрывающие постоянно все возможности сопротивления, не приводят с неизбежностью к погибели души. Состояние покорности для славянской души оказывается таким совершенным, что даже под самым тяжким гнетом, оно становится игрой, четвертым измерением её бытия, в котором даже в обстоятельствах таких печальных, какие только могут быть, для неё открывается новая свобода, безграничная и несущая подлинную независимость".
Эпиграф-2:
"У нас есть искусство, - писал Мёллер, - искусство, которое сделало религию излишней и дало гражданам современного мира уверенность, которую могла дать только вера в Бога" Артур Мелер ван ден Брук
(Продолжение статьи о книге Дмитрия Быкова "Борис Пастернак)
...Холодная война из войны идеологий, переместилась на почву культуры.
То, что я вижу сегодня в российской образовательной тусовке, которая правит на культурном поле, можно назвать сдачей самобытной российской, советской культуры.
Прозападные штампы заполонили и литературу, и театр, и главное - кино. Но самое неприятное, что российские культуртрегеры, осваивают сегодня зады западной культуры, которая на самом деле давно ушла от разного рода примитивных восхвалений "силы и ярости".
Запад, победив в холодной войне, в своей культурной политике, постепенно отходит от примитивной социологии буржуа. Пропаганда капитализма проводимая официозами направленными на нравственное разложение "противника", сегодня уступает место интеллигентской традиции, в основании которой лежит творчество, в том числе творчество русских классиков: Достоевского, Толстого, Чехова...
В России - всё наоборот!
Создаётся впечатление, что русская, советская культура, долгое время принадлежавшая народу, становится заложником вкусом нуворишей и олигархов - чем иначе объяснить сегодняшнее пренебрежительное отношение к советской литературе и её корифеям, уже внутри России.
Горького оплевали и возненавидели, с "лёгкой руки" полуграмотных образованцев из круга "болотной оппозиции", Маяковского низвели до уровня обывателя. Пастернаку не верят - Быков прямо пишет: "... как мы увидим далее, именно в разговорах с иностранцами, он любил не то что приврать, но романтически приукрасить действительность".
А кто сегодня, в российской школе читает и восхищается Львом Толстым или Антоном Чеховым?
Русский язык и литературу, новая волна антисоветчиков старается кастрировать или вообще вывести из культурного оборота, объясняя, что в жизни, вся "эта культура"вообще не пригодится, как впрочем и всеобщая грамотность.
Идеология нынешних образованцев, пытается утверждать, что только избранные способны быть носителями и хранителями "высокой культуры", под которой они понимают воспевания успеха и богатства, в терминологии Толстого "барскую культуру"!
Всё это, напоминает идеалы нацистов, прославляющих сверхчеловека и брутальную силу.
Если вглядеться, в то что происходит с русской культурой сегодня, то можно заметить, как российские образованцы, пытаются проделать путь дегуманизации культуры, который был в моде на Западе лет эдак пятьдесят назад.
Посмотрите на российское кино или театр - после просмотра многих фильмов, создаётся тяжёлое впечатление - профессионально многие из них сделаны на уровне любительства, а основными героями в них выступают или бандиты, или следователи, причём их объединяет либо служба в спецназе, либо увлечения силовыми единоборствами. Это касается и реальных бандитов и следователей, только непонятно, что является первичным - "искусство" или жизнь наполненная "романтическими" приключениями бандитов и следователей.
Русская культура, представлена в творчестве русских классиков двумя полюсами. Первый - Толстой - олицетворение культуры христианской, народной, а второй - Достоевский - певец избранничества и элитарности. Ставрогин - "герой" "Бесов" послужил моделью для Ницше и по нисходящей, до теоретиков нацизма. (Хайдеггер, Артур Мёллер ван ден Брук)
Может быть поэтому, из российской литературы, вот уже несколько десятилетий исчезли положительные герои и на их место пришли социальные люмпены или отчаявшиеся неудачники. Эти тенденции, странным образом копируют знаменитого Рембо или героев американских полицейских триллеров.
Это убогое зрелище, ломает психику не только взрослым зрителям, но прежде всего детям и подросткам, в которых ещё не развито чувство реальности ввиду отсутствия достаточного жизненного опыта!
Но надо понимать, что Российская, русская культура, была и осталась вполне самобытной и определяется, во многом, христианскими принципами и ценностями. Ведь российская государственность, по сути совпадает с крещением Руси и потому именно религиозное восприятие мира было присуще и русской классике, и советскому соцреализму, который был в определённом смысле продолжением христианской линии в искусстве.
Пастернак, очень верно подметил особенности воплощения великих идеалов свободы, равенства и братства, по сути являющиеся принципами христианства в Революции и в построении нового общества без эксплуатации и денежной элиты:
"Великое в своём непосредственном проявлении оборачивается собственной противоположностью. Оно в действительности становится ничтожным в меру своего величия и косным в меру своей активности. Такова между прочим и наша революция". (Письмо к Рильке).
Странным образом, российская интеллигенция, в условиях реализации народной свободы, почувствовала себя "элитой".
И Быков, вполне по "образованчески" предполагает, что главное в творчестве Пастернака, его элитарность:
"Только между строк в её очерке - Быков разбирает эссе Куниной, - можно вычитать главное: интеллигентные мальчики и девочки двадцатых услышали наконец поэта, говорящего на их языке. Среди бесконечно чуждого мира появилось что-то безоговорочно родное, дружелюбное, радостно узнаваемое".
Так и сегодня, образованческая среда из которой произошёл Быков, противостоит в России тому большинству, которое делает этот мир реальным и жизненным.
Именно эта псевдо элита и стала основным двигателем "болотных событий", когда захотела выделиться и отделиться от народа, совсем на манер российского монархического, сословного общества, разрушенного Революцией семнадцатого года.
Кстати, на меня творчество Пастернака произвело большое впечатление, но я никогда не выделял себя и остальных поклонников Пастернака из среды современников и сегодня оглядываясь назад, искренне благодарю те условия, ту атмосферу жизни в советской стране, которая сделала доступной творчество Пастернака, Маяковского многих других поэтов, для большинства простых людей.
Не будучи поэтом, я с самого начала знакомства с стихами Патернака, восхищался его способностью передавать духовные и сердечные переживания в поэтическом слове!
А антисоветизм у Быкова и его окружения, всегда сопряжён с непониманием драмы истории и в частности с непониманием истории Советской России- в своей книге о Пастернаке, он неуклюже пытается доказать, что поэт был сродни "болотным" образованцам и извращает смысл его стихов, пытаясь поймать "чёрного кота в тёмной комнате".
Читать это смешно и противно, потому что в угоду вкусам "образованщины" Быков, и Пастернака - героя своих литературных исследований, не жалеет и низводит его до уровня человека, который, как и многие "болотные", по отношению к истории своей страны, держит "фигу в кармане"!
Быков, в своём "болотном" экстазе пошёл дальше и отрицает, что Пастернак стал поэтом именно в советские времена, пытаетаясь приписать ему брюзжание по поводу несправедливости к "России, которую мы потеряли".
Именно в новой России, Пастернак состоялся как поэт, как личность и отрицать это - значит быть предвзятым.
Я, советский человек, был потрясён творчеством Пастернака и даже в "Докторе Живаго", увидел гимн революции - эпическое полотно показывающее драму умирания буржуазии, на фоне возрождения России в лице СССР.
Но у "болотных, где бы они не жили - собственное видение истории - они антисоветчики и мелкотравчатые буржуа и потому, злятся на недавнюю историю нашей страны, на Революцию, которая лишила их лакейских привилегий, на Победу в войне против "коричневой" половины мира. Они злятся и на то, что простые люди сбросили гнёт "избранных" и сами стали избранными - советским народом.
Но что предложили в обмен на советский социализм российские образованцы?!
"Болотную идеологию" российских либералов - её пропагандисты придя к власти, разрушили Советский Союз, а вместо, создали нежизнеспособного монстра, который убил столько невинных людей, что "сталинские репрессии" кажутся теперь детскими шалостями - только в бандитских разборках девяностых убито и покалечено около миллиона человек, но бандитизм и сегодня убивает ежегодно столько, сколько расстреливали врагов народа в тридцатые годы.
А сколько стариков умерло от сознания ненужности, и прямо от голода и лишений?! А сколько детей не рождено и убито абортами в стране, где грязная порнуха введённая в обиход либеральными демократами, стала главным развлечением молодых и уже немолодых людей?! А сколько рождённых, но брошенных матерями и отцами, вырастая, по сию пору неприкаянно бродит по улицам, либо прячется по городским подвалам, умирая от алкоголя и наркотиков?!
Но главное - эта возрождённая, в "перестроечные" времена, жажда личной наживы, по-прежнему мешает восстановлению нормальной человеческой жизни в стране - столько мошенников и взяточников скрытых и явных, не могло быть в России без победы той идеологии, во главу которой, российские образованцы, под видом свободы и прав личности, поместили сатанинский принцип личного, эгоистичного преуспеяния!
Это анти христианство, ещё долгие годы будет висеть, страшным иноземным проклятьем, над головами россиян и нужно будет "водить по пустыне" несколько поколений россиян, чтобы они смогли забыть то рабство "личной выгоды", которое внедрили в их сознание идеологи "перестройки" и контрреволюции!
Продолжение статьи
"Революция - это уродливое осуществление мечтаний мстительных романтиков..."
Сравнение народа и простого человека с манекеном, показывает в Дмитрии Быкове отсутствие интеллигентской чувствительности настоянной на христианской основе европейской культуры. Именно это отрицание христианства, лишает идеологию российских "креаклов" интеллектуального стержня - к таковым "отрицателям" можно отнести и самого Быкова.
Отсюда и суждения о жизни и судьбе Пастернака, пропущенного через "себя" - (о мире судят по себе)и этим всё сказано, не только в действительно интересной книге о русско-советском поэте, но и в образе мыслей самого Дмитрия Быкова и тех, кто принадлежит сегодня к "болотной оппозиции".
Странно, но закономерно - название этой оппозиции соответствует её идеологической сущности!
...Рассказывая о поездке поэта с семьёй на Урал, уже в тридцатые годы, Быков ликует, потому что там, Пастернак увидел вокруг не только "всесоюзную стройку", но ещё и страдания простых людей - Пастернаку претила гостевая, сытая жизнь, когда вокруг он видел не только строителей будущего, но и нищих, просящих милостыню - к ним, поэт относился с жалостью и состраданием.
А для Быкова - это повод говорить о той жизни и о том времени с негодованием и даже с издёвкой!
Но и я, родившийся сразу после войны, помню ту бедность и нищих стоящих вдоль дорожки, ведущей на церковную паперть. Помню самоотвержение строителей и полуголод, царивший после войны. Помню помойки и туалеты на улице в посёлке строителей Иркутской ГЭС. Помню и кражу досок со стройки, для того, чтобы построить сарай и сеновал, в котором мы держали нашу кормилицу коровку.
Но тогда, после страшной опустошительной войны, такая неустроенная жизнь была обычной для простых рабочих людей, которых было в сотни, в тысячи раз больше чем разных горкомовских и обкомовских чиновников и прислуживающих им деятелей "идеологического фронта", в том числе поэтов и писателей!
Но были и среди них люди честные и совестливые - к таковым и относился Пастернак той поры. Нельзя забывать, что он тоже эволюционировал, в том числе и душевно - от симпатий к Революции, до ворчания по поводу личной несвободы.
У Быкова, молодой Пастернак, "слышавший музыку Революции", именно поэтому поставлен в положение оправдывающего свою позицию самовлюблённого человека.
Казалось бы автор, должен любить своего героя, принёсшего ему и российскую "Букеровскую" премию, и известность, и "денежку" в том числе.
Но Быков, откровенно судит Пастернака за его "молодой оптимизм", зато хвалит и "сострадает" поэту, в старости отрёкшемуся от своих молодых идеалов и принципов. Но ведь такова естественная смена идеалов на жизненном пути. С возрастом, человек становится прагматиком и часто забывает свои молодые устремления.
Странное противопоставление, хотя и оправданная "идеологическим затмением" автора!
С позиций своего застарелого антисоветизма, вытекающего из идеологии современного образованчества, затвержённого, как "отче наш", Быков позволяет себе откровенные издевательства над счастьем влюблённости молодеющего от этого чувства поэта, видящего воплощение своего неортодоксального христианства в народной среде, проявляющегося в возрождении энтузиазма и бессребреничества в советском обществе.
Тут срабатывает идеологическая сторона нашей памяти.
Мы можем помнить счастливую жизнь в Союзе, а можем помнить и "придуманный" ад, который позволяет нам ненавидеть и страну, в которой родились, и народ из которого вышли!
Здесь, часто проявляется сегодняшняя, индивидуалистическая, спровоцированная образованцами ненависть к любым формам совместной деятельности. Такой "индивидуализм", странно похож на эгоизм "попутчика" общему движению, в котором участвуют народные массы, из которых и мы сами вышли!
Сегодня уже начисто забыли цели задачи Революции. Забыли, что хотели выстроить справедливое общество без пороков эгоизма и без эксплуатации человека человеком. Забыли революцию в творческом восприятии действительности. Забыли русский авангард в живописи и архитектуре, дягилевскую антрепризу в балете...
И ещё много, много чего забыли, стараясь угодить сегодняшнему "среднему классу", выстраивающему на обломках революционных мечтания человечества, новое сословное общество!
А если этого не знать, то получается, что для дураков, Революция была случайностью и прихотью горстки большевиков, но это неправда, может быть самая большая неправда, которую ввели в обиход сторонники восстановления сословного государства во всём мире!
...Быков, комментируя стихи Пастернака о Кавказе, проявляет своё неверие в силу народа, освобождённого Революцией:
"...Кавказа был весь как на ладони
И весь как смятая постель,
И лёд голов синел бездонней
Тепла нагретых пропастей.
............................................
И в эту красоту уставясь
Глазами бравших край бригад,
Какую ощутил я зависть
К наглядности таких преград!
О, если б нам подобный случай,
И из времён, как сквозь туман,
на нас смотрел такой же кручей
Наш день, наш генеральный план!"
Быков язвительно замечает:
"Особенно трогательна здесь надежда найти происходящему в стране эстетическое оправдание, представить российские перемены величественными, как пейзаж... Экая идиллия!"
И в этой язвительности - весь характер и всё понимание настоящей и прошлой жизни в России не только Быковым, но всеми его "соратниками" по "болотным тусовкам"!
Быков не любит молодого, яркого Пастернака, но сообразуясь с собственным пониманием Революции, присущей разочарованным старцам, с однобокой негативностью памяти прожитого старается уверить нас, с упорством молодого циника, "что все бабы - б...ди" и что Революция - это просто хулиганская выходка необразованного быдла!
Быков, как впрочем и вся "болотная интеллигенция", опирающаяся на авторитет позднего Пастернака, не может ему простить "молодой слабости" обожания и преклонения перед силой русского народа и его большевистских вождей, а ищет оправдание свей ненависти к простым людям в разного рода пасквилях, легендах и мифах, отрицающих эту силу.
Вот письмо Фадееву от Пастернака, от 14-ого марта 1953 года, сразу после смерти Сталина, которое тщательно скрывают современные образованцы, но которое Быков, правда с соответствующими комментариями, процитировал в книге:
"Дорогой Саша! Когда я прочёл в "Правде" твою статью "О гуманизме Сталина", мне захотелось написать тебе. Мне подумалось, что облегчение от чувств, теснящихся во мне всю последнюю неделю, я мог бы найти в письме к тебе.
Как поразительна была сломившая все границы очевидность этого величия и его необозримость! Это тело в гробу с такими исполненными мысли и впервые отдыхающими руками, вдруг покинуло рамки отдельного явления и заняло место какого-то как бы олицетворённого начала широчайшей общности, рядом с могуществом смерти и музыки, могуществом подытожившего себя века и могуществом пришедшего ко гробу народа.
Каждый плакал теми безотчётными и несознаваемыми слезами, которые текут и текут, а ты их не утираешь, отвлечённый в сторону обогнавшим тебя потоком общего горя, которое задело за тебя, проволоклось по тебе и увлажнило тебе лицо и пропитало собою твою душу...
...Какое счастье и гордость, что из всех стран мира именно наша земля, где мы родились и которую уже и раньше любили за её порыв и тягу к такому будущему, стала родиной чистой жизни, всемирно признанным мостом осушенных слёз и смытых обид!
Все мы юношами вспыхивали при виде безнаказанно торжествующей низости, втаптывания в грязь человека человеком, поругания женской чести. Однако как быстро проходила у многих эта горячка.
Но каких безмерных последствий достигают, когда не изменив в жизни ни разу огню этого негодования, проходят до конца мимо всех видов мелкой жалости по отдельным поводам к общей цели устранения всего извращения в целом и установления порядка, в котором это зло было бы немыслимо, невозникаемо, неповторимо!
Прощай. Будь здоров. Твой Б. Пастернак"
Это искреннее, ничем не вынужденное письмо уже почти прожившего жизнь Пастернака, до сих пор вызывает недоумение у образованцев, фальсификаторов истории или жертв пропагандистского "промывания мозгов" западной пропагандой.
Но в этом письме, Пастернак отдаёт дань заслугам Сталина и всему советскому народу за попытку выстроить государство свободы, равенства и братства, пройдя через череду жестоких самоочищений, страшных войн и самоотверженного труда для будущих поколений!
Сегодня, "новые русские", предавшие этих революционеров, предавшие надежды простых русских людей на светлое будущее снова у власти и снова пытаются править, соблазняя нестойких и предавших идеалы отцов и дедов деньгами, бытовым комфортом и возможностью жить животными инстинктами.
Одним из таких талантливых "предателей" недавнего прошлого, страны и народа является Дмитрий Быков, потому что его дарования и талант, не ограничены какой-либо нравственностью, хотя возможно и он, в молодости, "вспыхивал при виде безнаказанно торжествующей низости..." Но пришли годы "реставрации" и он привык "к втаптыванию в грязь человека человеком".
И постепенно, соблазнённый телесным довольством и известностью, он стал одним из глашатаев новой несвободы", маскирующейся под мещанский "демократизм"
Именно этим и объясняются метаморфозы, происходящие сегодня с "российскими мальчиками", начинающими как протестанты против антинародной власти, а заканчивающие как апологеты несправедливостей чинимых властью и эгоизма денег!
В случае этого искреннего письма Пастернака, Быков и похожие на него образованцы подвергают сомнению не только ум великого поэта, но и его искренность и честность перед собой. При этом они ссылаются на характеристики "авторитетов" из белой эмиграции, что вдвойне глупо и наивно - тут "уши болотной идеологии" видны каждому.
В толковании темы "Сталин и Пастернак" у Быкова, тоже видны вся мелочность и горделивые претензии, болотной образованщины стать судьями как прошлого, так и настоящего...
Эти суждения наполнены завистливой паранойей, пытающиеся из тщеславного паразитизма сделать достоинства, а из сплетничества - независимость!
Читая книгу Быкова, я долго не мог понять от чьего лица ведётся разбор не только поступков, но и слов Пастернака, по кому меряется вся жизнь в Советском Союзе?!
И вдруг меня осенило - всё от точки до запятой здесь: и анализ, и выводы о жизни и истории СССР, ведётся от лица народившегося третьего "сословия", "новой" буржуазии, и всегда в её пользу.
Очевидно, что Быков,- член болотной тусовки, иначе и думать не может, хотя бы потому, что он с наглостью паразита презирает простых людей, чьи жизни, нравы и привычки он клеймит с нахальством интеллектуального нувориша.
Тонкости буддизма или даосизма, такие интеллектуалы не в состоянии понять, а подлинное христианство они ненавидят, как собрание истин и принципов, противоречащих их примитивному гедонизму и элементарному обжорству.
Вот слова Быкова о Русской Революции, которые он подаёт, как анализ высказываний Пастернака, записанные третьим лицом:
"... значит в пастернаковском понимании ни во время коллективизации, ни во дни писательского съезда, ни даже в революционное пятилетие его страна субъектом истории не была - то есть, иными словами, не творила свою историю сама. Эта мысль очень точная, пророческая, - поскольку революция и всё, что воспоследовало за ней, не было актом собственно народной воли. Это было действием рока, фатума, исторического предопределения - то есть коллизия скорее античная, нежели шекспировская..."
Быков, всячески стремиться принизить и определить Русскую Революцию, как набор исторических случайностей и потому, старательно перетягивает ничего не ведающего Пастернака на свою сторону!
И уж тем паче, Быков не понимает и не хочет понимать закономерность террора, как исторической жестокости, всегда являющегося следствием нежелания контрреволюции, признавать своё поражение в борьбе старого и нового, в борьбе самозваной "элиты" и народа.
Таковы основные причины террора во времена Английской гражданской войны и Французской революции. Таковы причины и "сталинского" террора, инициатором которого, по большому счёту всегда бывает простой народ, получивший во время Революции и Гражданской войны власть над теми, кто на протяжении многих веков унижал, издевался и оскорблял его человеческие достоинства и чувства!
В определённом смысле времена террора - это время противостояния большинства простых людей, "образованному" мещанству и паразитам разного "начальственного" толка.
Сегодня, старательно забывают, что террор был ответом на легализацию "новой" буржуазии, ответом на парт номенклатурную контрреволюцию, реакцией на попытку "элит" объявить себя "лучшими людьми" народа, и потому требовать и иметь разного рода привилегии!
Но революционный террор - это всегда самоочищение общества и нации в преддверии больших испытаний!
... И вот, на Советскую Россию надвинулась угроза войны и было "объявлено" классовое перемирие, прекращены междоусобицы между народом и его "элитой". Под страхом общей смерти пришёл социальный "мир" и народные страсти на время утихли. Пришло время подвигов и самопожертвования, а эгоизм, тщеславие и выгода, сами собой отодвинулись на задний план.
И здесь стоит поговорить о роли писательства в формировании советского человека. Недаром, Сталин, вдохновлявший литераторов и Горького на создание Союза писателей говорил, что писатель - это "инженер человеческих душ".
Об этом сегодня мало говорят и пишут, но именно советские писатели и способствовали созданию "советской нации" - их работы, часто сродни пропаганде и потому, сумели настроить народные души на одну волну и помогли в самоидентификации советскому человеку.
И здесь уместно вспомнить судьбы и творчество противостоящих сил в среде поэтов и прозаиков, в те трудные и самоотверженные годы.
Нынешние сторонники буржуазной теории "искусства для искусства", воспользовавшись Реставрацией воцарившейся в России, набросились на "социалистический реализм" как на теорию отвечающую чаяниям "низкого класса".
Себе, они присвоили право судить и рядить и потому, втоптали в грязь, обрекли на забвение не только имена Горького, Маяковского и Шолохова, но именно они подняли на щит имена антисоветчиков и откровенных интеллектуальных паразитов, и из их недостатков, которые сами эти деятели признавали, сделали достоинства.
За этой контрреволюцией в искусстве, стоит плохо скрытое желание восстановить сословное государство, а себя и себе подобных, изобразить правителями и благодетелями народа.
Эти тенденции в литературе и вообще в искусстве, сегодня, вполне отвечают той диктатуре "информационных клерков" которой подвергается мир не только на Западе, но прежде всего в России.
Обслуга новой буржуазии берёт реванш за поражение во времена Союза, и с энтузиазмом полуграмотных выскочек, требует от российского общества единомыслия и единоначалия, отвечающего взглядам этого возродившегося лакейского сословия!
Быков, на многих страницах, сравнивает творчество Мандельштама и Ахматовой с одной стороны и Пастернака и тем паче Маяковского с другой, и по Быкову получается, что поэты - "ювелиры слова", намного более достойны уважения и славы, чем те, кто осознавал свою зависимость и благодарность перед народом-тружеником.
Часто эти "ювелиры" стояли на стороне свергнутого сословия, а ныне, поэтому и признаются гениями и подлинными поэтами...