Аннотация: Библейские тексты обладают такой человеческой глубиной, которую понять и прочувствовать способны только подлинно верующие люди!
...В русском православии, которое к тому времени стало уже преемницей византийского православия, так же произошёл раскол, который, на мой взгляд, тоже был следствием давнего спора внутри церкви, между стяжателями и нестяжателями.
"Стяжатели" во главе с иерархом Московским Иосифом Полоцким при помощи жестокого царя Ивана Грозного, победили "нестяжателей" во главе с Нилом Сорским, представителем аскетов, селившихся в Заволжских скитах. Форму радикального разделения, расхождения, эти разногласия обрели уже при патриархе Никоне, который будучи реформатором, пытался внести изменения в толкование Библии, в прохождении церковных служб и исполнении ритуалов.
Поднимаясь выше по шкале истории, уже в Новые времена, возникло раскольническое движение, чрезвычайно радикального толка, под названием "Социализм", которое в своём радикализме отрицало не только официальную церковь, но и христианство, на почве которого и вырос "научный социализм", имевший во главе своих "отцов - теоретиков" Сен-Симона, Карла Маркса, Фридриха Энгельса...
То, что социализм похож на христианство, показывает и наличие десяти "заповедей" строителя коммунизма, и попытка всех сделать равными перед... экономическими "законами".
В определённом смысле и этот раскол произошёл так же на почве толкования современных фактов, но тут, уже в качестве соперника религиозному ортодокализму появилась наука - нечто, владеющее как иным словарём, так и иными методологиями.
Конечно же это тоже была религия, но уже в новых, маскировочных одеяниях, а чтобы привлечь к себе внимание новых адептов и понадобился радикализм отрицания общих корней этой "новой" религиозности с христианством, с его предшественниками и последователями.
Борьба между "новой" и "старой" верой приняли ожесточённый характер и вылились в Революции, а точнее, Великая Французская революция породила социализм, а Русская Великая революция, утвердила его в отдельно взятой стране - России, которая стала, совсем на христианский манер, называться Союзом Советских Социалистических Республик или СССР.
Я до сих пор считаю, что большевизм - это крайне левая форма христианства, в своём радикализме отрицающая "почву", которая её породила.
Более того, на мой взгляд и революции и их последствия, были длящейся религиозной Реформацией, были следствием противоречий костенеющей официальной церкви и человечества, движущегося по дороге развития! Сущность христианства за эти столетия возрастания атеизма не исчезла и более того, закрепилась документально и исторически благодаря трудам отцов церкви, святых старцев и современных теологов - иначе говоря изысканиям неуки теологии!
А светская наука, начав как яростный и бескомпромиссный противник веры, со временем осознала, что её бунт против религии носит формальный характер, и имеет прежде всего, лингвистические, гносеологические корни и в последние десятилетия уже нашего века, во многом сблизилась с библейскими доктринами возникновения и развития Космоса и Земли. Сегодня многие учёные, занимающиеся космологией - люди верующие в Бога - Создателя и отличаются от обычных верующих старушек только особым наукообразным языком и самонадеянностью, которая надеюсь, им простится на Страшном Суде, как грех незначительный, намного меньший, чем религиозный фанатизм (гордыня)!
Мало того - Христианство "выправленное" Реформацией в лице протестантизма, получило совсем несвойственные ей раньше функции экономического регулятора. На Западе, сегодняшнее благополучие и преуспеяние (очевидно, что относительное, учитывая натуру человека), на мой взгляд обусловлено христианизацией общества, которое стала своеобразным экономическим регулятором. Даже бизнесмены - атеисты здесь, пронизаны принципами христианской культуры, которая очевидно имеет христианские корни.
Тут логика простая - для атеистов культура и права человека - это новый Бог, но, так как западная культура - христианская, то проблема "прав человека", это следствие личностного характера христианства, заметно отличающегося от мусульманства, которое всё-таки носит антиинтеллигентский, коллективистский характер.
Атеисты, в западном смысле, выросли из тех же корней и потому, протест против религии на Западе даже в лице атеистов - фундаменталистов носит декларативный характер, является своеобразным "улучшением" христианства.
Точно так же, и обратная реакция верующих христиан не носит уничтожительного содержания по отношению к агностикам и атеистам - смысл происходящего можно выразить словами: "Вам жить, вам отвечать за вашу жизнь на Страшном Суде..."
Тем не менее - сегодня христианство переживает кризис и упадок -
количественно может быть это и не так заметно, но качественно очевидно, что христианство меняется не в лучшую сторону - исторические критерии символа реальной веры значительно отличается даже от того, что было сто лет назад, а уж тем более от средневекового христианства - моменты относительности пришли на место строгой определённости.
Во многом заветы Иисуса Христа забыты или трансформированы, приспособлены обывательским сознанием к своим нуждам - наросло множество поправок и уточнений даже к таким ясным и однозначным понятиям, как не убий и не укради.
Я уже не буду упоминать о прелюбодеянии или об упоминании Бога всуе. Войны и экономическая экспансия богатых стран, называющих себя христианскими, тому ужасный пример, а сближение нравов на Западе с нравами некогда царившими в Содоме и Гоморре, сегодня для многих стали фактами реальности.
Иначе говоря, христианство повсеместно превращается в фарисейство, против которого так трагически яростно боролся Иисус Христос и против которого кроткий Господь так гневался, когда изгонял из Храма торговцев и менял!
Выражаясь аллегорическим языком, сегодня Сатана заманивает "хлебом единым", ослабевших от изнеженной жизни людей, в дебри эгоизма и сладострастия, делает бессильными проповеди и призывы Христа стать праведниками - аскетами и взойти на небо, после трудностей сознательной самоотверженной жизни!
В момент этого кризиса христианства, неизмеримо возросла роль праведников, благодаря которым "будет мир спасён", несмотря на миллионы грешников вокруг.
Сознавая ослабление христианства, очень важно провести в христианстве новую Реформацию, чем привлечь отпавших от Бога грешников и тех "страждущих", кто вновь и вновь приходит в мир в поисках цели и смысла существования.
Христианская доктрина не утратила своей глубины, но лишённая адекватных средств выражения, то есть современного языка и аллегорий, во многом утратила своё очарование: для одних язык современных литургий малопонятен из-за его архаической пышности и символики, для других напротив недостаточно трагичен и связан с обыденностью, что овлекает рассеянное внимание обывателя...
Так же большая церковная проблема сегодня, особенно в православном мире, отсутствие подлинно святых старцев или пастырей-священников, которые могли бы быть лидерами, вожаками для масс верующих и неофитов и проповедуя, объясняли бы проблемы современного мира, проблемы истории христианства на современников языке - доступном, умном, взволнованном и понятном для большинства!
Они есть, конечно, но, к сожалению, теряются среди массы безликих "религиозных чиновников" в рясах, которых сегодня более чем достаточно. Да и жизнь это чиновное священство ведёт далёкую от святости: селятся в хоромах, ездят на мерседесах и имеют множество служек в качестве денщиков и это не страшно, когда мы видим, что иерархи этим тяготятся, но терпят. Однако многие "служители веры", видят в этом чуть ли не смысл своего служения Богу и все накопленные ими богатства, воспринимают как атрибуты карьерного роста.
Такие служители - страстные сторонники застоя - ненавидят перемены и горой стоят за привычный, сотнями лет устоявшийся церковный быт, отрицая необходимость любых перемен, даже самых насущных.
За последние сто лет, жизнь чудесным образом переменилась - человек слетал в космос, высадился на Луне, изобрел "волшебные" средства массовых коммуникаций, но вместе с тем, пережил две страшные мировые войны и стоит на грани развязывания третьей, теперь уже всеуничтожительной, так как обладает средствами массового убийства сокрушительной силы!
А церковно-чиновная масса в рясах делает вид, что всё осталось по старому, трудится, зарабатывая себе на хлеб насущный, словно не замечая происходящих перемен, а им помогают пребывать в летаргическом сне так называемые теологи, работающие над проблемами - какого размера был Ноев Ковчег или какой породы было дерево познания Добра и Зла...
Но есть и другие, подлинные пастыри!
Хочу сказать насколько грустных слов в память о Владыке Антонии Сурожском, который повлиял на многих русских православных так, как, наверное апостолы влияли на братию новообращённых в своё время.
Его жизнь, его судьба, удивительны, трагичны и счастливы, одновременно...
Родился он почти в начале века, пережил две мировые войны и русскую революцию, скитался без крова и семьи по Европе.
После немыслимых странствий осел с родителями во Франции и в четырнадцать лет уверовал бескомпромиссно и глубоко, ощутив во время чтения Евангелия Иисуса Христа рядом с собой и после посвятил себя служению церкви христовой, на всю жизнь сохранив веру чистую и светлую. Он был студентом естественного факультета в университете, стал врачом потом стал врачом на фронте, во время войны участвовал как доктор во французском Сопротивлении и став священником ещё до войны, с пятидесятых годов двадцатого века был иерархом в Сурожской Епархии, то есть в Англии.
Владыка Антоний оставил после себя несколько томов, замечательных проповедей и, читая их, я нашёл для себя много ответов, касающихся христианства, православия, и жизни вообще.
Самое удивительное в его проповедях - это язык, это современное понимание того, что происходило две тысячи с лишним лет назад со Христом и его подвижниками - Апостолами, умение объяснить и отвечать на самые трудные вопросы встающие по прочтении Ветхого и Нового Завета.
У меня, да и у многих слушателей его проповедей возникало полное впечатление, что Владыка настолько хорошо знал историю христианства, настолько глубоко и проникновенно погружался в суть Писания, что казался мне современником тому, что давно минуло.
Будучи биологом, врачом, иначе говоря естественником, он, в отличии от многих коллег - агностиков, верил сам и умел на современном нам языке не только объяснить свою веру, но и передать нам, маловерам, частицу своей глубины понимания происходящего...
Владыка был из тех, кто, веруя, любил Иисуса Христа больше чем своих родных. Мне кажется, что именно этой возвышенной любовью Владыка мог заражать своих слушателей и так благотворно влиять на всех, кому он говорил свои проповеди: студентам - семинаристам, своим прихожанам и маститым иереям.
Прекрасное знание современных достижений науки и философии, только помогали ему разговаривать с верующими и делали его проповеди, его понимание глубины и неисчерпаемости веры чрезвычайно убедительными. Своими проповедями, своей жизнью Владыка Антоний доказывал вечное существование Бога и проявлял светлый оптимизм, рассказывая о жизни Иисуса Христа, спасающего человечество от животных инстинктов и сатанинского эгоизма!
Для России сегодня, подлинное христианское слово дороже конституции - верующие, наконец, должны противопоставить воинственному атеизму, псевдо вере фарисеев не менее убедительное христианское слово, доступное, понятное и соответствующее запросам современности, отражающее всю глубину противоречий и побед современного христианства.
Владыка Антоний Сурожский, отец Александр Мень и многие другие православные богословы делали и делают великую работу по разъяснению, углублению и распространению христианской веры и их трудами прирастает и возвеличивается как православие, так и христианство в целом...
В Заключении я хочу процитировать Владыку Антония, часть его проповеди из сборника "Человек перед Богом":
"...Дальше - богатая притча о блудном сыне, об отвержении им отца, о самостоятельной жизни, оторванной от Бога, от правды, от всего святого и о голоде, который его охватил, когда с ним случилось то, что он совершил над отцом. Отцу он сказал: Старик, ты зажился! Я не могу дождаться времени, когда ты умрёшь, чтобы пользоваться тем добром, которое ты собрал своим трудом и которое я унаследую! Сговоримся: ты для меня больше не существуешь! Умри - и дай мне плод твоих трудов... И он взял, ушёл, расточил всё с такими же, как сам, людьми, которые при нём были пока было что у него взять; а когда не стало ничего они ему сказали: Ты не существуешь больше! Ты умер, тебя нет... - и ушли. И осталось только одиночество, голод, брошенность; и тогда он вспомнил, что у него есть отец. Разве мы не похожи на этого юношу? Разве мы не поступаем так же? Разве мы не говорим Богу постоянно: "Дай! Дай! Я требую от тебя!"... и тогда Бог отзывается: "Я тебе дал, Я тебе дал ценой Своей жизни и смерти на Кресте, и сошествии во ад"... - А мы отвечаем: "Хорошо! Значит, теперь я могу всё взять"... Мы не говорим так нагло, нет! Но мы живём так нагло, мы поступаем так нагло, мы сладкими словами показываем ту же самую едкую, горькую неправду. Блудный сын покаялся, встал и пошёл обратно к отцу; он знал, что недостоин больше сыном называться - может быть, отец его возьмет наёмником, рабом на поле... Мы так не идём, когда каемся; мы идём в уверенности, что будем прощены, что мы и теперь сыновья и дочери, что нам надо только выразить своё сожаление - и Бог простит... Неправда! Даром прощения никто не получит; Бог простит - да, но что толку, какая разница, если наша жизнь от этого ни в чём не переменилась?
Помните, что Серафим Саровский сказал одному из своих учеников или посетителей:
- Если ты будешь молиться Богу, Он тебя простит; но помни, какой ценой Он получил право тебя прощать! Каждый раз, когда ты грешишь и просишь прощения, это как бы Его новое распятие тебя ради, ради тебя одного...
Вот каково наше положение: что отец простил - это другое дело; речь идёт о нас, не о благости, святости, жертвенности отца, а о нас самих..."
2005-ый год. Лондон. Владимир Кабаков
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal