Бессмертный К. С. : другие произведения.

Анархизм

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 6.41*6  Ваша оценка:

  Анархизм - это отнюдь не новое явление, как это сегодня некоторым кажется, данное явление (точнее - политическое течение) зародилось еще на рубеже XIX-XX веков, а своими корнями так и вовсе уходит в глубокую древность.
  Но сначала о том, что же такое анархизм.
  Анархизм - это учение об анархии (от греч. αναρχία - безвластие), то есть о таком устройстве жизни общества, при котором не будет место для государственной власти, капиталистических отношений, иерархии.
  Анархисты выступают против любых форм угнетения, эксплуатации, насилия, принуждения. Основная идея таким образом - это идея о Свободе (о свободе как общества в целом, так и отдельных людей, составляющих это общество).
  Издревле предтечи современных анархистов противостояли государственническим идеям, противостояли иерархии, ханжеской морали, бездумной механизации (в частности даосы в Древнем Китае), экономическому неравенству, выступали с осуждением войн... Со складыванием анархизма, как самобытного социально-политического учения, формируется и его основная направленность - это и критика современных национальных государств (направленная против государств вообще), и критика капитализма, набирающего ход, осуждение частной собственности.
  При этом уже первые анархистские мыслители (Уильям Годвин, Пьер Жозеф Прудон, Макс Штирнер) определили своего главного врага - Государство (это должно объяснить неискушенному в вопросах анархистской теории, почему сегодня один из самых популярных и известных лозунгов анархистов - 'Выше-выше черный флаг! Государство - главный враг!'), как источник всего (ну или, по крайней мере, почти всего) того плохого, что существует в нашем мире.
  Говорить при этом, что анархисты сторонники хаоса, беспорядка, так же не приходится, так как они как раз таки сторонники порядка, однако порядка основанного на социальной справедливости, равенстве, взаимопомощи ('Анархия - мать порядка!'); не анархия рождается из порядка (как кто-то, возможно, думает, считая, что приверженность к анархистским идеям - это просто протест против существующего порядка, протест против общественного устройства), но порядок рождается из анархии (в том смысле, что настоящий порядок, основанный на справедливости, может родиться только из анархии, и потому как раз Анархия является не дочерью, но именно матерью порядка - о чем, кстати, и писал в свое время П. Ж. Прудон, и благодаря словам которого собственно и возникла означенная выше фраза, непонятная ныне многим простым обывателям).
  Так что анархизм - это не просто протест, но, прежде всего - это стремление к справедливому мироустройству, и уже только во вторую - критика окружающей нас действительности. К тому же, стоит еще вспомнить о том, что анархистские идеи отнюдь не оторваны от действительности, а находятся в тесном с ней взаимодействии, временами выступая в качестве основной движущей силы истории, либо одной из таких сил (это и Махновщина в годы Великой Русской Революции 1917-1921 годов, и борьба испанских анархистов, входивших в ФАИ и НКТ, в 1930-е годы, и сопротивление анархистов зарождавшейся фашистской власти в Италии в 1920-е, и движение анархо-синдикалистов ФОРА в Аргентине в первой трети ХХ-го столетия, и многое, многое другое...).
  Стоит отметить еще один принципиальный момент. Анархисты отнюдь не борются за власть (собственно, почему и игнорируют участие в политической борьбе, отвергают партийность), как раз таки наоборот, анархисты борются против любой власти, выступают против любого государства ('Все государства - концлагеря!'). Особенно была бы странной борьба за власть на фоне того, что для анархиста главный враг - это именно государство (что во многом и отличает анархистов от марксистов, которые считают, что сначала надо устранить капитализм, захватить власть, - пусть даже и сделать новое государство максимально 'не государством', установить партийный контроль над обществом, и уж потом, наконец, остатки государственности станут отмирать).
  Само собой, что если анархисты и говорят о переходном периоде, системе Советов, то это вовсе не тоже самое, что предлагают марксисты, так как анархист может признать, что какие-то пережитки государственной системы будут сначала оставаться (всего сразу невозможно уничтожить), однако же, базироваться новая система будет не на них, а на новых взаимоотношениях, и не должно быть 'анархистского диктата', ибо анархист должен не командовать, но помогать налаживать новую жизнь...
  Еще стоит отметить, что анархисты бывают как мирными (пацифисты, те же толстовцы - последователи Льва Николаевича Толстого), так и сторонники насилия (это и просто революционеры, и террористы - чаще всего одиночки - и современные участники 'Черного блока').
  Кроме того, анархизм постоянно привлекает к себе внимание, и в частности творческой интеллигенции. Например, Лев Толстой вообще считается одним из основоположников такого направления как христианский анархизм, хотя сам он себя анархистом при этом не называл.
  Существуют разные мнения, чего же все-таки хотят анархисты, кроме того, что уничтожить государства, хотя, по большому счету, в анархистской среде по этому вопросу единства тоже не наблюдается, что как раз таки и отражает с одной стороны, свободолюбие анархизма, а, с другой стороны, хроническую дезорганизованность в анархистской среде (разве что не параноидальную боязнь любой структурной организованности и единения рядов на базе одной общей для всех участников движения программы).
  По большому счету, если рассматривать наиболее серьезные анархистские идеи касательно того идеала, за который собственно и ратуют анархисты, то можно говорить, что:
   - замена госструктур органами полноценного местного самоуправления на основе местных координационных советов;
  - максимально возможная свобода личности (не в ущерб обществу, равно как и соблюдение личностью интересов общества, но не в ущерб личности - баланс, не достижимый в условиях существования государств и капитализма);
  - совмещение умственного и физического труда;
  - защита окружающей среды, пусть даже и во вред каким либо общественным интересам;
  - упразднение товарно-денежных отношений;
  и многое другое.
  В целом, хочется отметить, что большинство из того, за что ратуют анархисты, возможно осуществить только в мировых масштабах, либо если анархия настанет на большей части территории планеты, в противном случае придется довольствоваться, видимо, только частью желаемого, что, на самом деле, уже можно было бы считать победой, если учитывать то, в каком мире, в каких условиях мы живем, а так же тот факт, что пока анархисты не могут похвастать каким бы то ни было серьезными успехами.
  При этом надо заметить, что, не смотря ни на что, анархистская мысль отнюдь не стоит на месте (хотя некоторые положения и застряли где-то на уровне 1900-1930-х годов), наоборот, она развивается и пополняется новыми положениями, новыми идеями - это и борьба за экологию, в которую во второй половине двадцатого столетия активно включились анархисты, и активное участие анархистов в альтерглобалистском движении на рубеже двадцатого-двадцать первого веков, и движение сквотеров и т. д.
  Что касается альтерглобализма, то это, с одной стороны настроенные на мирные действия пацифисты, а с другой стороны - упоминавшийся выше 'Черный бок', участники которого являются сторонниками насильственных действий, нередко сталкиваются с полицией и неонацистами.
  Постоянно создаются новые анархистские коммуны, что говорит в частности и о преемственности поколений, а точнее, о преемственности идей.
  Так что анархизм, хотя и не является сегодня столь массовым и широко распространенным явлением, каким он был семьдесят лет назад, однако мы можем отметить, что в последнее время наблюдается определенный рост интереса к либертарным идеям, что анархизм вновь начинает пробивать себе широкую дорогу в мир, так что, как кажется будущее у нас впереди - Капитализм и Государство отнюдь не вечны, и вовсе не безупречны, так что, за нами будущее, за Анархией будущее.
  
  Лето 2006
Оценка: 6.41*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"