Главной темой социологии Тенниса была социальная связь. Он предпринял попытку совмещения двух традиционно противопоставляемых точек зрения: социологического номинализма и социологического реализма, "атомизма" и органицизма. Невозможно, считал он, осмысленно ответить на вопрос, является ...
Античной антропологии хорошо известны одноглазые люди, или киклопы. В нашу эпоху киклопы размножились,но мы утратили древнюю мудрость, которая помогала их различать.
Если мы захотим увидеть ретроспективу идеи "суверенитета народа", то заглянем в очень глубокий исторический колодец, в прозрачной воде которого непременно увидим РЫБУ (IHTIOS). Видит ли её Павел Новгородцев? - Хотелось бы узнать.
Человеку невозможно не иметь правосознания; его имеет каждый, кто сознает, что, кроме него, на свете есть другие люди. Человек имеет правосознание независимо от того, знает он об этом или не знает, дорожит этим достоянием или относится к нему с пренебрежением. Вся жизнь человека и ...
Наиболее известный труд Аристотеля "Политика" мы привычно рассматриваем как "Трактат о Государстве", однако "Греческий разум... - пишет Жан-Пьер Вернан, - во всех своих достоинствах и недостатках... - дитя полиса". А полис, по мнению Джорджа Сабина, "столь отличен от политических ...
Книжная культура получила свое начало во времена Сократа. С тех пор мы живем в книжной культуре. Даже наша религия происходит из Книги. Давно уже не живое общение, а литература, то есть письмо стало обителью и хранилищем языка. На письме мы говорим красиво, и правильно, и содержательно, ...
"Прагматизм признает истиной то, что лучше всего "работает" на нас...". Едва ли можно сочинить лучшую формулу маркетингового подхода к действительности. Во времена Джемса - это было злым пророчеством. В наше время подобное мышление стало реальностью.
Практическая модернизация евангелической веры в направлении большей эмоциональности, против рациональности - в согласии с "трендом", наметившимся в психологии. Или компенсация самооценки атеиста в ущербной её части: именно, в части нехватки веры, в условиях моды на веру в кругах так ...
Как совместить науку о государстве и его институтах с либеральным индивидуалистическим гуманизмом? Как вывести религию, право, суд, войну, экономику, культуру из психологии личности? Эту задачку пытались решить многие философы Нового Времени. Особую страничку в этой истории образуют ...
Есть два вида понятности. Один вид понятности - коммуникативный: означает взаимопонимание, полное согласие между лицами. Второй вид понятности инструментальный, технологический: это Јноу-хау", знание как сделать вещь, понимание устройства артефакта. Именно эту техническую понятность ...
Славный Рене Декарт, или Картезий, которому мы весьма многим обязаны, формулирует "основные правила своего метода" в следующих словах: "Первое - никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью..." Что значит "с очевидностью"? Мираж в пустыне ...
В государстве лицо вольно поступиться своей свободой и стать членом корпорации, приняв корпоративные правила. С этого момента имярек исчезает как "Я" и, даже говоря "я", на деле выступает как "мы". Имярек волен также и не вступать ни в какие корпорации, и сохранить полную нравственную ...
Именно "партия безоглядного преобразования" в составе иммунного политического антитела и взяла на вооружение европейские социальные революционные идеи. Но, если в Европе революционер являлся политическим представителем народа или какой-то значительной его части и настаивал на осуществлении ...
Аристотель определял человека как "продукт полиса". Просвещенцы формально следуют за Аристотелем, но замещают конкретный греческий полис абстрактной "средой обитания", в полном соответствии с переносом ударения с "politicon" на "zoon", или "животное", которое вместе с утратой своего ...
Новую либертарианскую атаку на религию, устоявшую против всех революций Нового Времени, начинает британский этолог (sic!) Ричард Докинз. Этология вообще-то изучает поведение животных. Отчего же этолог вдруг берётся освобождать людей от Бога? Да оттого, что мы живём в царстве взбесившейся ...
Политический пирог Нового и в особенности Новейшего Времени замешан на дрожжах "свободы". Это кодовое слово всех политических программ. Оно обязательно присутствует в ключах идеологических "хакеров", влезающих в наши мозги с целью манипулирования нашей якобы "свободной" волей.
На тему Права написаны миллионы страниц текста. Тем не менее, в философии природа Права так и осталась невыясненной до конца. Очевидно, сил одного лишь разума для этого недостаточно.
Спор об опресноках - полемика, которая возникла между греческими и латинскими богословами в 1053 году, о том, какой хлеб - пресный или квасной, - нужно использовать в таинстве евхаристии. До середины XI века вопрос о евхаристическом хлебе латинскими и греческими богословами не обсуждался. ...
Для того, чтобы автономные люди могли образовать общество путём свободного волеизъявления и заключить общественный договор, человек должен обладать господской волей (arbitrarii liberum). Но, если мы принимаем владычную свободу воли человека, то должны принимать и источник этой свободы..., ...
Слово "демиург" означает, собственно, ремесленник (горшечник, плотник, кузнец, etc.), или, буквально, "простонародное занятие"; от "демос" = народ и "ургос" = трудящийся, работающий, делающий что-то своими руками. Иными словами, религия "демиурга - это религия так называемого "простонародья".... ... ...
Французский импрессионист Поль Сезанн, изобретатель кубизма, писал своему другу, художнику Жоржу Браку: передавай цвет и объём с помощью кубов, цилиндров, шаров и пирамид.... Мы понимаем это как попытку создания алгоритма распознавания образов, предназначенного для робота цветового ...
Два современника, Иммануил Кант и Адам Смит, принадлежащие Просвещению с его упадком религиозности, оба взялись ответить на вопрос: если Бога нет, всё позволено? И начали искать гуманистические основания морали. Один нашел их в Разуме, другой - в моральных чувствах. Противореча и ...
Обозревая историю философии от античности до века 19-го, Вильгельм приходит к выводу, что мировоззрение не может быть получено из мира. Попытки укоренить свои понятия в окружающем мире приводят только к скептицизму, который критикует любое воззрение и не предлагает никакой опоры. ...
И пока в потоке существования не появляется Он, Друг, превращающий этот поток в реку с двумя берегами - так что мы ощущаем себя уже не в потоке, а на берегу, соединенном мостом с другим берегом, - до тех пор вся данность, или все, что является, может быть лишь условно отнесено к Я. ...
Этому философу английского Просвещения в советской Истории Философии было уделено мало места. Его основной труд "Введение в принципы нравственности и законодательства", который мы здесь комментируем, был переведён на русский язык уже в новой России, в 1997 году. Мы работаем с оригинальным ...
Хотя Гуссерль нигде ни словом не упоминает о буддизме, иногда он невольно выдаёт себя, называя свои "эйдетические" построения "нашими медитациями". Мы можем аплодировать Гуссерлю за удачное и тайное усвоение Европе философии Махаяны. До него на этой стезе отметился Шопенгауэр. Но ...
Философская формула несомненности существования саморефлективна: познаю значит существую. Теологическая формула коммуникативна: если меня окликают значит я существую. Соответственно, человек новой философии сам получает знание того, что хорошо и что плохо. Человек теологии должен ...
Вполне логично думать, что моральный порядок в людях является продолжением порядка Природы, в смысле достраивания Космоса, продолжения его в мир людей. Но штука в том, что эту часть Космоса достраивает сам человек; и делает это несколько более сложным способом, чем простое открытие ...
В I веке н.э. Римский мир в рамках своей публичности родил новую республику, республику святых; нравственно выделившуюся из римского мира. Старое человечество обречено. Земля уступлена новому роду людей.
В этом рассуждении ясно показывается, каково есть продолжение христианского служения из священного личного духовного присутствия Царя небесного в царство позитивных интересов целей и ценностей; из чего следует убеждение в нерасторжимой связи христианской жизни и либерального конституционного ...
"Философия права" Гегеля (1770-1831) - одна из наиболее знаменитых работ во всей истории правовой, политической и социальной мысли. "Философия права" представляет собой синтез философских и политико-правовых исследований Гегеля на протяжении ряда десятилетий. Историческая судьба этого ...
Я находится в мире у себя, когда Я знает мир .... Г. В. Ф. Гегель. Не споря с Гегелем, можно задаться вопросом: каково это Я? Является ли оно единственно возможным?
Человек - существо производящее. Знание определяет его волю в процессе созидания артефактов. Поэтому в основе своей всякое знание - это проект, модель и технология. Ограничивается ли этим наше понимание? Спросим об этом у Дильтея и Фейнмана.
Если Вселенная подвержена Эволюции, то какое место в ней занимает эволюция человеческих обществ? Яркий представитель английского позитивизма Герберт Спенсер, в числе многих, пытался получить ответ на этот вопрос.
Столь знакомая нам, людям Нового Времени, освобождающая и просвещающая теория Эволюции, с некоторых пор вдруг перестала удовлетворять нас: блеск её логики потускнел, и её объясняющая сила ослабела. Говоря её же (Эволюции) языком, на последней ступеньке лестницы нашего Развития она ...
В суждении вкуса именно его сообщаемость принадлежит чистой способности суждения. Сообщаемость необходимо сопряжена с представлением чувства. Это выдвигает на авансцену произведение искусства, поскольку именно произведение искусства является тем представлением чувства, которое сообщается ...
Мы привыкли, указывая на своё отражение, говорить: "это Я", но где в этом интегрально воспринятом облике собственно "Я"? О, мой облик! Он нагружен символами, как хороший воз сеном. Многих из этих символов я не знаю, но ношу на себе. Отчего же тогда ввожу в заблуждение себя и ...
Прежде, чем читать, подумай о том, а не остались ли у тебя еще какие-то незавершенные ненастоящие дела? если остались, то лучше сначала их завершить...
Если разница между твоим будущим и твоим представлением о нем не зависит от твоего будущего - это было бы понятно. Но что ты будешь делать, если вдруг она не зависит от твоего представления о нем?
Буриданов осел умер от голода, не сумев сделать выбор между двумя одинаковыми стогами сена. Есть идея изменить постановку задачи и посмотреть, что из этого получится.
Эти мысли --- попытка (разумеется безуспешная!) остановить некоторые мгновения жизни --- как внешней, так и внутренней --- и задержать подольше на них свой взгляд. Они писались прямо на личной страничке автора в социальной сети ВКонтакте на протяжении нескольких лет (первая мысль ...
Внимание! Обновлённый вариант от 09.06.16! Основные изменения -- помимо названия -- наличие второй, центральной части, тогда как введение и заключение остались почти неизменными.
Написано на http://bf.sistema.ru/futuretense2019/ Тематически эта история входит под номером 2 в цикл "Сказки близкого будущего", первым номером в котором стоят "Шипящие". На этот раз автор ведёт речь не о том, что независимый от людей искусственный интеллект может оказаться дружественным, ...
Возжелал привести как аргумент в диалоге одну свою старую статью для НеоЛита. Обнаружил, что Neolit.psu.ru не то переехал, не то вообще... поэтому дублирую нужную статью сюдыть, причём (пока) в подраздел "Новое", хотя обозвать таким манером текст, коему уж больше десятка лет как... ...
А вот это уже публицистика в чистом виде. Хотя по форме и близка к вольному эссе. Кому интересно, прочтите; кому не всё равно -- поспорьте. Что-что, а читательские комменты я воспринимаю серьёзно.
Из третьего сборника. Чисто для удобства раздачи ссылок ;) Ах да. В слегка сокращённом виде вирш вошёл в (пока) недописанную повесть "Проклятый" из сборника "Миры Пестроты 5": http://samlib.ru/editors/n/nejtak_a_m/attempt_upd.shtml
Вы догадываетесь или догадаетесь, дочитав до конца, какой ещё мог быть у этого текста финал. (Собственно, их могло быть много, но напрашивался лишь один, заданный первой же раскавыченной цитатой). Однако я не люблю концовок в стиле "в общем, все умерли", поэтому конца у этой поэмы ...
Ещё одна системная работа. Рассматриваются философские основания магии. Выложено в порядке аргументации для Аннита Охэйо и других заинтересованных существ.
Попытка самоанализа текстов из цикла об Эйрас. Кто всерьёз занимался сценарным анализом, свинец в тапки не подкладывайте: я всё ж таки не профессиональный психолог. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Категорически не рекомендую читать ДО внимательного чтения "Костяного дракона", "Глубокого сна" и "Похода ...
Пирожки -- это, если кто не знает, такая стихотворная форма. Я обнаружил, что в этих рамках на родном хорошо делать всякую афористику. Этакие русские хокку. Остальное -- внутри.
Восстановлено по памяти из сгинувшего Самого Первого Сборника, того, что ещё на бумаге и распечатан при помощи пишмашинки. Дата написания выставлена от балды; впрочем, вряд ли это было написано ранее 93-го года. И точно не позже 2000-го.
Из толковища в "Гостиной" иногда прорастают вот такие штуки. Полагаю, постоянные читатели опознают собеседников без труда; для остальных: это прямое, крохотное и не самостоятельное продолжение "Попытки говорить".
Доработанная статья, начинавшаяся с банального самоанализа. Хотя вообще-то она... не совсем доработанная. На тему впору диссер писать -- и это не шутка. Achtung! Таблица inside!
Ну, а вот и сабж. Народ, желавший узнать, что я думаю о фантастике -- вам сюда! Подход, как водится, системный...30.12.12 -- перезалил текст с нормальным форматированием, ибо с ужасом обнаружил косячность оного. Ничего не поменялось, просто теперь текст воспринимается лучше.
Это так... нечто психоделическое. Прошу не ругать за неясность и сильную философскую отвлеченность. Этот рассказ - об основах существования человеческого сообщества.