Настоящие заметки не претендуют на всеохватность, это всего лишь записки очевидца. Писать буду о том, что испытал самолично.
Китайское жилище
Редкому иностранцу доводится внутри такого жилища побывать. Китайцы не очень охотно приглашают к себе гостей, предпочитая встречаться в ресторанчиках, которых здесь не просто множество, но множество превеликое.
Сегодня - день особый, посленовогодний и мы были приглашены в гости одним очень приятным и успешным китайским семейством, состоящим из двух человек: мужа и жены. Сын их обучается в Сингапуре, поэтому в праздновании участия не принимал.
Муж - владелец небольшого (15-20 человек) предприятия, выпускающего предметы из металла, жена занимается недвижимостью и является официальным представителем местного научного городка. Городок небольшой, что-то вроде "наукограда" примерно на миллион человек.
У них две машины: "Пежо" и "Тойота". Дом находится в приличном районе и представляет собой подобие таун-хауса из трёх этажей и бэйсмента, т.е. состоит из 4-х уровней. Спален у них около четырёх, четыре же туалета, кабинет хозяина, столовая, приёмная и т.д., и т.п.
CIMG3571
Гараж на одну машину, вторая находится под навесом, что для здешнего мягкого климата вполне допустимо. Мебель - современная, есть даже шкафы, доставленные из Америки, но декорация внутри - с заметным китайским вкусом и традициями. Вазы, огромные букеты и... несколько вешалок с одеждой в коридоре. "В шкафах не помещается", - объяснили нам.
Для них это был первый приём иностранцев дома, хотя знакомы мы уже давно. Стол был накрыт хорошо и был накрыт не однажды. Муж носился из столовой в кухню и обратно, метя на стол и убирая со стола всё новые и новые блюда. Кушаний было подано не менее двух дюжин, но мы не переели, хотя и отведали с каждой тарелки не по разу.
Чтобы вспомнить все блюда, пришлось свериться с фотокадрами.
CIMG3575
Мясных кушаний, включая: гуся; маринованную свинину с луком; свиные ножки (точнее-ножищи); свинину, тушённую с побегами бамбука, и пр. было около семи.
Каждое из них представляло блюдо какой-нибудь китайской провинции.
Были маленькие ракушки, у которых полагалось откусывать только маленькие кончики, а остаток оставлять в раковине.
Была "жёлтая" рыба из Японии.
Были медузы, нежные, но твёрдые.
Присутствовали, разумеется, и знаменитые "тухлые" яйца. Они имеют то чёрный цвет, а иногда и янтарный, будучи прозрачными насквозь. Яйцам снесены давно, но они на самом деле не тухлые. Приготовляют так: крутые яйца заворачивают в какую-то специальную грязь и добавляют специи с солью. Выдерживают два месяца.
Нам подарили по коробочке таких яиц, готовых к употреблению и уже облупленных.
CIMG3574
Было два супа в больших кастрюлях. Один из них приготовлен с какими-то кореньями, из которых я запомнил только два: женьшень китайский и женьшень американский. Женьшени обладают, как считается, различным действием: американский женьшень успокаивает, а китайский даёт энергию.
Каждое из яств было замечательно не только вкусом, но и особым смыслом, вкладываемым в них. Символы я, конечно, не запомнил.
А вот из спиртных напитков был только глинтвейн. Приготовлялся он из знаменитого "жёлтого вина", сделанного из риса. Вином этим китайские руководители угощают высокопоставленных гостей. Ну, и мы сподобились.
В глинтвейн добавляют не только апельсиновые корочки, но и корни лотоса и ещё что-то, не имеющее переводимых названий.
Что удивило, это отсутствие бокалов для вина. Оно почему-то разливалось в ... картонные стаканчики. Уж не в честь ли американских гостей была выбрана такая изысканная сервировка?
После этого мы просмотрели непременное в те дни фигурное катание из Канады, обменялись комплиментами и разошлись.
Конечно, не у всех в Китае есть такие жилищные условия. Здесь можно наткнуться и на более скромные жилища, а кое-где остались просто трущобы. Но это редкость, их нужно поискать.
Комплексы жилые в основном современные, многие могли бы успешно посоперничать с Москвой и Парижем. По планировке, расположению, удобствам и ... вместимости.
CIMG3679
Если вы хотите снять квартиру, то не думайте искать одно- двухкомнатную. Квартиры на две-три спальни, плюс столовая, плюс гостиная гораздо больше распространены здесь.
Рынок жилья горячий и правительство принимает меры, чтобы не образовался "пузырь".
Несмотря на это, дом наших хозяев вырос в цене в два раза со времени покупки, а дом моей китайской же знакомой в Сан Хосе (США, Силиконовая долина) заметно упал в цене.
Все жилые комплексы окружены оградой, на входе - обязательная охрана, лениво поднимающая шлагбаум для автомобилей или провожающая входящих-выходящих безразличным взглядом. Двери подъездов - кодовые, но открываются карточками с магнитной полоской, а не цифровым набором.
Во дворах - паркинги, подземные стоянки, спортивные площадки, включая освещённые теннисные и баскетбольные корты. Небольшие торговые комплексы: продуктовые магазинчики, прачечные, парикмахерские.
В комплексах тихо. Почему-то никто не шумит и не исполняет хоровые произведения. Дома украшены по крышам цветовыми полосами и орнаментами. У каждого квартала - свой неоновый узор. Вечером это выглядит красиво, даже нарядно.
Внутри - все удобства. Интернет - дело абсолютно обычное в домах и квартирах.
Отопление в каждой комнате отдельное.
Весь Китай делится на две территории. К северу от какой-то (забыл) реки - отопление центральное. К югу - индивидуальное. Вода и газ отпускаются по предоплате. Забыл оплатить вовремя - струйка воды начинает утончаться. Жилец должен выйти в общий коридор и провести специальной карточкой через счётчик. Счётчик считывает с карточки деньги и вода снова течёт полновесной струёй.
Есть, разумеется, и неудобства, к которым нужно приспособиться. Но они невелики.
Что пьют в Китае
Поскольку основной вопрос, стоявший перед нашей интеллигенцией: Пить Или Не Пить, давно уже решён положительно, из него естественно вытекает следующие два:
1. Что и сколько пьют в Китае?
2. Что в Китае пьют "лаоваи"?
Передо мной на столе стоит глиняная бутылка 52-градусной рисовой водки. Она куплена в небольшом п.г.т. с населением чуть менее 5 млн. человек. Сопровождавшее меня в поездке коренное население убедило купить эту бутылку, поскольку такую водку делают только в этом посёлке и только там её продают.
Попробуй после этого сделать даже скромное обобщение. Не устану повторять, что Китай - огромная страна с двунадесятью языками, а количеством обычаев, кулинарных и питьевых, превосходящих число провинций и приближающихся к числу населённых пунктов.
Общую тенденцию выделить всё-таки можно и тенденция эта до обидного банальна.
Чем дальше на север, тем пьют больше и крепче.
В Гуанчжоу вам нальют водку в сосуд нисколько не больший, чем напёрсток.
В Бейцзине пьют из рюмок почти нормального размера, который увеличивается по мере приближения к Харбину.
Водка китайская, если это можно назвать водкой, делается из риса или сорго. Сорго это такой злак.
Из него гонится знаменитая китайская водка - Маотай.
Названа она не в честь Отца нации, но по имени деревушки, где её изготавливают монопольным образом. "Маотай" пьют на государственных приёмах, торжествах, свадьбах, а также в компаниях зажиточных людей. Поллитровка тянет почти на 100 долларов, не шутки.
Впрочем, напитки примерно такого же, на мой вкус, качества можно приобрести и дешевле и градусами посерьёзнее: до 720.
Китайские вина делаются из риса, а то и из винограда. Марка у них та же, как у тушёнки: "Великая стена".
В этой области у меня личного опыта нет. Легче перелезть через Стену, чем заставить себя купить бутылку такого вина. Ни красного, ни белого.
Единственное вино, заслуживающее внимания - жёлтое.
Оригинал "Хуанчжоу" выпускается в одном единственном городе, хотя охотно копируется по всей стране. Вино это пьётся горячим и подаётся на приёмах в высших правительственных кругах.
Китайское пиво. Оно бывает трёх сортов:
1. Хорошее, это "Харбин" или "Цинтао", названные по имени городов, в которых их варят. В олимпийском Цинтао пивоварню основали немцы, а в Харбине - представители другого великого народа. Прилежные китайцы свято хранят традиции и выпускают напитки вполне приличного качества.
2. Нехорошее - пиво от других производителей.
3. Совсем плохое -"Будвайзер" и подобные им помои.
Пиво пользуется у населения особым спросом, чему способствует обилие острой пищи в китайской кухне. Попробуйте скушать кастрюльку лягушачьего мяса по-сычуаньски, никак не получится без полутора бутылок "Цинтао", и не старайтесь.
В американских путеводителях по Китаю можно найти предупреждение о том, что китайцы - питоки мирового класса и с ними лучше не состязаться.
Не знаю, не знаю, может, для американцев это и так, но нами особой конкуренции замечено не было.
Однажды, правда, очень крутой менеджер принялся подливать нам пива по полной программе, сопровождая каждый налив возгласом "Ганбей" (буквально - "осушить стакан") и тут же наполняя стаканы новой порцией.
Под конец ужина довольный выполненной задачей китайский менеджер отправился на заслуженный отдых, слегка пошатываясь, а один из наших, оторвавшись на секунду от писсуара, с удивлением спросил: "Слушай, а чё это было? Они нас, что, споить хотели?"
Кто такие "лаоваи"? "Лаовай" - прозвище иностранцев, буквально означает - "старый дьявол", но отрицательной коннотации в себе не несёт.
Иностранцы предпочитают называть себя "вэйгворэн" - "человек из другой страны", но китайцы употребляют исключительно "лаовай".
Приехали вы в Поднебесную на один день или живёте здесь постоянно, обзавелись женой и детьми, всё равно вы - лаовай.
Лаоваи делятся на две неравные категории. Первая категория стремится к изучению и глубокому погружению в самую старинную и богатую мировую культуру, включая историю, традиции, язык, кухню, женщин/мужчин и т.п.
Категория вторая относится к стране временного пребывания в лучшем случае, с любопытством. Они постоянно испытывают ностальгию по своей родине, привычному окружению, национальной еде ("эх, картошечки бы!"), напиткам и... лицам противоположного пола.
Особые чувства испытываются к напиткам. Ностальгирующих лаоваев тянет не к благородным сорговым жидкостям высшей крепости, но к каким-то джинам, виски, текилам и, прости господи, водке, включая картофельные сорта.
Что же, китайские прилавки предлагают вам и такую возможность. Здесь есть всё: от французских вин до польской "Выборовой". Цены на водки - ниже, чем в Верхней Америке, где каждый, покупающий бутылку, вносит недобровольный вклад в копилку многочисленных посредников, торговцев, муниципальных и федеральных правительств и прочих жуликов.
В Китае число нахлебников умереннее, но и риск покупки "палёного" продукта повыше.
Как с этим бороться? В Китае, как нигде, "места нужно знать".
Нашли магазин, где продаются качественные напитки - держитесь его. Не будет болеть голова наутро.
Сделали вам хороший "фут массаж" - звоните и вызывайте только её. Проснётесь, как новенький.
Не повезло - пеняйте на себя. Взывают ноги, взыскует голова.
Почему же я люблю китайцев больше, чем американцев?
Ответ прост и парадоксален: они честнее.
Если бы всё же потребовалось дать краткое обобщение того, что и сколько пьют китайцы, ответ был бы прост: ЧАЙ.
Но это тема не для мини-репортажа. О чае нужно писать поэму. К её написанию ваш покорный слуга ещё не готов.
Чай, который пьют в Китае, не приходится тому, к которому привыкли мы, европо-американцы, даже дальним родственником. Они между собой не знакомы.
Не далее, как в феврале, удалось побывать на самой знаменитой чайной плантации и продегустировать "царский чай" - "лунцзин" на его исторической родине.
CIMG3826
Цена - заоблачная, вкус - тончайший, действие - уникальное.
Улучшает зрение, кровообращение и, как читатель мог заметить, работу мозга.
Китайский транспорт
Китай, вероятно, имеет самую разнообразную транспортную систему. Кроме имеющихся вовсём мире авиа-, водных и сухопутных транспортных средств, в неё необходимо включить рикш (с мотором и без мотора), электрические велосипеды (их здесь за 100 миллионов), гондолы (их тоже несколько типов) и сверхскоростные поезда, являющиеся обычным, пользуемым рутинно, транспортным средством.
Кроме многочисленных авиакомпаний Китайской Народной Республики, к числу китайских можно отнести и EVA Air - Тайваньскую, и Гонгконгскую, и Макао и даже Сингапурскую, потому что ведь в Сингапуре тоже преобладают китайцы.
Уровень сервиса на внутренних линиях вполне приличный, получше средне-американского, где пассажиры уже платят за еду, багаж, а в обозримом будущем сделаются платными одеяла и посещение туалетов.
Аэропорты вместительные и очень логичные. Запутаться в них трудно даже иностранцу. Указатели на двух языках.
На въезде в страну нужно проходить кроме иммиграционного с таможенным ещё и медконтроль.
Контроль осуществляется мгновенно и времени не занимает нисколько. Если у вас, конечно, не повышенная температура. Ещё полгода назад её измеряли у каждого пассажира прямо в самолёте. Сейчас - поставили датчики в зоне медконтроля. Одного пассажира с нашего самолёта задержали и отвели в сторонку.
Звука выстрелов мы не слышали. Но мы-то знаем, что делает кровавая китайская гэбня с нарушителями общественного спокойствия.
Иммиграционному чиновнику вы можете выставить оценку, нажав кнопку, по пятибалльной шкале.
Замешкался - получи трояк, узкоглазый.
Выходите из зоны контроля под равнодушными взглядами таможенников и попадаете в большой зал, где вас радушно встречают представители местного транспортного сервиса.
Если вы - лох, нанимаете первого же приветливого частника, который говорит по-английски и доставит вас, куда требуется, за заранее оговоренную сумму.
Нелохи смотрят на таблички и находят нужную. Например: MALEV. Это сверхскоростной поезд, в котором я зафиксировал скорость в 439 км/час.
CIMG0895
Он довезёт вас из международного аэропорта Пудонг до центра Шанхая за 8 минут. Движения, если закрыть глаза, почти не ощущаешь. Только качнёт чуть-чуть в середине пути, где два встречных поезда соединяются на миг в пространстве.
Если вам нужно в другой город, следуете по терминалу к автобусам дальнего следования. На станции никто не говорит на чужих языках, кроме случайных пассажиров. Но вам помогут, непременно помогут. Попытаетесь сесть не в свой автобус - высадят. И так - до тех пор, пока не попадёте в нужный.
Покрытия всех без исключения дорог - очень даже замечательного качества. На загородных шоссе легковушки катят и 140 и 160 км/час, не испытывая особых неудобств.
Пробки редки, правда, в таких гигантских городах, как Бейцзин или Шанхай, в них можно попасть.
Впрочем, тенденция к увеличению количества автомобилей предполагает современное городское планирование. В Бейцзине, мне рассказывали, есть четыре или даже пять кольцевых дорог, облегчающих и упорядочивающих движение.
Сущствуют и другие рычаги, например, ограничение движения частных машин. Оно было введено как временная мера перед Олимпиадой, но для китайского правительства временное оказалось синонимом постоянного.
Так и ездят теперь столичные частники - через день.
Главный вид транспорта для иностранца, конечно, такси. Это очень доступно, дёшево и соблазнительно. Китайские такси - воплощённая мечта помещицы Простаковой.
Таксисты вежливы и знают, куда вас везти. А если не знают - тут же звонят по телефону или включают GPS, через считанные секунды вы в пути. Возникают недоразумения и ваш шофёр не говорит на знакомом вам языке (они не говорят никогда, а вы не знаете ни путонхуа, ни шанхайского) - тоже нет проблем. В каждом шанхайском такси можно найти номер телефона, по которому с вами побеседуют по-английски и успокоят.
Что замечательно: китайские водители даже не намекают про чаевые. Они рассчитываются до единого юаня и тут же выдают напечатанный счёт с овальной позолоченной печатью. Не брезгуйте счётом. Если он не нужен для финансового отчёта, может всяко пригодиться. Когда вы обнаружите, что из кармана выпал сотовый телефон или кошелёк, найти такси, в котором произошёл казус, будет разрешимой задачей.
Впрочем, такси - это для новичков. Человек, приехавший в Китай, обычно проходит три стадии привыкания к действительности.
1. "Возьму-ка я такси, оно тут ничего не стоит, выйду у любого ресторана, в любом - пальчики оближешь и закажу пару бутылочек пива".
2. (Через месяц-другой) "Поеду сегодня на автобусе и сэкономлю денег, чтобы пообедать вон в том ресторане, там готовят лучше и всегда есть холодное "Циндао".
3. (Ещё через месяц вживания) "Никуда не поеду. Буду сидеть дома и пить пиво".
Итак: автобус. Проезд по городу стоит 1 или 2 юаня. Ходят по расписанию. Электронное табло на остановке показывает время, оставшееся до прибытия. В салоне - телевизор, развлекательная программа. Остановки объявляет приятный женский голос. Впрочем, вам это ни к чему, вы же не говорите ни на путонхуа, ни на кантонском. Протягиваете бумажку с китайским адресом водителю и он показывает вам на дверь по прибытии.
В автобусах дальнего следования есть и туалет, и телевизор, и камеры слежения за пассажирами. Ходят эти автобусы минута в минуту. Современные, комфортабельные. Совсем было бы в них хорошо, если бы не ... китайцы.
В скученной остановке проявляются их худшие качества. Они чихают просто в воздух, громко говорят по телефону и толкаются при входе/выходе. Сволочи.
Зато междугородные автобусы недороги. За 2-3 часовую поездку с вас возьмут эквивалент 10-12 долларов. И доставят с гарантией.
Случилось нам увидеть и совершенную новинку: автобусы дальнего следования со спальными местами. Чистенькие постели в два этажа, расположенные вдоль окон.
Как там внутри - не знаю, на дальние расстояния только летал.
Мой любимый вид транспорта - электровелосипеды. Их популярность велика и объясняется: а) дешевизной (новый стоит 260 долларов) и б) для их вождения не нужны права. Пытался какой-то умник изменить последнее правило, но тут же восстала 100-миллионная армия владельцев и ... законопроект похоронили.
Чем они привлекательны (но и опасны) - полной бесшумностью. Прежде, чем остановиться или перейти дорогу, нужно трижды обернуться, чтобы не столкнуться с велосипедом и не причинить невольно травму его миниатюрному водителю.
Особый вид транспорта - рикши. В эпоху исторического материализма это был и самый скоростной способ передвижения. Если советский командированный или дипработник был замечен в экплуатации человека человеком, дорога домой укорачивалась до одного дня.
Рикши бывают педальные и моторные. Стоят они недорого, к тому же чувствуешь себя гораздо комфортнее, чем в автобусе. Коляска-то вмещает одного седока, не более. С неё удобно разглядывать неторопливо проплывающие пейзажи и ловить взгляды прохожих, застывающих на миг при виде невиданного в этих краях "лаовая".
Другой вид транспорта, который покорил моё сердце ... гондола. Если вы думаете, что гондола является принадлежностью одного города - Венеции, вы будете недалеки от истины. Венецианцы тоже так думают.
Но изобретены управляемые кормовым веслом судна не в Италии. Родную Венецию с ними ознакомил неутомимый путешественник и фантазёр Марко Поло. Он побывал в моём любимом городе и записал на манжете: "В городе таком-то имеется 6 тысяч мостов". Цифра впечатлила венецианцев и они тут же принялись копать каналы и строить гондолы: грузовые и пассажирские.
Трудолюбивые венецианцы докопались до цифры в 453 моста, настроили множество гондол и вырастили целую касту гондольеров, славящихся своей грубостью и отсутствием музыкального слуха.
В китайском же городе, если верить местному гондольеру, в настоящее время имеется всего 260 мостов, что является своего рода мерилом правдивости великого венецианца, не зря носившего кличку "Марко - миллион".
Местные гондолы не так роскошны, как венецианские, но зато гондольер, если вы ему понравитесь, прочтёт вам старинную китайскую поэму, споёт, и неплохо, китайские песни, начиная со свадебных и кончая революционными.
0439-2
Если же вы окончательно завоюете его сердце изящным комплиментом на родном языке, он может позволить вам порулить.
Ах, какое это счастье: увидеть себя на корме гондолы, вращающим тяжёлым, но послушным веслом, лавирующим узким каналом, служившим некогда для защиты города от захватчиков.
Мирно проплывают нависающие над водой дома, тыльные стены ресторанов, ступеньки, с которых жители сотни лет полоскают своё нехитрое бельё и балкончики, на которых они его беззастенчиво сушат.