Юринов Владимир Валентинович : другие произведения.

Ля восьмой октавы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  (из книги "На картах не значится")
  
  Если ты, дорогой мой читатель, увидишь когда-нибудь в какой-нибудь военной кинохронике или, скажем, в художественном фильме о буднях защитников Отечества, сюжет о том, как вешают бомбы на самолёт с помощью механических или, тем паче, гидравлических приспособлений, то можешь смело доставать из авоськи тухлые яйца и метать ими в экран. Ибо тебя дурят, причём дурят беспардонно и внаглую!
  На самом деле в российской авиации эта увлекательная процедура традиционно - наверное, ещё со времён Нестерова и Арцеулова - выполняется вручную. Хотя, пардон, Нестерову и Арцеулову вешать бомбы на самолёт, конечно, было ни к чему: в те времена - времена летающих этажерок - бомбы были такими, что лётчики спокойно клали их по несколько штук в карман лётной куртки. Нам же, в отличие от прославленных русских авиаторов, вешать бомбы и ракеты на самолёт приходилось довольно часто. И если со стокилограммовыми и даже с двухсотпятидесятикилограммовыми "железяками" больших проблем не возникало, то "пятисотка" всегда стояла особняком.
  Я вспоминаю, как мне довелось цеплять эту "дуру" на самолёт в первый раз.
  Это было во время учений. Поступила команда снарядить самолёты "четвёртым боекомплектом". А это у истребителей как раз и есть бомбы.
  Когда мы, лётчики, приехали с эскадрильского командного пункта в зону рассредоточения, то увидели, что под каждым из наших "бортов" лежат по две необычно большие бомбы, в которых мы без особого труда опознали известные нам по теоретическим занятиям ФАБ-500. Технический состав к нашему приезду успел сгрузить бомбы с машин, сбить с боеприпасов деревянную тару и раскатить полутонные "чушки" по самолётам. Оставалось самое интересное - подвесить бомбы на самолёты.
  Для особых ценителей фортепьянной музыки сообщу, что пятисоткилограммовая бомба отличается от пианино тем, что она, во-первых, в полтора раза тяжелее, а во-вторых, - в четыре раза компактнее (всё-таки железяка есть железяка). Поэтому поднять такую "гирьку" голыми руками - задача из области нереальных. Но, как известно, против лома нет приёма. В случае с пятисоткилограммовыми бомбами роль такого лома исполняли две четырёхметровые стальные трубы. Их подсовывали под нос бомбы и под её стабилизатор и, взявшись по четыре человека за трубу, поднимали. Сложность заключалась в том, что бомбу надо было не просто поднять, но ещё и попасть её "серьгами" в прорези замков балочного держателя, закреплённого на самолёте. Поэтому девятый человек - со специальным ключом для закрытия замка - исполнял роль направляющего.
  Выглядело это так.
  На "раз-два - взяли!" бомбу отрывали от земли и поднимали до уровня балочного держателя. После чего направляющий начинал громко командовать: "Правее, ...ля!.. Левее, ...ля!.. Назад, ...ля!.. Вперёд, ...ля!.. Выше, ...ля!.. Ниже!..", а вся группа из восьми человек изображала вокруг него ритуальный танец первобытных охотников, радостно держа на весу полутонную махину, как добытого на охоте мамонта. Это нерядовое действо вызывало порой у сторонних наблюдателей невольные ассоциации с номером провинциального солиста-эстрадника, выступающего на сцене со своей группой подтанцовки. Длительность "танца" напрямую зависела от профессионализма направляющего и физических кондиций "охотников". Но в конце концов щёлкал замок, и "мамонт" оказывался подвешенным под самолётным фюзеляжем.
  Ещё сложнее было со второй бомбой. Дело в том, что расстояние между балочными держателями на нашем самолёте небольшое, и первая, подвешенная, бомба мешала вешать вторую. "Носилки" приходилось ставить под углом. Бомба на них лежать спокойно теперь не хотела и начинала ёрзать. Попасть "ушками" бомбы в прорезь держателя становилось ещё сложнее, голос "солиста" набирал силу и обрастал истерическими обертонами, "подтанцовка" пыхтела, шаркала ногами по бетону и сдавленно материлась. Привлечённые криками и оживленной подсамолётной вознёй, со всех сторон начинали сбегаться сочувствующие. Слышались слова дружеской поддержки, обильно сыпались советы, голос "солиста" взлетал до немыслимых вокальных высот и порой брал "ля" восьмой октавы, "охотники" зверели прямо на глазах и всё чаще угрожали бросить своего "мамонта". Но нет на свете ничего бесконечного - в конце концов опять щёлкал замок, подводя черту и под этой непростой частью армейского "марлезонского балета".
  Так что, уважаемый читатель, повторю: если тебе кто-нибудь скажет, что бомбы на самолёт вешают иначе как вручную, можешь смело подавать на этого человека в ближайший суд за клевету и диффамацию.
  Кстати, любопытен и обратный процесс - процесс съёма бомб с самолёта. Действительно, если бомбу не предполагается использовать по прямому назначению, то есть подвеска осуществлялась в тренировочных целях, то, естественно, бомбу по окончанию тренировки необходимо с самолёта снять. Самолёт ведь не новогодняя ёлка, которую, в принципе (и я знал таких любителей), можно не разряжать вплоть до следующего Нового года.
  С процедурой съёма бомб с самолёта я ознакомился в тот же, памятный для меня, день.
  Часа через полтора после того как на последний самолёт была подвешена последняя бомба, поступила команда: "На исходную!". Это означало, что бомбы надо с самолётов снять, запаковать обратно в деревянную тару и отправить на склад.
  Мы, предвкушая новый кусок тяжёлой работы, нехотя потянулись к самолёту, но всё произошло намного быстрее и эффектней. В кабину самолёта поднялся техник, включил питание, что-то там нажал и... - ТА-ДАММ!!! - обе бомбы грянули с держателей на бетон. Земля содрогнулась...
  Нет, умом я, конечно, понимал, что невзведённая бомба от простого удара о землю взорваться не может. Вне зависимости от высоты сбрасывания и твёрдости подстилающей поверхности. Умом я это, конечно, понимал... Но когда в пяти метрах от тебя на бетон падают два раза по полтонны взрывчатки, и ты знаешь, что диаметр воронки от пятисоткилограммовой бомбы равняется тридцати метрам при глубине в десять, то... - как бы это сказать? - на душе становится как-то неуютно...
  ТА-ДАММ!!! - сказали падающие бомбы, и на стоянке воцарилась уважительная тишина. "...!!!" - эмоционально прокомментировал произошедшее чей-то одинокий голос, и с высказыванием согласилось большинство присутствующих. Я так вообще почувствовал себя лишним на этом празднике жизни. Поплевав на ладонь, я пригладил свои, стоя́щие дыбом, волосы и - бочком-бочком - двинулся прочь, огибая ещё беременные бомбами "борта" по максимально удалённой от них траектории...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"