Юрий Чекалин : другие произведения.

6. Проблемы феминизма и секса в Японии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

"...Сему провидению препоручаю я вас, дети мои, и заклинаю: остерегайтесь выходить на болото в ночное время, когда силы зла властвуют безраздельно."
Артур Конан Дойл. "Собака Баскервилей"
Очень жаль, что большинство туристов, ежегодно посещающих Японию, всю поездку проводят в приделах урбанизированного Токио. Конечно и там неделями можно рассматривать достопримечательности, но душу страны тут ни понять, ни увидеть не удастся.
А ведь стоит только отъехать немного от крупных населённых пунктов, зайти в лесную рощицу и прислушаться, как откроются нам в тихом шелесте листвы, в прохладных тенях деревьев, иные реалии, иное бытие.
Что самое интересное, волшебный мир Японии знаком нам с детства. Тут встречаются злые и добрые ведьмы, колдуны, красавицы-русалки, Баба Яга и Змей Горыныч, здесь бьётся за свою возлюбленную Василису Прекрасную добрый молодец Иванушка с Кощеем Бессмертным. Единственное отличие от русской мифологии в том, что все герои выступают в Японии под другими именами.
Такое мироощущение всегда привлекало меня. Здесь, в Америке, природой любуются, иногда восхищаются, но она существует как бы сама по себе, отдельно и независимо от человека. Она -- научна. Не так в Японии. С древних времён синтоизм учил, что души умерших предков становятся богами, вселяются в разные предметы. Они могут жить и в камнях, и в деревьях, и в травах. Таким образом японцы воспринимают Природу, как нечто одухотворённое, живое. Обидев её, причинив ей боль, можно обидеть своего родственника, предка, а потому следует относится ко всему окружающему тебя бережно и с любовью.
Эти самые боги, называемые в Японии ками, помогают людям и охраняют их. Они живут повсюду и во всём. Есть бог моря, бог рисового поля, а есть и боги отдельных предметов -- сосны в лесу, камня в поле, цветочка на полянке.
Кроме ками, согласно легендам, существуют и другие сверхестесственные существа. Одни называются "ёкай", другие -- "юрэй".
Ёкаи -- это что-то типа наших ведьм, домовых, лесных, водяных и т.д. Так же как и у нас, они живут в определённых местах -- например в лесу, в озере, в реке, и точно так же к людям относятся индиффирентно. Они могут помочь, если найти с ними общий язык, а могут и обмануть, напугать, убить. Именно к ним принадлежат широко известные (благодаря мультипликации) тэнгу, ямамба.
Японцы представляют тэнгу существом с белыми волосами, длинным носом, острыми когтями и небольшими крыльями. Тело его покрыто шерстью, как у волка. Тэнгу живут в лесах, обычно на верхушках старых сосен. Иногда по ночам, особенно в дождливую погоду, можно видеть странный огонь или слышать таинственные звуки на соснах, где они обитают. К этим своим деревьям-домам, тэнгу относятся очень ревностно. Срубивший такую сосну человек часто умирает. Бывают даже очень злобные тэнгу-извращенцы. Так, по одной из легенд, после того как один юноша срубил сосну, не поверив молве, ночью к нему явился сам её хозяин, отрезал ему пенис, а затем привесил свою "добычу" на отрубленную часть дерева. С другой стороны, ухаживая за лесом, можно сдружиться с тенгу, иногда они даже учат людей летать, помогают обогатиться...
Живя в лесу тэнгу редко приближаются к человеческому жилью. Если и появляются там, то в образе карликов, одетых в чёрное, с замотанным платком лицом. Обычно это злые духи, устраиваущие в домах что-то вроде полтергейста -- самовозгорания, летающая посуда, перепрятанные вещи.
Ямамба -- что-то среднее между Бабой Ягой и Хозяйкой Горы. У них есть мужской эквивалент -- ямаотоко. По одной из легенд "в деревне Ямака и в деревне Тацуяма в уезде Ивата, в горном районе Энсю в давние времена жили великаны. Мужчин называли ямаотоко, женщин -- ямамба. Роста они были метров шесть и бегали по горам босые, быстрее ветра". По некоторым мифам ямаотоко считался горным эхом.
Ямамба предствляется дряхлой старухой с огромным ртом, загнутый крючком нос, длинные седые пряди, которые могут обращаться в змей. Она ловит детей и самураев, иногда съедает их, некоторым помогает.
Лесные ёкаи не так страшны как водные. С этими практически невозможно договориться, их можно только обмануть. В реках живёт всемогущий каппа -- водяной, топящий людей и животных. Интересно, что в некоторых местах в Японии существует пословица наподобие нашей "не учите дедушку кашлять". Японцы же в таких случаях скажут "не учите каппу плавать". Вообще существо это очень непривлекательное. Питается оно внутренностями своих жертв, высасывая их через задний проход.
В омутах, старинных озёрах живёт огромный паук-водяной, нуси. Эти нуси страшно коварны и жестоки, всегда убивают свою жертву и спастись от него можно лишь чудом.
Исоона, демон женского пола, живёт на морских побережьях и топит суда. Другой морской призрак -- фунаюрэй, напоминает Летучего Голандца. Это -- ярко освещённый корабль-призрак. Появляется из тумана и идёт на таран встречных кораблей. Столкновения не происходит, ибо он соткан из воздуха, но многие моряки не выдерживают напряжения и прыгают за борт, где и тонут.
Сёдзё -- наш человек. Он появляется из моря, хотя не является морским духом, и спаивает людей саке. По приданиям у него ярко-рыжие волосы. Можно поэтому понять ужас древних японцев впервые встретившихся с гайдзинами с рыжими волосами.
Вообще, японские демоны и духи бесшабашны, как русские. В них нет китайского рационализма и "бюрократизма". Тут всё более естесственно. При определённой иерархии, нет "передержек". Так, мне не встречались рассказы про духов-доносщиков, типа китайского Цзао-шэня. Этот "дух домашнего очага" целый год строчит доносы на семью в которой живёт, выдаёт её членам свои оценки, а перед Новым годом отправляется на небо с докладом. Поэтому в Китае принято накануне мазать ему губы мёдом, чтоб он болтал "наверху" поменьше.
В Китае же существуют довольно странные для нашего восприятия культы божеств-патронов. Например, Сунь Бинь, знаменитый полководец древности, лишившись обеих ног и сделав себе протезы из кожи, оказался патроном кожевников и сапожников... Так наш Маресьев должен был бы стать покровителем дровосеков и плотников.
Японская мифология, таким образом, более близка и знакома нам нежели какая-то иная.
Другие сверхестесственные существа, юрэи -- привидения, призраки. Это -- души умерших насильственной смертью людей. Когда человек умирает естесственной смертью, согласно синтоизму, душа выжидает момента, когда никого рядом нет и никто не оплакивает умершего, и покидает тело, становясь ками. Если же смерть была насильственной, то душа не находит себе покоя, становится юрэем. Они живут в заброшенных домах и храмах, иногда могут появляться и в жилом доме. Интересно, что в независимости от пола умершего, японские привидения всегда принимают женское обличье. Это существа злые, постоянно старающиеся причинить вред людям, сгубить их. Горе тому, кто вступил с ними в контакт. Именно они, кстати, являются главными действующими лицами многих фильмов ужасов.
Японская мифология очень глубока и обширна. В моём кратком обзоре мне удалось коснуться лишь некоторых незначительных деталей. Надеюсь, однако, что они позволят всем тем кто не знаком с ними, хотя бы немного, почувствовать японское мироощущение.
(Продолжение следует)
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"