Alterlimbus : другие произведения.

Литературные конкурсы: польза и плата

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Речь у нас пойдёт об отечественном - российском - пространстве. Понятия "польза" и "плата" рассматриваются применительно к участникам конкурсов.
  
  Условно литературные f-конкурсы можно разделить по степени их представительности или значимости для fantasy-сообщества, то есть всех тех людей, кто так или иначе соприкасается с фэнтези.
  Естественно - ведь все это понимают, да? - часть призов приносит не только победа, а простое участие. Тем более, многое из полезного приносит не только победа. Однако даже в случае победы вам придётся заплатить.
  
  
  F-конкурсы 1-ой категории:
  Устроитель: рядовой пользователь, форумчанин-чатланин. На фикбуке аналогом такой категории конкурса может служить заявка на фанфик. На различных ресурсах, обычно с согласия администрации, такие вот меценаты вешают заявки "Хочу того" или "Хочу сего".
  Цели: удовлетворить личный интерес устроителя, развлечь его.
  Судьи: собственно сам устроитель.
  Приз: любой, на какой расщедрится устроитель. Естественно, в большинстве случаев это короткая благодарность.
  Польза: смотря, что в приоритетах у участника. Участие может дать ему общение с устроителем, интересные контакты, развить его как автора, попросту набить руку. Познакомить с новыми направлениями в литературе, проверить собственные силы. Для администрации ресурса это творчество - лишний довесок к наполнению сайта, впрочем, сомнительного качества.
  Плата: естественно, время, самая дорогая плата. Вы, автор, можете и не получить всей вышеперечисленной пользы. Устроитель поблагодарит вас и отъедет в туман. А то ещё и поругает. Ваше произведение окажется настолько вычурным, что никому, кроме Устроителя, будет неинтересно. Вы можете вообще не закончить произведение, разочаровавшись в нём - стимула то у вас особого нет. А время, повторяю, потратите. Кроме того, вполне вероятно, вы собьёте себя, как автора, с курса. Представьте, что вам нравится - и вы пишете - женские романы. И тут заказ на стимпанк в мире гоблинов. И без женских персонажей. И друг просит написать концовку к его трешовому рассказу. Да, это тоже своего рода конкурс. И ещё что-то. И ещё. Если вы приметесь за всё это, распылится не только ваше внимание и время, но и стиль. Вовлечённость в ваш уютный мирок серьёзно пострадает.
  Кроме того, если вы изначально не намерены серьёзно погружаться в творчество по теме конкурса, то можете заработать плохую репутацию. Не как участник, просто как автор. Ваши же работы будут читать. И видеть, как вы халтурите.
  
  
  F-конкурсы 2-ой категории:
  Устроитель: Обычно это администрация тематического ресурса: небольшого сайта, посвящённого какой-либо известной вселенной, игре или сеттингу. Возможно, популярный писатель, устраивающий конкурс на своём сайте. Или профильное, но малоизвестное издательство. Это может быть и инициативная группа лиц - обычных читателей - с какого-то ресурса.
  Цели: Если это администрация сайта - то привлечение новых участников, качественное наполнение сайта. Встречаются и просто борцы за идею - что радует. Хотя это редкость.
  Если это писатель, то - не обманывайтесь - это в первую очередь реклама себя любимого. Дело в том, что даже если писатель - борец за идею, у него уже в той или иной мере есть то, что может дать ему конкурс - то есть круг единомышленников, интересные рассказы, продвижение фэнтези - в конце-то концов, он его сам двигает лучше всех остальных. И так далее. Так что самореклама на первом месте. На втором - поддержка его творчества, перерождение во вселенную или сеттинг. Фанаты - особенно талантливые - своими же руками создают эпос. Дописывают, додумывают, расширяют. Писатель руководит. Снимает сливки, разумеется. Ну а далее уже остальное.
  Если профильное издательство - это поиск новых авторов. Естественно, и реклама самого издательства, и привлечение потенциальных покупателей.
  Если инициативная группа - самая благородная цель: поиск единомышленников.
  Судьи: Соответственно, либо администрация сайта; либо известный писатель - единолично, разумеется; либо главный редактор издательства; либо всё та же инициативная группа.
  Приз: Небольшая денежная сумма - до 500 долларов максимум, обычно в пределах 100 долларов, всякие книжки с автографами, памятные медали, грамоты, всякие доп. вкусности на сайте, вроде собственной странички и зала славы, возможность издать своё произведение отдельно или в сборнике без оплаты или с частичной оплатой.
  Польза: Судя по призам, польза очевидна. Тут тебе и деньги, пусть и небольшие. Тут и памятные призы, которые можно сунуть в нос друзьям. Тут и репутация, которую можно сунуть в нос будущему издателю: "Смотри! Я выиграл конкурс издательства "Театр погорелых гномов"!". Тут и знакомство с известным писателем, который может чему-то и научить, и помочь с продвижением. Тут и общение с единомышленниками, среди которых заслужил репутацию. А это же всегда приятно, правда? Тут и контакт с издательством: "Я уже у вас печатался! В сборнике "Спички гномам не игрушка", на 142-ой странице - это я". Опять же, поскольку темы конкурсов, хоть и по-прежнему довольно узки и специфичны, но не настолько странные и упоротые, как в 1-ой категории. Поэтому ваш литературный талант сможет более-менее безболезненно трансформироваться на время конкурса.
  Плата: Вся плата, все ваши слёзы, все разбитые клавиатуры и мониторы - всё коренится в одном единственном слове "вкусовщина". Хотя они могут делать вид и надувать щёки, никто из перечисленных устроителей не собирается искать нового Пушкина, Толкина, Браунинга или Данте. Перечитайте цели - есть там что-нибудь про это? Нет. Также и учить вас никто не собирается. Что прислали - с тем и имеем дело.
  Количество участников в таких конкурсах измеряется десятками и сотнями. А победитель только один. Ну, максимум 1-2-3 места. Запомните. Вы - молодой начинающий автор - пока ещё никто. Так вас и воспринимают. Вы даже не пятая вода на киселе. Вы с судьями не служили в одной части, картошку на огороде не копали, пиво не пили. Вы ком с горы. Поэтому вам негласно выставят два важных условия:
  - "вкусовщина", то есть надо угадать и понравится судьям.
  - проявление уважения.
  Уважение выражается по-разному:
  - любовь - пусть и показная, фальшивая - к определенным вещам, которые надо любить и знать в данном сообществе: "Как! Ты не читал "Охоту на Снарка"?!"
  - правила поведения на сайте - обычно достаточно не ругаться матом и не задирать других - ну, пока ты не стал другом админа
  - покупка у издательства N-ного количества книг
  - восторженные отзывы писателю о его книгах - ни в коем случае не ругать и не задавать неудобных вопросов
  Если вы не удовлетворяете условиям "вкусовщины" и уважения, то, проиграв, приготовьтесь платить по полной:
  - вы потратите время, довольно большое, не только на написание собственно произведения, но и на обживание сайта, общение с людьми, не приносящее никакой пользы. Кроме того, по некоторым правилам, вам, для участия в конкурсе, придётся прочесть кучу других рассказов. И написать отзывы. Если вы это любите и умеете, и если тематика конкурса вам подходит - хорошо. Но если нет, то вы собьёте себя с курса ещё сильнее прежнего. Читать рассказы, дурно написанные, вообще губительно для слога и стиля писателя. А таких будет подавляющее большинство.
  - так что приготовьтесь платить и качеством собственного слога.
  - и ясностью мысли. Вы попросту забьёте голову кучей ненужной информации.
  - естественно, с вас возьмут плату надеждой. Вы-то надеялись, что вы - мощный талант, а вам сказали про член и показали на дверь. Судьи могут быть тысячу раз неправы, но осадок, осадок-то останется. Заметьте, если исключить известного писателя, то остальные устроители и судьи могут вообще не иметь к литературе никакого отношения, или разбираться в ней на уровне пятого класса. Но их приговор будет для вас болезненным ударом.
  - отношения. Вы можете переругаться с администрацией, вас забанят, и вы потеряете возможность общаться с теми людьми, с кем действительно хотели и с кем дружили
  Естественно, в лучшем случае, заплатив эту цену, вы победите. Однако на лучший случай не сильно рассчитывайте.
  
   F-конкурсы 3-ей категории:
  Устроитель:
  - группа известных авторов, работающая над совместным проектом
  - мощный информационный ресурс или игровой ресурс
  - правительственная организация
  - одно из ТОП издательств
  - популярный Интернет-ресурс
  - профильный журнал или газета
  Цели:
  соответственно:
  - продвижение данного проекта, набор "мяса", детализация, привлечение читателей, реклама
  - реклама, привлечение игроков, пользователей интернета, сбор идей
  - политический заказ
  - поиск новых авторов, реклама
  - тут возможны борцы за идею, но обычно - продвижение собственного ресурса, качественное наполнение, становление как социально-культурное явление
  - наполнение номера, реклама
  Судьи:
  соответственно:
  - сами известные авторы-устроители, возможно несколько приглашённых со стороны
  - хозяева ресурса при поддержке экспертов: писателей, сценаристов, критиков, литературоведов в шляпах и так далее
  - кураторы данного конкурса
  - главный редактор, редакторы
  - самый бесконтрольный вариант со сборной солянкой: владелец ресурса, администрация, друзья и родственники администрации, наиболее активные пользователи, профессиональные и не очень критики, известные и не очень писатели, издатели, спортсмены, бизнесмены, "голос народа" в виде общего голосования, сами участники конкурса, редакторы, дружественные ресурсы и так далее
  - редакция журнала или газеты плюс дорогие им брендовые писатели, которые могут определять политику и образ печатного периодического издания
  Приз:
  - деньги - довольно приличные - от 100 до 1000 долларов и выше
  - включение автора в журнал, сборник или отдельная книга
  - участие в медийных, игровых и прочих проектах с соответствующим будущим гонораром и авторскими правами
  - трудоустройство - как вариант
  - всё перечисленное в 1-ой и 2-ой категориях
  Польза:
  - отличная проверка уровня собственного мастерства
  - улучшение собственного стиля
  - реклама собственного творчества
  - полезные связи
  - новые идеи
  - возможность найти соавтора
  - возможность заработать положительную репутацию
  - интересные и полезные рецензии
  Плата:
  Если в 1-ой и 2-ой категориях конкурсов преимущественно участвуют начинающие авторы, то здесь возможно присутствие пусть и не самых известных, но печатающихся и/или набивших руку опытных сетевых авторов. Влияние "вкусовщины" слабее, однако оно остаётся. Особенно при определённом составе жюри. Ей на смену приходит специализация, спецификация. Преимущественно ваша искренняя фантазия, которая, как ни странно, ещё могла бы прокатить в 1-ой и 2-ой категориях, тут никому не нужна. Золотое детство кончилось. (с)
  Издательства подбирают авторов под серии. Периодические издания - под темы выпусков и образ, который может быть связан с очень разными вещами - от кинофильма до градообразующего предприятия. Государственные структуры интересуются политикой и идеологией. Игровая индустрия настроена на продвижение своих коммерческих проектов, в которых должны разбираться и которые должны хвалить авторы. Известные авторы требуют соблюдения линии их проекта - или чего у них там есть - естественно с жёсткой редактурой.
  Свободу вам более-менее сможет дать конкурс на большом интернет-ресурсе. Даже если они тематические, то тематика довольно широкая. Однако не забывайте: всё, написанное про "вкусовщину" и уважение во 2-ой категории, относится и сюда. И даже в большей мере. Разочарование от проигрыша будет тем сильнее, чем более известный человек поругает ваше творчество. Времени и трудов вы вложите ещё больше, а падать будет ещё ниже.
  В общем, будьте в данном случае реалистом: если вы начинающий писатель, без опыта, не знающий специфики, местного колорита и не владеющий стилем на среднем крепком уровне - шансов победить у вас нет. Впрочем, повторюсь, призы и пользу приносит не только победа. Кое-что вы можете получить и от участия.
  
  
  F-конкурсы 4-ой категории:
  Устроитель: Крупнейшие литературные объединения, конференции, конвенты, общероссийские литературные общества
  Цели: Хотелось бы верить, что цели тут самые высокие
  Судьи: Элита литературного общества
  Приз: Литературная премия и сопряжённые с ней слава, почёт, признание, плюс всё сопутствующее
  Польза:
  Начинающему писателю вряд ли светит даже поучаствовать - поскольку на соискания выдвигаются уже изданные книги по рекомендациям мэтров. В любом случае поставить перед собой цель и стремиться к ней - это уже польза.
  
  Плата:
  Сами понимаете - на вершины восходят сильнейшие. Таких немного. Понятия платы здесь размывается. Писатель, поставивший себе такую высокую - высочайшую в общепринятом состязательном плане - цель, морально берёт на себя груз любых тягот, с этой целью и с её достижением сопряжённых.
  - пока вы станете умелым опытным автором, набившим руку, пройдёт куча времени и испишется куча листов
  - время также требуется, чтобы просто сложились, как человек. Смиритесь - в школе вы не сможете написать то, что будет волновать и восхищать взрослых 30-ти и далее -летних людей.
  - вы можете не быть востребованы, обогнать своё время или ужасно отстать.
  - вас могут не понять.
  - вам могут предпочесть других, менее талантливых
  - вы можете оказаться в одном ряду с одним или несколькими столь же талантливыми авторами - и это тоже и ужасно и ужасно обидно.
  И так далее. Тут можно библиотеки исписывать про жизненные трагедии авторов, остановившихся в одном-двух-трёх шагах от вершины.
  
  Подводя итог:
  1. Участие в конкурсе - всегда стоит времени.
  2. В конкурсе победитель только один - он и получает призы.
  3. Конкурс - это всегда требования и правила.
  4. Конкурс - это всегда малое число судей с собственным субъективным мнением, которое даже при прочих равных перевесит ваш талант.
  5. В подавляющем большинстве конкурсов всех уровней никто не обязан и не будет учить вас писательскому мастерству. Это не школа и не курсы повышения квалификации. А если кто-то и начнёт учить - понимайте, что это делается бесплатно и людьми непрофессиональными, при этом субъективно настроенными, иногда вашими соперниками или друзьями соперников. Отсюда соответствующий результат.
  6. Литературный конкурс - это состязание невидимого.
  7. Жаловаться и искать справедливости в случае чего вам будет не у кого.
  8. Судьи не видят вас - красивого и замечательного. Не глядят вам в глаза и не хлопают по плечу. Вы - просто куча букв.
  9. Почти всегда конкурс - это малая форма. Фэнтези специфично тем, что требует введения во вселенную. Здесь невозможно, назвав только город и год, дать читателю общее представление об окружающей действительности. Если только произведение не написано по готовому сеттингу или роману, однако зачастую это является препятствием к участию в конкурсе, и уж тем более, к публикации. Поэтому малая форма уменьшается ещё больше. Кроме того, автор вынужден, для уменьшения объёма текста, применять писательские приёмы, усиливающие эмоциональную окраску, меньшим количеством слов говорить большее. За счёт этого суживается целевая аудитория. Там, где повествование романа могло бы зацепить довольно многих, вместив в себя интересное и тем и другим, и сгладить углы, острота рассказа раздирает аудиторию.
  10. Никто и никогда на конкурсах не попытается разглядеть в вас искру Божью. Всем нужно качественное и готовое к употреблению. Максимум, что найдёте - это дружба и приятное общение единомышленников, у которых - не забывайте - свои проблемы и свои таланты. Путь истинного писателя - если и не совершенно хождение по пустыне, то уж точно путь с пустынными одинокими отрезками.
   Ни участие в конкурсе, ни даже победа в нём не сделает вас великим писателем, не научит писать великие произведения, не вознесёт к вершинам славы. Однако реально сможет стать вехой на вашем пути и принести ценный опыт
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"