Юмашева Дана : другие произведения.

О викторианцах - с юмором

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками



О викторианцах - с юмором




 Вот мы и встретились в новом году, мои дорогие друзья и читатели! А всё потому, что на двадцатый день безудержного созидательного ничегонеделания ваш признательный автор вдруг решила, что хватит деградировать и пора уже размять свою творческо-философскую мускулу. Тем более, имеется веский повод, а именно - желание поделиться настроением со всеми, кто не смог прийти на презентацию книги. Поэтому сегодня мы ещё раз поговорим на излюбленную тему - викторианский уклад жизни.

 Так начнем же!

 Как вы думаете, чем "эти самые" викторианцы отличались от нас? Возможно, они были степеннее? Или больше задумывались о вечном? А может, их вечным спутником был страх?..

 Да ничем они от нас не отличались. Думали они точно так же, неотличимо от нас испытывали боль и радость, и даже грешили они совершенно (!) точно так же, как и мы. Высокопарный этикет, религия и прочие социальные нормы - всего лишь временнАя надстройка. Однако именно она, этот забавный культурный феномен, самым прямым образом влияла на сознание людей. Их образ мыслей, который я так старательно перенесла в свою книгу.

 И какие же, спросите вы, детали я отразила?

 Первое - это религия. Человек из XIX века был религиозен. Человек из хорошей семьи был априори набожен и брал на себя обязательство до конца жизни упрямо ходить в церковь. Конечно, в XIX веке были и "прогрессивно мыслящие" люди, разделявшие атеизм и агностицизм, но в основной своей массе народ оставался очень верующим... и даже суеверным. Мы не будем давать оценку тому, хорошо это или плохо, - лишь примем как факт.

 Однако набожность никак не мешала викторианским джентльменам отстоять в воскресенье обедню и, поклонившись жене, отправиться из церкви прямиком в игорный клуб. Или даже в публичный дом. Поэтому азарт и разврат - следующие важные составляющие менталитета XIX века. Это в СССР ничего не было, а в Викторианской Англии, или, особенно, Франции - было всё. XIX век вошел в историю как тяжелая борьба между "пуританскими" порядками и "мирскими" увлечениями. Потому, собственно говоря, в последней четверти XIX века и зародилось декадентство.

 Играли в викторианское время почти все. Это у нас есть прыжки с парашютом, банджи-джампинг и картинги, - а у них были карты и деньги. Самыми популярными играми на протяжении десятилетий оставались "ломбер", "вист" или "фараон". И сколько бы облав ни устраивала полиция, сколько бы игральных костей ни проглатывали специально обученные люди, культура азартных игр прочно укоренилась в сознании викторианцев.

 "Они поклонялись деньгам и игральным картам, и совершали молебны не в храмах, а за покрытым суконной тканью столом. Карты в Городе Души главенствовали всю зиму, пока не начинались летние скачки..." (с).

 Отношение к смерти в XIX веке тоже было особенным. Детей в семье никто не считал, их рождалось много, и если кто умер - такова судьба, значит, бог решил прибрать его пораньше. Сам процесс похорон оборачивался пышной феерией - сродни свадьбе. Именно в то время развивается жанр фотографии пост-мортем - думаю, вы догадываетесь, что это такое и насколько жутким кажется оно сейчас.

 Но вообще, уважительное отношение к смерти было вполне закономерным явлением - учитывая тот факт, что в XIX веке мир по-прежнему хотел вас убить. Женщины закапывали в глаза яд белладонну и утягивались в корсеты до тех пор, пока ребра не протыкали легкие. Мужчины нещадно стрелялись и гибли от нечеловеческих условий труда, а городская антисанитария и несметные полчища грызунов вызывали эпидемии.

 Да, всё вокруг было опасно - даже обои делали при помощи мышьяка. После расклейки ядовитые частицы годами отставали от полотнища и травили людей, маскируясь под респираторные заболевания. Вымирали в то время целыми семьями...

 Однако "удушающие обои" покупались в невероятных количествах, ибо в XIX веке активно развивались вещизм и реклама. И одно шло неотрывно за другим, ибо что мы имеем? Промышленная революция несется с бешеной скоростью, снег в городах серый от пепла и заводской пыли, а вещей стабильно выпускается больше, чем нужно. И всё это просто необходимо продать. А следовательно, надо рекламировать. Реклама была у всего, даже у лондонской подземки, - причем утверждалось, что дышать ядовитыми испарениями полезно (а в то время, как вы понимаете, ни о каких подземных очистных сооружениях не было и речи).

 Именно в XIX веке процесс покупки становится чем-то вроде хобби, и открываются прототипы современных торговых центров. Именно тогда начинает развиваться общество потребления. Ведь покупать было принято... Кстати, знаете ли вы о том, что современная традиция покупать подарки и отмечать с размахом рождество и новый год восходит к ухищрениям викторианских предпринимателей?

 Этикет. Ещё одна "внешняя" часть культуры, соблюдать которую требовалось неукоснительно и беспрекословно. Нормы этикета придумывались абсурдные и забавные, а в Англии и Франции - двух "соревнующихся" державах - даже предпринимались меры, чтобы поклоны да пользование столовыми приборами в одной стране так отличались от самих себя в другой.

 Разумеется, приведенные мною выводы - лишь малая часть огромного культурного феномена, образованного вокруг людей известного нам времени. Когда-нибудь я расскажу о них больше и подробнее, а пока - спокойной всем ночи.



 (с) Богдана Юмашева, 14.01.2018

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список