Аннотация: Обзор работ 1-й группы конкурса "Прогнозы"
Коды, тренды и эмоции - первая группа
ПРЕАМБУЛА
"Предсказатели трендов" - название статьи, которую увидела в журнале "Секрет фирмы" уже после того, как прочитала все рассказы третьей группы, часть прогнозов жюри и несколько произведений из первых двух групп. И в голове что-то щелкнуло. Если до этой статьи оставляла под каждым конкурсным рассказом лишь краткие комментарии для себя (чаще - эмоциональный осадок), то потом захотелось упорядочить собственное мнение, дабы более точно оценить работы. Эмоции - дело хорошее, но уж очень субъективное...
Тогда решила придумать какую-то более объективную систему оценок. Что получилось, смотрите ниже. В конкурсе участвую впервые, работы оцениваю тоже впервые, обзор пишу тоже впервые. Так что критикуйте на здоровье - попробую учесть в будущем.
Итак, все оценки (10 баллов) разбила на 4 группы.
1 ГРУППА ОЦЕНОК: ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД РАССКАЗА
В качестве схемы анализа (куда ж без нее) взяла предлагаемую Джозефом Кэмпбелом структуру "генетического кода любого хорошего футурологического рассказа". А именно:
1) Ошибка (хотя я бы назвала этот этап, скорее, развилкой или нарушением порядка) - перенос ГГ в нетипичную для него ситуацию (не там свернул, попался под руку, угодил в ловушку, не то съел, не тому нахамил...). В общем, "попал в передрягу".
2. Инициация - тут все ясно, собственно "тело" идеи.
3) Возвращение - возвращение преображенного ГГ в прежнюю жизнь, которая по определению теперь уже не может быть прежней.
Мысль воспользоваться этой схемой пришла после того, как попыталась проанализировать рассказы/повести/романы любимых фантастов (и не только). И обнаружила, что все они действительно строятся по этой схеме! Вот уж действительно, фантастика!
Итак, оценка за степень соответствия "генетическому коду рассказа" - от 0 до 3 баллов.
2 ГРУППА ОЦЕНОК: ПРОГНОЗ / ТРЕНДЫ
Прогноз - чаще всего сублимация описания тренда. На голом месте придумать что-то сложно. Есть разные тренды, описывающие или объясняющие, что сейчас происходит (а ведь и вправду происходит). Остановлюсь на основных.
1) Заканчивается эпоха капитализма (как способа производства - экономисты поймут). И мы живем на сломе эпох (россиянам тяжелее - только вылезли из перестройки, и нате вам!). А слом эпох означает смену элит. При всех предыдущих переходах от прежней элиты в новой оставалось не более 5%, остальных сметало вниз. Старая элита сопротивляется. Никакому Биллу Гейтсу не захочется терять свой статус. Уровень техники и технологий позволяет вцепляться и вгрызаться, взрывать и бомбить - ведь не средние века! А, значит, войны неизбежны, ведь старая элита, пока еще обладает властью и защищать ее будет до последней капли крови. Как вы понимаете, чужая жизнь, тем более, жизнь чужих народов, их волнует меньше всего. А отсюда: если не удержать, если не сплотиться, если не выработать системы антикризисных мер - все развалится. Атомный переполох, нано-био-войны, химические захваты, вирусные атаки - что угодно или все вместе - и нет человечества. И не спасут ни ООН, ни правительства стран, ибо они тоже из элиты. Некий выход я предложила в своем конкурсном рассказе. Хоть и осознаю, что это слабая попытка, но уж очень хочется что-то ДЕЛАТЬ.
2) Исследователи исторических трендов, вооружившись физикой и математикой, утверждают, что жить человечеству осталось крайне мало просто в силу объективных причин. Рисуют синусоиду: вначале шаг большой, потом все меньше, к 2012-2022 гг. шаг становится совсем неразличим: коллапс (посмотрите тренды Капицы, к примеру).
3) Биологические тренды. Тоже сулят конец целовечеству как виду. Ступенька на пути эволюции. В лучшем случае - должны создать нечто следующее и вымереть за ненадобностью. Отсюда фонтан фантастических идей: человек создан, чтобы создать робота/супермозг/рюмку коньяка с долькой лимона и т.д. А дальше: будет человечество вредно для нового - вымрет/уничтожится, будет безвредным - сможет продолжать потихоньку копошиться...
4. Демографические тренды - от "перестали рожать, щас все вымрем" до "нас слишком много, запретим рожать". Тут работ на конкурсе набралось порядочно, так что расшифровывать не буду, и так все ясно.
5. Этно-религиозные тренды. Столкновение культур и страх отсюда (ну не любим мы всего непривычного! Чужая душа - потемки, а темноты боимся) или бравада (тоже реакция на страх). Здесь можно выделить сразу несколько подтрендов, но я решила объединить их в один, ибо природа этих страхов довольно одинакова. Среди основных из этих подтрендов можно назвать:
а) "исламский синдром" - ислам сейчас находится в том возрасте, когда христианство отправилось в крестовые походы. Отрочество закончилось, захотелось покорить мир. Сторонники более взрослых религий этого боятся (помнят, что сами творили), сторонники более молодых - глядят с опаской ("ой, сейчас и мы под раздачу попадем") или любопытствуют ("ух ты!").
б) "китайский синдром" - на самом деле, скорее "азиатский" (ибо сюда попадает и Китай, и Юго-восточная Азия, и Индия) или "развивающийся" (быстрый экономический рост ранее слабых стран, к которым, кроме Азии, относятся и Россия, и Восточная Европа, и Южная Америка). Для развитых стран это ужас сегодняшнего дня - прошлой весной как гром среди ясного неба: центр потребления переместился из США и Западной Европы в Азию - Китай и Индию, Москва - город, где проживает самое большое число долларовых миллиардеров. Это пугает. Казалось бы, нам-то чего бояться? Мы - в центре этих перемен, но западные страхи доходят и до нас, мы же, не зная, что с ними делать, быстренько придумываем "китайский синдром" - нас захватят (т.е. балдеем от собственной слабости - захватить можно слабого - и упиваемся собственной непримиримостью - "нет компромиссам, нет смешению", словно не от одной обезьяны произошли)! А внутри тот же самый детский страх: придет сильный, большой, жестокий, и нас, малых деток, "утащит за бочок".
в) "иррациональный синдром" - придет кто-то злой (варианты: равнодушный, иной, работорговец) и нас прихлопнет/поработит.
г) "синдром распада" - нам не грозит, Россия на подъеме, но страхи развитых стран, в первую очередь вооруженной Голливудом Америки доходят и до нас. США - та же самая Римская империя на подступах к распаду. Если одним словом, то попросту "зажрались". Потребляя больше всех (на душу населения) ресурсов, "выхлоп" производят преимущественно в финансовой (непроизводительной) сфере. Открытия совершают иммигранты или их дети, хорошая жизнь расслабляет и уничтожает "человека ищущего". Деградация человека ведет к деградации нации. Т.е. к развалу. Но "рулят" страной не люди, а политики (особая разновидность), пытающиеся решить свои личные проблемы с помощью накопленных всей страной сил (одного поймали на сексуальных развлечениях, в результате - бомбежки Югославии, развал страны и очаг напряженности для слишком рьяно взявшейся за объединение Европы; другой в силу собственного идиотизма начав терять рейтинги, начинает бомбить Ирак и т.д.). А терять страну, которая им так много дает, страшно. И неизбежность распада видна, но каждый пытается отсрочить распад: "чтобы не при мне, пусть отдуваются будущие политики", а потому, для объединения нации, все средства хороши, а самое простое - найти "образ врага" или "разделять и властвовать". Результат в обоих случаях один: неизбежность военных действий.
д) "синдром инопланетян" - в сущности, какая разница, какие они - чужие. Может, китайцы, может марсиане, может с Тау-Кита, а может подводные жители. Кто бы ни были, все равно страшно. Потому что чужие. А, значит, априори враждебные. Ну, может, и полезные, но это реже.
6) Технологические тренды - боязнь новых технологий. Сразу вспоминается, как в прошлые века громили станки и механизмы, боясь остаться без работы (одна машина заменяет 10 рабочих, значит этим 10 рабочим и их семьям придется умирать с голоду). Тогда с этим справились, открыв новую сферу приложения человеческих рук: сферу услуг. Может, и нынче что-нибудь придумаем? Но ведь "думать, говорил Генри Форд, - самая трудная работа. Видимо поэтому ею занимаются столь немногие"...
7) Культурные тренды - их, сожалению, не нашла среди конкурсных работ (может, просто еще не все прочитала?). Во все времена впереди прогресса технологий шел прогресс культуры. Алферов, прежде чем изобрести штучки, позволившие создать мобильный телефон, и получить за это Нобелевскую премию, развивался как любой советский человек - в культурной среде на "на взлете": хрущевская оттепель, барды, писатели, художники... И никак иначе. Но ведь все развивается по синусоиде (двухмерный мир) и по спирали (трехмерный мир). Да, у нас сейчас этап, когда культура упала ниже уровня городской канализации, но это значит, что скоро снова развернется процесс и начнется новый ренессанс. А с ним - оптимизм. А за ним - прогресс (возможно, уже не технологий, а сознания) Если, конечно, до этого некультурный псих не бомбанет хорошенько ядерным зарядом по болевым точкам...
И т.д. Тренды есть на всякий вкус. Практически в любой науке разрабатываются собственные. Возникает вопрос: действительно грядет конец человечества и каждая наука пытается это объяснить со своих позиций, чтобы успеть построить Ноев ковчег? Или просто люди стали слишком хорошо жить (зажрались) и развлекаются как могут? И вот научные истерии перетекают на бытовой уровень, повышая уровень инферно?
Или вообще ничего не изменяется, просто мы стали больше знать: раньше дальше своей деревни ничего не видели, теперь с интернетом видим другие деревни и даже страны?
На фоне криков: "ой, технический прогресс!" слышен скепсис: а ведь ничего не изменилось: раньше было n открытий на m человек, а сейчас человек стало больше, вот и открытий тоже стало больше. Нормальное распределение - никуда от него не деться, ни уровень образования, ни уровень жизни не влияют. И это тоже теория...
Ну а народ чувствует то, что до него доносят. СМИ, например. А СМИ ничего хорошего доносить не собираются. Хотя бы в силу своей ангажированности рейтингами. А рейтинги растут там, где смотрят больше. А больше смотрит кто? Серединка (опять-таки, по нормальному распределению). А серединке что нужно? Чтобы плохо было у соседа: посидел, поахал, и своя серая жизнь вроде как становится полегче: не меня смело цунами, не меня побили, сожгли, разгромили... Читать Толстого - труд, гораздо проще - Бушкова с Донцовой. А еще проще - переключать каналы. И чем чаще, тем лучше, чтобы - ни дай Боже! - не зацепиться за что-нибудь мыслью, думать-то трудно...
Итак, от 0 до 3 баллов присваиваю за Прогноз. Там где есть соответствие какому-либо из перечисленных трендов - хорошо. Ни в один не попал, но прогноз есть - тоже хорошо (перечислять здесь все тренды слишком много места займет, да и интересно, наверное, мало кому).
3 ГРУППА ОЦЕНОК: ЛИТЕРАТУРА
Я не филолог, поэтому от о до 3 баллов буду оценивать рассказ как читатель. Или, точнее, как условный издатель: "а я бы такое в своем журнале/сборнике опубликовала?" Здесь оценка безотносительно конкурса, чисто литературная и во многом субъективная: графомания (0) или классика (3).
4 ГРУППА ОЦЕНОК: СУБЪЕКТИВНАЯ
Простите, но эмоцию все же включу. Ну, хотя бы, на 0-1 балл. "Хочу-не хочу", "нравится-не нравится". Эмоция тем хороша, что позволяет снизить/повысить оценку безотносительно конкурса - за общее впечатление. Где-то за прогноз, где-то за стиль, где-то за идею. В общем, зацепило или нет. Зацепило в плюс или в минус.
(Из субъективного. Чуть не в трети рассказов ГГ - Дмитрий-Дима-Димочка. Читала-читала, и полезла в правила конкурса: может там где указано, что ГГ должен обязательно быть Димой? Не нашла. Странно это. Тенденция, однако. Только не пойму: откуда взялась?)
Не обессудьте. Все нижеизложенное - исключительно моя личная попытка анализа конкурсных рассказов по этой схеме.
Итак, максимум 6 баллов за собственно мастерство Прогноза (п.1+2), максимум 6 баллов за Литературу (п.1+3), максимум 4 балла за уважение ко мне, как к Читателю (п. 3+4). Всего 10.
Оценок не выставляю здесь, кажется "открывать личико" в обзорах не принято. Ну разве что уж совсем "зацепит". Впрочем, авторы, наверное, смогут вычислить полученный балл...
СОБСТВЕННО ОБЗОР
1) КОРЕЛЯКОВ А.Р.
НГОРО-НГОРО, 24K
1. Генетический код рассказа.
Ошибка Условно есть. Если попробовать представить, что в рассказе наличествует ГГ.
Инициация Есть. Излишне многословное, слишком пунктирное для короткого рассказа. Слишком много героев, как сор со стола (крошки, фантики, окурки), которые автор смахнул небрежно на пол, предоставив читателю, как воробью, выискивать для себя среди них съедобные...
Возвращение Условно есть. Морализаторское, к сожалению...
2. Прогноз/тренд "А это что за зверь такой?" - спросит автор.
3. Литература Возможно есть.
4. Эмоция Смириться с таким рассказом можно. Но полюбить или хотя бы запомнить - вряд ли.
2) ЕВСЮНИН О.В.
ДЕНЬ И НОЧЬ 25K
1. Генетический код рассказа.
Ошибка Скорее нет, чем да.
Инициация Скорее есть, но трудно различима. И она же - и ошибка, и возвращение. Замкнутый круг безнадеги.
Возвращение Скорее нет.
2. Прогноз/тренд Пожалуй, есть.
3. Литература Прилично. Ошибочки есть, ну да у кого их нет...
4. Эмоция Печально. Очень печально. Безысходно. Одно радует - приятный для читателя авторский стиль. А это значит, что не все потеряно. Немного оптимизма, и все получится...
3) СЛАВИЧ А.
РЕЛЬСЫ СУДЬБЫ, 43K
1. Генетический код рассказа.
Ошибка Есть. И даже не одна. Вертит человека по ухабам
Инициация Есть. С психологизмом, с обоснованием.
Возвращение Есть. Правда - в никуда. Так и не поняла: это по Рождественскому "поступки нужно совершать... И если жизнь - поступок, то и смерть - поступок"? Или ГГ просто сломался, понял, что уже не сможет ничего изменить - ни в себе, ни в окружающем мире?
2. Прогноз/тренд Пожалуй, не прогноз. Тенденция безнадеги.
3. Литература Пожалуй, стиль есть. Автор владеет словом. Жаль, что сюжет не позволил раскрыться полностью. Убивает текст некоторый нарочитый примитивизм, который периодически портит впечатление (или автор просто поторопился?)
4. Эмоция Цепляет рассказ. Запоминается.
4) ПОЛЯКОВ И.В.
СТАРЫЙ ДОКТОР, 23K
1. Генетический код рассказа.
ОшибкаЕсть
Инициация Условно есть.
Возвращение Пожалуй, нет. Оно заменено морализаторством.
2. Прогноз/тренд Прогноза нет, хотя тренд явно демографический прослеживается. На общем фоне конкурсных рассказов радует хотя бы минимальный оптимизм.
3. Литература Язык беден, метафоры плоски. Похоже, автор очень молод, отсюда множество штампов. Пожалуй, можно посоветовать больше читать хорошей литературы.
4. Эмоция Скучно и банально. Все вторично - идея, логика.
5) СКРУТ
ПРЕКРАСНОЕ - ДАЛЕКО, 36K
1. Генетический код рассказа.
Ошибка Возможно есть.
Инициация Нет (или слишком глубоко запрятана). Скорее напоминает поток сознания. Идею не найти, а ГГ аморфен и не собирается изменяться.
Возвращение Нет. Просто неоткуда.
2. Прогноз/тренд Нет.
3. Литература Жалко бумаги на распечатку и времени на чтение. Примитив.
4. Эмоция Какие-то навороченные, но малоопределимые технологии, при которых ошиваются маргиналы со сленгом даже не сегодняшнего, а вчерашнего дня. Засилье диалогов малоразличимых персонажей. Единственное, что порадовало - оптимизм.
6) ЛЕЙЛИ
ИСТОРИЯ ПАЛОМНИКА, 41K
1. Генетический код рассказа.
Ошибка Есть, четко.
Инициация Есть, развернуто, обосновано.
Возвращение К сожалению, нет или почти нет. Есть только намек на возможность возвращения, но состоится ли оно и каким оно будет, если состоится?
2. Прогноз/тренд Идея есть. Но прогноз ли это? Скорее, наша действительность, описанная метафорично, гиперболизировано.
3. Литература Да, хорошо. Очень.
4. Эмоция Откровенно сильно. Цепляет. Запоминается. Приятно читается. Разве что излишне многословно, кое-где есть необязательные пассажи. Удачи на конкурсе!
7) ГИЛЬОМ Д.
МАСТЕРА ЧАТУРАНГИ, 44K
1. Генетический код рассказа.
Ошибка Нет. Хотя, возможно, просто очень затянутое начало и есть та развилка?
Инициация Нет
Возвращение Нет
2. Прогноз/тренд Прогнозом сложно назвать. Идеи, что ли не хватило? Да нет, она есть. Но так размазана, и так придавлена славным ГГ, что оказывается не главной, излишней, мешающей.
3. Литература Кажется, какой-то набор фраз из фильмов про белую гвардию, отягощенный совершенно неинтересной пугалкой. И ведь, что обидно, у автора совершенно определенно есть свой стиль (несмотря на штампы и канцеляризмы, не свойственные разговорной речи, а, скорее пригодные для митингов "окрепшая, закаленная в крови мучеников духовная власть" и т.д.).
4. Эмоция А что тут есть? Двойственное ощущение от рассказа. Не запоминается.
8) АБАКУМОВ И.
СВОЯ РУБАШКА, 32K
1. Генетический код рассказа.
Ошибка Есть. Однако слишком затянутое начало, описание техники нового мира
Инициация Есть. Но совершенно непонятное.
Возвращение Есть. И тоже непонятное.
2. Прогноз/тренд Тренд вырисовывается, но поглощает слишком много места. Прогноз есть, даже двойной - на бытовом уровне и на уровне страны. Но вывод из него не получается. Ситуация такая плохая? Или надо ей радоваться?
3. Литература Хороший стиль.
4. Эмоция Читается с интересом. Еще бы хоть что-нибудь понять!
9) БЕСКАРАВАЙНЫЙ С.С.
ВИТРАЖНИК, 28K
1. Генетический код рассказа.
Ошибка Возможно есть. Только где начинается - неясно.
Инициация Возможно есть. Только непонятно, для кого.
Возвращение Практически нет, ибо то, что описано, ничего не объясняет.
2. Прогноз/тренд Не знаю. Ну не поняла ничего. Простите.
3. Литература Писать автор может, надо только порядок в голове навести.
4. Эмоция Очень много героев. Каша, в которой просто не разобраться. Вопрос: кто (или что) такое Витражник?
10) КРИСТОЛЬ
ПОСЛЕДНИЙ ПИСК МОДЫ, 31K
1. Генетический код рассказа.
Ошибка Есть
Инициация Есть
Возвращение Есть
2. Прогноз/тренд Пожалуй, есть и тренд, и прогноз.
3. Литература Легко читается, хорошо усваивается.
4. Эмоция Все есть, даже с избытком. Налет гламурности? И оптимизм, вроде, тоже есть, а все равно грустно. Неправильно. Жестоко. Но грустно. Оно, конечно, на 10, но хоть капельку оптимизма в будущем. Пожа-а-алуйста!
11) АСТАШКО А.Г.
ВСЕ ТАК ЖЕ, 28K
1. Генетический код рассказа.
Ошибка Есть
Инициация Есть
Возвращение Есть
2. Прогноз/тренд Прогноза нет. Тренд со всеми этими технологиями кажется просто искусственно введен ради придания налета НФ.
3. Литература Легко читается.
4. Эмоция Приятный рассказ. Небольшой перегиб в области национальной проблемы. Оптимизм в отношении ГГ и человека вообще. Пессимизм в отношении общества.
12. ЩИПАНОВ С.В.
АЛЫЕ МАКИ ПОВСЮДУ43K
1. Генетический код рассказа.
Ошибка Есть
Инициация Есть
Возвращение Есть
2. Прогноз/тренд Прогноза и вообще НФ в рассказе нет. Детективный (шпионский) антураж перевешивает.
3. Литература Есть стиль, но автор несколько небрежен. Может, поработать над текстом еще?
4. Эмоция Понравилось, что автор передает атмосферу через детали (правда, иногда ошибочно, например, из пиалы чай не пьют так, как описано - совет автору: найдите пиалу, налейте в нее чай примерно на 1/3 и пейте: держать ее будете иначе, чем описали; да и обжечься им сложно - пару раз качнули пиалу, и чай уже не обжигает). На уровне эмоций идея вызывает отторжение. Но все же, чем-то цепляет рассказ.
13. КИТОВСКИЙ М.
КИЛЬКА-ОДИНОЧКА, 36K
1. Генетический код рассказа.
Ошибка Условно есть.
Инициация Условно есть.
Возвращение Условно есть.
2. Прогноз/тренд Нет и нет. Это не НФ. И не прогноз. Так скажем, доведение ситуации до абсурда.
3. Литература Стиль у автора есть. Писать и писать! И обязательно с юмором! Мало кто может, а ведь очень не хватает.
4. Эмоция Фантазия через край. Если брать ассоциации, то получается уж очень грустно. А потому буду рассматривать, как анекдот - нервная система будет крепче. Общая оценка пострадала, но только применительно к данному конкурсу (если бы просто рассказ, была бы выше).
14: ЛЕДАНИКА
МАША, ПРОСТИ! 21K
1. Генетический код рассказа.
Ошибка Есть. Ребенка решили завести.
Инициация Есть. Банальные рутинные проблемочки - на деле действительно самые сложные. Это не гору штурмовать, здесь характер нужен.
Возвращение Есть. Если возвращением считать уход Димочки. Только вот за ним ничего не светит. Ну хоть бы намек на новые романы! Или Мышь смирилась? Вилка "решайте сами" создает ощущение незавершенности. Автору так противна (мила?) ситуация, что додумать ее не хватило сил?
2. Прогноз/тренд Идея? Хорошие дети - только от здоровых родителей? Вряд ли это НФ. Бесславная борьба с собой показана гораздо лучше, но это не НФ и не прогноз. Разве что издевка над вымирающим мужиком...
3. Литература Стиль "для дебильчиков" подходит под инфантильных героев. Но легкий "пережим" мешает назвать его шедевром.
4. Эмоция Оценку на просто эмоциональном уровне проставить было очень сложно. На общем фоне рассказ явно выделяется в плюс, но очень мало соответствует конкурсному заданию.