Аннотация: Анонс концерта органиста Александра Горина с комментариями
Павел Юхвидин
ПАССАКАЛИЯ, ХОРАЛ И НОЭЛЬ
Вечера органной музыки, увы, пока не стали еще столь же привычной и обычной составляющей концертного ландшафта Израиля, как вечера симфонические или камерные. Понятно, что для такой регулярности и цикличности органных концертов, как, скажем, в Европе или в больших городах России, стране недостает ни самих инструментов, встроенных в концертные залы (желательно вне церкви), ни прочных традиций органного исполнительства. Поэтому каждый органный реситаль становится поистине музыкальным событием года.
Такое событие произойдет в ближайший вторник: 20 декабря в Высшей школе музыки имени Бухмана - Меты Тель-Авивского университета, в зале имени Мориса Клермонта - швейцарского мецената, на средства которого 9 лет назад здесь и был установлен концертный орган германской фирмы "Ойле", - с сольной программой выступит Александр Горин. Он один из ведущих израильских органистов (а в Тель-Авиве, практически, единственный органист высокого европейского класса), серьезный и глубокий музыкант. Александр Горин работает в Израиле 21 год, из которых почти 20 лет преподает в Высшей школе музыки, участвует во многих ансамблевых, хоровых, оркестровых концертах, университетских концертно-лекционных циклах. Его приглашают на Международные органные фестивали, он гастролирует и как солист, и с Израильским Филармоническим оркестром в Германии, России, Финляндии, Китае. В своем же "доме" - зале "Клермонт" представляет 1-2 сольные программы в сезон, ибо весьма к себе требователен. Эти программы, как правило, тщательно выстроены тематически, и органист сам предваряет их аннотациями.
Основу нынешней декабрьской, ханукально-предрождественской программы Горина составляют три важнейших жанра органной музыки: пассакалия, то есть вариации на тему, проходящую в басу (basso ostinato) в ритме старинного испанского танца; хоральная прелюдия (многоголосное изложение старинного хорала); и ноэль - рождественское песнопение (по-французски праздник Рождества и называется ноэль, что соответствует русским святкам). Рождественские пьесы Луи Дакена (1694-1772) - органиста Королевской капеллы и Собора Парижской богоматери эпохи Людовика XV (и потомка Франсуа Рабле) - так и называются ноэлями (в концерте прозвучит десятый - "Большая игра"), но немец и лютеранин Себастьян Бах, разумеется, не применял это французское наименование. Три хоральные прелюдии Баха, помещенные в середине программы, предназначены для рождественско-новогодних дней ("Das Alte Jahre vergangen ist" - "Старый год уходит").
От музыки эпохи барокко и рококо (Бах, Дакен) перекидывается арка сразу в ХХ век - к Мессиану, Мартену, Таривердиеву. Оливье Мессиан (точнее, МессиЕн), крупнейший органист и гениальный новатор прошлого столетия - фигура, несомненна, равновеликая Баху. Его ноэли из цикла "Рождество Господне" - в сущности, монументальные драматические фрески.
Органная Пассакалия швейцарского композитора Франка Мартена (1890-1974), написанная в годы Второй мировой войны, игрой полифонических напластований, интеллектуальным напряжением вызывает ассоциации с известным романом Германа Гессе, соотечественника Мартена.
Микаэла Таривердиева, российского композитора армянского происхождения, широкая публика знает более всего по романсам и киномузыке, и вот уже 35 лет без его песен из фильма "Ирония судьбы" новый год в России не наступает. А между тем, Микаэл Леонович, 80-летие которого отмечает в этом году музыкальная общественность (композитора не стало 15 лет назад, в 1996-м), - автор ряда крупных произведений для органа - концертов, полифонических циклов. Не случайно единственный в России конкурс органистов в Калининграде носит имя Таривердиева. Его Basso ostinato из Второго органного концерта и хоральная прелюдия из цикла "Подражание старым мастерам" прозвучат сразу вслед за открывающей концерт Пассакалией Баха.