"Тода вэзимра" - так называется масштабная субботняя
литургия композитора Х1Х века Луи (Элиезера)
Левандовского для хазана (кантора), хора и большого
органа, предназначенная для реформатской синагоги
в Берлине, где впервые в истории еврейской религии
был установлен орган.
В ноябрьскую пятницу накануне шабата ровно через год после установки органа в зале"Клермонт" Музыкальной Академии Тель-Авивского университета "Тода вэзимра" Левандовского - "Мусика лешабат вэлэямим а-норим" (Музыка для шабата и осеннего праздничного цикла) впервые была исполнена в Израиле хазаном Колином Шахатом, хором "Агалиль ха-Алион" под управлением Рона Зархи и органистом, преподавателем Тель-Авивской Академии Александром Гориным. Развернутое вступительное слово, в сущности, получасовую лекцию, произнес Михаэль Шани, артистично и увлекательно рассказав о самом композиторе, выходце из традиционной еврейской семьи из Познани, воспитаннике Берлинской Хохмузикшуле, где он учился у Александра Мендельсона, двоюродного брата великого Феликса ( и, соответственно, внука Мозеса Мендельсона), реформаторе иудейского богослужения в духе Хаскалы, и о его субботней литургии. Михаэль Шани сам хоровой дирижер, руководитель Камерного хора, который в следующем концерте цикла в январе будет петь церковную музыку христианских конфессий, поэтому он много внимания уделил в своем вступительном слове хоровому письму Левандовского, не забыв, конечно, поведать о противостоянии ортодоксальной и реформированной синагог, об оперной выразительности партии кантора и о близости стиля еврейского композитора Мендельсону, Шуману и Брамсу.
И в самом деле, Колин Шахат, обладатель красивого баритона, опытный хазан, но, в то же время, академический певец, был драматичен, страстен и проникновенен, как Риголетто. Хоровая же партитура двухчасовой службы создавалась явно в расчете на пение прихожан, а не профессиональных хористов, как и хоралы в пассионах Баха. Высокие партии предназначались не для сильных женских голосов, а для мальчиков, как в протестантской кирхе. Хор в литургии Левандовского даже не столько имеет хоральный, сколько "лидертафельный", песенный характер, однако требует от певцов высокой музыкантской культуры. Вот это качество как раз присуще коллективу "Агалиль ха-Алион" и дирижеру Рону Зархи. Голосовой мощью хор не обладает, да она здесь и ни к чему - нужна тонкость нюансировки, корректность интонирования, балансирующая между средиземноморскими увеличенными ладами и немецкой романтической хроматикой.
Центральным стержнем всей композиции оказалась партия органа,насыщенная и разнообразная. И Александр Горин в который уже раз показал себя настоящим мастером артикуляции и регистровки с безукоризненным профессиональным ощущением инструмента и романтической стилистики Лейзера Левандовского. Сдержанный и корректный, ритмически точный, орган Горина уравновешивал экзальтацию Колина Шахата и при этом усиливал насыщенность хорового звучания, расцвечивая его темброво красочными подголосками.
Музыканты, в сущности, совершили открытие для тель-авивской публики важного пласта еврейской музыки - благоговейного благодарения и романтического песнопенья.