Юбер Алекс : другие произведения.

Эквилибриум

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сбытые мечты святых отцов, памятка для балансирующих на лезвии.


Эквилибриум: системный подход к программированию


LAV.UA#UNDEFINED

"Я небогат, есть у меня лишь грезы -
И я их все сложу к твоим ногам,
Ступай легко... Ты топчешь мои грезы..."

Йейтс

В поисках первоисточника

Здравствуйте все, кто еще чувствует. Наверное, так следует начать. Речь сегодня пойдет о сравнительно новом фильме, а также о том, чем он может привлечь внимание заинтересованных лиц, помимо условной принадлежности к жанру "фантастический боевик".

Причины, по которым я (то есть мой прототип?) посмотрел это кино, наверное, банальны - увидел рекламку по телику, с турбореактивными поединками в духе "Драйва", да название в башке засело - больно уж заковыристое, строптиво непереведенное нашими прокатчиками с латинского и потому надежно застревающее в извилинах простого смертного, аще он и виртуальный (даже после того, как из подсознания всплывет этимология и будет найден "ужасный" для прокатчиков эквивалент на великом и могучем).

Зашел, значица, мой прототип в пункт проката, от нечего делать: видит - стоит. На полке с так называемыми "блокбастерами" (то есть, откровенными поделками, что перепевают творческие находки других поделок Голливуда, чьи секреты просто хранили лучше и фильмы смогли обрести душок "культовости" задолго до попадания в розничную продажу - благодаря (оч)умелой рекламной компании и манипулированию слухами).
Рядом стояли клоны и помеси "Людей в черном", "Чужих", "Джуррасик-парка" и "Обители зла" (представьте себе столь гремучую смесь в одном флаконе: чего стоит, к примеру, морально устаревший "Генозавр"), не говоря уже об "Особях", "Индепенденс-днях", "Факультетах", "Немезидах" и т. п. Плюс сомнительной ценности рекомендации "от создателей такого-то (забыл название) фильма в жанре "экшн".

Но иной цели, кроме как поразвлечься, у меня (то есть, у прототипа?) не было - стало быть, сошел бы и голый "экшн", если бы за "матрицеподобным махаловом" (сделанным, кстати, качественнее, чем в "Матке" (на наш взгляд)) не маячил призрак чего-то "классово близкого"... нет, не коммунизма itself, но той темной стороны изначально благого намеренья - желания сделать людей счастливыми... любой ценой.

Какое счастье, что не удосужился перед этим слазить в Сеть... Там бы мне заранее сформировали мнение, далекое от положительного, и эта статья так и не состоялась бы (как и "автопросмотр").

Дело в том, что большинство критиков не уходят дальше сравнений с "Матрицей", отмечая "наличие отсутствия эффекта пули" (велика потеря!), а те, которые уходят (словно сговорились), неизменно приплетают "451 %(простите, "градус") по Фаренгейту" Брэдбери (каковую книгу читали теперь уже, увы, не все), Оруэлла и лишь некоторые блещут знанием фамилии Хаксли или... дают волю вольным ассоциациям с творчеством отечественных "социальных устрашителей" вроде Замятина и сравнивают "позы, в которых замирает на экране Бэйл" с... приснопамятным "Робокопом" в исполнении Уиллера... Словно обозреватели сами перед просмотром оттягивались в полный рост на дружеской вечерине (с неизменными у нас "40 градусами по Менделееву") и в создавшейся утром "нездоровой атмосфере" нежелания или немочи копаться в себе в поисках авторского видения... читали друг друга в Сети и вовремя соглашались с отмеченными более шустрыми собратьями красивостями и наведенными кем-то еще аллюзиями.

Не знаю, как насчет Брэдбери, "1984" и "Brave New World", но Замятинское "Мы" вряд ли можно назвать одним из компонентов смеси, на которой замешан здешний баланс того, чему следует "животно" восхититься, а над чем - крепко подумать головой. Хотя бы потому, что режиссер фильма, Курт Виммер, не обязательно (а скорее всего попросту "не") знаком с творчеством мистера Замятина: увы и ах, ЭТО сняли там у них, и несмотря на здравый минимализм (который, увы, не уложится в бюджет даже самого "кассового" отечественного фильма) и мрачненький "призрак К.", бредущий где-то на заднем плане широкоформатной антиутопии, то, что "русский - язык межнационального общения, которым разговаривал Ленин", никак не означает нашего вклада в создание рассматриваемой здесь картины. Так что наши видные антиутописты, увы, скорее всего успешно отдыхают: к созданию этой памятки эквилибриста они не имеют никакого отношения, как бы это ни задевало "национальную гордость отечественных производителей российской фантастики".
С другой стороны, кадры со Сталиным и Хуссейном, мелькнувшие в пугающем "Интро" (сразу перед аллегорией Судного Дня - ядерной вспышкой), тоже не несут смысловой нагрузки, в смысле прямой исторической преемственности - скорее срабатывает механизм "далекой аналогии" с весьма условной (в силу отвлеченности и шаблонности таких ассоциаций) привязкой к действительности. Дело в том, что даже у нас, законно негодующих за годы надругательства над человечностью, со времен распада Союза успело вырасти поколение молодых людей, для которых понятия "тоталитаризм" и "культ личности" - отвлеченные до полной абстрактности (в нашей действительности таких моментов нет - они где-то там, "у них"... На Востоке), каковыми в пору моего ученичества были и "красный террор", и тем более "восстание декабристов" - за ними в лучшем случае стоят имена и даты событий, в худшем - ассоциаций не возникает и нормальный человек охотно принимает на веру первое попавшееся объяснение (можно еще вспомнить "якобинцев" и террор после Французской революции - вот уж где учителя могли нас программировать совсем безболезненно (и для себя в том числе ;)).
Поэтому условность - фильма явление закономерное, и увязывать его с известной нам действительностью... можно, в меру собственной эрудиции, но с известными же оговорками: аналогии лгут. В этом проявляется величие и ущербность искусства - две стороны одной изобразительной силы. Как математическая задача, без явленного толковым преподавателем "физического" смысла (хотя бы в "штуках матрии" и "количестве работы некого (увы, неделимого;) землекопа"), выглядит набором арифметических действий, что способно вызывать у учеников лишь скуку, так и реальными героями произведений искусства являются идеи, не дающие спокойно спать автору - если вспомнить тот же "451 градус", вся литература (в концентрированной своей сути, essense) наполнена людьми и событиями, "которых... никогда не было" - на них лишь спроецированы мысли автора по наболевшему вопросу. И прекрасно, что вопрос этот "болит" в нем - непреходящая истина искусства в том, что без этой чувственной компоненты - без Боли (в широком смысле слова: "боль как апелляция к сопереживанию") - оно остается собранием голых, холодных идей, которыми ни пролетария, ни соловья не накормишь, не вылечишь хворых, не поднимешь упавших и грешников не спасешь. А фильм, о котором идет речь, событие уже в этом отношении: фабула его такова, что рядовым гражданам запрещено испытывать иную боль, кроме физической.

Ни зрителю, ни режиссеру по известным причинам неважно, когда это произошло - важно "КАК ЭТО БЫЛО". Поэтому в истории проставлена открытая дата: "сразу после Третьей Войны".

Чтоб вы жили в такое интересное время (шутка).

Нам вконец обрыдли ссоры из-за абстрактных понятий "нация", "государство", "суверенитет", "свобода", "жизненные интересы Соединенных Штатов" (см. Ф.К.Дик, "Человек в высоком замке"), и, памятуя о правильном способе лечения обыкновенных болячек, решили избавится от причины: слишком много крови, как в переносном, так и в прямом смысле, нам попортили зависть, злоба, ненависть, ярость, похоть, обида, уныние и "общее чувство неполноценности", маскируемое "расовой гордостью", нетерпимость, названная "национальным самосознанием", которые в конечном итоге от начала времен толкали сынов человеческих к убийству себе подобных. Мы освободили человечество от бремени косной природы - источника нашего зверства.

И, в духе Игнатия Лойолы, в жертву великой цели пришлось принести дружбу, чувство прекрасного, радость, любовь, вдохновение творца... Такая мелочь - в обмен на гарантию порядка и спокойствия: "в здоровом государстве будет здравый покой..."

Ну типа. Сказано - сделано: "всем пацакам надеть пацифики"! Каждый день начинать с обязательных "Ку!": прослушивание гимна Либрии и очередной телеги Вождя "за хорошо и плохо", всем гражданам показан "prosium", каждый день (можно и вместо еды). Только, на всякий пожарный, скажем, для "борьбы с очагами энтропии и сохранения кислотно-щелочного баланса социальной термодинамики" создано было отдельным декретом спецведомство с юрисдикцией в районе выпрямления пизанских башен, выравнивания бугорков, извилин и береговых линий: даешь Тетраграмматон! А зачем нам это неизъяснимое имя? А чтоб никто не догадался, чем реально будут заниматься мрачноватые святоши-клерики (с виду - ну чисто утопленнички, что твои близняшки агента Смита) - столпы всеобщего равновесия и стимуляторы Веры в светлое настоящее, для тех, кого "прозиум" почему-то не берет.
Штаб-квартира, как водится, - палата мер и весов #6. Телефон для справок 451. Здесь вы можете получить отпущение шибко умных мыслей и новую дозу препарата.

А занимались наши рыцари плаща и сменившей кинжал пары пистолетов, прямо скажем, темными делишками.

Типичное утро местных штази: аскетичный офис в стиле позднего техноренессанса, со стальными верстаками вместо мебели. Плановая проверка бдительности - "сигнальный" звонок в службу спасения Родины:

- Престон слушает... (Этого парня играет Кристиан Бэйл).

Выдержка из личного дела Джона Престона: "в Партии с момента поступления в церковноприходскую школу, характер нордический, в эмоциональных проявлениях, порочащих его, не замечен..."

- Клерик Престон! Поступил сигнал, что в Пустоши обнаружены предметы из коллекции Лувра.

- Rodger. Мы выезжаем...

В Пустошь едут как на сафари: в белоснежном воронке (это не бред - белые вороны у нас! белые! побочное действие прозиума) к уже обложенному тяжело вооруженным спецназом зверю - горстке "неподдающихся".

Видит бог, мы этого не хотели...

Первым делом Престон наблюдает смерть старика-повстанца... у себя на руках. Ноль эмоций - кто не спрятался, мы не виноваты. Далее, санитар леса покажет, на что способен выпускник "церковно-приходской школы", и почему штурмовики спецназа считаются здесь за грязь под ногтями: с разбега вышибаем дверь, перекат через плечо, оценка ситуации - статистическая... (Правда, похоже на мысли робокопа?) В течение десятка секунд тьма кромешная озаряется вспышками выстрелов, в ходе чего один-единственный клерик Джон Престон в массовом порядке выводит "статистов" из обращения... двумя пистолетами и без никаких ноктовизоров и прочих аналогов "кибервидения" - тут аналогия с "Робокопом" таки дает сбой. Никаких сверхспособностей - только владение приемами "Карты Огня". (Или Ган-Ката? Плохо слышать стал. В отличие от того, что преподают на военной кафедре, это специфический способ передвижения в боевых условиях, основанный на знании зависимости расположения противника от его количества на конкретном участке территории. Гарантированный успех и математическая оптимизация расхода боеприпасов - куда там джедаям с их Силой! Просто, как все гениальное...) Но это еще не все - надо изъять запрещенные к ввозу в страну предметы. Шарим по стенам миноискателем: опаньки! Мона Лиза... Смотришь на нее, смотришь... А она тебе уже улыбается. Подлинник, значит... Ну, что ж, мона и Лизу: "Сжечь!" - звучит команда, и глядя в честные глаза борца за равновесие, понимаешь: какой там, к черту-дьяволу, комплекс Герострата! Парень и правда ничего не чувствует - оглох уже от анаболиков.

Порядок восстановлен. Можно расслабиться и задуть косяк с правильной травой: бамбук - правильная трава... Но что-то мешает. Беспокоит Престона моральный облик его напарника (Шен Бин). Все-то паренек норовит припрятать вещдок-другой - все больше из книжек, включенных в местный index librorium...

- Эй, гаврош, да ты у нас грамотный, оказывается...

- Престон, ты же семейный человек: разве это жизнь - на одну зарплату? Проверю по каталогу, может, эту книженцию можно загнать на черном рынке по сходной цене.

И добро бы, загнал... А он, стервец, не только не продал - он и нас, клериков, предал! Своих боевых товарищей... КонтрРРАА!

И невозмутимый нормальный герой стреляет в бывшего друга сквозь книжку "крамольных" стихов - отрывок из которых покойный процитировал перед "процедурой", каковой и вынесен в эпиграф к этой статье.

Думается, чтоб составить представление о порядочках тамошнего режима, этого вольного среза "их нравов" достаточно.

А дальше в идеальной боевой машине что-то поломалось: заскочил шарик за нужный ролик или просто замаялся клерик на работе своей собачьей... Начал Престон вести себя странно (для нового напарника) и шугаться собственного сына - тот бдительно следил за папиной лояльностью, рекомендуя ему, как "встроенный напоминатель", обратиться в Эквилибриум за новой дозой.
Отечественные обозреватели сыночка, разумеется, радостно записали в почетные пионеры-герои... по сомнительной статье, правда - по той самой, где они потом дико извиняются и расписываются в своей благодарности, что в Престоне-младшем они приятно ошиблись: в том то и штука, что до самого конца фильма, "кто есть ху", не особенно понятно... и померещившийся "Павлик-предатель" оказывается верным сыном своего отца. "Мы давно уже не колемся, папа!"

Прозрев после незаконного прослушивания 9-й симфонии Бетховена и увидев город в лучах зари, Престон мечется от "своих" к "чужим" и обратно, как взбесившийся бумеранг: кладет целый отряд спецназа в пустоши заради спасения неблагодарной псины, сходится с инсургентами под предлогом двойной игры... и подставляет (неумышленно) сначала кучку бомжей во время облавы, а затем - всю верхушку сопротивления во главе с Антивождем.
Удивительным образом ему это сходит с рук, порой подозрительно удивительным... "Кучка бомжей" сошла с рук, когда удалось перевести стрелки на амбициозного, но глуповатого нового напарника, поломав его честолюбивые замыслы. Ну, а "кучка вождей" - это уже, оказывается, был стратегический план по уничтожению сопротивления, как класса.
И естественно, тут замешана женщина: клерик бережно хранит лоскут материи с запахом жены, отправленной в печь за "эмоциональное преступление", а затем влюбляется... в любовницу собственноручно убиенного Шена Бина... То есть предыдущего напарника. (И это для нее, увы, тоже было фатально - на казнь Престон банальным образом не успевает...)
В итоге, добивается невозможного: аудиенции с самим Вождем: в "белой бурке" и с японской шашкой у бедра, героя республики... тестируют на полиграфе, "для соблюдения обычных формальностей". Вот тут, что называется, во всей красе предстает новообретенная Престоном способность чувствовать: лицо у героя Бэйла по сценарию невозмутимое до неприличия (Престону это идет), но самописцы прямо-таки сходят с ума, когда ловко подставленный и "повинный смерти" новый напарник является нам живой и здоровый, представляясь чуть ли не правой рукой вождя... Который тоже оказывается подставным лицом из "ближайшего окружения", а обладатель той божественной харизмы, что круглосуточно вещает с экранов - давным-давно умер и переработан на "минеральные удобрения". Но клерик что иезуит: выучка ему не изменяет. Гнев, мелькающий в кадре, холоден - и самописцы мертвы.

Стильность "Эквилибриума" проявляется во всем: мрачная готика Либрии напоминает немецкий город времен второй мировой - толпы граждан больше похожи на марширующие полки жертв геббельсовской пропаганды, то и дело проползают броневики с огнеметами в башнях, на каждом углу маячат парни в кожанках и шлемах, с штурмовыми "Штайрами" наизготовку... (Так и вспоминается почему-то всеми забытая "Страна Отцов", с ее победившим Рейхом.)

По постановке боев первую "Матрицу" здесь делают, как ребенка. От сцены, где Престон, безнадежно пытаясь спасти от зачистки банду доходяг, рукоятями верных "пистолей" дробит забрала шлемов, носы и трахеи десантников, и до апофеозного марш-броска сквозь строй придворных "эсэсовцев", с финишем в кабинете "Фюрера". Воистину, не прогадал Виммер, смешав в одном флаконе систему движений восточных единоборств и огнестрельное оружие: даже опошленныые всеми боевиками катаны не выглядят здесь "к корове седлом" - ни в качестве церемониального атрибута воинской чести, вкупе с позаимствованным от самураев презрением к смерти, ни по прямому назначению.
Новый напарник в конце явно "не тянет" - гнев Престона, более неподвластный химическим оковам, становится вдохновением: "молодого да раннего" он рвет, как грелку, не теряя даром времени перед схваткой с "боссом уровня". И Вождь нас не разочаровывает - противники явно стоят друг друга и предугадывают движения оппонента, словно ведут бой с собственной тенью... (Правда, в ассоциации вкрадывается мыслишка о клинче Нео и Смита на станции метро, когда им пришлось перейти к рукопашной из-за нехватки боеприпасов.) Но Вождь переоценил человечность клерика, только-только вышедшего из-под колпака "принудительной свободы": "Ты же не выстрелишь в человека? Или выстрелишь..." Наивен, как дитя: Престон так долго был лишен этой части себя - чувств, которые делают людей людьми, что ни за что не расстанется с ними, ради абстрактного человеколюбия и милости к падшим: "С радостью!" - Рычит герой Бэйла. И на лице его мелькает эта самая неподдельная радость, что невозможно не поверить: се Человек.

В общем, граждане пролетарии, это надо смотреть. Что касается развлечений - "Эквилибриум" бьет в десятку. (Из положения "прыжок с переворотом" ;) Но и любители покопаться в себе да поразмыслить о вечных вопросах, думаю, в накладе не останутся: несмотря на чужие аллюзии, Виммер предложил свой вариант - такой вот "танец со шмалерами". Must Have, Must Watch!

Материалы для внеклассного чтения

http://www.lumier-film.aaanet.ru/film_article.html?equilibrium
http://www.internet.ru/articles/99352.esp
http://www.cinergia.com.ua/informat/1134/
http://filmz.ru/7/1316_1.shtml
http://she-kitt.narod.ru/equilibrium.html



Jun 21/ Y2K+3




 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"