Прежде чем двигаться дальше, нам нужно разобраться с одним понятием, которое имеет непосредственное отношение к рассматриваемой теме. Речь идет о понятии Духа, и связанной с ним Духовностью и духовным миром.
Вообще, в литературе понятия - Ум, Разум, Сознание и Дух не имеют однозначного определения. Но нам нужно выбрать какую-то одну, "разумную", схему взаимоотношений между этими понятиями.
Одной из классических схем (взятой из Интернета) является следующая:
Однако, в некоторых вариантах буддизма признается только одно понятие - Ум (или потоки дхарм). Все остальное есть различные проявления Ума (или потоков дхарм).
В Интернете можно найти много всяких определений и высказываний, например, такие:
"СОЗНАНИЕ, орган чувств, данный БОГОМ, седьмое чувство, или ваше проявление Души в соитии с Планом Разума и Ума."
"Дух -- это не нечто абстрактное, не красивый художественный собирательный образ для обозначения культурного и интеллектуального уровня человека. Дух, как это известно из всех светлых религий, представляет собой бессмертную частицу божественного огня, вложенного в каждого человека Творцом. Это то, что дает нам жизнь, жизненную силу. Это наше творческое начало, дающее нам возможность приближаться к Богу. Наконец, это наша совесть, то есть внутренний безошибочный критерий истины, глубинное представление об идеале, о гармонии, о том, как должно все быть на самом деле. Таким образом, строго говоря, развивать (в смысле совершенствовать) свой дух мы не можем в принципе. Потому что нельзя совершенствовать изначально совершенное".
"Темой духовности и духовного развития в последнее время не спекулирует лишь ленивый. Но часто в эти понятия вкладываются совершенно разные и несвойственные им вещи. Так что же это такое? Какой человек считается духовным? Что такое духовное развитие и как измерить его уровень?"
"Духовные практики, духовное развитие человека, расширение сознания, достижение просветления, открытие третьего глаза и другие заманчивые предложения сегодня можно встретить на любом углу. Поэтому, к сожалению, существует большая вероятность ошибиться и выбрать направление, к духовному развитию совсем не ведущее, либо, хуже того, ведущее к духовной деградации и накоплению невежества".
Мы не приводим здесь авторов этих высказываний, бесчисленное их множество можно найти в Интернете, если в поисковом сервере, набрать в строке поиска слова: сознание, ум, разум, дух.
Нам необходимо найти логически обоснованные критерии для объяснения этих понятий, чем мы и займемся.
В модели Элсландии мы используем понятие "Сознание" и его несколько различных уровней. Так в РЕГЕНЕРАТОРЕ мы выявили девять уровней Сознания - Сознание пяти стихий (эфир, огонь, вода, воздух, земля), Сознание растений, Сознание животных (инстинкт), Сознание личности (интеллект) и Сознание мульти-личности (интуиция). Понятия "Ум" и "Разум" раздельно мы определять не будем, а будем считать понятие Ум синонимом группы уровней (Растение, Инстинкт, Интеллект), а понятие Разум - синонимом понятия Интуиция.
Сознанием десятого уровня будем считать Сознание КОНВЕРТЕРА ТВОРЯЩЕГО СОЗНАНИЯ, Сознанием одиннадцатого уровня, или СУПЕРСОЗНАНИЕМ, будем считать Сознание СВЯЗАННОГО ПОТОКОМ АЛГОРИТМОВ МНОЖЕСТВА ТВОРЯЩИХ СОЗНАНИЙ, а Сознанием двенадцатого уровня, или СВЕРХСОЗНАНИЕМ, будем считать Сознание СВЯЗАННЫХ СВЯЗУЮЩИМИ МОДУЛЯМИ (КОНТАКТОРАМИ) МНОЖЕСТВ СУПЕРСОЗНАНИЙ.
Также Сознания с одиннадцатого по двенадцатый уровней мы будем называть в качестве синонима ВЫСШИМ РАЗУМОМ.
Понятие Духа мы будем считать синонимом понятия ВЫСШИЙ РАЗУМ. Таким образом, понятия ВЫСШИЙ РАЗУМ и Дух мы связываем только с Сознаниями, имеющими несколько ТВОРЯЩИХ СОЗНАНИЙ, связанных потоком распространения алгоритмов. Все определения уровней Сознания приведены на СХЕМЕ УРОВНЕЙ СОЗНАНИЯ.
Из этой схемы, в частности следует, что поскольку уровень сознания духа выше, чем восьмой (интеллектуальный) уровень, то говорить о духовности интеллектуальных существ не имеет никакого смысла. Они не принадлежат духовному миру и не обладают и не могут обладать духовными свойствами, которые характерны только для ВЫСШЕГО РАЗУМА. В формах сознания, начиная с ТВОРЯЩЕГО СОЗНАНИЯ и выше, просто не существует индивидуальных элсов, они входят в "коллективное сознательное", говоря языком Юнга, где не отличают себя и друг друга от единого сознания. Развитие же интеллекта заключается не в развитии духовных свойств, а в продвижении к девятой ступени сознания - интуиции(то есть, в своего рода "коллективизации" сознания).
Но вследствие распространенности понятия "духовное развитие" мы будем его использовать во всех случаях, когда речь идет о продвижении сознания к следующей ступени или уровню сознания (то есть о наполнении души элса новыми дхармами).