Любой закон угнетает. Законы меняются. Меняется взгляд на само преступление. За что вчера казнили, сегодня милуют. Завтра будут награждать, а послезавтра опять потащат в суд. Закон - это закрепление человеческого. Суть человеческой природы в непостоянстве. Установить для неё мерило, которое было бы общим для всех людей - всё равно что одевать кандалы на воду. Скажут, законы страшны только для того, кто их нарушает. Но разве мало было случаев, когда казнили невиновных? Мало случаев, когда наказание было чрезмерно тяжёлым? Скажут, можно написать справедливый закон, который никого не будет угнетать. Но пусть закон преследует лишь виновного, разве он не приносит страдания? Хотя бы и одному преступнику. И как наилучшим образом соотнести меру наказания с преступлением? Часто власть имущие за неудобные себе слова казнят, за убийство неугодных награждают убийц. Оборачивают закон против невиновного и оправдывают бесправие. Как разобраться? Как вообще должно наказывать за убийство? Убивать? Но ведь убийство в таком случае карается убийством. Палач тоже будет убийцей. Выходит, закон для него должен делать исключение. Где есть одно исключение, не избежать последующих. За равное деяние одного лишают жизни, другому дают плату. Разве можно назвать это справедливостью? Не было ещё человека, которого можно бы с полным основанием назвать образцом справедливости. Как можно ожидать справедливости от того, что устанавливается людьми? Человек неизбежно пристрастен. Всё это очень условно, а зависит от этого жизнь. Возразят, как же тогда жить вообще без законов? Как управлять государством? В людях должен преобладать принцип соизмерения своих действий с последствиями. А законом этот принцип не насадишь.
Чтобы осуществить намеченное правитель применяет меры. Меры всегда будут искажены, либо вовсе неосуществимы. На любом этапе люди, исполняющие их, извратят всё на свой лад. Умный правитель понимает это. И начинает следить, чтобы его приказы исполнялись должным образом. Плодится число доносчиков. Даже среди преданных исполнителей исчезает доверие. Правитель вынужден карать виновных. Даже самый смиренный на его месте начнёт гневаться. В итоге, все настроены друг против друга. При наведении порядка создаётся только видимость порядка.
Хороший правитель должен изредка беспокоить своих подданных налогами. Поддерживать в случае бедствия. Защищать, если на них нападают. Ограждать от притеснения. Не поддаваясь на лесть окружения и на искушение властью, скромно исполнять свой долг, как золотарь или лекарь делают своё дело.
Каждый согласится, что ради тысячи можно пожертвовать одним. Но никто не согласится, если этим одним будет он.
Мы легко смиряемся с насилием, с его неизбежностью, если оно совершается не над нами.
Жёсткость законов очень часто вызывает жестокость его блюстителей.
Когда человек оказывает другим в праве на жизнь, рано или поздно он рискует, что кто-нибудь, оказавшись в этот раз сильнее, откажет в таком праве уже ему.
Самый лучший способ бороться с несправедливостью - самому не совершать несправедливости.