Уже на склоне лет Учитель сказал: "Сколько бы ты ни прожил, всегда воспринимай это лишь как начало пути".
Один человек спросил Учителя.
"В чём моя беда?"
"В незнании", - ответил Учитель.
У Учителя спросили совета:
"Сколько мне надлежит выпить в гостях? Если выпью мало, подумают, что я недоволен. Если много, сочтут пьяницей".
"Уж лучше тебе напиться, чем задаваться такими вопросами", - ответил с улыбкой Учитель.
"Учитель, а позволительно ли совершить дурной поступок ради благой цели?"
"Думаю, это более вероятно, чем благой поступок ради дурной цели".
Учитель попросил понюхать цветок и сказать, как он пахнет. По-разному отвечали ученики.
"Видите. В нашем языке не существует слова для точного определения запаха. Мы испытываем много ощущений, а описать их не можем. Наш язык настолько скуднее и грубее языка Природы. Но познать и изучить её мы стремимся именно через наш язык".
"Учитель, что такое грех?"
"Греха нет. Есть только дурные и хорошие качества, вернее даже качества, дурно или положительно оцениваемые".
"А чего в человеке больше, дурного или хорошего?"
Учитель задумался и ответил:
"В человеке больше пустого".
"Учитель, что есть зло?"
"Человек".
"А что добро?"
"Человек".
Помолчав, Учитель добавил.
"Нет ни зла, ни добра независимо от человека. Мир, окружающие явления не могут быть добры или злы сами по себе. Наша оценка делает их таковыми".
Учителя обвиняли в том, что его рассуждения отвлечены. Он отвечал: "Пусть мои мысли отвлечённые, если не направлены на Человека и его место в мире... Но, только при осознании сущего, мы можем прийти к пониманию самих себя".
Тогда спросили, в чём же заключается его учение.
"В самой жизни", - ответил Учитель.
Учителя спросили:
"Если все наши представления о мире не истинны, может ли быть истинным наш мир? Если нельзя доверять себе, как можно доверять миру?"
"Мир существует на самом деле или мы только думаем, что он существует? Только наши ощущения убеждают нас в нашей реальности. Но если даже ощущения видимость? Где заканчивается иллюзии и начинается реальность? Что может служить окончательным убеждающим доводом? Смерть? Но если мир не реален, является ли тогда смерть смертью? У меня нет ответов. Одни вопросы".
Учитель показал на небо и спросил: "О чём вам говорит небо?"
По-разному отвечали ученики.
"Небо говорит о бесстрастии, с которым за нами взирает Небесный Владыка".
"Небо говорит, что недостижимо далёкое может казаться близким, как будто можно ухватить рукой".
"Небо говорит о том, как все мы малы и незначительны по сравнению с ним".
Учитель покачал головой и произнёс: "А мне оно говорит, что скоро пойдёт дождь".
"Если животные ближе человека к естественному..."
"Они не ближе. Это просто мы отдаляемся".
"Хорошо. Если животные живут естественным, почему им не удаётся избежать страданий? На них охотятся, их убивают. Болезни преследуют их. Их жизнь нельзя назвать благополучной".
"Опять подходишь с человеческим к естественному. Слепой не может судить о цвете неба. Может ли страдать тот, кто не ведает таких крайностей, как страдание и счастье? Там, где есть понимание своего положения, там и начинается самое большое страдание. В уме начало всех бед. Животные избегают того, что им приносит внутреннее беспокойство. Живут безмятежно. Если они не ведают, что такое страдание, как они могут страдать? Человек владеет знаниями, властвует над вещами. Но разве избавляет это его от страданий? Наоборот, усугубляет его незавидную участь".
"Учитель, когда видишь, как люди поступают с беззащитными, с теми, кто заведомо слабее, сколько мучений причиняют, можно ли не гневаться?"
"Люди следуют человеческому, то есть своему естественному - изменённому, извращённому естественному. Потому надо изменить эту естественность. Это естественность человеческая. Но есть ещё естественность природная. Тот, кто следует естественности Природной, тот не знает, что такое мучение и, следовательно, не видит его. В нём нет радости и огорчений".
"В природе много зла и жестокости. Хищные убивают травоядных..."
"Природа ни зла, ни добра, ни жестока, ни справедлива. Она естественна. Хищник убивает, но никогда не убьёт больше, чем ему надо для прокорма. Он знает, где ограничить свои потребности. Человек не может сдерживать свои желания. Травоядные отвечают хищникам умением скрываться и плодовитостью. Волк - не угроза для существования оленей. Только человек со своим понятием, с изменённым естественным, становится угрозой всему живому. Вырубают, сжигают лес. Звери не имеют простора, жмутся друг к другу. Болезни постигают их. Мы отвратились от Природы да ещё и ведём её к гибели".
Учитель, раскрутив волчок, сказал: "Это принцип, по которому существует наш мир".
Потом перевернул волчок и снова раскрутил. Волчок, побарахтавшись, упал на бок.
"Это принцип, по которому живёт человек. Поставили всё с ног на голову и называем это законом. А потом, когда всё из-за этого валится, говорим, что это судьба".
Учителя спросили с издёвкой, как он может доказать истину. Он указал на небо: "Что ты видишь?" - Небо. Потом на землю: "Что ты видишь?" - Землю. "Это самые главные доказательства истины".
Один мудрец собрал вокруг себя слушателей. Подбросил в воздух сухой лист. Затем произнёс: "Видите, как падающий лист раскачивается на ветру. Так же из стороны в сторону влекут нас наши желания. Нельзя точно предугадать место, где упадёт лист. Налетит ветер, и его унесёт далеко. Так же непредсказуема наша жизнь. Мы как этот лист".
Учитель же на это заметил: "Можно сравнить человеческую жизнь с листом, раскачиваемым ветром. Можно сравнить и с ветром. Движется, ускользая и не оставляя следов. Невозможно остановить или повернуть вспять. Можно лишь относительно предугадать направление, изменить которое не в наших силах. А можно сравнить жизнь с землёй, на которую падает лист. Всё принимает, не в состоянии уклониться. Можно уподобить нашу жизнь человеку, бросающему лист, что падению этого листа придаёт столько же смысла, сколько мы нашей жизни. Легчайший лист же при этом - это последствия наших действий, незаметные для земли. С чем угодно можно сравнить жизнь. Всему она подобна. Везде находит отражение. Ибо суть и первопричина у всего одна".
"Учитель, если можно обрести истину, можно ли её потерять?"
"Могут ли рыбы потерять умение плавать? Могут ли птицы отучиться летать? Владеть истиной, всё равно что дышать. Можно ли сказать, что человек, вдохнув, владеет воздухом? Он просто дышит".