Наконец-то собралась с духом, чтобы высказаться о небесспорном... сказала бы - об очень спорном, да резонанс не тот. Одним словом, о совместном детище русских сценаристов и японских аниматоров - полнометражном фильме "Первый отряд" ("First Squad"). Аниме вышло в прокат в России 15 октября 2009 года (ранее, в мае, состоялась премьера на Каннском кинофестивале, а в июне - на Московском международном кинофестивале), но в число горячих новинок, как и следовало предполагать, не попало. Усредненный любитель аниме - скорее космополит, нежели патриот, да и средний возраст анимешника подсказывает, что о Сейлормун и Наруто вьюноша (или барышня) знает куда больше, нежели о пионерах-героях. И слова "классическое аниме" у него ассоциируются, в лучшем случае, с "Манускриптом ниндзя" (1993), весьма достойным псевдоисторическим самурайским фильмом, нежели с "Босоногим Гэном" (1982) - аниме, повествующим о судьбе маленького мальчика из Хиросимы. О старых аниме юный поклонник жанра охотно (и пространно) расскажет, что они не выдерживают критики в техническом плане и т.д. Для любителей "крутой спецухи" сюжет зачастую становится вторичным.
Я могу назвать себя анимешником старшего поколения. Да и то - весьма условно. Ибо в далеком мае 1994 года я и слова "аниме" знать не знала, равно как и того, что "аниме и мультик - разные вещи (много-много восклицательных знаков)". Просто, любя военную историю, я старалась в канун Дня Победы смотреть как можно больше передач о Великой Отечественной. Не буду рассуждать о том, что добрая половина из них была откровенно дрянной - не устал тогда еще народ от чернухи... Ну а то, что в программу затесался мультик - да еще полуторачасовой! - было для меня сюрпризом. Забегая вперед, скажу, что после этого сюрприза я, впечатлительный подросток, не могла спокойно спать недели две. Аниме рассказывает о жизни бедной семьи с окраины Хиросимы. Время действия - август 1945 года. Развертывание действия в японских анимационных фильмах зачастую происходит медленно, позволяя зрителю вживаться в атмосферу... а уж о том, что лучшие образцы анимационного искусства атмосферны, говорить излишне. Так что добрую половину фильма мы наблюдаем за играми Гэна и его младшего брата, за тем, как работают по дому мать и старшая сестра, как отец безуспешно пытается прокормить семью. А потом события развиваются стремительно: бомбардировка, гибель отца, сестры и брата под балками рухнувшего дома, толпы обезумевших, не понимающих, что происходит, людей, борьба за выживание - теперь Гэн отвечает за больную мать и новорожденную сестренку. В фильме множество натуралистических подробностей, которые придутся не по душе эстету... но без них фильм был бы другим... был бы просто зарисовкой из жизни семьи в непростые времена. А получился фильм-памятник мирным жителям Хиросимы, выжившим и погибшим.
Для меня аниме начинается именно с "Босоногого Гэна". В моей домашней коллекции - и другие аниме: тот самый "Манускрипт ниндзя", о котором я уже говорила, подборка фильмов лауреата "Оскара" Хайао Миядзаки, замечательные, единственные в своем роде фэнтезийно-героические "Хроники войн Лодосса"... Но если я и анимешница, то далеко не самая правоверная. Ибо аниме, в первую очередь, интересуют меня с культурологической точки зрения. Для того чтобы попробовать понять самурайскую душу Японии, подходят такие фильмы, как "Босоногий Гэн".
Мне всегда было интересно сопоставлять русский воинский дух и японский воинский дух. Две нации, которые не раз противостояли друг другу. Две нации с общими геополитическими интересами. В конце концов, две нации, у которых воинский дух в значительной степени определяет менталитет.
И тут вдруг - совместный аниме-проект! Основанный на событиях Великой Отечественной войны! Конечно, пройти мимо этого фильма я не могла.
Сразу оговоримся. Тем, кто уверен, что в его сердце вряд ли найдется место для кого-то кроме Чебурашки и крокодила Гены, смотреть "Первый отряд" не рекомендуется - итог будет примерно таким: время и душевные силы потрачены, и никакого намека на катарсис. Тем, кто категорически не принимает аллегорий и душою болеет за достоверность и только за нее родимую, фильм тоже не понравится - на протяжении всего фильма их будет волновать только то, почему главная героиня бегает по морозу в расстегнутом пальтишке, почему за спиной у нее - катана и почему у ее подруги розовые косы. Буквоеды могут озадачиться еще и исторической деталировкой (начиная с развития событий в районе Демянска и заканчивая классификацией того оружия, которым пользуются герои - сразу оговорюсь, многое, очень многое условно). Найдутся и те, кого покоробит, что герои аниме носят имена реальных пионеров-героев Великой Отечественной. Последним - информация к размышлению: все без исключения пионеры - герои положительные, более того - прослеживается мессианская тенденция. Ну и еще одно: аниме категорически не рекомендуется тем, кто полагает, что хороший фильм о войне - такой, в котором герой картинно падает, не окропляя снег кровью, и т.д., и т.п. Одним словом - эстетствующих просим не беспокоиться. Даже реалистам некоторые сцены могут показаться "слишком"... Что поделать, издержки жанра!
Если же предельно серьезно - фильм о том, что Родину нужно защищать, как бы трудно ни приходилось. И еще - о верности в дружбе. По обоим пунктам "Первый отряд" выдерживает самую строгую критику. Все прочее - факультативно. И, вероятнее всего, то, что поразит воображение одного зрителя, пройдет незамеченным для другого и вызовет протест у третьего.
Побродила по Сети: о "Первом отряде" говорят не так уж много, а если и говорят - начинают разбирать на винтики-шпунтики: видеоряд, музыкальное оформление и т.д. Безусловно, все это нужно, но... Покопавшись в механизме, оценив каждую его составную часть по отдельности, зрители-рецензенты почему-то забывают снова собрать машину. Эта настораживающая логика развития событий характерна не только для восприятия "Первого отряда". Как ни почитаешь рецензию: такой-то играл хорошо, а такой-то, пардон... не очень, видеоряд хорош, а музыка подкачала, и вообще, жаль что Вася Пупкин - не Питер Джексон... А ведь еще в школе нас учили, что у любого произведения искусства помимо темы и приемов есть идея. И мне представляется, что идея - это, как раз, самое важное. Я не оправдываю неряшливость в деталях и прочие погрешности. Я просто боюсь, что однажды мы за деревьями не увидим леса.
Засим агитационно-пропагандистскую кампанию считаю завершенной и перехожу непосредственно к содержанию. И к тем ассоциациям, которые появились у меня при первичном просмотре и обросли подробностями - при вторичном.
Время действия - зима 1942 года. События развиваются вокруг противоборства двух спецслужб - существовавшего в реальности немецкого "Аненербе" и вымышленного 6-го отдела советской военной разведки. "Аненербе" удается раздобыть мощный артефакт - меч великого магистра барона фон Вольфа (символичное имя, учитывая нацистскую склонность к "волчьей" символике), погибшего со товарищи в Ледовом побоище без малого 700 лет назад. Грядет Момент истины, когда истончается грань между прошлым и будущим и деяние одного может повлиять на судьбы многих и многих. В бою в районе Демянска лишь один человек - капитан Александр Немов (не правда ли, созвучно Александру Невскому?) встанет, чтобы поднять в атаку залегшую пехоту - и тем самым решит исход боя. Маги "Аненербе" предполагают иной сценарий событий - капитан Немов падет от руки воскрешенного барона фон Вольфа. Но 6-й отдел опережает противников из "Аненербе" на один шаг благодаря 14-летней сотруднице Наде. После гибели родителей (они тоже работали на 6-й отдел, погибли при проведении одной из операций еще до войны) Надя обучалась в спецшколе вместе с другими подростками, наделенными паранормальными способностями... Вот здесь фантазия японцев разгулялась - нам показывают нечто среднее между подготовкой спецназовцев, ниндзя и каких-нибудь тибетских монахов. Ну да ладно. И на том спасибо, что подростковую психологию учли: воинское обучение воспринимается этими ребятами как игра и даже трудности - как приключения. Не это ли та самая романтика действия, которая в разное время побуждала мальчишек убегать "на войну"? Душа противится этой аналогии, но на всякий случай оговорюсь: нет, это не "Сволочи", это - Люди. Именно так, с большой буквы!
Надя входила в группу из пяти человек (имена ее товарищей тоже символичны и хорошо узнаваемы - Леня, Зина, Марат, Валя), но все, кроме нее, погибли, защищая свою школу. Конечно же, трудно понять, почему столь ценных сотрудников, да еще подростков, не эвакуировали подальше от линии фронта в первые же дни войны. Предположим, что у сценаристов было объяснение, но куда-то делось при преобразовании сценария сериала в сценарий полнометражки. Надя способна предвидеть будущее, а ее катана - надежное оружие против демонических обитателей параллельных миров... в один из которых - землю мертвых - ей предстоит отправиться, чтобы найти своих друзей и убедить их помочь в борьбе против рыцарей фон Вольфа. Еще один символический персонаж фильма - таинственный монах (монах-воин?), который в трудный момент помог Наде и морально подготовил ее к выполнению необычной миссии. Появление монаха выводит фильм на иной уровень - речь идет о цивилизационном конфликте, не исчерпанном за многие сотни лет.
Существует две версии "Первого отряда" - сокращенная и режиссерская. Насколько я понимаю, различаются они всего лишь отсутствием / наличием игровых эпизодов. Анимационные фрагменты в игровых фильмах и игровые - в анимационных - прием далеко не новый. Можно долго размышлять о его уместности в данном случае, но если он должен был всего лишь создать атмосферу "многослойной" мистификации - замысел удался. Сценаристы не без фантазии эксплуатируют хорошо известный факт - склонность верхушки Третьего рейха к оккультизму. У представителей же советского 6-го отдела просто на лицах написано, что им все это мракобесие параллельно и перпендикулярно, да вот приходится быть во всеоружии... Ну а актеры, отыгрывающие военнослужащих, историков, психологов на протяжении фильма с донельзя серьезным видом рассуждают о том, могла ли произойти в реальности вся эта история... По мне - неплохая приправа, но доводилось слышать вполне аргументированную критику "говорящих голов".
Еще одна композиционная особенность - на этот раз типичная для аниме - может прийтись не по душе тем, кто впервые обратился к этому жанру: весь первый эпизод взят из середины фильма (один из ключевых моментов действия), а потом рука об руку идут события в своей нормальной последовательности и ретроспекция. Это несколько сбивает с толку - но только поначалу.
Ударный момент фильма - даже не финальная битва, которую можно считать событийной кульминацией, а разговор Нади с друзьями в Сумрачной долине (очень своеобразна, но притягательна эстетика этого пейзажа!), куда уходят воины, павшие с оружием в руках; такова эмоциональная кульминация героической сказки.
Они обещают прийти - и приходят тогда, когда сама Надя уже сомневается - и когда она оказывается на волосок от гибели. Мне - по ассоциации - вспомнился мощнейший эпизод из фильма "Государственная граница": молодой пограничник пытается поднять пограничный столб и в этот момент видит своих погибших товарищей, они помогают ему...
Современный зритель требует драйва - и в "Первом отряде" нет той неторопливости, которая, как я отмечала, характерная для "Босоногого Гэна". Никак сей факт не оцениваю, просто констатирую. Сравнивая старые добрые фильмы с их ремейками отмечаю ту же тенденцию - в финале первой экранизации "Звезды" не было и намека на огнеметы, в китайской версии "А зори здесь тихие" появились сцены отражения зенитчицами воздушной атаки, а старшина Васков вдруг влюбился в свою квартирную хозяйку, в "Последней исповеди" (новом варианте "Молодой гвардии") тоже возникли сносно исполненные - и, что не может не радовать, вполне достоверные исторически - боевые сцены... Другое время - другие скорости.
Возможно, лицам героев недостает мимической выразительности, но... лицо довоенной Нади - жизнерадостного ребенка очень отличается от лица Нади - девочки с катаной. Опять не могу избежать аналогии: в давно признанном классикой фильме "Иди и смотри" похожим образом меняется лицо Флеры (все-таки Алексей Кравченко - актер незаурядный! да и художники-гримеры поработали на совесть) - в конце фильма это лицо маленького старичка.
И еще одна важная, емкая деталь: на рукояти Надиной катаны висит игрушка - маленький розовый медвежонок, напоминающий современные брелоки для мобильных телефонов. Оружие - и игрушка. Противоестественное, трагическое сочетание, лучше всего подчеркивающее индивидуальность Нади - ребенка и солдата. Какая тяжелая правда жизни, многократно подтвержденная историей, передана нам символически!
Что же касается прочих деталей - обмундирование, вооружение бойцов - тут критика неизбежна, но, к моему удовольствию, нет ни непропорционально больших, как в некоторых голливудских поделках, звездочек на ушанках, ни касок, похожих на котелок Эркюля Пуаро.
Хорош - и тоже символичен - бой Первого отряда против рыцарей фон Вольфа. Само время застыло. Против пришельцев из иного времени бессильно любое оружие... если только оно не в руках тех, кто побывал по ту сторону жизни. Вневременной бой завершен - и только тогда разгорается бой "в режиме реального времени" - капитан Немов поднимает солдат в атаку...
Осталось сказать о реальных прообразах главных героев. Не думаю, что сценаристы очень уж напряженно размышляли, почему дают героям такие имена, но, думаю, стоит порадоваться: эти имена вспомнились, они на слуху, несмотря на все эксперименты по трансформации сознания. Леня Голиков, Зина Портнова, Марат Казей, Валя Котик хорошо помнятся тем, кто когда-либо носил красный галстук. Сложнее обстоит дело с Надей... Надей Богдановой, партизанской разведчицей, национальной героиней белорусского народа. Когда я только начинала заниматься историей партизанского движения и патриотического подполья, добрая знакомая-библиотекарь показала мне собранную за несколько лет по книгам и периодике подборку сведений о Наде Богдановой. Вот вкратце то, что можно рассказать о ней.
"Сожженная на костре" - так называлась глава неоднократно переиздававшегося сборника "Подвигу жить!" Ни один романист не смог бы придумать такой судьбы - трижды казненная гитлеровцами, она выжила, выстояла в жизненных невзгодах, вырастила восьмерых детей - родных и приёмных.
Надя Богданова была воспитанницей 4-го могилёвского спецдетдома. За неделю до начала Великой отечественной войны ее приняли в пионеры. Во время эвакуации детдома во Фрунзе несколько ребят убежали и уехали на фронт. В конце июля ребячий отряд в 17 человек был на станции Усвяты, где шли ожесточенные бои. Ребят приютили бойцы стрелковой части, определив их в помощники к повару. Но ребятам этого было мало. Они снова убежали, пересекли линию фронта, прошли в глубь вражеского тыла около 80-ти километров и под Витебском, в районе Теплых лесов, создали партизанский отряд "Орленок". Его командиром стал 13-летний москвич Юра Семенов, начальником штаба - двенадцатилетний ленинградец Ваня Звонцов, комиссаром - 11-летняя Надя Богданова. Ребята нападали на немецкие колонны, самостоятельно добывали для себя боеприпасы. Несколько успехов притупили чувство опасности, и ребята попытались разобрать немецкую противотанковую мину. Она взорвалась, многие из ребят погибли. Оставшиеся в живых поняли, что надо искать взрослых партизан. Поскитавшись, набрели на командира бригадной разведки 2-й Белорусской партизанской бригады. Сбылась их мечта - они стали партизанскими разведчиками. Надя умела пробираться в самые опасные места, раздобывая ценные сведения. С ее помощью был задержан один из палачей белорусского народа, предатель Гаврила Незваный. За голову Нади гитлеровцами была назначена награда в 50 тысяч марок. Ее выдал соблазнившийся наградой предатель. На расстрел ее вывели вместе с жителями уничтожаемой деревни. Она спаслась среди тел казненных и вернулась в отряд, когда ее уже не ждали. Удивительно, но и вторично побывав в руках гитлеровских палачей, она спаслась - пуля пробила ей навылет шею, не повредив кости. Излечившись, она вернулась в партизанскую разведку.
В третий раз Надя попала в плен к гитлеровцам вместе с Юрой Семеновым во время минирования перекрёстка дорог Великие Луки-Ленинград. Ребят пытали шестеро суток. Искалеченного Юру добили из автомата, а Надю решили сжечь. Долгое время считалось, что она похоронена в братской могиле в деревне Карасево, среди убитых карателями детей, так и писали в книгах. Но ее - обожженную, оглохшую и ослепшую - спасли и выходили местные крестьяне. После войны она перенесла несколько операций, к ней вернулось зрение...
У реальной Нади героиня "Первого отряда" позаимствовала стойкость, упорство и умение выживать вопреки обстоятельствам.
Итог: рекомендуя этот фильм к просмотру, я оговариваюсь - понравится или нет - 50х50.