Как-то незаметно просочилась на экраны и в Сеть еще одна, если верить подзаголовку, "военная история". Продолжение трогательного и бестолкового сериала "Катя", который один умный человек, участник литературно-исторического форума "В вихре времен" Несносный ДеNNис, охарактеризовал кратко и емко - "летняя война", подразумевая... гм... пространственно-временные особенности киношки. Сразу оговорюсь, история номер два и не военная вовсе, а послевоенная; подзаголовок "военная история" достался мини-сериалу в наследство от старшего братца. Какие, право, мелочи! Куда важнее то, что сериал раскормился - во второй части шестнадцать серий (против двенадцати - в первой). Ну, и обошелся он, надо понимать, дешевле - не надо на всякие пиротехнические примочки, имитирующие войну, тратиться. А вот с этого места я, с вашего позволения, поподробнее, поподробнее...
"Катя" Љ 1 - это сплошной драйв. Настолько драйвовый, что четыре года войны укладываются буквально в несколько эпизодов. Гении старой сценарной-режиссерской школы, конечно, умели с помощью нескольких эпизодов показать-раскрыть четыре года героизма, беды, напряжения сил... ну так это когда было! В "Кате" - полнейшая иллюзия того, что герои вышли за порог родного дома, попали на войну, прошли по лесам и проползли по буеракам до ближайшей деревни... и война закончилась. "Катя" Љ 2 на этом фоне смотрится нудятиной, тягомотиной... по крайней мере, серии до четвертой-пятой. Ну, свадьба главных героев... Ну, свадьба-дубль-два в деревне у тетки... Ну, лучший друг главной героини поссорился со своей подругой... Чтобы зрительский интерес окончательно не угас, авторы плеснули в тлеющий костер бензинчика: теткин почти что муж получает известие, что его первая жена не погибла, - и теперь надо принимать какое-то решение. Тетку и почти что мужа играют убедительные почти во всех своих ролях Елена Яковлева и Борис Щербаков, но сам сюжетец вышел вялым, мелодраматичным. Драма не задалась. Наверное, это почувствовали сами создатели - и, недолго думая, вплели в балаганно-пеструю фабулу пару загадок. Ну вот, например, появляется какая-то дамочка, говорит: я, Катя, знала на зоне твою маму. И убегает, ага. Чтобы интереснее было. А Катя теперь мучается-терзается: а вдруг мама жива? Ей задают резонный вопрос, было ли официальное извещение о смерти. Катя трогательно хлопает глазами - и продолжает терзаться. Простая мысль - надо бы послать запрос - продолжает за ненадобностью висеть в воздухе. И правильно. Иначе о чем же будут следующие серии?
Тема репрессий, как известно, - колодец бездонный. Черпать-не вычерпать. И пахнет, прямо сказать, не майским ландышем.
Вот, скажем, пьют за встречу главный герой и его командир, майор, только что прибывший к новому месту службы. И что же они? Рады встрече? Что-то не похоже. На лицах - отблеск какой-то позднеперестроечной безнадеги. А разговоры-ы!.. Можно подумать, что нет аппетитней закуски, нежели речи о пушечном мясе. Окончательно добил тост товарища майора: "Выпьем за Победу не чокаясь". Проще говоря, помянули Победу фронтовики.
И стоит ли удивляться, что тема репрессий, звучавшая зловещим подголоском в предыдущих четырех сериях, в пятой взвывает пожарной сиреной - и понеслось, и закрутилось! Такого ужаса ужасного не было даже в "военной" "Кате". Но - стоп, обо всем по порядку.
Не вдаваясь в подробности, напомню, что главная фишка мини-сериалов - и первого, и второго - история большая, всенародная передана через историю одной семьи и ее друзей. На протяжении первого фильма создатели как-то помнили о большой, всенародной... хотя гибели отца и старшего брата Кати на фронте уделено куда меньше внимания, нежели аресту по доносу (якобы за спекуляцию) Катиной мамы. Настораживает? Не то слово! А ведь как-то не верится в убежденность создателей фильма. По-моему, это тот случай, когда для красного словца не жалеют и родного отца... нужно же на чем-то строить экшн? А тут вам - и безвинные голодные зэчки, со слезами на глазах поющие трогательные песенки для сытого лагерного начальства. И - классика жанра! - люди в фуражках с васильковым верхом, подозревающие всех и вся, даже самих себя по утрам да с похмелья. Ну а самая главная фабула такова: жил-был капитан, скучненький такой, плюгавенький, просто самой природой предназначенный для роли завистника и подлеца, служил военкомом, вечерами и на уик-эндах волочился за женой погибшего Катиного брата (правда, во второй части брат почему-то назван дядей, но это, опять же, мелочи, которыми можно пренебречь). Приехал бравый красавец майор, классический герой-любовник да к тому же еще и бывший командир штрафбата - и обаял нежную леди в считаные дни. Капитан поскреб в затылке и... правильно, написал донос в НКВД: майор-де во время войны помогал дезертирам перебегать к немцам. А сообщником у него был штрафбатовец Алексеев, сын репрессированных, убежденный враг и все такое. Нынче же означенный Алексеев работает на оборонном предприятии и бойко торгует секретами. В НКВД сознательного капитана не то что не послали на все четыре, но даже и не спросили, откуда такая осведомленность. Майора взяли по-тихому, без стрельбы, мордобоя и мата. А вот с Алексеевым неувязочка вышла: любящая жена Катя, она же, по совместительству, главная героиня, спрятала его в деревне у тетки. Ни одному из участников сего действа не пришла в голову простейшая мысль: прячется - значит, виноват. Вообще, не устаю с грустью замечать: если бы киногерои не делали глупостей (читай: не страдали форменным идиотизмом), фабулы не на чем было бы строить. Но - далее. Не изловив Алексеева, люди в васильковых фуражках взяли - в качестве утешительного приза, наверное, - директора того самого оборонного предприятия. А Алексеев посидел в деревне день-другой - да и подался в город, выбивать правду из иуды капитана...
Вы сосчитали количество репрессированных на одну семью? Нет? Мне тоже не удалось - начинала загибать пальцы, но они почему-то сжимались в кулаки. Подозреваю, итоговое количество уложится в старую недобрую формулу "полстраны сидело, полстраны охраняло". В фильме, правда, появляются не укладывающиеся в формулу врачи, учителя, отставные военные, один художник, один антиквар сомнительной репутации, один ювелир еще более сомнительной репутации, одна официантка, она же - воровская наводчица, ее приятель - профессиональный вор... Абсурд, конечно, но и это лыко - в строку. По-своему истолковав знаменитое "кадры решают все", создатели фильма показывают, как директор школы уговаривает девочку-студенточку поработать учительницей (жесточайший кадровый голод), и тут же - как отовсюду гонят отставного подполковника, бывшего начальника связи корпуса, готового работать даже простым телефонистом; формулировка - "нет гражданской специальности"...
Ко времени показа на НТВ (легко догадаться, что показ был приурочен к 9 Мая) сериал увидели на Украине и, ясное дело, он был широко растиражирован в Сети. Что же до российской телепремьеры... с большим успехом ее можно было бы приурочить, скажем, к 8 Марта.
Продолжим. Я не сноб (как правило) и весь мой сценаристско-режиссерский опыт ограничивается сферой самодеятельного театра, но... Но впервые я столкнулась со сценарием настолько рыхлым, настолько неряшливо исполненным. Мавр сделал свое дело... и зачем дальше платить актеру, исполнявшему роль мавра? Да, а в чем дело-то заключалось? Увы, все в том же: добавить в вялотекущее действие хоть капельку адреналина, заодно обеспечив главным героям путь к архипелагу ГУЛАГ. Так, исчезает бесследно многострадальный майор, а его друг Паша Алексеев продолжает париться на нарах, покуда его не спасают добрые люди - почти родня. Растворяется в воздухе воровская наводчица - сразу же после того, как, запутавшись в хитросплетении ее интриг, отправилась на зону невинная жертва - молоденькая школьная учительница Нина. Но есть, есть он, луч света в темном царстве! У Катиной мамы, бывшей поселенки пресловутого архипелага, - полная санта-барбара с начальником зоны, добрым таким дядечкой, совсем чуть-чуть похожим на кровавого палача и все такое.
К слову: не знаю, согласовывалось ли это с замыслом (ну, ведь звучало же раньше - некуда бедным кадровым военным податься... надо понимать, только на зоне им и рады) или костюмеры попросту втюхали актерам то, что было под рукой, но в патетической сцене шмона в бараке на тридцать девять зэчек приходится целых два майора, один из которых, как и следовало ожидать, - конченый подлец, а второй - не иначе как предок современных либералов.
Чтобы не утомлять уважаемых читателей (хватит и того, что создатели фильма не стесняются утомлять зрителей скучнейшей псевдоисторической, с позволения сказать, сагой), резюмирую. Сериал в целом - гибрид зэковских страстей по-шаламовски и романтических историй из блатного шансона, обильно политый крокодиловыми слезами тех, кто, похоже, до сих пор мнит себя диссидентом. Всё, что не касается гулаговских страстей, - такая беспросветная бытовуха, что счет месяцев и лет можно вести только по тому, как взрослеют детишки.
Отдельное мерси монтажеру, демонстрирующему задор пьяного портного. Выкроено и сшито, прямо скажем, вкривь и вкось.
Серии к тринадцатой фабула фильма окончательно распрямляется. Единственное, что удержало меня у экрана (кроме совершенно иррационального и алогичного упрямства), - желание выяснить, что же придумают создатели фильма для оставшихся серий. Вы не поверите! Снова появились люди в васильковых фуражках! На этот раз они покинули уютные кабинеты в городах и на зонах для того, чтобы устроить карательную акцию (вдохните поглубже!) против зажиточных колхозников и вымостить для последних дорогу, ясно, не в Изумрудный город. Да так напугали людей, что они детей за печками прятать кинулись, демонстрируя чудеса гуманности и взаимопомощи...
А знаете, что самое удивительное? После всего вот этого - хэппи-энд на фоне деревенской пасторали.
Добрый, одним словом, получился фильм, пропагандирующий семейные ценности и общинное сознание. Фэнтези под лозунгом "дешево и сердито" для тех, кто любит потреблять отечественную историю в виде пюре быстрого приготовления и верит, что все ингредиенты идентичны натуральным.