Не знаю, насколько профессиональный я писатель (где они, четкие критерии?), но называть себя профессиональным читателем имею наглость. Читательский опыт плюс филологическое образование - думаю, этого вполне достаточно. А так как читаю много и, читая, не могу не анализировать, то прочитанное понемногу типологизирую и обобщаю.
Предлагаю вниманию читателей мою каплю в море обзоров, топов, тематических лент. Механически ничего не добавляю - беру только то, что меня затрагивает - и темы, и конкретные произведения.
Думаю, списочек понемногу будет пополняться. Заранее благодарю за ссылки - Самиздат велик и вероятность, что я пройду мимо достойного произведения, огромна.
СТИХИ О ПРОБЛЕМАХ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Фи, как казенно я определила! Увы, пытаясь избавиться от суконного языка во славу русского литературного, иногда жертвуешь точностью.
Оговорюсь: речь идет не о стихах для детей и подростков, а о стихах, рассматривающих типичные проблемы подростков - и 'вечные', и характерные для сегодняшнего дня. Ну и, конечно, воссоздающих специфическую картину мира (пользуясь навязшими в зубах определениями - мир глазами ребенка... подростка... молодого человека).
Манифест тинейджерства. Именно по прочтении этого стихотворения я окончательно дозрела - надо заводить собственный самиздатский читательский дневник, чтобы сберечь впечатления.
Попова А.Р. Дочь http://samlib.ru/p/popowa_a_r/dochx.shtml
Если предыдущее стихотворение - от лица типичного подростка, то это - о нетипичной девушке (но такие встречаются, встречаются!)
СТИХИ О ЛОКАЛЬНЫХ ВОЙНАХ ХХ ВЕКА... И О СУДЬБАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ
Вполне можно определить как балладу. Правдиво и страшно.
Рыжкова С. Изломанное http://samlib.ru/r/ryzhkowa_s_w/izlomannoe.shtml
Это стихотворение давным-давно у меня в топе. А рецензию на него я писала во время одного из 'буквичных' конкурсов. Перетаскива в новую тему в том виде, в котором она была написана, - первое впечатление.
Меня трудно поймать на удочку эмоций. Хотя бы потому, что традиционные 'сентиментальные' и 'проникновенные' темы оставляют меня равнодушной. Ровно и гладко написанный текст с множеством украшений, в коем я не увижу чего-то большего, нежели ладно соединенные слова, чего-то, что будет передано мне, читателю, помимо слов, - такой текст забудется мгновенно. Уровень исполнения способен отвратить меня от текста на близкую мне тему. Одним словом, я снова признаюсь - я придирчивый читатель. И становлюсь придирчива вдвойне, когда встречаюсь с 'моей' темой.
Это стихотворение меня поразило. Поразило настолько, что с двух прочтений я запомнила его едва ли не дословно. Оно правдиво - правдив не только сам рассказ, но и те слова, которые нашел автор - правдивы. Лишь изредка автор позволяет своим комментариям прервать диалог, и каждый комментарий лаконичен и точен. Спасибо, автор.
ПОСВЯЩЕНИЯ ЛЮДЯМ
Любые. Главный критерий (помимо отменной техники, разумеется; 'формальное' никто не отменял) - личностное 'сопереживательное' отношение автора к тому, о ком он говорит.
В этом стихотворении есть все, что должно быть в хорошем посвящении - пойманы особенности стиля того, кому стихотворение посвящено (в данном случае - А. Вознесенского); то самое личностное отношение, о котором я говорила в пояснении - с первой строчки до последней. Есть все - и даже больше. Это 'больше' - ссылки. Стихотворение - не статья. А вот ведь как удачно получилось!
Миюсова Я.А. Б. Окуджаве http://samlib.ru/m/mijusowa_j_a/msworddoc-4.shtml
Критики дружно отмечают отсутствие в этом стихотворении конкретики при наличии соответствующего настроения. Мое восприятие - иное. Стихи Окудажавы всегда казались мне... загадочными, что ли. В них всегда есть какая-то недосказанность, какой-то намек. Они - сквозные, как осенний парк. А первое мое впечатление от стихотворного посвящения было сформулировано так: 'Композиция - как тугая спираль лестницы. Сквозная рифма, рефрен - несущие конструкции. При всей отвлеченности образов - зримо'. Стихотворение, к которому хочется возвращаться.
ПОСВЯЩЕНИЯ ГОРОДАМ
Шереверов В.И. Александра http://samlib.ru/s/sherewerow_w_i/aleksandra.shtml
Изумительное посвящение Москве, основанное на общеизвестных аллюзиях.
Попова А.Р. Город http://samlib.ru/p/popowa_a_r/xgorod.shtml
Орел. Как он есть.
Дедкова Е. Орел http://samlib.ru/d/dedkowa_e/orel.shtml
Лирично.
Дедкова Е. Санкт-Петербургу http://samlib.ru/d/dedkowa_e/ddocumentsnowoedoc.shtml
Удивительно совпало с моим восприятием.
НЕБАНАЛЬНЫЕ ПЕЙЗАЖКИ
Каюсь, долгое время с предубеждением относилась к пейзажной лирике. Ибо в реале встречала, увы, только перепевы Фета, Бунина, Есенина... и неизменно обращалась к первоисточнику, ибо убеждена, что осетрина не бывает второй свежести. Самиздат даровал мне убеждение: жанр по-прежнему развивается.
Половинкина Т. Где цвет планктонно-странствующий сброда... http://samlib.ru/p/polowinkina_t/bogema-22.shtml
И снова цитирую краткий отзыв, написанный во время Парнасских игр 2011 года.
Резкое стихотворение. Если бы нужно было охарактеризовать его одним словом, я сказала бы - урбанистическое. Новая Атлантида показана автором довольно-таки непривлекательной. И какие образы для этого найдены! Просто дух захватывает! Стихотворение в полной мере состоялось бы, если бы даже в нем было только три строфы. Последняя же строфа делает его шедевром: лирическая, с ноткой романтизма, она создает поразительный контраст. Выше всяких похвал.
Воронина Т. В сером, каменном городе солнце повернуто вспять http://samlib.ru/w/woronina_tatxjana/vserom.shtml
Нетривиальная образность.
О ГЕРОИЗМЕ И ТРАГЕДИИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ
Здесь - далеко не обо все стихах, которые мне понравились и которые умещаются в рамки темы. Умышленно говорю только о тех стихах, в которых - отдельный очень драматический эпизод или ряд похожих эпизодов. Мерило - общеизвестная 'Кельнская яма' Б. Слуцкого и поразивший меня 'Петергофский десант' А. Харчикова.
Молчанов В.М. Доктор Йозеф http://samlib.ru/m/molchanow_w_m/doktorjozef.shtml
Повторю вслед за Алексом Трудлером - жутко.
Курухуру. В концлагере http://samlib.ru/k/kuruhuru/wkonclagere.shtml
Простые слова - и очень непростой для восприятия текст. Читательские эмоции намного опережают рацио.
Гавриленко Д.С. Он был не еврей http://samlib.ru/g/gawrilenko_d_s/dmitrijsergeewichgawrilenko-84.shtml
В продолжение темы - еще одна судьба.
Шереверов В.И. Таллинскому переходу кораблей К Б Ф посвящается http://samlib.ru/s/sherewerow_w_i/kbftallin060509.shtml
При бросающейся в глаза перегруженности текста терминами - настоящая поэзия и настоящий драматизм.
Воспринимается по-особенному. Думаю, достаточно процитировать то, что я сказала в комментариях.
Одна из моих первых книг - случайно найденная на книжной полке иллюстрированная книга "Хатынь", привезенная кем-то из старших родственников из экскурсионной поездки. Первое впечатление помню до сих пор. С тех пор такое же впечатление произвели на меня три произведения - 'Каратели' А. Адамовича, фильм 'Иди и смотри' (первооснова - его же) и ваше, Надя, стихотворение. Спасибо, что отваживаетесь писать такие вещи.
ВАРИАЦИИ
Новые воплощения старых сюжетов.
Эстерис Э. Сказка о фрау Холле http://samlib.ru/n/nasturcija/tytyt.shtml
И снова цитирую то, что сказала при первом знакомстве со стихотворением.
Наверное, мне не могло не понравиться. Атмосфера любимых мною с детства порою жутковатых немецких сказок сохранена и передана. При этом не вызвала сомнения философская самостоятельность стихотворения. Вот они, 'новорожденные миры', - а на дне колодца ржавеет ведро, то самое, с которого все началось, повод для демиурга приняться за сотворение...