своё собственное строение; этим строением определяются
некоторые точки, стоки, пустоты, которые кажутся реальными,
хотя на самом деле суть именно отрицание реальности, отсутствие её.
Тут строение среды в качестве вторичного образования определяет собой
силовое поле, а полем, как нечто третичное, определяется система атомов,
монад, точек; но не они - источники силы, а среда, которая действует
своим давлением, увлекая своим напором по направлению к месту
отсутствующего напора. Такая точка есть - нуль, фикция; и естественен
отсюда переход к символическому значению точки так понимаемой,
которое связывается с понятием ничто, <...>, смерти, уничтожения.
Но возможно и представление хотя и близкое к этому, но прямо
противоположное: когда истинной реальностью признаются точки,
некоторые центры на самом деле исходящего из них действия.
И тогда силовое поле есть нечто, производимое этими центрами,
и своим строением, в свой черёд, полагающее, как некоторое отвлечение,
образование - пространство, мировую среду. Однако это последнее
мыслится теперь уже как некоторое отвлечение. Что касается до силовых
центров, то мы, конечно, представляем себе действие исходящим
от них и распространяющимся: так свет растекается от световой точки,
так вода течёт из подземного ключа; источник сознаётся при этом местом
входа в мир энергий, в нём доселе не бывших. Не в том ли очарование звёздочки,
что для нас представляется порой из иного мира сочащей светлую благодать?
Теперь сила уже не мыслится как результат давления atergo со спины,
но есть тяга, непосредственное притяжение к центру, исходит именно
от него как источника, родника силы. Так, понятая точка есть единица, дифференциал.
От такого представления о точке ведётся символическая линия, нечто <...> -
рождения, возникновения.
Точка есть пустота, но она же и полнота. Однако, и там и тут она
мыслится на границе бытия и небытия, или местом перехода от того,
что мы считаем в здешней нашей жизни действительностью, -
к её отрицанию, или, напротив, переходом от потусторонней реальности
в здешнее множество, но во всяком случае соединяющей два мира:
мир действительного и мир мнимого, она есть место трансценза.
Достойно внимания: почти во всех символических применениях точки
символ может быть перетолковываем как в ту, так и в другую сторону,
но эта, связывающая две области функция точки остаётся,
хотя в том или другом определённом мировоззрении и делается
акцентуализация на положительном или на отрицательном истолковании символа. (1)
В онтологии точка означает Начало, Единицу, Первопричину;
это онтологический Центр, из которого всё развёртывается; это -
Активный Принцип, Дух, Разум, Бог, Бог Отец, Йот
кабалистической философии, сам изображенный точечной буквой йот.
Поэтому это мужское начало, которое ещё не выделило из себя
своего женского дополнения и, как полномощное, андрогенично, рождает из себя.
Но эта полнота мощи, пред которой всё проявленное и рождённое
есть ничто, с точки зрения этого последнего, из мира проявлений,
сама оценивается как Ничто, как Эн-соф, как начало, постигаемое лишь
via negationis, как предмет апофатического богословия; точка
символ Неименуемого, Непознаваемого и т.д.
Точно так же космологически точка есть солнечная пылинка
или солнечный атом, из которого зиждется мир, атом,
электрон и проч.; как положительные начала переустройства.
Но она же - центр мира, то есть мыслимое, но не действенное
мировое средоточие. Она - бытие и небытие, энергия и ничто.
Пневматологически точка-звезда, точка-искра, или искорка,
есть символ души, по воззрениям различных народов и включительно
до Funkelein Мейстера Экхарта; этим представлением душа
признаётся некоторым положительным центром реальности,
но им же эта последняя отрицается, потому, что и звезда и искра суть
символы света, оторвавшегося от Абсолютного света и в своей
индивидуальности мгновенно угасающего и преходящего.
Вероятно, близко к только что указанным символам представление
об искре как явлении вовне оплотнения душевных энергий,
а так же различные рассказы о чудесных явлениях, например святых,
из точки: световая точка распускается как бутон и развёртывается в целую фигуру".(2)
Эти две парадигмы понимания простейшего и первоосновного символа -
точки, выявляют коренную антиномичность человеческого сознания.
Антиномичность человеческого сознания разрешается синтезом
всех пар противоположений, восходя к некой изначальной паре.
И к тому её синтезу, который делает человеческое сознание
сверхчеловеческим, богочеловеческим. На вопросы,
лежащие в его сфере Будда отвечал благим молчанием...
Как те три мухи Стругацких никак не могут вырваться из плоскости,
которая через них пролегает, сознание человеческое и не может
быть иначе, как тройственным. По Аристотелю причина этого в том,
что, в акте познания не может быть меньше трёх аспектов:
1) познающий субъект, 2) познаваемый объект и
3) продукт срастворения их энергий - некий символ.
О слове же "со-знание" Флоренскому писал:
"Сознавать что-нибудь - это значит соотносить его с духовным
средоточием нашего существа; не соотнесённое - тем самым и не есть,
ибо есть мы можем сказать только о сознанном.
Это - так потому, что сознавание есть выделение и остановка из
сплошного потока бывания; но, чтобы нам быть уверенным в
выделенности и остановке - надо иметь твёрдый пункт - в себе.
Так, чтобы сознать движение внешней действительности - надо соотнести её с собою.
Но не движемся ли мы сами? Изменчивое и расплывающееся
содержание нашего сознания, текучесть нас самих делает единство
самосознания пустым: мы говорим о Я, но Я есть только мысль
среди других мыслей. В нас самих надо ещё установить твёрдую точку.
Мы имеем обычно смутное и тёмное, иногда же - ослепительно чёткое
и твёрдое сознание своего ноуменального ядра. (3)
Имеем его; но что свидетельствует нам о его подлинности?
Если есть такое свидетельство, - оно должно быть умным, -
ноуменальным, как наша ноуменальность. Переживание
ноуменальности себя - субстанция, а не логический и
психологический субъект, подлежащее суждений о себе - о своих состояниях.
Абсолютная свобода - ответственность - ноуменальный страх за себя -
пред лицом Вечности (4) - разрываются небеса, - когда всецело -
определяешь себя - и знаешь, что за всё... ответишь и отвечаешь.
Абсолютная свобода. Но оно же, это свидетельство, это заверение о
ноуменальности Я - и в этом его надёжность - должно быть вещью
среди других вещей. Основа сознания и самосознания должна сразу
находиться вовне как сознаваемая и внутри - как самосознаваемая.
И опять приходим мы к прежнему: условие личности есть единство
трансцендентного с имманентным, умного и чувственного, духовного и телесного". (5) Корпускулы и волны, субъекта и объекта, мужского и женского в пределе,
явленных как два начала бытия, синтезируемых чем-то третьим по счёту,
но первым по смыслу - Целым. Опять приходим к троичности, к Троице:
Три-в-Одном.
Человек - это микрокосм, немыслимый и невозможный вне
Целого - Макрокосма. Макрокосм - сама суть человека,
ноуменальная его суть "заключенная", "свитая" в некий агрегат
в его духе, в его монаду, которая есть идея Платона или "вещь в себе"
Канта, упомянутая выше "вещь среди других вещей". Эта вещь,
или идея Платона, эта тайная скрытая суть человека, его персоны (6)
виделась Флоренскому, обладавшему тем, что зовется ясновиденьем,
в качестве всегда и везде себе равного выражения или явления целого;
как деятельность (по-гречески "энергия") одного целого: в форме
будучи наиболее противоположными друг другу, вместе суть одно, - соединены в кольцо. (7) В брачное кольцо Вечности, кольцо возвращения к себе, к Целому,
к Единству, к Богу, к Дао, к Нирване. Человек - микрокосм по сути своей,
по идее, в монаде, в духе - андрогин, как Макрокосм, чьим выявлением,
символом, образом или иконой на земле он является для себя и для других людей. (8)
Русское слово "пол" (в смысле "sex") происходит от слова "половина" -
половина человека, половина индивидуума. Пол человека. Пол Монады.
"Создал Предвечный Бог человека по образу и подобию Своему создал его:
мужа и жену, создал их. Значит, образ и подобие Божие,
то, что подлежит восстановлению, относится не к половине, не к полу человека,
а к целому человеку, т.е. к положительному соединению
мужского и женского начала..." (27)
Подчиняясь высшей воле к творчеству, эти зерно-атомы, Дхармы,
Идеи или Монады кванты Реальности, "с момента" Большого Взрыва,
из состояния Реальности (Эмпиреи) начинают переходит к состоянию
действительности (Эмпирии), начинают окутываться в те энергии,
которые дают им возможность стать сознательными на том
плане бытия, вибрации энергий которого могут вызвать в них ощущение "я есть".