Аннотация: Антихрист сегодгя орудует в трех личинах, предсказанных Д.С.Мережковским в эссэ "Грядущий Хам".
Бюрократия, церковь, бандиты.
Георгий Ясько.
ОСЕНЬ АНТИХРИСТА.
Детушки, антихрист!
Вл. Соловьев.
1. Он пришел. Хам Мережковского.
"У этого Хама в России - три лица.
Первое... лицо самодержавия, мертвый позитивизм казенщины.
Второе... лицо православия, воздающего кесарю Божие. той церкви, о которой Достоевский сказал, что она "в параличе" (...) Мертвый позитивизм православной казенщины, служащий позитивизму казенщины самодержавной.
Третье... лицо хамства, идущего снизу - хулиганства, босячества, черной сотни - самое страшное из всех трех лиц". 1
Особенно грубо обрисовался этот тройственный лик около общественного культурно просветительного движения, которое кульминировало в Международном Центре-музее имени Н.К. Рериха (МЦР). Это неправительственная организация, ассоциированный член ООН, которая ставит своей целью защиту Культуры, как единственного нашего спасения от всепроникающего хаоса. Как показало уничтожение статуй Будды в Бамиане, Культура - это последний рубеж, за ним падение в бездну.
МЦР объединяет усилия многих людей в России, странах СНГ, таких странах как Индия, Италия, Болгария, Латвия, Литва, Эстония, Германия, Англия, Канада, США, Израиль и многих других, в их стремлении донести идеи о спасительной роли Культуры до сознания людей.
О значении Культуры известно многое. Так П.А. Флоренский писал об основном жизненном понятии - идеале "как сверхэмпирической, выше-умной духовной сущности, которую подвигом художественного творчества всей жизни надлежит воплотить, делая тем из жизни - культуру".2 Но углублять понимание этого значения надо непрестанно, ведь люди любят развлекаться а сосредотачиваться, не любят. В этом сосредоточении, МЦР традиционное для России объединение энтузиастов. Вспомним Общину Преподобного Сергия в период жизни ее основателя, или Оптину пустынь, эту завязь одухотворенной, окультуренной жизни, растоптанную в 20 годах ХХ века. Но есть в деятельности МЦР и пронзительно новая нота, заданная жизненным подвигом Н.К. Рериха - стремление привить к жизни общества Красоту как непосредственно действующую, преображающую силу. Это новая по адекватной культуре, духовности форма просветительства. Еще одна попытка реализации в историческом процессе "софийности", русского идеала общественности, который выражается в "русской идее": "Красота спасет мир".
2. Естественно, что все силы хаоса возмутились против МЦР, чтобы пресечь эту попытку. Трехликий Хам противостал Истине, Добру и Красоте. Бюрократия в лице Музея Востока, руками его директора Набатчикова захватила и незаконно удерживает коллекцию из 288 картин Н.К. Рериха и С.Н. Рериха, принадлежавшую С.Н. Рериху, которую ее владелец передал МЦР, им же созданному. На сегодня из этой коллекции, оказавшейся не в добрый час в руках государства российского, недосчитывается уже более 20 картин Н.К. Рериха и около 100 картин С.Н. Рериха. При страховой стоимости коллекции в 10 млн. долларов совсем неплохо! Не потому ли Набатчиков руками Черномырдина осенью 1993 года под шум московской смуты попытался уничтожить и сам МЦР как таковой? Впрочем, "...когда г-на Набатчикова спросили: "Почему идет вся эта война?", закаленный партаппаратчик заявил: "А война идет потому, что они (МЦР - Г.Я.) хотят самостоятельности".3
Вот оно что! Вот он, момент истины! Государственные люди не могут отказаться от роли наших "отцов родных и благодетелей", они не могут признать за нами права самостоятельно действовать, мыслить, веровать - жить. Конституция гарантирует нам права и свободы, провозглашенные "Декларацией прав человека"? Но перед блеском амуниции как ничтожны все Конституции! И вот уже 9 - 11 декабря 2002 года в Екатеринбурге под эгидой полпреда Президента Латышева П.М. с участием правоверных богословов проводится конференция "Тоталитарные секты - угроза религиозного экстремизма".
Ув. Латышев П.М. не может не знать, что по Конституции Россия - светское государство. Это значит, что госслужащие не имеют права навязывать гражданам мировоззренческий выбор. Любые действия власти по превращению "традиционных конфессий" в свой административный ресурс, позволяющий манипулировать общественным сознанием, угрозы со стороны власти устранить любую альтернативу очередной государственной идеологии, сегодня рядящейся в рясу "единственно верного Православия" , - антиконституционны. Может быть этот самый неуспешный из полпредов решил так компенсировать провал пиаркампании, с которой он начал свою деятельность? Все газеты тогда цитировали его заявление: "Я пришел бороться с коррупцией и преступностью". Через полтора года преступность официально возросла на 20 процентов. Так что же, теперь: "Бей ботаников, чтобы бандюганы убоялись?" Нет, это не демонстрация мускулов ув. полпреда, а один из этапов серьезной многоходовой политической комбинации. Глядите, по итогам конференции принят черный список неугодных правоверным (неверных) "сект и групп", который представлен Президенту с обращением. В нем говорится о необходимости внесения изменений в нашу Конституцию, они же развязали бы руки правоверным правоохранительным органам для борьбы с неверными. Пока что у правоверных нет в Думе большинства, необходимого для изменения Конституции. На это время конференция сочла необходимым введение законодательного определения "традиционная религия", - лишь бы руки развязались. Для проведения в жизнь предначертаний конференции в Думе собираются соответствующие депутатские силы.
Но сказано было у царя-псалмопевца "выкопали предо мною яму, и сами упали в нее" (Пс., 56, 7). Завтра может оказаться, что под определение "традиционная религия" подходит Церковь староверов, действительно существующая тысячу лет. А никонианская, антихристианская (Вл. Соловьев), и антинациональная ( П.А.Флоренский) вера, которой чуть более 300 лет придерживается Русская Православная Церковь (РПЦ) - супротив старой веры, - "новая религия", со всеми вытекающими. РПЦ - одна из 300 христианских сект почти все эти годы заживо жгла, морила голодом, пытала, терзала, гноила на каторге, в ссылке, заточала в ссыльно-пьяных монастырях, - жестоко преследовала миллионы русских православных христиан, исповедовавших традиционную для России религию - Православие. Ведь в раскол тогда ушло около четверти населения страны. И эта секта эти триста лет упорно, изуверски, зверски эту религию преследовала. Разве не заслуживает РПЦ имя новой неязыческой тоталитарной секты сатанинского толка? Давайте спросим об этом староверов! Давайте спросим об этом независимых от власти религиоведов! Давайте вспомним, как после многолетних издевательств вождей раскола протопопа Аввакума, монаха Епифания, попа Лазаря, дьякона Федора наконец сослали в Пустозерск. Как им, кроме Аввакума, вырезали языки и отрубили пальца на правой руке, чтобы не крестились двоеперстно и не писали. Как их посадили в "земляные тюрьмы", а потом, наизмывавшись, заживо сожгли. Давайте вспомним Ф.П. Морозову, Е.П. Урусову, М.Г. Данилову, которых посадили в земляные ямы и заморили в них голодом до смерти. Для чего это делалось? А для того, чтобы они отреклись от Православной веры. Если это не "сатанизм", то, что такое "сатанизм"?
Кто же это делал, разве чеченцы, разве ваххабиты? Да нет, русские, никониане - сатанисты, тоталитаристы и язычники. Ну почему же "язычники", спросят. Очень просто, потому что они лютовали и зверствовали не как фанатики "новой религии", а как "государственники". "Сии бо волцы, а не пастыри, душегубцы, а не спасители, своими руками готовы неповинные крови пролияти", писал Аввакум, они как "земские ярышки - что им велят, то и творят". Как цинично ответил келарь Новоспасского монастыря Иоаким на переданный ему вопрос царя: "Како веруеши?" - "Аз-де, государь не знаю ни старыя веры, ни новыя, но что велят начальники, то и готов творити и слушать их во всем". Естественно, его поставили Патриархом (1674 - 1690). Или как тут не припомнить аскета и затворника епископа Феофана, ныне причисленного ко святым, который двадцать лет пребывал в затворе, а когда в монастырь приехал тамбовский губернатор, он из затвора вышел, чтобы засвидетельствовать свое почтение начальству. Это не язычество?
3. Сегодняшнее наше такое по виду "демократическое" общество, по сути, так и осталось под властью тоталитаристских сил, действующих через три канала, названных Мережковским: бюрократия, церковь, бандиты. "Самодержавие, православие, народность" наших дней. Обезличить, оболванить, "опустить" человека, лишить его индивидуальности, лица необщего выражения - так ведь они действуют - чиновники, церковники, бандиты, только так они могут получить власть над ним. Это общеизвестные приемы "новых тоталитаристов", Хама, который уже структурировался, "воплотился" определил стратегию и тактику своих действий.
Ближайшая его цель - введение единомыслия, единообразия мировоззрения. На базе исторически возникших в России конфессий и стандартов потребительского общества западного типа. Естественной помехой для этого является оплот духовности человека, его внутренней свободы - Культура. Ведь на земле самым ярким выразителем духа, действия, энергии является лицо человеческое. Совокупность индивидуализированных человеком энергий, называемая нами Культурой. Ну а единственный, который мы знаем, общественный возбудитель духовной энергии в таком роде, в такой силе, получающий такой общественный резонанс не только в России, но и за рубежом - МЦР. Мы уже говорили, как чиновничья ипостась Хама попрала волю выдающегося человека - С.Н. Рериха, как представители бандитско-чиновничьей ипостаси Хама расхитили половину попавшей в руки их государства коллекции стоимостью в 10 млн. долларов. Теперь о третьей ипостаси этого "чудища обла, озорна, огромна, стозевна и лаяй", об экстремистах от православия. Говорят - на воре шапка горит, эти "отморозки" и "беспредельщики" в рясах называют семью Рерихов "сатанистами", рериховцев - тоталитарной сектой. Независимая экспертиза, с материалами которой можно ознакомиться в МЦР показала, что нерелигиозное учение Живой Этики, связанное с семьей Рерихов, не является и не может служить основой для сектантства. В то же время, мы знаем, что в современном христианстве насчитывается более 300 сект, каждая из которых заявляет претензию на "истинность" своего толкования учения Христа. С научной точки зрения, РПЦ - всего лишь одна из этих многочисленных сект. И это тоталитарная секта. Один из основных приемов тоталитаризма - разделение человечества на непримиримо враждебные группы по внешнему признаку. Церковники делят людей на "воцерковленных" и "невоцерковленных". Воцерковленные, это те, кто им исповедуется, принимает из их рук причастие, целует им руки, - эти "спасутся". Невоцерковленные - погибнут, на веки веков попадут в "геенну огненную". Ежели, конечно, во время не воцерковятся.
4. Л.В. Шапошникова пишет, что в преддверии последнего века второго тысячелетия н. э. человечеству были показаны два пути, Богочеловеческий путь преображения Красотой и человекобожеский путь самообожествления. Как это всегда бывает, эти два пути были персонифицированы фигурами двух выдающихся личностей: Вл. Соловьевым и Фридрихом Ницше. К преображению Фаворским Светом истиной Культуры в духовном подвиге всей своей жизни во имя Христа, или к утверждению своей воли во имя свое - третьего пути человеку не было дано. Как писал Флоренский: "Ко времени Страшного Суда будет совершенная свобода: не будет препятствий верить или не верить. Приближается время благоприятное для эсхатологических идей. (...) Так и в наше время - "вечернее" - заметно, с одной стороны, обострение мистической чувствительности, а с другой - снисхождение к нам Божества, миров иных. Сейчас чудо неизмеримо ближе, как и вообще мистические явления, как благодатные, так и темные... (...) Приближение к большому опыту. Когда требуют ответа: со Христом или с Антихристом, то повышается чувство ответственности".16 В роковой час этого выбора история поставила и перед РПЦ две знаковые фигуры. С.А. Аскольдов пишет: "... параличная русская Церковь не вставала, ибо некому было сказать ей: "встань и ходи". И в ней начался как бы своего рода внутренний гнойный процесс... Персональным выражением этого процесса явилось фактическое влияние, граничащее с некоторым владычеством над русской Церковью, известного "старца" Распутина. (...) Россия уже в конце прошлого столетия имела среди верных сынов православной Церкви человека, обладавшего и прозорливостью пророка, и великим даром литературного слова, и многими другими, слишком выдающимися талантами и духовными доблестями, чтобы не доставить обладателю их одно из первых мест в духовном руководительстве общественного сознания. Таким человеком был Вл. Соловьев, основной темой которого и было выяснение богочеловеческого религиозного процесса... И, однако, все влиятельные общественные группы в России, в том числе в русском правительстве и русская православная Церковь, прошли мимо этого великого сына своей родины... И вот, не приняв истинного пророка, Церковь... приняла вместо него ложного, Гр. Распутина... Вина этого человека перед Россией заключалась, конечно, не в его личных грехах, сущности и тяжести которых мы не знаем, а в том, что его циническое перешагивание через пределы религиозно, морально и общественно дозволенного получило общегосударственное и общецерковное значение и стало фокусом всей внутренней политики. После обличения этой политики извне и изнутри для нее уже прошли времена и сроки религиозной терпимости. И русская революция свершилась, как нежданный Божий суд над ней"7.
Заживо гниющая российская "элита" приняла тогда близкого и понятного ей Распутина. Он был святым для императорской семьи, известно, что императрица похоронила его тело в специальной часовне, где августейшая семья практиковала соответствующие бдения и радения над этим прахом. Уже в наши дни, когда всем стало ясно, что КПРФ к власти уже не вернется, РПЦ причислила Николая II и его семью ко святым. В почитании святых работает иерархический принцип "святой моего святого - мой святой", молясь Николаю II и другим "новым русским святым", верующие молятся и Распутину, их "иерарху". Фактическая канонизация Распутина закономерна, мы знаем, что РПЦ бесстыдно (вар. стыдливо) "делала деньги" безакцизным ввозом в страну спиртного и табака. Водки "Соловьев" нет, а водку "Распутин" все мы пивали, может как раз православными иерархами завезенную, с самой, конечно, богоугодной целью. Все веруют, все молятся своим богам, "бесы веруют и трепещут" по слову апостола. Талибы и вахабиты тоже молятся. Все дело - каким Богам молиться. Бог РПЦ - это бог Распутина, а не Бог Соловьева.
5. Л.В. Шапошникова пишет8, что Вл. Соловьев, этот рыцарь Софии, служа Ей, снискал таинственный Фаворский Свет, о котором молчали исихасты. Этим Светом он и напитал то спасительное явление, которое можно назвать русской Духовной Революцией. Эта Революция явилась многим в виде того, что мы называем Серебряным Веком. Тогда, на рубеже веков к нам был заброшен десант из будущего с безнадежной задачей - создать в сознании людей плацдарм нового мировоззрения, развить и привить людям идею Богочеловеческого пути, идею преображения, принести весть о Новой Красоте, непосредственно творящей силе, преображающей человека в Богочеловека, а землю и небо в Новую Землю и в Новое Небо. Это был десант Грядущего. Грядущего Христа. Новое Пришествие Спасителя требует соответствующей подготовительной работы. Своего рода “цементирования ноосферы”, прослаивания сознания людей новыми идеями, образами, энергиями. Веяния нового должны достичь умы и сердца людей, начать в них борьбу с отжившим, задать им работу, для того, чтобы тот новый, более высокий синтез энергий сознания, который привнесет в нашу жизнь наш Великий Владыка в этот раз, получил бы подготовленную почву на земле. Сознание людей должно быть уже приготовлено, приоткрыто для принятия этой благодати. Энергии нового Пришествия должны найти хоть что-то сродное себе в сознании людей, чтобы им было с чем "сраствориться". Вспомним имена Анненского, Ахматовой, Бальмонта, Бакста, Бенуа, Бердяева, Блока, Белого, С.Н. Булгакова, Гумилева, Волошина, Врубеля, Дягилева, Есенина, Кустодиева, Кандинского, Лосского, Лентулова, Малевича, Мейерхольда, Мережковского, Нестерова, Рериха, Ремизова, Рахманинова, Прокофьева, Серова, Сурикова, Сомова, Скрябина, Вяч. Иванова, Е.Н. Трубецкого, Петрова-Водкина, Чурлениса, Мандельштама, Цветаевой, Филонова, Флоренского, Эрна и многих, многих других, "святых, воплотившихся поэтами", чтобы сдвинуть сознание людей силою Красоты. Глядя на этот список, невольно вспоминаешь ту непреложную истину, что новое, эволюционное всегда усваивается большинством человечества только с подливкой крови мучеников познания, принесших его. Так было, так есть и так будет до тех пор, пока сознание большинства ни преобразится Светом Истины.
В 2002 году мы отметили стодвадцатилетие одного из этих вестников иных миров, этого "последнего из Христиан", П.А. Флоренского. Он уже в юности пережил преображение своего сознания, и уже тогда, в 1899 году, четко осознал, что стал носителем нового мировоззрения. Он пережил произошедшую в его сознании катастрофу старого мировоззрения так глубоко, что последовавшие вскоре катастрофы мировой войны и социальной революции "прозвучали глухо", не слишком остро взволновали его, он воспринял их как следствие уже произошедшего, как донесшийся до земли гром грандиозного внутреннего слома, обрушения всех внутренних основ привычного для западного человека мира. Отметим, как важное: Флоренский вспоминал, что его сначала встревожила мысль, " не погибнет ли со мной зародыш истинной натуральной философии... но с тех пор я научился благодушию, когда твердо узнал, что жизнь и каждого из нас, и народов, и человечества ведется Благою Волею, так что не следует беспокоиться ни о чем, помимо задач сегодняшнего дня. Ну, и самая история убеждает вдобавок, что мировоззрение уже вступило на новый путь и что поэтому "моему" принадлежит победа, которая будет достигнута и без меня, так что мое личное участие в этом деле есть обстоятельство третьестепенное. Немного раньше, немного позже, немного так, немного иначе - но взволновавшие меня ощущения будут выражены и определят собою характер будущего знания".17 Поэтому он спокойно и мерно работал, реализуя возможности своего преобразившегося, расширившегося сознания. Сегодня такое сознание некоторые назвали бы "космическим".
Что же это за сознание? С.С. Хорунжий9 определяет его как "энергийное" мировоззрение. Бытие есть Космос и Символ - такова формула онтологии Флоренского. Символ по Флоренскому, это то, в чем соединяются, срастворяются феноменальное и ноуменальное, что возможно только как процесс энергетического взаимодействия. Поэтому, символ это "такая сущность, энергия которой, сращенная или, точнее, сраствореннная с энергией некоторой другой, более ценной... несет таким образом в себе эту последнюю". В символе Высшее является на земле. "Энергийность" своего мировоззрения Флоренский стремился опереть на богословие энергий св. Григория Паламы, введенное в догматику исихастскими соборами XIV в. Вспомним, что исихазмом интересовался и Преподобный Сергий и посылал в Константинополь людей, чтобы знать подробности о спорах, происходивших вокруг идей о божественных энергиях, о Свете Фаворском, незримом. Некоторые исследователи причисляют к исихастам великих русских иконописцев того времени и даже самого Преподобного. Начало энергии было для Флоренского рычагом решения ключевых тем о Боге и мире. Это же начало положено в основу учения Живой Этики. Может быть, поэтому родное18 православному священнику и гениальному философу Флоренскому чуждо РПЦ? Как писал митрополит Кирилл: "Православию чужды представления о мироздании как некоей энергетической системе и неизвестны " законы космической эволюции".10
Опять мы стали свидетелями того, как РПЦ отвергла великого посланца Небес, данного ей свыше во спасение. Флоренский является совершенно уникальным человеком. То, что он был носителем нового мировоззрения (возможно слишком хорошо забытого старого - восходящего к теургам20 древнейших времен), нового синтеза энергий сознания, не пустая декларация. Судя по его делам, он был профессиональным физиком, интересным математиком, выдающимся богословом, гениальным филологом, великим философом, видным историком религий, талантливым поэтом, блестящим искусствоведом, глубочайшим мистиком. Это загадочная фигура. С.Н. Булгаков вспоминал: "Мне же духовно виделся в нем более всего древний эллин, а вместе еще и египтянин, обе духовные стихии он в себе носил, будучи их как бы живым откровением". 11 Флоренского называли гностиком. Как известно, гностицизм возник на руинах египетских мистерий, которые были осмыслены в духе платонизма, так что сочетание египетского и эллинского, подсмотренное во внутреннем облике Флоренского его другом и учеником вовсе не случайно. Возможно, что это и был один из тех великих гностиков, которые дали тогда, две тысячи лет назад, неоплатоническое оформление христианству, и который пришел уже в наши дни придать своему заблудшему детищу, православию, новую жизнь. Налить новое вино в старые меха. С.Н. Булгаков вспоминает: "Основное впечатление от о. Павла было силы, себя знающей и собою владеющей. И этой силой была некая первозданность гениальной личности, которой дана самобытность и самодавлеемость при полной простоте, естественности и всяческом отсутствии внутренней и внешней позы, которая всегда есть претензия внутренней немощи". 12 Понятно, что эта гигантская фигура не вместилась в ограду РПЦ. Вл. Соловьев писал: "Надо быть готовым к тому, что девяносто девять священников и монахов из ста объявят себя за антихриста. Это их полное право и их дело".19 Вместо Флоренского сегодняшние православные иерархи выбрали Кураева.
6. Если бы дьякона Кураева не было, его следовало бы придумать. Ведь новое, входящее в жизнь, всегда должно быть оттенено фигурами, в которых кульминирует отжившее. Творческий потенциал действительности выявил совершенно непревзойденную для олицетворения "нового русского священства" фигуру. Да такую, что мы не могли и мечтать. Корни русского тоталитаризма заложены в самой сути РПЦ, откуда они и проросли, подобно бурьяну, в нашу жизнь. Мы все знаем о том, как уже обратным током, замыкая круг, в советское время эта общественная организация была поставлена под контроль КГБ. Вплоть до того, что офицеры КГБ становились священниками. И что - то не было слышно, чтобы кто-то из них в наши дни сложил с себя сан. Так вот этот Кураев учился на философском факультете МГУ "на атеиста", следуя по стопам своего папы, референта ярого марксистского инквизитора академика Федосеева. Когда произошла перестройка, Кураев тоже перестроился и совершенно органично продолжил карьеру уже в ограде РПЦ. Возможно, что он не почувствовал разницы, ведь по обе стороны "баррикад", в РПЦ и в идеологических структурах КПСС работали люди родственного мировоззрения, отнюдь не того, о распространении которого в будущем так уверенно писал Флоренский. Именно Кураев был выбран как задающий тон в том пиарпроекте, который "определенные силы", желающие и в новой России сохранять свою власть над умами, разработали и проводят для борьбы со все возрастающим влиянием рериховских идей.
Кураев - нехороший человек. Документально это подтверждается пошлостью, беспардонностью, циничностью и лживостью трудов этого православного пастыря, кандидата философии и профессора богословия. Этот пастырь овец православных попросту фальсифицирует тексты своих идейных противников, чтобы, опираясь на вновь изготовленные фальшивки, обвинять их - в чем ему захочется. Например, в книге "Сатанизм для интеллигенции", М., 97, т. 1, стр. 323, он приводит цитату, изготовленную им самим, для чего он опустил 113 мешавших ему слов оригинала, никак это не обозначив, отчего смысл фрагмента изменился на противоположный.
Таких примеров можно привести множество. Такие подлоги дьякона разоблачались много раз, ведь это так просто. А он, как ни в чем не бывало, продолжает мухлевать, приговаривая о Церкви, о Христе, о Боге, об Истине, проповедуя, поучая, "обличая"... Его злонамеренная ложь многотысячно тиражируется , и под благословляющим грифом Патриарха (у которого он три года был референтом) распространяется через мощную сеть епархий, приходов, монастырей. Сегодня только РПЦ имеет такую разветвленную общероссийскую сеть книготорговли, распространяющую ложь.
Разве Патриархия не знает о многочисленных разоблачениях лживости ув. дьякона? Как же пастыри православные греха-то не боятся, так размашисто нарушая девятую заповедь? А на то у них есть понятие: "Ложь во спасение". Для спасения своей кормилицы и поилицы - РПЦ, для сохранения власти над паствой, они готовы на все. Потому-то понятия "Церковь" и "обман" так прочно соединились в общественном сознании.
А. Кураев, не "тварь дрожащая", он "право имеет". Известный писатель Александр Нежный характеризует его главную особенность как "умение принудить всякий факт к непотребному сожительству со своими тайными и явными замыслами". В основе этого - комплекс Нарцисса,. переживание дьяконом ощущения своего "я", как центра мира. "Все остальное", включая мир религиозных феноменов, для него ирреально, не существует на самом деле. Для него нет мира, как области, имеющей свои фокусы сакральности, свои центры самобытности, потому подлежащие своим законам, а не дьяконовым. Посему, все, ему внеположенное, для него - сырье, с которым он волен обращаться по своей похоти. "Во имя свое". Что он и делает. Невозмутимо, с напором н может защищать диаметрально противоположные позиции в зависимости от "задачи момента". Задачи, которую Кураеву ставит его куратор.
Подобная беспринципность, безличность свойственна и одному из его любимых авторов В.В. Розанову. Конечно, по масштабу личности и дарования они не сравнимы, но по типу они как родственники, как представители одной иерархии сущностей. Отнесем к Кураеву то, что писал о В.В. Розанове прекрасно знавший его П.А. Флоренский: "Существо это - Богоборческое: он не приемлет ни страданий, ни греха, ни лишений, ни смерти, ему не надо искупления, не надо и воскресения, ибо тайная мысль его - вечно жить, и иначе он не воспринимает мир. Кураев есть такой шарик, который можете придавливать - он выскользнет, но который не войдет в состав целого мира: он "сам по себе"... Это - стихия хаоса, мятущаяся, вечно мятущаяся, не признающая себе никакой грани, - хаоса не понявшего и не умеющего понять своей конечности, своей условности, своей жалкости вне Бога. (...) ... этот зверек-хорек, что ли, или куничка, или ласка, ... но мнящая себя львом или тигром" смертельно оскорблен наличием настоящих людей - Рерихов, чье существование опротестовывает существование А.Кураева, как типа. Поэтому он их так ненавидит и хочет уничтожить.
Розанов в своем творчестве профанирует, опошляет первичный хаос, этот непроявленный корень всякого бытия, что бросает отсвет какой-то трагичности на его фигуру. Кураев предается злу плоско, ради злодейства как такового. Он летит, вращается, все сливается перед его глазами. Нельзя ему остановиться, не за что ему уцепиться, потому что кроме него ничего в этом мире нет.
Вл. Соловьев писал, что "единичный человек сам по себе, или отдельно взятый, есть лишь абстракция, что такого человека в действительности не бывает и быть не может". Личность может выявиться только как грань человечества. "Человечество не складывается из лиц, а предполагается ими". Человечество же - это "великое, царственное и женственное Существо", известное нам как София Премудрость Божия. По Флоренскому, София, - Радость, Красота, Вечная Женственность, Ангел-Хранитель России. Вл. Соловьев говорит, что "это истинное человечество, как всемирная форма соединения материальной природы с божеством, или форма восприятия божества природою, есть по необходимости Богочеловечество и Богоматерия". Это всеначальная энергия, Живой Огонь, дающий Фаворский Свет преображения.
Мы все потенциально, в духе, пребываем в этом Свете, в своей Небесной Матери. Мы Ее дети, нам надо раскрыть в житейской борьбе этот свой духовный потенциал. Эмпирически же, находясь под властью хаоса, розни, мы не осознаем во всей полноте истинного единства человечества и своей причастности ему. Но врожденная, неутолимая ничем земным духовная жажда , -тяга к единению, радости, красоте, счастью, -постоянно требует удовлетворения. Это возможно только восприятием высших духовных энергий нашей Небесной Матери. Великие наши светочи, такие как Рерихи, Маяки Духа во мраке земном, получают эти энергии непосредственно от Софии. Их сердца преобразовывают их в произведения Культуры и в этой доступной и для нас форме питают наши сердца огнем своих сердец. Так хаос претворяется в Космос, жизнь - в Культуру. Так мы соединяемся с Божеством.
Причащения к этому священному Огню и ищут люди, так доверчиво обращаясь к такому авторитетному человеческому учреждению как Церковь. И что же они там находят? Дьякона Кураева. Вихрь хаоса, заражающий умы и сердца энергиями розни, ненависти, зла.
7. В начале ХХ века РПЦ предпочла Распутина Соловьеву, в конце этого века она предпочла Кураева Флоренскому. Почему? Да потому, что она давно уже предпочла Антихриста Христу. Вл. Соловьев писал: "Страшен царь, да милостив Бог. Еще можно было жить при царе Иване IV. Отчего же через 100 лет, при "тишайшем" Алексее Михайловиче, народ вдруг почувствовал, что жить нельзя, и в отчаянии стал бегать по лесам и болотам, засел в трущобах и полез на горящие костры? Что такое случилось? А случилось то, что представители духовного начала изменили этому началу... наступило царство антихристово". 13 Ревнители "древляго благочестия" с победой никонианства распространяли учение о пришествии Антихриста. "Наибольшим влиянием пользовалось учение о духовном или мысленном Антихристе. Сторонники этого учения считали, во-первых, что Антихрист уже явился в мир, а во-вторых, под его личиной понималось не какое-то конкретное лицо, а вся никонианская церковь в целом". 14 По-моему самым интересным в этом учении является констатация факта неземного, тонкого, идейного, "духовного или мысленного" пришествия Антихриста. Говоря языком Вернадского, Антихрист тогда явился не в биосфере, а в ноосфере. Дальнейшая история России - это история его оплотнения, выявления во всех сферах жизни. И борьбы светлых сил нашего общества с этим наступлением. Некоторые исследователи считают, что в максимальной полноте, чуть ли не "во плоти" Антихрист материализовался в нашей жизни в сталинский период. Видимо это мнение основывается на оценке количества баррелей пролитой Сталиным крови. Я не знаю, насколько в этом случае применимы количественные показатели. Ведь особенность нашей истории в том заключается, что почти к каждому новому году применимы слова: "Бывали хуже времена, но не было подлей" В каких единицах измерять подлость?
Да, Сталин - злодей гомерический. Человекоубийца, богоборец, грубый, жестокий, лицемерный и лживый тиран. Конечно, он как бы маскировал свою злодейскую природу, "оправдывая" творимое им зло марксистской риторикой о земном рае для будущих поколений трудящихся. Но спросим вместе с Г.П. Федотовым: "Достоин ли этот обман тонкого и умного искусителя?" - каким Антихрист, этот имитатор Христа должен предстать. Св. Ипполит говорил о нем: "Во всем соблазнитель сей хочет казаться подобным Сыну Божию... Снаружи явится как ангел, волком будет внутри". Св. Ефрем Сирин: "Он примет зрак истинного пастыря, лишь бы обмануть стадо". Сталин не обманывал овец православных. Он не пользовался Именем Христа, а боролся с Ним. Для полного торжества своего Антихрист должен явиться именно в обличии правоверного, православного (в России) священноначалия, а не богоборца, или "сектанта". Г.П. Федотов в таких выражения отклоняет сталинизм как кандидата на роль Антихриста: "Поставьте против него мудрую и глубокую теологию, эстетическое обаяние ложного аскетизма - церковь без любви, христианство без Христа, -и вы почувствуете, что здесь предельный обман, предельная мерзость на месте святом. Таким только и можно представить себе антихриста". Таким он перед нами сегодня и предстал.
8. Главный вред от темных сил происходит потому, что они открывают дверь силам хаоса. Не способные управлять ими, направлять их строго для достижения манящих их целей, они попросту вызывают их к действию, и те распространяются во всех направлениях, разрушая без разбору все формы жизни. Включая и тех, кто открывает им путь. Так "новые русские" (партхозноменклатура, плюс "комсомольцы", плюс "теневики", плюс бандиты) для того, чтобы приватизировать "всенародную собственность" просто разрушили СССР. Понимая, что "разруха начинается в головах", они и начали через СМИ. Разрушая сознание людей, разлагая его. Они всеми способами внушают нам: "Нет ничего святого. Все дозволенно". Флоренский писал в 1924 году о том, что мы сегодня называем продуктами "пиара", политтехнологий: "...такое произведение тоже есть своего рода машина, но машина магическая. Это некое орудие магического воздействия на действительность. Такие орудия действительно существуют: так, уже рекламный и агитационный плакат имеют назначением принудить к известным действиям всех на них смотрящих и даже заставить смотреть на них. Тут действие на окружающих и изменение в их душевной жизни должен оказывать не смысл, а непосредственная наличность красок и линий. Иначе говоря, такие плакаты суть машины для внушения, а внушение есть низшая ступень магии".15 Политиками и дельцами через СМИ мы подвергаемся воздействиям старой как "старый мир" черной магии. Казалось бы - вот он главный, священный враг РПЦ, ее законная "добыча". С "гиенами фарса и шакалами ротационных машин", с их заказчиками и вдохновителями должна бы бороться Церковь, а не с Культурой, не с рериховцами. Но РПЦ сразу же присоединилась в "вандалам Третьего Рима". Ведь эта Церковь до революции была крупнейшим собственником России. В надежде на реституцию, возвращение ей несметных земных богатств, она и поддержала это вторжение сил хаоса в сознание людей, присоединилась к этому всеразрушающему давлению.
МЦР явился не только той твердыней, которую не одолели силы Антихриста, но и пробным камнем для нашего общества. Его история, история освоения нашим обществом рериховского наследия высветила всю глубину падения, которой достиг на сегодня "новый русский человек". Антихрист орудует через нас все с тем же размахом. Зло, которое пыталась во время оно монополизировать КПСС, сегодня приватизировано, оно приумножается, растет как на дрожжах. Сегодня это зло приняло формы, описанные Мережковским в эссе "Грядущий Хам". Именно в обличии торжествующего Хама сегодня выступает Антихрист. Сидевшие на Колыме могли надеяться на то, что их освободят, когда умрет Сталин. Заключенные в гитлеровских лагерях могли надеяться, что их освободят русские танки. Мы, пожизненно заключенные в своих квартирах за железными дверями, на что можем надеяться? Мережковский говорит: "Грядущего Хама победит Грядущий Христос".
Являясь частью той силы, что вечно хочет зла, и вечно совершает благо, Хам в конечном итоге работает на эволюцию. Неумолимым давлением зла во всех направлениях, он гонит, подгоняет нас к Свету, к мирам иным, горним. Парадоксальным образом, он способствует скорейшему пришествию Спасителя. Но и мы тоже должны работать. Чтобы было Христу куда придти, нам надо очистить свои сердца. В помощь этому нам дана наша великая Культура, проводник новой, преображающей Красоты. Защищая нашу Культуру от Хама, мы в этой борьбе себя очищаем для принятия Красоты. Красота преобразит наши очистившиеся сердца, и они смогут воспринять энергии Христа, смогут принять Его. Красота спасет мир.
1Д.С.Мережковский. В тихом омуте. М., 91, с. 376.
2 Жизнь и житие Преподобного Сергия. М.91, с. 276.
3 МК, 10.8.94.
4 Наше Наследие. 88, 2, стр. 82.
5 Н. Бердяев. Самопознание. М. 2001, стр. 19.
7 Вехи. Из глубины. М., 91, стр. 231-235.
8 Л.В. Шапошникова. Тернистый путь красоты. М. 2001.
9 П.А. Флоренский. У водоразделов мысли. М., 90, стр. 10-11.
10 Культура и время. 2001, 2, стр. 200.
11 Флоренский:pro et contra. СПБ, 2001, стр. 392.
12 Там же. Стр. 393.
13 Наше Наследие. 88, 2. Стр. 83.
14 С. В. Перевезенцев. Тайны русской веры. Вече. 2001. Стр. 396.
15 П.А. Флоренский. Философское Наследие. Том 131. М. 2000. Стр. 156.
16 П.А. Флоренский. Сочинения. М., 99, стр. 416 - 427.
18 "Неведомое было для меня не неизвестным обычным, а скорее, наоборот, известным, но необычным явлением, вторжением в обычное из области трансцендентной, нападением на обычное неведомое - необычного, однако, сладостно ведомого, родимого, откровением из родных глубин". П.А. Флоренский. Имена. Харьков. 2000. Стр. 347.
19 С.М. Соловьев. Владимир Соловьев. М., 97, стр. 322.
20 "На периферии я горячо и даже фанатично мог защищать то или другое научное объяснение, в душе, однако, не веря в научные объяснения и считая их ( - как они и суть на деле - ) условными. Я чувствовал, не следует говорить о другом, о моем понимании вслух, и замалчивал его как тайну своей души. Мне казалось непристойным и наивным объяснять мир магически перед другими: но мало ли о чем не следует говорить другим. И я казался "ученым", будучи внутри - "магом". Однако, это было не притворством, а своеобразною стыдливостью и умственным приличием". Павел Флоренский. Имена. Харьков. 2000. Стр. 366