Ясько Георгий Юрьевич : другие произведения.

Николай Предтеча

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Николай Рерих - один из светочей Серебряного Века является предтечей Второго Пришествия.


   Аннотация.
   Николай Рерих - один из светочей Серебряного Века является предтечей Второго Пришествия.
   Георгий Ясько.
   Николай Предтеча.
  
  
   Он... был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
   Ин. 1,8.
  
   Он был герой, его жизнь была полная чаша. Он служил России и Преподобному Сергию. Он был женат на правнучке Кутузова. Он учился у Куинджи. Его опекал Св. Иоанн Кронштадтский. В круг его общения входили Толстой, Стасов, Соловьев, Скрябин, Станиславский, Римский-Корсаков, Репин, Васнецов, Роден, Суриков, Шаляпин, Менделеев, Третьяков, Кони, Тагор, Блок, Врубель, Гумилев, Андреев, Серов, Рахманинов, Стравинский, Прокофьев, Дягилев, Горький, Ремизов, Лосский, Бехтерев, Н.Вавилов, Эйнштейн, Милликен, Метерлинк, Неру, король Югославии Александр, король Бельгии Альберт. Он написал семь тысяч картин. Русский из русских, он тридцать лет был оторван от Родины. Он во всем являл себя как служитель Света, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в изгнании, в трудах, в бдении, в подвиге, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в нелицемерной любви, в слове истины, с оружием правды в правой и левой руке. Его почитали умершим, но он был жив. Его пытались убить, но он не умирал. На него молились и его проклинали. И он разрешил главную задачу художника - он научился писать Свет.
   Николай Рерих - это грандиозная мировая фигура. При современном одичании и уничтожении последних остатков культурных достижений великого прошлого, при общей нивелировке всего самобытного его образ высится как напряженный укор и последний символ творца, представителя великой человечности в эпоху наибольшей бесчеловечности. Великий Дух ходил среди людей и будил их сознание ко всему Прекрасному и тем самым вливал в них Эликсир Жизни.
   Решительно все знатоки культуры отмечают необычайную мощь жизни Николая Рериха. Великий художник, мыслитель, глубочайший философ, выдающийся ученый, прекрасный поэт, отважный путешественник, тонкий политик, мощный организатор, он соединял Мудрость Востока и Культуру Запада. Мы уже утратили идеал совершенного человека, поэтому не способны оценить масштаб этой личности. Он был подвижником, вся его деятельность дышала одной заботой - заботой о человечестве. Все, что он делал, он делал превосходно, но помимо высокого совершенства, вся его деятельность являет собой какое-то духовное послание, облеченное всей неотразимостью Красоты.
   "Красота - это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, а определить нельзя, потому, что Бог задал одни загадки... Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердце людей", - сказал Достоевский. Сказано хорошо, но непонятно, ну ладно, ниже мы к этим словам еще вернемся, а пока вспомним другие его слова, тоже непонятные, но ставшие привычными: "Красота спасет мир!" Как-то веришь этим словам, хотя, "спасение" всегда считалось делом Божества. Но давайте-ка вспомним один поразительный эпизод из нашей истории. Тысячу лет назад киевский князь Владимир послал десять "мужей добрых и смысленных" в разные страны, чтобы те на месте посмотрели, как разные веры утверждают себя, дабы выбрать самую правильную. Они посмотрели и - выбрали Православие. И вот как объяснили свой выбор: "Не знаем, на небе мы были, или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты, и мы не знаем, как рассказать об этом; только знаем, что там Бог с человеками пребывает... Мы же не можем забыть красоты той". Оказывается, что "Бог с человеками пребывает" в красоте! Девятьсот с лишним лет спустя русский священник, ученый, философ П.А.Флоренский напишет: "Из всех доказательств бытия Божия наиболее убедительно звучит то, которое даже не упоминается в учебниках, примерно оно может быть построено умозаключением: "Есть "Троица" Рублева, следовательно, есть Бог". Оказывается, доказательством бытия Бога, Которого "никто никогда не видел" (I Ин.4.12), для нас является красота! Вот и Николай Рерих сказал, уточняя формулу Достоевского: "Осознание Красоты спасет мир". Наверное, за этими настойчивыми утверждениями стоит какая-то реальность, и, хотя Пушкин не велел "поверять алгеброй гармонию", попробуем все же "осознать" - на чем, по Рериху, основывается спасительная функция красоты?
   Начнем с того, что важнейшим фактором человеческого бытия является страдание. В начале человеческой истории это главный, если не единственный побудитель деятельности человека. Человек действует, чтобы избежать, прекратить, предотвратить или утолить физические, эмоциональные, интеллектуальные страдания. Или муки совести. Как лесной пожар гонит всю живность к воде, так все виды страдания вынуждают зачатки способностей и сил человека раскрываться и развиваться, превращаясь в действующую энергию. Страдание подгоняет, стимулирует, отрезвляет, пробуждает, воспитывает, формирует. Страдание могло бы сказать о себе словами Гете: "Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо".
   Люди не были бы людьми, если бы среди них не находились субъекты, делающие деньги на всем, в том числе и на страданиях ближних. Это - о паразитах человеческого страдания и невежества, жрецах всех культов, служителях всех церквей, сектантов всех окрасок. Все они говорят страдальцам одно и то же, независимо оттого, на какие именно священные тексты они ссылаются: "Ты страдаешь из-за греховности своей природы. Ты обречен грешить и страдать из-за этого. Ну, ничего, мы поможем тебе, мы будем тебе прощать твои прегрешения. По Писанию и по прейскуранту, за соответствующую плату, в зависимости от тяжести греха. Для этого единственно истинное Божество наделило нас соответствующими полномочиями и силами". Традиционные церкви, уже сделавшие себе имя в веках, солидно рассчитывают на 10% дохода клиента, на "десятину". Массовый охват позволяет стричь овечек помаленьку. Новые на рынке суеверий секты действуют грубо, напористо, стремясь с доверивших им свою совесть заживо содрать шкуру: заполучить не только "движимость", душу, но и всю нажитую недвижимость. Спешат сорвать куш.
   Но страдания вызваны действиями законов природы, которую нельзя подкупить. И самозваные посредники между людьми и Духом, берущиеся за "свой процент" уладить ваше дельце в Небесной Канцелярии, своей ложью лишь усиливают страдания. Они не только обманывают людей, но и внедряют в умы развращающую идею, что можно подкупить Всевышнего!
   Природу нельзя подкупить, ее можно и должно изучать. Изучая ее, мы обнаруживаем интересный сорт людей. Их заставляет действовать не внешнее принуждение, а внутреннее побуждение. Они действуют вопреки тому, что мы снисходительно зовем "человеческой природой". Они как бы сделаны из другого теста. Они не бегут от страданий, наоборот, идут навстречу им. Они обрекают себя на интенсивные физические, эмоциональные, интеллектуальные страдания, на муки совести. Они не уклоняются от бед, они встречают их грудью, и часто сами создают беды себе и другим. Они возмущают сложившиеся порядки, взрывают их. За это их уничтожают, потом долго и яростно проклинают, пока не обнаруживается, что те порядки были отжившими, умирающими и мертвящими и их надо было взорвать, чтобы открыть дорогу новому творчеству жизни. После этого их начинают превозносить.
   Эти люди совершают не только политические перевороты, но и перевороты в умах. А история по-своему взвешивает величие их дел. Вот Александр Македонский. Он перевернул пол-Азии и объединил в Империю. Но после его смерти воздействие его импульса было погашено, исторические силы перегруппировались и сконцентрировались в противостоящих друг другу центрах. Объединение Европы и Азии не состоялось. А вот воздействие Христа повлияло на огромную человеческую общность, оно начало новую "христианскую" эру, сформировало новый тип сознания. Единой христианской церкви нет, и целостность "христианского мира" есть целостность культурная, а не церковная. Появился новый тип героя, которого прежде не знали. Древний мир стоял на героях, которые отдавали свои жизни за народ, за город, за честь рода, семьи, класса, за личную честь. Христос своим подвигом расширил понятие героизма: принеся свою жизнь в жертву непонятной вещи - истине, он превратил ее в наивысшую ценность. На вопрос Пилата: "Что есть истина?" - прозвучал ответ миллионов: "Самое лучшее мое устремление есть истина, и я не пожалею за нее самой жизни!" И ведь не жалеют! Ни своей жизни, ни чужой тоже. Другое дело, что принимается за истину.
   "Ясно, что можно нескончаемо приводить неоспоримые примеры из стран великих и малых о безошибочном суде души народной. В этих воспоминаниях составится блестящий ряд Выразителей стран, Выразителей эпох и духа человеческого. Разнообразны будут эти Выразители и по Времени и по положению своему, по окружающим их обстоятельствам, но какая-то неоспоримая планетарная ценность выявляется при отборе этих строительных прекрасных имен-понятий..." - пишет Рерих, - "Их вовсе не мало, и хранилище планеты, сокровищницы творящего подвига, поистине прекрасно".
   Герои были и есть - это научный факт. Исследуя эволюцию биосферы, выдающийся ученый, географ Лев Гумилев обнаружил, что человечество движется вспышками энергии. Люди - это часть природы, поэтому энерго - информационные взаимодействия и превращения, составляющие суть природных процессов, определяют и ход истории. История развивается определенными циклами, которые реализуются энергетическими толчками, побуждающими людей к активности. Эти заряды энергии проходят в народные массы через вполне определенных людей. Появление этих людей непреложно, энергия, приносимая ими, "имеет космическое происхождение". Лев Гумилев назвал это явление "пассионарностью" (от латинского passio - страсть), а этих людей "пассионариями."
   Понятно, что самым интересным и важным в исследовании "пассионарности" был бы поиск источника этой энергии и изучение закономерностей ее проявления. Источником назван Космос. Но это не то космическое пространство, которое с планеты Земля изучают астрономы. Под Космосом здесь следует понимать существующий порядок вещей, иерархическую соподчиненность явлений и законов природы, проявившуюся в борьбе созидательных и разрушительных сил. "И этот Космос - не тот недосягаемый Космос, перед которым только морщат лоб профессора, - но тот Великий и простой, входящий во всю нашу жизнь, творящий горы, зажигающий миры-звезды на всех неисчислимых планах" - говорит Рерих. Каждый камень земли принадлежит этому Космосу, он тоже создан какими-то взаимодействиями, борьбой каких-то сил. Как говорили древние: "Разум претворяет Хаос в Космос".1(1 "Наличие Мирового Разума признавал и Эйнштейн, он говорил: "Я довольствуюсь созерцанием таинств разумной жизни, воспроизводящей себя на протяжении всей вечности; размышлением по поводу чудесного устройства Вселенной, которое мы смутно улавливаем; и смиренной попыткой понять хотя бы малейшую частичку разума, проявленного в природе").
   Древнегреческий писатель Гермий так писал о начале сотворения Космоса: "Хаос, обретя чувства от этого слияния с Разумом, воссиял радостью, и так возник Протогонос (первородный) Свет". То есть первым проявлением Космоса был Свет. Сравним это с современными представлениями. Было установлено, что началом Большого Взрыва, задавшего отчет времени нашей Вселенной, была некая вибрация, имевшая определенную частоту. Эта вибрация претерпевала определенные превращения, позволившие по аналогии с уже известными явлениями назвать эти самые первые проявления бытия "реликтовым звуком", "реликтовым излучением" и "реликтовым светом". В процессе дальнейшей дифференциации "реликтовый свет" превратился во все виды энергии и материи. Этот реликтовый свет "светит" и сейчас, оставаясь основой и сущностью проявленного бытия. Какая-то часть его периодически превращается в энергии и материи Космоса, отчего полнота его нимало не страдает.
   Интересно, что открывшие это явление ученые сразу же обратили внимание на то, что аналогичные превращения уже описаны в литературе. Вот это описание: "В начале было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничего не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит и тьма не объяла его". Это начало Евангелия от Иоанна. Физик изложил бы это так: "В начале Вселенной раздался реликтовый звук, этот звук раздался в Пространстве, этот звук сам был звучащим Пространством. Один только реликтовый звук был вначале в Пространстве, поэтому все через реликтовый звук начало быть и без него ничего не могло начать быть, что начало быть. В нем было активизировано реликтовое излучение (движение, принцип жизни), которое воспринимается как реликтовый свет. И реликтовый свет до сих пор излучается и будет излучаться до конца времени существования Вселенной". Вот эта основа и сущность Бытия нашего и была названа в Евангелии от Иоанна "Словом". "Слово" - это звуки, облекающие некое значение в форму, доступную для восприятия. "Слово" четвертого Евангелия, - это "звук" Большого Взрыва, облекающий план развития Вселенной в саморазвивающуюся энергоинформационную систему одухотворенного Космоса.
   По-гречески "Слово" звучит как "Логос" - это старый добрый гностический термин. Гностицизм преследовался христианскими фанатиками и к IV веку исчез с глаз. Стержневой его термин "Логос" был присвоен преследователями и водружен как самый главный трофей в центре их вероучения. Водружен без всякого понимания его глубочайшего смысла. Мы будем в дальнейшем пользоваться заместителем этого термина - словом "Свет". Не называть же "реликтовой вибрацией" Всевышний Принцип Бытия!
   "В какие-то, точно вновь открытые, Врата подходят люди к хранилищам вечных заветов. Вместо отталкивающей нетерпимости, не приводящей ни к чему, кроме зла и разложения, появились проблески творящего синтеза. Появилось ощущение той Великой истины, которая существует предвечно и выражалась в многообразии вековых трансмутаций", - так приветствовал Николай Рерих это волнующее сближение современной науки и Древней Мудрости, и продолжал: - "После удручающего понятия осужденности выступило понятие Сердца и Огня и той Беспредельности, в которой широко вмещаются строения всех прозревших душ". Может быть, сейчас, в конце века ХХ, человечество все-таки произведет ту великую переоценку ценностей, к которой его призывали в конце века XIX? Может быть, сердца человеческие смягчатся и допустят осветить и согреть себя Сердцу Космоса?
   Итак, Космос - это сложнейший агрегат энергий, превращающихся определенными квантами во все более сложные виды из первоначальной простоты, которую мы условились называть "Свет". К данному моменту этот процесс структуризации достиг предела, положенного физической материей: "Слово стало плотью", Свет стал Вселенной, наблюдаемой нами, и стал нами самими, конечно, тоже.
   С какой целью предпринята эта грандиозная задача - никто не знает. "Так Природа захотела, почему - не наше дело, для чего - не нам судить". Но Гегель считал, что Мировой Дух (Бессознательное) предпринял задачу развития Вселенной в надежде достичь Самосознания.
   Чего не знаем, того не знаем, гадать не будем, а будем исходить из установленных факторов. Является фактом, что в бесконечно большом и бесконечно малом все есть движение и мы не обнаруживаем ничего, что пребывало бы в покое, Все пребывает в движении, в процессе перемен. Перемены эти необратимы и организованы в определенный, доступный осознанию порядок. Закономерность в развитии естественных процессов обеспечивается энергетической и информационной поддержкой созидательных сил, которые мы называем космическими энергиями, то есть энергиями упорядочивающими, в отличие от хаотических энергий, то есть тех, которые доставляют материал для упорядочивания.
   Человеческая история является частью этого величественного процесса превращения энергий. Каждый человек захвачен неудержимой силой, влекущей Космос с одного этапа развития на другой. Замечено, что это движение сопровождается качественными изменениями форм, которые оно принимает. Эти формы совершенствуются, становятся все более устойчивыми, могущими все полнее проявлять богатство и разнообразие облекающейся в них жизни. Это называется эволюцией. Космос эволюционирует, он самосовершенствуется.
   И вот, в процессе этих перемен, мы незаметно подошли к критической точке нашего эссе, к тому, ради чего оно написано. Человеческая эволюция имеет яркую особенность, выделяющую ее на пестром фоне других потоков. Из объекта эволюции человек может и должен стать ее субъектом, таков закон, установленный для него. В какой-то момент он обязан сделать это, или, если не сделает, должен перестать развиваться, стать на путь инволюции, ведущей к гибели. Как это понять?
   Объектом эволюции управляют Внешние для него силы, принуждающие его развиваться в нужном эволюции направлении, влекущие его без участия его сознания и воли, если предположить, что таковые у него имеются. Субъект же эволюции осознает суть происходящего, он разумен, ему дана свобода выбора: либо, осознав, что он участвует в процессе совершенствования, приложить все силы, чтобы этому процессу способствовать (в меру осознания) и тем самым преобразить свою энергетику, подняв ее вибрации на качественно другой уровень и сделав ее недоступной влиянию побежденных при этом сдвиге (или подвиге) хаотических энергий оставленного уровня сознания. А дальше - через это - стать ближе к приобщению к космическим силам природы. Либо, в противном случае отказавшись от борьбы за реализацию этого перехода, остаться на том же энергетическом уровне, который уже им пройден и энергии которого ничего полезного ему для развития его сознания дать уже не могут, эти энергии могут только взять его сознание, утратившее притяжение более высоких энергий и тем оторвавшееся от Высшего, поглотить и уничтожить его, как неудавшийся экземпляр.
   Вот как Николай Рерих говорит о значительности и неповторимости этой прекрасной черты перехода на следующую ступень бытия: "Казалось бы, человек, именно дойдя до черты, между периодами своей жизни, должен бы был оказываться более напряженным, справедливым и дальнозорким. Ведь даже для прыжка через ручей должна быть известная доля сообразительности и дальнозоркости. Так бывает у земных ручьев. Но перед потоками духовными, очевидно, в сознании человеческом применяются какие-то иные меры. Или сосредотачивается все хорошее, помогающее славно перейти предстоящую черту, или же человека обуревают восставшие дурные свойства, мешающие ему сделать этот заветный переход.
   Особенно знаменательно видеть, как именно у черты, у этой долгожданной черты происходит или особо хорошие, или особо дурные напряжения. Точно бы из какого-то глубокого хранилища выявляются основные качества и свойства...
   Вообще все происходящее у черты представляет из себя замечательнейший пример эволюции и инволюции духовной. Если слышим, что кто-то проявил или светлый подвиг или темное предательство, посмотрим же внимательно, не произошло ли это у знаменательной черты его бытия. Мало когда ошибешься в таком предположении, если то или иное действие было ярким...
   Твердить об опасностях духовных инволюций не будет каким-то запугиванием. Действительно, разве можно считать запугиванием каждый дельный совет, даваемый идущему в горы. Если такому путнику скажут - не ложись на ночь под горою, с которой может свалиться камень, разве это запугивание? Если скажут - не наедайся плотно перед восхождением на вершину, это тоже не будет запугивание, но будет лишь испытанным полезным советом.
   Таким же испытанным советом будет и предостережение - не погружаться в плотный мир со всеми его призраками у черты. Будет добрым советом, если скажут, что память о черте сужденной должна быть самою светлою, в которой пусть выявится только лучшее качество духа...
   Много убийств происходит и без кинжала, и без физического яда. Много разрушений творится без вещественных ручных напряжений. Поистине, много дано человеку, лишь бы только он помнил обо всех тех последствиях, которыми он владеет по предоставленной ему свободной воле. Деление жизни человеческой на периоды есть завершение испытаний, неизбежных и благословенных. Ведь только мерзкий трус пожелает, чтобы испытаний вообще не было и он не подлежал бы ответственности за свои поступки и мысли...
   Пусть у черты не произойдет ничего постыдного и губительного. Ведь это черта. Та самая, долгожданная, заповедная черта, к которой так устремлялись, которую почувствовали всем сердцем своим. Да будет благословенна черта великая, грань жизни!" Многотомно можно выписывать "из Рериха"!..
   Думаю, что нет необходимости просить у читателя извинения за столь обширную цитату. Ведь мы сейчас говорили о самом важном и таинственном моменте в жизни человека. Моменте, когда решается вопрос: "Быть или не быть". Быть ли человеку успешным путником на пути эволюции, или опасно отстающим, теряющимся, пропадающим.
   Недаром греки называли человека Микрокосм, ибо он, как и Макрокосм, способен самосовершенствоваться.
   Все находится в движении и преображении, Космос самосовершенствуется, он эволюционирует. Вопрос "добра" и "зла" есть вопрос эволюционный. Энергии, способствующие эволюции конкретного объекта, это энергии добра, космические энергии; энергии, препятствующие его эволюции, это энергии зла, энергии хаоса. Для биолога, может быть, одна и та же энергия движет скальпелем хирурга и ножом убийцы. Но для психолога это не так.
   Не надо думать, что хаос клубится где-то там, в недрах метагалактики, он угнездился ближе близкого, вон под той черепной коробкой: "... и видны за соседним столиком налитые кровью чьи-то бычьи глаза, и страшно, страшно... О, Боги, Боги мои, яду мне, яду!.." Так и влияние Космоса не знает великого и малого. Хозяйка дома, как вечный двигатель работающая с утра до вечера, переходящая от готовки пищи к стирке, а от нее к мытью полов и уборке, и еще зарабатывающая деньги, и находящая доброе слово для каждого, обратившегося к ней, является каналом космической энергии. А ее благоверный, систематически напивающийся до потери человеческого облика, сеет вокруг себя хаос.
   "Мы участвуем в космической битве Добра и Зла", - так мы могли бы ответить на знаменитый вопрос Шукшина: "Что же с нами происходит?" "Жизнь - без начала и конца. Нас всех подстерегает случай. Над нами сумрак неминучий, иль ясность Божьего Лица", - утверждал ту же истину Блок.
   А древние китайцы говорили: "Если ты можешь управлять своим домом, то тебе можно доверить управление Поднебесной". Понятно, что это не синдром пресловутой кухарки, которая может управлять государством, описан. Речь не о том, что Поднебесной так же легко управлять, как и домом, а о том, что домом так же трудно управлять, как Поднебесной. Еще бы! Ведь для этого нужно приобщиться к космической энергии, для которой нет великого и малого.
   Ну а мы сейчас обратимся к Великим, которые управляют Поднебесной. Видный культуролог Т.Карлейн писал: "Всемирная история, история того, что человек совершил в этом мире, есть, по моему разумению, в сущности, история великих людей, потрудившихся здесь на земле. Они, эти великие люди, были вождями человечества, воспитателями, образцами и в широком смысле творцами всего того, что вся масса людей вообще стремилась осуществить, чего она стремилась достигнуть; все содеянное в этом мире представляет, в сущности, внешний, материальный результат, практическую реализацию и воплощение мыслей, принадлежащих великим людям, посланным в наш мир. История этих последних составляет поистине душу всей мировой истории". Лев Гумилев показал нам, что герои приносят не только новые идеи, но и новую энергетику. Герой - это не только исток вдохновения, мера прекрасного, побудитель мужества, это мощный энергетический источник. Герои создают тот энергетический фон, при котором становится возможным переход на более высокий эволюционный виток. Не отрываясь от земли, герой соединяет ее с Космосом и через него, героя, через его подвиг действует космическая молния удара по веществу, которая продвигает человеческое мышление и сознание и тем самым дает человечеству возможность взять очередную высоту эволюции.
   Герой - это энергетическое сердце народного сознания, его путеводная звезда, персонифицированная связь народа с Космосом. Недаром народы вынесли представление о героизме, как о силе, организующей само Бытие.
   Герой как личность несет в себе проявленную энергетику Высших Миров. Эта энергия притягивает к себе противоположную энергию хаоса, обременяющую сознание большинства землян, вокруг героя создается сильнейшее напряжение, которое разряжается мощным импульсом Света, получаемым героем. Так уничтожается зло, так побеждается хаос, так очищается жизнь, так искупаются человеческие порождения, так пробиваются каналы связи с Высшими Мирами, так творится эволюция. Так Св. Георгий торжествует над Драконом.
   О Высших Мирах нужно сказать особо, ведь их осознание стало сейчас нашей ближайшей эволюционной задачей.
   Помнится, еще в 1978 году, в журнале "Вопросы философии" московские ученые В.Зинченко и М.Мамардашвили опубликовали статью, в которой черным по белому было написано, что сознание человека не является, как это считали классики марксизма, функцией головного мозга. Сознание, доказывают эти ученые, является энергетической структурой, локализующейся в мире иных измерений. Понятие "миры иных измерений" ввели физики для осмысления некоторых странностей в поведении некоторых элементарных частиц. Общепризнанная сейчас теория "суперструн" оперирует девятью измерениями. А психиатр Фрейд уже сто лет назад показал автохтонность "внутреннего мира" человека, выделив в его сознании комплексы мыслеобразов, обладающих признаками независимого существования. Психолог Юнг показал общую значимость этих комплексов (он их назвал архетипами) для людей одной культурной принадлежности, из чего, в частности, следует, что "внутренний мир" каждого из нас органично связан с "внутренним миром" человечества.
   То есть наука открывает сейчас то, что давно уже было известно людям и как "эмпирическое обобщение"1(1 "Этот термин введен академиком В.И.Вернадским, так принято называть некоторое утверждение, не противоречащее нашему опыту") зафиксировано ими в мифах, сказках, преданиях, религиях, философских системах как "Высшие Миры", "Небеса", "Дао", "Нирвана" и т.п.
   Необходимость Высших миров, принятая мифологическим сознанием как данность, требуемая искусством как источник вдохновения, признанная церковью как тайна для утверждения своего авторитета, становится неизбежным объектом изучения для науки. Современная церковь отвратила нас от Высших Миров, яростно пресекая поиски истины, как покушения на свою монополию. Современная наука приблизит нас к ним.
   Наука давно уже пришла к пониманию, что видимая Вселенная не может существовать и эволюционировать без постоянной энергетической подпитки и оперативного исправления ошибок и сбоев происходящих в ней процессов (которые неизбежны из-за сложности ее строения), со стороны другой, на порядок более высокоорганизованной системы. (Теорема Маккалока-Литса). Главным критерием уровня организованности системы является ее устойчивость. Устойчивость системы увеличивается с уменьшением числа ее элементов и достигает максимума при их сведении к минимуму. Доказано, что число этих элементов не может быть меньше трех. Именно система из трех элементов и обеспечивает эволюцию всей иерархической соподчиненности систем, или миров, образующих сложную структуру Космоса. Трехмерный мир является подножием этой пирамиды миров, а венчает эту пирамиду триединство Логоса (Света). От этого триединства происходит, в частности, христианская доктрина Троицы. Это триединство Всевышнего Принципа Бытия символизирует знак, который Николай Рерих принял как эмблему Знамени Мира - три круга в одном круге, или "три в одном".
   Таким образом, наш мир, в реальности которого мы убеждаемся с помощью наших пяти чувств, пронизан другими, Высшими Мирами, пропитан их энергетикой, он был создан этими мирами, их постоянное воздействие обеспечивает само его существование. Наш мир возник из Высших Миров подобно тому, как звуки музыки возникают из энергии музыканта и нот, которые, в свою очередь, появились как запись музыки сфер, звучащей в душе композитора. А что такое музыка сфер, как не отражение прекрасного ритма работы творческих сил Света?
   Основной принцип Природы, позволяющий человеку ее познавать, заключается в целесообразности ее процессов, в "со-образности" этих процессов цели, к которой они стремятся. А целью эволюции Космоса является достижение совершенства Света, по образу и подобию которого он создан.
   Наш трехмерный мир создан по образу и подобию Высших Миров, а необходимость его заключается в том, что только здесь творчество эволюции достигает напряжения, при котором потенциал сознания, который несут волны эволюционирующей жизни, может кристаллизоваться в самосознание, в самосознающую себя жизнь, в человека. И в человеке жизнь может осознать целесообразность естественных процессов и сознательно устремиться к прекрасной цели. Таким образом, поиск прекрасного является наследственной эволюционной силой. Это естественный ответ человека на что-то совершенное, к чему стремится вся природа через свои великие эволюционные силы, заложенные в каждом из нас, в каждом проявлении природы. В слове "совершенство" заключен смысл этого понятия, он созвучен понятиям "свершение", "завершение", "скончание чего либо", "достижение цели". А достижение цели начинается с "осознания" ее.
   Но как же подступиться к осознанию немыслимого совершенства? Рерих пишет: "Не могу не вспомнить покойного друга моего поэта Блока и его глубокие слова о Несказуемом. Блок прекратил посещение религиозно-философского общества, ибо: "Там говорят о Несказуемом". Именно, есть предел слов, но нет границы чувств и вместимости сердца. Всюду прекрасное. Все путники добра, все искатели искренние приставали к этому берегу... Та же любовь сердца вспыхивает, когда мы читаем о молниях красоты во всех заветах.
   Трогателен персидский апокриф о Христе: "Когда проходил Христос с учениками, по пути оказался труп собаки. Отшатнулись ученики от тления. Но Учитель и здесь нашел красоту и указал на белизну зубов животного".
   В час отхождения вспоминает Будда: "Как прекрасна Раджагриха и скала коршуна! Прекрасны долины и горы. Вейсали, какая это красота!"
   Каждый Бодхисаттва среди прочих своих выявлений должен быть совершенен в художестве".
   "Будьте совершенны", - сказал Христос.
   "Осознание красоты спасет мир", - сказал Рерих.
   "Истина в Красоте. Космос утверждает на этой формуле эволюцию. Космос направляет мир к овладению Красотою", - сказал Бодхисаттва Майтрейя.
   "Сотри случайные черты - и ты увидишь: мир прекрасен", - писал Блок. Сквозь пелену жизненных бурь совершенство мира проявляется во всех видах красоты. Красота разлита во всем сущем, она следует за каждым движением Природы, у каждого этого движения - своя красота, и все эти грани красоты сливаются воедино. Красота соединяет Миры с Вершиной Бытия, и человек, идущий этим мостом, с каждым шагом преображается под влиянием неотразимого обаяния самой сути жизни.
   "Будучи явлением эволюционным, связанным с материей и образованием ее форм, с одной стороны, а также с духом и сознанием человека - с другой, красота представляет собой вселенскую гармонию, порядок, само мироздание. Красота - это то, что возникает в результате борьбы Космоса с Хаосом и победы первого над последним. Спасительная сущность красоты заключается в энергетическом результате, обуславливающем гармонию в мироздании и в самом человеке. Космос рождал красоту в творческих потрясениях жизни и смерти миров, планета творила ее в гибельных конвульсиях и катастрофах, человек создавал ее, кристаллизуя в ней тяготы и страдания своей жизни".1(1 Л.В.Шапошникова. Предисловие к "Листам дневника" Н.К.Рериха, т.I, стр.24, М.1995 г.) Вот откуда у Достоевского: "Красота - это страшная, ужасная вещь... Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердце людей". Дьявол в христианской символике олицетворяет в некоторых своих аспектах Хаос, а Бог - Космос, культ Красоты, присущий Достоевскому, есть результат их борьбы в сердце писателя и победы Бога. Перипетии этой борьбы складываются в ритм, объединяющий Космос, Планету и человека, и приобщают последнего к сотрудничеству с самим Космосом, делая его сотворцом.
   Красота - это знамя победы Космоса, его драгоценный опыт преодоления хаоса. Сэр Стивен Хоккинг, занимавший в Кембридже ту же должность, что некогда занимал сэр Исаак Ньютон, считается ведущим физиком наших дней. В весьма популярной книге "Краткая история Времени от Большого Взрыва до черных дыр" он пишет, что он и его коллеги пришли к выводу, что Вселенная непрерывно пульсирует, то появляясь и расширяясь, то сжимаясь и сходя на нет. В этой серии существований Космоса нет ни начала, ни конца. Соответственно, Большой Взрыв - это не первое и не единственное в своем роде событие. Так вот, "красота" - это есть понятие для обозначения того "опыта", который "накопил" Космос в неисчислимых сериях своих существований.
   То воплощение Космоса, в котором мы сейчас эволюционируем, есть реализация этого опыта. Красота явилась возбудителем развития и этого цикла Вселенной. В борьбе вновь призванных созидательных сил Природы (включая сюда и человека героического типа) с новым хаосом, эта красота поможет нам снова победить, и вновь созданная в этой, теперешней, битве красота приобщится к Свету неотъемлемой данью восхищения его совершенством.
   Как сказал физик Хейнц Пейджес в книге "Космический код: квантовая механика как язык природы": "Любое совершенное творение природы прекрасно, и физические теории не исключение. Уродливую теорию отличает неуклюжесть мысли, и ее трудно долго удерживать в сознании... Новые идеи поначалу кажутся нелепыми и странными, и красота их, если они правильны, начинает проступать позднее... Когда физики действительно поймут внутреннюю логику Космоса, она окажется прекрасной".
   Итак, красота разлита во всем, как спасительное средство для человека от всех его бед. Для того чтобы облегчить приобщение к ней, человек имеет Культуру. Слово "культура", как отмечал Рерих, состоит из двух корней: латинского "культ" - "служение", и санскритского "ур" - "свет". "Культура есть служение Свету", служение Духу, служение эволюции. Культура есть система самореализации Духа, в Культуре только и проявляется Дух. Культура - явление синтетическое, ее нельзя свести к сумме Искусства, Науки, Домостроительства, Государственного строительства, всего того, что человек создал в своей борьбе. Культура есть самый дух этой борьбы, дух всеобъемлющий, требующий все большего проявления, ищущий новых форм. Сердцем Культуры является сама Красота.
   Человек некультурный не может быть духовным. В нашу "фельетонистскую эпоху", как назвал ее Гессе, упадок энергии героизма в людях привел к профанации, резкому падению, унижению всех ценностей. "Все - на продажу!" Появилась огромная масса псевдодуховной пошлятины. Лжеучители обещают "выходы в астрал", "овладение скрытыми силами", "контакты с Высшими Мирами", "слияние с Божеством". Все это вредная чепуха. В жизни ничего не дается легко. Хорошо, что у всей этой грязной волны нет магнетизма убедительности.
   Без суровой простоты, без красоты нет духовности. Человек не может приобщиться к духу помимо тех культурных богатств, которые выработало человечество на своем многотрудном пути к Свету. Все прекрасные подвиги вспыхивают новыми огнями культуры в потемках бытия. Только приобщившись к Культуре, причастившись к этому прометеевому огню, возженному Титанами Духа в бездне прошлого, сможет человеческий дух осознать необходимость, неизбежность и красоту подвига - как единственного способа разрешения проблемы земного существования. Вне Культуры нет пути.
   Господствовавшая идеология рухнула, традиционные религии показали свою духовную несостоятельность, появилась масса алчных до наших душ и денег сект, государственная политика дышит изменой и коррупцией, средства массовой информации сеют яд разложения, так называемая "массовая культура" распаляет зачатки всех пороков. В нашей сегодняшней ситуации только культура поможет выжить, сохранить тот огонек духа, которым наделил каждого из нас Свет в начале эволюции.
   В каждом человеке заложена эта искра единого Света или, точнее сказать, каждый человек, в сущности своей, есть эта искра Света, а все прочие компоненты его личности, его сознания - это те энергии, которые эта искра Света притянула к себе как результат бесчисленных опытов познания и преодоления всей гаммы энергий бытия, с которыми ей пришлось соприкоснуться на пути своей эволюции.
   "Центр Духа связан с центром организма. Связь эта, веками известная, ни научно, ни философски не разгадана, но вместе с тем совершенно очевидна. Чаша опыта. И этим путем мы опять подойдем к творчеству мыслью - к таинственному, но непреложному "Слово плоть бысть". Таким путем Логос воплощается и в телесное. Тайна эта явлена в каждом человеке и в каждом воплощенном духе. Бог вложил человеку вечность в сердце, - обитель духа нетленна, вечна через все воплощения. И познает она свет, ибо и сама является источником света. Тонкая боль (в сердце - Г.Я.) есть шевеление тонкой энергии, а светоносность есть один из первых признаков действия энергий этих. Когда нагнетается свет этот, когда делается видим и нашему глазу, - этот момент всегда остается жданно-нежданным. Завещано держать светильники зажженными, но момент вестника несказуем. Так несказуема и тонкая боль и завет, что радость есть особая мудрость", - писал Рерих. Хоть об этом прямо и не сказано, но ясно ведь, что в этом отрывке он описал свой жизненный опыт. Этот же опыт преображения доступен каждому, каждый из нас есть воплощенный Дух: "Потому исповедуйте, испытывайте, ибо не знаете, где лучший час Ваш и когда вспыхнет огонь над чашею накоплений. Качество мыслей будет вожатым, а ненасытная устремленность будет крылами света Софии. Ведь сиять, но не сгорать заповедано". Как Макрокосм в бесчисленных сериях своих существований накапливает красоту своего опыта, так и Микрокосм-человек накапливает энергии своего сознания. Фактически, эволюция человека - это расширение его сознания. Расширение способности этого сознания все лучше и лучше воспринимать суть бытия - красоту.
   На данном этапе эволюции человечество должно приступить к познанию красоты Высших Миров. Вот почему сейчас такую небывало важную роль начинает играть искусство. Искусство влияет на сознание людей очень органично, это наиболее концентрированный и всесторонний метод приобщения к энергиям более высоким и совершенным формам бытия. Сила убедительности искусства основана не на силе анализа, или логики, а на способности воздействовать на самую суть человека, вызвать отклик его духа, вспышку искры Света, заключенного в нем, пробудить в нем ту наследственную эволюционную силу, которой является поиск Прекрасного.
   "Сейчас надо мыслить об искусстве. Надо ощутить и утвердить высший проводник Духа Утешителя", - писал Рерих. "Новый мир идет". Он обращался к современникам: "И вам, молодежи предстоит одна из наиболее сказочных работ - возвысить основы культуры духа, заменить механическую цивилизацию - культурой духа, творить и создавать. Конечно, вы присутствуете при мировом процессе разрушения механистической цивилизации и при созидании основания культуры духа. Среди народных движений первое место займет переоценка труда, венцом которого является широко понятое творчество и знание. Отсюда ясно, что в поколениях народа первое место займет искусство и наука. Кроме того, эти два двигателя являются там совершенным международным языком, в котором так нуждается мятущееся человечество. Творчество - это чистая молитва духа. Искусство - сердце народа. Знание - мозг народа. Только сердцем и мудростью может объединиться и понять друг друга человечество. Новые правительства напишут на знаменах своих: молитва труда, искусство и знание, и поймут, что вносящий истинную государственность не может ни на минуту забыть о подвиге жизни". Молодыми людьми он считал молодых духом, независимо от возраста. Тех, кто способен осознать всю значимость переживаемого нами времени.
   Современный этап эволюции характеризуется началом изменения всех условий жизни на земле. Эти изменения вызваны сдвигом грубой части спектра энергий нашего мира, препятствующей постепенному сближению условий жизни на земле с условиями Высших Миров. Происходит новое энергетическое наполнение всей жизни. Вот эта космическая причина обусловила все поражающие особенности нашего века.
   Из-за низкого общего уровня сознания людей эти новые энергии не усваиваются ими, не прилагаются к новому строительству, а только теряются, поглощаемые стихийными силами, усиливая их разрушительность. А та малость, что людьми усваивается, направляется не на поиски новой гармонии с Природой и друг другом, а на новый передел и захват материальных ресурсов. Так Новое Вино было налито в Старые Мехи.
   В результате мы получили экологическую катастрофу. Старые формы жизни не способны направить новые энергии, то, что мы зовем "прогрессом", служит интенсификации человеческого обихода, подчиняя Природу обслуживанию этого обихода.
   Человечество погрязло в роскоши расточения жизненных энергий и ресурсов. Лучшая его часть попала в плен технократических иллюзий. Но пароль Нового Мира - "Красота!" - уже произнесен.
   Мы уже говорили о том, что в переломные моменты истории, когда человечеству нужно дать новый энергетический импульс для перехода к следующему этапу, появляются героические личности, приносящие энергии, необходимые для нового толчка. Чем важнее задача, тем выше энергия героя, тем ближе она к самой сущности Бытия. Приход такого героя неизбежен, через него действует само Бытие. Одним из главных героев мистерии ХХ века является Николай Рерих.
   "Он был послан, чтобы свидетельствовать о Свете" - сказано в четвертом Евангелии об Иоанне Предтече. "Свидетельствовать о Свете", или стремиться изобразить свет - это первейшая задача художника, как ее определил Леонардо да Винчи. И Николай Рерих блистательно справился с этой задачей. Почтить ученика можно, воздав должное его учителю. Вспомним добрым словом учителя Николая Рериха Архипа Ивановича Куинджи. Его холсты тоже светились красками. Ходили слухи, что за холстами укреплены электрические лампочки и многие заглядывали за них, пытаясь разоблачить фокус. Но причиной свечения красок была не электрическая энергия, а энергия высокодуховной сущности творца этих полотен.
   Мощное воздействие оказывают на зрителя картины Николая Рериха. Куда-то уходит "ненавистная рознь мира сего", и в душу приходит мир, приходят забытые слова древнего гимна: "Свете Тихий. Свете Ясный. Свете Прекрасный!" Святослав Рерих, сам прекрасный мастер, говорил: "Невыразимая аура славы, излучаемая великими произведениями, - это эманация скрытых вибраций, которые закреплены в структуре великих произведений искусства. Волшебство чувств, мыслей и сильных желаний великих мастеров пленены в произведении, изливаются на зрителя и пробуждают в нас сходные ответные чувства помимо чисто энергетического и духовного понимания того, о чем говорится. Мы открываем более совершенные сочетания и называем их прекрасными. Мы ценим более совершенное равновесие и гармонию, так как мы отзываемся на естественный эволюционный поток, выявляющий более совершенные формы и сочетания цвета, звука, слов и формы. Эти великие произведения являются кладовыми громадных энергий, которые могут активизировать и изменить миллионы зрителей и повлиять на бесчисленные поколения через весть красоты, излучающуюся из них. Такова необыкновенная власть искусства, скрытая сила, всегда присутствующая в великом произведении".
   Ярослав Мудрый писал: "Книги - это реки, наполняющие Вселенную Благодатью". Не только книги, но и произведения всех искусств являются теми руслами, через которые человек, прикоснувшийся к ним, получает Благодать - так раньше называли тончайшие энергии Высших Миров.
   Флоренский писал: "... предмет искусства хотя и называется вещью, однако, отнюдь не является вещь... не есть неподвижная, стоячая, мертвая мумия художественной деятельности, но должен быть понимаем как никогда не иссякающая деятельность творца хотя и отринутая от него временем и пространством, но все же неотделимая от него, все еще переливающаяся и играющая цветами жизни, всегда волнующаяся энергия духа." Мы все, люди, - сыны и дочери Света Незримого. Николай Рерих в такой степени воплощал этот Свет, что мы не ошибемся, если скажем, что он фактически стал источником этого Света для нас.
   Картины Рериха - это окна Духа, через которые в души людей вливаются неудержимые потоки Света незримого, того Света, который образовал все миры, того Света, который скрыт в каждой человеческой душе, того Света, который принес нам великий художник, великий герой, наш великий соотечественник. Стоя у этих картин, не знаешь чему поражаться: чудесным творениям, или их чудесному творцу, в котором Природа явила нам Образ человеческого совершенства.
   Николай Рерих - это предтеча Нового Мира. Мира новых сочетаний энергий, новой гармонии людей и Природы, нового соотношения материи и Духа. Прежде для того, чтобы убедить людей в реальности Незримого, подвижники творили так называемые "чудеса" - с помощью тонких энергий производили необъяснимые феномены. Николай Рерих тоже сотворил великое чудо. Среди безумия самоуничтожения, охватившего людей в ХХ веке, возник необъяснимый феномен Великого Творца, свободно и мощно заложившего основы будущей культуры, на которых будет построена новая, лучшая жизнь.
   Рерих учит: "В будущем - благо. В будущем - магнит. В будущем - реальность. Любите прошлое, когда оно вынырнет из нажитых глубин, но живите будущим...
   "И это пройдет", - повторяет человек слово восточной мудрости, когда вступает в новые теснины. Именно, пройдет по закону эволюции. Мыслим о будущем не законами, но очарованиями будущих совершенствований. Твердыня Союза Народов, еще не сложенная на земле, уже сияет в будущем. Не углубим подробности, ибо мысль о будущем должна быть прекрасна и не вместится в экономику сегодняшних будней".
   Великая идея Мировой Общины ушла до срока с поверхности нашей жизни в глубины "безмолвствующего народа". Очищенная и возвышенная страдающим сердцем народным, она просияет в положенный эволюционный срок светлым будущим всего человечества.
   Николай Рерих ушел из жизни 50 лет назад, 13 декабря 1947 года. Ушел вдали от Родины, в Индии, на родине величайших Гигантов Духа. Индия особенно чуяла связь его творчества с собственным великим наследием, духовный аспект его творчества неизгладимо запечатлелся в сознании лучших деятелей и мыслителей этой страны. Индия признала его своим неотъемлемым Гуру. Николай Рерих принес свое творчество всему человечеству, но он был страстным патриотом, горячо любившим Россию. Душа его рвалась домой, но обстоятельства помешали ему вернуться. Сейчас он возвращается. Возвращается своими картинами, своими книгами, своими идеями. Возвращается к омуту одичания, в сумятицу борьбы за существование, именно туда, где он особенно нужен.
   Темные силы нашей жизни по-своему отметили это возвращение. И прямым нападениями и в очень хитросплетенных интригах они пытаются воспрепятствовать нарастающему рериховскому влиянию. Очень характерно для нашего времени: министерство культуры Российской Федерации прилагает огромные усилия, чтобы разрушить, разорить Международный Центр Рерихов, созданный в 1989 году в Москве по инициативе Святослава Рериха, сына художника, который передал в дар МЦР уникальную коллекцию произведений искусства, в том числе картины самого Николая Константиновича, а также архив, библиотеку, личные вещи семьи Рерихов.
   Министерство Культуры против Знамени Культуры! Но государство, этот аппарат насилия, это "чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй", не может справиться с маленькой общественной организацией.
   Не обошли своим вниманием Рериха и архиереи Русской Православной Церкви, они на своем соборе в 1994 году "отлучили от церкви" всю семью Рерихов и Е.П.Блаватскую (посмертно), и всех тех, кто изучает их труды (прижизненно). В чем причина такого скандального акта? Как-то раз легендарный доктор Гааз пришел к митрополиту Московскому Филарету с очередной просьбой: способствовать освобождению невинно осужденного человека. Филарет был крут, он вспылил: "Вы надоели своими просьбами, доктор! Раз он осужден, значит виновен!" На что Гааз вскричал: "Владыка! Вы забыли о Христе!" Филарет помолчал, опомнился и тихо ответил: "Это Христос забыл обо мне!" Христос забыл об иерархах РПЦ, и они, предоставленные собственной участи, медленно инволюционируют, уцепившись мертвой хваткой за внешние атрибуты церковности. Вот как писал об этом выдающийся русский историк В.О.Ключевский: "Христос дал истину жизни, но не дал форм, предоставив это злобе дня. Вселенские соборы и установили эти формы для своего времени, цепляясь за его злободневные условия. Они были правы для своего времени; но не право то позднее узколобие, которое эти временные формы признало вечными нормами, признав учение Христа только случайным началом церковного строительства".
   Ни Рерихи, ни Е.П.Блаватская не выступали против Православия, а в наши апокалиптические времена, когда культура атакуется со всех сторон, все люди доброй воли, казалось бы, должны объединить свои усилия, как Христос учил: "Кто не против вас, тот за вас". (Мк.9.40.) Но иерархи РПЦ предпочли принцип сатанинский: "Кто не с нами, тот против нас!"
   В той действующей модели Храма Христа Спасителя в натуральную величину, которую начальство построило на деньги, не поместившиеся в коробку "из-под ксерокса", витает дух безакцизного спиртного и табака, а также нефтяной дух. Дух же Христа присутствует едва ли, Христос ведь не терпел торговцев в храме!
   Конечно, в основе Православия заложено зерно Истины, но эта основа не в догмах и ритуалах, а в сердцах простых верующих, простых людей, любовно и бережно хранящих прекрасный Лик Христа.
   Активно действуют враги культуры, прикрываясь именем Рериха. Много развилось разных "психопатов и кликуш", пытающихся превратить идеи, воодушевлявшие Рериха, в новую религию. Эти попытки бесплодны и неосновательны. Время слепой веры прошло, церковь, как антиэволюционный рассадник предрассудков, отомрет "во благовремении". Отвратно и оскорбительно видеть бескультурное копошение этих личностей, пытающихся реализоваться в "престижной" сейчас области публичной деятельности. Но что с ними поделаешь? Всякая мошкара летит на свет, таков закон природы. Завидев этих людей, будем обходить их стороной.
   Естественным духовным и единственным юридическим наследником Рерихов является МЦР. Конечно, никто не хочет запретить свободное изучение творчества Рерихов и высказывание идей, этим творчеством навеянных. Но сохранять при этом определенный уровень культуры обязывает сам предмет изучения. Именно такой высокий уровень культуры выказывает разнообразная деятельность МЦР. На него и желательно равняться.
   В заключение скажем: Рерих был, прежде всего, героем. Не поклонников и исследователей ищет герой, а последователей, тех, кто пойдет с ним к его цели, к Свету.
   Николай Рерих вспоминал: " Удивительно, насколько меняются человеческие выражения сказанные наедине. Например, Куинджи в беседах наедине выявлялся настоящим интуитивным философом. Какие прекрасные строительные идеи он высказывал и видимо бывал очень потревожен, если входило третье лицо. Точно бы что-то отлетало. Впрочем, то же самое замечалось и с Владимиром Соловьевым. Если что-либо постороннее вторгалось, то вся ценная нить мысли мгновенно пресекалась, и он спешил прекратить беседу." Как хорошо, что Владимир Соловьев, друг Достоевского дружил с Николаем Рерихом! Как хорошо, что они встречались и беседовали о сокровенном! Как хорошо быть русским!
  
  
   Варианты статьи были опубликованы в журналах "Дарьял" N 4 1998 год и "Новая Эпоха" N 21.
  
  
  
  
   1
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"