Ясько Георгий Юрьевич :
другие произведения.
Как это делается в Москве
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оставить комментарий
© Copyright
Ясько Георгий Юрьевич
(
barsenal@nm.ru
)
Размещен: 18/06/2003, изменен: 17/02/2009. 51k.
Статистика.
Статья
:
Философия
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
Аннотация:
Музей Востока незаконно захватил коллекцию картин, принадлежавшую С.Н. Рериху. Если государство не считается со всемирно известными людьми, будет ли оно считаться с нами?
Наследие Рерихов в опасности.
Правда о коллекции С.Н. Рериха
.
http://www.roerich-museum.ru/rus/protection/heritage/danger
Возвращение Наследия
(документы свидетельствуют)
Борьба за сохранность целостности Наследия Рерихов является для Международного
Центра Рерихов (МЦР) неизменным долгом по выполнению воли Святослава Николаевича
Рериха, последнего представителя великой семьи, передавшего в 1990 году
общественной организации свою часть из богатейшего художественного, научного,
духовно-философского, эпистолярного, литературного наследия Н.К. и Е.И. Рерихов.
Эти культурные ценности, собиравшиеся их самоотверженным трудом, предназначались
России, ради которой Рерихи жили и трудились, ради которой, говоря словами
Николая Константиновича, "перевидали и радости, и трудности, и опасности".
Проникнутое идеями Живой Этики, Наследие семьи Рерихов носит целостный характер:
каждая его часть иллюстрирует, объясняет и углубляет все остальные. Именно
поэтому неделимость Наследия являлась решающим условием его возвращения на
Родину. Оно осуществлялось в два этапа: в 1957 году Ю.Н. Рерихом и в 1990 году
С.Н. Рерихом. Таким образом, каждый из сыновей выполнил свою часть миссии по
передаче России бесценного культурного достояния своих родителей.
Судьба Наследия Рерихов складывалась на Родине трудно и драматично. Главная
причина состояла в новых мировоззренческих идеях, которые в нем содержались.
Открывая новые возможности расширения наших познаний о человеке и мироздании эти
идеи встречали упорное сопротивление представителей старого, отживающего
сознания, яростно восстающего против всего нового, разрушающего привычные
устоявшиеся догматы. Другой причиной являлось желание чиновников безраздельно
распоряжаться всем, что находится в пределах государства Российского, вплоть до
захвата не принадлежащего им имущества. Эти причины обусловили многие
последующие трудности, связанные с созданием в России Музея имени Н.К. Рериха.
Борьба за Наследие стала разворачиваться после приезда Юрия Николаевича Рериха в
СССР, в 1957 году. Он привез на Родину принадлежащую ему часть наследия
родителей, которая включала более 500 картин Н.К. Рериха, бесценные коллекции и
уникальный архив Центрально-Азиатской экспедиции, обширную личную библиотеку,
часть фамильных коллекций (древнебуддийская живопись, древняя бронза), личные
вещи Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов.
По замыслу Ю.Н. Рериха все это должно было стать основой Музея имени Н.К.
Рериха, в котором в полном объеме могло быть собрано философско-художественное
наследие семьи Рерихов, включая и часть, оставшуюся в распоряжении С.Н. Рериха в
Индии, для сохранения, изучения и развития. С этой целью Юрий Николаевич начал
переговоры с Министерством культуры СССР.
В своих письмах к Р.Я. Рудзитису, руководителю Латвийского общества Рериха, он
сообщал: "Сейчас идут очень ответственные переговоры о Музее, как в Ленинграде,
так и в Сибири"1. (Декабрь 1958 г.)
"Последнее решение Министерства: автономная экспозиция при Русском музее и Музей
в Новосибирске"2. (Март 1959 г.)
В создании Музея имени Н.К. Рериха Юрию Николаевичу прямо не отказывали,
вежливо выслушивали, обещали, но ничего не делали. Ответственные лица были
внешне любезными, но за этой любезностью скрывалась духовная глухота и холодный
расчет. Юрий Рерих, один из самых высокообразованных людей того времени, человек
необычайно высокой культуры не мог предположить, что министр культуры СССР Н.А.
Михайлов давно распорядился никакого Музея Н.К. Рериха в виде автономной
экспозиции не создавать. 27 декабря 1958 года на стол министра лег документ, в
котором начальник отдела изобразительных искусств и охраны памятников
Министерства культуры А. Лебедев заявлял: "В связи с вопросом о распределении
коллекции произведений Н.К. Рериха, сообщаю следующее: просьба Ю.Н. Рериха об
организации специального Музея им. Н.К. Рериха при Государственном Русском музее
и его филиале в одном из городов в Сибири, по нашему мнению, не может быть
удовлетворена<...>"3. На этом документе, хранящемся в архиве Министерства культуры
РФ, и поныне можно видеть лаконичную, скрепленную подписью резолюцию министра
Н.А. Михайлова: "За".
Решение министра культуры имело роковые последствия не только для судьбы
художественных полотен Н.К. Рериха, но и для всей части привезенного Ю.Н.
Рерихом в Россию наследия родителей. Лживые обещания о создании Музея давались
Юрию Николаевичу с единственной целью - завладеть коллекцией полотен великого
русского художника Н.К. Рериха4 . И это государству в лице
Министерства культуры удалось. Для создания при Русском Музее автономной
экспозиции на правах специального Музея имени Н.К. Рериха Юрий Николаевич Рерих
передал государству на временное хранение 421 картину. Полотна временно
разместили в Государственной Третьяковской галерее5.
4 мая 1960 года, незадолго до внезапной смерти Юрия Николаевича, Министерство
культуры СССР издало Приказ N 285, которым находящиеся на временном хранении
картины, принадлежавшие Ю.Н. Рериху, распределялись по музеям СССР. Большая
часть полотен передавалась Русскому музею и областной Новосибирской галерее. О
создании автономной экспозиции картин Н.К. Рериха - главного условия Юрия
Николаевича - даже не упоминалось6 . Это был безжалостный приговор
стремлению Ю.Н. Рериха создать Музей имени своего отца в России.
21 мая 1960 г. Юрий Николаевич Рерих скоропостижно скончался. Завещания он
составить не успел. Ю.Н. Рерих не был женат и не имел детей, поэтому
единственным наследником являлся его младший брат - Святослав Рерих. После
внезапного ухода Ю.Н. Рериха из жизни чиновники Министерства культуры сделали
все, чтобы не допустить С.Н. Рериха к вступлению в права наследственного
имущества его брата. Признавая Святослава Рериха законным наследником,
представители Минкульта давали ему пустые обещания уладить все формальности,
связанные с вопросом его вступления в наследство. Между тем, пользуясь
отсутствием Святослава Николаевича в стране, к оставшимся на квартире Ю.Н.
Рериха культурным ценностям были допущены совершенно посторонние люди. В
результате значительная часть бесценных культурных предметов, картин и рукописей
семьи Рерихов подверглась разграблению.
Святослав Николаевич добивался у государства принятия мер к сохранению и защите
части наследия Н.К. и Е.И. Рерихов, оставшейся на квартире старшего брата. Об
этом красноречиво свидетельствуют его многочисленные письма: к министру культуры
СССР П.Н. Демичеву7 (1976 г.), к Председателю Совета министров СССР А.Н.
Косыгину8 (1979 г.), к Председателю Совета министров СССР, Тихонову Н.А.9 (1981
г.).
Однако с 1961 г. упорное и завуалированное обещаниями противодействие чиновников
не позволило Святославу Рериху войти в права наследства своего брата и должным
образом распорядиться первой частью наследия родителей. Государство, в лице
своих высоких должностных лиц, не только не желало создавать Музей имени Н.К.
Рериха и допускать к наследству законного наследника - С.Н. Рериха, -
обеспечивать сохранность уникальных художественных коллекций и архивных
материалов, оставшихся на квартире его брата, но и отказывалось осуществлять
контроль за их использованием.
Возникает резонный вопрос - почему? Была ли это простая халатность, хорошо
продуманная акция или кем-то преследовался определенный интерес? Когда-нибудь мы
получим ответ на этот вопрос. Пока же, бесценные коллекции и научный архив,
собранные Рерихами за долгие годы экспедиций, по вине государства подвергаются
разграблению, что поставило их на грань уничтожения.
Однако на этом драматические события, связанные с Наследием семьи Рерихов, не
закончились. Чиновники попытались завладеть и другой его частью, которая
хранилась у С.Н. Рериха. Отчасти им это удалось. Причем почерк в присвоении
чужого имущества остался прежним. Об этом свидетельствует история коллекции 288
картин, завещанных С.Н. Рерихом Международному Центру Рерихов.
В 1978 году 296 полотен самого Святослава Николаевича и его знаменитого отца
были переданы С.Н. Рерихом на временное хранение Министерству культуры СССР для
проведения передвижных выставок в стране10 (документ). В течение первых лет
нахождения картин в СССР они выставлялись в ряде городов страны. Однако в 1989
году полотна, без согласия владельца - С.Н.Рериха - были поставлены "на
временное хранение" в Государственном музее Востока (ГМВ)11.
Впоследствии 288 из них Святослав Николаевич завещал МЦР. Однако чиновники
Минкультуры не хотели признавать этого обстоятельства. Полотна по-прежнему
продолжали оставаться в ГМВ. Несмотря на все усилия, предпринятые Международным
Центром Рерихов по возврату картин, и требования самого С.Н. Рериха, эта
коллекция до сих пор не возвращена законному владельцу12. Понимая,
что государство не заинтересовано в создании нормальных условий для сохранения и
популяризации наследия его семьи, Святослав Николаевич Рерих принимает решение
создать негосударственный Центр-Музей имени Н.К. Рериха в Москве. В июне 1989
года в газете "Советская культура" было опубликовано его письмо под названием
"Медлить нельзя!". В нем Святослав Николаевич четко и определенно изложил свою
концепцию Центра-Музея, особо подчеркнув его статус как общественной
организации, не зависящей ни от Министерства культуры, ни от Государственного
музея Востока, и предложил на пост директора Центра-Музея Л.В. Шапошникову: "Вы
спрашивали мое мнение о возможном руководителе Центра. Я со своей стороны не
вижу лучшей кандидатуры, чем Людмила Васильевна Шапошникова, индолог и писатель,
человек деловой, давно занимающийся этими проблемами и мне лично давно и хорошо
известный"13 .
Для содержания Центра-Музея С.Н. Рерих предлагал создать общественный Фонд, а
под размещение Центра-Музея Святослав Рерих выбрал старинную Усадьбу Лопухиных в
центре Москвы. Именно выполнение этих условий Святослав Николаевич считал
главным фактором для передачи в Россию принадлежащей ему обширной части наследия
семьи Рерихов. Государство приняло предложения Святослава Николаевича.
4 ноября 1989 года вышло Правительственное Постановление о создании Советского
Фонда Рерихов (СФР) и Центра-Музея имени Н.К. Рериха как основной базы Фонда14
(документ). 28 ноября Мосгорисполком своим решением предоставил под размещение
Фонда и Центра-Музея памятник культуры XVII - XIX вв. усадьбу Лопухиных.
Убедившись, что государство выполнило взятые на себя обязательства, Святослав
Николаевич пригласил в Индию для работы с наследием семьи Рерихов Л.В.
Шапошникову15, назначив ее своим доверенным лицом и распорядителем
наследия.
19 марта 1990 года Святослав Николаевич Рерих передал принадлежащую ему часть
культурного наследия родителей общественной организации - Советскому Фонду
Рерихов (с 1991 г. переименованного в МЦР) - для будущего негосударственного
Музея имени Н.К. Рериха. Несмотря на ожесточенное сопротивление госчиновников,
такой Музей в России был создан. Его становление происходило в несколько этапов,
каждый из которых явился красноречивой летописью самоотверженной и созидательной
работы сотрудников МЦР в труднейших условиях российской действительности и
чиновничьего произвола. В октябре 1997 года Музей имени Н.К. Рериха гостеприимно
раскрыл двери для многочисленных посетителей со всего мира в Усадьбе Лопухиных,
отреставрированной Международным Центром Рерихов.
Музей имени Н.К. Рериха, в котором изучается и сохраняется часть
духовно-культурного наследия наших выдающихся соотечественников, состоялся.
Однако защита самого Музея и целостности его основы - Наследия Рерихов
продолжилась с новой силой.
Исполняя свой долг перед Святославом Николаевичем Рерихом, Международный Центр
Рерихов продолжал отстаивать его волю по возвращению в Музей имени Н.К. Рериха
288 картин, удерживаемых в Государственном музее Востока. Вопрос о возврате этой
коллекции неоднократно поднимался представителями МЦР на встречах с министрами
культуры, с завидным постоянством сменявшими друг друга. В 1999 году очередным
министром культуры РФ был В.К. Егоров. Вопреки законным требованиям
Международного Центра Рерихов о возврате картин и многочисленным обращениям по
этому вопросу видных представителей отечественной культуры и науки, известных
общественных деятелей (Открытое письмо Министру культуры В.К. Егорову, письмо
Д.С. Лихачева), министр В.К. Егоров издает приказ N 633 от 13 сентября 1999 года
"О государственном учете музейных предметов". Этим приказом Министерство
культуры пыталось придать законную основу противоправным действиям директора
Государственного музея Востока В.А. Набатчикова по переводу в марте 1993 года с
временного на постоянное хранение коллекции картин С.Н. Рериха, завещанной им
Международному Центру Рерихов. Включение вышеупомянутой коллекции в состав
музейного фонда Государственного музея Востока выделялось откровенным
беззаконием. Спустя 6 лет (!) после этого самоуправства министр культуры
В.К.Егоров в своем приказе решил "подправить" этот промах и, ссылаясь на Закон
РФ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации",
подтверждал уже "правомерность включения в состав государственной части
Музейного фонда Российской Федерации" коллекции картин С.Н. Рериха16 .
При этом министр своим приказом сам грубо нарушал положения данного Закона, в
статье 13 которого сказано, что "В состав государственной части Музейного фонда
Российской Федерации входят музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся
в федеральной собственности <...>".
Кроме того, в статье 8 закона сказано, что "включение музейных предметов и
музейных коллекций в состав Музейного фонда РФ" должно производиться только
Министерством культуры, только в установленном порядке и только после проведения
соответствующей экспертизы. Кроме того, "Музейные предметы и музейные коллекции
считаются включенными в состав Музейного фонда Российской Федерации со дня
регистрации соответствующего факта в Государственном каталоге Музейного фонда
Российской Федерации"17.
Ни одно из этих требований, необходимых для того, чтобы приказ министра культуры
В.К. Егорова N 633 от 13 сентября 1999 г. имел законную силу, не было выполнено.
Согласно "Положению о Музейном фонде Российской Федерации", утвержденного
Постановлением Правительства РФ, от 12 февраля 1998 года N 179 в федеральной
собственности находятся только те музейные предметы и музейные коллекции,
которые:
1) находились в федеральной собственности, т.е. в собственности бывшего СССР и
РСФСР. А также приобретены за счет средств федерального бюджета;
2) приобретены государственными музеями за счет средств их учредителей, либо за
счет собственных средств, либо за счет иной формы приобретения.
Ничего из вышеперечисленного по отношению к коллекции С.Н. Рериха также не
производилось, да и не могло производиться, так как владельцем картин являлся
Святослав Николаевич Рерих, а не государство.
Но этот факт министра культуры В.К. Егорова не остановил. Отстаивая запятнанную
честь ведомства, чиновник подписал приказ, целью которого было прикрыть
беззакония государства и подведомственного ему Государственного музея Востока в
отношении художественной коллекции С.Н. Рериха.
При этом министр в приказе N 633, вопреки сведениям владельца картин С.Н.
Рериха, упорно указывает цифру в 282 произведения, предоставленную ему ГМВ.
В 2001 году, защищая волю дарителя, С.Н. Рериха, МЦР обратился в Московский
арбитражный суд с иском о признании недействительным приказ министра культуры
В.К. Егорова и о взыскании из незаконного владения 288 картин Н.К. и С.Н.
Рерихов. В подтверждении своих прав Международный Центр Рерихов представил
документы С.Н. Рериха, подтверждающие права МЦР на данную коллекцию. Однако на
первом же судебном заседании МЦР в исковом заявлении было отказано на основании
того, что в Уставе нашей организации отсутствовало положение о правопреемстве по
отношению к Советскому Фонду Рерихов (СФР). Но именно этот пункт в 1993 году был
изъят из Устава МЦР по требованию Министерства юстиции18 (!) в
результате развернутой компании, имевшей целью завладеть наследием, переданным
С.Н. Рерихом Международному Центру Рерихов.
Судьи, словно действуя по заранее согласованному плану, не обратили внимания ни
на документы С.Н. Рериха, предъявленные МЦР, ни на грубые нарушения закона в
оспариваемом приказе Минкультуры и отклонили требования МЦР.
Международный Центр Рерихов обжаловал данное судебное решение. Тем не менее,