|
|
||
Большинству тогда ещё советских людей Леонид Филатов впервые запомнился по его роли в фильме "Экипаж", вышедшем на экраны в 1979 году. Фильм, безусловно, стал событием в жизни страны и в 1980 году его посмотрело более 71,1 миллиона зрителей. Леонид Филатов сыграл там роль бортинженера Игоря Скворцова - обаятельного ловеласа, эдакого баловня судьбы, живущего легко и непринуждённо, меняющего женщин как перчатки, особо ни о чём не задумываясь и не заморачиваясь.
Но лично меня Леонид Филатов поразил другой своей ролью - Кима Жаркова в художественном фильме "С вечера до полудня", по одноимённой пьесе Виктора Розова, вышедшем на экраны в 1981 году. В этом фильме я увидел Леонида Филатова совершенно другим, очень "правильным", высокоморальным, но неуверенным в себе человеком. В этом фильме он буквально "разрывается" между любимой женщиной, которая, к большому его сожалению, уже давно живёт своей, отдельной от него жизнью и ещё более близким и любимым сыном. Он мечется между двумя самыми близкими в своей жизни людьми, пытаясь принять правильное, но очень трудное решение. И это решение требует от него самопожертвования, в виде долгой разлуки с сыном и собственного одиночества. И герой Леонида Филатова в итоге принимает это решение. В этом фильме Леонид Филатов буквально "заставляет" зрителя погрузиться в жизненные перипетии и сопереживать своему герою.
Именно после фильма "С вечера до полудня" я обратил своё пристальное внимание на Леонида Филатова и, как подтвердилось в дальнейшем, не ошибся. Потому что Леонид Филатов оказался не только блистательным актёром, но и поэтом, писателем, публицистом, кинорежиссёром и телеведущим, ещё и ещё раз подтверждая сентенцию: "Талантливый человек - талантлив во всём". Но самое главное заключается в том, что Леонид Филатов был, как мне представляется, глубоко моральным, думающим и постоянно сомневающимся в себе человеком. А в жизни именно дух сомнения в себе и в своих поступках очень часто останавливает нас, иногда в нашем намерении, а иногда в каком-то просто иррациональном и труднообъяснимом желании "заплыть за буйки", "забежать за красные флажки".
И вот, последнее стихотворение Леонида Филатова. Такое искреннее и пронзительное, сбивающее с ног и прижимающее низко к земле, проникающее в каждую клеточку твоего организма, выворачивающее душу наизнанку. Пробирающее до слёз, которые просто истекают из тебя, взрослого мужика, и ты в недоумении разводишь руками и ничего не можешь с этим поделать. Да и пожалуй, уже и не хочешь, когда и если ты находишься один, со своими мыслями и чувствами. И ты, в какой-то момент времени начинаешь видеть в своём воображении эту маленькую девочку Олю, просто физически ощущаешь нежное прикосновение её детской ручонки, и даже слышишь откуда-то сверху или со стороны детский голосок: "Деда-а-а, погоди-и-и...". А потом ты с удивлением возвращаешься в окружающую тебя действительность, и чувствуешь себя и совершенно, и страшно одиноким. Без маленькой внучки Оли, и к сожалению без так рано ушедшего от нас, и любимого всеми нами, и очень настоящего, и очень убедительного во всех своих работах, Леонида Филатова.
"Тот клятый год уж много лет, я иногда сползал с больничной койки.
Сгребал свои обломки и осколки и свой реконструировал скелет.
И крал себя у чутких медсестер, ноздрями чуя острый запах воли,
Я убегал к двухлетней внучке Оле, туда, на жизнью пахнущий простор.
Мы с Олей отправлялись в детский парк, садились на любимые качели,
Глушили сок, мороженое ели, глазели на гуляющих собак.
Аттракционов было пруд пруди, но день сгорал, и солнце остывало,
И Оля уставала, отставала и тихо ныла: "Деда, погоди".
Оставив день воскресный позади, я возвращался в стен больничных гости,
Но и в палате слышал Олин голос: "Дай руку, деда, деда, погоди..."
И я годил, годил, сколь было сил, а на соседних койках не годили,
Хирели, сохли, чахли, уходили, никто их погодить не попросил.
Когда я чую жжение в груди, я вижу, как с другого края поля
Ко мне несется маленькая Оля с истошным криком: "Деда-а-а, погоди-и..."
И я гожу, я все еще гожу и, кажется, стерплю любую муку,
Пока ту крохотную руку в своей измученной руке еще держу".
Это стихотворение написано Леонидом Филатовым в тот период времени, когда он буквально находился на острой и зыбкой грани, или быть может в длинном тёмном тоннеле, в своеобразном квантовом переходе между двумя мирами: миром людей и миром людских душ. В тот самый момент, когда человек пребывает в каком-то и переходном и, в то же самое время в безысходном положении. Практически находится в состоянии обречённости и отчаяния. Ясно и отчётливо и понимая, и осознавая, и быть может даже представляя в своём воображении различные варианты финала всей своей жизни, приближающегося неотвратимо и бесповоротно, как с грохотом и отвратительно зловещим лязгом надвигающийся прямо на тебя товарный состав. И именно в то самое время, когда человек волею судьбы или рока, и как назло прикован наручниками (тяжёлой болезнью) к рельсам железнодорожного полотна. И прикован очень надёжно и жёстко, и абсолютно без каких-либо, хотя-бы даже призрачных надежд и вариантов на спасение.
Как знать, быть может эта бренная и такая скоротечная жизнь даётся человеку лишь для того, чтобы он смог как следует и подготовиться, и встретить вполне достойно и совершенно спокойно, пребывая в состоянии полного душевного равновесия, и глядя ей прямо в лицо, появляющуюся иногда ожидаемо, а иногда и очень внезапно, но всегда так не ко времени и так не кстати, эту мерзкую и отвратительную старуху с её кривой косой.
Одним из проектов Леонида Филатова была передача "Чтобы помнили", посвящённая забытым, хотя и известным в прошлом артистам ушедшим из жизни. Поэтому считаю, что наша простая и добрая человеческая память о Леониде Филатове будет ему лучшей наградой от всех нас.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"