Аннотация: S1 "Слово о Карлосе" E1 "Четыре предположения"
В этом году исполняется двадцать лет с момента смерти Карлоса Кастанеды. Это много или мало? С одной стороны, это мгновение, капля в потоке бесконечности, а потому мы можем говорить, что Кастанеда ушёл только вчера. С другой стороны, это очень много. Да и сколько времени требуется, чтобы кто-то отступил и сдался, а кто-то лишь попробовал свои силы на этом, без сомнения, таинственном и странном пути. День, месяц, год?
Двадцать лет - это наше преимущество, ведь мы можем оглянуться назад и попытаться ответить на вопрос: что это было? Мы можем поговорить не только о Кастанеде и его творчестве, но и всех тех, кто пришёл после него. Мы можем попытаться оценить их пути, посмотреть на их судьбы, взвесить сказанные ими слова, чтобы провести небольшое - пусть теоретическое, сугубо "диванное", но всё-таки расследование.
И если представить Кастанеду первооткрывателем магической Америки, всё-таки совершившим своё чудесное путешествие, то мы можем говорить о тысячах людей, попытавшихся повторить его путь, ну или пройти путём собственным. Их тексты - такие же карты, путевые заметки, летописи опыта. Именно поэтому, сейчас, спустя двадцать лет, мы располагаем богатейшим материалом, собранным другими исследователями. Вот, он весь перед нами. Помимо Кастанеды, это около пятидесяти авторов, заслуживающих внимания, в числе которых, конечно же, есть и критики его творчества. Мы постараемся обратить внимание на каждого из них, взглянуть на то, что ими сделано, написано, запечатлено. Но начнем мы - конечно же - с Карлоса, как того, кто стоит у истоков этой истории.
В сети более чем достаточно ознакомительных материалов, посвященных биографии и творчеству Карлоса Кастанеды. Здесь и сейчас, нам кажется уместным обратить внимание на следующую особенность. Биография Кастанеды довольно противоречива, так как подобно популярному российскому писателю Виктору Пелевину, он на протяжении длительного времени избегал появляться на публике и давать своим читателям что-то кроме своих книг. Это способствовало формированию вокруг него ореола таинственности, который слегка рассеялся к началу девяностых годов, когда Кастанеда инициировал раскрутку ряда коммерческих проектов.
Скрытность Кастанеды представляет для нас интерес, так как имеет неоднозначный характер. Так, происходящее допустимо истолковать как последовательную стратегию Кастанеды по стиранию "личной истории", то есть выполнение рекомендаций дона Хуана, практическую реализацию его указаний. В противном случае, мы можем говорить о намеренной мистификации публики, чего требовал статус "ученика мага". Последнее, кстати, было необходимо ещё и потому, что избавляло Карлоса от необходимости периодически наведываться в пустыню или заниматься чем-либо подобным. Никто не мог проверить, где он находился и чем занимался, а потому вопрос соотношения достоверности и вымысла в его книгах - оставался открытым. Интересно, что личностью дона Хуана не заинтересовались представители спецслужб, хотя совершенно закономерно было бы с их стороны проявить интерес к человеку, обладающему такими способностями. Впрочем, факт остается фактом: биография Кастанеды, находящаяся в общем доступе, не предоставляет нам сколь-нибудь значимых сведений, способных пролить свет на тайну происхождения дона Хуана.
Нельзя сказать, что наш исследовательский проект посвящен попытке разобраться в том, действительно ли существовал этот старый индеец. Для нас это всего лишь один из частных вопросов. Дон Хуан мог быть или не быть - это имеет значение, но лишь в связи с традицией толтеков-видящих, которые жили на этой же самой земле и некогда были обыкновенными людьми. Значение имеет лишь то, что их горизонт возможностей - это и наш, то есть общечеловеческий, доступный всем и каждому. Проживая свою жизнь принципиально иначе, толтеки-видящие не просто победили смерть, но и показали нам, пожалуй, единственно достойную и значимую цель на этой земле.
У нас есть четыре подхода, четыре гипотезы или как бы сказал Кастанеда - объясняющих предположения, касающихся того, что же всё-таки лежит в основе этой удивительной, загадочной и столь неоднозначной истории, рассказанной американским писателем и антропологом.
Первая, выдвинутая нами гипотеза, гласит, что всё, написанное Кастанедой - истинно. Это, в полной мере, соответствует его личным, неоднократным утверждениям, что Хуан Матус - реальный человек, а не вымышленный персонаж и что написанные Карлосом книги, ни в коей мере не могут быть плодом фантазии и воображения, хотя бы потому, что выдумать такое попросту невозможно. Данное предположение распространяется на последние годы жизни мэтра, затрагивая содержимое последних четырех его книг, в том числе проект "Тенсергити", в том числе сказанное Кастанедой в различных интервью, а также каким-либо образом связанное с его ближайшим окружением, в том числе помощницами и ученицами, и даже тем, что последовало после его смерти.
Вторая выдвинутая нами гипотеза гласит, что из всего написанного Кастанедой допустимо вычленить некий "кастанедианский канон", "ядро", в частности, это произведения, написанные в период с 1972 года по 1987. В их число не входят первые две и последние четыре книги мэтра. Согласно второй гипотезе, не оспаривается истинность существования дона Хуана, а также традиции "людей знания", но подвергаются критике последние годы жизни Карлоса Кастанеды. В рамках этой гипотезы, нами выдвигается предположение о том, что в какой-то момент времени Кастанеда покинул путь знания. Возможно, причиной этого стал уют, комфорт и безопасность, проистекающие из материального достатка. Не последнюю роль во всем этом могло играть систематическое употребление наркотиков, а также сексуальные связи с женщинами. Так или иначе, в рамках второй гипотезы, мы склонны более чем критично оценивать последний этап творчества Кастанеды, длящийся с 1987 по 1998 год. Из этого следует, что всё написанное, сказанное и каким-либо иным образом реализованное Кастанедой на протяжении всего этого периода должно расцениваться подобным образом. Что же касается первых двух книг, то их следовало бы рекомендовать к прочтению в последнюю очередь, если рекомендовать вообще. Противоречивое, зачастую ложное описание практики употребления растительных наркотиков и следующих за этим психоактивных эффектов может оказаться непреодолимым барьером для тех читателей, которым может показаться, будто творчество Кастанеды целиком и полностью посвящено описанию подобных опытов, иначе говоря пропаганде употребления запрещенных веществ .
Смеем заметить, что вопреки данному и, к сожалению, более чем распространенному убеждению, асоциальность и, скажем так, деструктивность текстов Кастанеды проистекает из куда более глубокого и скрытого от поверхностного взгляда источника.
Третья гипотеза гласит, что лишь малая часть написанного Кастанедой соответствует действительному положению вещей. В рамках этой гипотезы, мы называем "сомнительным" заключительный этап творчества Кастанеды, проект "Тенсегрити", а также ряд текстов, написанных его ученицами. Не представляется возможным отделить "зерна от плевел", то есть определить, что является плодом вымысла автора, а что - отражением реальной действительности, но мы можем принять к рассмотрению некоторые ключевые идеи и концепции учения дона Хуана, а также практические приёмы, техники и упражнения, представленные на страницах книг Кастанеды.
Четвертая гипотеза гласит, что Кастанеда - величайший мистификатор двадцатого века, талантливый компилятор и, без сомнения, гениальный писатель-фантаст. Анализируя творчество Кастанеды с данной точки зрения, мы можем убедиться, что ему, более чем успешно, удалось воплотить в жизнь сказанное Роном Хаббардом: хочешь разбогатеть - придумай свою собственную религию.
Для удобства дальнейшей работы, допустимо остановиться на выделении т.н. "кастанедианского канона", то есть второй точке зрения. Именно таким образом оценивали творчество Кастанеды интересующие нас исследователи, то есть подавляющее большинство авторов, чье творчество мы намерены проанализировать в дальнейшем. Возможно, в ходе беседы о критиках Кастанеды, пристального и обстоятельного изучения их произведений, мы откроем для себя те факты и обстоятельства, которые позволят сделать другие выводы, в том числе радикально противоположные предыдущим. Не исключено, что в конце концов, мы остановим свой выбор на третьем или даже четвертом выдвинутом нами предположении.