Аннотация: статья опубликована в сборнике " "Имитация как принцип инотолерантного поведения" 2013. Краснодар
Перунова Н.В.
Толерантность как ценность.
Толерантность - понятие, пришедшее с Запада, активно продвигаемое сегодня в России. Идеология толерантности претендует на роль мировой ценностной системы, подвергая сомнению традиционные этнические и религиозные ценности. За призывом идеологов толерантности к демократии, свободе, равенству, самовыражению скрывается разрушение вековых основ человеческого общежития и погружение мир в бездуховное, бессмысленное существование. В силу своей противоречивости и неоднозначности идеология толерантности требует социально-философского анализа и критики.
Рождение толерантности как идеологии относится к концу 20 века, когда в 1995 году в Париже была подписана Декларация принципов толерантности государствами членами ЮНЕСКО, которая определила толерантность как "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности", как "активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека".
Если ранее толерантность понималась как безразличие, а потом и снисхождение отличных, существующих по своим законам, автономных по отношению друг другу культурных, этнических, религиозных общностей, то сегодня идеология толерантности постулируется как мировая ценностная система, в русле которой возможен критический диалог и выработка единых параметров человеческого общежития. Идеология толерантности исходит из следующих оснований.
Первое основание - поскольку не существует абсолютного, вне воли человека, Добра, то все традиционные ценностные парадигмы субъективны и относительны: "толерантность предполагает также и понимание относительности многих наших убеждений и суждений, невозможность такого их обоснования, которое было бы бесспорно для всех", [1, с. 22]. Толерантность предполагает возможность соединения лучших сторон всех существующих мировых ценностных парадигм и выработку справедливой системы.
Но как возможен их диалог, если априорно не существует нравственного Абсолюта, который мог бы ограничить притязания парадигм на единоличное господство одной из них? Любое искусственное сложение частей целого не есть целое, и поскольку нет единых нравственных критериев, то получившийся конструкт воспроизведет уже существующую модель, которая, получив статус идеальной, уничтожит диалог культур в его корне.
Второе основание - толерантность требует изменения культурной идентичности, а стало быть, и стержневых содержаний этнических культур, как синтеза традиционных ценностных систем и социокультурных моделей, являющего собой исторически сложившийся путь народа к абсолютным ценностям, преодоление добром зла. Идеология толерантности, напротив, ратует за аннигиляцию результатов сложнейшего духовного труда народов, погружая их в хаос зла. Ведь если нет нравственного Абсолюта, то все пороки, присущие человечеству, трактуются как проявление свободы его самовыражения (например, порицаемые всеми религиями мира садомия, разрушение института брака и семьи). Смешение добра и зла, к чему, по сути, призывает толерантность, разрушает критерии понимания человеком самого себя и мира, оставляя ему либо безразличие, пассивность жизненной позиции, либо агрессию по отношению ко всему миру.
На этом покоится третье основание идеологии толерантности - борьба с ксенофобией, или инотолерантностью, как энергией "злобы и ненависти ко всему непохожему, к людям, пользующимся другим языком, исповедующим иную религию, придерживающимся другой системы ценностей", [1, с. 20]. Борьба с ксенофобией есть борьба с нетерпимостью не столько к иному, сколько к самой идее толерантности как терпимости ко всему существующему. Но сами теоретики толерантности не могут определить границы как терпимости, так и нетерпимости. Претендуя на замену существующих на всем протяжении человечества ценностных систем, они не дают четкого и ясного объяснения новой идеологии. Поэтому любое действие человека, народа можно трактовать как нетерпимость и пресекать его с помощью силы, а его сопротивление трактовать как ненависть. К. Поппер назвал это "парадоксом терпимости", когда "неограниченная терпимость должна привести к нетерпимости". "Во имя терпимости следует провозгласить право не быть терпимыми к нетерпимым... Мы должны провозгласить право подавлять их в случае необходимости даже силой", [2, с. 7].
Четвертое основание идеологии толерантности состоит в манипулировании массовым сознанием и двойными стандартами. Лингвистический анализ текстов теоретиков этой идеологии показывает, что манипуляция осуществляется посредством расположения в одном синтагматическом ряду лживых сведений, недоговоренностей и обращения к реальной социальной проблематике, но также не доведенной до логического конца. В данных синтагмах меняются местами темы и ремы, создавая впечатление как бы разговора о насущном (тема), на самом же деле как его решение подставляя ссылку на идеальное правовое и государственное устройство в лице США, Израиля и стран Западной Европы, которое в данном смысловом акценте становится ремой - именно тем смыслом, ради которого мысль и была высказана.
Например, "авторы полагают, что накопленный Соединенными Штатами немалый опыт в области регулирования этнических конфликтов внутри страны может оказаться весьма полезным для современной России - разумеется, при очень тщательном просчете всех последствий его адаптации", [2, с. 5]. При внимательном чтении обнаруживаем: США имеет положительный опыт урегулирования этнических конфликтов ("Воздается должное усилиям американских властей по насаждению установок толерантности, о целенаправленной государственной политике, основанной на учете расово-этнической принадлежности") и его нужно адаптировать к России, которая имеет негативный опыт этнического общежития ("В России сегодня определяющим маркером отношений "свой-чужой" выступает этническая принадлежность; другие основания - такие, как раса, конфессия, гражданство - существенно менее значимы"), со ссылкой на Чечню ("Что касается Чечни, то, ... можно ли считать органической частью государства захваченные территории, если в течение нескольких столетий население этих территорий не признает присоединения и борется за независимость?"), [2, с. 11].
Обратившись к историческим фактам, получаем противоположное высказывание: США образовалось посредством геноцида коренного населения Северной Америки, США превратило Кубу в публичный дом, США разбомбило Югославию, США уничтожило цветущие государства Ирака, Ливии, тогда как Россия сохранила и защитила множество народов и народностей, сохранив их культурную и религиозную идентичность. Убийство царской семьи, опасность распада России в начале 20 века, распад СССР в конце 20 века спровоцированы внедрением западных ценностей в сознание правящей элиты и деятельностью Запада, что и привело к разрушению традиционных ценностей России и межэтническим конфликтам сегодня, от которых наиболее страдает русский народ, как народ, на котором и держится полиэтничное государство Россия. Соответственно, призыв авторов сборника к следованию американскому способу регулирования этнических конфликтов следует понимать как дальнейший распад России и геноцид ее коренного населения - русских и близких им по ценностным ориентациям народов.
Пятое основание - толерантность реализуется посредством доминирования модели имитации. Имитация присуща человеку и является необходимым инструментом в его социальной адаптации, освоении нового знания, но когда человек находится в действительной реальности. Если же имитация становится самодовлеющей, когда человек существует в искусственно созданной модели реальности, то она лишает его жизненных сил, активной позиции, делает его фрагментарным, безразличным и в тоже время агрессивным, когда он вынужден контактировать с миром. Исторически причиной возникновения толерантности, как идеи терпимости, является великий страх народов Европы перед инквизицией, власть предержащими, кроваво каравшими их за малейшую инаковость, доведенный до своего предела 30-летней войной католиков и протестантов. Именно тогда, в 17 веке идея толерантности заменила собой еще возможный диалог внутри самих европейцев, создав искусственные рамки и окончательно разделив их. Но, потеряв единство, став безразличными и к другим, и к себе, европейцы, не избыв своего страха, продолжают все далее атомизироваться, имитируя общность и активность, к чему их принуждает выбранная ими идеология толерантности, как не возможность диалога, как бесконечное отграничение от другого.
Таким образом, толерантность - это идеология, направленная на захват власти меньшинства над большинством, посредством силового навязывания антинорм как норм, призванного разрушить целостность общества, привести его к атомизации, безразличию, управляемости, потере смыслов. Подмена толерантностью традиционных ценностей, как единых норм общественных систем, выработанных многими поколениями, позволявшим обществам существовать, превращает человечество в хаос, легко управляемый теми, кто эту идеологию вот уже несколько столетий упорно продвигает.
[1] Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. - М., 2001. - 256 с.
[2] Толерантность против ксенофобий / Под ред. В.И.Мукомеля и Э.А.Паина. - М.: Институт социологии РАН, 2005, - 188 с.