Яровой Виктор Григорьевич : другие произведения.

Не ...простые истины

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


  
  
   Доколе множатся слова,
   То всё потери.
   Стяжаема словами слава...
   Всё их величие, лишь только,
   В ослепительных лучах.
   От света к свету, самозабвенно,
   Безмерно множась,
   Слова, как зеркала,
   Как будто мириады искр,
   В попытке отразить,
   Слагают бесконечные узоры,
   Дробя, единое на части
   ...И тем скрывают суть.
   Но... нет помощника другого,
   И в этом их первооснова,
   И не в противу естества,
   А в меру, всей этой славы,
   Вечного потока,
   Общий мир храня...
   Ну, так и что же...
   В угоду обстоятельствам,
   Безделию и скуке, в попытке,
   Отыскать, отдохновение,
   Для сердца и ума,
   В поэму Данта,
   Взгляд свой погрузил
   И ...каюсь, до этого момента,
   Не читал, всё полностью,
   От корки и до корки.
   А так, в наитии,
   Лишь только иногда,
   Искал ...и находил,
   Тогда, где, как и что,
   Необходимо и по случаю,
   И без какой либо системы...
   Желание отвлечься,
   Просто почитать,
   Почувствовать и ощутить,
   Понять,
   Чуть-чуть остановиться,
   Осмыслить - его мир
   И все его пути, движение,
   Любви и сердца,
   Со всеми муками,
   Отрадой постиженья...
   Как вдруг ...совсем нежданно,
   Был вознаграждён, восторгом,
   Простые, казалось бы слова,
   В своём порядке, верные,
   Наполненные смыслом,
   Вне рамок содержания того,
   Что им вменялось речью,
   ...Они звучали
   И свет струился через них,
   Совсем нездешний...
   Когда прочёл, задумавшись,
   Решил, что есть причина
   И можно написать,
   Но только лишь, дойдя,
   В этом писании
   До определённого предела...
   Так всё одно и к одному,
   Вопросы и вопросы...
   Но прежде, надобно сказать,
   О том, что смог он передать
   И им описано правдиво,
   Есть путешествие и путь,
   Весь этот мир, им пройденный,
   Увиденный его глазами,
   Простёрся дальше,
   Чем иные могли мыслить,
   Поверх и дальше,
   Очага, домов и городов,
   Поверхности земли и твёрдых тел,
   Основ и оснований,
   Мировоззрения, механики, науки,
   Он мир - пытается понять,
   Он совершал все это,
   А значит мыслил,
   Так, чтобы найти
   В нём место для всего,
   Не исключая ничего...
   Ну что ж, признать
   Задачу грандиозной?
   Но это далеко не всё,
   А дальше следует,
   Кроме материи,
   Прибавить к этому,
   Ещё историю ...или мистерию?
   И существующее состоянье дел,
   Как мир погряз,
   В таком смятенье?
   И что всему виной?
   ...Закон?
   Природы превращенье?
   Или худое управленье?
   В чём мир и где,
   Природа согрешив,
   Соединилась с волею,
   Что было первое?
   Что от чего зависит...?
   Вопросов бесконечное число,
   Из них... и каждый важен,
   Начать с начала
   В поисках конца...?
   Так значит и с себя,
   Со дна - из ада.
   Страсть и чувства,
   ...А он душой томим,
   Понять, соединить,
   Поступки, общество людей
   И их последствия.
   Он много вопрошал,
   Ему же отвечали,
   Он слушал и внимал,
   Моленьям и словам,
   Свидетели истории,
   Их множество - её страницы,
   Единства полотно,
   Событие одно,
   На фоне множества
   И социальный опыт,
   В том числе, конечно,
   Здесь бесценен для него,
   Но... но, завершим на этом.
   Единственно, скажу,
   Чтоб подвести черту
   И важность этого вся,
   В том - соотнести и соразмерить,
   Промерить в глубину,
   Всецелость правды
   И истины вмещенье,
   Пройти и постоять там,
   На краю, во тьме
   И выйти к свету,
   Чтобы задать вопрос,
   Быть вправе это совершить,
   Зачем и почему? Всё так...?
   На этом - всё и наше время - Ч
   И принимай это как данность...
   Пусть будет здесь
   Предтечей вдохнововенья,
   Песнь шестнадцатая...
   Ч.п.16.53 " ...Но у меня сомнение родилось,
   И я никак его не разрешу.
  
   55 Возникшее, оно усугубилось
   От слов твоих, мне подтвердивших то,
   С чем здесь и там оно соединилось.
  
   58 Как ты сказал, теперь уже никто
   Добра не носит даже и личину:
   Зло и внутри, и сверху разлито.
  
   61 Но укажи мне, где искать причину:
   Внизу иль в небесах? Когда пойму,
   Я и другим поведать не премину".
  
   64 Он издал вздох, замерший в скорбном "У!",
   И начал так, в своей о нас заботе:
   "Брат, мир-слепец, и ты сродни ему.
  
   67 Вы для всего причиной признаете
   Одно лишь небо, словно все дела
   Оно вершит в своем круговороте.
  
   70 Будь это так, то в вас бы не была
   Свободной воля, правды бы не стало
   В награде за добро, в отмщенье зла.
  
   73 Влеченья от небес берут начало, -
   Не все; но скажем даже - все сполна, -
   Вам дан же свет, чтоб воля различала
  
   76 Добро и зло, и ежели она
   Осилит с небом первый бой опасный,
   То, с доброй пищей, победить должна.
  
   79 Вы лучшей власти, вольные, подвластны
   И высшей силе, влившей разум в вас;
   А небеса к нему и непричастны.
  
   82 И если мир шатается сейчас,
   Причиной - вы...".
   Он слушает,
   Но тяжелы раздумья.
   Он не поймёт,
   Не может охватить умом,
   Но, почему...?
   Раз в мире есть единство
   И совершенство - ...правит, судит,
   Так как же ...зло?
   Весь этот мир, все формы,
   Он желает подступиться,
   Осознать и в чём здесь суть?
   В какой же стороне?
   Отчасти или же всецело?
   И значит - зло,
   Деяния и вещи перемежает,
   А жажда знать, неутолима.
   Здесь и сейчас,
   И для него, ответа нет,
   Но ум пытливый,
   Задумавшись, нашёл источник
   Всех противоречий,
   Границы и свобода
   И бытие, в диктате догм,
   Не может оказаться правдой,
   Его интересует истина,
   Вся полнота,
   Взаимосвязь и их дела,
   Сама необходимость...
   Но... следует вернуться на страницы,
   Где путешествие и суть,
   Почти неразделимы,
   Также и там, в чистилище,
   Везде один порядок
   И у него своя вершина...
   Ч.п.27.124 "Когда под нами весь уклон проплыл
   И мы достигли высоты конечной,
   Ко мне глаза Вергилий устремил,
  
   127 Сказав: "И временный огонь, и вечный
   Ты видел, сын, и ты достиг земли,
   Где смутен взгляд мой, прежде безупречный.
  
   130 Тебя мой ум и знания вели;
   Теперь своим руководись советом:
   Все кручи, все теснины мы прошли.
  
   133 Вот солнце лоб твой озаряет светом;
   Вот лес, цветы и травяной ковер,
   Самовозросшие в пространстве этом.
  
   136 Пока не снизошел счастливый взор
   Той, что в слезах тогда пришла за мною,
   Сиди, броди - тебе во всем простор.
  
   139 Отныне уст я больше не открою;
   Свободен, прям и здрав твой дух; во всем
   Судья ты сам; я над самим тобою
  
   142 Тебя венчаю митрой и венцом".
   И с этого момента, всё меняется,
   А он здесь важен - предел достигнут,
   Он уже не раб, своих желаний и страстей,
   И смерти заглянув в глаза,
   Встречает он рассвет
   И с первыми лучами ясными, восхода,
   Ему даруется свобода,
   Он радостен, ему во всём простор,
   Вергилий говорит:
   "Отныне больше уст я не открою",
   Перечисляет он, буквально,
   Через точку с запятой,
   "Свободен, прям и здрав твой дух;
   Во всем судья ты сам;
   Я над самим тобою".
   И отчертив границу,
   Указывает точно в причине естества
   На то, что высшее начало берёт верх
   И далее..., обилие событий,
   Где разум поднятый из праха,
   Неуверен и оробев слегка,
   На то, как не имеет он в себе опоры
   И всё же, дерзновенный,
   Продолжает путь.
   Его сопровожу, но очень скудно,
   Упомяну, для общего рисунка,
   Но канву, здесь обозначу сам.
   И так... оставив кручи позади,
   Где оказалась вящая душа?
   Простёрся по нагорью - господень лес,
   Меж небесами, ну и тем, что ниже...
   Почти что рай, деревья, травы и цветы
   И птички меж ветвей щебечут,
   Как пишет он,
   "В великой жажде обойти дозором",
   Тотчас в тот древний лес вошёл,
   Когда сомкнулись ветви за спиной
   И чащи тень, прохладная,
   Уже рассеивала свет и облегчала путь,
   Как вдруг, дорогу преградил поток,
   "Сквозной до глубины",
   Наполненный, "как будто мутью сорной",
   И хоть струился он в лучах светила,
   Но был он ...чёрный-чёрный.
   Уж диво дивное,
   Как будто бы из сказки,
   Но здесь он явлен
   И утверждаем в бытии,
   Конечно, не случайно.
   Вопрос лишь только для чего?
   Он удивлён, затем увидев деву,
   Вопрошает: "Вода и шум лесной,
   Колеблют то, что моему уму
   Внушило слышанное прежде слово".
   И хоть святая дева, объясняя, обещает,
   "Я их причину до конца раскрою..."
   Но речь идёт о чём?
   Ч.п.28.97 "...Чтоб смуты, порождаемые паром,
   Который от воды и от земли
   Идет, по мере силы, вслед за жаром,
  
   100 Тревожить человека не могли,
   Гора вздыбилась так, что их не знает
   Над уровнем ворот, где вы вошли".
   О назначении природы места,
   И свойства сей воды,
   А здесь она, подстать задачам,
   Проявляет свойства,
   ...Природой пояснённая опять.
   Ч.п.28.115 "...там бы не дивились, это зная,
   Тому, что иногда ростки растут,
   Без видимого семени вставая".
   Не буду я описывать дословно,
   Но... вот о смуте, порожденной паром,
   Что от воды и от земли...
   Такого быть, как принято,
   Естественно не может,
   В "нормальном" мире,
   Как водится, от высшего,
   Тот ограждён забором...
   Он разделяет их союзом,
   Двух природ... и следствия,
   И действий, чей черёд...
   Вопрос о чём?
   И это здесь не выражено явно,
   Но речь идёт о свойствах естества
   Природы вещества,
   О, этот дивный лес...
   Ведь там имеются плоды,
   Которые не рвут
   И та вода, конечно, не простая,
   Чтоб изъяснить её...,
   Но очень уж далёк исток...
   Поэтому и далее, даётся пояснение,
   Определённое, на то,
   Что б не было сомнения,
   Ч.п.28.121 "...поток рожден не жилой,
   В которой охладелый пар скоплен
   И вдаль течет, то буйный, то унылый;
  
   124 Его источник прочен и силен
   И черплет от господних изволений
   Все, что он льет, открытый с двух сторон.
  
   127 Струясь сюда - он память согрешений
   Снимает у людей; струясь туда -
   Дарует память всех благих свершений.
  
   130 Здесь - Лета; там - Эвноя; но всегда
   И здесь, и там сперва отведать надо,
   Чтоб оказалась действенной вода.
  
   133 В ее вкушенье - высшая услада.
   Хоть, может быть, ты жажду утолил
   Услышанным, но я была бы рада,
  
   136 Чтоб ты в подарок вывод получил;
   Тебе он не обещан, но едва ли
   От этого он станет меньше мил".
   И дальше мы последуем за ним,
   Без ожидания сверх меры,
   Но эти две последние строки...
   Когда терпение без вознаграждения,
   Равно доверию, в себе соединяя,
   Что было до и то, что после.
   Затем, пройдя немного вдоль реки
   К востоку повернув лицо,
   Услышал нежный голос Леи,
   "...брат, смотри и слушай!"
   И что же видит он?
   Ч.п.29.16 "И вдруг лесная глубина зажглась
   Блистаньем неожиданного света,
   Как молнией внезапно озарясь;
  
   19 Но молния, сверкнув, исчезнет где-то,
   А этот свет, возникнув, возрастал...".
   Ему здесь сложно не поверить,
   Весь лес звучал,
   Здесь был невинен первый человек,
   Он в своих мыслях,
   Дерзновенье Евы осуждал,
   25 "Земля и твердь блюли господне слово,
   А женщина, одна, чуть создана,
   Не захотела потерпеть покрова".
   И дальше следуя в раздумьях
   Как излагает он,
   31"...средь стольких предварений,
   Всевечной неги, мыслью оробев,
   И жаждая все больших упоений..."
   И что же просит он, в итоге?
   41"...И да внушат мне Урания с хором
   Стихи о том, чем самый ум смущен".
   Он просит рассказать ему,
   Всю правду до конца,
   Такой, какой бы ни была...
   Он хочет всё узнать ...и что тогда?
   И видит он, ещё не перешедши Лету,
   Шествие, но его описывать не стану...
   Внезапно, здесь его Вергилий покидает,
   Он скорбит, но вслед затем, пред ним,
   Ч.п.30.73 "Взгляни смелей! Да, да, я - Беатриче.
   Как соизволил ты взойти сюда,
   Где обитают счастье и величье?"
   Она его корит и объясняет,
   Ему же и о нём самом,
   Что непреложно и всегда,
   Единство мира, как изначала,
   108 А "...скорбь да соразмерится делам",
   В своих мечтах о высшем
   И о любви, конечно,
   Он подняться мог,
   Но ...только лишь, спустившись,
   136 "Так глубока была его беда,
   Что дать ему спасенье можно было
   Лишь зрелищем погибших навсегда".
   По той простой причине,
   Что выбор совершив,
   Стремил свои "...шаги дурной стезёй,
   Ч.п.31.131 К обманным благам, ложным изначала,
   Чьи обещанья - лишь посул пустой".
   Он слушает, внимая
   И слёзы льёт безгласно, падает,
   Такой укор его сжигает,
   Но Беатриче поднимает
   И дав ему, немного силу обрести,
   Влечёт в поток, склонившись,
   Погрузила "...голову,
   Так, что глотнуть пришлось..."
   Затем и на другой уж стороне,
   118 "Сто сот желаний, жарче, чем костер,
   Вонзили взгляд мой в очи Беатриче,
   Все на Грифона устремлявшей взор.
  
   121 Как солнце в зеркале, в таком величье
   Двусущный Зверь в их глубине сиял,
   То вдруг в одном, то вдруг в другом обличье".
   Он долго жажду утолял глазами,
   Без устали внимая, всему тому,
   Что в состояньи восприять,
   Но взор блуждал,
   Не в силах подчиниться, естеству
   И отказаться от диктата
   Разума земного.
   Ч.п.32.13 "Когда же с малым зренье вновь сроднилось",
   Присоединился к шествию,
   Его не будем мы сопровождать,
   Лишь только указав,
   Что войско шествовало,
   Меж Летой и Эвноей,
   Посередине, меж миров
   И там, в тени растения святого,
   От Беатриче, получает он наказ;
   Ч.п.32.103 "Для пользы мира, где добро гонимо,
   Смотри на колесницу и потом
   Все опиши, что взору было зримо".
   Затем, уже в конце пути,
   На предложение, задать вопрос,
   В попытке объясненья, Беатриче...
   Ч.п.33.67 "Не будь твое сознание замкнуто,
   Как в струи Эльсы, в помыслы сует,
   Не будь их прелесть - как Пирам для тута,
  
   70 Ты, по наличью этих лишь примет,
   Постиг бы нравственно, сколь правосудно
   Господь на древо наложил запрет.
  
   73 Но так как ты, - мне угадать нетрудно, -
   Окаменел и потускнел умом
   И свет моих речей приемлешь скудно,
  
   76 Хочу, чтоб ты в себе их нес потом,
   Подобно хоть не книге, а картине,
   Как жезл приносят с пальмовым листом".
  
   79 И я: "Как оттиск в воске или глине,
   Который принял неизменный вид,
   Мой разум вашу речь хранит отныне.
  
   82 Но для чего в такой дали парит
   Ваш долгожданный голос, и чем боле
   К нему я рвусь, тем дальше он звучит?"
  
   85 "Чтоб ты постиг, - сказала, - что за школе
   Ты следовал, и видел, можно ль ей
   Познать сокрытое в моем глаголе;
  
   88 И видел, что до божеских путей
   Вам так далеко, как земному краю
   До неба, мчащегося всех быстрей".
   И только лишь теперь,
   После преподанных уроков,
   100 "Но говорить с тобою с этих пор
   Я буду обнаженными словами,
   Чтобы их видеть мог твой грубый взор".
   И был, затем он погружён в Эвною...
   "...я бы воспел хоть мало
   Питье, чью сладость вечно пить бы рад;
   ................................................
   Воссоздан так, как жизненная сила
   Живит растенья зеленью живой,
  
   145 Чист и достоин посетить светила".
   Вся сложность книги этой,
   Заключается здесь в том,
   Как ни звучало бы пространно,
   Чтоб изложить дословно,
   Правду - правдой,
   Не подменяя,
   Поиска - познанием,
   А на вопросы, прозвучавшие,
   Иль вопрошаемы без звука,
   Изложить их так,
   Тогда и как их получил,
   Последовательно,
   Так как восходил.
   Воспеть всё то,
   Что память сохранила,
   Восторг и горечь,
   И логику меж них,
   Всё оттого, что восходя,
   Ведь он не знал,
   Но чувствовал и жаждал,
   Испытывая муки от того,
   Что сам - лишь грешный человек
   И всё таки, пытаясь,
   Необъятное - объять,
   Понять, впитать и осознать,
   Запомнить, сохранить,
   И сердцем и умом, согласно,
   В себе, как часть себя
   И мира своего, рождённого,
   В высоком восхождении...
   Затем, другая сложность.
   Как выразить восторг?
   И в восхищении воспеть,
   Всё эту мудрость,
   Справедливость и Закон,
   Всё это волшебство,
   Сияние творения,
   Великолепие,
   Превыше всяких мер...
   Соединить в нём форму,
   Соединить в нём суть,
   Переплести деяньем их,
   Начало и конец,
   Имеющее, смысл и цель,
   Все мыслимые связи и причину...
   Всё это - нити полотна,
   Из них, он и творит,
   Само пространство,
   На сцене Бытия,
   Вот почему и форма
   Изъяснения как пьеса.
   Комедия писалась долго,
   Во времени и в написании,
   Он был неограничен,
   Едва лишь сроком,
   Ему отмеренным,
   Под этим небом
   И обстоятельствами, но это,
   Не в его лишь власти.
   Надеяться на понимание,
   Особенно в его миру - излишне...
   Поэтому, спешить...
   Когда уж очень высока
   И далека та цель,
   Что истиной зовётся.
   И жизнь во правде,
   Так скажем, нелегка,
   Когда ты говоришь;
   127 "Твоя отчизна, стебель окаянный
   Того, кто первый богом пренебрег
   И завистью наполнил мир пространный,
  
   130 Растит и множит проклятый цветок,
   Чьей прелестью с дороги овцы сбиты,
   А пастырь волком стал в короткий срок".
   Или когда он обвиняет страстно
   И общество и церковь, всех тех,
   Кто мир, себя и сердце предал,
   Мечтою больше не стремим, туда
   Где неограниченность - предтеча...
   Ведь здесь, земные рамки...
   Они и порождают скудный ум,
   Воздавший высшему,
   Лишь в человеческом обличье.
   Туда же церковь, нисходя...
   Его слова скупы, но мера,
   Как неизбежность, здесь отмерена.
   Но правду передать,
   А значит восприять...
   Раз уж писал... - значит надеялся,
   Не всё здесь просто,
   Душа желает верить
   ...В лучшее.
  
   Без уяснений оснований
   И в том числе,
   Вещественной природы,
   То, просто, не имеет смысла,
   Говорить, как например,
   О шествии в чистилище,
   Ведь их природа всеобъемлюща,
   А это есть природа естества,
   Как следствие
   И социального менталитета,
   Оно обратною, своею стороною,
   К нам возвращается,
   И гонит нас вперёд,
   И не прощает сроков...
   Ну, вот и небольшой пример,
   Хотя бы и к тому, что выше...
   64 "Спит разум твой, размыслить не спеша,
   Что неспроста оно взнеслось так круто,
   Таким наметом стебель заверша.
  
   67 Не будь твое сознание замкнуто,
   ...........................................
   70 Ты, по наличью этих лишь примет,
   Постиг бы нравственно, сколь правосудно
   Господь на древо наложил запрет".
   На древо - знания - и нравственно,
   Что есть не принцип,
   А только лишь подсказка
   И пусть религия и физики ответят
   И почему всё это,
   Нравственный Закон?
   Публиковать... или точнее, так,
   Придать огласке, то, что написано,
   Где Рим, есть только следствие
   И малое из всех...
   О перипетиях судеб, размышляя,
   Пытался рассказать, не предваряя,
   Поэтому кому... и как, да и зачем?
   Молчать не может - сказать нельзя,
   Так вот и торопись, не поспешая,
   А потому, как хочешь, так и рассуди.
  
   ...И не было дано свободы,
   Говорить словам
   И тем сложнее, передать им правду.
   Стихи последних песен,
   Искали сыновья,
   Они же и предали их огласке,
   И все попытки, позже,
   Трактовать и объяснять,
   Понять, как это, почему,
   Всё так устроено,
   Соотнести между собою,
   Форму, аллегорию и суть,
   Так ни к чему не привели,
   А сам он не сказал,
   Об этом никому - ни сыновьям,
   Ни человеку церкви, ни друзьям.
   Лишь только потому,
   Что в мере несравненной,
   Действительность,
   Превысит представленье...
   И после этой высоты,
   При всём при этом,
   Наблюдать людей,
   Когда вся эта нищета,
   Имеет блеск, лишь только,
   В их великом самомнении...
   Не ведая начал и силы правды,
   Пытаясь обойти Закон, всегда,
   Всё это совершая,
   С очень важным видом...
   А потому - лишь фарс
   И в лучшем случае - комедия,
   Не драма, уж слишком мелок,
   Человек - отсюда родилось название.
   Поэтому, ...ещё один пример
   Соотнесения,
   То, что касается воды...
   Как вскользь и невзначай
   Отмечена, вся глубина вопроса,
   Когда пары и от воды и от земли,
   Он их противопоставляет,
   Соединяя в действии причины.
   Он не лукавит, не ошибается, не шутит,
   А просто говорит о сути
   Или же скорее о явлении, проблемы,
   Где суть... она ведь неизменна,
   Но, знание, как прилагаемое к телу,
   И то, ...что принято, удобно, выгодно,
   Вся эта суета - у общества в почёте.
   Поэтому, кому...
   Всё это нужно было?
   Ему - не им ...и не тогда,
   Во времени, не упреждая...
   Вода - и не предстать её природу
   И не сравнить ни с чем
   Из твёрдых тел и жидких тоже.
   Так как же быть...? Её удел...
   Из вечности и в вечность,
   Соединять и вхоже.
   Земля - и если я скажу,
   Что также из воды,
   То это, ни о чём...
   И так вот, просто...
   Вряд ли чем ещё поможет.
   И даже если следовать подобию,
   Как и когда преемственность "понятна",
   То высший их аспект, увы...
   Здесь не найдёт себе значенья,
   В послесловии... и далее,
   И только, лишь вступивши в рай,
   Он получает разъяснение...
  
   В желании воспеть лучи, того,
   Чью мысль, мы называем раем.
   Он пишет здесь о том, что раньше,
   Было под запретом, не излагалось,
   Словом, в ровном строе,
   Тем более, поэта.
   Он свой восторг излить готов
   И рассказать о том,
   Что память сохранила,
   Но говоря о трудностях,
   О тех, что ждут его,
   В работе над поэмой,
   Он понимает, что ум земной,
   Сравнить нельзя,
   С той бесконечностью,
   Пусть даже память сохранила
   И смогла вернуть с собою,
   Отблески, бесчисленных огней зари,
   Столь драгоценных чувств,
   Но это, не сравнимо...
   И всё же, он желает рассказать,
   А это, средние века -
   Практически открытым слогом,
   Пусть всё, казалось бы,
   Бессмысленно,
   Не просто - но воспеть,
   Он не согласен отступать,
   Ведь изложить всё это,
   Лишь прозаически
   И просто сухим словом,
   Он бы не смог -
   То было бы сравнимо с фальшью,
   Но поэту... - соединить возможно,
   Сердце, ум, души полёт,
   Поэтому взывает, восклицая,
   Р.п.1.13 "О Аполлон, последний труд свершая,
   Да буду я твоих исполнен сил,
   Как ты велишь, любимый лавр вверяя.
  
   16 Мне из зубцов Парнаса нужен был
   Пока один; но есть обоим дело,
   Раз я к концу ристанья приступил.
  
   19 Войди мне в грудь и вей, чтоб песнь звенела,
   Как в день, когда ты Марсия извлек
   И выбросил из оболочки тела.
  
   22 О вышний дух, когда б ты мне помог
   Так, чтобы тень державы осиянной
   Явить, в мозгу я впечатленной мог,
  
   25 Я стал бы в сень листвы, тебе желанной,
   Чтоб на меня возложен был венец,
   Моим предметом и тобой мне данный.
  
   28 Ее настолько редко рвут, отец,
   Чтоб кесаря почтить или поэта,
   К стыду и по вине людских сердец,
  
   31 Что богу Дельф должно быть в радость это,
   Когда к пенейским листьям взор воздет
   И чье-то сердце жаждой их согрето".
   Он мучим и томим,
   ...Лишь только правдою,
   И жаждет быть достойным,
   Отразить тот высший свет,
   Его величие и мудрость,
   Хотя бы малую частицу,
   Безмерной радости - любовь,
   Всю силу чувств
   И бесконечность слов, соединить,
   Их так, чтобы они были, созвучны...
  
   И наконец; "Встает для смертных
   Разными вратами
   Лампада мира..."
   "Глазами в дух водя", вознёсся,
   Но выдержал недолго,
   64 "А Беатриче к вечным высотам
   Стремила взор; мой взгляд низведши вскоре,
   Я устремил глаза к ее глазам.
  
   67 Я стал таким, в ее теряясь взоре,
   Как Главк, когда вкушенная трава
   Его к бессмертным приобщила в море.
  
   70 Пречеловеченье вместить в слова
   Нельзя; пример мой близок по приметам,
   Но самый опыт - милость божества.
  
   73 Был ли я только тем, что в теле этом
   Всего новей, Любовь, господь высот,
   То знаешь ты, чьим я вознесся светом.
  
   76 Когда круги, которых вечный ход
   Стремишь, желанный, ты, мой дух призвали
   Гармонией, чей строй тобой живет,
  
   79 Я видел - солнцем загорелись дали
   Так мощно, что ни ливень, ни поток
   Таких озер вовек не расстилали.
  
   82 Звук был так нов, и свет был так широк,
   Что я горел постигнуть их начало;
   Столь острый пыл вовек меня не жег".
   Но далее, естественный подвох,
   ...Желай иль не желай,
   Но, только вот природа...
   Её не переделаешь тотчас,
   Сколь не стремителен полёт,
   Но не объемлет ум
   В одно мгновение, всецело,
   Всё, что вокруг, тот мир,
   Ход мыслей, действия, ...привычки...
   85 "Та, что во мне, как я в себе, читала, -
   Чтоб мне в моем смятении - помочь,
   Скорей, чем я спросил, уста разъяла
  
   88 И начала: "Ты должен превозмочь
   Неверный домысл; то, что непонятно,
   Ты понял бы, его отбросив прочь.
  
   91 Не на земле ты, как считал превратно,
   Но молния, покинув свой предел,
   Не мчится так, как ты к нему обратно".
  
   94 Покров сомненья с дум моих слетел,
   Снят сквозь улыбку речью небольшою,
   Но тут другой на них отяготел,
  
   97 И я сказал: "Я вновь пришел к покою
   От удивленья; но дивлюсь опять,
   Как я всхожу столь легкою средою".
  
   100 Она, умея вздохом сострадать,
   Ко мне склонила взор неизреченный,
   Как на дитя в бреду - взирает мать"...
   Реальность - истину вмещает,
   Но не земное измышленье,
   Бред от реальности далёко
   И ничего здесь не поделать...
   Пусть не покажется
   Высказыванье резким,
   Мир мысли человека,
   Реальностью взращённою земной,
   По отношению к началам,
   По большей части, только...
   Поэтому глядеть она...
   Здесь может только с сожаленьем,
   Как будто на дитя в бреду,
   Когда оно нечаянно забылось...
   103 И начала: "Все в мире неизменный
   Связует строй; своим обличьем он
   Подобье бога придает вселенной.
  
   106 Для высших тварей в нем отображен
   След вечной Силы, крайней той вершины,
   Которой служит сказанный закон".
   Как лаконичны строки...
   Почти непритязательны
   И не задерживают взгляд,
   В себе, своим противоречием,
   Так ровно всё звучит.
   Но трудно подобрать слова...
   Чтоб попытаться, что то, изъяснить,
   Слова не слава - формула,
   Она скупа на краски...
   Что видит смертный человек?
   Он видит множество предметов.
   Что за суждение из этого выносит?
   В своих размерах, они конечны,
   Возможно, даже долговечны,
   Почти бесчисленны
   И все они отдельны...
   О, этот опыт, тесного общения...
   "Все в мире неизменный
   Связует строй..."
   Разве оно противоречит,
   Тому что выше?
   Особенно когда всё это,
   Ряд камней, но и особенно,
   Когда они все в кладке.
   Строй из вещей...
   Не в этом их причина,
   Но связывает действие,
   Что неизбежно,
   За собой влечёт и следствие.
   Всё это вместе -
   Неизменный строй,
   Где все они - одна причина,
   Так меж собой, в движении,
   Они являют нам порядок.
   Средь хаоса и прочей...
   И что ни слово там - загадка...
   Добавим здесь слегка и мы,
   Несложно но, о крайностях...
   Когда кто видит край предмета,
   Что весьма явно очерчён,
   Он переносит меньшее на большее,
   Возможно действие наоборот,
   Без изменения ...и так,
   Как будто бы весь мир спасён,
   Но бесконечное количество предметов,
   Лишь жаждой наполняют ум.
   Всё так... - не так,
   Не дав ему напиться,
   Здесь умирает он...
   Последние же строки,
   Там много всё сложнее
   И сами по себе не объяснить,
   Единственно, что можно,
   Указать - Закон, не в простоте,
   Конечной формы, а в том,
   Что неизменное связует строй
   И в этом есть, основа всех основ,
   Поэтому об истинном Законе,
   Сказано, в поэме - в песне первой,
   И именно, при входе в рай.
  
   И далее, во мне возник раздор,
   Продолжить дальше
   Двигаться в канве о сути
   Или же дать простор словам...?
   Где между строк...
   Изложено чуть больше
   Чем современный ум готов приять,
   В границах своего менталитета
   И социального клише.
   И так... всё завершим,
   Конечно же, победой,
   Да будет пища для ума...
   Восторг проникновения оставим сердцу.
   И ...песнь вторая полностью.
  
   1 О вы, которые в челне зыбучем,
   Желая слушать, плыли по волнам
   Вослед за кораблем моим певучим,
  
   4 Поворотите к вашим берегам!
   Не доверяйтесь водному простору!
   Как бы, отстав, не потеряться вам!
  
   7 Здесь не бывал никто по эту пору:
   Минерва веет, правит Аполлон,
   Медведиц - Музы указуют взору,
  
   10 А вы, немногие, что испокон
   Мысль к ангельскому хлебу обращали,
   Хоть кто им здесь живет - не утолен,
  
   13 Вам можно смело сквозь морские дали
   Свой струг вести там, где мой след вскипел,
   Доколе воды ровными не стали.
  
   16 Тех, кто в Колхиду путь преодолел,
   Не столь большое ждало удивленье,
   Когда Ясон предстал как земледел.
  
   19 Врожденное и вечное томленье
   По божьем царстве мчало наш полет,
   Почти столь быстрый, как небес вращенье.
  
   22 Взор Беатриче не сходил с высот,
   Мой взор - с нее. Скорей, чем с самострела
   Вонзится, мчится и сорвется дрот,
  
   25 Я долетел до чудного предела,
   Привлекшего глаза и разум мой;
   И та, что прямо в мысль мою глядела, -
  
   28 Сияя радостью и красотой:
   "Прославь душой того, - проговорила, -
   Кто дал нам слиться с первою звездой".
  
   31 Казалось мне - нас облаком накрыло,
   Прозрачным, гладким, крепким и густым,
   Как адамант, что солнце поразило.
  
   34 И этот жемчуг, вечно нерушим,
   Нас внутрь воспринял, как вода - луч света,
   Не поступаясь веществом своим.
  
   37 Коль я был телом, и тогда, - хоть это
   Постичь нельзя, - объем вошел в объем,
   Что должно быть, раз тело в тело вдето,
  
   40 То жажда в нас должна вспылать огнем
   Увидеть Сущность, где непостижимо
   Природа наша слита с божеством.
  
   43 Там то, во что мы верим, станет зримо,
   Самопонятно без иных мерил;
   Так - первоистина неоспорима.
  
   46 Я молвил: "Госпожа, всей мерой сил
   Благодарю того, кто благодатно
   Меня от смертных стран отъединил.
  
   49 Но что, скажите, означают пятна
   На этом теле, вид которых нам
   О Каине дает твердить превратно?"
  
   52 Тогда она с улыбкой: "Если там
   Сужденья смертных ложны, - мне сказала, -
   Где не прибегнуть к чувственным ключам,
  
   55 Взирай на это, отстраняя жало
   Стрел удивленья, раз и чувствам вслед,
   Как видишь, разум воспаряет вяло.
  
   58 А сам ты мыслишь как?" И я в ответ:
   "Я вижу этой разности причину
   В том, скважен ли, иль плотен сам предмет".
  
   61 Она же мне: "Как мысль твоя в пучину
   Неистинного канет, сам взгляни,
   Когда мой довод я навстречу двину.
  
   64 Восьмая твердь являет вам огни,
   И многолики, при числе несчетном,
   Количеством и качеством они.
  
   67 Будь здесь причина в скважном или плотном,
   То свойство было бы у всех одно,
   Делясь неравно в сонме быстролетном.
  
   70 Различье свойств различьем рождено
   Существенных начал, а по ответу,
   Что ты даешь, начало всех равно.
  
   73 И сверх того, будь сумрачному цвету
   Причиной скважность, то или насквозь
   Неплотное пронзало бы планету,
  
   76 Или, как в теле рядом ужилось
   Худое с толстым, так и тут примерно
   Листы бы ей перемежать пришлось.
  
   79 О первом бы гласили достоверно
   Затменья солнца: свет сквозил бы здесь,
   Как через все, что скважно и пещерно.
  
   82 Так не бывает. Вслед за этим взвесь
   Со мной второе; и его сметая,
   Я домысл твой опровергаю весь.
  
   85 Коль скоро эта скважность - не сквозная,
   То есть предел, откуда вглубь лежит
   Ее противность, дальше не пуская.
  
   88 Отсюда чуждый луч назад бежит,
   Как цвет, отосланный обратно в око
   Стеклом, когда за ним свинец укрыт.
  
   91 Ты скажешь мне, что луч, войдя глубоко,
   Здесь кажется темнее, чем вокруг,
   Затем что отразился издалека.
  
   94 Чтоб этот довод рухнул так же вдруг,
   Тебе бы опыт сделать не мешало;
   Ведь он для вас - источник всех наук.
  
   97 Возьми три зеркала, и два сначала
   Равно отставь, а третье вдаль попять,
   Чтобы твой взгляд оно меж них встречало.
  
   100 К ним обратясь, свет за спиной приладь,
   Чтоб он все три зажег, как строй светилен,
   И ото всех шел на тебя опять.
  
   103 Хоть по количеству не столь обилен
   Далекий блеск, он яркостью своей
   Другим, как ты увидишь, равносилен.
  
   106 Теперь, как под ударами лучей
   Основа снега зрится обнаженной
   От холода и цвета прежних дней,
  
   109 Таков и ты, и мысли обновленной
   Я свет хочу пролить такой живой,
   Что он в глазах дрожит, воспламененный.
  
   112 Под небом, где божественный покой,
   Кружится тело некое, чья сила
   Все то, что в нем, наполнила собой.
  
   115 Твердь вслед за ним, где столькие светила,
   Ее распределяет естествам,
   Которые, не слив с собой, вместила.
  
   118 Так поступает к остальным кругам
   Премного свойств, которые они же
   Приспособляют к целям и корням.
  
   121 Строй членов мира, как, всмотревшись ближе,
   Увидел ты, уступами идет
   И, сверху взяв, потом вручает ниже.
  
   124 Следи за тем, как здесь мой шаг ведет
   К познанью истин, для тебя бесценных,
   Чтоб знать потом, где пролегает брод.
  
   127 Исходят бег и мощь кругов священных,
   Как ковка от умеющих ковать,
   От движителей некоих блаженных.
  
   130 И небо, где светил не сосчитать,
   Глубокой мудрости, его кружащей,
   Есть повторенный образ и печать.
  
   133 И как душа, под перстью преходящей,
   В разнообразных членах растворясь,
   Их направляет к цели надлежащей,
  
   136 Так этот разум, дробно расточась
   По многим звездам, благость изливает,
   Вокруг единства своего кружась.
  
   139 И каждая из разных сил вступает
   В связь с драгоценным телом, где она,
   Как в людях жизнь, по-разному мерцает.
  
   142 Ликующей природой рождена,
   Влитая сила светится сквозь тело,
   Как радость сквозь зрачок излучена.
  
   145 В ней - ключ к тому, чтоб разное блестело
   По-разному, не в плотности отнюдь:
   В ней - то начало, что творит всецело,
  
   148 По мере благости, и блеск и муть"
  
   И внемля сказанному слову,
   Остерегаться водного простора,
   Я всё ж на волю волн себя отдам,
   Свой утлый челн,
   Направив на стремнину,
   Не стану возвращаться
   К скудным берегам
   И в разнородные теснины,
   Но лучше воспою свободу,
   Всей этой бесконечной водной глади,
   В которой отразятся,
   Конечно, если повезёт,
   Немногие мгновенья тишины
   И вместе с нею то, что радостно
   И сердцу и уму,
   И наслаждаясь,
   Певучим слогом, буду плыть,
   За горизонт и погружаться,
   В призрачные дали,
   И вспоминать те времена,
   Что были далеко,
   Но не совсем так,
   Как теперь далёки,
   Когда романтика, являясь,
   Частью естества мечты,
   Собою наполняла будни
   И каждый день, механика,
   Была на равных,
   Со всем другим и прочим,
   Тогда, она была
   Ничуть не скучной.
   В самой себе, собою,
   Без изысков противоречия,
   Она была надеждой,
   В которой вера,
   Искала понимание самой себя,
   Поверив в истину, как в сказку
   ...И во спасение...
  
   Так всё, (тогда и как всегда,)
   Казалось, было решено
   И надо было лишь совсем...
   Сейчас из этой простоты,
   Осталась только,
   Ограниченность,
   Сложения деталей,
   Иссякла вера в чудеса,
   Творение изъяв,
   В нём меру продолжения,
   Искания о сути всех вещей...
   Догматы, крайность,
   Стали социальной нормой
   И по приметам, признак времени,
   Нетрудно отыскать,
   Спокойная, размеренная речь,
   Считается теперь напыщенной.
   Слова и фразы,
   Становятся всё жёстче и короче,
   Рационализм механики,
   Всецело занимает ум,
   И исполняет роль тюремной клетки,
   Мысль чахнет,
   Общество не ждёт ответов,
   Политика и церковь, делят,
   И неизбежный бег по кругу...
   Но все спешат успеть.
   Единственный вопрос - ...куда?
   Как не сказать сейчас,
   Что мир немного...
   Но, нужно вновь продолжить нам,
   Вернёмся к скучным берегам...
   Но не с начала, с главного - с упрёка,
   "...Тебе бы опыт сделать не мешало;
   Ведь он для вас - источник всех наук".
   Закон Земли - всецело полагает,
   Быть цельность отделённой
   И в этом полагает естество,
   Где постоянство,
   Есть завершённость форм
   И их конечность,
   И это есть основа простоты -
   Ряд представлений завершён.
   Предмет один - сам по себе,
   В своём единственном числе
   И в своей сути сотворён,
   Лишь раз и навсегда ...последний.
   Ну что ж, суждения,
   "Естественно" просты
   И эта простота не знает,
   Своих собственных пределов.
   На это полагается наука,
   Что очень странно...
   И опыт... всецело победивший срам...
   А значит, их предмет,
   Он весь и сразу здесь,
   И равен, кратен, одинаков,
   Всецело весь и от...
   (Начала до конца?
   И кто же вас создал тогда?)
   Есть целое и постоянное число,
   Чего возможно, очень и хотелось,
   Но... далее, и всё же - запятая,
   Имеется и дробное число...
   Всем естеством своим,
   Стремится всё туда же,
   В бесконечность.
   Что до науки, то там,
   Стремятся избежать различия
   ...В ряду.
   Они не знают, что с ним делать.
   Когда есть ряд, то вроде как,
   Мышление,
   Желает объясниться,
   Но только же, конечно, ...простотой.
   И расставляет всё и по своим приметам (?)
   Но не в подобии, как будто,
   А только, то же самое...
   Опять, опять ...и снова?
   Реальность говорит - но всё иначе.
   Наука, признаёт
   Что факт имеет место,
   Но только, вот ...догмат,
   Им не даёт покоя.
   Поэтому различия для них,
   Различны одинаково,
   Так первое, становится равно второму.
   Но, правда такова, что все они,
   Различны - но различно.
   И каждое из бесконечного количества,
   Всех этих форм,
   Имеет бесконечное значение.
   Увы, но нет там ничего,
   Что указало бы в механике,
   На признак простоты...
   О, эта мыслимая внешность,
   Так принято - уже давно.
   Вся область веденья,
   Что называется наукой,
   Сложилась как ответ на спрос,
   Для социального менталитета.
   И между этими двумя,
   Знак равенства, как утвержденье.
   И только иногда, лишь изредка
   И очень робко, звучат слова,
   Что это есть ещё не всё,
   Про то, что многое возможно
   И за пределами строки,
   Когда лишь разума и его слов,
   Бывает недостаточно,
   А чувства заставляют восставать,
   Не ждать и действовать,
   Вверяя силу... и всем является,
   ...О чудо!?
   Как выход за пределы ...естества?
   Когда же Беатриче задаёт вопрос,
   "...А сам ты мыслишь как?".
   И он в ответ,
   "Я вижу этой разности причину
   В том, скважен ли, иль плотен сам предмет".
   И дабы здесь избегнуть заблужденья,
   И на примере указать ему ошибку,
   О представлении конечных величин,
   По сути, Беатриче,
   Разрушает симметрию,
   Идиллию покоя, в совершенстве.
   Он ставит знаки равенства,
   Она, безмерно усложнив - отличие,
   При множестве предметов,
   Имеется в наличие,
   Как факт и им принадлежит,
   А значит, форма формой и объемлет,
   Не убавляя, не отрицая,
   В себе, собою, прибавляет,
   Самостоятельно, как принцип формы.
   В его же представлении, всё это
   Отношенья к форме не имеет.
   Когда суть формы, призвана,
   Собою, выражать отличие.
   Различье свойств является
   Существенным началом для неё
   И это неотъемлемое свойство,
   Ей принадлежит всецело.
   Поэтому она и говорит: "...А по ответу,
   Что ты даёшь, начало всех равно".
   И далее, чтобы наглядно показать,
   Где исчезает равенство,
   Его здесь нарушает...
   Ему проделать опыт предлагает.
   Источник света, отражённый,
   Разноудалённо разнести,
   Но света яркость - сила,
   В нём не иссякает,
   Хоть далеко иль близко,
   Она не убывает
   И это есть в нём то, что неизменно,
   След вечной силы там,
   Она указывает, где искать источник.
   Затем, на много очень позже
   И по прошествии шести веков,
   Такие же терзания терпели физики,
   Когда в попытке осознать,
   Пути и суть, своих исканий,
   По методу механики,
   Пытались строить атом из планет,
   Желая опереться на предмет.
   И принимая мир вокруг себя,
   Внутри, без изменений,
   Считая меньшие тела,
   Такими твёрдыми и свойства их,
   Как если бы они были большими...
   Линейной логике согласно,
   В угоду механическим воззреньям,
   Все унитарные тела,
   Осознавая важность бытия,
   Всю значимость своей ведущей роли,
   Замедлив бег, должны были,
   Когда-нибудь, упасть,
   Все изменения при этом, совершая,
   Постепенно и степенно.
   Но... нет, однако же, их бег,
   Заряд, был постоянен,
   А изменения, они, конечно,
   Происходят, но не так,
   Как им предписывалось
   Или же хотелось...
   И это есть один из многих,
   Что называется, классических...
   Но их сейчас, таких,
   Неизмеримо больше
   И человек, к ним как то,
   Даже и привык,
   Смирился с этой "логикой",
   Когда она в своём порядке
   Образа предмета,
   Не в силах объяснить,
   Всё то, что есть, в себе самой,
   А также за её пределом.
  
   ...И говорит всё это осторожно,
   Указывая словом направленье,
   "Ты, по наличью этих лишь примет...",
   Уже бы должен был постичь,
   Сколь правосудно...
   Но, вот что любопытно
   И перед этим самым опытом,
   Упоминается понятие предела.
   Не просто так, абстрактно,
   И как бы самого и по себе,
   А в связи с телом.
   Вопрос границы, края и конца,
   Для формы, он ведь специфичен,
   А упоминается здесь как бы вскользь,
   Она лишь поясняет...
   Но... луч - есть ряд, рождённый,
   Однородностью в себе, предметом силы,
   Преломлён и отражён в границах сред,
   Затем, впоследствии и неизбежно,
   Держит путь обратно,
   В событии об этом,
   Память бережно храня.
   Где всё происходящее,
   Является определённым,
   А ход и направление процесса,
   Указуют явно - нарушение,
   Но в том, в чём человек приемлет,
   Однородность - как единство.
   Однако же, несоответствие предметов,
   Связано - но не связуемо,
   О том, что в этом деле форм,
   Имеется принципиальное различие,
   ...А уж потом и в малом и большом,
   Как факт их бытия
   И существо возможности,
   Понятие предела, как вершины,
   И в том числе, и формы...
   И этот след, является виной,
   Вершиною для силы - не последней,
   Но собственной в ряду.
   Как форма форм,
   Она являет собой полюс,
   Движение, всего, что есть,
   В природе и подобно,
   Возможно, лишь в пределах полюсов,
   Пространство - образует строй,
   ... Является нам- в образе порядка,
   А тот, нарушен быть не может.
   Рождённый в обозначенных началах,
   В границах категорий форм,
   Есть повторённый образ и печать,
   Чей строй связует неизменность.
   Во всём подобие, не только внешне,
   Обличие Вселенной, собою отражает суть.
   След вечной силы,
   Но "крайней той вершины",
   "Которой служит сказанный закон".
  
   Так было искони,
   Так было, есть и будет,
   Вне всякой меры всех времён,
   Источник чист,
   Вода из него льётся,
   И чей нектар,
   Пить вечно был бы рад,
   Но в руки взять - ...а форма не даётся...
   И далее, необходимо указать,
   Поэзия и формы суть,
   Как суть предмета, соединяются,
   Где утверждение и тезис - необходимость,
   В со бытии - различия
   И объяснения существования границ,
   Собою поясняет суть,
   В вопросе Формы и Пространства,
   Одновременно, следом и Закон,
   Затем, Источник - ты можешь видеть,
   Только след Всевечной Силы,
   Сам предмет,
   Объемлет всё собою...
   Как не прибавить к чувственным ключам,
   Где крайнее, в пределе допущенья,
   Для ума, собою изменяет форму,
   А с нею назначение,
   Как содержание для множества,
   Предел границы представления,
   Собой являет более, чем просто логику
   И устраняя расстояние,
   Нам позволяет прикоснуться,
   Единственно лишь источая - правду...
   Так чувства никогда не лгут.
   А логика в себе, весьма абстрактна,
   Согласно собственной природе,
   Сама в себе предмет,
   Но, только вот...
   Чтобы решить свою задачу,
   Стремится быть всегда
   Очувствованной,
   В разнополярных точках...
   Неизменности,
   Так их союз - он не от бренности.
   Соединяя в целостность
   Природу существа,
   Нам позволяет видеть
   Продолженье естества,
   Где нет названий, слов, обозначений,
   А суть воплощена в восторг,
   Всецелостность ...и в беспредельность.
   Так утверждаем самозвано,
   Согласно собственному представлению,
   Себя царём природы - человек,
   Не много и ни мало - в меру,
   Возвёл на пьедестал,
   Но от поверхности земли,
   Не в силах оторвать свой взгляд.
   Всё то, что выше или превышает,
   "Разумные" суждения его,
   В расчёт не принимает,
   Желая властвовать,
   Блуждает лишь во мраке
   И не желая выявлять причину,
   Существенного положенья дел,
   Что означает и почти буквально,
   Тем самым отвергает свет
   И, истинно, сам вверг себя,
   В пучину самых разных бед.
   Когда как был он в состоянии
   И есть сейчас,
   Свои поступки изменить
   И цели - но социальная идея...
   Весь мир - утеха для желаний,
   Способна только угождать,
   В потребу ...да и то несносно.
   Предвидя это дело, Дант,
   Назвал комедией.
   Всё от того, что фарс,
   Дрянной и предсказуемый,
   Особенно и если понимать,
   Когда это писалось,
   Почти уж семь веков тому назад,
   Но ни-че-го, с тех пор, не изменилось...
   История, бесчисленные нити,
   Исходные причины и поступки,
   В причудливое кружево переплелись,
   Предметного предела не превысив.
   И только лишь...
   В границах логики ума,
   А куколь пыжится
   И правосудно недостоин высшего Закона,
   А потому не в силах изменить...
   А социальная стезя, с тех пор,
   По прежнему, пытается,
   Всё строить стену из абсурда,
   Пытается отгородиться,
   ...От чего?
  
   Р.п.13. 88 И если бы на этом я затих:
   "Так чем его премудрость несравненна?" -
   Гласило бы начало слов твоих.
  
   91 Но чтоб открылось то, что сокровенно,
   Помысли, кем он был и чем влеком,
   Он, услыхав: "Проси!" - молил смиренно.
  
   94 Я выразил не темным языком,
   Что он был царь, о разуме неложном
   Просивший, чтобы истым быть царем;
  
   97 Не чтобы знать, в числе их непреложном,
   Всех движителей; можно ль заключить
   К necesse при necesse и возможном;
  
   100 И можно ль primum motum допустить;
   Иль треугольник в поле полукружья,
   Но не прямоугольный, начертить.
  
   103 Так вот и прежде речь клонил к тому ж я:
   Я в царственную мудрость направлял,
   Сказав про мудрость, острие оружья.
  
   106 И ты взглянув ясней на "восставал",
   Поймешь, что это значит - меж царями;
   Их - множество, а круг хороших мал.
  
   109 Вот, что моими сказано словами;
   Их смысл с твоим сужденьем совместим
   О праотце и о любимом нами.
  
   112 Да будет то свинцом к стопам твоим,
   Чтобы ты шел неспешно, как усталый,
   И к "да", и к "нет", когда к ним путь незрим;
  
   115 Затем что между шалых - самый шалый,
   Кто утверждать берется наобум
   Их отрицать с оглядкой слишком малой.
  
   118 Ведь очень часто торопливость дум
   На ложный путь заводит безрассудно;
   А там пристрастья связывают ум.
  
   121 И хуже, чем напрасно, ладит судно
   И не таким, как был, свершит возврат
   Тот рыбарь правды, чье уменье скудно.
  
   124 Примерами перед людьми стоят
   Брис, Парменид, Мелисс и остальные,
   Которые блуждали наугад,
  
   127 Савелий, Арий и глупцы иные,
   Что были как мечи для божьих книг
   И искривляли лица их прямые.
  
   130 Никто не думай, что он столь велик,
   Чтобы судить; никто не числи жита,
   Покуда колос в поле не поник.
  
   133 Я видел, как угрюмо и сердито
   Смотрел терновник, за зиму застыв,
   Но миг - и роза на ветвях раскрыта;
  
   136 Я видел, как, легок и горделив,
   Бежал корабль далекою путиной
   И погибал, уже входя в залив.
  
   139 Пусть донна Берта или сэр Мартино,
   Раз кто-то щедр, а кто-то любит красть,
   О них не судят с богом заедино;
  
   142 Тот может встать, а этот может пасть".
  
   Так с этих слов - таков наш рок,
   И этот путь начертан нам,
   Соединить - то, что отдельно
   С множеством и повсеместно,
   Всей мерой сложности,
   Но ведь никто не задаётся...
   Вопрос - зачем? И с чем сравнить?
   Премудрость несравненна?
   Но ...почему? И сокровенна?
   Раздать, рассыпать бриллианты,
   Обыкновенных слов по тексту,
   Где все они и каждое,
   В своём порядке совершенны,
   На своём месте и бесценны...
   Но только так и тем,
   Что все они несут,
   В себе, собою,
   Но... совместно.
   Так утомлёнными глазами,
   Отслеживая текст и утверждаясь,
   В каждой терции - всё правда,
   Пока не встретилось; "Брис,
   Парменид, Мелисс и остальные...".
   И так, в расставленные сети,
   Пойман был и я.
   И посмеявшись над собою,
   Был вынужден вернуться
   И начать читать с начала.
   ...И каждое из них, отдельное - не лжёт,
   Перечисление и в каждой терции,
   Почти бессвязно, как будто невзначай,
   Но, всё таки, отмечены на карте,
   Существованье островов,
   Но очень уж они далёки
   Друг от друга и о разном
   И между ними глубина...
   Где темнота сгущается,
   А то, что сокровенно,
   Не выразить смиренным языком.
   Но чтоб открылось ...из того, помысли
   Когда и кем он был, и чем влеком,
   А ведь он был уже царём.
   О чём просил?
   Об исключительном - необходимом,
   То, без чего нельзя - о непреложном,
   "О разуме не ложном",
   Так, "чтобы истым быть царём".
   Не правило, не ряд и не само,
   Конечное число - его предмет,
   Но выход за предел,
   Всех мыслимых перечислений,
   Его необходимость и причина.
   И можно ли иметь здесь вывод,
   В вопросе знания о сути естества,
   Всё исключающем подряд
   И как соединится ряд,
   В границах пары ...совместимой?
   Природа формы и начало,
   Здесь слишком многое переплелось,
   Так бесконечность родилась.
   Не в численном порядке,
   Не по ранжиру,
   "В числе их непреложном".
   Необходимое,
   В пространстве единенья,
   Определённость формы (того же Бытия)
   И все возможные пути,
   Включают то, что невозможно,
   Не в силах логике порядка совершить,
   Поэтому и как пример,
   Непрямоугольный треугольник,
   Как допущение возможности,
   Здесь скромно явлено,
   В определённом поле начертить.
   ...Вопрос?
   Поэтому и primum motum,
   Все эти острова,
   Первоисточник и толчок,
   И кто вперёд?
   В границах бесконечности,
   Все эти действия,
   Прямым порядком не объемлешь.
   И вот теперь,
   Ясней смотри на "восставал",
   Так то как "нет" -
   Есть только отрицающее "да",
   Без изменения возможности в ряду,
   Без отрицания - так не было б единства,
   Под этим небом не было б Луны,
   И прочих разностей
   В величии природы.
   Пусть этот вывод будет,
   Но, только лишь,
   "Свинцом к стопам твоим",
   Чтоб шаг твой, в этом месте,
   Был отягощён и мысль свою,
   Ты направлял неспешно.
   Всеутверждающее - "да",
   Во всём величии и торжестве,
   Само в себе, становится бессильным,
   Если не явится на свет,
   Готовое нарушить - "нет",
   Ведь "да", всегда,
   Но, что то, отрицает.
   Так получается, что без того,
   Чтоб не отринуть и нельзя принять,
   Ни мнения, ни знания о сути.
   Сам предмет - границы призрачны
   А путь к нему не зрим,
   И не пройти к нему,
   Коль не восстал из пепла
   И чтобы выстоять,
   Так прежде - надобно восстать,
   Чтоб стать, соединить и не нарушить,
В желании иметь, быть, властвовать
   Или в итоге променять,
   Единство, на единственность.
   Всё это означает,
   "Меж царями" - коих множество,
   ..."А круг хороших мал".
   А дальше, рассуди,
   О методе, истории и факте
   Соединив их смысл, с суждением своим,
   О праотце - дерзнувшего осушаться (творца),
   Вкусившего запретного плода,
   От древа знания,
   Раскинувшего ветви в середине сада,
   Он пожелал всё знать,
   За что был изгнан,
   За пределы Рая...
   И о любимом нами,
   О Высшем Судии и о Творце...
  
   А потому, отчасти излагая,
   Как все и прежде,
   Различные аспекты,
   Идей и рассуждений на бумаге,
   Как будто бы о разном,
   Так речь свою, клонил к тому же
   И "в царственную мудрость направлял",
   Подразумевая в ней,
   Лишь "острие оружия".
   Вершина, обоюдоострые края,
   Тех неизбежно ранят,
   Кто желает видеть,
   Но только лишь края
   И с каждой стороны,
   Но только часть,
   От суммы нужных дел,
   Тех, кто воззвал судить, решив,
   Что уж достаточно велик,
   Так до сих пор и не исчислив жита,
   Всё от того, что колос в поле,
   Так и не поник,
   Хоть, кажется, уже созрел,
   Но всё же, не набрался света.
   Всегда так... происходит от того,
   Что всякий шалый - утверждает наобум,
   Желание иметь и торопливость дум,
   Через пристрастья связывают ум,
   Затем...
   "На ложный путь заводят безрассудно".
   "Примерами перед людьми стоят
   Брис, Парменид, Мелисс и остальные,
   Которые блуждали наугад,
   Савелий, Арий и глупцы иные..."
   Природа и Закон,
   Порядок действия.
   Но чем и в чём?
   Меж этого всего,
   Об обладании желание,
   О сути всей тщеты
   И в виде высшей ценности - награда,
   Закон же, разумеется - преграда,
   Об этом всём, они судили неумело.
   Не Есть, как Есть - всё Бытиё...
   Вопрос решился в одночасье.
   И очень уж они хотели быть,
   Но... повелителями судеб?
   Всё неизменно - ...и какая скука...
   (Точнее, жуть) - так родилась наука.
   Абстрактная идея, казалось бы,
   Но в ней лишь отраженье Бытия,
   Желание, ...немного страсти.
   Соблазны, помыслы,
   ...Идеи простоты,
   Всегда одерживают верх
   И в логике, и в вере,
   Когда приходит время,
   Как воплощение мечты,
   Внезапно, вдруг,
   По мере ей отпущенной,
   Отлившейся в материале...
   Их ожидали - жажда обрести,
   Они и пронизали ...собою всё,
   Так постепенно, незатейливая,
   Механическая "правда",
   Собою покорила мир,
   А социальное устройство,
   Общество, его менталитет,
   В итоге, стали следствием идеи.
   ...На протяжении веков,
   Настойчивое желанье грезить,
   Попытки строить "новый" мир,
   Из механически-отдельных блоков,
   Но суть в них та,
   Что все они - мертвы,
   Отсутствие движения,
   В количестве конечном, из предметов,
   Как ни крути, не складывай,
   Но результат в нём будет тот же,
   А это означает, только лишь одно - тупик.
   Теперь, когда уже совершены поступки,
   События произошли и ничего,
   Назад уж не вернёшь,
   Пытаться убеждать, что всё нормально,
   Верно, правильно, так должно быть
   И нам совсем ничуть не страшно,
   Старательно не замечать,
   Что мир из многочисленных,
   Отдельных и разрозненных кусков,
   Так скажем мягко - не сложился,
   Ни в головах, ни где либо ещё,
   Так поступать - по меньшей мере,
   Очень странно... философы Эллады,
   Затем намного позже, со времён Ньютона
   И тех, кто следовал за ним,
   Всех волновал один вопрос,
   Фундаментальный - материя,
   Её Закон, мировоззрение,
   Но как всегда...
   Все выводы - он только механичен.
   Так в чём же смысл?
   В чём сила, её ценность?
   К чему стремиться - цель?
   И как соединить,
   Отчасти, в каждом шаге и всецело?
   Ответа нет, как нет.
   И хуже чем напрасно было ладить судно,
   В вопросе по келейным интересам,
   Пытаться доминировать и диктовать,
   Сумев в итоге, только разделить,
   Свой мир, на многочисленные части,
   Отказываться признавать,
   Теперь, когда процесс,
   Лишь набирает обороты,
   Что их постигла неудача,
   А хаос множится, внутри, во вне,
   Но более того, намерены и дальше,
   Также действовать - без изменений,
   Других рецептов нет
   И логика всё та же,
   Изыскивая выгоду, ведь лучше,
   Продвигаться по проторенной тропе
   И это всё...
   Лишь только для того,
   Чтобы опять нажиться.
   Тут всё тебе и смысл и цель,
   Мировоззрение и мотивации поступков,
   Их цель - не мир,
   Его на низменных началах,
   Не построить...
   И хуже то, что он останется таким
   И ничего не будет в нём как прежде,
   Не станет вновь он молодым,
   Романтиком наивным,
   Наука не предскажет,
   Ни начало, ни финал,
   Ни что это такое есть,
   Ни собственный предел
   В границах совершенства.
   ...В безбрежной синей дали
   Бежал корабль,
   Уверенный в себе и горделивый...
   Всё изменяется, а потому,
   "Смотрел терновник, на зиму застыв,
   Но миг - и роза на ветвях раскрыта".
   Все ... правила, с количеством,
   Хвалёный опыт - только вариант
   И вам лишь для примера.
   Согласно логике движенья,
   Существованья сути всех вещей
   И их единства - энергия, пространство,
   Время, информация, Закон,
   Должны являть собой одно,
   Наука это упускает и в логику,
   Как то - одно предмет, другое нет,
   Согласно догме - не включает.
   Преобразование процесса,
   Исключают из цепи, а именно,
   Существованье Интеграла.
   А это главная ошибка, точнее, выбор,
   Что человек, когда то совершил,
   Предопределивший, все его пути
   И следствия событий.
   О них теперь и может рассуждать наука,
   Никак не о Законе - мир,
   Без этого фундамента, увы...
   Вершина будет недоступна.
   И чтоб ни измышлял,
   Когда, где, как и что,
   Избегнуть иль добиться,
   И чтоб не делал человек,
   Из века в век,
   Вот где ещё комедия...
   Но всё же, будет результат
   И будет по Закону -
   То, что должно,
   Но что, по логике его,
   Скорее, невозможно.
   Возможность действия -
   Не говорит о знании,
   Свобода выбора -
   О верности ориентира.
   Пусть человек и общество,
   Имея лишь поверхностное мнение,
   О простоте и мере сложности,
   К тому склоняясь, чтобы видеть,
   Причину бед, лишь в устроенье мира,
   Не судят о превратностях пути,
   Соединив суждения свои,
   Об этом, "с Богом заедино".
  
  
   17-06-12
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   .
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"