Аннотация: Почем современное искусство и почему его кто-то покупает. Из беседы с подругой
(Черновик)
"Эта механика мне ясна. Меня удивляет то, что находятся покупатели. В Москве мало кто из богатых людей понимает такие тонкости. Да, есть такие, кто понимает, но в большинстве своем...
Причем, вот еще что хочу заметить: если речь идет об антиквариате, то здесь есть объективные критерии: подлинность, наличие заключения и пр. То есть речь идет о том, что в приличном месте тебе фальшак не впарят (хотя и на Сотби бывает). А если речь идет о современной живописи? То тут как? Вкус - понятие очень относительное, а цены в таких галереях завышают безумно.
...
После этого доверие мое к "галереям" было окончательно подорвано".
ehwaz
В ответ
Везде мало кто понимает такие тонкости, но наши галерейщики умные. (Это не значит, что в Москве глупей, это значит, что о Москве я ничего не знаю). Они старательно придерживаются той линии, что Украина европейское государство, а в Европах, что попало - на стены не вешают. И вообще, в каждом деле свои профи.
Вы же не станете хранить деньги в риэлторской фирме, и не станете покупать одежду в поликлинике, и зубы не пойдете лечить в банк. Почему же картины вы выбираете по принципу "чтобы поскорее, подешевле и к обоям подходило"? В этом деле есть свои профессионалы и именно они могут спрогнозировать, что будет котироваться на рынке (в том числе какие работы попадут в международные выставочные каталоги и со временем, ваш натюрмортик у вас будет просить для своей экспозиции украинского/славянского/экзотичного/революционного искусства какая-нибудь датская галерея или музей), что будет в моде, в истории, что дорожать и пользоваться спросом, а что нет. А ваш вкус, хм, ваш вкус оставьте, пожалуйста, в родной Пыповке, среди тынов и огородов.
Помните знаменитую сцену отбора вещей для съемок в "Дьявол носит Прада"? Кстати, кто говорил, что фильм слабый и скучный? Фильм просто эталон того, как работают не только в глянце, но и, например, в арт-бизнесе. На мой неискушенный взгляд - именно так. Есть определенные люди, которые и делают моду.
ВСЕ.
И тот оттенок голубого, который появляется в пейзажах на Андреевском, сначала...
Конечно, я утрирую, Андреевская уличная торговля это даже не секонд-хенд, это китайский подпольный рынок с поддельными Версаче, который звучит как Версаси.
Кроме того, та самая "десятка" - люди известные, пропиаренные СМИ и тусовочные. Они имеют определенный вес в обществе. Понятно, что общество это невелико, зато желающих присоединиться всегда хватает. На этом и построен расчет.
Невежа никогда не признается, что чего-то не понимает. Напротив, он согласится с любой ахинеей лишь бы выглядеть знающим.
Галерейная работа, как торговля любыми дорогими, но не слишком необходимыми вещами, целиком и полностью построена на психологии. И есть асы из асов.
- А если речь идет о современной живописи?
Рынок современной живописи более всего напоминает Лабиринт Минотавра с несколькими центрами, выходами и Тезеями Многоуровневый. И видимый уровень не самый крупный.
Если речь идет о современной живописи, имеет значение куча факторов. Ниже далеко не все.
1. Я уже упоминала про различные биеннале, выставки, ярмарки и форумы. Участие художника в таких акциях (Документа, Венеция и т.д.) приравнивается к участию актера в фестивальных показах в Каннах или в Берлине. Есть и свои Оскары.
2. Далее. Участие в громких акциях на родине и в сопредельных государствах. Чем лучше акция освещена в СМИ, чем чаще, не слишком компетентные журналисты, повторяют рекламную чушь из релизов, чем туманнее эти самые релизы, тем для художника лучше.
Априори действует: у модного художника не бывает внятных релизов. Это всякие непосвященные ничего в них не понимают. Все, кто считает себя просвещенными все-все понимают, даже то, чего еще не читали.
От себя скажу. Если релизы пишут нормальные искусствоведы, то перевести их на человеческий можно. Но очень часто это просто набор "умных" слов и ни тени смысла.
Очень хорошо, если это не печатные СМИ, а ТВ. Например, передача Бомонд или что-то в этом роде. Богатые дамочки и начинающие светские львы как раз успевают посмотреть её между последним аперитивом и первым неспокойным сном.
3. Отлично если художник попался на глаза или является задушевным знакомым галерейщика, куратора, владельца галереи. НО! Только в том случае, если он пишет именно то, что, по мнению операторов арт-рынка, можно продать за границей.
Некоторые галереи уже не ограничиваются только выставочной деятельностью, они открывают за рубежом свои представительства. Пока что я слышала о Лондоне, Берлине и Амстердаме. Не исключено, и, скорее всего так и есть, сеть намного шире.
Серьезный арт-рынок нацелен сегодня вовсе не на родные пенаты. Европа - вот главный вектор деловой активности.
Европа, в которой, по словам туда активно ездящих, практически утеряна школа изобразительного искусства. Мульти, медиа, инсталляции, перформансы и ни грамма, пардон, ни сантиметра обыкновенного холста или бумаги.
Это конечно преувеличение, но я своими глазами видела, насколько слабо заграничные гости рисуют элементарное - "лошадку". Вот искусство на грани изоб- и масс-медиа у них выходит на порядок лучше.
По сути, все современные объекты, которые наблюдались в городе последние пару лет, трудно отличить от рекламных плакатов, лайт-боксов и флайров. Это дизайн, граффити, листовки и вкладыши, напитанные коммерцией по самые рамы.
По сути, это широкоформатный глянец.
Это не значит, что наши творцы contemporary духовнее, это значит, что наши еще оторваны от коммерческой составляющей арт-бизнеса. Они еще витают в просветительских эмпиреях, пусть со знаком отрицания и стеба. Наши не могут отказаться от концептуализма, они часто не понимают, что искусство не живет за счет комментариев, оно самоценно. Художники жаждут отклика. Поэтому они и сочиняют эти маловнятные релизы, пытаясь хоть как-то донести свои идеи до вечно непонимающего зрителя.
При этом слово "идеи" - мега-табу. Мы люди не скандальные, будем считать, что они пытаются донести отсутствие своих идей. ;-)
4. Последнее главное. Художник должен обладать страстью к пиару себя любимого. Не пропускать значимые события в жизни города, страны и Европы, крутиться как белка в колесе между галерейщиками, журналистами и влиятельными покупателями. Быть на слуху, на чеку, на ТВ и в прессе. Тщательно следить за котировками на арт-рынке. Внимательно изучать в каком СМИ, что лучше пиарится. Например, *** не станет анонсировать простенькие пейзажи начинающего живописца. Если простенькие - это будет классик, если начинающий - будь добр, сотвори такое, чтобы о тебе заговорили до публикации, и желательно с придыханием или с возмущением. Минимум чего ты должен добиться - заинтересованный взгляд известного куратора.
Художник ни в коем случае не должен стесняться хвалить самого себя и лучше поглобальнее: "я самый великий". "Все дерьмо". "Искусство не умерло, но и не живо". Еще лучше, если он будет вещать в стиле критиков и кураторов, с кучей слов из философского словаря. Малый набор терминов: эстетическая революция, концептуальная провокация, мультикультурные объекты. Хороши также: эстетический рагулизм, субкультурный стеб, программная расслабленность, объективная идентичность и т.д.
При этом Боже его упаси создавать действительно что-то настолько провокационное и скандальное, что это уже не укладывается в достаточно широкие рамки тесного модного мира. Щекотать публику можно, плевать ей в лицо Боже упаси. То есть можно, но так искусно, чтобы никто ничего не понял и обязательно держать под рукой батистовый платочек успокоительного релиза или статьи.
Мы еще не пресыщены. Нас легко удивить. Нас еще просто нефигуратив пугает, что тут говорить про полноценные скандалы. Согласитесь, перейти сразу от "садочков у хатки" к писающим прилюдно художникам - это было бы слишком.
5. Выставки. ВЫСТАВКИ. Как можно больше, чаще и где угодно, но лучше в модных заведениях. За границей вообще неважно где. Главное, чтобы в бумажках было написано участвовал в выставке в Шанхае, например.
Что???? Одна выставка в год? Батенька, да кто ж о вас вспомнит через год. Четыре это еще куда не шло. Что??? *** - художник такой-то? Милый, вам до такого-то еще расти и расти, он уже лет двадцать в каталоге Бенези и в Метрополитен.
По сути, проникнутое рекламой и рекламой отодвинутое, искусство нуждается исключительно в грамотной рекламе. Известно ведь, хороший пиарщик продаст эскимосу тонну снега, что уже говорить о хорошо пропиаренном ярком кусочке холста, благодаря которому, кто знает, ты войдешь в историю. Пусть самым мелким шрифтом, в тоненьком каталоге в не самой крутой галерее где-нибудь в Утрехте.
Объективно хороших художников и не может быть много. Хороших, не в смысле рисуют приятно и понятно, а в смысле, что ты даже в страшном сне и отчаянной нужде не захочешь расстаться с его работой.
К такой работе не подходят определения "красиво-некрасиво", "нравится-не нравится", "похоже-не похоже" и другие определения, которыми профессиоанальные, кстати, искусствоведы никогда не станут оперерировать. Как хирург не станет оценивать свою работу с точки зрения - подходит узор этого шва к летним нарядам больного или нет. А физику не придет в голову вычислять - модная или не модная получилась формула.
Это такая работа от которой у тебя перехватило дыхание и остановилось сердце на всю оставшуюся жизнь.
У меня такие художники есть. Жаль только работ их нет. К счастью, есть интернет.