Аннотация: Формат? Уйди противный. Небольшое рассуждение на тему.
ФОРМАТ И ФОРМАТИРОВАНИЕ
- А у меня оказывается неформат
- Ну и, слава Богу.
Из диалога
Давным-давно разбираясь с Вордом, я пыталась освоить функцию форматирование, и ни черта у меня не выходило. Вместо того чтобы стать стройным и красивым, текст погибал: абзацы исчезали, разбивка становилась какой-то нелогичной. Мучалась, я мучалась, но потом научилась задавать параметры, и стало любо-дорого смотреть. Тексты, как на подбор, - идеально ровные и красивые.
Однажды, безкомпьютерная подруга попросила проверить на предмет ляпов ее диплом о поэзии 20-х годов. Проверила я все и нажала "форматирование". Маяковский, Хармс и еще несколько "формалистов" исчезли бесследно. Остались неясные и нечитаемые тексты, - идеально ровные и красивые.
А теперь я понимаю, что в реальной жизни форматирование используется не только программно, но и автоматически. У каждого журнала, художественной галереи, издательства свой формат. Формат опутал все сферы нашей жизни теплым пледом безответственности и круговой поруки. Кто-то его в упор не замечает, кто-то равнодушен, но многие и многие с наслаждением служат этому божку.
Так было всегда, ведь у каждого времени тоже свой формат. Ух, как настойчиво церковь пыталась отформатировать Буонаротти, общественность и критики - Бетховена, система - Бродского. А если бы получилось? Очень ровненько и красиво.
II
Когда заводят разговор о современном творчестве, во всем его разнообразии, мне хочется сказать, - "не форматируйте, не надо". Искусство, к счастью, позаботиться об этом само, а время все расставит по местам.
Когда я вижу очередную версию современного, так называемого, "концептуального, некоммерческого искусства", мне хочется обратиться to all artists, - "жизнь не обязательно дерьмо, искусство не равно только провокации. Прекратите тиражировать неформат, превращая его в бездарную ксерокопию самоё себя. И по сути уже в новый формат".
Когда я читаю профессиональные отзывы на современное же "концептуальное, некоммерческое искусство" я не могу не сказать, - "не ставьте все с ног на голову, называя новорожденный формат сверхформатом. Единственным и непогрешимым".
Когда я слышу распространенное суждение зрителей о "современном концептуальном, некоммерческом искусстве", - "Фу! Шо это?", я вынуждена воскликнуть, - "Искусство не обязано быть пряником в розовой обертке. Кто сказал, что оно должно только радовать? Оно вообще не должно. Оно есть и этого достаточно".
А приторное, как по мне, намного хуже горького.
Уложить феномен искусства в рамки одного формата, то же самое, что поработать Прокрустом. Мы все знаем, как он закончил.
Не создавайте себе формат, ровненький и красивый. И вам воздастся.