Ярич Ирина : другие произведения.

Рассказы старого Кенгуру

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Повесть. Старый вожак рассказывает стаду о своём рождении и о сиротстве, о гибели родителей, о белых людях, о друге аборигене, который ему поведал мифическую историю Австралии. Для детей 10-14 лет и для семейного чтения.


Ирина Ярич

Рассказы Старого Кенгуру.

   (2-я редакция)
  
   Солнце достигло зенита, жара усилилась. Небольшое стадо серых кенгуру отдыхало в тени старых деревьев. Только семь дубов осталось от некогда большой рощи, посаженной переселенцами более ста лет назад. Потом дубы рубили на строительство домов и других хозяйственных построек. Безжалостно расстреливали, ставили капканы и ловили петлями кенгуру, которые покушались на их урожай. Но последние пару десятилетий кенгуру живут здесь более или менее спокойно, эта территория вошла в состав национального парка.
  
   В густой тени столетнего дуба, около потрескавшегося ствола, сидит старый вожак на задних лапах, опираясь на мощный хвост. Он издаёт тихие звуки, рассказывает свои истории молодому поколению. Маленькие кенгурята выглядывают из сумок своих мамаш, которые разлеглись вокруг вожака и, казалось, дремали. Нет, они слушали уж в который раз своего мудреца Джими, так ласково называли его самки. Невзирая на полуденную жару, Мудрый Джим всё говорил и говорил, вспоминая своё сиротское детство, наполненную опасностями юность, резвую молодость.
   Прислушаемся и мы к рассказу старого кенгуру.
      -- Кенгуренок Джим.

Рождение.

  -- Чем старше я становлюсь, тем отчётливее помню то, что происходило со мной давным-давно, тогда когда ещё родителей ваших пап и мам не было на свете.
   Кенгуру в стаде переглянулись. Папы, мамы, бабушки и дедушки маленьких кенгурят утвердительно кивнули мордами.
  -- Кто-нибудь из вас помнит, как он родился, как карабкался к спасительной сумки матери, где приобрёл передвижной и тёплый дом на долгие месяцы?
   Все кенгуру отрицательно замотали головами.
  -- А я помню! - сказал победоносно Джим. - Было это так: мне, вдруг стало не хорошо. Что-то изменилось, но что именно и где я не понимал. По-прежнему мне тепло, но чего-то не хватало. И, наконец, понял. Я хотел есть. Я перебирал лапками, крутил головой и туловищем в разные стороны. И вдруг я стал задыхаться, и от испуга ещё сильнее вертеться. А поворачиваться становилось всё труднее. Словно стенки "мешка", в котором я так спокойно и сытно жил, сжимались вокруг меня. И вдруг последовали толчки. Стенки моего логова выталкивали меня! Я охваченный смятением, голодный, испуганный, лихорадочно стал искать выход, почему-то я был уверен, что он есть. Я ощутил, что стал не нужным, лишним, что меня кто-то или что-то изгоняет прочь. К страху примешивалась горькая обида, да ещё дышать уже не чем. И тут моя голова протиснулась в какой-то проход, после чего очередной толчок вдавил меня туда полностью. Только у меня мелькнула мысль: "тут меня и раздавят", как следующий толчок продвинул меня по проходу, и голова выскочила из него. Голову обдало прохладой, но дышать теперь я мог, хотя туловище было ещё сдавлено в проходе, оно по инерции двигалось вперёд выталкиваемое следующими толчками, которые становились всё слабее. И вот я весь выполз в неизвестность, и в этот момент исчезла моя обида и страх. Так я родился, так родились и вы!
   Я ощущал всё усиливающийся голод и холод. И, наконец, почуял еле уловимый вкусный запах. Своими крошечными коготками на крохотных лапках я цеплялся за шерсть и полз, полз, извиваясь, как червяк на запах. Меня вела какая-то неведомая, но могучая сила по определённому пути. Бесконечно длинным казался тот путь, но я упрямо карабкался. Я был тогда крошечным, не больше ореха арахиса и мог поместиться на носу, - Джим указал своей правой передней лапой себе на нос и все посмотрели на его морду, исполосованную шрамами и нос, покрытый седой шерстью. - Впрочем, вы тоже когда-то такими были. И вот я дополз до отверстия в шерсти и свалился туда. И тут же ощутил то же родное тепло, что было прежде. Моё голенькое тельце успело изрядно продрогнуть, но здесь холод мне не грозил, густой мех на краю сумки укрывал надёжно. Но я был всё ещё голоден, мой открытый алчущий рот шарил по стенкам этого кожаного мешка и, наконец, наткнулся на выпуклость, из которой капала восхитительно вкусная жидкость. Мой рот обхватил сосок, который распух у меня во рту и выскочить из него уже не мог. Как только я почувствовал, что накрепко прикрепился и ощутил вкусное молоко, силы покинули меня, и я впал в прежнее блаженное забытьё.
  

Сиротство

   Наконец, я очнулся. Оказалось, шестьдесят пять раз день сменил ночь, прежде чем я увидел мир! Всё для меня стало иным. Моя кожа покрылась мягким пушком, ушки заострились и выросли, задние ноги удлинились и окрепли, а передние стали более цепкими. Главное я видел! Видел белое молоко, сочившееся из сосков, серо-коричневый кожаный мешок, в котором мне было так тепло и уютно. Я потянулся вверх. Сначала мне было страшно, а потом ко мне нагнулась моя мама, ласково лизнула меня, и страх исчез. - Джим замолк, уносясь в прошлое, потом вздохнул, и добавил, - самая счастливая пора моей жизни, - потом продолжил. - Наше стадо тогда обитало недалеко от небольшой речки, куда мы частенько ходили на водопой. На её берегах росла сочная трава. А в пяти прыжках моей мамы от берега росли низкие кусты и редкие эвкалиптовые деревья с широко раскинутыми ветвями. Там мои мама и папа по утрам и вечерам копали красноватую землю и лакомились вкусными кореньями. А днём лежали в тени, а мы малыши бегали и карабкались по нашим родителям. Мать и отец заботились обо мне, кормили сладковато-пряными пахучими корешками, умывали своими шершавыми языками. Мне было хорошо, весело и сытно. Я ещё подрос, окреп, но частенько сидел у матери в сумке, хотя полностью в ней уже не умещался, и не только моя голова торчала почти всегда из сумки, но и одна нога тоже. Я с любопытством разглядывал всё вокруг.
   В то лето не выпало дождей, наша речка становилась всё меньше, её уже и рекой назвать то было нельзя, так ручей. Трава уже превратилась в сено, она засыхала на корню. А коренья, которые удавалось выкопать, стали вялыми и невкусными. Наше стадо покинуло родные места и отправилось в ту сторону, откуда ещё бежал по речному руслу тихий ручеек. Тогда впервые я почувствовал тревогу, которая передалась от взрослых. Шли мы долго, питались почти высушенными разными злаками, лебедой и митчелловой травой, добывая подсохшие коренья. И вот вдали сверкнула голубая поверхность озера. Всё стадо с радостью большими прыжками помчалось к нему. Но нас ждало разочарование, озеро оказалось соленым. В изнеможении мы расположились на его берегу. Там было множество птиц, их оглушительный гомон не помешал моим уставшим родителям заснуть. А я с любопытством наблюдал, как тонконогие ослепительно белые цапли вылавливают рыбу, а пёстрые утки ныряют, почти наполовину скрываясь под водой. Горделиво шагали длинноносые веслоногие бакланы, прятались в зарослях узкоклювые пугливые чёрные выпи, у которых шея до того коротка, что казалось голова переходит сразу в туловище с длинными перьями. Красновато-коричневые каравайки из семейства ибисов своими тонкими длинными и загнутыми клювами рылись на мелководье в иле. Но среди разнообразия пернатых, обитавших на озере, меня больше всего привлекли величественные чёрные лебеди, которые, разбившись по парам, галантно любезничали друг с другом, вытянув или изогнув свои длинные шеи.
   А следующим утром, чуть стало светать, мы отправились снова в путь. Много раз совершил свой бег огненный шар по голубой сфере, прежде чем мы достигли менее выжженной земли. На красно-бурой, тёмной почве сохранилась зеленая густая трава, кусты акаций здесь росли гуще и чаще, а эвкалипты - выше и стройнее, их крона давала больше тени. Наконец, мы отдохнули после длительного перехода и подкрепили свои силы. Но не долго пришлось нам здесь оставаться. Зной настиг нас и тут. Вскоре трава уже жёсткая не утоляла нашей жажды, а подсыхающие коренья - голода. И мы снова отправились на поиски еды.
   Пройдя через рощу, увидели вдали ещё совсем зеленое поле, и устремились туда. Но оказалось, что оно загорожено досками и проволокой, так, что ни под них, ни сквозь них не протиснуться. Что оставалось делать голодным кенгуру, когда в одном прыжке от них росла сочная трава. Вы меня правильно поняли, друзья! - И Джим обвёл взглядом своих слушателей. - Конечно, все взрослые кенгуру, а вместе с ними в сумках у матерей и детёныши, смогли перепрыгнуть ограду. Ох, какими вкусными и сладкими оказались клубни! А какой сочной и ароматной - ботва! Но за пиршество пришлось дорого заплатить! Вскоре наши чуткие уши уловили крики и собачий лай. За трапезой мы и не заметили, как углубились в поле, и отошли далеко от ограды. А теперь надо бежать. Я то не понимал, но ощутил тревогу и страх, видя как, испугались взрослые. Вместо того, чтобы после сытного обеда уставшим кенгуру отдохнуть, они вынуждены, напрягая все силы бежать. Самкам было тяжелее вдвое, так как они несли в своих сумках детёнышей. За нами гнались люди. Тогда я их не рассмотрел, только понял, что это очень опасные существа. Они бежали не сами, а сидели на лошадях, которые могут бежать намного быстрее людей, да ещё и на четырёх ногах. С ними бежали собаки. Нет не дикие собаки Динго. Те естественные наши враги, как волки у зайцев. Но эти собаки служат человеку и ненавидят всех, на кого укажет хозяин. А человек - это самый коварный, самый жестокий зверь! Вот посмотрите, - Джим указал правой лапой на овец, пасущихся на лугу, - видите тех овец, а теперь посмотрите туда, -- и Джим кивнул мордой в сторону стада пятнистых коров. - Знайте, что ни одна из этих овец, ни одна из этих коров не доживёт до старости, ни одна из них не умрёт своей смертью. Люди их пасут, оберегают, кормят сочной травой и только для того чтобы их самих съесть! А кожу снять! Есть ли среди зверей подобное создание? Я не знаю, не встречал. А я много поведал на своём веку. Бойтесь человека! И опасно то, что не знаешь от какого человека и что можно ожидать. Некоторые из вас встречали тех людей, которые хотят угостить чем-нибудь вкусным, погладить по мягкой шерстке. И вы уже готовы подставить свою голову под человеческую руку. Но, возможно следующая рука коснётся вас с иной целью, человеку самому захочется полакомиться вкусной кенгурятиной! А другая рука захочет погладить ваш мех, но уже не на вас, а на себе, в виде воротника или роскошной меховой отделки к вечернему платью! Бойтесь человека и будьте бдительны! Он потенциальный наш враг. Говорят: собака - друг человека. А мудрецы утверждают: друг нашего врага - наш враг!
   Но тогда, когда наше стадо убегало от людей на лошадях и от собак, этого я не знал. Но понимал, происходит что-то страшное, потому что моя мать дрожала не только от усталости, но и от страха. Забор был уже близок, но вдруг раздались оглушительные хлопки и несколько моих тёть и дядей упали жалобно застонав. Мне удалось заметить взгляд, каким обменялись мои родители, в них был ужас. Я слышал тяжкое дыхание моей матери, она очень устала, и прыгала с трудом. И вот уже перед нами спасительный забор. Моя мать остановилась, быстро вынула меня из сумки, ласково лизнула и, буркнув "держись", швырнула меня через забор. За что я мог держаться, летя один? Как только я очутился в воздухе, опять раздались эти ужасные хлопки и за ними душераздирающие вопли моих родителей. Я упал и зашиб левую заднюю ногу. Но от страха о боли забыл. Надо мной летали наши родственники, это оставшиеся в живых перепрыгивали забор. Все они мчались подальше от этого поля. А я сидел, вжавшись в землю, прячась в выгоревшей траве, и ждал, ждал и плакал, плакал и ждал, ждал мать и отца.

Скитания

   День сменила ночь, ночь - день и снова повторилось всё дважды, а отца и матери не было. Я подумал, что они тоже перепрыгнули через забор и не заметили меня. Тогда я решил идти на их поиски. Я уже проголодался, а сквозь щели в заборе виднелась манящая сочная трава, но я бы не смог перепрыгнуть через ограду, да и боялся, поэтому, превозмогая боль в лапе, потихоньку заковылял к роще. Бродил я долго, но, сколько я ни искал, родителей не встретил, и кого-либо из нашего стада тоже. Мне временами становилось очень страшно и одиноко. А вокруг столько неизвестного и пугающего.
   Наконец пошел дождь. Но спасительным он оказался не для всех, много насекомых, птенцов и мелких животных унесло ливнем, и они утонули. Я тоже испугался, забился под куст акации, а вокруг хлещет вода, сверху льёт. Растрескавшаяся земля от засухи теперь размокла, и по ней бежали потоки, унося сухие листья, стебли, ветки. На одной такой ветки примостились две маленькие сумчатые плоскоголовые мышки Кимберли, их полосатые спинки била дрожь от страха и сырости и они жалобно пищали. Как и я, они беспомощны и одиноки, но я был гораздо больше их и сильнее. Мне их стало жалко, они ведь очень малы. Я выбрался из своего укрытия и ухватил ветку с мышами. Но они не удержались на ней. Одной из них удалось прыгнуть ко мне на лапу, и она быстро взобралась на спину. Другая же упала в воду, и поток её понёс. Я зашлёпал вприпрыжку за ней. Та обессиленная почти вся ушла под воду, высунулся лишь узкий носик и бисеринки-глазки. Мне удалось догнать и подцепить её лапой, она вся уместилась на ней. Обе мышки уцепились за шерсть на моей спине. И тут я услышал: "Иди к нам, лезь сюда". Я осмотрелся: на одном из деревьев сидели красно-бурые кенгуру! О, как я обрадовался, и устремился к ним. Нет, это были не мои родичи, но ведь тоже кенгуру! Но я не умею лазать по деревьям. Мне пытались помочь, они виртуозно владели своим телом, прыгали с ветки на ветку, держась длинными и тонкими хвостами. Я пробовал взобраться, но падал, а потом с трудом всё же взобрался на нижнюю ветку. Так на дереве переждал дождь, держась крепко за ветку, хотя признаюсь, было очень неудобно, и я опасался свалиться в воду, проносившуюся подо мной. Мои мышки перестали дрожать от страха. А кенгуру, с которыми я подружился, не смотря на ливень, спокойно сидели на ветках, и жевали листья и плоды. Это оказались древесные кенгуру валлаби, и были они чуть-чуть побольше меня, но, конечно же, почти вдвое меньше любого взрослого нашего стада. Наше стадо, мать, отец... Где они? Где потерялись? Я долго тосковал по ним, - Джим смолк и снова печально задумался.
   - Зная коварство и жестокость людей, я всё же не хотел верить, что отец и мать погибли на краю того поля около забора от выстрелов фермеров. Надеялся, что они спаслись и искали его, но пути разошлись и мы потеряли друг друга. Я лгал самому себе, но от этой лжи было немного легче на душе и не так страшен мир вокруг, особенно вездесущий человек.
   - Наконец ливень закончился, и я с мышками спустился на землю, тут мне было привычнее, - продолжил Джим свой рассказ. - Когда земля слегка подсохла мышки, поблагодарив меня, побежали строить новые норки, старые - смыло. Я далеко не уходил от валлаби, куда они, туда и я. Они по веткам, а я по земле.
   Однажды, когда я дремал в тени большого и высокого дерева, на меня что-то упало, и я в испуге вскочил, готовясь бежать, как увидел маленького серенького смешного зверька с густой мягкой шерстью, с лохматыми ушками и большим тёмным носом. Не долго думая, он обхватил мою ногу и вскарабкался на меня. А сверху надсадно кричали. Я поднял голову и с трудом различил среди густо переплетённых ветвей кроны его мамашу. Коала кричала, звала своего сынишку наверх и просила помочь ему. На зов откликнулись валлаби. Они спустились ко мне, с трудом оторвали вцепившегося в меня древесного медвежонка, и, передавая его с ветки на ветку, донесли до неё. Вид счастливой матери, обретшей своё дитя, напомнил о моих родителях и сородичах. И как мне не было хорошо с валлаби, решил отправиться дальше на их поиски.
   На следующий день я встал до восхода солнца, основательно подкрепился, распрощался с валлаби и отправился в путь. Первые двое суток прошёл я благополучно, на третий день, во время зноя расположился на отдых в тени деревьев. Сквозь дремоту почувствовал боль в правой передней лапе и правом боку, на котором лежал. Я проснулся окончательно от боли, которая то нарастала, то замирала, то возникала в других местах. Я вскочил, осматриваясь и встряхиваясь. Оказалось, я улегся на тропе гигантских муравьев-быков, которые мстили за посягательства на их территорию. Я сбивал муравьёв лапами, катался по земле. Похоже, мне удалось их стряхнуть с себя. Боль начала утихать, но места укусов отекли. Я поспешил уйти оттуда. Уже смеркалось, когда из зарослей мелкого кустарника из незаметной норы выползла короткоклювая ехидна. Она меня не увидела из-за близорукости, свойственной её роду. Но услышала и остановилась, потом, поняв по запаху, что от меня угрозы ждать не стоит, направилась в ту сторону, откуда я спешил удалиться. Да и кого ей бояться с её то иглами. Ехидна смело пришлёпала к гнёздам муравьёв и, выставив из сросшихся трубочкой челюстей свой длинный тонкий язычок с липкой слюной, стала ждать, когда на него прибегут и налипнут муравьи. "Она за меня с ними рассчитается", - подумал я и прилёг на ночь.
   - Однажды в редколесье, впрочем, и редколесьем то назвать трудно. Так несколько раскидистых деревьев и маленьких низких кустиков. Увидел я по земле бегущую тень. Глупый ещё ребенок, я побежал за ней, вздумав поиграть. Но, случайно подняв голову, обнаружил приближающуюся огромную птицу. И тут же вспомнил слова матери: "Бойся большой птицы, падающей сверху, прячься от неё в норы, в воду, туда, куда она не сможет за тобой пробраться". А отец добавлял: "У нас три опасных врага: человек, собака Динго и клинохвостый орёл. Собака и орёл опасны для молодых и слабых. Взрослый и сильный кенгуру с ними ещё может побороться. Но от хитроумного и коварного человека спастись очень трудно". Итак, надо мной парила огромная птица, возможно, это и был клинохвостый орёл. От страха ноги мои подкосились, но я опять вспомнил слова родителей, словно они мне шептали: "Беги! Беги! В беге твоё спасение. Может, убегая, ты найдёшь где спрятаться, а сейчас беги, беги, ..." И я побежал, что было силы, а тень птицы последовала за мной. Бежал я долго и стал уставать, прыжки мои становились всё ниже и короче. А спрятаться по-прежнему негде. Птица продолжала меня преследовать. И тут вдали что-то сверкнуло, я присмотрелся,- то была река. Напрягая остаток сил, я устремился к ней. И только приблизился к берегу, как с песчаной отмели взвился рой песчаных мух и облепил мне глаза и морду. Отчаянно мотая головой и отбиваясь лапами от вредоносных мух, я бросился в спасительную воду. Глубоко вздохнув, я немало их проглотил и скрылся под водой. Река была мелкой, и я улёгся на её дно, лишь изредка приподнимаясь, высовывал ноздри и дышал. Сквозь воду я видел, как кружили надо мной орёл и мухи, но разочарованные улетели. Почуяв, что опасность миновала, я высунулся из воды, но выходить из реки не стал. Я побрёл по её течению, в воде было прохладно и безопасно, как мне казалось. Шёл я и наблюдал сквозь прозрачную воду за рыбками, снующими среди водорослей. Залюбовавшись на них, я приостановился, совсем успокоился, и даже повеселел. Не знаю, сколько я простоял, как лёгкий всплеск слева привлёк моё внимание. Ил замутил воду, а потом я увидел утконоса, с бурой спинкой и серым животиком. Он своим плоским, покрытым мягкой голой кожей клювом обшаривал дно, взбивая ил. Мне захотелось с ним поиграть, и я попытался схватить его за плоский хвост. Не знаю, что он подумал, но явно меня не понял, так как лягнул задней лапой. Это был бы пустяк, если бы не ядовитый шип, спрятанный на её внутренней поверхности. Утконос этим шипом поцарапал мою правую переднюю лапу. Боль была невыносимой, вокруг царапины кожа вздулась, отекла и очень болела. Из реки я не вышел, но пошёл осторожней.
   Шёл я долго, к ночи увидел сине-серый океан. Я стоял в устье реки, там, где она впадала в море и его соленая вода смешивалась с речной. Я смотрел как завороженный, столько воды я не видел никогда. Лапа моя ещё болела, и я иногда опускал её в прохладную воду. Созерцание красот морских просторов было прервано тем, что слева в воде до меня кто-то дотронулся, проплывая мимо. Я присмотрелся и сквозь взбаламученную воду увидал большущую рыбину с тупой мордой и хитрыми глазами. Она открыла кривой полукруглый рот, похожий на бездонную пасть и направилась прямо на меня! От страха я выскочил из воды почти мгновенно и на берегу успокоился, зная, по рассказам родителей, что здесь акула меня не достанет.
   Я побрёл по песчаному пляжу. Пенистые волны лениво ласкали мои лапы. Уже совсем смеркалось, и я расположился на ночлег на берегу, опершись о длинное и бугристое бревно. Но когда я стал, устраиваться поудобнее, бревно шевельнулось и повернулось ко мне одним из своих концов, раскрыв огромную и длинную пасть, усыпанную по краям множеством острых зубов. Я молниеносно вскочил и стремительными прыжками помчался прочь. Я спутал с бревном морского крокодила! Ох-хо-хох. Друзья, гуляя по Австралии, будьте бдительны! Я скакал всё дальше и дальше от морского берега, пока усталость не остановила меня, и я заснул.
   Много лет я искал своих родителей. На моём пути встречались вараны и змеи, поссумы и летяги, казуары и эмю и многие другие. Я не раз убегал от диких кабанов и собак Динго, спасался от ядовитых пауков и клещей, натыкался на колючки и шипы рыб. Прошёл густые тропические влажные леса, красные знойные пустыни, редколесные саванны, морские побережья, речные долины и горные тропы, и нигде не нашёл ни своих родителей, ни своё стадо.
   Но однажды встретил самку, которая прыгала грациозней остальных. А смотрела так, словно понимала все мои невысказанные желания. Рядом с ней я чувствовал умиротворение, спокойствие и в то же время во мне просыпалась жажда деятельности. Я ощущал, что могу многое совершить и многое мне под силу. Я был желанен. Я был бодр и силён духом и телом. Я прекратил поиски и присоединился к её стаду. Мы вместе бродили и счастливо прожили долгие годы. Прошлым засушливым летом она покинула меня, уйдя в небытие. Немощь старости подбирается ко мне, и я чувствую, что скоро мы с ней соединимся вновь, но уже в ином мире.
   Но прежде я хочу вам рассказать о моём друге-человеке. Да, да, не удивляйтесь. Такое тоже бывает. Это своего рода исключение из правила.
  
      -- Темнокожий друг.

Укус змеи.

   В пору моих скитаний брёл я как-то от морского побережья. Шёл я долго, очень долго, преодолел красные пески Большой Песчаной пустыни и почти дошёл до "пупа* австралийской земли", так называли старики большую гору в центре равнины. Увидел я её ещё издали. Выглядела она как камень булыжник, лежащий на ровном поле. Я очень устал за время путешествия по пустыни, и мне хотелось прилечь, но в тоже время гора манила меня завораживающей красотой, и я хотел поскорее до неё добраться. По мере приближения гора из
   булыжника стала напоминать великана, который лежал, поджав руки и ноги. Зрелище впечатляющее: красновато-желтоватая земля, простирающаяся до
   --------------------------
   * - Гора Эрз-Рок располагается в географическом центре Австралии.
   горизонта, усыпана низким кустарником в виде изумрудных узоров. Кое-где в этот узор вкрапливались эвкалипты с серебряными стволами и серо-зеленой листвой. А в центре этого "ковра" лежал красноватый каменный исполин. Любуясь пейзажем и горой, я опять забыл о бдительности, и расплата не заставила себя ждать. Перепрыгивая маленькие кустики, я ощутил укол в левой задней лапе, обернувшись, заметил сквозь ветки хвост скользящей по земле змеи. Что была за змея, я рассмотреть не успел. Но стал подозревать, что укол, который я почувствовал не от колючки, а возможно - укус змеи. Симптомы змеиного отравления не заставили себя ждать. Вскоре мне стало плохо. Сильно заболели живот и голова, появилась тошнота, а затем и рвота. Заболело горло и под мышками. В глазах потемнело, я повалился на землю и провалился небытие.
   Сколько я так пролежал не знаю, но когда открыл глаза, солнце только начинало свой бег, значит, - это был уже другой день, но какой - второй, третий - не знаю. Я ещё ощущал слабость, но боль почти утихла. Я стал осматриваться, и вдруг увидел ...Страх пронзил меня и сковал. Надо мной склонилось существо, похожее на человека! Да, это был человек! Но не такой, не похожий на тех, что гнались за нами когда-то. Те были светлокожие, с короткой шерстью на голове. А у этого кожа - почти темно-коричневая, на голове - волнистая серебристо-чёрная лохматая шерсть. Под носом торчала палочка, на шеи и груди висели бусы из раковин и зубов животных. На руках и ногах - браслеты из пёстрых ярких перьев и кусочков коры с вырезанным на них орнаментом. Всё его тело было разрисовано красивыми магическими узорами. Он заметил мой страх и начал со мной говорить и успокаивать. Удивительно, но я его понимал! Он оказался искусным знахарем и мог общаться с животными и птицами, и не только с ними. Человека звали Вавирри Капирна, что означало "Кенгуру Я". Убивать, и есть кенгуру, Вавирри не мог, так как знал, что его плоть и плоть кенгуру едины. Поэтому мне нечего было его опасаться. Наоборот он меня вылечил, спас от яда змеи. В этом ему помог дух-помощник священной змеи, подсказав нужные снадобья и противоядие. Вавирри Капирна знал много легенд, которые передавались из поколения в поколение от дедов к отцам, от отцов к сыновьям. Пока он меня лечил, много историй мне рассказал. Вот некоторые из них.

Белые люди.

   - Ты Джим правильно делаешь, что опасаешься белых людей и прячешься от них. Они убивают не только животных, моё племя погибло из-за них. Мой дед рассказывал, - говорил Вавирри, - а ему - его дед, а тому - его дед, что когда-то наше племя было большим. Жило тогда близ устья полноводной реки, что впадала в море. Мужчины охотились и ловили рыбу, женщины и дети собирали ягоды и травы. Племя не знало голода, потому что каждый сезон приносил свои плоды. Наши шалаши укрывали нас от дождей и полуденной жары. Мы не воевали с соседями. Да и что нам было делить? А вот праздники устраивали часто совместные. Наши певцы и шаманы начинали песнь о первопредках, а гости наши продолжали её, дополняя своими. И вот однажды, во время наших общих игр на берегу, увидели, что в море появилась лодка-гора. Она приближалась, а мы в ожидании и удивлении спрятались за кусты. Прятаться умели, иначе не выследишь добычу. От лодки-горы отделилась лодка меньшего размера и направилась к берегу. В ней были люди. Но каково же было наше удивление! Ты Джим их видел, поэтому описывать внешность не стану. Каждый из них держал палку, которая могла ранить или даже убить тогда, когда человек смотрел сквозь неё.
   Они дошли до реки, набрали воды в круглые короба и погрузили их на лодку. Часть из них отплыла и направилась к лодке-горе. Остальные, поставив матерчатые шалаши, остались на берегу.
   На следующий день они пошли обследовать местность, и нашли нашу стоянку. Обе стороны с опаской рассматривали друг друга. Вскоре, поняв, что местное население для них не опасно быстро осмелели и освоились. Убили своими палками несколько животных, заметив при этом наш испуг от их грохота, пожарили добычу и предложили племени разделить с ними их трапезу. Те в свою очередь тоже угостили пришельцев своими запасами. Наше племя уверовало в добрые намерения белых людей, помогало им осваиваться на новой для них земле.
   Переселенцы рубили деревья и строили из них себе дома. Выбирали сочные равнины, огораживали их и пускали туда своих животных, которые они привезли с собой. Тогда старейшины забеспокоились и стали им говорить, что не следует много рубить деревьев и пасти столько скота. Ни деревья, ни трава не успеют так быстро вырасти. Они спрашивали у белых, зачем те столько животных привезли с собой? Если опасались, что им нечего будет есть, так зачем ещё и убивать кенгуру, коал и других, сдирать с них шкуру? Ведь никто из белых не страдает от голода или холода. Но белые старейшин не слушали. Они продолжали обустраивать нашу землю на свой манер, захватывая уже и участки наших соседей. Протесты они не воспринимали. Всё чаще возникали с их стороны придирки. Ссоры перерастали в драки. Но мы не могли устоять против их убийственных палок. Приходилось уступать. А белых становилось всё больше и больше, лодки-горы привозили их толпами. Им понравилась наша земля. Их колдуны и шаманы учили нас своему языку для того, чтобы мы забыли своих богов, духов и предков, а почитали только их Бога. Нам было непонятно это и не нужно. Мы отказывались. Белые приходили в ярость, и били, даже убивали наших соплеменников. Но нам было всё равно непонятно, почему они так себя ведут, и что хотят от нас? Почему не дают нам жить как прежде? И почему те, кто ещё недавно были у нас гостями, заставляют делать то, что нам чуждо, будто они хозяева. Но это невозможно. Господствовать могут только духи, первопредки. Те, кто породил нас и дал нам законы жизни. Но хуже всего, что среди белых было очень много злых и жестоких людей, скорых на расправу.
   Каждый наш мужчина не только охотник, но и воин и поэтому обязан дать отпор обидчику и отвоевать отобранную территорию. И началась кровопролитная для нас война. Бумеранг и копьё, главный помощник на охоте в умелых руках, но они не могли сравниться с грохочущими палками белых, убивающими за один миг. Эти коварные белые решили завладеть всей землёй, на которой выросли многие поколения нашего племени. И мы, видимо им очень мешали. Поэтому пришельцы стали на нас охотиться как на зверей. Мы поняли, что нас хотят уничтожить, и приняли решение уйти, покинуть дорогую нам землю предков, но сохранить племя. Прячась и скрываясь от преследователей, терпя голод и нужду, мы уходили вглубь континента. Белые шли по нашему следу со своими собаками, натравливая их на тех, кого обнаружат. И не важно женщина это или воин, немощные старики или безобидные дети. Преследователи нападали, вырезая даже безоружных. Сжигали наши запасы, орудия, инвентарь, шалаши, ничего и никого не жалея. Мы теряли соплеменников целыми семьями. У нас к животным не было никогда такой жестокости, какая была у белых к нам. И мы вынуждены были бежать, бежать, чтоб хоть кто-то выжил. Мы уходили туда, куда белый человек ещё не пришёл; туда, где ему не захочется жить. Остатки нашего племени удалились в пустыню. Напуганные, измотанные мы всё шли и шли, пока не увидели гору. И нам показалось, что она защитит нас...
   Многие поколения выросли уже здесь, среди этой скудной растительности, но белые люди дошли и сюда. Часть моих соплеменников ушли в города и там сгинули, другие болели и умирали здесь. Болезни тела и духа различны, но они пришли к нам вместе с белыми людьми. Притягательный яд: курение, алкоголь и наркотики - тоже от них. Наши люди от этого слабеют, чахнут и умирают. Редко кто живёт больше пятидесяти лет. Теперь я здесь живу один. Я последний из нашего племени, кто прошёл обряд посвящения мальчика в мужчину и храню предания предков. Вспоминать сказания о них - единственная радость в моей жизни.

Время сновидений.

  
   - Мир вокруг нас, - сказал Вавирри Капирна и многозначительно обвёл рукой пространство, охватившее и небо и землю, всё, что находиться там и между ними, - в том числе и мы с тобой, - продолжил он, - существует лишь потому, что среди всего этого многообразия жизни обитают духи-первопредки. Теперь они не видимы, но когда-то, так давно, что и сосчитать то трудно, на земле жили только они, и были зримы. Предок-гоана по своему желанию мог измениться и принять обличье любого растения или животного, даже камня или речки.
   Их жизнь была похожа на сон, а сон был жизнью. Во "Времена сновидений" духи существовали на земле в обличье человека. В начале они жили в темноте и холоде. Один из первых появившихся в облике человека духов - Пурукупали подружился с другим - Джапарой, которого встретил в лесу. Они стали искать пропитание вместе, в этом им помогала сестра Пурукупалы Вуриупранала...
   - А откуда же появились духи? - воскликнул я, любопытный, как все дети.
   - Тайна появления духов сокрыта от человеческого понимания. Пока ещё людям не дано уразуметь их существа, - с сожалением изрёк Вавирри, затем продолжил. - Однажды эти оба молодца после того, как полакомились вкусными плодами, нашли себе забаву. Взяли две палки и начали их тереть одну о другую. Помериться решили силой, кто из них быстрее свою палку изотрёт, тот выиграет. А проигравший победителю на следующий день обед добудет. И вот они принялись за дело. Трут, трут палки из всех сил друг о друга. Ещё и до половины не стёрли, как вдруг вспыхнул огонь меж ними. В миг стало вокруг светло, тепло и на душе веселее.
   Пурукупала был не только старше, но и умнее всех. Он сразу же понял, какая польза от огня, поэтому мгновенно принял важное решенье. Пурукупала отодрал от сухого дерева два куска коры и зажёг их. Два ярчайших факела засияли у него в руках, освещая пространство на многие мили вокруг. Большой кусок коры, пылающий жаром, отдал своей сестре и наказал: жить высоко на небе и, совершая шествие по нему, дарить свет и тепло Земле. "Сиянье факела в твоей руке отныне станет называться Днём", - молвил он. А меньший кусок коры отдал другу своему и повелел следовать вслед за сестрой по небосклону, разгоняя тьму неярким светом, чтоб Земля отдохнуть могла. Это время назвал он Ночью.
   Духи Вуриупранала и Джапар вознеслись на небо и с тех пор охраняют огонь. Так возникли Солнце и Луна. То была эпоха "начало всего".
   - Вавирри, Луна не похожа на горящий кусок коры, - возразил я. - А может это сам Джапар. И когда полная Луна он мне улыбается, - и моя мордашка растянулась от счастливой улыбки.
   - Милый Джими, я лишь пересказываю слова древних... А Луна не только тебе улыбается, - и продолжил. - Затем наступило "время созидания". Духи-первопредки создали человека, дали ему законы, по которым надлежало жить. Обучили всему тому, что человек знает и умеет. Духи и жизнь человека связаны между собой, и зависят друг от друга.
   - А как духи людей создали? - не унимался я.
   - Часть духов вслед за Джапаром и Вуриупранал перебрались жить на небо. Два брата-великана Нумбакуллы взирали на землю своими зоркими глазами. И однажды, на берегу солёного озера, среди валунов рассмотрели большую бесформенную массу. Спустились Нумбакуллы на землю, и поняли, что это не простая кучка земли. А живая глина, из которой можно создать кого-нибудь. И братья принялись лепить по своему образу и подобию существ, которых назвали людьми. Осторожно вырезали каменными ножами им глаза, нос, уши и рот, а также другие части тела. Мужчин и женщин сделали разными, чтобы они любили друг друга и могли размножаться. Так братья выполнили долг перед человечеством.
   Земля от жаркого Солнца стала высыхать, растения завяли, реки и озера пересохли. Людям стало нечего есть. Это открылось взору Духу Дождя, доброму и щедрому Калья. Увидев потрескавшуюся и высушенную землю, он опечалился. Его печаль породила слёзы, а слёзы - дождь, который напоил растения и людей, наполнил водоёмы и реки. Снова земля расцвела, стала зелёной и благоухающей, а люди бодры и веселы. Так Солнце и Дождь дарят всем жизнь и красоту.
   - А откуда появились кенгуру и другие животные? - спросил я друга, для меня, пожалуй, этот вопрос был важнее, чем остальные.
   - О, Джими, на нашей земле существует могущественный дух, которого мы зовём Матерью, - продолжил своё повествование Вавирри Капирна. - В первоначальные времена она жила в облике Змеи. Однажды проголодавшись, она проглотила людей. Но они не погибли. Когда змея изрыгнула проглоченное обратно, то кроме людей из её пасти вышли аисты, гагары, кенгуру, динго, летающие лисицы и другие животные, в которых превратилась часть людей. В сезон засухи Змея заглатывает всё снова, а в сезон дождей отпускает. Змея-матерь держит нить жизни Тун. И, если она эту нить выпустит, то мы умрём. Если же умрёт Змея-матерь, то погибнут и люди и кенгуру и птицы. Не будет ни земли, ни воды.
  

То, что поведала Гора.

  
   Старый Кенгуру глубоко вздохнул и задумался. Слушатели его молчали, терпеливо ожидая продолжения. А вожак унёсся мысленно в даль, словно нырнул в прошлое и переживает снова впечатления своей уже далёкой молодости. Давненько он не видел своего друга Вавирри Капирну. Как тот поживает? Большое расстояние их разделяет. Встретятся ли вновь? Старый абориген живёт по-прежнему возле горного исполина. А, вот Джими, всегда кочующий Джими, теперь уже старый Джим доберётся ли он до своего давнишнего приятеля? Ах, как хочется ему с ним поболтать. Ведь уже никого не осталось рядом, кто бы помнил молодого и резвого кенгурёнка. Вокруг него молодёжь, его родное стадо. Да, они ждут продолжение рассказа. Что же Джим, не надо показывать своей грусти. Расскажи им о далёкой Горе, где ты встретил друга и о земле, на которой они живут.
   И старый Вожак продолжил:
   - Вавирри Капирна по праву рождения был ещё и хранителем священной Горы. Он говорил, что во сне дух Горы беседует с ним, рассказывая о далеком прошлом земли. Я сомневался в этом, глядя на этого мёртвого каменного исполина. Вавирри очень печалило, что его Старший брат, как он меня называл, не верит. И, испросив разрешения духа священной Горы, поведал мне о том, что видела, и знала она. А Гора здесь существует столько, что жизнь живого существа можно сравнить всего лишь с мигом в её жизни. Теперь её склоны обнажены, высушены солнцем, мягкие породы - песчаник, сланец и крупнозернистый магнетит унесены и разметаны ветрами.
   Но когда-то Гора не стояла одиноко. Тогда всё было иначе. Она была намного выше, к ней примыкали её сёстры, такие же величественные, образуя мощную горную цепь, пересекающую весь континент. С заснеженных вершин к подножию бежали ручейки, сливаясь в многоводное озеро, раскинувшееся вдоль гор. На их красных склонах рос изумрудно-дымчатый лес. Везде кишела жизнь. В лесу и у озера жило много разных зверей и птиц, которые рассказывали Горе, о том, что видели.
   Животные, в поисках более сочных побегов и водоёмов кочевали по земле. Эти путешественники рассказывали Горе, что земля, на которой стоит она и её сёстры велика. На одном её конце Дневное светило восходит, а на другом - уходит под воду, которая плещется вокруг Земли. На месте красных песков знойной пустыни и каменистых плато, тогда цвели луга, серебрились эвкалиптовые рощи и благоухали акации.
   Птицы, эти крылатые обозреватели мира, говорили: далеко на юг за обширным морем есть земля, громадный зелёный остров. Там живёт племя красивых и высоких темнокожих людей. Горе очень хотелось познакомиться с ними или хотя бы увидеть их. Но самой ей туда не добраться. Она частенько просила птиц рассказать ей о них.
   Но однажды почва содрогнулась, и свет померк, и жестокий ураган метался по земле. Гигантская волна с далёкого моря приблизилась к её основанью, унося в океан свои жертвы. После всё угомонилось. В один из ясных дней Гора увидела, что горизонт заслонила тёмная пелена. Она колыхалась, приближаясь, и оставляла после себя клубы пыли. Птицы подсказали: это люди, они покинули свой край. Вот те, кого она так давно стремилась увидеть! Весело и дружно люди принялись обживать вторую родину. Среди лугов и рощ, построили скалообразные дома из белого мрамора, чёрного подземного камня и вулканической лавы потухших вулканов. Выросли селения и города. Этот обширный континент они назвали Лемурией.
   Но любопытство распирало Гору, и она спросила: отчего они покинули свой край? И люди ответили: с небесного свода звезда упала. Хоть была она и мала, но принесла огромные бедствия. Земная твердь задрожала, потрескалась. Проснулись вулканы, изливая пламя на поля, леса и города. Подули ледяные ветры, земля стала стыть. И тёплый цветущий край покрылся снегом. Насекомые, птицы и животные коченели на морозе, да и людям стало нестерпимо. Гонимые лютой стужей они покинули, свою страну.
   Промелькнуло не одно тысячелетие. Бывшие переселенцы достигли благосостояния. Всё было прекрасно, развивались наука и ремёсла, искусство и литература.
   Прошло ещё немало сотен лет, и правителем этого народа стал Виуйя, грубый и надменный. Вокруг себя собрал он друзей, подобных себе лживых и коварных. И счастье покинуло дивный край. Бесконечные ссоры с соседями перерастали в кровавые бойни. Хорошо жилось лишь тем, кто льстил правителям. Честным и справедливым совсем житья не стало. Режим Виуйя надолго задержался, подобным себе он воспитал и сына, и внука, а те своих детей.
   Но Земля не может выдержать много зла. И природа взбунтовалась. Проснулись вулканы, молчавшие тысячи лет, и материк содрогнулся от землятресений. Один за другим извергали смертоносную лаву вулканы, сжигая всё вокруг, и покрывая пеплом окрестности. Долго сотрясали материк подземные бури. И он не выдержал, во многих местах земля треснула. Глубокие разломы стали заполняться водой, ещё больше раздвигая и подтапливая сушу. Вместо обширного материка от Древней Лемурии остались несколько островов, а самым крупным наш.
   Городов больше не существовало. Лишь небольшая часть лемурийцев выжила, - сказал Джим и горько вздохнул.
   А как тягостно Горе было переживать такие времена! Но людям тоже пришлось не сладко. Оставшиеся в живых боролись за выживание. Никто из них уже не помышлял о строительстве прекрасных зданий и возрождении прежних достижений. Люди стали жить обособленно, а знания предков превращались у них в мифы.
   Среди них был хвастливый и драчливый Тото, далёкий потомок Виуйя. От своих предков он унаследовал неуживчивость, глупость и презрение к труду.
   Тото ни чему не мог научить свой народ, он только требовал, что ему было сытно и удобно.
   На склонах Горы люди валили лес до тех пор, пока весь не срубили. Прошли десятилетия.
   Не скрепляемая больше корнями деревьев почва со склонов смывалась ручьями в озеро, которое со временем обмелело. Солнце и дожди изъели мягкую породу, а ветры унесли её прочь. Горная цепь трескалась, крошилась и разрушалась. Постепенно и вершина Горы снизилась. На ней уже не образовывались шапки снегов, и ручьи пересохли, озеро не подпитывалось больше талой водой и высыхало.
   Птицы принесли Горе весть: с севера и северо-запада к материку подплывают большие плоты. Новые люди ищут себе родину. С обжитой родной земли их гнала засуха и извержения вулканов. Этот народ как, оказалось, состоял из многих воинственных племён. Основной их промысел: охота и собирательство. Встретились они с внуками Тото, двумя братьями правителями Силлахом и Квуллой. Силлах ненавидел соперников, он встретил переселенцев враждебно. А Квулл, его младший брат унаследовал рассудительность матери и попытался договориться с пришлыми людьми. Старший воевал, младший старался ужиться с ними. Не раз братья ссорились из-за этого. И вот в одной из кровопролитных схваток сложил свою безумную голову Силлах, его упрямое сердце проткнула стрела предводителя переселенцев, который на правах победителя взял в жёны дочь Силлаха.
   А Квулл тем временем породнился с пришлыми людьми, он отдал своего сына Сквоча за дочь вождя Вуиллу. И они стали прародителями большого и сильного племени - инанаку.
   Потомки лемурийцев и пришлых людей гонялись за огромными животными, истребляя их. Кенгуру тогда были огромные, а вомбаты ещё больше чем кенгуру. И птицы были крупнее человека. Они откладывали яйца в низкий кустарник, и там высиживали их. Но люди, стремясь полакомиться вкусным и питательным мясом птиц, поджигая кусты, выгоняли их из гнёзд. Гибли и взрослые птицы, и птенцы, и яйца и места гнездования, и они скоро вымерли.
   Звери стали искать, куда бы спрятаться. Крупные животные, пытаясь укрыть хотя бы своих детёнышей, научились рыть норы. Небольшие норы препятствовали росту. И постепенно звери становились всё меньше, пока не только детёныши, но и взрослые смогли укрыться от глаз и рук людских. Часть животных вынуждена была перейти на ночной образ жизни, то время, когда человек спит и не опасен. Другая часть перебиралась на деревья, туда, где человек не доберётся. Но одном дереве пищи на долго не хватало. Они учились прыгать с ветки на ветку. У одних развились цепкие лапы, хвост, у других увеличилась кожная перепонка между конечностями. И тогда они могли без боязни людей прыгать с дерева на дерево, преодолевая немалые расстояния. Кенгуру же научились очень быстро бегать за счёт потери в своём весе и росте. Стараясь уберечься от человека, образовался уникальный мир этого континента. А все крупные звери, которым не удавалось спрятаться от него, вымерли, - старый Джим не смог удержаться от грустного вздоха, его сердце переполняла печаль. Он опасался за будущность своего потомства. Что станет с ними? Старый Кенгуру много путешествовал и видел, а что сам не видел, то слышал, что нигде, нигде теперь на земле не укрыться, не спрятаться от вездесущего человека. Это, слабое, на первый взгляд, существо обладает изобретательным и коварным умом, - думал он. А молодые кенгурята выглядывали из сумок своих мамаш и не подозревали о его грустных думах. Они перебирали передними лапками в нетерпении, ожидая окончания рассказа. Кенгуру постарше спокойно лежали в тени. Ведь все эти страшные истории о прошлом, их не касаются, но слушать старого Джима им всегда интересно. А тот, как бы очнувшись от своих раздумий, продолжил:
   - Пронеслись века. Новая волна извержений вулканов потрясла континент. Земля трескалась, то, опускаясь, то поднимаясь. Сёстры Горы рассыпались и рушились, пресные озёра стали солёными, часть суши погрузилась в морские воды. Материк ещё уменьшился, а некоторые окраинные земли превратились в острова в прибрежных морях.
   Из некогда большого и сильного племени инанаку остался один Вавирри Капирна. На этом закончился рассказ Духа Горы, услышанный мной из уст славного аборигена, - сказал стаду старый вожак.
   Но инанаку не было единственным племенем. Потомков других племён не знающих созидания предков, покинула энергия, растраченная на выживание. С каждым поколением всё меньше оставалось людей, которым были известны переданные из прошлого тайны мироздания, жизни и смерти. Всех занимало только собственное существование и пропитание. Сокровенные знания помнили и хранили лишь единицы, разбросанные по континенту. Каждый из обладателей этих знаний мог поделиться всего лишь крохотным фрагментом их, который не давал всей картины в целом. Другие же, исполняя обряды и ритуалы, уже не понимали их смысла. Им хватает энергии только сохранять оставшиеся в памяти некоторых крупицы древних знаний и умений, которые обросли толстым мхом вымыслов. Они застыли во времени, хотя и продолжают жить.
   Старый Джими утомился, сомкнул веки и прилег отдохнуть. А вокруг него резвятся молодые кенгуру.
  

Январь, 28,29 апр. 2002 г.

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   21
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"