Канияр Хелена : другие произведения.

Фриц Либ и его русско-славянская библиотека

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Хелена Канияр
  
   Фриц Либ и его русско-славянская библиотека
  
   "Между библиотекой и музеем существует, во всяком случае, не очень много различий. Ведь это места, хранящие память".

Умберто Эко

  
   Собрание Либа относится не к самым большим, но к самым значительным славянским библиотекам в неславянском мире. В конце 1951 года страстный собиратель, профессор Фриц Либ (1892-1970) подарил Базельской университетской библиотеке около двенадцати тысяч славянских монографий, периодики и несколько рукописей. Он принял участие в их каталогизации и непрерывно заботился о приобретении новых трудов. После смерти Либа его жена, госпожа Рут Либ-Штелин (1900-1986) продолжала расширять библиотеку, так что сегодня собрание насчитывает около тринадцати тысяч названий, в первую очередь, из области истории русской мысли, церкви, литературы, социальной и экономической истории, а также религиозной философии.
  

Годы учебы в Берлине, Цюрихе и Базеле

   Профессор теологии Фриц Либ был чрезвычайно многосторонним человеком. Его исследования и интересы относились к славистике и ориенталистике, философии, геологии, археологии, современному искусству и, не в последнюю очередь, к текущей политике. Его карьера была cовершенно нетипичной для университетского профессора из консервативной среды.
   Будучи сыном протестантского священника, он изучал восточные языки, прежде всего ассириологию сначала в Берлине, а затем в Базеле. Во время своей учебы в Берлине он руководил просветительскими рабочими кружками. Знакомство с бедственным социальным положением рабочих глубоко повлияло на его будущие политическое взгляды и деятельность: солдат Первой мировой войны, он стал председателем довольно революционного тогда Союза швейцарской социалистической молодежи, а позднее членом Социалистической партии и профсоюзов. В конце войны он был активистом забастовочного движения в Цюрихе, строил баррикады, попал в тюрьму, потом в течение какого-то времени издавал базельскую партийную газету "VorwДrts" и начал изучение теологии в Цюрихе. Завершив в 1923 году обучение в своем родном городе, он уже через год защитил там докторскую диссертацию. К годам обучения Либа в Базеле относится и начало его многолетней дружбы с Карлом Бартом, "диалектическую теологию" которого он пытался претворять в жизнь.
  

Увлечение Россией

   Русская революция 1917 года оказала на Фрица Либа не только политическое влияние, она также пробудила его интерес к истории русской мысли и к православной церкви. Он начал изучать русский язык, углубился со свойственной ему энергией в новую научную область и вскоре стал считаться специалистом по России. Будучи приват-доцентом Базельского университета, он со всей Европы вплоть до Литвы и Эстонии получал приглашения делать доклады. В ходе этих поездок начал собирать русские, а затем и другие славянские книги по истории церкви и мысли, по религиозной философии и литературоведению. Это было уже третье его собрание, наряду с библиотекой по ориенталистике и отборной коллекцией произведений современного авангарда в живописи и скульптуре, в которой лучше всего были представлены его базельские друзья.

Профессура в Бонне и парижская эмиграция

   В 1930 году Фриц Либ получил экстра-ординарную профессуру по восточному христианству прошлого и современности в Боннском университете и одновременно почетный докторат в своем родном университете. В Бонне он преподавал русскую религиозную философию, историю церкви и современную историю, но, верный своим социал-демократическим убеждениям, поддерживал связи и с антинацистскими кругами. Поэтому после прихода к власти нацистов он, как и его друг Карл Барт, тоже преподававший тогда в Бонне, был одним из первых профессоров, лишенных кафедры. Заподозренный в русофильстве и причастности к сопротивлению, Фриц Либ вместе со своей семьей должен был в 1934 году бежать из Германии. Поселился он в расположенном неподалеку от Парижа Кламаре, где тогда жил русский религиозный философ Николай Бердяев.
   Уже между 1929 и 1934 годами Фриц Либ вместе со своим другом Бердяевым издавал в Лейпциге журнал "Orient und Occident". Этот "журнал по теологии и социологии" был посвящен русской и православной проблематике и должен был способствовать лучшему пониманию западной и восточной культуры. Аналогичную посредническую роль Либ принял на себя и на экуменических конференциях на Балканах и в Греции, в которых он принимал участие со свойственным ему энтузиазмом.
   Во время "парижской эмиграции" (1934-1937) дом семейства Либов стал не только центром основанной Либом антифашистской "Свободной немецкой академии", в его помещениях была также расположена редакция журнала "Orient und Occident", новую серию которого он издавал между 1935 и 1936 годами. В том же доме располагалась и его постоянно шасширявшаяся русско-славянская библиотека.
   В Париже тогда жила литературная, философская и богословская элита русской эмиграции. В альбом гостей семейства Либов занесены такие известные имена, как Ремизов, Шестов, Флоровский, Булгаков, Федотов, Чижевский и многие другие - большинство с сердечными посвящениями и даже стихами. В атмосфере такого интересного окружения Фриц Либ пытался "собирать и тем самым помочь спасти для будущего многое, если не все из того великого, что создало... поколение людей, большей частью ушедших потом в эмиграцию". Он покупал книги не только своих современников, но и старые труды, преимущественно с шестнадцатого по девятнадцатое столетие, относящиеся сегодня к редкостям этого собрания, пользующимся наибольшим спросом.
   Шаг за шагом Фриц Либ неустанно приобретал книги у своих русских знакомых из эмигрантского круга: сначала отдельными томами, потом - целыми библиотеками. Когда советское правительство через государственную букинистическую торговлю начало за твердую валюту продавать на Запад реквизированные сочинения из монастырских библиотек, царистских учреждений, дореволюционных научных институтов, а также частных библиотек врагов государства из дворян и буржуазии, Либ широко стал использовать и этот официальный источник. На некоторых книгах и сегодня еще можно обнаружить штампы посреднического учреждения, имена бывших частных владельцев или названия библиотек, а также цены в долларах.
  

Профессура в Базеле и передача книг

   Когда в 1937 году Фриц Либ получил в Базельском университете экстра-ординарную профессуру по догматике и истории теологии с особой специализацией на истории восточных церквей, он подарил свое уже тогда насчитывавшее несколько тысяч томов собрание университетской библиотеке, где уже во время своего бегства из Германии он мог оставить часть своих книг и журналов. Он участвовал в создании систематического каталога этого собрания, которое продолжал неустанно расширять до конца шестидесятых годов. С семидесятых до конца восьмидесятых годов эта библиотека находилась под заботливым и энергичным присмотром Рут Либ-Штелин, которая старалась сохранять непрерывность "славянской миссии" своего в 1970 году почившего мужа.
   Согласно дарственному договору от 29 ноября 1959 года, библиотека Либа включена в фонды Базельской университетской библиотеки. До середины семидесятых годов ее книги и периодика каталогизировались. После введения системы EDV в начале 1981 года была начата рекаталогизация собрания Либа. Все тома этой библиотеки, вышедшие после 1940 года, ныне можно запросить через электронный каталог. В ближайшем будущем предполагается также рекаталогизировать более старые тома и издать каталог в виде книги, чтобы удовлетворить постоянно растущий интерес к этой библиотеке.
  

Новые политические бои

   И в своем родном городе Фриц Либ оказался "трудным теологом". Вместе с извеcтным тогда журналистом Эдуардом Беренсом он в 1938 году основал "Schweizer Zeitung am Sonntag" с характерным подзаголовком "Демократия в наступлении", которая боролась против фашизма и национал-социализма внутри страны и за ее пределами. Когда эта газета, сначала распространявшаяся на улице самими редакторами, под прямым давлением из Германии и Италии была запрещена, член федерального совета Мотта упрекнул Фрица Либа в том, что эта газета была "величайшим политическим испытанием конфедеративной внешней политики".
   Во время войны Фриц Либ принимал активное участие в антифашистском сопротивлении. После освобождения Парижа в 1944 году по заданию союзников он выполнял там тайную миссию в пользу русских эмигрантов. По окончании войны последовал приглашению советской штаб-квартиры в Берлине. Тогда он верил, что и в Советском Союзе победили демократические силы и что тоталитарная диктатура будет заменена подлинно социалистической системой. Свои надежды выразил в вышедшей в 1945 году и переведенной на многие языки книге "Россия в пути". Эти иллюзии он утратил во время тех двух семестров, которые в конце сороковых годов провел в восточном секторе Берлина в качестве ординарного профессора Берлинского университета. После реального знакомства с постоянно ужесточавшимся политическим курсом Советского Союза он окончательно порвал со сталинизмом и вышел из общества "Швейцария - Советский Союз". Поскольку он был его председателем, этот шаг вызвал в текущей прессе бурную дискуссию. Затем вместе с Карлом Бартом и Альбертом Швейцером он энергично выступил с инициативой против гонки ядерных вооружений, снова взмутив болото базельской локальной политики.
   Наряду с этими политическими выступлениями, Фриц Либ по-прежнему преподавал в Базельском университете, где в 1958 году получил личный ординариат. В свободное время он объезжал с рюкзаком и молотком близлежащие горы юрского периода, занимаясь там своими геологическими и палеонтологическими исследованиями, опубликовал ряд работ по геологии и собрал значительную коллекцию камней.
   Документы и источники о жизни Фрица Либа читаются как приключенческая литература. Его современники характеризовали его как "вулканическое явление", как "человека, которого не всегда легко было выносить его ближним", как "смесь Лютера и Рабле". Они чествовали его как любимого студентами учителя, восхищались его "явной склонностью к приключениям" и "смелостью его подчас неудобных выступлений", для них он был "христианином и настоящим социалистом", "рыцарем без страха и упрека".
   Выпуская к семидесятилетию Либа в 1962 году сборник "София и история", где было опубликовано собрание его статей по истории западной и восточной мысли и теологии, его друзья подчеркивали, что он "всегда был более человеком беседы, встречи и дискуссии, чем человеком, пишущим книги".
   Фриц Либ был не прикованным к письменному столу ученым, но человеком дела, энергичным университетским преподавателем, политическим бойцом, другом и помощником русских эмигрантов, специалистом по восточным вопросам и страстным собирателем, собрания которого бесценны.
  

Рукописи и архив Либа

   К библиотеке Либа относятся и некоторые русские рукописи девятнадцатого и двадцатого столетий, которые Фриц Либ подарил Базельской университетской библиотеке вместе с книгами и журналами. Наряду с теософскими, алхимистскими и розенкрейцеровскими рукописями начала девятнадцатого столетия, это были две богато иллюстрированные рукописи друга Либа Алексея Ремизова и по одной рукописи Андрея Белого и Дмитрия Чижевского.
   После смерти в ноябре 1986 года Рут Либ-Штелин в университетскую библиотеку поступил и архив Либа. С одной стороны, в этом архиве имеются богатые источники о жизни и деятельности Фрица Либа, с другой, - собраны важные документы эпохи. Так, в нем содержатся политические, богословские и геологические работы, а также статьи по славистике, написанные самим Либом, кроме того, рецензии к его трудам, его корреспонденция, а также материалы к его педагогической деятельности и всякого рода биографические документы. К письменным материалам личного характера можно отдаленно причислить и весь ахив к журналу "Orient und Occident" и к "Schweizer Zeitung am Sonntag". К документам эпохи относятся свидетельства о деятельности различных политических организаций, прежде всего общества "Швейцария - Советский Союз" или швейцарского движения против гонки ядерных вооружений.
   В рамках библиотечного обучения при Базельской университетской библиотеке была написана дипломная работа об архиве Фрица Либа. Ее автор, Михаэль Штрикер, около года сортировал, систематизировал и каталогизировал необозримые горы письменных материалов, разработав их ясный и простой в использовании каталог.
  

Систематические сигнатуры библиотеки Либа

  
   Сигнатура: Предметный раздел:
  
   Аа Энциклопедии, биографические энциклопедии
   100 b Биобиблиографии, библиографии, словари о книжной торговле,
   каталоги рукописей и библиотек, издательские каталоги
   В Библеистика, ветхозаветная и новозаветная теология
   30 Ва Славянские Библии
   70 b Ветхозаветная и новозаветная экзегетика и теология, иудаизм
   С Патристика и византинистика, внеславянская культура
   40 Са Древний Восток, классическая наука о древнем мире, западная
   патристика, ислам
   30 b Византинистика
   200 с Восточная патристика и византийское богословие, отдельные
   восточные церкви
   50 d Западноевропейская культура и философия с эпохи Возрождения
   D Русская история до Октябрьской революции, археология, география
   100 Da Историография, хрестоматии, собрания источников и летописей,
   общие обзоры
   70 b С основания русского государства до 1700 года
   100 с До русской революции
   30 d Внешняя политика (до настоящего времени)
   20 е Археология и предыстория (скифика)
   20 f География
   Е История русской культуры, мысли и философии (включая
   религиозную философию)
   100 Еа Общий раздел, университеты, педагогика
   400 b Русская философия 18 и 19 века (включая русских масонов,
   исключая западников и революционеров)
   300 с Русская философия 20 века
   30 d Советская философия
   40 е Система советского образования и воспитания
   100 f Литература масонов в русских переводах
   F Русская литература
   300 Fa Хрестоматии, общие обзоры, история жанров, литературная
   критика
   200 b До 1800 года (Карамзин)
   200 с До Гоголя (Жуковский, романтизм, Пушкин и др.)
   200 d Тютчев, Достоевский, Фет, Салтыков-Щедрин, Успенский,
   Короленко, Надсон и др.
   200 е Толстой, Чехов, Андреев, Горький и др.
   300 f Декадентство и символизм (до Блока, Ахматовой, Гумилева)
   200 g Советская литература
   100 h Советские антологии, альманахи, эссе
   Ga Мемуары
   b Архивные публикации
   H Русская церковь (история и богословие, включая проповеди)
   150 Ha Общий раздел, Духовные Академии
   300 b До 1800 года
   500 с До Октябрьской революции
   50 d С Октябрьской революции до Второй мировой войны
   50 е Движение безбожников
   70 f Эмигрантские церкви
   100 g Православная церковь в СССР со Второй мировой войны
   70 Jа Русская агиография
   150 b Старчество
   80 с Монашество, монастыри
   100 Ка Исследования о православном вероисповедании, история церкви,
   увещевания и полемика, католицизм
   50 b Протестантизм и немцы в России
   150 La Русское сектантство, раскол
   70 b Отдельные секты
   30 М Практическая теология (без отдельных проповедей)
   50 N Литургика
   30 Оа Русское право, история права
   10 b Cоциальное законодательство
   40 с Церковное право
   Р Социальные и революционные движения в России
   30 Ра Общий раздел
   300 b Декабристы, западники, народники и др.
   200 с Ранний марксизм, махисты, большевизм до современности
   30 d Экономика
   10 е Коммунистический Интернационал
   50 Qа Украина, Белоруссия
   30 b Кавказ
   100 с Сибирь и Средняя Азия
   20 d Финно-угорские народности, Прибалтика
   10 е Евреи в России
   40 Ra Славянство
   30 b Болгария
   50 с Южно-славянские народы и Югославия
   20 d Румыния
   50 е Польша
   70 f Богемия, Чехословакия
   100 S Византийское и славянское искусство
   50 T Славистика (словари и грамматика)
   U Науковедение (особенно естественные науки), театр, музыка
   Z Журналы
      -- Небогословские старые журналы
   200- Богословские журналы
   300- Новые журналы
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Перевод сделан по изданию: Helena Kanyar. Fritz Lieb und seine russisch-slavische Bibliothek // Zeitschrift fЭr slavische Philologie. 1990, Bd. 50, H.1. S. 80-89.
   Umberto Eco: Vom offenen Kunstwerk zum Pendel Focaults // Lettre international, 1989, N 5. S. 42.
   См.: Gottlob Wieser: Die russische Bibliothek Fritz Lieb // Kirchenblatt fЭr die reformierte Schweiz. 1957, Jg. 110, N 11. S. 169-170; Simone Blanc: Note sur la bibliothХque Lieb de BБle // Cahiers du monde russe et soviИtique, 1967, N VIII. S. 637-639; R. M. Davison : The Lieb collection in Basle university library // Solanus, International journal for Russian and East European bibliographic, library and publishing studies, 1980, N 15. S. 1-9; Fritz Lieb: Die russisch-slavische Bibliothek in der UniversitДtsbibliothek Basel // Theologische Zeitschrift, 1951, Jg. 8, N 2 und in Sophia und Historie, ZЭrich, 1962. S. 19-24.
   "VorwДrts" - "Вперед" (нем.).
   Либ собирал прежде всего произведения базельской группы "Красно-Синие", а также таких немецких экспрессионистов, как Кирхнер, Геккель и другие, так что его дом в Базеле был похож на хорошо подобранный музей современного искусства. См.: Beat Stutzer: Albert MЭller (1897-1926) und die Basler KЭnstlergruppe Rot-Blau. Basel-MЭnchen, 1981. Собрание ориенталистики находится сегодня в Берне.
   "Orient und Occident" - "Восток и Запад" (нем.).
   См.: Sophia und Historie. S. 20. Альбом гостей семейства Либов находится в частном собрании семьи.
   К этой статье прилагается обзор систематических сигнатур местного каталога собрания Либа.
   "Schweizer Zeitung am Sonntag" - "Швейцарская воскресная газета" (нем.).
   См. некролог Ф. Либу в VPOD от 20.11.1970 года.
   Cм.: Chryssoula Kambas: Wider den "Geist der Zeit". Die antifaschistische Politik Fritz Liebs und Walter Benjamins // FЭrst der Welt, Carl Schmitt und die Folgen, hrsg. von Jacob Taubes, MЭnchen 1983. S. 263-291; R. H. B.: Fritz Lieb (1892-1970) Necrologia // Nova acta Paracelsia, Jahrbuch der schweizerischen Paracelsus-Gesellschaft, IX, 1977. S. 1-6, und Nachlaß Lieb: Ein schweizer Theologe im russischen Hauptquartier, Interview mit Prof. Fritz Lieb, Basel // Die Weltwoche, ZЭrich, 14, 1946, N 63 (11. Januar); E. B.: Mittler zwischen Ost und West, ein Schweizer Эber die Aufgabe Deutschlands. GesprДch mit Prof. Lieb // Sonntag, Berlin, 27.10.1946; EugХne Porret: Der ausserordentlichste Mensch, den ich kenne // Sophia und Historie. S. 373-380; Ed. Thurneysen und W-er: Prof. Fritz Lieb zum 60. Geburtstag // Arbeiter Zeitung, Basel, 11.6.1952; E(d). Th(urneysen): Prof. Lieb zum 60. Geburtstag // Basler Nachrichten, 11.6.1952; Hermann Aeppli: Professor Fritz Lieb 70-jДhrig // Arbeiter Zeitung, Basel, 9.6.1962; W. E.: KДmpfender Geist, zum 70. Geburtstage von Prof. Fritz Lieb // VPOD, ZЭrich, 35, 1962 (15. Juni); Heiner Ott: Professor Dr. Fritz Lieb zum 70. Geburtstag // National-Zeitung, Basel, 10.6.1962; Martin RohkrДmer: Prof. Dr. Fritz Lieb zum 70. Geburtstag // Basler Nachrichten, 1962, N 240 (9.-10. Juni); G. W(ieser): Zum 70. Geburtstag Fritz Liebs // Kirchenblatt fЭr die reformierte Schweiz, 118, 1962, N 12, (7. Juni); Emmy Moor: Zum Tode von Prof. Dr. Fritz Lieb // VPOD, 20.11.1970; -t: Professor Fritz Lieb zum Gedenken // National-Zeitung, Basel, 10.11.1970.
   Martin RohkrДmer: Vorwort zu Sophia und Historie. S. VII.
   Архив Марины Цветаевой не относится к библиотеке Либа. Первый базельский профессор славистики Эльза Малер (1885-1970), бывшая в дружеских отношениях с семейством Либов, завещала его в 1939 году университетской библиотеке.
   Michael Stricker: Ordnung und Erschließung des Nachlasses von Prof. lic. theol. Fritz Lieb (1892-1970). Verzeichnis / Standortkatalog. Basel, 1989. 500 S.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   1
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"