|
|
||
Общий файл. Последняя (надеюсь) редакция от 14.06.11. |
В кабинете, на дверях которого красовалась табличка "Начальник отдела мониторинга Филатов К.П." было двое. Один из присутствующих сидел за письменным столом, стилизованным под начало 20-го века: зелёное сукно, настольная лампа с зеленоватым абажуром. Правда, в ней горела не лампочка накаливания, а новейшая система с управляемым потоком света. Сидящий за столом вертел в руках манипулятор персонального терминала, стилизованный под старинную перьевую ручку. В кресле, слева от стола, расположился второй собеседник с крохотной чашкой кофе в руках, из которой он время от времени прихлёбывал. -- Слушай, Константин Петрович, вот объясни мне, как ты представляешь себе этого... пилота и путешественника, который работал в научной организации на месте командира экспедиции в нашей конторе? Это в нашей-то! Ну что я тебе рассказываю, -- собеседник поставил пустую чашку на низенький столик около кресла и спросил с наигранным уничижением в голосе: -- А вторую чашку кофе у тебя посетителям предлагают? -- Гм, -- Константин соорудил надменное выражение лица и, что-то отметив манипулятором в терминале, сказал -- сейчас принесут. Помолчав немного, Филатов продолжил. -- Ничего, ничего. Уверен, что справится. Ты читал, что про него наш психолог написал? Вот, послушай: "обладает способностью ориентироваться в обстановке и принимать качественные управленческие решения, находясь под сильным психологическим давлением"! То-то! -- Константин склонил голову набок и провёл рукой по коротко стриженой макушке, -- да и потом, тебе не надоели эти наши ммм... мурзики. Как нужно ущучить какого-нибудь местного царька из глухомани, так это извините! Не очень, понимаешь, интересное занятие. Оно конечно, намного приятнее получить симпатичный, толстенький конвертик с круглой суммой. И не глядя подмахнуть бумагу, что мол, всё в ажуре. А мы потом удивляемся, какой же у нас бардак, понимаешь! Знаешь, ты думай, как хочешь, а я на этого парня ставлю. А кроме того, посмотри-ка, с кем он летит! Экипаж-то весь, как на подбор! -- Оптимист. -- Ага. В этот момент Виталий Тышковский, тот самый парень, о котором шёл спор в кабинете, постучал в дверь. Был он одет в форму лётчика гражданской авиации. Присутствовала даже форменная фуражка под мышкой. -- А вот и наш волонтёр пожаловал, -- сказал Филатов, подымаясь из-за стола, -- знакомьтесь: Виталий Игоревич Тышковский, пилот первого класса, назначен командиром звездолёта "Фуэте". А это -- Головин, Леонид Леонидович, инспектор нашего отдела, мой заместитель и, так сказать, правая рука. -- Константин, словно кожей почувствовал, что Леонид не упустит случая разыграть перед новичком спектакль, и невольно поёжился. Ну конечно, Лёнька не может, чтобы не похулиганить! И как всегда, Константин Петрович подсознательно старался сгладить ситуацию, конечно же, попадаясь на удочку Леонида в который раз. Проклятая щепетильность! Воспитание, будь оно неладно! Однако, ничего с собой поделать не мог. -- Так сказать, нашего полку прибыло, -- сказал он, потирая руки и вымучивая из себя улыбку. Сделав над собой усилие, обернулся. Головин, судя по новому выражению лица и округлившимся глазам, страдал если не дебилизмом, то уж слабоумием, наверняка. Изобразив туповатую серьёзность, он поднялся, протянул лётчику руку и заключил проникновенное рукопожатие. -- Виталий, -- ответил тот. Смутился и отвёл глаза. -- Лёня, прекрати, -- сказал Филатов, впрочем, не особо рассчитывая, что тот прекратит. -- А что? -- невозмутимо продолжил тот, -- наш визави не любит придурковатых начальников? А, между прочим, зря, -- Леонид наконец-то убрал маску слабоумного, -- для молодого человека с амбициями это ж просто находка! С дураком в начальниках перед вами открываются чудесные перспективы карьерного роста. Заметьте, не всем выпадает такое счастье. Мне вот, не повезло, -- с наигранной печалью вздохнул Леонид, -- и сидеть мне теперь в замах, пока шефа нашего не заберут куда-нибудь из отдела на повышение. Впрочем, надежды на это мало. -- Ну вот, понесло -- вздохнув, сказал хозяин кабинета. -- Скажите, Виталий Игоревич, а как нашему шефу удалось вас переманить? Небось, Константин наш, Петрович, сулил премиальные как у министра? Или грудь в орденах и адмиральские лампасы? -- Лёня, у адмиралов не бывает лампасов, -- ядовито заметил Константин. -- Правда? Тогда что там у них бывает? Нашивки, жезлы? Виталий, у вас-то похоже, на прежней службе всё складывалось вполне благополучно? От этого простого вопроса Виталий напрягся, не нравилось ему быть объектом для шуток и розыгрышей. Потому ответ у него получился деревянный. -- Можно сказать так: там я достиг возможного максимума, всё-таки первый класс, командир звездолёта в научном главке. А что дальше? Дожидаться списания на Землю? У нас там планов расширения или перспектив чего-то нового, масштабного, не предвиделось. -- Наконец Тышковскому удалось немного расслабиться. Он вздохнул и, улыбнувшись, продолжил, -- ну и предложение роскошное: вакансия капитана на корабле класса "М". Чего тут думать? Какие еще премиальные? Тышковский метнул осторожный взгляд на Головина, но тот продолжал сидеть с невозмутимым видом, словно его это не касалось, и не он только что валял дурака. -- Виталий Игоревич, переподготовку, насколько я понял, вы закончили? Можно лететь? -- спросил Константин. -- Ещё вчера получил лицензию на право управления звездолётами среднего и тяжёлого класса, -- кивнул Виталий, -- и медиков тоже прошёл. Готов приступать к новым обязанностям. -- Тогда давайте сразу к делу? -- Филатов протянул Виталию еще один лист-терминал, -- сейчас просмотрите полётное задание в общих чертах. Для первой экспедиции оно будет простое, я бы даже сказал, рутинное. Слетаете на планету к губернатору Жернину, доставите туда административную группу. Они посмотрят состояние концессии на месте, что там и как. Мы постоянно навещаем наших подопечных, делаем такие вот э-э контрольные визиты. Ну а ваше основное задание для первого полёта - знакомство с кораблём и экипажем. Потому, хоть задача простая, экспедиция отправляется с полной выкладкой: с вам полетят и Пролог и силовики. Виталий пробежал глазами текст задания, подробности можно и потом уяснить, в целом же - действительно все просто и понятно. Может только на первый взгляд? Мало ли, сколько может всплыть неизвестной еще специфики, которую свежий человек сразу и не разглядит. Секретарь принесла на крохотном подносе три чашечки кофе. Сделав глоток, и отставив чашку на край стола, Константин продолжил: -- Вот такое дело в общих чертах. Давайте-ка ещё для знакомства по экипажу пробежимся, -- сказал он и переключил терминалы на список. -- Вот они, значит так: бортовой врач Анна Ханссен, -- на лице Константина появилась тёплая улыбка, -- наша Анечка. Профи высочайшего класса, кстати. Еще и универсал, каких днём с огнём не отыщешь. Это я бы сказал, везение, что такой человек на борту. Виталий рассматривал фотографию, появившуюся на терминале. Красивая женщина, похожа на Снежную Королеву из старинного мультфильма, только в отличие от королевы - весёлая. Глаза со смешинками, очаровательная улыбка. Сколько же ей лет? Явно не молодая, но эффектная. Оторвавшись от фото, он обнаружил, что Головин откровенно его рассматривает и смутился: разглядывает, как первоклашку. Константин бежал указателем по списку дальше. -- Вот, теперь группа Пролог. Астрофизик Рудольф Куклин. На терминале возникла колоритная личность: ухоженная, красиво стриженая борода, тщательно уложенная ярко-рыжая шевелюра. Глаза прозрачные, светлые и оттого немного рыбьи. -- Очень своё ремесло любит, -- продолжил Константин, -- вот только не приведи Господи, спорить с ним. Заводится с пол оборота, как мальчишка, право-слово. А уж если заведется, орёт на всех, не разбирая чинов и званий. -- Теперь еще один человек из Пролога, планетолог Антон Ривейра. 36 лет. На снимке серьёзное лицо, но в уголках губ прячется улыбка. Глаза живые, проницательные. Похоже, что планетолог - человек азартный и деятельный. -- Опытный специалист, обожает решать зубодробительные задачи. А корабельный комплекс Пролога в его руках творит чудеса. -- Административная группа, два человека. Значит так: чистый управленец, практик Паскаль Буше. Интеллектуал и большая умница. Паскаль Виталию напомнил мушкетёра, выписанного Александром Дюма, эдакого Арамиса: тонкие черты лица, в бравом взгляде - отвага и благородство. Причем, явно не показушные, это Виталий мигом бы распознал. -- Его дважды губернатором назначали, -- продолжал Филатов, -- и оба раза, на планеты, где колонии были доведены до ручки и находились на грани эвакуации. -- Всё равно, строгости ему не хватает, -- вставил Головин. Но Филатов только отмахнулся: мол чья бы корова мычала. -- Теперь юрист: международное и корпоративное право. Санджив Сингх. Гм, фамилия громкая, по-моему, был в Индии такой премьер-министр. Не помню только, как того Сингха звали, но не Санджив, это точно. На снимке - совсем молодой человек. Хорошее, открытое лицо, серьёзный взгляд, пожалуй излишне задумчивый, философский, словно его обладателю больше по душе созерцание, чем активное действие. -- Кстати, а наш-то, учился в Гарварде, ага, стажировался на родине, в Индии. Потом три года работал в Европе. -- Системщики. Тут уж не знаю, как сказать, повезло или нет. Хулиганы, конечно, первосортные. Настоящая банда. Значит, с ними там девчушка будет. Она первый раз летит, да и по возрасту, ребенок совсем еще. Впрочем, волевая, с характером. Хорошо бы присмотреть за ней. Она вообще-то из Южной Африки, вроде. Или предки оттуда, не помню я точно, надо глянуть. Ильзе Брикс. Семья у неё очень богатая, вот похоже на этой почве у папаши крыша и съехала, хотел Ильзе замуж выдать за какого-то партнёра своего, делового. Затиранил дочку совсем этим замужеством. Она к тому моменту политехнический заканчивала. Ну и того, считай, сбежала из-под родительской опеки. Да уж, характер такой. У системщиков она отвечает за связь и навигацию. На экране - крепкая, темноволосая девушка с короткой стрижкой. Курносая, с веснушками на щеках. Взгляд внимательный, а губы плотно сжаты, напряжены. -- Так, теперь умники эти: Евгений Федотов и Эрик Долгополов. Спецы они, конечно отличные. Шутки у них только дурацкие. -- Константин поёрзал в кресле, -- и дисциплины никакой! Так что с ними построже надо. Евгений у них всей аппаратурой заведует, включая энергетику, а Эрик - системами управления. Хотя, такое деление - условность, Эрик прекрасно может справится с двигателем, а Женька - разобраться с бортовой кибернетикой. Двое молодых ребят. Чем же они так прославились в отделе? Виталий посмотрел на Леонида, тот тщательно прикрывал улыбку ладонью, пытаясь сохранить на лице серьёзное выражение: -- Не забудь про казаков, -- напомнил он Константину. -- Ага, силовики с вами тоже летят, казаки атамана Лисина. Фамилия - говорящая, хитрейший он мужик, надо сказать. -- Я всё хотел спросить, Константин Петрович, -- вставил Виталий, -- почему вдруг казаки? Старомодное какое-то понятие, это что-то на манер полевой жандармерии? -- Почти. Защитить мирное население, взять под контроль и удерживать территорию столько, сколько понадобится, да хоть поселиться там, -- Константин энергично рубил ладонью воздух, чеканя слова, -- никто с такой задачей кроме них не справится. Или, например, одолеть местную банду. Эти, кстати, чаще всего маскируются под местных жителей. В общем, там, где важно длительное присутствие сил по защите порядка, хорошо вооружённых, организованных и обученных людей. Самоназвание, может и необычное, даже старорежимное - "казаки". Но это довольно серьёзные ребята. Леонид оживился и добавил: -- Знаете, сколько среди них отставников всяких спецназов и спецслужб? Наверное, каждый второй. Ага, и каждый первый имеет очень даже неплохое образование. Техника у них, в основном, своя: не серийная, заводская, а основательно переделанная. У казаков инженеры-кибернетики - сила! Видел я как-то, что они вытворяют на своих боевых транспортёрах, то есть БТ - невероятно! - Леонид зажмурился от удовольствия, прямо как кот, которого почёсывают за ухом, - у аппаратов переработана авионика и силовой блок. Думаю, движок там раза в полтора мощнее серийного. И в программном обеспечении, само собой, тоже основательно покопались. Ну и, кроме этого, имеется много своих, оригинальных разработок. Помолчав, Константин подвёл итог: -- В общем, команда подобрана крепкая. Считаю, экспедиция готова ко всякого рода неожиданностям. Но, будем надеяться, всё пройдёт гладко. Старт должен состояться через трое суток, а вы, Виталий Игоревич, отправляйтесь на корабль завтра же. Обживайтесь, знакомьтесь с командой. -- Погрузка уже началась, ею занимается боцман, -- добавил Леонид, -- кстати, хорошо, что вспомнили, зовут его Кирилл Ивлев. Не очень разговорчив, я бы даже сказал, нелюдим. На "Фуэте" с самого начала служит, корабль для него как дом родной. И положиться на него можно. Виталий, вы уж постарайтесь найти с ним общий язык. *** Корабль с надписью "Фуэте" на борту, относился к классу "М", особому классу звездолётов-универсалов, предназначенных для службы мониторинга в МКК, Межпланетной Колониальной Комиссии. Кроме наблюдений, этот класс звездолётов приспособлен для запуска на вновь открытых планетах нулевого цикла подготовки к освоению. На борту у них есть всё для проведения корректировки микробиологического фона, чтобы на планете спустя несколько лет настали благоприятные условия для следующих этапов модификации атмосферы, почвы и климата. Во времена череды глобальных экономических кризисов, политика выдачи прав на колонизацию планет в МКК претерпевала множество изменений, зачастую совершенно нелогичных. Бывали времена, когда для получения лицензии на колонизацию требовалось предоставить на рассмотрение комиссии инвестиционный проект с экономическим обоснованием на 25 лет вперед, застрахованный и перестрахованный. А то вдруг права на колонизацию выдавались инвестиционным фондам, вынырнувшим из ниоткуда, лишь бы тем хватило средств внести мизерный, по сравнению со стоимостью концессии залог. Справедливости ради надо сказать, что Комиссия руководствовалась благими намерениями, прилагая титанические усилия для спасения экономики Земли. Теперь же предоставление прав на колонизацию частным инвесторам упразднили. Человечество вынуждено было признать, что колонизация планет - задача слишком сложная и дорогостоящая для любой, даже сверхмощной корпорации, консорциума или инвестиционного фонда. Кроме того, такой способ колонизации содержал внутренний конфликт интересов. Любая частная компания нацелена на получение максимальной прибыли. Как следствие, её руководство испытывает неодолимое желание сократить издержки за счёт социальных программ. Настоящее проклятие корпоративных колоний - деградация общества в условиях изолированного поселения. На практике же бывало и не такое. Например, инвестор, который получил права на освоение планеты, становился банкротом. Тогда, чаще всего, выяснить состояние дел в колонии можно было только на месте, отправив туда экспедицию. Бывали случаи, добровольных отказов от колонизации. Тогда Комиссия инициировала ставшую стандартной для таких случаев процедуру передачи управления временной администрации. Чтобы, наладив жизнь в колонии, предоставить ей возможность стать частью Межпланетной Конфедерации. Когда неурядицы, в том числе и экономические, остались в прошлом, и порядок в межпланетных делах более-менее устоялся, в МКК появился целый флот кораблей класса "М". Первая экспедиция. Краткая справка. Звёздная система XID001051811874 по стандарту (eXtended IDentifier) каталога Межпланетной колониальной комиссии. Рабочее название планеты: Коперник-3. Коперник-3 управляется губернатором. В администрацию губернатора входит ряд департаментов. Управление: губернатор, заместители и руководители департаментов. Департамент энергетики. Управляет энергоснабжением планеты. Эксплуатирует орбитальную энергетическую станцию, выполняет на ней регламентные работы и обслуживает приёмно-распределительные узлы на планете. Департамент экологии. Эксплуатирует сеть станций контроля и управления биосферой. Департамент геофизики и картографии. В его ведении находится спутник картографирования и ландшафтного мониторинга. Занимается разведкой полезных ископаемых. Департамент ТСМ (транспорт, связь, медицина). Обеспечивает администрацию планеты связью, транспортом, в том числе орбитальным и межпланетным. Осуществляет медицинское обслуживание всех, кто находится на планете. Инженерный департамент. Надзор за концессией и горные разработки. Статус: для построения инфраструктуры участки территории планеты сданы в концессию типа BOT (Build -- Operate -- Transfer) сроком на пятьдесят лет. Исполнитель концессии: инвестиционная группа "Гелиос". Цель: Создание сельскохозяйственной и промышленной базы для обеспечения первого этапа заселения на один миллион человек. Создание транспортной инфраструктуры, пригодной для налаживания регулярного пассажирского и грузового сообщения с Землёй. Старт. Аэробус с пилотами летел к орбитальному лифту над выжженной степью. Пейзаж в иллюминаторах не баловал разнообразием. Наконец, впереди на горизонте обозначилась в голубой дымке горная гряда. Там находилась цель поездки - лифт, связывающий Землю с орбитой. Среди попутчиков Тышковского, знакомых не оказалось. Заводить же новые, у Виталия не было настроения. Вскоре ему предстояло знакомство с целой командой. Поэтому он занял пустующее кресло на галёрке и задремал. -- Смотрите-ка, десант догоняет! - разбудил Виталия возглас сидевшего в первых рядах пилота, который указывал своему соседу куда-то назад, по правому борту. Действительно, их довольно быстро нагонял десяток БТ. Стремительно обойдя аэробус, словно тот стоял на месте, десант исчез из поля зрения. "Увидеть бы, как казаки летают, - подумал Виталий, - уж больно аппетитно про них Леонид рассказывал". -- Хорошо идут ребята, -- добавил тот же голос. Лифт работал на полную катушку, потоки грузов и людей в обе стороны, не прекращались ни на минуту. Громадное здание пассажирских перевозок гудело людским многоголосьем, как растревоженный улей. К удовольствию Виталия, который не любил шумных, многолюдных мест, ожидать посадки не пришлось. Неспешный подъём к орбитальному транспортному узлу длился почти час, там Виталий взял автоматическую шлюпку, погрузил в неё свои пожитки, и отправился на "Фуэте". *** Веретенообразный корпус корабля был пришвартован на крупнейшей базе флотов Конфедерации, расположенной рядом с энергетической станцией. Станция эта находилась в той самой точке, где атмосфера Земли, словно гигантская линза, фокусировала солнечный свет. Часть полученной энергии направлялась на Землю, но львиная доля её использовался здесь же, для нужд базы. Уже подымаясь на борт, Виталий вдруг с удивлением осознал, что так и не поинтересовался, кто же командовал "Фуэте" до него? Настолько заманчивая открывалась перспектива. И почему этот пост стал вакантным? Виталий покраснел, как это же он ничего не разузнал про бывшего капитана? А сейчас ему предстояло принять на себя ответственность за экипаж и огромное хозяйство, каким является звездолёт класса М. В конце концов, Тышковский мысленно махнул на всё рукой. Что седлано, то сделано, назад не отыграешь, в конце концов, он уже принял всю полноту власти и ответственности в тот самый момент, когда согласился перейти на "Фуэте". Виталий подумал, что время само расставит всё по местам. Главное, вовремя переложить галс и поймать ветер, а что приготовил ему новый поворот - будет видно. Первым делом следовало попасть в рубку. Оказавшись в самом сердце корабля Виталий активировал свой ключ управления, на что сразу же отозвался бортовой компьютер. -- Добро пожаловать на борт, Новый Хозяин, -- в рубке прозвучал неожиданно бархатный, живой, совсем не механический голос, -- какие будут распоряжения? Выслушав эту, сдобренную вежливо-предупредительными интонациями фразу, Виталий покачал головой: не хватало, разве что, церемониального поклона. Однако веселые ребята, наши системщики, подумал Тышковский. А каково обращение: Новый Хозяин! -- В каком состоянии сейчас борт? -- Ремонт закончен. Тесты и проверки начинаются через 10 часов. Группа системных инженеров в полном составе уже на борту. Погрузка идёт по графику. Старт - через 42 часа 27 минут. На сей раз, фраза прозвучала однозвучно и сухо. -- Кто командовал кораблём до меня? -- помедлив, решил всё-таки выяснить Виталий. -- Капитан Головин Леонид Леонидович, -- торжественно прозвучал ответ. Вот значится как! Головин, инспектор, заместитель начальника отдела --.бывший командир "Фуэте"! Это что же получается, он мне корабль передавал? Да, дела. Хоть бы слово кто сказал! -- Борт, как мне тебя называть? -- спросил Виталий. -- Прежний капитан звал меня Кормчим, Мастер-Шеф, -- объявила машина. Похоже, с этим бортовым компьютером, не соскучишься, подумал Тышковский. Ладно, пусть будет Кормчий. Капитану впервые представилась возможность поработать со столь совершенной машиной. На тех кораблях, что ему доводилось летать прежде, компьютеры обходились без изысков. А столь яркой, богатой интонациями речи у бортового компьютера он слышал считанные разы. Виталий взял в руки лист-терминал, открыл план корабля и отыскал на нём метку, показывающую местонахождение боцмана. Тот оказался как раз возле грузового шлюза. Смотри-ка, лично следит за погрузкой, хотя мог бы сидеть в своей каюте и наблюдать за процессом по терминалу. -- Хорошо, Кормчий. К началу тестов я буду здесь, в рубке. В моей каюте есть подключение к твоему кластеру? -- Точно так, Мастер-Шеф! Какие будут дальнейшие распоряжения? -- на сей раз интонации были точь-в-точь, как у рапортующего новобранца. -- Никаких, -- запнувшись, произнёс Виталий, -- что ты имеешь ввиду? -- Простите, Мастер-Шеф, ничего. Фигура речи. -- Ну и ладно, -- сказал Виталий, про себя же подумал: мощная машина, надо будет внимательнее просмотреть корабельную документацию. С архивом тоже нелишне будет ознакомиться. Тышковский отыскал свою каюту. Ничего особенного, немного больше тех, где Виталию доводилось обитать прежде. Он на скорую руку распаковал вещи и, присев к крохотному столику, активировал терминал. Настроил фильтры информационного потока на процесс погрузки звездолёта, довольно кивнул. График выдерживался с точность до минуты. Когда Виталий собрался, было, идти к грузовым шлюзам, в каюту постучали. Открыв дверь, он обнаружил на пороге незнакомого человека. Рослый, широкоплечий, он напомнил капитану античного героя. Со взором эдакого повидавшего свет, умудренного опытом хитроумного Одиссея. Человек, заинтересовано рассматривая Виталия, произнёс густым, немного скрипучим голосом: -- Здравствуйте, капитан. Кормчий сообщил, что вы уже на борту, решил зайти представиться. Я - боцман, Ивлев Кирилл. -- Здравствуйте, -- ответил Виталий, -- да вы проходите, чего мы на пороге стоим? Тышковский жестом пригласил гостя войти, тот охотно согласившись, выбрал себе место за столиком. -- Мне Леонид про те... -- зависнув над стулом, Ивлев споткнулся на полуслове, -- про вас рассказывал. Похоже, что у него имелась привычка: обращаться ко всем на "ты". Занятно, подумал Виталий, что же Головин мог про меня рассказать? -- Леонид командовал "Фуэте" до меня, -- утвердительно сказал Тышковский и, помолчав, добавил: -- я узнал об этом только здесь, на борту, хотя мог бы, конечно и догадаться. Он с Филатовым знакомил меня со звездолётом и командой. Только Головин не сказал, что я его преемник. -- На Леонида это похоже, -- сказал Ивлев и его взгляд потеплел. -- И какое у него мнение о новом капитане? -- склонив голову набок, спросил Виталий. -- Головин сказал, например, что у вашего ангела-хранителя, похоже, много работы, -- ответил Ивлев. -- Вот как? -- произнёс капитан, -- так сразу и не разберёшь, хвалят тебя или наоборот, ругают. А давайте на "ты", боцман. Не против? Кирилл кивнул. -- Давай, не люблю я церемоний. А насчёт твоего ангела-хранителя Леонид так выразился: новому капитану частенько доводилось искать выход из сложных, нестандартных ситуаций. Да, тут бывший командир "Фуэте" пожалуй, прав, подумал Тышковский. Воистину, его карьеру можно называть какой угодно, но только не скучной. Хотя, Виталий не находил в этом ничего особенного. Во всяком случае, роптать на судьбу ему никогда не приходило в голову. -- Еще Леонид сказал, что ты людьми не командуешь, -- обронил боцман. -- Да, это правда. Генерала, или даже простого сержанта из меня не вышло, -- мрачно заметил Тышковский и опустил взгляд. -- Насчёт командования... -- похоже, Ивлев подыскивал формулировку, -- знаешь, не самое худшее качество для капитана, если знать нашу специфику. Ты же в курсе, что в дальние экспедиции попадают только те, кто прошёл особый психологический отбор. Кто в состоянии подолгу жить и работать в тесном контакте. Командные интонации они стерпят, кончено, но таким ребятам ой как не нравится, если их заставляют ходить строем. Ивлев, покачав головой, вздохнул. -- Да не комплексуй, капитан, подход у тебя правильный. В нашем деле хуже всего что? Это когда люди начинают думать, что ими помыкают. Демонстрировать своё недовольство никто, конечно, не решится, но и нормальной команды тоже считай, нету. "Всё верно, -- подумал Виталий, -- только мне как быть? Люди на звездолёте давно друг друга знают, а я тут человек новый. Конечно, со временем всё станет на свои места, но времени-то как раз и нет! До старта меньше двух суток осталось. Хотя... а кто у них не новый? Административная группа не летает с экипажем постоянно. Казаки - тоже вряд ли. Боцман, инженеры, возможно, еще врач. Да, еще планетолог и астрофизик. Кажется, всё". -- Я познакомился с командой заочно, -- произнёс Тышковский, -- как думаешь, станут они нового командира на прочность испытывать? Ведь есть же такой жанр: выяснять, чего на самом деле стоит человек, который берется руководить? -- Это навряд ли. Все знают, что тебя сам Головин одобрил, -- подняв вверх указательный палец сказал Ивлев, и, поразмыслив, добавил: -- да и кому оно надо? Ну, разве что молодёжь наша, инженеры. Те могут какую-нибудь каверзу придумать. На шутки они мастера. Но тут уж такое дело: всем достаётся, никого эта братия не празднует. Понизив голос, боцман произнёс: -- Если хочешь знать, эти бандиты и мне устроили как-то приключение. Представляешь, на скафандр, ближе к подошвам закрепили микродюзы с дистанционкой. В общем, решил я как-то за шлюпками присмотреть возле причала. А там уже невесомость. Завис я, значит, над шлюзом, снаружи. Ну и закрутили меня там шутники эти, прямо как волчок, представляешь? Боцман пристально глядел на Тышковского видимо ожидая, станет ли тот смеяться. Виталий только сочувственно покивал. -- Вот такие дела, -- добавил боцман, хлопнув себя по коленке. -- Ну, ты сам скоро всё увидишь! Он поднялся и протянул Виталию руку. -- Ладно, пойду я, капитан. Завтра тяжёлый день, надо хоть немного поспать. И тебе советую. Когда Ивлев ушёл, Виталий решил внять разумному совету и как следует выспаться перед грядущим хлопотным днём. До старта оставалось совсем мало времени. Когда по корабельному времени наступило утро, капитан Тышковский решил воспользоваться тем, что на борту еще действовала гравитация и потратить немного времени на то, чтобы привести себя в порядок и побаловать себя кофейком. Когда еще выпадет такая возможность! Во время полёта, когда гравитация отключится, такой роскоши уже не будет, а тянуть горячий напиток, рискуя обжечься, то еще удовольствие! Или, что по мнению капитана еще хуже - довольствоваться холодным. Виталий считал душ величайшим изобретением человечества. Он поиграл подачей воды, делая струю душа то холодной, то обжигающей. С удовольствием растёрся полотенцем и, надев свежую униформу, оправился в кают-компанию за второй частью удовольствия: не торопясь употребить чашку-другую кофе, прежде чем приступить к своим обязанностям. В коридоре его настиг какой-то монотонный лязгающий звук. Бжик-бжик, пауза, и снова бжик-бжик... Виталий замер, звук приближался. Заглянув за угол, он увидел следующую картину: по коридору, чётким строевым шагом, направлялся в его сторону человечек ростом с кошку. Был он одет в старинную офицерскую форму времён "Очакова и покорения Крыма". В руке человечек держал сабельку, размером со столовый нож. Вместо одной ноги у него явно был протез, который и издавал при ходьбе тот самый звук. Виталий обмер. Человечек, приближаясь к нему, на ходу отсалютовал саблей и продолжил своё путешествие по коридору. "В принципе, шутка как шутка, могло быть и хуже, -- облегченно подумал Виталий, -- заодно повод будет, чтобы поближе познакомиться с инженерами". Он вытащил из нагрудного кармана миниатюрный терминал, поискал на плане корабля помещения системщиков и решительно направился туда. Да и потом, мало ли что у них еще на уме? Не зря же шеф ёрзал в кресле, рассказывая про них. Подойдя к инженерной лаборатории, Тышковский опешил. Посреди двери зияла рваными краями огромная дыра. А из неё торчало пол головы звероящера. Живой головы, судя по звуку дыхания. Виталию довелось однажды вблизи видеть точно такое же чудовище. Приятных воспоминаний это свидание у него не оставило, хищная тварь оказалась хитрой и довольно агрессивной. Веки на выпуклых глазах дрогнули и раскрылись. На капитана уставилась пара злобных зелёных глаз. Когда Виталий опомнился, он понял, что спиной упирается в стену коридора, и на цыпочках скользит вдоль неё прочь, пытаясь при этом нашарить рукой на поясе несуществующую кобуру. "Стоп, -- приходя в себя от потрясения, подумал капитан, -- откуда здесь мог взяться звероящер?" Вдруг глаза чудовища прищурились, и безобразная пасть, Виталий мог поклясться, растянулась в улыбке. -- Доброго времени суток, -- сказала приятным, мелодичным голосом голова, -- системных инженеров в лаборатории нет. До старта корабля они будут заняты в рубке. Голова помолчав, несколько раз моргнула, а затем строго добавила: -- Пускать никого не велено. Веки закрылись. Виталий осторожно приблизился снова. Теперь-то ему удалось рассмотреть, что муляж головы и имитация дыры просто прилеплены к целёхонькой двери лаборатории, теперь-то это ясно! Если бы не его, капитана, близкое знакомство с таким же ящером, наверняка он распознал бы имитацию. А тут эмоции взяли верх, больно уж неприятные воспоминания остались у Тышковского от свидания с тем холоднокровным страшилищем. "Надо было на карте корабля не лабораторию искать, а инженеров, -- с неудовольствием подумал Виталий и направился в рубку. -- Повод, понимаешь, ему понадобился, чтобы поближе познакомиться. У инженеров этого добра, видимо, хоть отбавляй". По пути, заглянув в кают-компанию, он обнаружил всю группу системных инженеров в сборе. Долгополов, Федотов и Брикс оживлённо обсуждали что-то, склонившись над разложенным на столе большим листом-терминалом. -- А с нелинейным сопротивлением эталонной нагрузки что делать будем? Вручную подкрутим, ежели что? -- язвительно вопрошал Долгополов. -- Ничего подобного! -- орал Федотов. -- Какое еще нелинейное сопротивление? Эталон у нас - обычная болванка, безо всяких там изысков! Увидев капитана, они оторвалась от своего занятия. -- Доброе утро, -- приветствовал их Виталий, глядя на компанию исподлобья, -- Так, системные инженеры, значит, уже в сборе? -- Здравствуйте, капитан, -- нестройным хором отозвалась троица. -- Чем занимаетесь? Готовитесь к старту? -- поинтересовался Тышковский. -- Ага, готовимся. Сейчас тесты будем гонять. -- А что это за человечек такой расхаживает по коридору? -- Крысиный патруль, -- не моргнув глазом сказал Евгений. -- А у нас на корабле есть крысы? -- спросил с ухмылкой Виталий. -- Нету. Ну а вдруг появятся? -- произнёс Эрик, похоже, изо всех сил стараясь сохранять серьёзное выражение лица. -- Капитан, мы тут пытаемся оптимизировать процедуру тестирования, чтобы сэкономить немного времени. Хотите посмотреть? Тышковский подошел к столу, глянул на диаграмму, над которой склонились инженеры. -- Вот смотрите, когда заканчиваются тесты энергосистемы, включая и нагрузочные испытания, только потом начинаются проверки систем жизнеобеспечения, -- Эрик показал манипулятором ветку диаграммы, которая изображала эту последовательность действий. -- Мы хотим использовать эту систему как нагрузку, подключив её к энергоустановке. А эталонную нагрузку, использовать не всю, а только её часть. Тогда обе проверки пройдут одновременно, а замеры резерва мощности можно провести даже в более жёстком режиме. Как думаете, капитан? "Ага, решили и корабль протестировать, а заодно и нового капитана проверить, -- подумал Тышковский. -- И что же именно они хотят узнать? Буду ли я совать нос в их дела, или увидеть, как я ориентируюсь в инженерных задачах? Или и то, и другое сразу?" -- Ребята, думаете, что я настолько силён в энергетике, чтобы инженерам давать советы? -- Виталию хотелось выгадать немного времени, чтобы попытаться всё-таки вникнуть в логику тестов: очень не хотелось ему иметь перед командой бледный вид, -- а что это у вас такое на дверях лаборатории? -- Это мы э-э-э... автоответчик такой придумали, -- сказал Долгополов растягивая слова, тряхнул головой и продолжил: -- по-моему, стильно получилось. Как считаете, капитан, похож на настоящего ящера? -- Похож, похож. Довелось как-то видеть живьём. На планете Юра, где палеобиологи экспериментировали с динозаврами. С довольно короткой дистанции, между прочим. Ведомство, в котором я служил, занималось доставкой и монтажом аппаратуры для исследований. Вот я и повстречался с таким ящером. Почему-то он оказался за периметром экспериментальной зоны, -- Виталий, скупо улыбнувшись, добавил: -- как он туда попал, непонятно. Может, кто пошутил таким образом? Он уловил еле заметный, дружный кивок Эрика и Евгения. Вот оно что, значит, наблюдали за моей реакцией. Конечно, в муляж встроена камера, а может и не одна. И в моё досье тоже заглянули. Про Юру и произошедший там инцидент наверняка есть запись. Виталий, рассматривая троицу, остановил взгляд на Ильзе. Ему запомнилось, что на фото в личном деле у неё была короткая, почти мальчишеская стрижка. Тогда, особенно после рассказа Филатова, он отчего-то представлял себе, что Брикс из тех девчонок, про которых говорят, что ей бы мальчишкой родиться. Эдакий типаж подростка со спортивным, до угловатости телосложением. Однако, не взирая на вполне мужскую профессию, стрижку и волевой характер, Ильзе оказалась обладательницей прелестной женской фигурки и пластикой танцовщицы. Залюбовавшись, Виталий даже о своём недавнем приключении позабыл. -- А с тестами, думаю, вам виднее! -- наконец проговорил Виталий, еще раз бросив взгляд на диаграмму. -- Не забудьте только хронометраж поправить, чтобы ложной диагностики по нарушению временных интервалов не появилось. А то хлопот не оберемся, -- ехидно добавил капитан. Долгополов кивнул, глядя на Евгения. "Вот артисты, -- подумал Тышковский, -- любопытно всё-таки, что же с Филатовым приключилось по их милости?" Тут в кают-компанию вошли планетолог и астрофизик. А еще через несколько минут капитану было уже не до бдения над аппаратурой. Масса времени ушла у него на знакомство и разговоры с членами экипажа, изучение самого корабля, от которого Виталий пришёл в восторг. Могучий звездолёт-универсал. А когда Тышковский просмотрел архивные видеозаписи, стало понятно, почему корабль носит имя "Фуэте". Из-за присущей ему манеры выполнять эволюции на орбитах планет, которая делала их похожими на филигранные балетные па. Посадочные шлюпки и транспортные автоматы Пролога весь день доставлялись на борт своим ходом. Их собирали на производственных линиях базы, а чтобы сэкономить время, испытания совмещали с доставкой на борт звездолёта. Выполняя проверки, автоматика базы заставляла округлые корпуса шлюпок вращаться, стремительно разгоняться, тормозить и двигаться зигзагами. Вспышки миниатюрных дюз, сопровождающие каждый манёвр, сливались в красноватую искрящуюся паутину. Уже под конец дня, к шлюзам "Фуэте" начали причаливать казаки и загружать своё имущество. До старта осталось меньше суток. Наконец-то всё готово. Бортовой компьютер мог целиком самостоятельно расстыковаться и отвести корабль в точку прыжка. Но согласно старой традиции капитан должен был отчалить самостоятельно. -- Кормчий, закрывай люки и шлюзы. Готовься отчаливать. -- Выполнено. -- Отдать концы, -- сам себе скомандовал Виталий. Он заставил двигатели ориентации слёгка натянуть стыковочные крепления, потом включил расстыковку. Корабль плавно отделился от ферм причала. Длинные импульсы рулевых двигателей слегка ускорили дрейф корабля. Затем короткими импульсами капитан стал разворачивать звездолёт так, чтобы можно было включить маршевые двигатели, не повредив при этом фермы причаливания. Рыскание сменилось тангажом, и огромный, веретенообразный корпус звездолёта как будто стал пикировать, уходя вниз и в сторону от причалов базы. -- Ура, понеслось наконец-то, -- радостно объявил Виталий, заворожено глядя на терминалы внешнего обзора, -- а как идёт, сказка! Ровно, как по ниточке! С несказанным удовольствием он маневрировал, уводя корабль прочь от базы, поиграл еще немного штурвалом, с сожалением передал управление бортовому компьютеру. Управлять громадным кораблём, послушным руке пилота - фантастика! Бортовой компьютер принял управление и повёл звездолёт в точку, откуда можно уйти в нуль-Т, не рискуя причинить вред базе или другим кораблям. Все, кто хоть раз в жизни испытывал переход в нуль-Т, сходятся в одном: это похоже на погружение в поток горячей, вязкой жидкости. Что же касается других ощущений - тут уж всё индивидуально: кому-то кажется, что пространство вокруг заполняется шорохами, словно взлетают миллионы птиц. Другие рассказывают про нахлынувшую на них лавину запахов, третьим кажется, что воздух внезапно заполняется яркими огнями, напоминающими северное сияние. Когда тело целиком оказывается во власти изнанки пространства, жар отпускает, но все чувства как будто притупляются: звуки становятся сухими и плоскими, краски - блеклыми, а запахи - еле уловимыми. Поначалу, это даже интересно, но рано или поздно, где-то в глубине сознания рождается тревога. Кажется, что привычный, яркий мир исчез навсегда. И тогда человеку нестерпимо хочется вернуться в привычное пространство, как ныряльщику глубоко под водой, у которого на исходе запас воздуха. К счастью, путешествия по обратной стороне мироздания длятся недолго. Хотя, последние минуты перед обратным переходом, всем кажутся часами. Всё на свете когда-нибудь кончается: бортовой компьютер оповестил экипаж о выходе из режима нуль-Т. По отсекам многоголосым эхом прокатился вой корабельной сирены, предупреждающей экипаж о предстоящем выходе в обычное пространство. Организм человека переносит возвращение гораздо хуже, чем вход в режим прыжка, поэтому правила требуют, чтобы в этот момент никто из команды не бродил по кораблю, а был надёжно зафиксирован ремнями безопасности. По корпусу корабля пробежала вибрация, похожая на крупную дрожь, даже физически стало ощущаться, как напряглись силовые конструкции судна, заскрежетали рёбра жёсткости и переборки. Внутреннее пространство корабля заполнили лёгкие потрескивания электрических разрядов. Воздух затрепетал голубоватыми сполохами и наполнился запахом свежести, а звук сирены поплыл, словно искажённый эффектом Доплера. В такие моменты снаружи корабль выглядел так, словно его веретенообразное тело завернуто в тончайшую, искрящуюся и трепещущую вуаль лиловых оттенков. Наконец сирена стихла. Теперь экипажу предстояло провести осмотр на месте, а бортовому компьютеру выполнить проверку состояния бортовых систем. Занимала процедура регламента чуть больше часа. Тышковский в рубке внимательно следил за прохождением тестов корабельных систем. Всё-таки, первый полёт на этом корабле! Оттого капитану хотелось проверить всё лично, чтобы ничего не упустить. Системы звездолёта уверенно прошли тесты с первого раза, теперь можно приступать к ориентированию корабля в пространстве и прокладывать курс до конечной цели путешествия. Оставалась еще одна рутинная операция: сообщить о своём появлении лидеру патрульного флота Конфедерации, отвечавшего за тот участок пространства, где сейчас находился звездолёт. Бортовой компьютер автоматически сгенерировал стандартное сообщение, включающее в себя координаты выхода из режима нуль-Т, маршрут и идентификатор самого корабля. Тышковский личным ключом поставил на сообщении подпись и дал команду дальней связи отослать его. Ответ поступил довольно оперативно: звездолёт получил подтверждение об идентификации. Патруль, конечно же, не держит корабли, оказавшиеся в его секторе под непрерывным наблюдением. Тем не менее, мера предосторожности не лишняя, учитывая, что "Фуэте", в общем-то - гражданский звездолёт, находящийся в автономном полёте. Результаты ориентирования, расчётов режимов разгона и торможения, приемлемых для экипажа показали, что остаток пути займёт не более четырёх суток. "Прекрасно, - подумал капитан, - времени на подготовку хватает, пора связаться с комендантом планеты и спланировать свой визит". Тышковский вместе с Паскалем Буше послал губернатору официальный запрос-уведомление о посещении планеты представителями МКК. Жернин тут же подтвердил готовность принять гостей. Прежде всего, Виталий обсудил Паскалем предстоящую высадку на планету. Очень хотелось капитану хотя бы разок самому поучаствовать в контрольном визите, коих за плечами Паскаля несчетное количество, а вот Виталию еще ни разу не доводилось бывать на колонизируемых планетах. Капитану не было никакой необходимости идти на поверхность, впрочем, Буше не возражал. В таком деле, когда налажена хорошая связь, большой разницы, где находится командир звездолёта, пожалуй, нет. С другой стороны, подумал Буше, ведь у Тышковского это первый, но далеко не последний полёт, а такой опыт для капитана незаменим. -- Спасибо, Паскаль. Уж больно хотелось поучаствовать, -- сказал Виталий с благодарностью. Затем Тышковский приступил к постановке задач экипажу. Разумеется, каждый мог самостоятельно ознакомиться с полётным заданием во всех подробностях. Тем не менее, капитан - центральная фигура на корабле, он за всё в ответе. Поэтому, как считал Тышковский, должен лично убедиться, что каждый член экипажа верно понимает предстоящую задачу. -- Мы направляемся к орбите планеты Коперник-3 в системе XID001051811874, -- капитан поморщился, -- ну и дурацкое название! Кто же так обитаемые планеты называет? Это буксиры на базах бывают номерные: "Бизон-22", "Альтаир-15" или еще как, а тут - целая планета! -- Это не название, а обозначение для каталога, капитан, -- возразил Куклин. -- Когда её будут заселять, придумают что-то оригинальное. А для каталога и так сойдёт! -- Ладно, -- продолжил Виталий, махнув рукой, -- административная группа летит на планету со мной. Губернатор Жернин готов нас встретить. У Пролога пока что единственная задача -- астрофизика. Проверить имеющиеся сведения о звездной системе, в которой мы сейчас находимся. Что и как, решайте в рабочем порядке. Запросите местных геофизиков, возможно к них есть что-то для вас. Рудольф Куклин и Антон Ривейра, обменявшись взглядами, закивали. -- Далее, системные инженеры. Готовьте все шлюзы, автоматику причалов, выводите шлюпки из доков в точку сброса. Потом подключайтесь к Прологу. -- Ильзе, может так случиться, что будет нужна дальняя связь. Я иду на планету. Вы будете пользоваться своим ключом, если возникнет экстренная ситуация. Прав для этого у вас, насколько я понимаю, хватает. -- Конечно, капитан, -- Ильзе сделала пометки на своём миниатюрном терминальчике. -- Далее, атаман Лисин, вашим людям быть в полной боевой готовности к моменту посадки шлюпки с административной группой на планету. Визит штатный, ничего экстраординарного не предвидится. Тем не менее, будьте начеку. Приготовьте десантные шлюпки и БТ. Отработаем связь и взаимодействие. Атаман кивнул: -- Сделаем, капитан. Хотелось все-таки десант потренировать здесь. С нами молодые есть, кто еще не ходил на поверхность. Можно будет договориться с местной властью, чтобы провести тут учебный сброс? -- Хорошо, я попробую утрясти вопрос с губернатором. Это нужное дело, -- сказал Тышковский и обратился к врачу: -- Анна, включайте своё оборудование. Будьте на связи. -- Возможно, у местных будут какие-то вопросы к медицине, -- добавил Паскаль Буше. -- В ответе на запрос о нашем визите, они ничего по этому поводу не сообщали. Но это означит лишь то, что нет ничего срочного. -- Добро, я сейчас же отошлю запрос в службу губернатора, -- сказала Ханссен, -- по результатам доложу вам, капитан. Перед стартом будьте добры надеть биометрические комплекты. Буше и Сингх, вас это тоже касается. -- Договорились. Кормчий, когда выходим на орбиту? -- спросил бортовой компьютер капитан. -- Через двенадцать с половиной часов будем на месте, -- прогудел приятный баритон. -- Гравитацию включать сразу? -- Нет, только по окончанию подготовки к высадке. -- Сделаем, Мастер-Шеф. Виталий поморщился. -- Слушай, Кормчий, перестань меня называть Мастер-Шеф! Капитан звучит гораздо лучше. -- Хорошо, Капитан. Готовясь к визиту на планету, Тышковский надел парадную форму. Придирчиво осмотрел себя в зеркале, поправил белоснежный ворот рубашки. Потом достал из оружейного ящика кобуру, вытащил из неё свой табельный "Кортик 09". Рассматривая тяжёлый ствол, задумался, стоит ли брать с собой оружие, вдруг в Комиссии так не принято? Виталий пожалел, что нет рядом Андрея Зеленкова, штурмана, с которым прежде летал Виталий. Вот у кого интуиция работает! Однажды штурман, по причинам, известным только ему самому, захватил с собой кислородные маски, когда они вместе шли на мирную с виду планету, кстати, с довольно приличной атмосферой. Это спасло их жизни, когда совершенно внезапно началась жуткая пыльная буря, заставшая их почти в четырехстах метрах от шлюпки. Виталий отщелкнул обойму и убедился, что пистолет заряжен. Пули "Кортика" в момент попадания в цель порождали короткий, но мощный электрический импульс, который мог вывести из строя боевую кибернетическую машину, робота или солдата в броне. Загнав обойму обратно, Тышковский решительно сунул пистолет в кобуру и закрепил её на поясе. "Беру. Я - капитан, и покидая корабль, попросту обязан иметь при себе личное оружие". Шлюпка поблескивала полупрозрачной оболочкой, темно-синего цвета. Формой она больше всего напоминала сильно вытянутую каплю. Трое пассажиров, которые летели на поверхность Коперника-3 - Тышковский, Буше и Сингх наконец разместились внутри. Виталий включил автопилот и отдал команду сброса причалу звездолёта. Шлюпка мягко освободилась от креплений. Миниатюрные дюзы ориентации заставили шлюпку развернуться, чтобы можно было, включив маршевые двигатели, сойти с орбиты. Для торможения хватило одного длинного импульса, и крохотный кораблик нырнул в атмосферу. Шлюпку тряхнуло, её корпус тут же окутал толстый слой мерцающего воздуха. При входе в атмосферу на поверхности кораблика создавался электрический заряд, который притягивал ионизированный в верхних слоях атмосферы воздух, создавая газовую подушку, помогавшую гасить скорость. Автопилот выбрал щадящий режим, дабы не изнурять пассажиров сильными перегрузками. Когда высота полёта упала до трёхсот метров, капитан выключил автопилот и аккуратно посадил шлюпку на площади, перед зданием местной администрации. Виталий, Паскаль и Санджив представились губернатору, который оказался грузным человеком с обширной лысиной. Звали его Май Жернин. Посоветовавшись, решили сначала провести общее совещание, а потом каждый должен заниматься своим делом: Сингх собирался посвятить время финансовыми и юридическими вопросам, Паскаля Буше интересовали дела административные. Губернатор пригласил всех в зал совещаний. Войдя в зал, Виталий обвёл взглядом собравшихся. Публика собралась довольно разная. Концессионеры держались обособленно. Перед каждым из них на столе лежала архаичная папка с бумажными документами. С ума сойти, Тышковский последний раз видел документ на бумаге в те времена, когда впервые в жизни получал лицензию пилота, а с тех пор минуло больше пятнадцати лет! Концессионеры, все как один, зыркали исподлобья на колоритную фигуру Сингха, очень торжественного, благодаря белоснежному тюрбану на голове. Виталию эта картина больше всего напоминала факира-укротителя змей перед группой разнокалиберных кобр. Служащие губернатора собрались в стороне, негромко переговариваясь между собой. "А ведь они не очень-то ладят с концессионерами, подумал Виталий, похоже, нет между ними мира и согласия. Может, так и надо? Чтобы не сговорились между собой?" Виталий вспомнил рассказы Филатова про попытки коррумпировать губернаторскую власть в концессиях. Особенно, в столь отдалённых, как эта. Выражение лиц у служащих какое-то тоскливое, словно у людей чем-то провинившихся. Неуверенные какие-то лица. Пытаются держаться прямо, а когда встречаешься с ними взглядом, тут же опускают глаза. Тышковскому это показалось довольно странным. Интереса к обсуждаемым на совещании темам, у Виталия хватило минут на десять. Он заёрзал в кресле, подумывая, как ему отсюда выбраться, чтобы никого не смущать своим отвлечённым видом. Наконец, такая возможность представилась: Жернин прервал своё выступление, чтобы заставить проектор показать какие-то очередные таблицы и графики. Виталий на цыпочках двинулся к выходу из зала совещаний, надеясь, что на него не обратят внимания. Когда он заглянул в зал в конце перерыва, картина изменилась. Санджив с напором вещал что-то притихшим концессионерам. "Смотри-ка, на этих змей заклинания действуют, - не без ехидства подумал Виталий, - флейты ему не хватает". В другом конце зала Паскаль Буше, похоже, выслушивал какие-то жалобы Жернина на недостаток прав и полномочий. Не выдержав, Буше вздёрнул брови и сказал. -- Что значит "они мне не подчиняются"? Я удивлён, Май. Ты здесь высшая инстанция, в конце концов! Твоя задача - знать всё, что происходит на твоём Копернике! Буше скрестил руки на груди и поглядывал на своего собеседника заносчиво. Жернин слабо отбивался. -- Я всё понимаю, да ведь условия концессии, черт бы их побрал! -- глаза губернатора забегали. -- Тебе, как представителю МКК, конечно просто рассуждать! А вот скажи мне, на каком основании я буду совать нос в их внутренние дела? Ну нету у меня ни оснований, ни полномочий. Хочешь помочь мне, инспектируй их сам. Уж с тобой-то никто спорить не будет! -- А что ты думаешь, и сделаю! Всё выверну наизнанку! Что это за позиция такая, а? -- сощурившись, чуть ли не шипел Паскаль. -- Если я - субподрядчик, что хочу, то и ворочу, так что ли? А ты, хоть и губернатор, не суйся ко мне! Май, а может, тебе еще и тебе бумагу от МКК состряпать? Как бы в подтверждение твоих полномочий. Тебе что, мало губернаторского статуса? Ну что за ребячество, право слово, Май, а? Скажи, есть здесь представители этих субподрядчиков, как их, "Юниагротех"? -- Нет, я их не приглашал, -- опустив глаза и ёрзнув на сидении, неохотно выдавил из себя Жернин. -- Они же прямого отношения к мероприятию не имеют. -- Ну, знаешь, -- уже не выдержав, раздражённо рявкнул Паскаль, -- Что они тут у тебя строят? Показывай. Май пододвинул к себе лист-терминал, вызвал карту и стал показывать на ней объекты. -- Агростанции они монтируют, вот в трёх местах. Тут, тут и вот здесь, -- он отметил стилом точки на терминале. -- Давай мне терминал, я хочу сейчас же побывать на месте. Связь с ними есть? -- Есть, конечно, -- сказал губернатор. -- Май, не нужно их ставить в известность о моём визите, -- неожиданно ласковым, проникновенным голосом проговорил Паскаль. -- Я хочу сначала всё увидеть своими глазами. Все три объекта. Договорились? -- Буше улыбаясь глядел на Жернина ясными, невинными глазами. -- Хорошо, -- проговорил встревожено Май, и недоумённо поглядел на Паскаля. -- А там видно будет, -- Буше хлопнул ладонью по столу и решительно поднялся. Найдя взглядом Виталия, отрывистым жестом показал ему на выход. Оказавшись на улице, Буше решительно двинулся к шлюпке, увлекая за собой Виталия. Бросил ему на ходу: -- Летим, Виталий Игоревич. -- Куда прикажете, сир? -- ехидно поинтересовался Тышковский у не перестающего ворчать Паскаля, который устраивался в кресле шлюпки. -- Для начала, я бы предпочёл совместить полезное с приятным, -- не обращая ни малейшего внимания на иронию пробурчал Буше, изучая на терминале карту, -- если уж выбирать маршрут, слетаем вот сюда, -- он решительно указал точку на карте. "Ну и Паскаль, ну вылитый аристократ, вынужденный заниматься чем-то, не подобающим его положению. Вроде чистки отхожих мест. Любопытно будет узнать, какое же у него на самом деле происхождение? -- подумал Виталий". Буше прикрыл глаза и застыл, видимо пытаясь расслабиться и успокоиться. Опустил плечи и, посидев так немного, облегченно вздохнул. -- Всё-таки вывел меня из себя этот Жернин, -- сказал он, успокаиваясь, -- не губернатор, а юный кадет, в самом деле. -- Паскаль уже начал приходить в своё обычное, ироническое расположение духа. -- Вот здесь, похоже, чудесная долина, а вокруг горы. Заманчиво, если впорхнём в долину на высоте птичьего полета, а? -- Понятно, -- сказал капитан, -- осмотр местных достопримечательностей, прогулка в облаках и медитация? -- Знаешь, Вит, -- поразмыслив, объявил Паскаль, -- или Май здорово поглупел на старости лет, или что-то тут не так. В общем, летим всё смотреть своими глазами. Сориентируемся на месте, -- видимо, он никак не мог успокоиться. -- Не нравятся мне такие фокусы! -- хлопнув себя по коленке, закончил Паскаль. Виталий с места вертикально поднял шлюпку, заставил её зависнуть в воздухе, выдвинул крылья и хвостовые стабилизаторы. От этого космическая шлюпка стала похожа на небольшой тренировочный самолёт с каплеобразным фюзеляжем. Ему вдруг страшно захотелось полететь самостоятельно, без автопилота. Виталий тут же его отключил. Развернул шлюпку, выполнив иммельман, и повел её к горной гряде. Восторг! Управлять юркой, послушной штурвалу шлюпкой дарило пилоту ни с чем не сравнимое удовольствие. Перед самым ущельем Виталий, поддавшись куражу, закрутил подряд две бочки. Сделал горку и, набирая нужную высоту, повёл машину между вершинами. Похоже Паскалю, занимавшему соседнее кресло, этот стремительный полёт тоже нравился, во всяком случае, он одобрительно улыбался. Наконец горы расступились и шлюпка понеслась над долиной. Поверхность её выглядела, словно усеянный серыми кратерами лунный пейзаж. Строились дороги, ангары, склады, цеха переработки и огромные прозрачные купола агромодулей. Скоро под куполами зацветут поля и сады. Два купола выглядели полностью смонтированными. Раскрытые вентиляционные створки делали их похожими на гигантских морских ежей, с широкими, прозрачными иглами. Тышковский повёл шлюпку вдоль холмистого края долины, потом соскользнул вниз, выбирая место посадки ближе к готовым объектам. Сделав коробочку, он посадил шлюпку и тут же поспешил наружу, удовлетворить разыгравшееся любопытство. Еще бы, такой масштабной стройки ему ни разу не доводилось видеть. -- Здорово, -- произнёс он восхищенно, -- Каков размах! -- Нравится? Еще бы! Приятная картина. Пойдемте, капитан, осмотримся. Они прошли по дороге, огибающей громаду недостроенного агромодуля. Мимо них прошелестел транспортный робот, груженный какими-то контейнерами с зализанными углами. Несмотря на то, что вокруг кипела работа, людей видно практически не было, по пути им попалось всего несколько человек. Многие объекты были уже практически готовы, вдоль дороги можно было увидеть ряды громадных ангаров. Чуть поодаль высился ближайший купол с распахнутым нутром. Виталий увидел там центральную опорную башню, с вершины которой свисали гроздьями шары и гибкие шланги непонятного стороннему наблюдателю назначения. Прогулочным шагом Виталий и Паскаль добрались почти до центра долины. Сверху, конечно стройка выглядела внушительно, но не настолько, как отсюда, с места, окруженного нависавшими со всех сторон громадными сооружениями. Агромодули в несколько рядов опоясывали арочные оболочки цехов переработки и хранения продукции. Все конструкции - лёгкие, ажурные, в них чередовались прозрачные и окрашенные в разные цвета закрытые секторы. Глядя на суету, царившую вокруг, они миновали еще несколько модулей и проездов между ними. Капитан заглядывал во внутренности модулей и ангаров, оборачивался на, спешивших по своим делам, строительных роботов. Буше приветливо кивнул проходившему мимо них человеку в строительном комбинезоне с закатанными выше локтей рукавами. В какой-то момент они, молча, не сговариваясь, свернули вправо. На следующем перекрёстке снова свернули вправо и теперь двигались назад, к шлюпке, непроизвольно ускоряя шаг. До шлюпки они добрались уже изрядно запыхавшись.