третьяковка, как и финансовый кризис, взрыв на пушкинской, пожар на башне, путч и некоторые другие события, случилась в августе. август - месяц судьбоносный. переходный. у нее были рыжие длинные волосы, челка, белая почти меловая кожа, какая бывает только при таких волосах и голубых глазах. у нее был высокий рост и сорок лет ничегонеделанья. и худоба. и стиль. и изысканность. а еще рыжий сын, мой ровесник. и муж, в гостях у которого я и была. он друг и партнер моего отца. я переводила для них на летних каникулах, и мы подружились, как и всегда - с волевыми людьми. она фотограф, но никогда не работала, мы в основном жили на даче под москвой. а муж работал. еще как работал - с утра до вечера. он оставлял нам машину с водителем, и она показывала мне москву. заново. хвалила мою прическу, фигуру, рюкзак, босоножки, даже ногти, знания, манеру говорить. но никогда - саму меня. не знаю, почему она была такой худой. она пила как лошадь и ела как мужчина. мы всегда куда-то ходили есть. дома у них стояла беговая дорожка. при мне она никогда не бегала, но говорила, что периодически бегает. у нее была рыжая солнечная чау-чау. такая толстая. и сын был толстоват, хоть и рыж. сын приносил мне каждый вечер шоколадные конфеты в маленькую гостиную. а еще каждый вечер были попойки, потому что кроме меня были гости на даче. она напивалась как сапожник. но никогда не пьянела, как пьянеют обычные люди. ее опьянение выражалось в том, что она разыскивала газету с кроссвордами и начинала их разгадывать. меня бесят кроссворды. я убирала газеты, чтобы она со мной поговорила. но она всегда их находила и разгадывала кроссворды мастерски. она была профи в этом. но только пьяная. трезвой она их не замечала. я пила мало или совсем не пила. во-первых, сама не наливала, а мне наливали только муть вроде шампанского, во-вторых, я через вечер ходила греться в сауну, в которую никто не ходил, потому что все были пьяные. иногда приходил водитель. тогда я заворачивалась в простыню и сетовала на то, что меня некому парить. он предлагал, но я просила позвать лучше его жену. жена была веселая и полноватая. а она... она курила разноцветные сигаретки, не знаю, как называются, я не курю, но все смеялись и шутили, что она их раскрашивает по ночам. тогда я говорила, что глупо тратить ночи на раскрашивание сигареток. однажды вечером все разъехались. и мы вдвоем напились коньяку. почему-то за этим всегда обсуждается два вопроса: есть ли бог и можно ли выпить море. это не я придумала, об этом есть рассказ. мы начали с вопроса о существовании бога. а потом меня с непривычки стало рвать. от коньяка, конечно, и немножко от того, что мы, пьяные, решаем - есть бог или нет. а я думаю только о том, как она ночами раскрашивает свои сигаретки. меня рвало, а в голове вертелись сотни мыслей, в частности платовская "ничто так не сближает, как совместная рвота". мысль меня веселила. или это был коньяк. на следующий день она не пила, я, само собой, тоже. вечером мы собрались в сауну. мы сидели не рядом, а друг напротив друга, сауна была маленькая, домашняя - всего две скамеечки. с нас текли капли. горькие соленые капли. ее капли были двух видов "мой сын твой ровесник" и "ты же гость мужа". мои капли были в смятении. у них не было точного смысла. потом я предложила ее попарить. она сказала, что не парится из-за слабого сердца. я ответила, что нельзя столько пить, лучше читать. или любить - прибавила она некстати. тогда она стала меня парить. это было настолько ошеломляюще, что я не помню, как это было. а потом она вытерла меня после душа, и мы пошли есть. она ела жареную курицу руками, а я - арбуз, и тоже руками. было весело и липко. на следующий день мы с ее сыном пошли покупать ему ботинки. я тоже купила себе гриндерсы, истратив на них все деньги, которые у меня были в москве. это хорошие ботинки, я их и сейчас ношу. вечером мы с ее сыном пошли в "пропаганду" или в другое место, но похожее. мне было неважно. ее с нами не было. я подумала, что сын очень похож на нее. он рыж. вот только толстоват, а она - кожа да кости, хоть и сорок лет. сын был действительно очень похож. почти такой же. кроме того, он был из ее яйцеклетки. впрочем, и его отец - отличный человек, сильный и умный. а потом мне стало противно и от своих мыслей, и от сына. вам ещё не смешно, барон? - сейчас я дойду то лаврушинского, кажется, переулка или как он называется? сейчас я дойду до третьяковки. мы каждый день смотрели какие-то достопримечательности, даже сходили в музей пастернака. как-то муж приехал очень рано, и мы отправились в новодевичий монастырь. с ним и сыном. муж обожает моего отца и меня заодно. а в жене души не чает. он сказал мне тогда, что сорок лет, а все как девочка. потом спросил про мальчиков. я что-то неопределенно мычала, сын молчал. он был толстоват. хотя и рыж. мы гуляли, и на одной из каменных дорожек я подвернула ногу. ноге ничего не было, но сломалась босоножка. босоножки я ношу на больших платформах. мы поехали есть, я была босиком, и те, кто видел это, удивлялись. может, думали, что хыппи))
муж предложил мне купить босоножки в подарок. я отказалась, а свои деньги у меня кончились еще на ботинках. он настаивал, но я не согласилась. мы поехали на дачу, где она ждала нас с обедом. это было выше способностей моего настрадавшегося от коньяка желудка, но я ела, чтобы не обидеть ее. а на следующий день мы собрались в третьяковку. я думала, мы поедем с ней и с водителем, но нас повез муж. она одолжила мне свои босоножки. они были мне велики. она высокая, хотя ненамного выше меня, но нога у нее намного больше. у меня маленькие ступни. и кстати уши. мне было не слишком удобно. там была хорошая выставка, кажется "мир времени" или "история времени", ее муж купил мне отличную глянцевую книгу на этой выставке. я прочла ее после. и теперь все знаю про время. по галереям я люблю ходить одна. картины странно на меня действуют. а тут приходилось ходить всем вместе. сын, тоже поехавший с нами, очевидно скучал, а я простаивала по несколько минут возле каждого полотна. даже в залах передвижников. передвижники мало кому нравятся. один мой друг - художник - говорит, что у меня нет вкуса на картины. есть чутье, но нет вкуса, потому что мне нравятся они все. а я отвечаю на это, что мне не нравится художник алексеев. это его любимый художник, который мне действительно не нравится. мы ходили-ходили. она не скучала, она была погружена в себя и задумчива. мужу и сыну было тошно. и это было заметно. а потом я увидела маленькую темную картину. двое стариков - мужчина и женщина - со спины, сидящие на скамеечке. и в этих фигурах была такая любовь, хотя фон был темный, что я сползла на пол и зарыдала. не заплакала даже, а вот так сразу. правда, я сумела сдержаться и быстро пришла в себя. в общем все были удивлены и ничего не поняли. я тоже не поняла. это одна из лучших картин, которую я видела в третьяковке. я обязательно еще раз туда съезжу и посмотрю автора, потому что они меня увели оттуда слишком быстро. я знаю, что такой любви у меня больше не будет, потому что она бывает один раз и случилась перед той картиной.
вот, барон, так я сходила в третьяковку. пожалуй, я неправильно вам сказала, что мне там было плохо когда-то. мне там было хорошо. вы, наверное, смеетесь сейчас))
2.
мы сидели в кофейне на кирочной в питере с д. и витей и они спросили, еду ли я в м., я сказала, что, конечно, нет, с чего бы это, и стала пить молоко. а потом как-то оказалось, что они уже взяли билеты и что я еду. я пришла очень поздно на вокзал, ночью, в. и д. уже там были. я сказала: а у меня с собой коньяк. витя сказал, что у него тоже. тогда д. признался, что и у него. в этот момент пришла пьяная о. мне почему-то кажется, это была наша первая встреча с о. хотя о. утверждает, что она слушала, как я читала стихи еще когда мы собирались на лесной и даже подошла ко мне и спросила, где меня можно читать и я сказала, где. но я этого не помню, может быть, я таким образом волновалась. пришла пьяная о. и мы залезли в поезд. на мне было черное платье на бретельках поверх черных клешей. как только поезд тронулся, о. ушла и сразу пришла с известием, что "там мексиканцы, зовут в гости". там действительно были мексиканцы, они ехали из британии и говорили на испанском, там были мексиканцы и у них была текила, причем в очень красивых больших бутылках. в красивых больших бутылках изящно бултыхались долечки лимона. дико красивые долечки, ровные изящные, после того, как я выпила изрядно текилы, я поднесла бутылку к глазам и поняла, что это - не долечки, а гусеницы, что, на самом деле, является признаком подлинности текилы. эти гусеницы жрут агаву. к тому времени я просветлилась и бабилона не стало и я начала понимать испанский. потом, кажется, я предложила играть в упс. когда я пьяная и язык не общий, то всегда предлагаю играть в упс. надо когда-нибудь написать, как мы играли в упс с датчанами-католиками и чем это закончилось. мы играли в упс, пока не выпили какое-то катастрофическое количество алкоголя. потом меня накрыла измена, хотя я не принимала ничего таблеточного или иного и мы пошли с одним из мексиканцев в тамбур говорить о каталонской поэзии. мне сноунат дала прекрасную книжку каталонской поэзии и мы чудно о ней говорили, кажется, на инглише, хотя было уже все равно. мне нравились особенно стихи про нарциссы и про шинель дезертира. наверное, я это как пальто военного перевела, потому что сейчас не могу перевести ни шинель, ни дезертира. потом меня стало вырубать, все разошлись по купе. на моей полке кто-то уже спал, и потому я проснулась в темноте, без платья и наполовину без клешей на верхней полке в каком-то купе. все спали. измена накрыла меня второй раз и я светски, хе, прохрипела: который час ? ни к кому, в общем-то, не обращаясь. испуганный старческий голос снизу бодро и сразу ответил про полшестого. я не стала уточнять, надеясь, что все же утра. я была абсолютно трезва, бодра и весела и отправилась в свое купе, искать зубную щетку и платье. платье потом искали всем вагоном и нашел его в. мы вышли в прелестную утреннюю м. и нас встретил петрик. я об этом уже писала. после цдх и коломенского, опорожненной фляжки моего коньяка, двух завтраков и малиновых леденцов мы поехали к петрику в гости, но я сразу ушла, потому что был полдень и сюрхен приехала меня забрать. с сюрхен состоялся четвертый завтрак, в, о, увы, коварство и судьба, мексиканском ресторанчике по дороге от новокузнецкой. дальше всего и не опишешь, мне нужно было купить птюч-книг, коих нет в питере и мы к ним шли странными неисповедимыми путями через квартиру булгакова, где странный худой в черном мальчик-служитель-волонтер утверждал, что он меня уже видел в квартире булгакова, но я решительно заявила, что быть такого не может, тогда он сказал, что мог видеть с., что тоже было сомнительно. потом мы пошли к поварской, но мне была несудьба, потом мы все же купили книжек, встретились с костей и пошли, само собой, втроем в третьяковку. я стеснялась, а с. с костей подходили подряд к служительницам и говорили - вон видите девушку ? ей очень нужна картина (повесть не может дописать) помогите. короче, это мой ритуал с 2000-ого года - каждый раз искать и не находить. я почему-то подумала, что с сюр я найду непременно, потому что сюр пра(пра)внучка или кто-то там художнику серову, который "девочка с персиками" и "похищенье европы" и я так отчаянно так жадно так искренне хотела ее найти....бабушки нас в итоге свели вниз, к каким-то секретным искусствоведам, они сказали, что знают, что это - картина перова, и я, не дослушав, побежала в зал перова, пока они прощались. но это оказалась не та картина, хотя под описание подпадала, у меня в который раз полились слезы, а искусствовед испуганно спросила, из какого я вуза. я сказала, что я не из вуза, а из петербурга. в это время истерично заверещал тел. это был алекс ивантер, я сказала, что я в галерее, что перезвоню. и мы ушли домой на новый арбат, а потом туда приехал ивантер и я уехала и мы славно провели вечер и он славно пел-читал стихи в своей манере и еще мне понравилось и было успокоительно кататься кругами по ночному садовому кольцу, а всю ночь опять пили у с. и пошли провожать милую з., которая живет на старом арбате, а потом костя предложил сходить в костел, было около трех ночи и мы прогулялись до костела. рано утром, около десяти, я ушла на три встречи, в течение дня происходило безудержное выпивание, завершившееся мартини-со-слезами-но-не-моими в камергерском. а потом я и пошла в цдл. в цдл я ужасно, отвратительно прочла стихов и мы с с. ушли на 24-эаж сталинской высотки, чтобы посмотреть на черную вечернюю огненную москву. мне очень хотелось посмотреть. по странному совпадению мы не угробились, хотя количество алкоголя в моей крови превышало количество плазмы, а полезли мы никак не поиначе, а по узкой пожарной лесенке, расположенной на внешнем фасаде. до сих пор удивляюсь немножко, но это было прекрасно. я даже писать не буду об этом зрелище. а потом все мои петербургские попутчики и часть московских знакомых поехали в гости-выпивание на комсомольскую, как раз у вокзала, к герману, по. а мы пошли есть к с., а потом собирались прибыть туда же, на комсомольскую, но не удалось, потому что я все же решилась и позвонила, и мы встретились на чистых прудах и мне на всех попутчиков в мире было все равно. через два часа мы были на вокзале, отяжеленные некоторым количеством красного сухого, прощались в купе. кто мог подумать, что дима с олей и яфой, которым кстати надо было на работу, могут не явиться на поезд - у нас было купе на четверых...в общем, они опоздали, а мы, не думая, что это в принципе возможно, тоже не заметили, как поезд тронулся. и проводник не пустил прыгать. это было нереально. и сладко. я отчаянно извинялась, что со мной всегда такие недоразумения, и в общем, чем дальше, тем недоразуменней было и сладко-сладко и хорошо. после остановки в твери, где мы простились, я стала ходить по коридору туда-сюда босиком, но в платье, чтобы хоть чуть-чуть успокоиться. потом вернулась в пустое купе. заглянул проводник. задал три вопроса. на первые два я ответила, на третий выплеснула ему в рожу стакан с остывшим лимонным чаем. это был, точнее, не вопрос, а непосредственное предложение. потом закуталась в одеяло, включила дорожный фонарик, развернула шоколад и московские купленные книжки - сергея сакина и киры ласкари и принялась за чтенье. проводник постучал - извиняться. психфак даром и безболезненно не проходит и он до утра излагал мне историю своей жизни, бегая в проводниковое купе за угощеньями. по ходу выяснилось, что он сидел в тюрьме, что у него был гепатит а, б и ц - тут я с перепугу ударилась зубами о край стакана с его коньяком, что не знает, почему с ним не спит жена, что у него сыночек и дальше рассказы про сыночка и про тюрьму. в общем, на перроне в питере он помог мне стащить рюкзачок и мы очень сердечно и дружески распрощались. было солнечное утро. я пошла дворами от московского вокзала. москва кончилась. шнурки стали развязываться, а слезы подступать. я не поняла: петербург это или катя.
3.
я поехала в м. по работке на два дня. туда - в св, обратно - в машине скорой помощи. дело в том,что машины надо было перегнать в наш универик, а меня отправили заполнять бумажки на них. обратно тоже можно было св, но я никогда не ездила в м. или из на машинке. поездка строго секретилась, потому что встречаться ни с кем не хотелось, хотелось поспать и найти картину. ехало нас четырнадцать человек без меня и сережи, начальника. то есть четырнадцать водителей-перегонщиков машинок. мы только подъехали к гостинице, а я тоже как большая типа в гостиницу и с суточными, как у меня зазвенело в кармане, я сказала, что у гостиницы, что времени нет, но она сказала, только, пожалуйста, стой там и никуда не уходи, я заеду за тобой через десять минут, так я даже гостиницы не увидела, зато увидела знакомый пассат и рыжую голову. из-за тебя я не чувствую себя взрослым человеком, ну что ты со мной делаешь, это ты что с нами делаешь,приехать в москву и не позвонить, если бы равиль нам не позвонил и не сказал, спать бы тебе с клопами, лучше с клопами и почему кстати с клопами, чем с тобой через стенку, а что ты кладешь в этот соус, хмели-сунели, да, а еще лавровый лист, я только у вас ела такие креветки, привет, л., да, не позвонила,не хотела отвлекать, ах,уезжаешь, шесть рубашек, помочь сложить, а вечером мы вдвоем в квартире и лига в ногах, жирная рыжая чау-чау, можно голову к тебе на колени положить, погладь меня немножко, и ничего кроме, ничего кроме, и нет вопросов, нет вопросов, хотя какие там ответы. а на следущий день я иду одна в галерею, а она стоит у машины и курит, а потом встречает меня внизу, но я не нашла, не нашла, и уже вечером в машинке скорой помощи, в колонне машинок я пялюсь в ночной небосвод и жадно ем сунутый ей в рюкзак шоколад, я ненавижу шоколад.
4.
М. Васнецов начал свой путь в искусстве с картин бытового жанра:
'С квартиры на квартиру', 'Военная телеграмма', 'Книжная лавка',
'Преферанс'. Особый интерес художественной общественности вызвала написанная в 1876 году картина 'С квартиры на квартиру'. В. В. Стасов писал о ней: 'Что за бедные люди, что за печальная природа человеческая!.. Прекрасная картинка! И написана она прекрасно'. Две одинокие старческие фигуры бредут по льду замерзшей Невы в поисках квартиры. Единственный их спутник - такая же старая собачка. Нищенские пожитки, дряхлая одежда говорят о беспросветной бедности, безрадостном существовании. Суровый петербургский пейзаж с видом на Петропавловскую крепость острее заставляет почувствовать настроение тоски и безысходности.
5.
я нашла ее только в эту поездку, четыре года спустя. каждый раз, приезжая в м, искала и не находила. в общем, надо про это написать.как мне баба-искусствовед бросила в спину: "таких картин не бывает", и я шла и повторяла: таких картин не бывает, таких картин не бывает, таких людей не бывает, таких историй не бывает и я в это полностью поверила и только тихонечко могла думать не в голове даже, в голове я ей поверила, что не бывает, а в груди, что бывает. и тогда я ее увидела, спустя четыре года и могла только в трубку говорить: я ее нашла, я ее нашла, нашла, блять, а она говорит, только представь, таких картин не бывает, да я не плачу совсем, я так счастлива никогда не была, я шла и нашла, там надо было по внутренней лестнице подняться, а не по внешней, и это не перов никакой, а васнецов ! и ко мне очередная баба-смотрительница подошла и сказала, нельзя разговаривать по мобильному, а я повернулась и у меня все лицо в слезах, говорю, понимаете, я ее четыре года искала, и нашла, я ведь поверила, что таких картин не бывает, а она - вот ! она меня тогда в какой-то закут отвела, где можно по мобильному якобы разговаривать, а у нас в эрмитаже - везде можно. а я даже посмотреть на нее не могла, я, если бы посмотрела сразу, то упала бы, скорее всего, я краем глаза только взглянула, потому что - и смотреть нельзя, и не смотреть невозможно, а потом сразу ушла и всю дорогу смеялась как дурочка про себя от счастья. а потом на второй день пришла и уже насмотрелась вволю и открыток напокупала. когда я любила к, я на нее тоже совсем смотреть не могла, особенно на ноги, а когда уже не любила, то ничего, нормально. после всего этого я окончательно подумала, что пора возвращаться уже что ли, домой, в питер.
я ее нашла, я ее нашла, нашла, блять, а она говорит, таких картин не бывает, а я шла и нашла, там надо было по внутренней лестнице подняться, а не по внешней, и это не перов никакой, а васнецов ! и ко мне очередная баба-смотрительница подошла и сказала,что в третьяковской галерее нельзя разговаривать по мобильному, а я повернулась и у меня все лицо в слезах, говорю, понимаете, я ее четыре года искала, и нашла, я ведь поверила, что таких картин не бывает, а она - вот ! она меня тогда в каой-то закут отвела, где можно по мобильному якобы разговаривать, а в эрмитаже - везде можно.
6.
Asmund (0:54 AM) :
ага, значит черная картина, все темным-темно. а посередине двое на скамейке сидят ... и зима ... =) ага =) мы бы ее точно не опознали ...
nailya (0:55 AM) :
приветики, костя ) ну что я могу сказать в свое оправдание ? женские истерики, все дела, не разглядела толком...
Asmund (0:57 AM) :
это все фигня. но Как? как ты ее смогла опознать сейчас? =) ты уверена что не ошиблась =)
nailya (0:59 AM) :
уверена даже больше, чем в том, что я - это я :)
сразу ее узнала
это же сумасшедше прекрасная картинка, с монитора не то, я не знаю, как на нее люди смотрят в зале и не падают замертво
nailya (0:59 AM) :
я ее как нашла, даже взглянуть не могла,ушла, потом второй раз пришла, там драйв от нее на десять метров идет
Asmund (1:01 AM) :
ох, наверное, вы какой-то одной краской писаны, раз так резонируете. я наверное другой , мне только качество оттенков нравится.
nailya (1:02 AM) :
она в жизни другая, костя, честно, светлее на много и потом - в дрожь бросает
вы сходите !
Asmund (1:03 AM) :
в следующий твой приезд сходим и мы. без тебя может не попереть.