Яковлев Александр Олегович : другие произведения.

Теория объектов и метатеория

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Новая (2004г.) философская теория. Хотя, к обычной философии отношения не имеет.

Вы можете загрузить эту работу в более удобном виде с адреса:

 

http://lock-tuzik.narod.ru/to.doc- Файл Word, не архивированный, 270кб.

 

Вы получите брошюру из 28 страниц. Если будете распечатывать, не забудьте поставить галочку "двусторонняя печать".

 

 


Теория объектов и метатеория.

  

Предисловие.

  
   Когда человек что-то анализирует, формулирует, пытается что-то доказать, (особенно, если он выстраивает какую-то концепцию, теорию), он всегда делает это по каким-то правилам. В основе, конечно, лежит элементарная логика. Но логические связи между множественными заключениями очень сложны. Где-то всё время возникают противоречия. Утопая в объёме разнородных умозаключений, человек может этих противоречий даже не замечать.
   Всё в мире взаимосвязано. Хорошо, если есть возможность вычленить проблему, ограничив количество логических связей, сведя всё к арифметической задаче. Но при рассмотрении сложных вопросов, например, связанных с жизнью, необходимо применение заранее наработанных логических блоков, а не отдельных логических элементов. Ведь никому же не приходит в голову, скажем, собирать компьютер из отдельных транзисторов!
   Человечек всё время строил такие логические блоки, создавал теории. Наиболее общие теории - философские. В них делались попытки вывода законов, касающихся всего вообще. Это должно было, по идее, помогать разбираться в сложных вопросах.
   Но путь философии ошибочен. В этом смысле я придерживаюсь концепции позитивизма. То есть, считаю, что философия не нужна.
   Есть другой путь - он изложен в работе, которую Вы сейчас читаете. Теория объектов. Она как раз и формирует те логические блоки, с помощью которых можно решать сложные задачи.
   Теория объектов - очень общая теория. Настолько - насколько является общим понятие "объект". Занимается она объектами вообще, но ни чем больше. И этого достаточно. Вопросами психологии, морали, политики и пр. она не занимается. Это вопросы более частных теорий, вопросы поведения конкретных систем.
   Но теория объектов не устраняется от частных теорий, поскольку она ещё и метатеория. С её помощью можно контролировать правильность построения других теорий, поскольку любая теория - объект.
   Теория объектов разработана не окончательно, хоть и, на мой взгляд, достаточно, что бы представить её для прочтения. Лично для меня она достаточна вполне. А кому ещё нужна, пока не ясно. Публикуется она впервые. Её ещё никто не читал. Возможно, в ней есть ошибки. Но в интернете всё равно мало кто чего читает.
   Тем же редким людям, которых подобные работы интересуют, и которые не поленятся высказать мне своё мнение по поводу как работы в целом, так и по отдельным её пунктам, я буду признателен. Написать мне лично можно по адресу: aja@ellink.ru
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Общие положения.

  

Объекты.

  
   Что такое объект?
   Человек смотрит на окружающую среду. Он видит объекты. Он отделяет один объект от другого, анализируя форму, цвет, и прочее, тем самым распознаёт их. Это сложный процесс работы интеллекта, в котором используется ассоциативная память.
   Что бы быть распознанным, как объект, этот объект должен, по крайней мере, чем-то отличаться от того, что его окружает. Например, если мы смотрим в чистое небо, то можем посмотреть чуть правее, чуть левее: никакой разницы - объектов нет. А вот самолёт, или одиночное облако будут выделены, как объекты.
   Это происходит, потому что объект обладает свойствами. Он имеет какую-то форму, цвет, возможно, запах, и пр.
   Свойства объекта, которые мы можем регистрировать тем или иным образом, назовём явлением.
   Но не любой объект регистрируется сам собой. Вполне возможно, что бы его зарегистрировать, придётся на него как-то воздействовать. Например, если Вы находитесь в темноте, Вы можете ориентироваться на ощупь, то есть воздействовать руками на объект и получать ответную реакцию, и это регистрировать. Это назовём функцией объекта.
   Функция объекта - это явление, вызванное воздействием на объект чего-либо.
   Не обязательно на объект должны воздействовать мы. Могут воздействовать кто-то или что-то. Объект реагирует на воздействие, трансформирует его - это функция.
   Объекты бывают разной природы. Не только материальные. О них - позже.
   Все объекты можно разделить на системы и зоны.

Системы и зоны.

  
   Что такое системы? Из чего они состоят?
   Являясь объектами, они сами состоят из объектов - элементов системы, которые связаны между собой связями.
   Самые простые и понятные системы - это материальные неживые. Например, сруб дома. Это система, состоящая из брёвен, механически связанных между собой. Камень. Это система, состоящая из молекул, связанных между собой химически, молекулярными связями. Сама молекула - тоже система. Это система атомов. И тек далее.
   В сторону увеличения масштаба - планета, планетные системы, звёздные системы, системы галактик и т. д.
   Понятие "зона" близко к понятию "система". Как и система, зона обладает набором свойств: явлений и функций.
   Отличие зоны от системы в том, что между элементами зоны нет связей.
   Например, песчаный пляж, а посреди него область, покрытая не песком, а галькой. Это зона. Отдельные камушки в ней не связаны между собой. Они просто лежат рядом.
   Другой пример - облако. Мы выделяем его на фоне чистого неба, как объект. Но капельки жидкости, которые его составляют, не связаны между собой.
   Элементы зоны, так же, как и элементы системы, не обязательно должны быть одинаковыми. Например, посередине зоны гальки могут находиться более крупные камни, чем на периферии. Главное, что бы зона по свойствам отличалась от окружающей её среды.
   Но элементы зоны должны быть подобны по своим функциям. Например, если на гальке лежит бегемот, то мы вряд ли примем его за элемент зоны, а выделим в самостоятельный объект.
   Для системы это не важно. Её элементы могут иметь разный функциональный набор. Например, если бегемот испачкался мазутом и приклеился, то совместно с галькой он будет составлять систему.
   Зона, как и система, может производить какие-то явления и функционировать. Но в зоне каждый из элементов работает по отдельности. При этом, однако, эффекты, производимые зоной, могут и не являться простой суммой эффектов отдельных её элементов. Например, внешние элементы зоны могут играть роль "шубы" для внутренних элементов, которые, скажем, начинают разогреваться.
   Примером зоны является вихрь, торнадо. Хотя элементами зоны являются такие же по составу молекулы воздуха, что и вокруг вихря, но они обладают иными свойствами. Другая температура, скорость вращения. И каков эффект!
   Пока объект не исследован, трудно сказать, является он зоной или системой. Что бы это определить, надо его исследовать: например, попробовать отделить от объекта какой- то его элемент. Тем самым выяснится, есть ли между ним и остальными элементами объекта какая-то связь.
  
  

Уровни, связи, и пр.

  
   Возьмём, к примеру, некое механическое устройство, состоящее из отдельных деталей. Пусть это будет первый уровень строения. Каждая из деталей состоит из молекул. Это второй уровень строения. И так далее.
   Система состоит из элементов, которые на более низком уровне строения сами являются системами. Как правило. Но на каком-то этапе, на каком-то уровне, можно будет столкнуться с ситуацией, когда элементами системы будут являться зоны.
   Например, в Эфиродинамике Ацьюковского высказана гипотеза амеров, как они назывались в древности. (По Демокриту - амер - физически неделимая частица материи.) Из амеров состоят элементарные частицы. Точнее - не из амеров, а из вихрей (то есть зон), образованных амерами. (Амер здесь - аналог молекулы воздуха.)
   Вообще, любая теория эфира (теории, альтернативные теории относительности Эйнштейна) приходит к необходимости наличия зон в основе материи.
   В системах другой природы - та же история. Так, например, "категория", являющаяся элементом языковой системы, сама системой уже не является. Это зона. Тут ситуация вообще интересная. Зоны состоят из зон. Разные уровни строения. Но об этом после.
   Кроме понятия "уровень строения" есть ещё понятие "структура". Например, камень является системой молекул. Молекулярный уровень строения системы. При этом, он может состоять из областей, имеющих разный химический состав. Это его структура.
   Есть ещё понятие "уровень структуры". Например, какое-то сложное механическое устройство может состоять из нескольких агрегатов. Это общая структура. При этом, каждый из агрегатов может иметь свою внутреннюю структуру. И всё это может находиться лишь на одном уровне строения - механическом.
   Подобные системы называются сложными. В них элементами системы являются другие системы. А занимаются этими вопросами теории систем. У нас же другая задача.
   Есть ещё понятие "связи". Без связей нет системы. Что собой представляют связи?
   Например, в механических устройствах детали соединяются друг с другом за счёт их формы: ползун в направляющей, ось в отверстии, соединение болт-гайка, и пр. Форма деталей такова, что обеспечивает возможность их относительного перемещения от нуля до какой-то величины в каком-то числе степеней свобод (или фиксацию). Величина перемещения ограничена. В противном случае деталь выпадет из системы, связь разорвётся.
   В данном случае связь является свойством самих элементов системы. И это свойство обеспечивается за счёт их формы.
   Другой пример из механики: система Земля-Луна. Связь обеспечивается за счёт гравитации, а ограничение сближения - за счёт центробежных сил, возникающих при вращении обоих вокруг центра масс. Гравитация - свойство каждого из элементов системы.
   На молекулярном уровне связь осуществляется за счёт электрических полей, которые являются опять же свойствами элементов системы.
   Собственно и всё, что можно сказать. Связь - свойство элементов системы. Её природа может быть не известна. Но зато, как правило, известны параметры. Связь ограничивает свободу перемещения элементов системы друг относительно друга, не давая им раствориться в окружающей среде.
  

Явление и процесс.

  
   Явление, как мы определяли - это свойство объекта. Явление всегда привязывается нами к объекту, даже если объект неизвестен. Например, мы можем сказать: "в темноте что-то светится". При этом подразумеваем, что светится какой-то объект.
   Явление может быть стационарным во времени. Например, мы можем приложить руку к какой-то поверхности, и заметить, что она прилипла. Наблидается явление прилипания.
   Но явление может быть во времени и нестационарным. Например, электрогрелка. Мы можем заметить, что она то нагревается, то охлаждается, потом нагревается снова....
   Изменение явления во времени назовём процессом.
   Что такое изменение?
   Возьмём фотоаппарат, и сделаем снимок какой-то области в окружающем пространстве. На снимке можно будет выделить объекты, ориентируясь по границам, цвету и пр.
   Через некоторое время сделаем снимок той же области снова. Сравним два снимка. Некоторые объекты, возможно, изменили форму, местоположения. Ещё через некоторое время сделаем ещё один снимок...
   Собственно, так и работает мозг. Делает снимки с частотой порядка ста герц. Так он определяет объекты, вызываемые ими явления и изменения, происходящие с ними. Эти изменения - процессы.
   Есть явления, которые только и могут существовать, как процесс. Например, мимо проехала машина. Наблюдается явление движения. Оно же эквивалентно процессу движения.
   Явление может быть сложным, то есть состоять из множества событий, которые происходят одновременно и (или) не одновременно. Например, северное сияние - природное явление, игра света и цвета, и всё это ещё и движется в пространстве.
   Придумаем более простой пример. Экскурсовод, скажем, говорит: "Посмотрите на этот камень. Это уникальное природное явление. Сначала он нагревается, затем из него идёт пар, затем пар прекращается и камень остывает. Так происходит с периодичностью в три часа".
   В данном примере сложное явление состоит из двух явлений: нагрев-остывание камня и периодическое испускание пара. При этом каждое из явлений содержит процесс.
   Как и явление, процесс, соответственно, тоже может быть сложным, то есть состоять из нескольких процессов.
   Явление может быть не только сложным, но и многоуровневым. Например, явление смены времён года. Годичный цикл. А в каждом сезоне - свои явления: жара, холод, дождь, снег и прочее. Соответственно, процесс тоже может быть многоуровневым. Например, тот же процесс смены времён года.
   Интересно во всём этом вот что. Понятие "явление" и "процесс" на первый взгляд кажутся, чуть ли не идентичными, почти синонимы. Я, например, раньше разницы между ними не замечал.
   На самом деле, это принципиально разные вещи. И дело не только в том, что явление может быть стационарным, а процесс - всегда динамика. Главное, что явление объектом не является. Оно само - свойство объекта. А вот процесс.... Процесс - это объект.
  
  

Процесс, как объект.

  
   Предположим, Вы выходите из дома и видите, как мусороуборочная машина сваливает в свой бункер содержимое мусорного контейнера. Вы наблюдаете сложный процесс: машина приехала, погрузила мусор, уехала.
   На следующий день Вы снова видите процесс уборки мусора. Однако, вполне может оказаться, что приехала совершенно другая машина, стоят уже другие контейнеры, да ещё и на другом месте. Поменялось всё. Даже мусор уже другой (старый увезли). Поменялись все материальные объекты. А процесс остался. Он тот же. И Вы его выделяете, как объект: процесс уборки мусора.
   В окружающем мире мы выделяем материальные объекты. Но в окружающем мире мы выделяем и процессы, причём, как самостоятельные объекты, только другой природы: движение, свечение, звучание. Как и в случае материальных объектов, мы выделяем процессы из неизменности, отличаем один процесс от другого. То есть, процесс является объектом.
   От материальных объектов процесс, как объект, отличается принципиально. Для распознавания материального объекта достаточно мгновенной фотографии. А для распознавания процесса необходимы несколько последовательных фотографий. Присутствует временной фактор.
   Поэтому, необходимо усложнить классификацию объектов. Все объекты поделим на два класса: вневременные и временные. Материальные объекты отнесём к классу вневременных, а процессы, естественно, к классу временных.
   Как и материальные объекты, процессы делятся на системы и зоны.
   Примером процесса, как системы, может служить всё та же уборка мусора. Вы видите день за днём, что приезжают какие-то машины и убирают мусор. Происходит это с определённой периодичностью и в определённом порядке.
   Элементами в этой системе являются отдельные события: машина приезжает, стоит, выходит водитель и т. д. Связями между элементами являются определённая последовательность событий и временные интервалы между ними.
   В качестве примера процесса, как зоны, пожалуй, можно привести северное сияние. Игра света и цвета не имеет какой-то закономерности. Между событиями не прослеживается какая-то связь. Скажем, нельзя сказать, что за зелёным свечением будет следовать красное или какое-то ещё. Процесс хаотичен. Но мы его выделяем, как объект "северное сияние". В данном случае процесс - зона.
   Однако, отличить систему от зоны в случае процессов ещё труднее, чем для материальных объектов. Если мы не видим системной связи между событиями в каком-то процессе, это ещё не означает, что её нет. Возможно, связи слишком сложны, и сходу не прослеживаются. Например, всё то же северное сияние. Представьте, что Вы наблюдаете его не на небе, а на экране монитора. И не в записи, а как результат работы специальной программы. Программа! Железная логика - а на экране хаос.
   Вот всплыло к стати одно из таинственнейших понятий - "программа". Программа - это не только что-то связанное с компьютером. Любой процесс, если он система, подразумевает существование объекта - программы. Программа - это ещё один объект. Его природа отличается как от материальных объектов, так и от процессов. Одновременно с этим, он (она) теснейшим образом связан как с теми, так и с другими.
  
  

Структура, процесс и программа.

  
   Только что мы говорили о процессе, как системе - системе связанных между собой событий.
   Каким образом эти события между собой связываются? Например - граната. Выдёргиваем чеку.... А далее срабатывает запал: боёк, капсюль-воспламенитель, капсюль-замедлитель, капсюль-детонатор, затем - основной заряд, затем - разрушение корпуса и разлетание осколков. Ход процесса в системе "граната" определяется её структурой.
   Или домино. Одна за другой расставлены костяшки. Падение первой влечёт за собой падение второй, и т. д. В данном случае, расставленные костяшки - зона. Процесс опять определяется структурой зоны.
   В обоих примерах процесс одноразовый. Причина одноразовости - необратимое изменение структуры.
   Проигрыватель с грампластинкой: процесс в системе определяется структурой грампластинки плюс структура проигрывателя, и может быть многоразовым.
   Процесс, как нематериальная система (только система, не зона), всегда определяется структурой материальной системы.
   Материальные системы могут иметь изменяющуюся структуру. Соответственно, определяемый системой процесс так же переменный.
   Например, релейная схема "бегущих огней" может иметь тумблер, обеспечивающий переключение порядка зажигания лампочек. Переключение тумблера меняет пути протекания токов, тем самым, меняя структуру системы. Соответственно меняется и ход процесса.
   Схема управления "бегущих огней" может быть выполнена на другой элементной базе, например - на микросхемах и тиристорах. То есть, на другом уровне строения системы - на молекулярном. Без присутствия механики. При этом система будет иметь другую структуру. (Хотя попытка сравнивать структуры систем, относящихся к разным уровням строения - не корректна.) Несмотря на это, система выполняет ту же функцию - поддерживает тот же процесс. Что же в них общего? Новый объект - программа.
   Структура определяет процесс. Но один и тот же процесс может создаваться системами с разными структурами и системами с разным уровнем строения. Главное, что они имеют одну и ту же программу.
   Просуммируем сказанное. Процесс как нематериальная система определяется нематериальным объектом - программой, которая заложена в структуре материального объекта. Одна и та же программа может быть заложена в совершенно различных материальных объектах, разного уровня строения и разной структуры. Наличие в материальной системе возможности менять свою структуру определяет наличие заложенной в этой материальной системе сложной программы, которая обеспечивает сложный процесс, структура которого переменна. Т.е., за одним событием не обязательно будет следовать событие, которое следовало ранее, а возможно, произойдёт другое.
   По мере усложнения структуры системы и, соответственно, заложенной в ней программы, происходит переход к многоуровневой структуре. Макроструктура состоит из блоков. Простейший вариант - блок, структура которого содержит программу; блок, структура которого обеспечивает чтение этой программы; и блок, обеспечивающий процесс. Например, магнитофон. Он имеет магнитную ленту, устройство её воспроизведения и динамик.
   Программа может быть записана на различных материальных носителях: грампластинка, магнитные и лазерные диски, микросхемы, ДНК и пр.
   Кстати, о материальных носителях. В последние двадцать лет много говорится о полевой форме. Есть материальные объекта, а есть полевые. Что бы не было противоречий в терминологии внутри этой работы, поле будем считать материей.
   Ещё пример многоуровневой материальной структуры - компьютер. Он имеет множество программных носителей и изменяющуюся структуру, изменение которой производится извне и программно.
   Программа может быть локализована в какой-то части материального объекта на программном носителе, а может быть распределена во всей структуре объекта. В последнем случае весь объект - программный носитель. В общем - программа находится на программном носителе.
   Процесс, если он является системой, невозможен, если нет объекта-программы.
  
  

Программа, как объект.

  
   Программа, как и процесс - нематериальные объекты. Но понятно, что это совершенно разные объекты. Чем же они отличаются друг от друга?
   Программа отличается от процесса тем, что она существует как объект в каждый конкретный момент времени. Она - вневременной объект.
   Кстати, пора снова усложнить классификацию объектов, поскольку появился объект новой природы.
   Объекты делятся на вневременные и временные. Вневременные объекты делятся на материальные и нематериальные. Объект-программа является вневременным нематериальным объектом.
   Программа может быть активизирована, а может быть не активизирована. В первом случае ей соответствует реально происходящий процесс, а во втором - никакого процесса нет. Но программа существует. Она где-то записана.
   Материальные программные носители могут быть разными, а записанная в них программа - одной и той же. Поэтому программа - самостоятельный объект.
   Программа - это описание процесса. Подробнее о программах поговорим во втором разделе работы.
   Введём ещё одно понятие - информация. Мы привыкли, что есть программные файлы и файлы данных. Если данные постоянные, то их смело можно отнести к программе. А если они меняются, например, ввод параметров с клавиатуры или с модема, то это информация.
   Информация - данные, которые получает материальная система от внешних датчиков и которые использует для изменения параметров программы и структуры. Об информации ещё будем говорить в третьем разделе этой работы.
  
  
  

Объекты и окружающая среда.

  
   Пусть мы выделили какой-то объект. Всё остальное в этом случае является по отношению к нему окружающей средой.
   Окружающая среда может быть внешней и внутренней. Например, воздух внутри закрытой банки - внутренняя окружающая среда. Она тоже воздействует на банку. Или, например, масляная среда внутри какого-то герметично закрытого механизма.
   Иногда трудно разделить, где заканчивается внешняя окружающая среда и начинается внутренняя. Например, пористый камень. Воздух из вне проникает в поры.
   Окружающая среда может благоприятствовать объекту или может быть агрессивной по отношению к нему. В тот момент времени, когда объект только возникает, окружающая среда к нему благоприятствует. Иначе бы объект не смог вообще возникнуть. Например, чтобы рос какой-то минерал, необходим определенный минеральный состав воды.
   В дальнейшем, окружающая среда может стать по отношению к объекту агрессивной. Она будет всячески воздействовать на объект, стремясь его уничтожить. Причём на самых разных уровнях. Например, она будет воздействовать на элементы системы. Когда те разрушатся, разрушится и система.
   Есть понятие "время жизни объекта". Оно определяется временем, в течении которого объект способен противостоять агрессивному воздействию окружающей среды.
  

Главный вопрос об объекте.

  
   Несмотря на агрессивность окружающей среды, объекты существуют. Почему они существуют? Почему они возникли и почему не разрушаются? Это и есть главный вопрос.
   Главный вопрос об объекте - причина его существования.
   Для материальных систем не связанных с живыми системами, причиной их существования являются внутренние связи между элементами системы, которые свойствами этих элементов и являются. Камень является системой и существует за счёт межмолекулярных связей. Их прочностью определяется способность камня противостоять агрессивным внешним воздействиям окружающей среды: ветру, влаге, ударам...
   А вот причиной существования, скажем, стула являются не только межмолекулярные связи. Не будь человека - не было бы и стула. В неживой природе стул - соединение изрядно источенных деревяшек (или, из чего он там), имеющих заведомо меньшую прочность, нежели исходная древесина. И только. В неживой природе нет понятия "стул". Но об этом позже.
   Кстати, чем определяется прочность неживых систем? Кроме прочности внутренних связей, ещё формой, от которой количество этих связей и зависит. К примеру, пористый камень менее прочен, чем монолит. Пластина менее прочна, чем шар. Нитка, размотанная по всей улице, будет скоро разорвана, в то время как та же нитка, смотанная в клубок, будет жить значительно дольше.
   Когда раньше мы изучали философию (не знаю, как теперь), мы изучали такую категорию, как "сущность". Напомню, как это звучало:
   "Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия".
   Не знаю, как для Вас, а мною такие определения воспринимаются очень трудно. Зачем так давать определения? Определения должны быть короткими и состоять из пары слов. Почему из пары? Потому что из одного слова они состоять не могут. И это не совсем шутка.
   Вообще-то, я не совсем объективен. Приведённое определение как раз и состоит из пары слов до запятой. Можно и точку было поставить. Другое дело, что верно ли оно?
   Сущность - это не внутреннее содержание. Что значит "содержание"? Да и другое: разве внешним содержание быть может? Надо не так. Сущность - это причина существования.
   Почему вообще зашёл разговор о сущности? Потому что нужно правило, по которому определяются понятия. Давать определение чего-либо, нужно исходя из сущности этого чего-либо.
   Сущность объекта заключена в причине его существования. Сущность неживой системы - в наличии внутренних связей. Они не дают системе распасться из за агрессии окружающей среды.
   Сущнисть процесса, как системы - опять в устойчивых связях. Связи здесь - цепочка последовательных событий, которые происходят, опять же, несмотря на внешние процессы, стремящиеся им помешать.
   Сущность материальной зоны - вопрос более сложный. Между элементами зоны нет связей. Под действием агрессивной окружающей среды она должна распасться, раствориться, диффузировать. Но она существует. Это происходит потому, что внешняя среда не агрессивна, а нейтральна к зоне. Или благоприятствует ей. Возможно, из-за этого зона превратится впоследствии в систему. Все системы когда-то так создавались.
   Однако, сложность не в этом. Восприятие сущности зоны с точки зрения человека, как на первый взгляд, кажется, может быть другим.
   Зона - локализованное пространство с отличными от окружающего его пространства свойствами. Мы можем исследовать эти свойства, скажем, наблюдать излучение зоны в различных диапазонах. Мы можем как-то воздействовать на зону и наблюдать реакцию зоны на это воздействие. То есть, изучать свойства, как функции внешних воздействий. Из разнообразнейшего набора свойств зоны мы выберем какое-то наиболее для нас значимое, и заявим, что это сущность зоны. Мы можем так сделать?
   В принципе - да. Но с оговоркой. Дело в том, что любое свойство проявляется через какой-то процесс. Например, зона имеет зелёный цвет. Это результат процесса: освещается зона полным спектром, а отражается ей в видимом диапазоне лишь часть этого спектра. Мы можем спросить, в чём сущность этого процесса. Мы можем, так же, заявить, что это и есть сущность зоны.
   То есть, происходит подмена понятий. Говоря о сущности зоны, мы имеем в виду сущность значимых для нас процессов в этой зоне. А раз так, то определение сущности, как причины существования (в данном случае процесса, а не зоны) остаётся правомерным.
   Сущность других объектов более сложна. Поэтому её рассмотрение лучше выделить в отдельные разделы.
  

Живые объекты.

  

Классические определения жизни.

  
   Что такое жизнь? Так... Открываем энциклопедию...
   "Жизнь - высшая по сравнению с физической и химической форма существования материи, закономерно возникающая при определённых условиях в процессе её развития. Живые объекты отличаются от неживых обменом веществ - непременным условием жизни, способностью к размножению, росту, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, раздражимостью, приспособляемостью к среде и т. д. Однако строго научное разграничение на живые и неживые объекты встречает определённые трудности. Так, до сих пор нет единого мнения о том, можно ли считать живыми вирусы, которые вне клеток организма хозяина не обладают ни одним из атрибутов живого...".
   А вот определение жизни, данное Ф. Энгельсом, и считавшееся у нас лучшим:
   "Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составляющих частей этих тел".
   Ну, вот ещё, пожалуй, выдержка:
   "Именно в способности живого создавать порядок из хаотичного теплового движения молекул, - пишет Энгельгард, - состоит наиболее глубокое, коренное отличие живого от неживого. Тенденция к упорядочению, к созданию порядка из хаоса есть не что иное, как противодействие возрастанию энтропии".
   Во всех этих определениях очень много слов, но нет ясности. Почему при определении живых объектов даётся такое большое количество признаков? Это нарушение принципа давать определение парой слов. Почему жизнь - это обязательно белковые тела? Может это не так? Почему жизнь вообще способ существования материи. Может совсем и не материи?
   Поэтому предлагаю все цитаты забыть, и начать разбираться с начала.
  
  

Три способа противостояния разрушению.

  
   Как уже говорилось, неживые объекты противостоят агрессивному воздействию окружающей среды за счёт силовых связей между элементами. В этом их причина существования, сущность.
   Но ведь есть и другой способ противодействия агрессивным внешним воздействиям. Если, скажем, на некую систему сверху падает камень, почему бы системе просто не отодвинуться в сторону. Зачем принимать на себя удар?
   Система, способная справляться с такой задачей, устроена, конечно, сложнее, чем просто камень. Но, при современном уровне развития техники, подобная задача легко решается. Представьте себе детскую игрушку, которая обладает техническим зрением, системой управления и колёсиками с электроприводом. Пусть эта игрушка может кататься по асфальту, следит за окружающей средой, и, в случае если в неё кидают камень, отъезжает в сторону. Для пущей достоверности, можно снабдить её солнечными батареями для обеспечения автономного питания.
   Такая игрушка - не просто робот. Это робот, защищающий сам себя и ни на кого не работающий. Защита самого себя - его единственная цель.
   Подобная система качественно отличается от неживой. Она активно противодействует агрессии со стороны окружающей среды, а не пассивно, как в неживых системах. Если бы она этого не делала, её давно уже разбило бы камнем. Активное противодействие - причина её существования, причина её живучести, сущность.
   Поскольку по сущности неживые системы и описанная игрушка различны, то игрушка должна как-то по-другому называться, так как называться неживой из-за иной сущности уже не может. А как должна называться? Да это уже живая система.
   Не согласны? И ладно. Ещё не всё сказано. Пойдём дальше.
   Есть ли ещё способы противостояния внешней агрессии? Есть. Представьте себе систему, которая лежит на месте, никуда не движется, не убегает. На неё сверху падает камень и разрушает её, откалывая от неё кусочек. Пусть система обладает памятью о своей первоначальной структуре и средствами восстановления своей структуры до первоначального состояния. То есть, может сама себя ремонтировать. И после своего частичного разрушения она это делает. Такую систему тоже следует отнести к живой. Она существует ни за счёт прочности внутренних связей, как в неживой системе, а за счёт восстановления своей структуры.
   Возьмём, к примеру, снежинку-звезду с шестью лучами, находящуюся в облаке. Пусть по какой-то причине, скажем, из-за соударения с другой снежинкой, один лучик у неё обломился.
   Если снежинка могла бы построить сломанный лучик снова, причём той же формы, то мы должны были бы признать её живым существом. Налицо были бы наличие памяти у снежинки о своей структуре и возможность эту структуру восстанавливать. Но, снежинка не может вырастить себе новый лучик. Или может? Кто проверял?
   Можно придумать механизм - черепашка с манипулятором. Пусть черепашка с помощью своего манипулятора может чинить свой панцирь. Для этого она должна уметь двигаться и искать материалы для починки. Она - тоже живое существо.
   Ремонт своей структуры широко используется белковыми живыми системами. Как правило, они состоят из отдельных клеток (с грибами только не всё просто), и в каждой клетке имеют информацию о структуре всей системы. Ремонт структуры производится делением клеток. У ящерки может вырасти новый хвост, у кузнечика - лапка. Разрезанный дождевой червяк вообще превращается в двух червяков
   Кстати, я умышленно привожу примеры небелковых живых систем. Ерунда это, что живые системы обязаны быть белковыми.
   Есть и ещё один способ противодействия агрессии окружающей среды. Это - размножение.
   Пусть система делает свою копию, используя сырьё, имеющееся вокруг неё. А как сделает - так они разойдутся в разные стороны. Как это делают, скажем, одноклеточные водоросли. Каждая отдельная клетка крайне уязвима. И живёт не долго. Но они плодятся и плодятся. В результате сохраняется.... А что, собственно, сохраняется?
   Это очень интересный вопрос. Ведь отдельно взятую клетку, то, что она размножается, никак не спасает! Сама она, как система, не имеет никакой защиты от агрессии окружающей среды, кроме своих внутренних связей. С этой точки зрения, она неживая. Но этого не может быть! Ведь она же живая?
   Нет, она не живая. Это робот, который о себе не заботится. Живая не клетка, а программа, заключённая в ней!
   Я, конечно, понимаю, что это выглядит странно: то, что принято считать неживым, называю живым, а то, что уж, казалось бы, точно живое, объявляю неживым. Дело в том, что никто толком не знает, что такое жизнь. Будем разбираться.
  
  

Определение жизни.

  
   Вернёмся к третьему способу противодействия агрессии окружающей среды - размножению. Понятно, что выживает в данном случае не материальная система. Она-то, как раз очень уязвима и живёт даже меньше, чем неживые системы. Сравните одноклеточную водоросль и малюсенькую песчинку.
   Выживает не материя, а программа. Это она заставляет материальную систему-носитель создавать свою материальную копию, размещать там свой дубликат и делиться. Таким образом она сохраняется в том же виде, и мы можем наблюдать её существование на протяжении огромного количества времени. И, возможно, она будет жить дольше, чем песчинка.
   Вспомним второй способ противостояния внешней агрессии - ремонт своей структуры. Здесь, на первый взгляд кажется, что живой является материальная система. Ведь она, по сравнению с неживыми системами, вдобавок к существованию за счёт внутренних связей, имеет дополнительную причину существования.
   И всё же, в момент, скажем, удара, материальная система частично разрушается. Не разрушенной остаётся программа, заключённая в ней. Она управляет уцелевшей частью системы, заставляя её восстанавливаться. Если разрушенной окажется сама программа, то материальная система восстановиться не сможет.
   Поэтому можно считать, что в данном случае живым объектом так же является программа, а не материальная система. Хотя, согласен, вопрос не столь очевиден, как в предыдущем случае.
   Ещё более сложной представляется ситуация, когда материальная система следит за окружающей средой, и просто уходит от внешней агрессии. То есть, первый из разобранных выше способов противодействия агрессии. Ведь в данном случае, материальная система не разрушается даже частично!
   Несмотря на это, всё равно, первичной остаётся программа. К примеру, человек потерял руку, и её заменили механическим управляемым протезом. Но это, всё равно тот же человек. Даже если заменить протезами все руки и ноги, и даже тело. То есть, материальный носитель может видоизменяться, а информация остаётся ненарушенной.
   Напрашивается подозрительный вывод, что живой является не материя, а программа. Но, собственно, почему подозрительный? Ничего не мешает. Так и определим:
   Жизни - процесс функционирования программы определённого рода.
   Программа может иметь два способа существования: находиться в процессе работы, или бездействовать, быть не активированной. Наш случай - первый. Вот о нём сразу в определении и говорим: "процесс".
   Что же это за программы определённого рода? Это программы, которые имеют одну единственную главную цель - сохранение самих себя.
   Вот и всё. Определение дано. Хочется в данном месте немного отвлечься и на примере пояснить, почему я негативно отношусь к философии. Что бы сейчас сделал философ? Он бы, наверное, сделал вывод: "Раз жизнь - процесс работы эгоистических программ, то человек, как живое существо, есть эгоист по своей сути".
   Философы всё обобщают, выводят общие законы и пытаются их применить к разным системам. А в разных системах законы свои.
   Эгоист человек или нет - ответить можно лишь в рамках теории потребностей, которая, в свою очередь, базируется на теории эмоциональной кибернетики.
   Вернёмся к делу. Теперь можно выяснить сущность объекта "программа". В природе сущность программ в том, что они живые. Других, скорее всего, нет. Ведь наличие программы подразумевает какую-то структуру в материальном объекте. А чем проще структура, тем больше связей. Прочнее. Легче выжить. Системы, имеющие сложную структуру менее живучи, если, конечно, они не живые существа.
   Вообще-то, вопрос не так прост. Например, планета вращается вокруг Солнца. Имеем циклический процесс. А раз есть циклический процесс, значит, есть структура и программа? Можно сказать, что при вращении планеты вокруг звезды работает программа? Но это уже детали.
  
  

Живые существа и системы.

  
   Наблюдая живую природу, на первый взгляд может показаться, что определение жизни, как работа эгоистических программ, неверно. Часто наблюдаются примеры самопожертвования. Например, муравьи-солдаты бесстрашно бросаются в бой, защищая муравейник, и погибают сотнями. Аналогично - пчёлы. Заявленная цель - самосохранение - в этом случае не выполняется.
   Дело в том, что обычно приходится иметь дело с живыми системами двух- и более уровневыми. Так, в примере с муравьями, живыми являются сами муравьи (условно назовём живыми системами первого уровня) и муравейник целиком (второй уровень).
   В мозгу каждого муравья заложена программа, имеющая модули. Их можно разделить на две группы: рефлексы и инстинкты. Рефлексы обеспечивают функционирование самого муравья, как живой системы. Их цель - защитить муравья, как своего материального носителя. Инстинкты же - нет.
   Программа инстинкта - вещь совершенно поразительная! Находясь в муравье, самого муравья, как своего материального носителя, она совсем не защищает. Даже - наоборот. Выполняя эту программу, муравей может погибнуть. И программа вместе с ним.
   Так что же получается, что программа инстинкта неживая? Живая. Но очень интересная. Она сохраняет не свой собственный носитель, а чужие носители своих копий. То есть, защищает не своего муравья, а других муравьёв. Весь муравейник. Тем самым, эта программа выживает.
   Есть ли программы инстинктов у человека?
   Сразу вспоминается название фильма "Основной инстинкт". В принципе - да. Однако человек обладает сознанием, и выполнение программ инстинктов может контролировать. Главенствующим в его поведении являются другие программы. Однако, разбирать устройство "матобеспечения" человеческой головы (или, где там оно находятся) здесь не место. Этому будет посвящена другая работа: "Эмоциональная кибернетика". Я её потом опубликую тут же.
   Что такое живое существо? Определим это как живая программа плюс управляемый ею носитель. Свойства живой программы мы разобрали. Для своего размещения и функционирования она использует машину - робота.
   Одна и та же живая программа может использовать разные носители. И нам может казаться, что мы имеем дело с разными живыми существами. Например, гусеница и бабочка. Совершенно разные живые существа! На самом деле, это одна живая система.
   Интересно отметить, что может иметься в наличии живое существо, и не быть жизни. В живом существе заложена программа. А программа может быть не активизирована. То есть, нет процесса. А жизнь - это процесс. Например, является ли живым вирус, о котором говорилось в выдержке из энциклопедической статьи? Живым является не вирус, а заложенная в нём программа. Если вирус вне клетки, то никаких процессов метаболизма не происходит. Программа не активирована. Жизни нет. Что бы она началась, надо попасть в клетку. Является ли живым существом вирус? Да. Является.
   Уточним ещё один момент. Почему фигурируют три способа противодействия агрессивным внешним воздействиям, а не другое число? Может их больше?
   На самом деле - их меньше. Всего два. Первый способ - это когда система защищается, отслеживая поведение окружающей среды и реагируя на него (классическая следящая система). Второй способ - система не реагирует на агрессию окружающей среды, и занимается сама собой. Делает это она, опять же, двумя способами: занимается строительством и ремонтом своей структуры, или заботится о своей или своих копиях. Последнее опять же делается двумя способами: либо система создаёт свою собственную копию, либо заботится о своих копиях, находящихся в других носителях. Все эти способы могут быть заложены в одной и той же живой программе, что обычно и имеет место.
   Обратите внимание на способ классификации. Двоичное ветвление. Это не случайность. Любая классификация должна быть двоичной.
  

Инфрасреда живых существ.

  
   Живые существа создают вокруг себя инфрасреду, которую поддерживают, о которой заботятся. Птицы строят гнёзда, муравьи - муравейник, мышка роет норку. Человек вообще, не только меняет ландшафт, но даже климат целой планеты.
   Живые существа создают неживые объекты, которые в неживой природе не могут появиться и существовать. Вон, хотя бы даже бутылка. В неживой природе это всего лишь кусок стерла. Причём, весьма уязвимый. В неё, к примеру, может попасть вода, замёрзнуть там и разрушить бутылку. Монолитный кусок стекла куда более живуч. Но, в окружающем нас мире вы попробуйте найти стекло куском. Не найдёте. А бутылку - где угодно.
   Человек заботится о бутылках, изготавливает, размножает их. Причина их существования не в прочности межмолекулярных связей (хотя и это тоже, но с точки зрения неживой природы). Причина их существования в человеке. Бутылка удовлетворяет человеческую потребность, являясь ёмкостью для хранения жидкости. В этом причина её существования, её сущность.
   Аналогично и со всеми другими объектами, создаваемыми живыми существами. Они неживые, но имеют иную причину существования, другую сущность. Это объекты инфрасреды живых существ.
   Кроме предметов и строительных объектов, такие живые существа, как человек, могут создавать ещё механизмы, машины и роботы.
   Механизм - механическая система, реализующая какую-то механическую функцию. Например - редуктор, лебёдка. В других областях, не связанных с механикой, тоже можно найти аналог механизма. Например - транзистор в электронике. Но там для этих вещей нет специальных терминов. Радиодеталь? Не то. (Впрочем, на точности своих формулировок в данной части я не настаиваю.)
   Машина - механизм, снабжённый внутренним источником энергии, скажем, двигателем внутреннего сгорания или аккумулятором. Машина может быть наделена способностью самостоятельного пополнения запасов топлива или энергии. Например, она может иметь возможность подзаряжать аккумуляторы с помощью солнечных батарей.
   Робот - машина, снабжённая манипулятором. Манипулятор - механизм, с помощью которого возможно избирательное воздействие на окружающую среду. Скажем, в отличие от бульдозера, он способен рассортировать груду камней, а не просто её передвинуть.
   Сложные машины и роботы управляются программами. Их поведение начинает внешне напоминать поведение живых существ. В чём отличие? В том, что заложенные в них программы не живые. В этих программах не заложена цель сохранения самих себя. В них заложено выполнение какой-то функции, полезной человеку. Само собой, в сложных системах заложены элементы защиты, самосохранения. Например, ограничение числа оборотов двигателя, экскаваторные характеристики электропривода, токовая и тепловая защиты и пр. И чем более автономной должна быть система, тем их больше. Скажем, автоматические космические аппараты. Но это не меняет сути.
   Можно ли превратить программно управляемые машины и роботы в живых существ? Да. И дело не в мощности искусственного интеллекта. Это совсем другое. Нужно снабдить их программой, которая будет работать сама на себя. Только зачем это делать? Такие машины (впрочем, это уже будут не машины) человеку не нужны.
   Ну а вообще, как это сделать, будет рассмотрено в уже упомянутой теории "Эмоциональная кибернетика".
   Вся инфрасреда с живыми существами, которые её создали, может быть отнесена к живым системам. Действительно, например рука человека. Ведь это - манипулятор, робот. А созданная человеком техника? Это продолжение человека. Как и всё остальное, пока он это поддерживает.
  
  
  

Информационные системы, созданные человеком.

  

Обычная информация.

  
   Видеокамера промышленного робота осматривает ящик с беспорядочно набросанными заготовками. Искусственный интеллект решает, какую из них взять. Сигнал с видеокамеры - информация. Это данные для программы, в соответствии с которыми будет приниматься решение. Однако, перейдём сразу к человеку.
   Рассмотрим информацию в привычном для нас смысле, как, например, какое-то сообщение. Сообщение должно быть для нас понятным. Если оно на неизвестном для нас языке и произносится ничего не выражающим тоном, то информацией для нас оно явно не является. Оно воспринимается, как просто шум.
   Если сообщение для нас понятно, то опять же, это ещё не обязательно информация. Если в сообщении нет ничего для нас нового, то мы говорим, что это пустая болтовня, и никакой информации. То же самое происходит, если мы не верим ни единому слову.
   Сообщение может быть нам понятным, содержать неизвестные для нас сведения, мы можем ему стопроцентно верить, но, опять же, не быть для нас информацией. Например: "Леонид Петрович сказал Анастасии Герасимовне о том, что её корова поцарапала бок". Какое нам дело до этой коровы и всех остальных вместе взятых, о которых мы и слыхом не слыхивали?
   Так что же является информацией? Сообщение, поступившее в наш мозг, должно вызвать какой-то эффект, произвести какое-то действие. Возможно, это эмоциональный эффект - мы начали переживать, сочувствовать (может, даже той же вышеупомянутой корове). Возможно, это побуждение к действию - "Надо срочно бежать в магазин!". Может это побуждение к действию неявное, например Вы решили: "Это интересно, надо запомнить, может пригодиться".
   Информация - это данные, которые могут использоваться конкретной программой. Разные программы пользуются разными данными. То, что является информацией для одной программы, для другой программы информацией может и не являться. Информацией не являются и частичные данные, данные, которые не могут использоваться без каких-то других.
   В человеке тоже заложена программа. Если Вы изучили какой-то иностранный язык, это означает, что Вы загрузили в себя информацию. Теперь информацией для Вас уже может стать и чужая речь.
  

Категории.

  
   Каким образом осуществляется передача и приём информации? Язык может быть любым: русский, английский, азбука Морзе, дымы костров.... Лишь бы он был понятен. Главное, что передача информации происходит с помощью категорий.
   Что такое "категории"? Категория - общее понятие. Что значит "общее"?
   Возьмите любое слово: стул, стол, дом.... Всё это общие понятия. Что за стул, что за дом? Не понятно. Но, мозг уже понимает сущность сказанного.
   Вообще, всё начинается с того, как работает человеческий (и не только человеческий) мозг. С раннего детства мы начинаем познавать мир, ощупывая, обнюхивая предметы, пробуя их на зуб. Мы приобретаем эмпирический опыт. Вот твёрдый круглый тяжёлый предмет. Мама говорит: "яблоко". Вот ещё один похожий, но меньше. Мама опять говорит: "яблоко". А вот ещё одно яблоко, лёгкое, податливое, совершенно круглое. Мама говорит: "мячик". Оказывается, это разные вещи.
   Мячик и яблоко имеют разные свойства, и мозг в дальнейшем будет отличать мячик от яблока. Но мозг будет так же и группировать сходные по свойствам предметы, ставить им в соответствие некое обобщённое понятие и пользоваться ими при обработке и идентификации поступающей информации и поиска аналогий в памяти.
   Причём не важно, что говорила мама. Её вообще могло не быть. Мозг всё равно сделал бы обобщающие и отличающие выводы. Ребёнок просто бы не знал, что яблоко называется яблоком. Но мозг для себя уже выделил его в отдельную категорию, общее понятие.
   Животные не имеют речи. Но их мозг владеет категорийным аппаратом.
   Человеческий язык - это отражение категорийного аппарата мозга. Из чего состоит человеческий язык? Из разного типа категорий.
   Вот категории объектов: стол, стул, поле, гора, планета, звезда, и пр. Некоторые предметы, кроме принадлежности к какой-то общей категории имеют специальную идентификацию, например, Пизанская башня, Солнце.
   Вот категории свойств объектов: зелёный, мягкий, пушистый, громкий, большой....
   Категории процессов: ходьба, бег, вообще движение (категория более высокого уровня), горение, дымление, течение, парение, испарение, и т. д.
   Категории направлений: вперёд, влево, вниз, внутрь, на север....
   Категории положений: слева, рядом, сверху, над..., сзади....
   Категории состояний: устйчивый, подвижный, аварийный, любимый, грусный, агрессивный.... В этих категориях заключена возможность процесса, а ни сам процесс. Например, "устойчивый" - предполагает попытку выведения объекта из этого состояния и процесс возврата объекта в устойчивое состояние.
   Категории исчисления: два, десять, много....
   Что я ещё упустил?
   Подавляющее число категорий сформировались, бог знает, когда и были естественным процессом развития речи. В отличии от научных теорий, здесь их никто сознательно не выдумывал. Например, категории "бег" и "ходьба". Эти два процесса явно отличаются друг от друга. Это просто видно, и мы легко отличаем одно от другого. Впрочем, всегда ли легко? Большинство категорий сформированы на основе опыта, эмпирически. Но, у категорий, использующихся столетиями, всегда существуют качественные отличия. Иначе, они бы не выжили: - их бы поменяли на другие категории. Бег же отличается от ходьбы тем, что при беге от земли в определённой фазе отрываются обе (все) ноги одновременно. Бег - синтез шага и прыжка.
   Категории имеют иерархию, уровни. Категории низшего уровня объединяются категориями более высокого уровня. Те в свою очередь - тоже объединяются ещё более обобщающими категориями. Например, стулья, столы, диваны, шкафы - объединяются категорией "мебель". Мебель, в сочетании с бытовой техникой и инвентарём, попадает в категорию "домашнее имущество", которое является уточнением более глобального понятия "имущество", и т. д.
   На самом верху иерархии остаются самые абстрактные категории: объект, свойство, функция, действие.... Это уже почти математические понятия.
   Является ли категория системой? На первый взгляд - да. Можно, казалось бы, сказать, что это система, поддерживаемая человеком, поскольку ему это нужно, и включающая в себя какие-то объекты или понятия, имеющие какую-то единую сущностью. (В принципе, об этом уже говорилось, но ещё раз.) Например, стулья бывают самые разные: деревянные, металлические, разного цвета. Что в них общего? То, что все эти объекты имеют единую сущность - удовлетворение потребности - на них можно определённым образом сидеть. Все объекты, на которых можно так сидеть, имеющие такую сущность, попадают в категорию "стул".
   Другой пример. Категория "бег". Это процесс. Главный эффект в этом процессе не сотрясение земли или создание ветра, а непрерывное передвижение с помощью прыжков. Так, по крайней мере, с точки зрения человека. В этом сущность процесса, причина его существования. Любые процессы, имеющие такую сущность, объединяются в категорию "бег".
   И всё же, категория системой не является, хоть, казалось бы, она и включает в себя много объектов. На самом деле она не включает в себя эти объекты, а выражает их абстрактную сущность. Категория - это зона.
   То, что действительно является информационными системами, рассмотрим ниже.
  
  

Элементарные информационные системы.

  
   Элементарными информационными системами являются фразы, предложения. Вот они-то, в отличие от категорий, являются уже системами. А категории - это элементы этих систем.
   Категории можно сравнить с элементами в таблице Менделеева. Язык - с самой таблицей. Фразы и предложения в этом случае подобны молекулам.
   Атомы соединяются в молекулы не произвольным образом, а в соответствии с определёнными законами. Точно так же и категории соединяются в предложении в соответствии с определёнными правилами. Не любое сочетание категорий имеет смысл. Например, стандартная шутка: "Пароль - три зелёных свистка". Категория "зелёный" не может сочетаться с категорией "свисток". Цветовые свойства не могут характеризовать действие. Фраза не имеет смысла, если речь не идёт, конечно, о юморе.
   Что мы делаем, когда пытаемся произнести какую-то фразу? Мы строим систему. Систему из категорий. Если мы это сделаем правильно, система получится, и будет жить какое-то время. Возможно - вечно, передаваемая из уст в уста. Типа: "Хотели, как лучше, вышло - как всегда". Или: "Не надо, как лучше, надо - как надо".
   Если же фраза построена неверно, то в систему категории не складываются, не объединяются. Фраза непонятна, и собеседник переспрашивает: "Чего сказал?". Приходится переформулировать, пока не получится.
   Из фраз строятся более сложные конструкции. Они тоже являются информационными системами, но более высокого уровня. Начиная с абзаца, кончая библиотеками и интернетом.

Теории.

  
   Кроме эмпирического опыта, человек познаёт мир, используя логику. В процессе познания мира, у людей накапливаются новые знания. Они могут вступить в противоречие с уже имеющимися. Возникают несостыковки. Приходится думать, применять логику. Ну, вот, например, раньше думали, что Земля плоская. Но морские путешествия эпохи великих географических открытий, составление карт, привели к тому, что пришлось задуматься о форме Земли. Возникла гипотеза о том, что Земля - шар.
   Земля - это объект. Выдвигая гипотезу, что она шар, мы высказываем предположение о новых свойствах объекта. Мы собираем факты, обобщаем их и приводим в качестве доказательств, делая на их основе логический вывод. Это теория? Да. Маленькая теория. Она касается всего лишь одного вопроса: новое свойство объекта.
   Такие теории можно назвать элементарными. Они выдвигают гипотезы о новых свойствах объектов.
   Объекты бывают разные. Это может быть объект, как чёрный ящик, объект - как система, это может быть процесс или зона. Элементарная теория может касаться любого из них. Например, исследуя процесс горения чего-либо, оказалось, что для этого процесса необходим приток воздуха. Поглощение воздуха - свойство процесса горения. Или, вот, насчёт зоны. Можно, к примеру, высказать гипотезу, что время в зоне, где находятся большие запасы железной руды, замедляется. И построить соответствующую элементарную теорию, которая, собственно, и будет состоять только из того, что это там и утверждается. Точнее, не это, а, тогда уж, то, что время замедляется вблизи объектов большой массы.
   В самом деле, чем отличается обычное наблюдение от теории? Если мы заметили, что молоко скисает на второй день, это теория? Почему же нет, если мы обнаружили новое свойство объекта? Нет, потому что теория должна касаться не конкретных объектов, а абстрактных. Тогда это теория, а не наблюдение. Например, если мы говорим, что хворост в костре горит, если есть доступ воздуха - это наблюдение. А если утверждается, что любое углеводородное сырьё без воздуха не горит - это теория.
   Но, Вы можете возразить, что теория может касаться и конкретных объектов. Например, Земля - шар. Где же тут абстрактный объект? На это можно ответить, что есть объекты, которые являются уникальными. Единственными. В этом случае теория будет касаться конкретного объекта. И только его. Скажем, теория: "Что есть Бог?".
   Кстати, уточним, что такое гипотеза и что такое прогноз. Прогноз - это предположение, касающееся свойств материального объекта или процесса, в общем, события, которое ещё не произошло. Например: "К сорока годам ты будешь лысым", или "не изменишься". Это прогноз, касающийся свойств объекта, которыми этот объект будет обладать в будущем. Речь может идти и о процессе. Например: "Этой весной будет наводнение".
   Гипотеза - это предположение, относящееся к уже произошедшему событию. Например: "Кто убийца?", или "Тайна Тунгусского метеорита". Прогнозы и гипотезы делаются на основе наблюдений и теорий.
   Вернёмся к теориям. Кроме теорий, которые мы назвали элементарными, существуют теории, касающиеся систем. Это уже довольно сложные образования, и именно они представляют наибольший интерес.
   Эти теории посвящены исследованиям систем, а значит, описывают, как минимум, два объекта. Объекты описываются в абстрактном виде (как и в элементарных теориях) и представляются в виде "чёрных ящиков", обладающих свойствами. Описываются, естественно, только те свойства, которые имеют значение в данной теории, то есть существенные. Остальными свойствами пренебрегают.
   Например, закон всемирного тяготения. Два тела притягиваются друг к другу с силой, пропорциональной их массе. Ни цвет, ни форма, ни пушистость этих тел значения не имеют. Важно лишь одно свойство - масса. Не имеет значения, о каких конкретно объектах идёт речь. Объект абстрактен. Это "тело". Любое тело обладает массой.
   Что делает теория? Она ставит в соответствие некоему реальному процессу (точнее, множеству сходных процессов) какую-то модель. Эта модель состоит из (назовём) базовых элементов теории - "чёрных ящиков", которые наделяются существенными свойствами. Далее теория исследует взаимодействие этих базовых элементов. Вот и всё.
   Любая теория исследует модель. Обязательное условие. А если модели нет? Такое может быть?
   Вообще-то, невероятно, и быть такого не может. Но есть одна очень удивительная теория! Умные люди называют её величайшей ошибкой 20-го века....
  
  

Корректность модели.

  
   Речь пойдёт о самой парадоксальной за всю историю человечества теории - о теории относительности. Специальная теория относительности А. Эйнштейна. Это про неё говорили, что она противоречит здравому смыслу, на что Эйнштейн отвечал, что здравый смысл - это предрассудки, внушённые нам с детства.
   Нет, здравый смысл - это не предрассудки. Я бы лучше сказал, что это интуиция. Да, мы познаём мир с помощью логики. Только трудно обойтись без ошибок.
   Удивительная вещь - математика. Ну вот, например, что такое "-1"? Что такое 1 ясно. А что такое "-1"? Может быть одно яблоко. Но не может быть минус одно яблоко. Это абсурд! А в математике это есть. Там есть вещи и покруче, например, квадратный корень из минус единицы. На первый взгляд, дикий бред! Но мы используем такое "чудо" в реальных расчётах, например, при расчёте параметров электрических цепей.
   На самом деле, хоть математика - действительно странная вещь, но некоторые моменты проследить можно. Минус единица - это законсервированное действие, единица с оператором вычитания. И только. И корень из минус единицы никто реально извлекать не собирается. Возведут в квадрат, когда надо, вот и кончится парадокс. Просто форма записи удобная.
   Чего нет в обычной математике? Логических переключателей. Вот в вычислительной математике их сколько угодно. Ни одна компьютерная программа без них не обходится. Например, если организован вычислительный цикл, то обязательно делается проверка на его завершение. Число циклов не может быть отрицательным. Вот и стоит логический переключатель, распознающий переход счётчика в отрицательное состояние.
   Положительные и отрицательные числа качественно отличаются друг от друга. Однако, уровень абстрактности математики настолько высок, что все они представлены в виде одной цифровой шкалы. И правильно. Любая теория оперирует абстрактными понятиями. Математика - это собрание огромного числа математических теорий. Однако, нельзя забывать, что любая теория оперирует моделью. Математика - не исключение. А модель - лишь модель. Слепой перенос её свойств на реальные объекты может привести к ошибкам. Тем более, когда модель настолько абстрактна, что в едином понятии может содержать качественно отличные вещи.
   Теорию относительности не зря называют математическим фокусом. Причём, ведь совершенно точно известно, где спрятан секрет! Он в преобразовании Лоренца. В этом преобразовании заложено требование инвариантности (одинаковости) всех законов природы для любых систем, движущихся прямолинейно и равномерно. Так называемые, инерциальные системы отсчёта.
   Вот этого то и не надо было делать! Поспешили. Нельзя делать излишние обобщения. Если нам на улице встретились несколько серых кошек, мы, конечно, можем сделать вывод, что кошки только серые и бывают. Но такое обобщение не есть истина. Конечно, можно понять физиков, испытавших шок от результатов опыта Майкельсона-Морли. Но всё равно, не надо было спешить.
   Из чего состоит теория относительности? В качестве базисных элементов теории берутся объекты очень высокого уровня абстрактности. Они названы: "инерциальные системы отсчёта". Их можно представить в виде "чёрных ящиков", обладающих свойствами. Достаточно двух "ящиков". Один движется относительно другого. Наблюдаемые при этом эффекты (замедление времени, сокращение размеров) описываются преобразованием Лоренца. Вот и всё.
   Что ж, модель теория всё-таки имеет. Только это математическая модель. Не имеющая отношения к реальности.
   Модель, положенная в основу теории - ключевой момент. Нельзя, в частности, завышать уровень общности базовых объектов и наделять их чрезмерно обобщёнными свойствами.
  
  

Теории как системы.

  
   Ещё несколько слов о теориях. Любая теория - это информационная система, состоящая из категорий. Она может описывать какую-то систему, но и сама является системой. А значит, к ней применимо всё, что касается любых систем. Например, вокруг неё имеется окружающая среда, стремящаяся её разрушить.
   Окружающая среда в данном случае - это другие теории, описывающие то же самое, но по-другому. Ясно, что в конечном итоге выживет лишь одна теория. Остальные погибнут. К окружающей среде относятся, так же, различные новые данные: результаты наблюдений, опытов. Кроме этого - ещё постоянные логические нападки, поиски противоречий.
   Кстати, насчёт противоречий. Противоречия в теории могут быть внутренними и внешними. Внутренние - это когда внутри теории имеются ошибки: неверно выведенная формула, излишнее обобщение, неверная классификация, и пр. Если их не удаётся устранить, теория разрушается.
   Внешние противоречия - это когда теория противоречит выводам или посылкам смежных теорий. Скажем, теория эфира противоречит электродинамике Максвелла. Или теория Дарвина о происхождении человека противоречит религиозным учениям.
   Внешне противоречивыми могут оказаться теории разных уровней. Скажем, теория атома может вступить в противоречие с теорией молекул.
   Внешняя противоречивость критического значения не имеет. Это лишь означает, что какая-то теория неверна. А вот какая - не известно. Фактор настораживающий, но для новой теории не смертельный. Возможно, что ошибочны все старые вместе взятые.
   Причиной существования теории является то, что она нужна какому-то человеку или группе людей. Они эту теорию поддерживают, защищают. А делают они это из-за того, что она удовлетворяет какой-то их потребности. Например, теория о том, что 170 грамм алкоголя по вечерам полезно для здоровья нашла бы, наверное, много сторонников. Сущность теории, как причина её существования, заключается в её способности удовлетворять какой-то человеческой потребности.
   Теории могут быть посвящены различным процессам в различных системах, изучать их динамику, развитие. Но это же касается и самих теорий, как систем. Теории рождаются, развиваются, имеют какие-то время жизни, умирают. Но есть и вечные.
  
  

Классификации.

  
   Любая категория, являясь общим понятием, включает в себя множество конкретных объектов. Она выделяет какое-то их свойство, и по этому признаку объединяет их. Это классификация? Пока нет. Это ещё только возникновение категории.
   Например, мы изобрели категорию "грибы", объединив в этом понятии определённые объекты, растущие в лесу. Но грибы бывают съедобные и несъедобные. А съедобные грибы бывают съедобными и условно съедобными. Это уже классификация.
   Можно сказать, что категория "грибы" является категорией более высокого уровня и объединяет в себе категории "съедобные..." и "несъедобные грибы". А можно сказать, что категория "грибы" классифицируется по признаку съедобности. Последнее более правильно, по крайней мере, в данном случае. Первичным является категория "грибы", а съедобные они, или нет - это уточняющий признак.
   Классифицировать грибы мы ведь могли и по-другому. Например, по признаку, красивые они, или нет, нравятся ли они дяде Васе из второго подъезда, или будет ли их есть соседская кошка, и что с ней потом будет. Кажется, что классификации - вещь произвольная. На самом деле - нет.
   Классификации делаются нами в предположении какого-то действия, события. Мы хотим с грибами что-то сделать, и ожидаем какой-то эффект. Как это ни громко звучит, но мы выстраиваем теорию. Например, мы намереваемся подобрать грибы определённого вида и невзначай продемонстрировать их сидящему на скамеечке дяде Васе, предполагая, что после этого он начнёт облизываться. В данной теории (скажем: "Закон взаимодействия лисичек и дяди Васи.") исследуется поведение системы "грибы - дядя Вася", где грибы и дядя Вася являются базовыми элементами теории. И мы строим гипотезу о поведении этой системы.
   Если базовые элементы выбраны неверно, или наделены не теми свойствами, то теория работать не будет. То есть, предполагаемое поведение модели не будет соответствовать реальной системе. Если мы неверно расклассифицируем грибы, то бедный дядя Вася не то, что не облизнётся....
   Таким образом, классификация это ещё не теория, но неотъемлемая часть теории, определяющая свойства базовых элементов при построении модели.
   Что бы от классификации был толк, необходимо, чтобы классификационный признак был качественным, а не количественным. Съедобные или несъедобные грибы - это отличие качественное, а вот больше они или меньше шести с половиной сантиметров - количественное. Хотя и это отличие может быть качественным, если речь идёт, скажем, об упаковке или каких-то характеристиках техпроцесса, где этот размер важен.
   Поскольку классификационный признак должен быть качественным, то все классифицируемые объекты делятся на две группы. Одни признаком обладают, другие - нет. Каждая из этих групп в свою очередь может снова делиться на две по какому-то другому классификационному признаку. И т. д. То есть, получается классификационное древо, имеющее двоичное ветвление.
   На первый взгляд кажется, что это требование не универсально. Например, таблица Менделеева - замечательная классификация и никакого двоичного ветвления.
   Однако, и таблицу Менделеева можно, думаю, представить в двоичном виде. Правда, я этим не занимался. Но начал бы с того, что вспомнил, что всё можно поделить на металлы и неметаллы, и... там бы поехало.
   Если классификационное древо получается очень большим, то можно свернуть его в список. При этом, каждой классификационной ячейке присваивается двоичный код, который для краткости можно перевести в десятеричный. Таким образом, каждая ячейка получает в списке свой номер. По этим номерам можно легко восстановить древовидную структуру.
   Впрочем, это всё уже частности, и, возможно, не нужные. Но маленький пример, всё же приведу. Программы 1 делятся на живые программы - 11 (3 в десятеричной системе) и неживые - 10 (2). Живые программы делятся на живые программы, контролирующие окружающую среду - 111 (7) и живые, не контролирующие её - 110 (6). Живые неконтролирующие могут уметь восстанавливать свою структуру - 1101 (13) и могут не уметь это делать - 1100 (12). И т. д.
   С вопросом классификации связан вопрос определения понятий. Определение даётся в соответствии с сущностью объекта. Сущность определяется потребностью в этом объекте. Потребности разные. У разных людей разные цели. Значит, строятся разные теории с разными базовыми элементами, в соответствие которым ставятся по-разному классифицированные категории. Казалось бы, полный произвол.
   На самом деле, это не так. Все человеческие потребности известны и классифицированы. Но это тема не этой работы.
  

Метатеория и философия.

  
   Существует множество различных философских теорий. Большинство людей ничего не знают об их существовании и, не смотря на это, живут. Живут, и хоть бы что!
   Все мы в своё время изучали диамат. Ну и много он нам дал? Лично мне - не много. И вообще, интересно бы посмотреть на человека, который использовал бы его в каких-то практических целях.
   Мне кажется это невозможным. Например, закон перехода количественных изменений в качественные. Вот сидит человек на берегу океана, и капает в океан воду из пипетки. Какие качественные изменения произойдут? Всемирный потоп? Максимум, что произойдёт - рука устанет.
   Этот закон ничего не даёт. Тогда зачем он? Как и весь диамат. Если Вы хотите что-то узнать о чём-то (о том же всемирном потопе), Вы должны описать это что-то, как систему, построить корректную модель, описать необходимые свойства базовых элементов и рассматривать статику, динамику системы и влияние на неё окружающей среды. В общем, по обычной и полной программе. Нормальный прагматичный инженерный подход. Опрометчиво думать, что если долго мучатся, то что-нибудь получится, успокаивая себя философской мыслью о переходе количественных изменений в качественные. Зачем вообще нужна философия? Она не нужна. А вот теория объектов универсальна и работает в любой области.
   Теория объектов - это информационный объект, это система. Рассмотренные выше различные типы объектов она описывает универсальными, подходящими для любого класса категориями: объект, зона, система, процесс, явление, функция, причина существования, связи.... В зависимости от специфики, базисные элементы этих систем имеют разные названия. В неживых системах - это тела, в живых - это эгоистические программы, в теориях - это категории.
   При этом, теория объектов является информационной системой, созданной человеком (то есть, теорией), описывающей информационные системы (теории). То есть, является теорией строения теорий. То есть - метатеорией, теорией теорий.
   Должен повторить, эта работа сыровата. Но на данный момент сделать большее я не могу. Подождём критики, если она будет.

Автор.

0x01 graphic
0x01 graphic
0x01 graphic

  
  
  
   1
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"