Конечно же всем понятно, что единый образ из всех голландских рок-групп слепить не получится. И тем не менее выделить несколько характерных черт, присущих значительному количеству рок-групп из этой страны, кажется вполне возможным.
У многих людей Голландия, ассоциируются как страна тюльпанов и страна легализированных наркотиков. Такая разноцветная галлюциногенная смесь понятий может породить представление, что в этой стране правит бал стиль по имени Psychedelic Space Rock. Но это не так. Коллективов принадлежащих к этому направлению в Голландии, в действительности, не так уж и много. Более того, голландская рок-сцена коренным образом отличается от немецкой, по той причине, что в Стране Тюльпанов вы не найдёте коллективов каким-либо образом напоминающих немецкую психоделию - Krautrock. Хоть их полно не только в Германии и Австрии, но так же они встречаются во Франции, Бельгии и даже Италии. Почти так же обстоят дела и с RIO Avant Prog. Чёткая структура музыкальных композиций у голландских исполнителей, говорит о том, что музыканты точно знают чем и когда они должны закончится, эти самые композиции. Какие же рок-направления в действительности превалируют в стране королевы Беатрикс? Нет никакой тайны, что это Blues Rock, Progressive Metal и Symphonic Prog.
К сожалению, времена, когда музыканты "сидели в школе за одной партой и вдруг решили организовать рок-группу", уже проходят. В Голландии всё сложнее представить подобную ситуацию. В наше время, исполнение прогрессивной музыки требует серьёзной выучки и профессиональной подготовки. Музыканты должны приходить в коллектив уже полностью состоявшимися исполнителями, со своими наработками и материалом. Потому как , если вы помните из первой части нашего очерка, коммерческий успех - одна из важнейших составляющих для рок-музыки в этой стране. Поэтому для набора состава сейчас проходят кастинг по объявлениям или музыканты ангажируются на фестивалях или подписываются к сотрудничеству звукозаписывающей компанией . Путь от сочинения музыки до записи должен быть как можно более коротким и эффективным.
Сейчас многим понятно, что имидж группы - одна из основных черт успеха! Можно как угодно играть, но привлекательность исполнителей на сцене отменить очень сложно. Это положение действует как сейчас, так и на заре появления рок-музыки как таковой, и за долго до её появления. И в конце 60-ых голландцы внедрили свою идею!... Рассмотрим пример групп Shocking Blue и Earth & Fire... Пока вокалистки своими огромными глазами отвлекает слушателей, ритм-секция и остальные музыканты делают своё дело. Именно эти яркие и запоминающиеся поп-рок-группы из Голландии сделали своих фронтменов, фронтвуменами. Конечно же нельзя утверждать, что это исключительно голландское изобретение. Ведь, за несколько лет до них уже существовали в Америке Jefferson Airplane с Grace Slick, а в Британии Renaissance, тоже, с вокалисткой Jane Relf, да и многие иные исполнительницы по всему миру брались за микрофон. Но, во-первых, чаще всего до конца 60-ых женщины воспринимались как отдельные исполнительницы с постоянно меняющейся группой поддержки, потому как в общественном мнении наличие женщины в устойчивом мужском коллективе порождает пикантную ситуацию. Во-вторых, до конца 60-ых участницы в большей мере были в том или ином состоянии родства с кем-нибудь из участников коллектива, то есть, женой, сестрой, матерью. В-третьих, часть этих женщин не позиционировала себя как лицо группы, а всего лишь как одна из участниц, на каком-то инструменте. Будьте уверены, что нигде, во всём мире, женский образ на первом плане не используется так часто как в Голландии. Это может порождать сложности в претензии на оригинальность того или иного коллектива. Особенно эта тенденция заметна в наше время. Надеюсь, список из ... After Forever, Agua de Anique, Ambeon, Arabesque, Chimera, Dial, Epica, Feedforward, частично George Baker Selection, Illumion, Kingfisher Sky, временами Life Line Project, Morning, Oberg, Stream Of Passion, The Gathering, Within Temptation, Xystus подтвердит это мнение.
Как вы могли бы заметить, подавляющее число коллективов в приведённом списке, относится к началу XXI века и являются представителями Gothic Metal. Эта разновидность металла характеризуется средним или низким темпом, меньшей тяжестью и мрачным, меланхолическим настроением. В звучании присутствуют богатые клавишные и оркестровые аранжировки, что роднит этот жанр со стилем Symphonic Progressive Metal. Для этого стиля вовсе не странно, а является характерным использование женского вокала, как академического, так и эстрадного, более того, очень часто встречается так называемый дуэт "Красавица и Чудовище", при котором сочетаются высокий женский голос и брутальный мужской гроулинг или хор "суровых" мужчин. Если представлять эстетику данного жанра для Голландии, то можно её описать, как смесь католического средневековья с мистическим язычеством, что , согласитесь, крайне странно для протестантской страны. Ведь, независимость Нидерландов, как государства, была добыта в жестокой Семидесятилетней войне с католической Испанией и Пресвятой инквизицией. Более странным выглядит только засилие турецкой поп-музыки в радио-эфире Болгарии.
Особняком же в Голландии держится команда под названием Kong, которая свою единственную участницу Mandy Hopman не подпускает к микрофону , а заставляет исполнять роль ударника. Как бы себе в оправдание, ребята из этой группы и сами не стремятся исполнять роль вокалистов , а сосредотачиваются на инструментальной части Experimental/Post Metal.
Как уже было сказано ранее, с оригинальным лицом в мире музыки сейчас возникает много сложностей. Сложнее стало написать музыку, автор которой угадывался бы слушателем с закрытыми глазами. Возможно, поэтому по всему миру часть коллективов начинают исполнять или переходят в жанр RIO Avant Prog. Что совсем не характерно для голландской рок-сцены. А для значительной части коллективов из страны тюльпанов является характерной тенденция писать и исполнять музыку подобно британской группе Genesis и петь как Peter Gabriel. Приведённый ниже список, вовсе не является приговором вторичности, но тем не менее, эти коллективы из Голландии, в большей или меньшей степени, напомнили о творчестве британских предшественников:
5bridgeS, Egdon Heath, King Eider, Knight Area, Flamborough Head, For Absent Friends, Leap Day, Like Wendy, Melvin's Nosehair, PTS, Silhouette, Sinister Street, Splinter, ранние US. Что интересно, почти все записи этих коллективов относятся к тому времени, когда их прототипа уже не существовало, то есть к концу 90-ых - началу XXI века .
Если музыка жанра Progressive Rock принадлежит к широчайшему направлению в искусстве называемом постмодернизмом , то можно ли такое использование образа другой группы приписать ещё не всеми открытому мета-постмодерну? Но при всём при этом группы из приведённого списка сочиняют авторский материал, иначе, компании их просто бы не подписали к изданию.
Мнение автора статьи таково, что заимствование фонетического термина, вынесенного в заглавии, не является ошибочным, а вполне уместным, в конкретном случае. Ведь именно звучанием выделялись такие коллективы как Ekseption, Trace, Focus, Flairck, Mirror, Spin, Taurus, Ywis, Sandy Coast, Chimera, Earth & Fire (первой половины 70-ых) , временами Golden Earring, Ayreon. Для всех этих групп характерной чертой является обращение к музыке композиторов классиков и народной традиции низинных земель Рейна и Мааса, что позволило создать собственное неповторимое звучание, отличающее их от остальных рок-групп всего мира. Именно это называется собственным лицом. И каждое такое лицо заслуживает отдельного рассказа...