"...И будет яко древо, насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет..."
псалом Давиду, 1
Действующие лица:
Камаль - садовник
Д. - режиссёр
Азалия - продавщица супермаркета, актриса
Патриция - стриптизёрша, актриса
Действие происходит в саду полузаброшенной фермы. Периодически речь персонажей прерывается голосами самых разных животных (скажем, рёв буйвола, крик слона, кваканье лягушек, верещанье обезьян, мычание коровы - словом, здесь у нас собрано всякой твари по паре). На ветвях сада могут быть жёлтые, красные осенние листья, перевитые лианами. С некоторых веток свисают обрывки киноплёнки.
В саду стоит плетёное кресло, диванчик в восточном духе. Это - пространство садовника Камаля. Он спит в белой, может быть, прозрачной ванне - "ковчеге". Просыпается, потягивается, стряхивает осенние листья. Он в зелёном халате, расшитом красными драконами. На голове может быть белая бейсболка с красноармейской звёздочкой.
Камаль выходит из сада и возвращается с детской лейкой, поливает выставленные на авансцене стрелы бамбука в горшках.
К а м а л ь. Вот уже тридцать тысяч лет и три года я выращиваю этот сад. Непростая, доложу я вам, работёнка. Хотя, с другой стороны, ничего сложного. Главное - не менять состав воды. Держать её, воду, в рабочем состоянии. Вода должна быть мускулистой. Обладать особым видом энергии.
На авансцене же расставлены 2-3 ароматических сандаловых палочки в маленьких деревянных корытцах-подставках. Камаль затепляет их. Воскуряется лёгкий дымок. Входит режиссёр Д.
Д. (энергично). Выставляем реквизит?! Создаём атмосферу?!
К а м а л ь. В меру сил и таланта, драгоценнейший мистер Д.
Д. (подходя к лианам, киноплёнке, поправляя её). Да-а... Неплохо, Камаль, неплохо. Справляешься с порученным делом.
К а м а л ь. Спасибо. Тут всего лишь формула. Она работает, а я при ней.
Д. Какая формула?
К а м а л ь. Дело надо делать, господа.
Д. Класс! Изумительная мысль! Я, правда, об этом уже где-то читал.
К а м а л ь. Одно дело слышать, а другое действовать, жить.
Д. Жить - труднее. Воображение мешает.
Д. присаживается за столик, достаёт записную книжку, пишет.
К а м а л ь. Много читаете?
Д. (отрываясь от записей). Да, к сожалению. Страниц сто в день.
К а м а л ь. Изрядно!
Д. Да, многовато. Горе, как известно, от ума.
К а м а л ь. И великое знание рождает великую скорбь.
Д. И приумножающий знания, приумножает печаль.
К а м а л ь. То-то я смотрю, что вы такой грустный.
Д. Скорее не грустный, но озабоченный.
К а м а л ь. Читаю по глазам. В их глубине - печаль.
Д. (что-то записывая). Да, да, печаль.
К а м а л ь. Ждёте звонка?
Д. Да, важный звонок из Голливуда.
К а м а л ь. Планы, надежды, упования. Может, стоит жить сегодняшним днём?
Д. Меньше мечтать, фантазировать?
К а м а л ь. Может быть. Хотите чаю, кофе?
Д. Было бы замечательно. Завари, пожалуйста, листья суданской розы.
Камаль подходит к миниэлектрочайнику, наливает воду из лейки. Заваривает листья гибискуса (суданской розы - каркадэ). Листья суданской розы приспособлены на деревьях - Камаль их обрывает и кладёт в заварной чайничек.
К а м а л ь. Значит, непосредственно из Голливуда?
Д. А ты как думал?! Хотя, честно говоря, все эти блокбастеры мне порядком надоели. Но пипл хавает. С превеликим удовольствием.
К а м а л ь. Стало быть, всё на продажу?
Д. Понимаешь - это вопрос компромисса.
К а м а л ь. То есть, до какой степени художник безнаказанно может изменять самому себе?!
Д. Хорошо формулируешь. Пятёрка с плюсом.
К а м а л ь. (подавая чай). Ваш напиток.
В этот момент раздаётся трубный глас слона, потом вой шакала. Всё это на фоне какой-либо экзотической музыки.
Д. Что-то твои животные разошлись.
К а м а л ь. Их души переполняют предчувствия.
Д. Предчувствия чего?
К а м а л ь. Каких-то грандиозных перемен. Они должны вскоре произойти.
Д. Загадочно говоришь и туманно. Словно ветхозаветный пророк.
К а м а л ь. Я с ними общался когда-то. Вот как с вами, высокоумный господин Д.
Д. (иронически). Да ну! Скажи ещё, что ты видел Христа, Будду и Магомета в одной компании.
К а м а л ь. Всё возможно. Было бы глупостью поддакнуть: да, видел. Но и однозначно сказать "нет" тоже не смогу. Наша вселенная полна вариантов.
Д. (прихлёбывая каркадэ). Замечательный напиток! Спасибо! А теперь к делу. Ты достал камеру для кинопроб? Ту, которую я тебя просил.
К а м а л ь. Сейчас принесу. (уходит).
Д. насвистывает песенку из репертуара Джо Дассена. На сцене появляется Азалия.
Д. (оборачиваясь). О, вы всё-таки появились! Чудненько!
А з а л и я (сбрасывая шляпку на восточного типа диван). Да! Было непросто выкроить время. У меня такой плотный график.
Д. У меня тоже. Но я рад, что мы встретились.
А з а л и я. Уже готов сценарий?!
Д. (медленно). Пожалуй, да... (стремительно). Перейдём на ты?
А з а л и я. Пожалуйста.
Д. Значит, ты - Аза. Продавщица в супермаркете.
А з а л и я.. Старшая продавщица... А ты - режиссёр... Прости, забыла спросить твою фамилию.
Д. Видишь ли, я снял несколько фильмов в Голливуде и, честно говоря, устал. Впал в депрессию. Поэтому я начинаю новую творческую жизнь под именем... ну, скажем, мистера Д. То, что я собираюсь снимать, перевернёт всё американское, да и мировое кино. Это будет новый, ещё небывалый этап.
А з а л и я. Потрясающе! Но при чём же тут я?!
Д. На главную роль я собираюсь взять непрофессиональную актрису. Вот, скажем, тебя.
А з а л и я. И тебе разрешат это твои продюсеры?
Д. Я снял несколько фильмов. Они готовы рискнуть. Дать деньги под моё имя.
А з а л и я. Ты говорил, что будут кинопробы.
Д. Ага, сейчас придёт Камаль.
А з а л и я. Кто это?
Д. Здешний садовник. Человек, который приютил меня на своей ферме.
А з а л и я (оглядывается вокруг). Здесь забавно... Только трудно найти это место.
Д. Я специально залез в такую глухомань. Здесь хорошо работается. Не докучают эти бессмысленные "папарацци". Эти светские хроникёры.
А з а л и я. О, как бы я хотела дать кому-нибудь интервью!
Д. (с интересом). Интересно, о чём?
А з а л и я. Ну, не знаю... Сам процесс... К тебе проявляют внимание... Потом, ты думаешь, мне не о чем рассказать?! А мои неудачные браки, мои фантазии, мои слёзы - разве всё это недостойно внимания?
Д. (внимательно глядя на Азалию). Ты одинока. Как и все в этом мире. Песчинка к песчинке - так лепится Вселенная.
В этот момент прорезаются голоса животных Камаля. Мычание коровы, верещание обезьян на фоне экзотической музыки.
А з а л и я (удивлённо и испуганно). Что это?
Д. Это животные нашего садовника. Он готовит их к путешествию.
А з а л и я. К путешествию? Куда?
Д. Бог весть! Он убеждён, что скоро на земле что-то произойдёт. Что-то серьёзное. Вроде Всемирного потопа. Вот и собрал здесь, на этой ферме, словно библейский Ной, самых разных тварей... У него даже свой ковчег имеется (показывает рукой на ванну). Не хочешь ли и ты, Аза, присоединиться к этой компании?..
А з а л и я (немного смущённо). Вы это серьёзно - насчёт потопа?
Д. Поговорите с Камалем... (кричит). Эй, друг, ты где?
Камаль появляется с некой замысловатой моделью старинного киноаппарата на треноге.
Д. Замечательно! (Подходит к аппарату, устанавливает, смотрит через объектив, направив его в сторону Азалии, крутит ручку камеры). Мотор! Поехали! Камаль, подойди к Азе поближе, возьми её за руку... Так, хорошо... Поцелуй ей запястье... Великолепно!..
А з а л и я (беспокойно). Что? Пробы уже идут?
Д. Давным-давно. Наш с тобой разговор Камаль уже заснял... Он стоял за портьерой.
А з а л и я. Но ведь я не была готова! Я даже не подкрасила губы!
Д. Настоящее искусство начинается там, где ещё ничего не готово... Так, а теперь отвернись от Камаля, сядь в кресло, закинь ногу на ногу... Поскучай! А ты, Камаль, принеси ей своего напитка... Встань на одно колено, протяни...
Великолепно!
А з а л и я (волнуясь). Я всё правильно делаю?
Д. Лучше не бывает! Эта сомнительная сцена войдёт во все учебники по киноискусству! Камаль, благодарю за участие.
К а м а л ь (уходя). Я всегда неподалёку.
А з а л и я. Ты и вправду думаешь, что пробы прошли хорошо?
Д. Лучше не бывает. Но это так, проба пера. Теперь я тебе расскажу о том, что мы будем играть в следующей сцене. Тебе интересно?!
А з а л и я. Конечно! Скажу больше - во время съёмок я испытывала необъяснимое чувство восторга. Как будто я впервые танцую с мальчиком, который мне нравится.
Д. А ты могла бы раздеться?
А з а л и я. Что ты имеешь в виду?
Д. Ради искусства. Роль Евы. Ты будешь Евой. Мы сыграем миф. Только наоборот.
А з а л и я. Как это?
Д. Я имею ввиду следующее. Не Ева соблазнила Адама яблоком, но Адам соблазнил Еву. Понимаешь, меня всегда смущала эта история. Это сейчас эпоха эмансипации. А тогда мужчина был лидером, брал инициативу в свои руки. Следовательно, Адам соблазнил Еву и всё такое.
А з а л и я. Ты хочешь, чтобы я была голая?
Д. Не я, но сценарий диктует.
А з а л и я. Я так не могу. Я стесняюсь. Я не готова.
Д. Понимаю. Но представь себе, что мы одни на белом свете: Адам и Ева. Нет ещё стыда, нет и соблазна. Мы с тобой - два существа - святых и голых. Начало начал.
В это время проявляются голоса животных Камаля - самые причудливые. Музыка и голоса затихают. Голос Камаля из проёма.
Г о л о с К а м а л я. Мистер Д. - вам телефонограмма!
Д. Откуда?
Г о л о с К а м а л я. Из Голливуда! Прикажете принять?
Д. Давай! Я сейчас подойду!
А з а л и я (с восторгом). Прямо из самого Голливуда? Невероятно!
Д. Что тут удивительного?
А з а л и я. Когда ты подошёл ко мне в магазине, я подумала, что ты меня разыгрываешь!
Д. А теперь?
А з а л и я. Всё вижу и понимаю, но до конца не осознаю.
Д. Ладно. Посиди, подумай, я сейчас вернусь.
Азалия гуляет по саду, подходит к висящей киноплёнке, пытается посмотреть кадры на просвет. Появляется Камаль с двумя красными вёдрами, на них нарисованы золотые драконы.
К а м а л ь. Не помешаю, сударыня?
А з а л и я. Что вы, что вы... Мне понравилось с вами сниматься. Вы садовник, Камаль? А я - Азалия. Можно просто - Аза.
К а м а л ь (выливая тёплую красноватую воду (от листьев "каркадэ") в свой "ковчег"). Рад, что вам было нескучно.
А з а л и я. Мне было страшно и весело. А вдруг я действительно получу эту роль! Стану знаменитой, разбогатею!
К а м а л ь. Быть знаменитой некрасиво.
А з а л и я. Вы так думаете? Впрочем, не в этом дело... главное - всё переменится. Понимаете, всё. Самое невероятное станет возможным. Произойдёт самое настоящее чудо!.. А ведь я давно перестала верить в чудеса. Только серые скучные будни, изматывающая работа, одиночество вдвоём.
Камаль во время её монолога на секунду уходит и приносит ещё два ведра с горячей водой. От них идёт пар. Выливает в "ковчег".
А з а л и я. Ой, а что вы такое делаете?
К а м а л ь. Готовлю энергетическую ванну "фень-дуй". Тут особый раствор плюс энергия разных планет.
А з а л и я. Ой, как интересно!
К а м а л ь. Если войти в эту воду, то лишнее уйдёт, а необходимое прибавится.
А з а л и я. Невероятно! То есть... то есть... вы можете повлиять на ситуацию? Получу я главную роль или нет?..
К а м а л ь. Я лично повлиять не могу ни на что. Я всего лишь проводник, трансформатор. Повлиять может "фень-дуй".
А з а л и я. То есть шансы мои могут повыситься?
К а м а л ь. Давайте попробуем. Результат рано или поздно появится. Погружайтесь в ковчег.
А з а л и я. Прямо сейчас?
К а м а л ь. Самое подходящее время.
В этот момент заводят свою "песнь" животные Камаля. Азалия сбрасывает лёгкое платье и оказывается в прозрачной чёрной комбинации. Проглядывает красный купальник. Возможно, она слегка танцует под экзотическую музыку.
А з а л и я (вступая в воду прямо в комбинации). Камаль, эти голоса... Говорят, вы готовитесь к новому потопу?
К а м а л ь. Приготовиться к этому невозможно, но быть начеку, да. Это моя обязанность.
А з а л и я (плескаясь). Как славно! Словно я заново родилась на свет. Спасибо тебе, Камаль.
К а м а л ь (зачерпывая лейкой воду и поливая Азалию). Не за что! Всё, что должно произойти - произойдёт. Хотим мы того или нет. От нас это уже не зависит.
В это время из проёма появляется Патриция. Она в коротких шортах, современна, уверена в себе. Смотрит в недоумении на Камаля и Азалию.
П а т р и ц и я. Привет! Я, наверное, ошиблась адресом... Меня пригласили на пробы. Парень, который называет себя мистер Д.
К а м а л ь (ничуть не смущаясь). Всё правильно. Именно здесь идут кинопробы.
П а т р и ц и я. Странно! А чем занимаетесь вы?
К а м а л ь. Азалия тоже пришла на кинопробы. В ожидании мистера Д., нашего режиссёра, она принимает энергетическую ванну "фень-дуй". Я ей помогаю. Не желаете и вы присоединиться?
П а т р и ц и я (садясь в кресло). Нет, спасибо. Обойдусь! Всё-таки странно... Когда-то я снималась в двух-трёх фильмах. В массовке. Но ничего подобного не видела.
К а м а л ь. Мы завершаем... Что касается наших съёмок, у нас всё по-другому. И потом мы ведь ищем актрису на главную роль.
П а т р и ц и я. А вы, простите, кто?
К а м а л ь. Я - здешний садовник. Меня зовут Камаль.
П а т р и ц и я. Садовник? Камаль?
К а м а л ь. Именно так, многоуважаемая госпожа...
П а т р и ц и я. Патриция. Пат. Я работаю стриптизёршей в ночном клубе. Училась в театральной школе, бросила. Знаете, неудачный роман, наркотики.
К а м а л ь (подавая красное полотенце с жёлтыми драконами Азалии). Очень интересно. (К Азалии). Позвольте, я вам помогу (вытирает её).
П а т р и ц и я. Не знаю уж насколько вам всё это интересно. Я к тому веду, что театральный опыт у меня есть. Я даже сыграла в одном эпизоде с Робертом де Ниро. Изображала официантку, подающую завтрак в номер.
К а м а л ь. Превосходно! Думаю, это порадует мистера Д.
П а т р и ц и я. В самом деле? А где он?
К а м а л ь. Будет с минуты на минуту.
А з а л и я (закутываясь в полотенце, подхватывая платье). Спасибо, Камаль! Пойду переоденусь!
П а т р и ц и я (провожая взглядом Азалию). Какая манерная девица!
К а м а л ь. Почему вы так решили?
П а т р и ц и я. По всему!
К а м а л ь. Ответ принят.
П а т р и ц и я. Неужели этот ваш Д. (престранный доложу я вам субъект) собирается снимать эту лахудру?
К а м а л ь. Видите ли. У мистера Д. свои задачи. Он ищет непрофессиональную актрису. Ему надоели эти фальшивые модели, кочующие из фильма в фильм.
П а т р и ц и я. Поэтому он берёт девиц из подворотни?!
К а м а л ь. В вас говорит ревность. Соревновательность. Азалия обычная продавщица из супермаркета. Пробуется на роль Евы. Первой женщины на Земле.
П а т р и ц и я (сгибаясь пополам в приступе неудержимого хохота). Кого?! Ой! Держите меня!.. Евы?! Ну, насмешили, так насмешили! Давно я так не смеялась! Это надо же - Евы!!!
К а м а л ь (невозмутимо). Насколько я понимаю - она - такая же претендентка на эту роль, как и вы. В каждой из вас есть своя изюминка. Вы неповторимы и непохожи, как и всё, что существует на Земле.
В этот момент мы слышим очередные звуки, издаваемые животными.
П а т р и ц и я. Что это такое?
К а м а л ь. Вам понравилось?
П а т р и ц и я. Что-то необычное, небывалое.
К а м а л ь. Это брачная песнь оленя.
П а т р и ц и я. Откуда он здесь?
К а м а л ь. Я посчитал возможным пригласить его сюда. На всякий случай.
П а т р и ц и я. Пригласить? Оленя?
К а м а л ь. Ну, не только его. У меня живут муравьи, носороги, ехидны. Всякой твари по паре.
П а т р и ц и я. Вот это да! А вы затейник!
К а м а л ь. Всегда важно что-то затевать. Жизнь без затей слишком условна.
П а т р и ц и я. Послушайте, а можно посмотреть вашу уникальную коллекцию?
К а м а л ь. Пожалуйста, прошу вас.
Они уходят. Через несколько секунд появляется Д. Он подходит к "ковчегу", достаёт из кармана свечку-плошку, щёлкает зажигалкой, опускает свечу на воду.
К а м а л ь (входя). Приступаете к ритуалу?
Д. (чуть смущённо). Пока нет!
К а м а л ь. Прибыла новая актриса. Патриция.
Д. Превосходно!.. И как она тебе?
К а м а л ь. Резковата. Хотя и талантлива. Как и все мы.
Д. (эхом). Как и все мы.
К а м а л ь. Я хотел бы спросить вас о своей пьесе.
Д. (доставая рукопись из кармана). Ах, да... Вот она, твоя пьеса!
К а м а л ь. И что скажете... Было интересно? Дочитали хотя бы до середины?
Д. Интересно-то интересно. Но. Понимаешь, она слишком литературна. В ней маловато действия.
К а м а л ь. Слишком много слов?
Д. Вот-вот. Слишком.
К а м а л ь. Нужно, чтобы мелькала картинка. Клип.
Д. Ну, в общем, да.
К а м а л ь. А ведь вначале было слово.
Д. Человечество постепенно отвыкает от слов. Чем их меньше, тем легче управлять людьми.
К а м а л ь. Хорошо, я подожду ещё лет двести или триста. Может быть, тогда и переменится мода на театре.
Д. Вот-вот. Ты пережди. А я приступаю к кинопробам. С этой, как её, Патрицией. (Пауза). Всё идёт по плану. (Пауза). Как договаривались.
К а м а л ь. Как договаривались.
Из одного проёма появляется Патриция, из другого - Азалия.
Д. (к Патриции). Я очень рад, что ты появилась.
П а т р и ц и я (выразительно глядя на Азу). А я подумала, что ты уже нашёл свою актрису.
Д. Это почти невозможно - свою. Я снял четыре больших фильма и семь маленьких. Казалось бы, с кем-то сработался. Но к концу каждых съёмок - понимал: нет, не то. Вечная неудовлетворённость.
П а т р и ц и я (садясь на диван, ногу на ногу, может быть закуривая). Итак, что я должна делать?
Д. История Адама и Евы.
П а т р и ц и я. Я в курсе.
Д. Уже? Так быстро?
П а т р и ц и я. Ева, конечно, должна быть раздетой. Я - готова. Мне не привыкать.
Д. Ну, не так сразу...
П а т р и ц и я. Нужен Адам...
Д. (несколько замешкавшись). Момент. Я объясню. Играем миф наоборот. Не Ева искушает Адама, но Адам Еву.
К а м а л ь. Тем более, что это не миф, а реальная история.
Д. Камаль, прошу тебя, помолчи. В данном случае от тебя требуется немного. Иди к камере и верти ручку. Спасибо.