Омар Ал-Хаййами Ан-Найсабури : другие произведения.

Свет Разума О Предмете Всеобщей Науки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    СВЕТ РАЗУМА О ПРЕДМЕТЕ ВСЕОБЩЕЙ НАУКИ, СОЧИНЕНИЕ МУДРЕЦА 'ОМАРА ИБН ИБРАХИМА АЛ-ХАЙЙАМИ

  СВЕТ РАЗУМА О ПРЕДМЕТЕ ВСЕОБЩЕЙ НАУКИ, (393)
  СОЧИНЕНИЕ МУДРЕЦА 'ОМАРА ИБН ИБРАХИМА АЛ-ХАЙЙАМИ1
  
  [Далее. Это - лучи,исходящие от престола [царя философов] и всезатопляющий чистый свет мудрости просвещенного, искусного, выдающегося, высокого, мудрого, великого, небесного, славного, достойного господина, доказательства истины и убеждения, победителя философии и веры, философа обоих миров, господина мудрецов обоих востоков, Абу-л-Фатха 'Омара ибн Ибрахима ал-Хаййами, - да освятит Аллах его душу и успокоит его могилу! - о предмете высшей науки и первой философии2 и исследовании предметов исследования, - да ниспошлет Аллах благо на каждого, кто направит сердце, жаждущее истины, к истине, и да ниспошлет выгоду тем, кто предан путям, ведущим к правде! Он сказал, - да ниспошлет на него всемилостивый господь облака своей щедрости, да затопит его в потоке своей милости!]3:
  || Сущее, являющееся предметом первой философии, т.е. всеобщей (394) науки, которой подчинены все науки4, очевидно, и не нуждается в представлении с помощью чего-то другого, предшествующего ему, так как оно является наиболее общей вещью. Сущее и подобное ему есть первоисточник представлений о всех вещах, а вещь также очевидна Необходимо, чтобы сущее существовало в душе, и если говорят о том, что чем-то действительным является то, что не существует в вещах, то оно может существовать только в соответствии с тем, что ты познаешь существующее в разделении [на существующее в вещах и в душе], и, поскольку это существующее не существует в вещах, необходимо, чтобы оно существовало в душе. Вещь должна существовать, и притом существовать в одном из двух существований [в вещах или в душе], если же этого нет, - это не вещь, нет вещи, которая не существовала бы с необходимостью в одном из двух существований5.
  К необходимым свойствам вещей принадлежит вещественность, не вздумай считать вещь или сущее воображаемым, если ты это сделаешь, ты попадешь в порочный круг. Поскольку сущее и вещь являются всеобщими, более первичным как предмет всеобщей науки является сущее, так как оно более очевидно.
  Свойство существования вещи и существование ее - одно и то же, как взаимоотносимое и взаимоотношение. В самом деле, если бы существование было бы вещью помимо самого существующего, то оно необходимо существовало бы или в вещах или в душе. Но если бы существование существующего существовало бы в вещах, то существовало бы существование и этого существования, так как всякое существование нуждается в существующем, и так далее по цепи6.
  Точно так же, если бы существование было вещью помимо самого существующего, - а нет сомнения, что существование, считаешь ли ты его существующим в вещах или в душе, есть случайное явление, - оно было бы причиной свойства существования субстанции, так как субстанция становится существующей в силу своего существования, и если нет существования, то она не может существовать. Поэтому причина существования субстанции (395) || необходимо является случайной. Однако твердо установлено, что все случайно. Поэтому причина существования существования есть субстанция, что вытекает из истины случайного, и объяснение становится круговым.
  Таким же образом, если бы существование было вещью помимо самого существующего, в силу чего существующее становится существующим, то существование творца также было бы вещью помимо его самого - это то существование, противоположное несуществованию, о котором мы ведем здесь речь. Но тогда сам всевышний творец был бы не единственным, а множественным, что нелепо.
  Если же это вещь относительная, существующая в душе, то необходимо, чтобы у всякой вещи имелась истина, которой она характеризуется и отличается от других. Это утверждение первично и находится в соответствии с разумом, если у этой истины есть разум, т.е. если в некотором разуме получается впечатление от этой истины и этот разум относит указанную истину и сущность к полученному образу, существующему в вещах. Поэтому бытие в вещах является делом помимо самой этой сущности и истины и вещью помимо самого существующего. Если существующее в вещах не является этой сущностью, то эта сущность не может существовать в вещах сама по себе. Разум не может судить о вещи, если он не отвлечен от индивидуальных случайностей, и невозможно, чтобы эта отвлеченность находилась вне [вещей]. Так как дело обстоит именно таким образом, кое-кто из слабых мыслью стал думать, что познаваемая сущность стала сама по себе существовать в вещах, и в его сердце укрепилось мнение, что существование, так же как существование, - вещь, существующая в вещах Они проникаются этими нелепостями и невозможностями, необходимо возникающими при суждении, что существование - вещь помимо самого существующего7. В этом случае необходимо, чтобы существующее в душе существовало как существование, чтобы это существование существовало в душе с помощью другого существования, и так далее по цепи до бесконечности
  || В числе полемических аргументов, выдвигаемых в этом вопросе (396) истинным направлением, противнику говорят является ли существование, помимо самого существующего, существующим в вещах или же оно не существует в вещах? Если бы он сказал, что оно не существует в вещах, это было бы подтверждением этого положения одного из направлений. Тогда спрашивают, говоря противнику. если ты считаешь, что существование, помимо самого существующего, не существует в вещах, то является ли оно существующим в душе или же оно не существует в душе Если он скажет, что оно существует в душе, это положение подтвердится целиком Если же он скажет, что оно не существует в душе, а при этом раньше он говорил, что оно не существует и в вещах, то тогда [выходит], что оно абсолютно не существует, а об абсолютно несуществующем нет никакого знания и суждения, откуда с необходимостью вытекает, что это суждение ложно, а правильным и ясным является то, что существование есть свойство помимо познаваемой сущности, существующей в душе, но не в вещах. Таким образом, существование существующего в вещах существует само по себе, и понятие о его существовании, помимо его самого, имеет место только после понимания его разумом и, поистине, разум понимает это свойство только после того, как познает его и превращает в познанную сущность. Одним из сильных сомнений, вызываемых этим истинным мнением, представляющим собой предмет большого спора, является то, что если нас спросят, является ли абсолютное существование познаваемой сущностью, или не является познаваемой сущностью, если мы ответим, что оно не является познаваемой сущностью, это было бы нелепо, так как если бы оно не было познаваемой сущностью, существующей в душе, то было бы нелепым и наше утверждение, что существование в вещах есть вещь помимо самой сущности. А если бы мы сказали, что это - познаваемая сущность, мы тем самым пришли бы к выводу, что познаваемая сущность нуждается в существовании помимо ее самой, поэтому сущность существования нуждается в другом познаваемом существовании, которое было бы существующим в душе.
  Ответ на это таков: познаваемая сущность нуждается в познаваемом существовании, чтобы она была бы делом, существующим (397) || в вещах, а не в душе, так как если ты скажешь, что сущность, существующая в душе, нуждается в существовании для того, чтобы она была существующей в душе, то ты постулировал первое требуемое, где ты говорил, что существующее нуждается в существовании.
  Что касается речи тех, кто говорит: если существование прибавляется к тому, что не существует в вещах, то как оно прибавляется к существующему? - то эта речь приукрашена и софистически расцвечена и нелепость ее осознается с двух точек зрения.
  Первая из них. Речь идет о том, что если бы существование было прибавлено к несуществующему, то как оно могло бы быть прибавлено к существующему. Но это необходимо вытекает, если сказано, что существующее существует благодаря существованию. Этот постулат - из тех, ошибочность которых вытекает из первого требуемого.
  Вторая из этих точек зрения. Существование, прибавленное к познаваемому, есть познаваемое дело, существующее в душе. Заблуждающиеся не делают разницы между двумя существованиями - существованием в вещах и существованием в душе. Если скажут: мы признаем, что прибавляются две части - ощущаемая и познаваемая, так что существование есть вещь помимо сущности в душе, мы отметим, что установление общего предиката предметов возможно только после того, как они познаны, а [утверждение] существования есть всеобщее утверждение,которое можно установить в качестве предиката только после того, как предмет познан. Равным образом условием этого является то, чтобы разум при познании предмета был бы единым, как творец, а не делался бы в нем множественным, не выполняя таким образом этого условия.
  Поистине тот, кто думает так, делает это вследствие своего невежества, ибо для нас нет познанного в чистом виде и оно невозможно, так как наши познания необходимо искажены воображением, которое воспринимает только единичное. Поэтому возможно, что мы что-нибудь вообразили и разум сделал здесь свое дело, т.е. отвлекся от индивидуальных случайностей, а душа не признает этого, и вследствие смешения этого познанного с воображением или вследствие близости их друг к другу считает, что это единично. Такое положение имеет место в большинстве случаев || тогда, когда разум считает познаваемое единой вещью, (398) и вследствие придания этому познаваемому единства и смешения его с воображением, думают, что это единично. Очевидно и верно, что существующее в вещах и его существование - одно и то же. Множественность достигается при его познании и превращении в познаваемую сущность, к которой добавляется то познаваемое понятие, которое называется существованием.
  Как прекрасно сказал достославный [ученый] последнего времени, - да будет мир над его могилой и освящена его душа8 - в одном из своих рассуждений: по-видимому, существование, представляющее собой сущность первой истины, является необходимостью. Он сказал это потому, что у абсолютной необходимости не может быть общего ни с каким видом. Далее он сказал, что существование, являющееся противоположностью несуществованию, о котором говорится по поводу всех вещей, является необходимым свойством этой сущности и, если бы этот смысл был бы единым делом, его сделал бы множественным сам творец, - велико его величие, он намного выше, чем о нем говорят неправедные люди! По этому вопросу имеется много глубоких рассуждений, многочисленные учения и обильные исследования. Кого взяло за руку понимание и кого сопровождает помощь всевышнего Аллаха, тот встретит на своем пути единство и здесь успокоится его разум Молим Аллаха о помощи, для того чтобы прийти к завершению. Хвала Аллаху во всех случаях.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"