На протяжении жизни Дюрер неоднократно обращался к изображению Богородицы и ребенка. В общей сложности на эту тему сохранилось четырнадцать резцовых гравюр, пять ксилографии, около двадцати картин и более семидесяти рисунков.
Но нас сейчас будут интересовать лишь те сюжеты, которые по причине присутствия груш и яблок, мы назовём фруктовыми. Вот первый из них:
Это центральная панель трёхстворчатого "Дрезденского алтаря" (1496), написанного для Виттенбергской дворцовой церкви. И хотя стиль картины ещё вполне северный, немецкий, Дюрер здесь использует и новые художественные средства, воспринятые им во время недавнего путешествия в страну Ренессанса.
Помимо всех прочих новшеств на его картине рядом со святой парой впервые появляется груша. То, что данный натюрмортный элемент вовсе не случаен, будет раскрыто в анализе последующих работ Мастера на данную тему. Пока же мы обратимся к поиску прототипа данной аллегории.
Полагаю, что непосредственном источником заимствования "фруктового" образа для Дюрера явился пример его личного знакомца венецианца Джованни Беллини* (1459-1516).
Приведём пару работ, относящихся к концу 1480-х годов:
* В свою очередь, Беллини, скорее всего, находился под влиянием своего старшего венецианского соотечественника Карло Кривелли (1430-1495). Правда, на картинах последнего в руках младенца Иисуса всегда рисовались яблоки, груши же оставались на заднем плане. Один из многочисленных его "фруктовых" примеров:
***
Дюрер явно осторожничал при перенятии итальянского опыта. Должно быть, приглядывался, как к фруктовой аллегории отнесутся чопорные бюргеры, потому так постепенно и подводил их к одной из теоретических идей, которую мы поподробней озвучим ниже.
В следующей работе из анализируемой серии Дюрера фрукт округлой формы перекочёвывает уже в согнутую назад ладошку младенца, которую он с заговорщицким видом якобы скрывает от зрителя.
Это алтарная композиция "Мадонна Геллера"* (ок. 1498):
* Мадонна с младенцем у окна долгое время приписывалась перу Беллини, и лишь в 1934 году окончательно идентифицирована как работа Дюрера.
В 1511-ом исполняется резцовая гравюра на меди, в искусствоведении получившую название "Дева Мария с грушей":
Святая пара изображена уже непосредственно под деревом. Но на прямую аналогию автор пока не решается, в руке Девы по-прежнему груша.
"Дева Мария с младенцем и полусъеденной грушей" (1512):
Практически полностью доеденный фрукт на этой картине знаменует собой переход автора на новый символический уровень.
В 1514-ом году появляется целая серия изображений Мадонны и младенца уже с явными чертами наличия яблока. Ниже перечислим их.
"Мадонна с яблоком":
"Мадонна Полумесяца":
"Мадонна с младенцем":
Ещё одна "Мадонна с младенцем":
"Мадонна с младенцем на травяном пригорке":
И, наконец, одна из вершин его технического резцового мастерства, - гравюра "Мадонна около стены":
Предположительно, смерть матери (14 мая 1514 г.) послужила в дальнейшем причиной трансформации внутреннего мира художника, что естественным образом отразилось и на его творчестве. О личном кризисе Дюрера этого периода мы поговорим в одной из следующих глав. Пока же заметим, что часть подготовительных элементов из "Мадонна около стены" войдёт в знаменитую работу того же года "Меланхолия" (см. подробнее в нашей первой статье, посвящённой этой гравюре).
"Фруктовую" тему Мастер продолжает теперь нередко только в эскизах. Так, на 1515-ый приходится повторение прошлогоднего пригорочного сюжета. Однако появляется одно отличие - ангел рядом с Богоматерью.
"Мадонна с младенцем на травяном пригорке":
"Дева Мария с младенцем, коронованные ангелом и Св. Анной" примерно этого же времени исполнения:
"Мадонна, коронованная двумя ангелами" (1518):
"Мадонна с младенцем и музицирующим ангелом" (1519):
Ещё была пара живописных работ.
"Мадонна с гвоздикой" (1516):
И последнее полотно на данную тему, где Дюрер опять возвращается к тому, с чего её начинал, - к груше.
"Дева Мария с младенцем" (1526):
***
Выше мы показали, что по той плавной вкрадчивости, с какой Дюрер подходил к открытому изображению библейского плода от Древа познания добра и зла в руках Богородицы и младенца Иисуса, он слишком явно выдал свою пристрастность к "фруктовому" образу, перенятому от Беллини.
Напомним, что в западной христианской традиции Древо познания изображается именно яблоней, что заимствовано, по-видимому, из греческой мифологии (эпос о яблоке раздора). К тому же на латыни слово "яблоня" - Malus и слово "зло" malum - однокоренные слова.
Согласно Библии, Ева в результате диалога со змеем, вкусила запретный плод от Древа познания добра и зла и дала есть Адаму.
У Дюрера есть несколько версий и этого сюжета. Представлять их начнём с гравюры на меди "АдамиЕва"* (1504):
* Кстати, сравним здесь положение яблока в руке Евы с аналогичным положением яблока в ручке младенца Христа на (уже приводимой нами выше) алтарной композиции "Мадонна Геллера" (ок. 1498):
Более весомого аргумента в пользу общности изначальной задумки этих двух аллегорий сложно представить.
Фрагмент картины "Адам и Ева" (1507):
Ксилографии "Изгнание из рая" (1510):
***
Но подводим итог.
Итак, в результате смелых новаций творцов Возрождения главная новозаветная пара (Мария, Иисус) приняла на себя аналогию с первой хронологической парой Ветхого завета (Ева, Адам). Акцент гуманистического прочтения символа этой преемственности должен был ставиться вовсе не на падении в греховность, а на обновлении через плод познания* (Gnosis неоплатоников).
* "Желание многое знать и через это постигнуть истинную сущность всех вещей", - мечта Дюрера из введения к первому варианту трактата о пропорциях, 1512 г.
P.S.
Церковной традиции также пришлось подстраиваться под ренессансные художественные веяния, объявив неуклюжую версию том, что как Христос является новым Адамом, так и Дева Мария считается новой Евой, и по этой причине яблоко у них в руках может символизировать спасение.
P.P.S.
Лишь в одной работе 1516-ого года Дюрер позволил намёк на иное прочтение эдемовского фрукта в руке младенца Иисуса.
Гравюра "Богоматерь на полумесяце со скипетром и в звездной короне":
По присутствующим здесь двум явным регалиям монаршей власти (короне и скипетру) мы можем предположить и наличие третьей скрытой регалии.
А для этого напомним, что в современной Дюреру Священной Римской империи германской нациидержаву, как один символов власти императора, именовали "Reichsapfel" (буквально: державное, или имперское яблоко).