В основной части главы, посвящённой "Меланхолии", мы уже склонились в пользу версии метафизической природы сияющего объекта, изображённого в небе. Сейчас же попытаемся предположить наиболее вероятный непосредственный источник, повлиявший на выбор данного образа автором.
***
Для начала приведём весьма знаковый отрывок из "Памятной книжки" Мастера (запись 1503 г.):
"Самое большое чудо, какое я видел за всю свою жизнь, случилось в 1503 году, когда на многих людей стали падать кресты, и особенно много на детей. Из них я видел один, такой формы, как я затем нарисовал. И упал он на служанку Эйера, которая сидела за домом Пиркгеймера, прямонарубашку, нальнянуюткань. И она была так огорчена этим, что плакала и очень жаловалась, ибо она боялась, что умрет от этого.
Также я видел в небе комету".
Хотя темой нашего анализа станет второе из описанных чудес, будет уместно сделать несколько попутных замечаний и по поводу первого.
Почему-то никто до сих пор не задавался вопросом по теме, что мы имеем не совсем верный перевод со старонемецкого фразы "gefallensind", которая на самом деле может означать вовсе не "падать", а "появляться", или "проявляться". К этому выводу склоняет другое свидетельство, относящегося практически к тому же времени и месту:
"В 1500 году в двух деревнях близ Спонхейма, а затем в Льеже на одежде людей чудесным образом появились цветные кресты; согласно Тритемию, это предвещало чуму..."(Руикби Лео в биографии "Фауст", гл. "Явление мага (1500-1506)").
Взглянем и на зарисованный Дюрером эскиз, по которому можно сделать определённый вывод, что писался он явно не с трёхмерной натуры:
Если принимать слова автора на веру, то, скорее всего, данная зарисовка была произведена со стигматического вида пятна на одежде, в котором узнаваем классически-иконописный сюжет: мать Мария и апостол Иоанн у ног распятого на кресте сына и учителя.
Но нас, повторимся, гораздо более будет интересовать последняя строка из приведённого фрагмента "Памятной книжки". Мистический случай 1503-ого года помог разбудить в душе художника некие воспоминания, о которых он отчего-то не захотел распространиться подробнее. Что ж, нам придётся домыслить здесь за него.
Итак, версия: под "кометой" в вышеприведённом пассаже подразумевался объект, наблюдаемый 21-летний Альбрехтом в 1492-ом году...
***
Для того, что пояснить, о чём, собственно, речь, рассмотрим обратную сторону доски с изображение картины "Кающийся святой Иероним" (1494-97), хранящейся ныне в Национальной галерее Лондона.
То настроение, которое автор сумел здесь запечатлеть, лично я нахожу одним из самых жутких в его творчестве. Прошу читателя самого оценить мрачное величие сего натюрморта*:
* Фр. "naturemorte" - "мёртваяприрода".
Исследователи до сих пор спорят о том, что же здесь изображено. Однако большинство при этом сходится в одном: эта работа передаёт чувство непосредственного фактического наблюдения.
В качестве реального прообраза данного объекта выдвигалось три возможных кандидата. Две неопределённо-гипотетические кометы мы сейчас анализировать не станем*, а прямиком остановимся на так называемом Энзисхаймском метеорите**, совершившем падение в пшеничное поле за стенами города Энзисхайм (Эльзас, ныне территория Франции) 7 ноября 1492 года.
* Да и что могло бы быть "чудесного" в лицезрении далёкого холодного огонька?
** Второй старейший метеорит на Земле, падение которого точно датировано, и сохранено во фрагментах. Первым был японский метеорит "Ногата-Ши" (861 г.).
Итак, вопрос: мог ли молодой Мастер быть очевидцем сего небесного светопреставления?
***
Заметим сразу, что маршрут первой поездки Дюрера по Европе в точности восстановить невозможно, однако некоторые его точки нам хорошо известны. Так, в начале 1492 года Дюрер на не продолжительное, по-видимому, время останавливался в Кольмаре. Затем, весной, или летом 1492 г., он принимает приглашение посетить Базель*, в котором пробывает, вероятно, вплоть до отъезда в Страсбург (административный центр Эльзаса) в конце 1493 г.
* Об этом можем судить по тому, что именно в Базелеон исполнил титульную иллюстрацию для "Писем св. Иеронима", напечатанных типографом Никласом Кесслеромв августе 1492 г.
Между Кольмаром и Базелем около 65 километров. Энзисхайм расположен примерно посередине между этими двумя населёнными пунктами. По свидетельству современников, прохождение метеорита через атмосферу Земли было видно на расстоянии до 150 километров (93 мили). Так что для нас не будет иметь принципиальной разницы, в Кольмаре, или в Базеле, пребывал на то время начинающий Мастер, - в любом случае он находился практически в эпицентре сего знакового события.
***
Ниже - документальное свидетельство из рукописи, сохранившейся в Национальной библиотеке Страсбургского университета:
"В год благодати 1492, в среду, в 7-ой день ноября, пришло странное чудо. В этот день, между 11 и 12 часами пополудни, раздался громкий удар молнии и длинный рёв был слышен далеко и широко, а затем камень 260 фунтов упал из воздуха за Энзисхаймом... Ученые сказали, что они не знали, что это было, и что камень, падающий с неба есть что-то сверхъестественное. Он, безусловно, есть знак от Бога..."
Две недели спустя после приземления каменного исполина декан и профессор латинской литературы и права Базельского университета Себастьян Брант организует массовое печатание листа ("летающего письма"), посвящённому этому событию.
Вот гравировка, сопровождающая данный "таблоид" позднего средневековья:
Кто был автором этой гравюры, история умалчивает.
Однако заметим: в настоящее время уже практически никем не оспаривается тот факт, что основным иллюстратором "Корабля дураков" того же Бранта (издание 1494) является не кто иной, как герой нашего повествования (ему помогали два других мастера)*.
* Хотя на последнем листе "Корабля..." имена иллюстраторов не значились, - здесь по традиции помещены выходные сведения, в которых назван лишь автор книги, указано место её печатания и дата выхода в свет.
От себя сейчас выдвинем такую догадку: а не могло ли знакомство базельского профессора и талантливого гостя из Нюрнберга состояться чуть раньше, - ещё на этапе подготовки "летающего письма", посвященного Энзисхаймскому пришельцу(конец 1492 г.)?
P.S.
Сравним, кстати, иллюстрацию к "письму" Бранта 1492-ого года с разрисованной гравюрой, сопровождающей 257-ый лист латинского издания "Нюрнбергской хроники" (1493), и призовём читателя признать идентичность многих их деталей:
Серию гравюр для этого знаменитого издания создавал учитель Дюрера Михаэль Вольгемут (вместе со своим приёмным сыном Вильгельмом Плейденвурфом). Однако многие специалисты полагают, что и молодой Альбрехт принимал участие в работе над "Хрониками", т.к. ряд изображений напоминают манеру письма его иллюстраций к "Апокалипсису".
***
Что же конкретно мог наблюдать средневековый европейский обыватель в тот громогласный день того года и месяца, когда Христофор Колумб начал открывать Америку*? Попытаемся представить это, сравнив известные нам фактические данные.
* И, кстати, ровно за четыре с четвертью сотни лет до Великой Октябрьской социалистической революции (7 ноября по григорианскому календарю).
Так, изначальный вес осколка метеорита, найденного в пшеничном поле за Энзисхаймом, был 127 кг. А вот самый крупный фрагмент так называемого Челябинского метеорита, извлечённый из озера Чебаркуль, составил 570 кг. Т.е. силу первого следует рассчитывать примерно в одну четверть от силы последнего.
О последнем же нам известно вот что: в пятницу 15 февраля 2013 года в 9 часов 20 минут по местному времени небо над южным Уралом довольно быстро прочертил сверкающий шар, который, полого снижаясь, оставил за собой след, похожий на самолётный, но какой-то странный. И вдруг - ослепительная вспышка, которая на пять секунд озарила всё вокруг неправдоподобно белым светом - намного ярче солнечного. А спустя мгновения небо расколол грохот от мощнейшего взрыва. Вслед за первым - ещё несколько раскатов, послабее. Ударная волна дополнила апокалипсическую картину. В тысячах окон повыбивало стекла, в домах вылетали оконные рамы, с потолков сыпалась штукатурка, из вентиляции в помещения выдуло многолетнюю пыль. На дорогах занесло и столкнуло в кюветы десятки машины, повреждены тысячи зданий, у цинкового завода отвалилась стена одного из корпусов.
Данный метеорит размером с шестиэтажный дом и весом с Эйфелеву башню (около 17 метров в диаметре и весом от 7 до 10 тысяч тонн) ворвался в атмосферу нашей планеты на скорости около 20 км/сек (72 тыс. км/час) где-то в районе Байкала. Тормозясь и раскаляясь от трения в атмосфере, небесное тело быстро превратилось в яркий болид, оставлявший за собой хвост из продуктов сгорания. Длительность полёта от момента его входа в атмосферу и до момента взрыва - чуть более полминуты. Суперболид взорвался в окрестностях Челябинска на высоте 15-25 км. Мощность взрыва составила несколько сотен килотонн в тротиловом эквиваленте (это в 20 раз мощнее Хиросимской бомбы). До Земли долетело менее десятой части первоначальной массы метеорита.
Сравним негативный кадр момента взрыва Челябинского метеорита с видом, рождённым рукой Дюрера:
***
Рассмотрим ещё и такой момент.
На приведённых выше гравюрах Энзисхаймский метеорит показан вырывающимся из-за плотной кучевой завесы. Тёмный фон на обороте "Кающегося Иеронима" и вовсе многими принимается за ночь. Так что же это может означать?
Вариант с метеорологической облачностью оставим как второстепенный, ибо в таком случае падение небесного тела осталось бы практически незаметным для европейского наблюдателя (про 93 мили видимости и говорить не приходилось бы).
Разбор второго варианта начнём с относительно обширной цитатной подборки примеров из истории (в хронологическом порядке):
1)Метеорит "Великий Устюг" упал 25 июня 1290 года у деревни Котовалово примерно в 20 км к северо-западу от города Великий Устюг из "каменной тучи", чему свидетелями были местные священники. В летописи "Житие праведного Прокопия Устюжского" это событие описывается так: "В полдень нашло внезапно на город Устюг тёмное облако и стало темно, как ночью. Потом явились и встали на все четыре стороны тучи великие, из них беспрестанно исходили молнии огненные, и гром сильный и страшный был над городом Устюгом, так что не слышно, что друг другу говорили... многим выпавшим из тучи громадным каменьем поломало лес и дебри: иные деревья с корнем выломило, а иные пополам переломило. Из людей же и животных никто не пострадал..."
2) Никоновская летопись 1421 года гласит: "Знамение страшно зело (лето 692). Тои же весны Маия в 199 день в праздник Всех Святых и Великом Новгороде в полунощи бысть трус великий. На воздусе взыде туча с полудне темна силно зело з громом страшным и с молниями блистающими, якож и прозрети немочно бе, и чающим человеком сожженым быти от огня онаго. И пришед стад над градом, и изменися туча от дожденосия на огненное видение... И бысть дождь мног и град великий, и каменье являшесь изо облака спадшее на землю..."
3) Падение метеоритного дождя у села Новая Ерга в 1662 году описано в известном письме попа Ивана, адресованном монахам Кирилло-Белозерского монастыря: "В нынешном, государи, во 171-м году [1662 г.] ноября в 29 день в субботу, по захождении солнца у нас в селе, на Новой Ерге и в деревнях многие люди видели на небесах знамение страшно: только лишь солнце зашло и от того места солнечного запада аки звезда велика, долга скоро вышла и показалася по небу аки бы молния... А мраз, государи, в то время велик был и чисто на воздусе, и тихо. И потом аки облак стал мутен невелик на том месте... и в том облаце стал шум и дым, яко гром или яко глагол велиий, страшен, надолго, кабы и земля тряслась и хоромы тряслись и многие люди от ужасти на землю падали. И потом камение падали с великою яростию великое и малое горячее, а иное с жару рвало, а огнь пожирал, государи, людей и скота; на полях и на улицах пало, а на дворах еще Бог помиловал милостию своею.. И я, государи, не смею таить такова божия чудеси и возвестил Вам..."
В рукописи XVII в.* сохранилось изображение падения Белозерского метеорита:
* Святский Д.О. Падение метеоритов в Белозерском крае 29 ноября (9 декабря) 1662 г. // Мироведение. 1929. Т. 18. N 5. с. 291
Письмо священника Богоявленской церкви села Новой Ерги Иоанна монахам Кирилло-Белозерского монастыря // Сборник агиографический. // Ркп. РНБ, собр. А. А. Титова, N 2478. Л. 159 об.
4) Вечером 26 сентября 1825 года шлюп "Предприятие" бросил якорь на рейде в бухте острова Гавайи. Наутро участники русской кругосветной экспедиции уже собирались сойти на берег, как случилось нечто из ряда вон выходящее. Вот что сообщил в донесении капитан шлюпа Отто Коцебу: "...Мы стали свидетелями удивительного явления природы, которое смогли наблюдать от начала до конца. При совершенно ясном небе над островом образовалась плотная черная туча... Самая тёмная часть этой удивительной тучи нависла над селением Ганаруро. Полнейший штиль вдруг сменился штормовым ветром с северо-востока. Одновременно из тучи донесся сильнейший грохот, словно начали стрелять из пушек множества кораблей. Раскаты грома следовали один за другим; казалось, что противники обмениваются залпами. Этот грохот прекратился через несколько минут, когда на улицы Ганаруро упали два камня, которые при ударе о землю раскололись на несколько кусков. Жители подобрали эти куски, которые были еще очень тёплыми".
5) В газете "Сибирь" от 2 июля 1908 года представлено описание падения Тунгуского метеорита на фоне безоблачного утреннего неба: "...Приблизившись к земле (лесу), блестящее тело как бы расплылось, на месте же его образовался громадный клуб чёрного дыма и послышался чрезвычайно сильный стук (не гром), как бы от больших падавших камней или пушечной пальбы. Все постройки дрожали. В то же время из облачка стало вырываться пламя неопределённой формы..."
6) Согласно исследованиям английских астрономов 13 августа 1930 года три гигантских метеорита упали в Латинской Америке в районе Амазонки. Это произошло вблизи нынешней границы Бразилии и Перу. Сила падения равнялась силе водородной бомбы, что в 3 раза сильнее тунгусского события. Трагедия унесла жизни нескольких тысяч людей. Судя по свидетельству очевидцев "неожиданно в 8 часов утра Солнце стало кроваво-красным, и тьма набросилась на всё сущее..."
Как видим, в исторических анналах достаточно примеров, свидетельствующих о взрывах метеоритов в атмосфере Земли, сопровождавшихся образованием дымовых "туч". Вполне возможно, что и приатмосферивание нашего космического пришельца могло вызвать аналогичное затемнение, что и нашло отображение на приведённых выше иллюстрациях.
***
Под финал вернёмся к началу нашего повествования, - про "я видел в небе комету".
Если наша теория верна и Дюрер действительно имел в виду Энзисхаймского визитёра, то он намного опередил* своё время в понимании природы подобного рода явлений (термина "метеорит" тогда ещё не было, поэтому и было применено общее название "комета").
Напомним, что в средневековье, когда церковные нормативы не допускали даже идеи о шарообразности Земли, в широких массах небесный камнепад воспринимался не иначе, как перст божий, - небеса разверзлись и выплюнули каменюку - разве не чудо**?
Наука же, со времён Аристотеля, "камни с неба" объясняла как околоземные атмосферные явления, - либо ядовитые испарения земли, которые с грохотом взрывались на большой высоте, либо выбросы породы в атмосферу из вулканов. Представление о веществе в межпланетном пространстве не было предметом научной дискуссии вплоть до 1803 года, когда, наконец, было задокументировано и проанализировано падение метеоритного дождя среди белого дня.
* Дюрер был чрезвычайно эрудированным для своего времени человеком, - общение с первыми гуманистами и библиотекой Пиркгеймера имели первостепенное влияние на его развитие. Общался он с астрономами (в 1509-ом, кстати, выкупил дом, принадлежащий ранее известному нюрнбергскому "звездочёту" Бернхарду Вальтеру).
** Общий уровень восприятия не намного отличался от первого упоминания падения метеорита в русских хрониках: "...спаде превелик змий от небес, ужасася вси людье. В се же время земля стукну, яко мнози слышаша..." (Лаврентьевская летопись, 1091 г.). Напомним, что Энзисхаймский найдёныш, считавшийся связанным с "дьяволом", был подвешен в местной церкви на цепях для недопущения дальнейшей катастрофы.
Реальную же комету принято было изображать вот таким "пёрышком":
(фрагмент 254-ого листа "Нюрнбергской хроники" с описанием "великой кометы", наблюдавшейся в январе 1472-ого года).
***
Подведём несколько итоговых выводов:
1) По всему вероятию, гравировка "летающего письма" Себастьяна Бранта - одна из ранних неизвестных гравюр молодого Альбрехта Дюрера.
2) Апокалиптическое небесное явление на обратной стороне "Кающегося святого Иеронима" (о самом Иерониме у нас впереди ещё отдельная большая тема) опосредованно может быть связано с лицевой стороной доски. Т.к. камень в левой руке героя (бьющий себя в грудь Иероним - одно из распространённых его художественно-символических изображений), соотносим с "Гром-камнем" (der Donnerstein), ударяющим в грудь Земли.
3) "Der Donnerstein von Ensisheim", наблюдаемый 21-летним Альбрехтом 7 ноября 1492 года, скорее всего, и был упомянут им как чудесная "комета" во фрагменте из "Памятной книжки" в 1503-ем году.
4) И, наконец, Энзисхаймский метеорит вполне мог явиться и наиболее вероятным непосредственным источником, повлиявшим на включение сияющего небесного объекта в структурную фабулу "Меланхолии":
P.S.:
Кроме того, бессознательно, или нет, но автор перенёс на свою самую известную гравюру и некоторые элементы с оборотной стороны доски, хранящейся ныне в Национальной галерее Лондона:
Так, взор героя устремлён куда-то за пределы поля картины, как и у ангела-адрогина на "Меланхолии". А изображение пса у ног ангела перекликается с неизменным спутником Иеронима, - львом. Кстати, на гравюре-одногодке с "Меланхолией", - "Святой Иероним в келье" (1514), эти два животные представлены бок о бок*:
* Причину сей странной парности постараемся объяснить в работе, посвящённой образу св. Иеронима в творчестве Дюрера.