Во-первых, рассказ должен цеплять. Совсем необязательно цеплять именно за эмоции, хотя это, конечно, является путем наименьшего сопротивления. Я с огромным уважением отношусь к авторам, сумевшим зацепить мой интерес, любопытство, заставить думать, а не попросту сопереживать героям. А уж если удастся заставить сперва подумать, а потом попереживать по поводу подуманного - и вовсе шапку сниму. Но и к эмоциям не отношусь с пренебрежением, если сделано умело и достоверно психологически.
Я обычно читаю фэнтези больше, чем фантастики, просто потому, что, на мой взгляд, сделать действительно качественную НФ на сегодняшний день куда сложнее, чем качественное фэнтези. Но если кому удастся - опять же респект и более высокий балл.
Я редко придираюсь к орфографии и пунктуации, т.е. чтоб я снимала за это баллы, нужно, чтоб запятые были расставлены рэндомайзером, а ошибки затрудняли прочтение.
А вот к стилистике придираюсь, да. И к несогласованию глаголов, и к, черт побери, причастным-деепричастным оборотам. Мне плевать, что сейчас допускают к публикации - от "проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа" я зверею и плююсь ядом. С другой стороны, за действительно хороший стиль, за атмосферность, я, скорее всего, баллы накину.
Еще придираюсь к внутренней логике. В смысле, она должна быть. Герои должны быть правдоподобными хоть в какой-то степени.
Придираюсь к знанию матчасти, к стремительным домкратам и развесистой клюкве всех сортов.
Послабление в плане логики и матчасти делаю для юмористических рассказов. Там другие критерии: автор должен будет мне доказать, что рассказ юмористический - то есть, мне должно быть смешно. Хоть немного. А я, как полковой врач Рабинович, над рассказаными анекдотами обычно не смеюсь, поскольку всех их уже слышала.
Также полагаю, что у любого литературного произведения должна быть цель. Если, прочитав рассказ, я нахожусь в недоумении относительно того, зачем автор мне всё это рассказывал, высокой оценки рассказ не получит.
Очень ценю нестандартность как сюжета, так и героев, и ситуаций. Однако нестандартность должна быть ради рассказа, а не рассказ ради нестандартности. Ценю как неистасканность сюжета, так и новый, необычный взгляд на нечто всем известное. Это не означает, что "это уже было" моментально станет смертным приговором рассказу - но я буду сравнивать с тем, как это описывалось в прошлом. И если сравнение с современными авторами фэнтези ваш рассказ еще имеет шанс выдержать, то с классиками - очень сомневаюсь.