Когда Саша ходил в детский сад они с мамой, Татьяной Николаевной, жили в коммунальной квартире, занимая самую маленькую комнату. Татьяна Николаевна работала кондуктором трамвая и часто поздно возвращалась с работы. Но Саша никогда не скучал и всегда был накормлен, поскольку, рядом в большой комнате жила семья: дядя Толя или Анатолий Юрьевич, тётя Лена или Елена Сергеевна и их дочь Надя. Они были, как родные Саше - добрые, ласковые, заботливые. Анатолий Юрьевич с белой лысиной и мягким голосом работал инженером в конструкторском бюро, а Елена Сергеевна с добрыми глазами и нежными руками врачом в поликлинике. Хорошо жили - дружно! Часто по вечерам на кухне под большим зелёным абажуром пили чай и рассказывали друг другу о новостях, делились переживаниями, радостями и огорчениями. По выходным и праздникам вместе ходили в кино, гуляли в парке и выезжали за город на природу. Да, кстати, Надя была одного возраста с Сашей. Дети ходили в один и тот же садик и даже в одну группу. Мама Саше рассказывала, что и рожали их в одном и том же роддоме. Потому и были они всегда вместе: и дома, и в садике, и на детской площадке...
- Вот такой будет домик для семьи с детками, а теперь, Саша, высыпай песок вот сюда, я буду строить маленькие домики для козочек! - сказала Надя, ползая на коленках по песочнице, а Саша только успевал подносить ей оранжевые ведёрки с песком.
Белые Надины колготки были вымазаны в песке, особенно на коленках, но она это не замечала, поскольку, вся была поглощена домиками...
- Вот, вот, - одобрительно закивала Надя, когда Саша высыпал очередные два ведёрка, и старательно принялась разгребать песок. - Семья с детками будут поживать в большом домике, а козочки будут поживать рядом, чтобы им скучно не было, вот так! А детки будут играться с козочками... - ласково говорила Надя, то и дело, убирая за спину длинную косичку с коричневым от песка бантиком, которая попадала ей под руки. - Саша! - вдруг крикнула Надя. - Ну, где ты пропал?
Надя оглянулась и увидела, как Саша с пустыми ведёрками стоял и внимательно смотрел в сторону сквера. Тогда Надя встала рядом с Сашей и заинтересованно стала туда же всматриваться. А там, среди тоненьких берёзок и пушистых лип какой-то дяденька быстро рвал ромашки, будто куда-то торопился! Вдруг, улыбаясь, он подбежал к тётеньке в белом платьишке на дорожке и протянул ей беленький букетик. Саша с Надей удивлённо переглянулись, а потом с интересом стали наблюдать, что же будет дальше. А дальше дяденька с тётенькой под ручку неторопливо пошли по дорожке...
Надя снова принялась за песочные домики для козочек, а Саша носить песок и вспоминать, как дяденька быстро рвал ромашки, прыгая от одного цветочка к другому, а потом на жёлтенькой дорожке подарил их 'белой' тётеньке. А когда домики, наконец, были построены, и довольная Надя ими любовалась, с улыбкой осматривая то каждый домик в отдельности, то в целом весь городок, представляя, как вокруг домиков детки играются с козочками, Саша побежал в сквер. Он быстро нарвал несколько ромашек, примерно столько же, сколько тот самый дяденька, вернулся в песочницу и встал рядом с Надей.
- Ты чё? - спросила его Надя, когда почувствовала сбоку толчок.
- Ну и что! Зато они красивые! - И Надя прижала цветы к груди.
Этот букетик Надя бережно принесла домой.
- Мам, посмотри, какой у меня красивый букетик! - стала хвалиться она. - Это мне Саша подарил!
- Саша? - удивилась Елена Сергеевна. - Ну, надо же! - всплеснула она руками, - Какой он молодец! - Она разглядывала цветы с разных сторон, как будто не верила своим глазам, повторяя: - Надо же, Саша подарил! Надо же, какой молодец! Надо же, ромашки...
- И Саша молодец, - согласилась Надя, - и цветочки красивые!
- Давай, доченька, мы поставим их в вазу! - Наконец, Елена Сергеевна оторвалась от цветов и достала из серванта маленькую хрустальную вазочку.
- Завтра тебе исполняется семь лет, доченька, - сказала она, поставив вазочку в центр большого круглого стола. - Завтра будем все вместе сидеть за этим столом, покрытым белой скатертью, пить чай с тортом и любоваться твоим первым в жизни букетом цветов! Доченька моя, ты представляешь - твоим первым в жизни букетом?
- Конечно, представляю, я же его вижу - вот он, передо мной! - удивляясь маминому вопросу, не задумываясь, сразу ответила Надя, вытянув обе руки к букетику.
- Ах, милая моя доченька, какая это замечательная пора, когда расцветают ромашки!..
- Почему это? - снова удивилась дочка.
- Узнаешь... - Мама стала ласково гладить дочь по голове. - Скоро всё узнаешь, доченька...
А на следующий день все собрались на праздничный обед. Саша был нарядным: аккуратно причёсан, в белой накрахмаленной рубашке и чёрных брючках с острыми стрелочками. Он робко протянул подбежавшей к нему Наде большую мягкую игрушку - пушистого рыжего львёнка.
- Поздравляю с днём рождения! - покраснев, сказал он в окружении родителей, внимательно наблюдавших за детьми.
- Ой, Саша, спасибо! - обрадовалась Надя, беря в охапку подарок. - Вот, не ожидала! А кто это?
- Не знаю... - пожал растерянно плечами Саша и стал смотреть на маму, стоявшую сбоку, будто прося помощи.
- Ну, как же ты не знаешь, Саша, это же львёнок! - сказала Татьяна Николаевна. - Ты даже вчера ему имя придумал!
- Саша, а какое имя у львёнка? - спросила Елена Сергеевна.
- 'Лёвик', - еле слышно ответил Саша.
- Как-как? - переспросила Надя, обнимая и целуя львёнка.
- 'Лёвик', - громче повторил Саша.
- 'Лёвик'? - Надя громко рассмеялась, а за ней засмеялись родители, отчего Саша посмелел и тоже засмеялся.
- Саша, тётя Таня, проходите к столу! - пригласила Надя.
Всех нарядней была, конечно, именинница! Взять, к примеру, причёску: вместо обычных тоненьких двух косичек, её светлые волнистые волосики были будто сплетены между собой гибкими прутиками, искусно обрамляя беленькое, улыбчивое Надино лицо с маленькими ямочками на щёчках тонким блестящим узором! А платье - это же настоящее бальное белое платье! В нём Надя была впервые и выглядела настоящей маленькой принцессой! Может быть, оттого Саша и растерялся вначале, увидев Надю такой ослепительно красивой!
- А какая именинница красивая! - восхитилась Татьяна Николаевна, разглядывая Надю. - Настоящая маленькая принцесса!
- Ой, Таня, ты не представляешь, чего нам это сегодня стоило! - стала рассказывать Елена Сергеевна, качая головой, сокрушаясь, под весёлое кивание мужа. - С самого раннего утра мы стали делать причёску! Боже мой, чего нам это стоило! Мы говорим: 'Наденька, может, не надо никакой причёски?', а она ни в какую - надо и всё! Говорит: 'Саша придёт в гости!', говорит: 'Я же должна быть красивой!' - вот так!
- Понятно... - Татьяна Николаевна многозначительно покачала головой.
- Так, что, Саша, - обратилась Елена Сергеевна. - Ради тебя Надя сегодня и причёску сделала...
- Вернее, мы втроём сделали! - поправил жену Анатолий Юрьевич, расставляя на столе фужеры.
- И наряжалась - для тебя!
Надя от стеснения закрылась 'Лёвиком' и брызнула смехом.
- Саша, конечно, молодчина! - громко сказал Анатолий Юрьевич, наливая в фужеры лимонад. - Вчера такой букет подарил Наде! Представляешь, Татьяна - исключительно из одних ромашек! Как такое может быть, а? - И, не дожидаясь ответа, громко и твёрдо сказал: - Это я понимаю так - настоящий кавалер!
- Да, настоящий кавалер! - согласилась с мужем Елена Сергеевна.
Татьяна Николаевна только смущённо улыбнулась и ласково погладила по голове сына. А Надя подбежала к столу, встала на стул и стала нюхать цветы, стоявшие в центре праздничного стола, а потом обратилась к Татьяне Николаевне:
- Тётя Таня, понюхайте, они, всё-таки, пахнут!..
Этот беленький букетик долго стоял в вазочке. Даже и когда совсем завял, Надя попросила маму:
- Мам, пусть он ещё постоит немножечко!
- Цветочки завяли, доченька! - с сожалением, ответила мама и предложила: - А давай мы сделаем гербарий!
- Гербарий? Давай! А это как?
- А так, - мама стала объяснять, достав цветы из вазы: - Достанем цветочки из воды, высушим их и аккуратно положим в книжку!
- В какую книжку?
- В любую!
- В любую? Тогда давай положим в мою любимую! - предложила Надя и сбегала за большой книжкой со сказками Пушкина.
Теперь Надя никогда не расставалась с книжкой, где между красочных страничек с любимыми сказками хранились высушенные маленькие первые Надины цветочки.
А Саше понравилось дарить цветочки! Теперь он везде, где видел их - в садике на прогулке или во дворе, в городском парке или за городом, когда выезжали отдыхать весёлой компанией - рвал букетики и дарил их Наде, маме и тёте Лене со словами 'поздравляю самую красивую девочку Надю!' или 'поздравляю самую красивую маму!', или 'поздравляю красивую тётю Лену!', после чего все весело Сашу благодарили, принимая цветочки двумя руками, а Елена Сергеевна, прижимая букетик к груди, громко произносила:
- Ах, Саша, разбил моё сердце навеки!
Все громко смеялись, а Анатолий Юрьевич только успевал фотографировать красивые и милые сценки Сашиного внимания! Правда, ромашки не часто попадались Саше. Да, это совсем было и не страшно, ведь кругом росло много других красивых цветочков: и жёлтеньких, и синеньких, и фиолетовых, и красненьких, и в виде колокольчиков, и в виде розочек, и в виде беленьких ромашек...
Глава вторая
'Моему защитнику!'
Первого сентября Надя с Сашей пошли в первый класс в сопровождении счастливых родителей. Взявшись за руки, одетые с иголочки в парадную школьную форму, и чуть взволнованные торжественностью происходящего, они ровненько несли длинные букеты гладиолусов.
- Саша, Наденька, улыбнитесь! - попросил Анатолий Юрьевич у подъезда, фотоаппарат щёлкнул. - Молодцы! - похвалил он детей. - А теперь с нашими мамами - Татьяна, Леночка, присоединяйтесь к нашим первоклашкам!
Мамы присоединились, обняв детей за плечи.
- Замечательно! Какие вы все красивые! Особенно Наденька со своими огромными белыми бантами!
Саша всю дорогу крепко держал горячую Надину ладошку.
- А тебе не страшно? - спросила его Надя, когда они подходили к пёстрому и галдящему тоненькими голосочками школьному крыльцу.
- Нет! А тебе? - Саша посмотрел на покрасневшую от волнения Надю.
- Почти нет, ну, может быть маленечко...
Вдруг на весь школьный двор заиграла весёлая музыка и звонкий детский голос запел:
Буквы разные писать
Тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе!
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе...
Саша с Надей сразу узнали эту песенку, ведь они каждый год слышали её первого сентября по радио и телевизору, а теперь, получается, эта песенка звучала для них, ведь они стали настоящими школьниками!
- Мы, что, Саша, уже повзрослели? - тихо спросила Надя.
- Наверно...
Надя задумчиво склонила голову, а потом сразу заметно повеселела и стала внимательно наблюдать за всем происходящим, то озираясь по сторонам, то на трёхэтажную светлую школу, то на родителей, то на Сашу, ни на миг, не отпуская его ладошку.
- Первый 'В'! - раздался приятный женский голос сбоку.
- Ребята, идите к своей учительнице, Любови Петровне! - сказал Анатолий Юрьевич и добавил: - Идите, идите, не бойтесь, мы рядом!
Саша с Надей нерешительно подошли к красивой улыбающейся женщине с большой охапкой цветов, отчего она вся благоухала свежими сладкими ароматами! Саша с Надей сразу подарили Любови Петровне цветы.
- Спасибо, дети! - поблагодарила она и кивнула на лопоухих и круглощёких, рыжих и белобрысых, с бантиками и косичками, в коричневых платьишках с белыми фартуками и тёмно-фиолетовых костюмчиках ребят: - Присоединяйтесь к своим одноклассникам!
Родители остались в сторонке, с улыбками посматривая на детей, и переговариваясь друг с другом.
А потом началась торжественная линейка. Чтобы лучше увидеть, что происходит на школьном крыльце, Саша пропустил Надю вперёд. А там всё было необычным! К примеру, какой-то дедушка с блестящими на груди медалями говорил хриплым голосом в микрофон. Надя разобрала только последние его слова:
- ...дорогие наши дети, в добрый путь!
И все кругом дружно захлопали. Следом за дедушкой к микрофону подошла широкая тёмная тётенька с серым пучком на голове и заговорила глухим голосом:
- Мы поздравляем всех школьников с началом учебного года, а особенно наших самых маленьких милых первоклассников...
Надя живо повернулась в этот момент к серьёзному Саше. А широкая тётенька продолжала:
- Поздравляем наших дорогих мам и пап...
Вдруг какой-то длинный парень в чёрном костюме и тоненьком галстуке подошёл вплотную к Наде! Присев возле неё, он положил руку на Надино плечо и стал что-то ей говорить. Саша от неожиданности так растерялся, что на несколько мгновений оцепенел и ничего не слышал, будто уши кто-то заткнул ватой! Но придя в себя, он попытался встать перед парнем, чтобы закрыть собой Надю, но Любовь Петровна положила Саше руку на плечо и стала успокаивать:
- Саша, не волнуйся, это наш десятиклассник Паша хочет Надю прокатить на плече...
Действительно, Надя с вытаращенными глазками и восторженной улыбкой уже сидела на его плече и звенела правой рукой большим жёлтым колокольчиком над головами маленьких школьников! Паша провёз её вокруг школьного хлопающего и искрящегося улыбками двора и осторожно опустил на прежнее место возле Саши. Надя, пылая от радости, не находя слов, посмотрела вытаращенными глазками на застывшего с открытым ртом Сашу.
- По традиции, - снова заговорила широкая тётенька, - первыми войдут в школу наши первоклассники, - и торжественно произнесла: - Здравствуй, школа!..
Саше и Наде в школе понравилось! Особенно им нравилось, когда Любовь Петровна что-то интересно рассказывала своим спокойным мелодичным голосом, к примеру, про птиц и животных, природу и удивительные путешествия по горам и пустыням, морям и океанам, про города и страны в различных уголках нашей родной планеты. Как-то на рассвете, стоя у доски, высоким ласковым голосом она читала стихи:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
Саша посмотрел в школьное окошко, где на фоне тёмно-синего, будто залитого чернилами неба клонились в разные стороны жёлтые тополя, тихо постукивая по стеклу, будто жалуясь на непогоду, а вокруг их кружились жёлтые маленькие листочки...
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
А вместе с Сашей в окошко смотрела, склонив голову, Надя...
- Это стихотворение великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, - сказала Любовь Петровна, закончив читать, и обратилась к классу: - Скажите, пожалуйста, что вы чувствовали, когда слушали стихотворение?
Дети задумались. Руку подняла Надя и тихо ответила, встав возле парты:
- Слушая это стихотворение, мне стало немножко грустно...
- И мне... и мне... и мне грустно... - согласился весь класс.
- Это, естественно, дети, ведь, наступила осень. А с ней пришли холода и дожди. Небо покрылось тёмными тяжёлыми тучами. Деревья сбрасывают листву, теряя свою сочную красоту. Природа увядает. Птицы улетают в тёплые края, - ласково говорила Любовь Петровна, - и уже скоро придут первые морозы, и наступит белая морозная зима! Но после зимы обязательно наступит чудесная яркая весна, а за весной снова жаркое весёлое лето! Поэтому, дети, не надо сильно грустить! Каждое время года по-своему доброе и красивое! Посмотрите в окошко, как красиво!
А за окошком на самом деле было красиво! И, всё-таки, немножко грустно...
Как-то в субботу всем классом гуляли в городском парке, усыпанном по колено большими жёлтыми и красными кленовыми листьями.
- Дети, покажите свои букеты, которые вы подарите сегодня мамам! - попросила Любовь Петровна и стала рассматривать пушистые рыжие протянутые в её сторону букетики. - Ах, какие красивые! Вот, мамы обрадуются! - радуясь, сказала учительница, вдруг она удивлённо всплеснула руками: - Посмотрите, а у Саши несколько букетов! Саша, а для чего тебе столько букетов? Ну-ка, расскажи нам, кому ты их подаришь?
- Я подарю маме, Наде и тёте Лене! - ответил Саша, и, помолчав, добавил: - А ещё я подарю вам! - и Саша протянул ей букетик.
А за Сашей все одноклассники стали дарить свои букеты растроганной учительнице!..
Зимой после школы, сделав вместе уроки, Саша с Надей уходили на каток. Только на коньках каталась одна Надя, а у Саши не было коньков, и он терпеливо сидел на скамеечке, наблюдая за ней. А Надя, напевая песенки, плавно каталась вперёд и назад, делая медленные повороты и широкие кружочки, разрисовывая серый лёд в белый тоненький узор.
- Саша, посмотри, как я умею! - кричала она и начинала катиться на одной ноге, широко разведя в стороны руки, а потом вдруг прыгала на другую ногу с полуоборотом и катилась уже спиною вперёд.
Накатавшись, она усталая и раскрасневшаяся садилась на скамейку, а радостный Саша, который уже к этому времени немножко замерзал, помогал ей переобуться.
А ещё Саша с Надей часто катались с большой ледяной горки в городском парке! Забравшись на вершину, они попадали в открытый рот ледяной головы бородатого и усатого сказочного русского богатыря! И, сев на маленькие дощечки, лихо скатывались вниз! А потом снова бежали вверх, чтобы снова из ледяного 'богатырского' рта скатиться вниз вместе с такими же взмыленными и краснощёкими, извалявшимися и наборовшимися в снегу, кувыркающимися и смеющимися, кричащими, падающими и летящими ребятишками под звуки весёлой музыки, разносившейся по всему парку! А внизу, прыгая, чтобы согреться, ждали родители, бабушки и дедушки. А вокруг сверкало море разноцветных огней, будто на волнах тёмного соснового моря! Ох, и весело было! Один раз Саша увидел, как какой-то мальчуган, который был выше и шире всех, ударил Надю по плечу, оттолкнув её, пытаясь скатиться вперёд. Саша схватил его за рукав и сильно притянул к себе.
- Жить надоело, молокосос? - крикнул свысока мальчуган, но увидев смелый Сашин взгляд прямо ему в глаза, опешил: - Ты чего, сдурел?
- Ты зачем ударил девочку? - спросил Саша, пламенея от ярости.
- Ну, я просто думал... - стал бормотать испуганно он.
- Вот это видишь? - показал кулак Саша. - Ещё раз тронешь девочку, я тебе покажу, кто из нас молокосос! Понял, дылда?!
- Да, понял, понял...
Надя спокойно подошла к спуску, перед которым все расступились, и покатилась!
- Какой ты смелый! - сказала Надя, когда шли домой. - А если бы он драться стал, что бы было?
- Драка! - не задумываясь, ответил Саша.
- И кто бы победил?
- Я, конечно!
- Почему? Ты же не сильней его? Откуда ты знаешь?
- Потому, что я тебя защищал! Мне так говорил твой папа, дядя Толя, что если защищать девочку, то любого всегда победишь!
- А мне он такого никогда не говорил!
- Ну, ты же девочка!
- А, понятно...
А когда в унылую февральскую пору, воющую по вечерам за окнами метелями, был праздник 23 февраля, Надя подарила Саше мягкую игрушку, сшитую собственными руками, напоминающую толи пузатого крокодильчика, толи дракончика - Надя сама не знала - и платочек, на котором вышила крестиком красный цветочек, а снизу надпись - '23 февраля. Моему защитнику!'. Почему-то, никакому больше подарку Саша не был так рад, как этому маленькому беленькому платочку!
Глава третья
Белый парус
Все вокруг привыкли, что Надя с Сашей везде были вместе: и в школе, и дома, и во дворе. Вместе делали уроки, читали по слогам свои первые книжки, ходили на каток, на горку, бегали в кино, где перед сеансом обязательно в буфете лакомились прохладным белым коктейлем и разноцветными шариками мороженого! А на обратном пути весело обсуждали фильм:
- Тебе понравилось? - спрашивал Саша.
- Да! Особенно, когда золушка превратилась в принцессу!
- Да, мне тоже! Здорово так получилось! А помнишь короля? Такой смешной! С такими тоненькими ножками!
- Ага! Как у кузнечика!
- Ну! А мачеха такая противная...
- Как жаба...
Вместе замечали по утрам первые солнечные лучики, вливающиеся красными ручейками в класс через школьное окошко, а за ними - первые непоседливые жёлтые шарики на школьных стенах, прыгающие то вниз на пол, то вверх на потолок, будто играющие с Надей и Сашей в 'догонялки'! Вместе наблюдали днём по дороге домой за блестящими капельками тающих на крышах сосулек, которые беззаботно упав на тротуар, лопались на крохотные пузырёчки! Вместе замечали под ногами ручейки, которые будто змейки бежали из-под серого снега и Саша с Надей начинали дружно прыгать, будто ужаленные их тоненькими холодными язычками! Вместе любовались на освободившихся от снега бугорках первой зелёной травкой и первыми робкими жёлтыми цветочками...
По случаю праздника 8 марта, старшеклассники под руководством старенького и маленького учителя русского языка и литературы, Зиновия Германовича, приготовили для всех женщин спектакль по драматической сказке Маршака 'Двенадцать месяцев', в которой участвовали школьники и младших классов, наряженные в волчат, белочек, зайчиков - в добрых маленьких зверюшек, которые должны были на сцене прыгать, рычать, и даже разговаривать среди лохматых деревьев сказочного зимнего леса! В спектакле участвовали и Надя с Сашей. Надя была рыженькой белочкой, а Саша, почему-то, ласточкой! И в тот самый момент, когда на сцене начинали 'зеленеть' бумажная травка и 'блестеть' картонное солнышко, он должен был прыгать вдоль сцены, изображая 'летящую радостную ласточку'! А за сценой старшеклассница с выражением в этот момент читала стихи Плещеева:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит...
А Саша громко бежал по деревянной сцене, высоко подпрыгивая, и стараясь развести в полёте широко ноги, при этом он активно махал 'крыльями' и широко улыбался, глядя на зрителей! Потом он в точности повторял то же самое, только в обратную сторону. В зале стоял безудержный хохот! Некоторые мамы и учителя, казалось, чуть не падали со стульев от смеха. А Зиновий Германович корчил страдающие гримасы и хватался двумя руками за голову, вопрошая: 'Ой, боже мой, зачем же нужна эта ласточка?!' Зато все учителя и родители долго вспоминали потом этот спектакль и смеялись, в шутку замечая: 'Сашина 'ласточка' была лучшей ласточкой из всех ласточек на свете!' А Анатолий Юрьевич сказал короче: 'Саша был 'гвоздём программы'!'...
Летом Надю родители увезли отдыхать к родственникам на море. Первое, что она положила в свою сумку, когда собиралась - 'Лёвика'!
- Это, чтобы не скучать... - объяснила она родителям.
А Саша, скучая, всё лето склонялся по душному и пыльному городу, несколько раз ездил с мамой на электричке за город купаться в речке, а вечерами после ужина читал книжки и вспоминал Надю, внимательно рассматривая подаренные ею, толи пузатого крокодильчика, толи дракончика и платочек, перечитывая в который раз: '23 февраля. Моему защитнику!'.
На Надин день рождения он нарвал букетик ромашек, поставил его в вазу и каждый день менял воду, надеясь сохранить цветочки до её приезда. Он садился перед букетиком, смотрел на него и представлял, как Надя купается в море, которое он, вообще-то, никогда ещё не видел...
Наконец, в конце августа загоревшая и отдохнувшая Надя вернулась! Саша был так рад, что не удержался и побежал встречать во двор.
- С приездом, Надя! - крикнул он, выбегая из подъезда.
- Саша! - крикнула она в ответ и кинулась ему навстречу.
А потом долго с удовольствием рассказывала ему, как купалась в тёплом море, загорала на горячем песочке, собирала ракушки, каталась на корабле и на лодке, ходила в поход и на базар, даже рыбачила с дядей Мишей и ела разные фрукты, растущие в саду рядом с 'дяди-Мишиным домом'!..
А потом настала школьная пора! И снова пришла вначале яркая и нарядная, а потом тусклая и грустная осень. А за ней незаметно 'подкралась' зима и накрыла город белым морозным одеяньем!
Саша с Надей не расставались даже тогда, когда Надя стала учиться игре на скрипке. Придя после школы, они быстро делали уроки, потом Саша брал её длинный чёрный футляр с инструментом и они шли на занятия в музыкальную школу. Там Саша терпеливо ждал её на скамеечке возле гардероба. Добрая гардеробщица тётя Галя угощала его пирожками и пряниками, почему-то, обращаясь к нему всегда так:
- Покушай, сынок, Наденька ещё не скоро! - и всегда добавляла: - Да, кушай сам, Наденьку я тоже угощу, не беспокойся!..
Саша кушал, слушая отовсюду бесконечные громкие и тихие, высокие и низкие, короткие и длинные музыкальные звуки, иногда слагающиеся в знакомые и незнакомые мелодии. А дождавшись, наконец, Надю, помогал одеться, брал футляр, а взамен протягивал ей пол пирожка или пряник...
В школе иногда их дразнили одноклассники: 'Тили-тили тесто, жених и невеста!' - но это было недолго и некоторые из ребят стали даже завидовать Надиной с Сашей дружбе, особенно завидовали девочки...
Жалко было расставаться в четвёртом классе с Любовью Петровной! Весь класс печально глядел первого сентября на любимую первую учительницу, которая стояла перед классом рядом с новым классным руководителем, строгой, как всем сразу показалось, худенькой и высокой учительницей математики, у которой даже имя было 'строгое' - Антонина Георгиевна!
- Я же остаюсь в школе! - успокоила класс Любовь Петровна. - И всегда буду вам, дорогие мои, рада...
И Любовь Петровна стала знакомить Антонину Георгиевну с учениками. Представив Надю с Сашей, она попросила Антонину Георгиевну:
- Прошу вас, не рассаживайте их.
- Почему? - удивлённо спросила новый классный руководитель.
- Они давно дружат, всегда вместе...
- Главное, чтобы эта дружба не мешала учёбе! - на что строго заключила Антонина Георгиевна.
Надя с Сашей испуганно переглянулись. Но совсем скоро Антонина Георгиевна убедилась, что их дружба не мешает учёбе, а даже помогает!
Теперь по каждому предмету были свои учителя. Наде с Сашей особенно нравился учитель русского языка и литературы седовласый сгорбленный добрый старичок Зиновий Германович. На своих уроках, он буквально завораживал ребят магией своего тихого, с приятной хрипотцой, спокойного голоса, неторопливо рассказывая о писателях и поэтах, или объясняя просто и понятно правила русского языка. Но самыми чудесными на его уроках были мгновения, когда он читал стихи. Как-то в зимнюю стужу, стоя у доски тёплого, ярко освещённого класса, он читал:
Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
В этот момент Зиновий Германович кивнул на классное окошко, за которым, действительно, ребята увидели жавшихся к стеклу и прыгающих по подоконнику пушистых воробьёв! И продолжал с улыбкой читать стихотворение Есенина, показывая ладонью на окошко:
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешенным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Благодаря Зиновию Германовичу, Надя с Сашей полюбили стихи и в шестом классе стали посещать его поэтический кружок.
А на последнем занятии, расставаясь со своими любимыми учениками на летние каникулы, Зиновий Германович подарил Наде сборник стихов Сергея Есенина.
- Наденька, - ласково сказал он, протягивая тоненькую книжечку, - я дарю тебе стихи любимого твоего и моего поэта! Желаю тебе, чтобы эти стихи были всегда рядом и согревали тебя своим великим теплом!
С этой книжечкой Надя никогда не расставалась, между страничками которой один раз Саша заметил серенькие сухие цветочки.
- Что это? - спросил он.
- Это твои ромашки! - ответила Надя, взяв нежно двумя пальчиками тоненькую соломинку. - Твой первый букетик! Ты помнишь?
- Конечно, помню!
И каждый раз, гуляя с Сашей по вечерним тенистым улицам, она читала стихи любимого поэта: