Измайлов Константин Игоревич : другие произведения.

Первое Васино настоящее выступление!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Продолжение историй про мальчика Васю

  ИЗМАЙЛОВ КОНСТАНТИН ИГОРЕВИЧ
  
  
  
  
  ПЕРВОЕ ВАСИНО НАСТОЯЩЕЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ!
  
  
  
  I
  
   Каждый начинающий музыкант, делающий первые неловкие, но по-своему прекрасные шажочки в искусстве игры на музыкальном инструменте, обязательно открывает для себя новый мир! И, раз открыв его, уже никогда не забывает его неповторимо приятно волнующую магию! Это мир сцены! И Вася его открыл после окончания первого класса музыкальной школы! А было это так...
   Вася шёл к своему первому в жизни выступлению на сцене совсем невесёлым, как поначалу представлялось ему, времяпровождением в музыкальной школе. Нет, это было не развлечение. Это был непростой путь! Каждый день на уроках специальности, а потом и дома, Вася, несмотря на усталость, а иногда даже на боль в руках, упорно тренировал руки специальными упражнениями, которыми его научил учитель на первом занятии:
   - Эти упражнения ты должен делать каждый день, начиная с сегодняшнего дня и во все остальные дни своей жизни, пока будешь музыкантом! - серьёзно сказал тогда учитель, посадив Васю рядом с собой.
   Он взял барабанные палочки и стал показывать упражнения. Вася, вытаращив глаза на руки учителя, ловил каждое их движение. Учитель медленно несколько раз повторял перед Васей упражнения: крутил палочками в воздухе, подобно маленьким пропеллерам, держа их посередине каждой рукой, потом круто выгибал руки, крепко держа палочки обеими руками, будто выворачивал руки наизнанку, а потом 'сворачивал' их обратно, а следом несколько раз сильно сгибал руки в запястьях...
   - Эти упражнения ты должен делать всегда перед игрой до тех пор, пока не почувствуешь горячее жжение в запястьях, - спокойно объяснил учитель, не переставая показывать упражнения. - Вот ты не почистив зубы утром, пойдёшь в школу? - неожиданно спросил учитель.
   - Нет! - не задумываясь, ответил Вася.
   - Так вот: не сделав эти упражнения, ты не должен начинать игру на инструменте! Понятно?
   - Понятно!..
   Вася настойчиво осваивал технику игры на ударных инструментах и терпеливо изучал ксилофон, играя вначале робко и напряжённо, будто в страхе сжавшись в комок перед ещё неизвестным и таким, как казалось Васе, сложным, а потому таинственным и даже 'страшным' инструментом! Но тайну этого инструмента Вася постепенно раскрывал. Благодаря упорному труду, с каждым уроком он начинал играть всё смелее и раскованнее, твёрже и ярче бесконечные гаммы на 'солнечном инструменте', постепенно раскрывающем Васе свои звонкие и мелодичные тайны...
   Этим гаммам, казалось Васе, не было конца: то до-мажор, то соль-мажор, то ля-бемоль... то одинарными ударами, то двойными ударами по каждой клавише, то тройными... то медленно, то быстро, то постепенно ускоряя... В общем, к тому времени, когда у Васи эти гаммы уже 'звенели' в голове, они ему порядком надоели!
   И вдруг, с первыми весенними лучиками, пробивающимися из улицы в класс через жёлтые шторки на окнах, окрашивая тёмно-бордовый ксилофон в солнечно-янтарный цвет, гаммы как будто сами собой стали 'проливаться' от Васиных рук вдоль инструмента звонкими струйками! Ну надо же! Со стороны могло показаться, что Вася только подносил к инструменту руки, а неудержимые 'струйки', подобно весенним ручейкам, уже мелодично и задорно звенели своими маленькими капельками по клавишам инструмента!
   Но это было только начало - к гаммам добавились пьесы! Теперь перед инструментом Вася ставил ноты. Со звуками, похожими на рычание хмурого барбоса, вперемешку с сопением, надуванием щёк и периодическим утиранием пота со лба платочком, Вася медленно разучивал пьесы. Это было непросто: пьесы, не имея мелодии, запоминались сложно. Но Вася 'рычал', сопел, потел, но не сдавался! Позабыв о любимых играх с друзьями во дворе, Вася терпеливо занимался на инструменте, и наступало вдруг время, когда он уверенно играл пьесы, не глядя на ноты!
   Как-то солнечным апрельским днём, учитель, меняя ноты на нотном стане, и загадочно улыбаясь, объявил:
   - А теперь будишь учить своё первое музыкальное произведение!
   Это оказалась любимая Васей 'Песня атаманши' Геннадия Гладкова из мультфильма 'Бременские музыканты'.
   - Вот это будет твой первый номер! - щёлкнув пальцами, сказал учитель, и весело напевая эту мелодию, стал пританцовывать.
  Вася засмеялся, вспомнив танцующую и поющую низким хриплым голосом 'атаманшу' в мультфильме. А заканчивая свой смешной танец, учитель ещё и подмигнул Васе, точно так же, как атаманша! Вася ещё громче рассмеялся!
   - Ты когда-нибудь слышал, как поют цыгане? - спросил учитель и, не дожидаясь ответа, взял палочки и смело бросил их на нижнюю длинную клавишу ксилофона, начав играть тягучую, словно резиновую трель, медленно её 'растя-ягивая', 'растя-ягивая', 'растя-я...' и вдруг неожиданно, так же как и начав, прекратил её, 'проскакав' тут же на более высокую клавишу, на которой снова затянул трель, но уже не такую тягучую, а более нетерпеливую и звонкую, и снова неожиданно 'проскакав' вверх, 'прыгнул' на ещё более высокую клавишу, на которой снова затянул лёгкую трель... - Это проигрыш, - стал объяснять он, не прерывая игру. - Его надо играть немножко затягивая трели, прерывая их быстрыми 'прыжками' вверх, получается по-цыгански...
   А после этого 'цыганского' проигрыша задорно полилась от рук учителя такая знакомая, яркая и заводная мелодия, отчего Вася невольно заулыбался, с восхищением смотря то на широкие и такие лёгкие кисти учителя, летающие над инструментом, то на его улыбающееся лицо, с шутливо прищуренными глазами, думая: 'Неужели эту мелодию, которую столько раз слышал по телевизору и на пластинке, буду я играть?!'
   Теперь Вася каждый урок, размяв руки до жжения в запястьях, и отыграв положенное количество гамм и пьес, разучивал 'Песню атаманши'. По сравнению с пьесами, она запоминалась гораздо легче. И вначале мая Вася её играл уже на память.
   - Легче! - кричал учитель, стоя у противоположной стены класса. - Легче надо играть! Это же не похоронный тебе марш! - Учитель подходил к инструменту и брал палочки. - Смотри, как надо! - И начинал легко, и непринуждённо играть, заряжая Васю и всё пространство вокруг весёлостью. - Это же песня смешных разбойников. Вспомни, какая там разбитная атаманша, а вокруг неё трусливые балбесы - 'джентльмены удачи' - Никулин, Вицин и Моргунов! Ты вспомни, как они в мультфильме смешно поют, строят рожицы, а танцуют, как колобки!
   - Я помню...
   - Ну так вот! А от твоей игры хочется не смеяться, а плакать крокодильими слезами!
   Вася брал палочки и начинал играть, изо всех сил стараясь играть 'легко', представляя смешных разбойников.
   - Да не напрягайся ты весь так! - снова просил учитель. - Расслабься! - И он начинал трясти Васины плечи, а потом руки, повторяя: - Расслабься, расслабься, кому говорю!
  И Вася расслаблялся, после чего играл уже гораздо лучше...
   В последний учебный день Вася сыграл 'Песню атаманши' с аккомпаниатором на выпускном экзамене перед директором и другими учителями. Получив за игру 'отлично', Вася успешно перешёл во второй класс!
  
  II
  
   В последнюю майскую субботу в музыкальной школе был концерт для родителей по случаю окончания учебного года. Вася несколько раз заранее предупредил о концерте родителей:
   - В субботу будет концерт, я буду выступать! - торжественно объявил он ещё за неделю до концерта, не представляя, что это значит 'выступать' на концерте. - Мам, нам сказали, чтобы мы были в чёрных брюках и белых рубашках!
   - Ладно, ладно, сынок, сделаю... - сразу закивала головой мама.
   - Мам, ну ты понимаешь, что мне нужны не просто какие-то брюки, а чёрные, да ещё, чтобы со стрелочками! - волновался Вася, показывая ей 'стрелочки' двумя пальчиками.
   - Понимаю, понимаю, Васенька... - также кивала головой мама.
   - И рубашка мне нужна белая, а никакая-то там, жёлтая или коричневая!
   - Понятно, будет белая рубашка!
   - Есть у меня, хоть, белая рубашка? - с недоверием посмотрев на маму, Вася бежал к шкафу, где лежали его рубашки.
   - Есть, конечно, - говорила мама, идя за Васей.
  Вася доставал все рубашки и начинал их перебирать.
   - Ну и где? - спрашивал он, ещё больше волнуясь.
   - А это не белая, что ли, сынок? - показывала мама. - Вот белая рубашка, посмотри, какая красивая!
   - Ну какая же это белая! - горячился Вася, внимательно рассматривая рубашку под ярко горящей люстрой.
   - А что, не белая, Васенька? - удивлялась мама.
   - Ну, конечно, не белая, а какая-то серая! - и Вася всё больше и больше расстраиваясь, продолжал перебирать рубашки. - А это жёлтая, какая-то, а это рыжая...
   - Белая, Васенька, белая! - вмешался вдруг папа. - Мама её постирает, погладит, будет как новая, успокойся. Мама всё знает, на то она и мама!
   - Ну ладно, - успокаивался тогда Вася. - Мам, только ты хорошенько её постирай, ладно?
   - Конечно, хорошенько, а как же...
   - И брюки чёрные погладь, чтобы стрелочки были...
   За час до концерта Вася в накрахмаленной белоснежной рубашке, чёрных выглаженных брючках, с тоненькими, как лезвия стрелочками и сверкающих чёрных туфельках, с каким-то новым волнительным чувством, которое, словно отрывало его от земли, не замечая дороги и всего, что было вокруг, 'прилетел' в музыкальную школу.
   - О, Вася, ты первый! - весело встретил его учитель в галстуке и красивом костюме, который Вася раньше не видел. - Тогда сейчас и 'прогоним' в последний раз перед концертом 'Песню атаманши'!..
   Минут за двадцать до концерта, стали подходить красиво одетые родители.
   - Встречайте родителей! - сказал учитель Васе и остальным ученикам, - Будьте вежливы, внимательны, не забывайте со всеми здороваться, провожайте родителей до актового зала, даже до места, в общем, будьте настоящими артистами!..
   Вася с другими учениками ждал своих родителей в фойе школы. Он с нетерпением смотрел на дверь, ловя на себе со всех сторон, как ему казалось, восхитительные взгляды родителей других учеников, отчего он, иногда небрежно встряхивал головой, напевая 'Песню атаманши', дирижируя лихо рукой, или растирая руки, как заправский музыкант. Слова учителя - '...будьте настоящими артистами!' - впечатались в его память: 'Я теперь артист!' - думал он и чувствовал, как внутри возникает какое-то незнакомое чувство, от которого он очень быстро менял своё местоположение в просторном светлом фойе, не чувствуя ни ног, ни пола под ногами! В какой-то момент он вдруг оказался на улице. Походив минуту на крыльце, он увидел родителей, неторопливо идущих под ручку к школе, и о чём-то весело разговаривая. Он сразу зашёл в школу и встал возле дверей. Наконец, двери отворились и вошли улыбающиеся родители.
   - Здравствуйте! - официальным тоном сказал Вася, сделав шаг навстречу. - Проходите, пожалуйста! - продолжал он тем же тоном, показывая правой рукой, куда проходить.
   - Здравствуйте... - немножко растерялись родители, а потом не переставая улыбаться, стали следовать за сыном.
   - Вот сюда, пожалуйста, - говорил Вася вежливо и официально, ведя, чуть удивлённых родителей за собой. - Вот сюда, пожалуйста, - показал он на лестницу правой рукой, ведущую на второй этаж, где был актовый зал. - Проходите, пожалуйста, - показал он рукой на раскрытые двери актового зала и прошёл первым. - Вот сюда, пожалуйста, - подвёл он родителей к местам.
   - Ну, Васенька, какой ты сегодня вежливый! - наконец, проговорила мама, когда родители сели на свои места.
  Они были, конечно, под впечатлением от непривычного поведения сына.
   - Настоящий артист! - сказал папа.
   - Так, ну ладно, вы сидите, а мне надо к концерту готовиться! - деловито сказал Вася.
   - Готовься, готовься, не волнуйся за нас! - с пониманием одновременно сказали родители, махая руками.
   Вася вышел из быстро заполняющегося зрителями зала и направился в фойе. Дело в том, что ему очень понравилось встречать родителей. Он снова встал возле входных дверей. Двери открылись и появились чьи-то родители.
   - Здравствуйте! - официальным тоном сказал Вася, сделав шаг на встречу. - Проходите, пожалуйста! - продолжал он тем же тоном, показывая правой рукой, куда проходить.
   - Здравствуйте! - удивлённо ответили хором чьи-то родители.
  К ним подбежала какая-то девочка с большими белыми бантами, крикнув:
   - Мама, папа!
  Вася деликатно отошёл в сторону. Вдруг двери отворились и вошли очередные чьи-то родители.
   - Здравствуйте! - официальным тоном сказал Вася, сделав шаг навстречу. - Проходите, пожалуйста! - продолжал он тем же тоном, показывая правой рукой, куда проходить.
   - О-ой! - всплеснула руками чья-то мама. - Какой вежливый, приятный мальчик! - сказала она.
   - Спасибо, - скромно сказал Вася, чуть опустив глаза, но сразу собрался: - Вот сюда, пожалуйста!
  На этот раз к родителям подбежал лопоухий мальчик.
   - Ой, сыночек!..
  Вася деликатно отошёл в сторону. А двери снова отворились и входили очередные чьи-то родители.
   - Здравствуйте! - официальным тоном сказал Вася, сделав шаг навстречу. - Проходите, пожалуйста! - продолжал он тем же тоном, показывая правой рукой куда проходить.
  Вдруг Вася услышал за спиной голос учителя:
   - Так, Вася, всё, хватит встречать - концерт начинается!..
   Вася стоял в кулисах вместе с другими учениками и внимательно наблюдал за всем происходящим: все учителя были по-праздничному возбуждённые, постоянно улыбались и тем ученикам, которые возвращались со сцены, закончив выступление, дарили по одному цветочку, со словами: 'Поздравляем!'. Зато ученики перед выходом на сцену стояли неподвижными, молчаливыми и очень серьёзными, а со сцены возвращались такими радостными, покрасневшими и как будто запыхавшимися: 'Что там такое на этой сцене творится?' - думал Вася. Рядом с Васей стоял мальчик Юра, тоже обучающийся игре на ксилофоне, и закончивший, как и Вася, первый класс. Юра перед своим первым выступлением был белым как рубашка, с широко раскрытыми глазами и ртом!
   - Вася, Юра! - обратился учитель. - Юра, ты слышишь меня? - громче спросил не реагирующего Юру учитель.
  Юра еле повернулся к учителю.
   - Так, послушайте меня внимательно, - стал спокойно говорить учитель. - После объявления вашего имени, вы спокойно подходите к инструменту, берёте палочки и подаёте знак кивком головы аккомпаниатору, что готовы начинать игру. Понятно?
   - Понятно! - сразу ответил Вася, шмыгнув носом, в отличие от Юры, который только кивнул головой, продолжая стоять с выпученными глазами и открытым ртом.
   - А после выступления нужно обязательно поклониться! Вы поняли меня? - снова спросил учитель и, не дожидаясь ответов, твёрдо повторил: - Поклониться! Юра, ты слышишь меня? Юра, очнись!
   - А? - произнёс тоненьким голоском Юра.
   - Я говорю, нужно обязательно поклониться после выступления! Понятно?
   - Понятно, понятно! - махнул рукой Вася, вспомнив, как кланяются артисты по телевизору.
   - Как? - спросил вдруг Юра.
   - Просто нужно наклонить голову вниз и всё. Ничего здесь нет сложного!..
   Наконец, Вася услышал выразительный голос со сцены:
   - Выступает ученик второго класса Вася...
   - Иди! - кивнул головой учитель, и добавил, похлопав Васю по плечу: - Желаю успеха!
  И Вася пошёл, не представляя, что его ждёт на сцене, но с первым шагом стал вдруг чувствовать приятное жжение в груди, которое с каждым шагом становилось всё сильнее. Выйдя на сцену, Вася на мгновение растерялся: он никогда не видел зал с этого места! Он, не отрываясь, с восторгом смотрел свысока на зрителей. Ему казалось, что видит сразу все лица в зале. И эти лица ему приветливо улыбались! Подойдя к инструменту, Вася тоже стал улыбаться, чувствуя, как жар, будто горячей волной льётся по всему телу, а в груди что-то щекочет! Взяв палочки чуть дрожащими руками, он повернулся к аккомпаниатору, кивнул и... заиграл!..
   Ударив по последней клавише, Вася в следующее мгновение услышал громкие весёлые аплодисменты. Взглянув на зрителей, он увидел как те же самые лица не просто теперь улыбались, глядя на него, а как показалось, смеялись! Вспомнив что нужно поклониться, Вася медленно поклонился не только головой, как говорил учитель, но и спиной, как видел по телевизору. А аплодисменты ни на грамм не прекращались! Постояв немного, улыбаясь зрителям, Вася ещё раз поклонился. Казалось, аплодисменты стали ещё сильнее. Вася приготовился ещё раз поклониться, но услышал за спиной голос учителя:
   - Хватит кланяться!
  А зрители весело хлопали и Вася подумал: 'Надо бы ещё поклониться!' - но услышал снова голос учителя:
   - Хватит кланяться, сказал!
  Улыбнувшись напоследок зрителям, Вася покинул сцену. Зайдя в кулисы, продолжая улыбаться, он сразу получил от красивой женщины цветочек, которая сквозь смех произнесла: 'Поздравляем!'
   - Спасибо! - поблагодарил Вася, продолжая улыбаться.
   - Артист! - сказал учитель, всплеснув руками, и все вокруг, смеясь, дружно закивали. - Молодец, хорошо отыграл! - серьёзно похвалил учитель и добавил: - Отдыхай!
   Вася тихо зашёл в зал и, нагнувшись, чтоб никому не помешать, осторожно на цыпочках стал пробираться к родителям, держа высоко правой рукой цветочек. Васи казалось, что все зрители на него восхищённо смотрят и шепчутся: 'Смотрите, смотрите, кто идёт - это тот самый артист, который недавно выступал там, на сцене, на ксилофоне! Надо же, теперь так близко, совсем рядом от нас! Да-а, вот это артист, надо же!' - А Вася на цыпочках, несмотря на зрителей, а куда-то прямо перед собой, то ли на стену, то ли на портреты композиторов, висевшие на ней, то ли просто в никуда, шёл вдоль зала, показывая всем своим видом, что старается побыстрее пройти, а на самом деле, получалось почему-то совсем у него не быстро! Всё-таки, дойдя до родителей, Вася сел рядом с мамой на свободное кресло.
   - Молодец, Васенька! - похвалили возбуждённые родители.
  Вася только улыбнулся в ответ, кивая головой, соглашаясь. А на сцене объявили Юру.
   - Это Юра, Юра, - стал рассказывать Вася родителям. - Тоже на ксилофоне будет выступать. - И, волнуясь, стал потирать руками. - Только бы не забыл поклониться! Только бы не забыл поклониться...
   - Не волнуйся, не забудет, - тихо сказала мама.
  Но Вася продолжал волноваться, тихо повторяя, будто молитву:
   - Только бы не забыл поклониться, только бы не забыл поклониться...
   Юра стоял перед инструментом и не двигался, казалось, что он забыл вообще, где находится и, что вокруг его происходит. Через несколько секунд к нему обратилась аккомпаниатор:
   - Юра. Ю-юра...
  Не помогало - Юра, как стоял, так и стоял белым памятником!
   После того, как аккомпаниатор ещё два раза обратилась к нему, зрители стали хлопать. На сцене появился учитель. Обняв Юру за плечи, он что-то ему стал говорить. А зрители уже вовсю хлопали!
   - Волнуется мальчик! - сказал папа, повернувшись. - Надо его поддержать!
   Наконец, Юра пришёл в себя и стал кивать головой учителю. Учитель, похлопав его по плечу, ушёл со сцены, а зрители сразу, как по команде, перестали хлопать. В зале воцарилась такая тишина, что слышно стало даже Юрино частое дыхание. Он испуганно посмотрел на аккомпаниатора, которая, не дождавшись его кивка, стала громко и красиво играть проигрыш, со звонкими трелями, подражая звукам клавесина. После проигрыша Юра робко заиграл 'Песенку короля' из того же самого мультфильма 'Бременские музыканты'. Сбившись один раз, он всё-таки заканчивал гораздо увереннее, чем начинал. А закончив, сразу, не глядя в зал, пошёл прочь со сцены.
   - Я же говорил, что забудет! - с досадой крикнул Вася, громко хлопая в ладоши, как и все зрители. - Ах, ну что ты будешь делать - всё-таки, забыл! - в сердцах сокрушался Вася, да так эмоционально, что на него стали оборачиваться зрители, которым Вася, показывая на сцену, объяснял: - Забыл поклониться! - и зрители кивали головами, понимая.
   Через несколько секунд Юра снова появился на сцене и быстро качнул головой - поклонился! Зрители стали хлопать ещё громче, а Вася облегчённо произнёс:
   - Ну, слава богу, всё-таки, поклонился!..
   После концерта к Васиным родителям подошёл учитель.
   - Спасибо вам за сына! - сказал он.
   - Вам спасибо! - ответили родители.
   - Настоящий артист! - сквозь смех произнёс учитель. - Лучше его никто не умеет кланяться!
   - Артист! - согласился Васин папа, и они ещё громче засмеялись, слившись в крепком рукопожатии.
   Вот таким оно было - первое настоящее Васино выступление - успешным и незабываемым на всю жизнь!
   Санкт-Петербург, 02.10.2013
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"