Вася ещё больше обрадовался когда осознал, что поступил обучаться игре на всех ударных инструментах! Ни на одном инструменте, а сразу на всех! - "Конечно, саксофон тоже хороший инструмент, - думал Вася, - и красивый, похожий на длинную изогнутую сахарную трубочку, обсыпанную леденцами. И звук, как папа говорит, "плотный и яркий", а ещё... как же он говорит?.. а, вспомнил - "завораживающий", в общем, мне нравится! И музыканты когда играют, такие деловые... или, как их?.. - блатные! В общем, красивые! - И Вася снова представил себя играющим на саксофоне, но ненадолго. - Зато я буду играть на всех ударных инструментах!" - И Вася стал вспоминать ксилофон, совсем ему ещё неизвестный инструмент, такой необычный, не похожий ни на один из известных Васи инструментов, потому такой таинственный, с маленькими тёмно-красными деревянными пластиночками, от которых, если по ним ударить палочкой, звонко и задорно отпрыгивают звуки как солнечные зайчики от окошка на его кровать и стены, когда Вася просыпался утром на летних каникулах! Эти пластиночки, вспоминал Вася, так аккуратно выложены, словно сплетены между собой в ровненький треугольный узор на большом чёрном футляре. А от футляра по обеим сторонам вниз отходят блестящие серые трубочки, начиная с маленьких, постепенно увеличиваясь в длине. Вася представлял, как играет на ксилофоне тоненькими, почти невидимыми палочками, извлекая звуки, то похожие на пение птичек, то на журчание ручейка или целой реки! И всегда Вася представлял себя играющим в сладкой пене тёплых солнечных лучей!
Помимо ксилофона, Вася вдруг узнал на первом занятии в музыкальной школе, что в мире существует много всяких барабанов и больших, и не очень больших, и маленьких, и совсем маленьких, по которым бьют тоненькими жёлтенькими палочками, ложечками, колотушками, похожими на дубинки с тяжёлыми, но мягкими наконечниками, и даже бьют просто ладошками! А ещё Вася узнал, что барабанщики бьют по натянутой на барабанах настоящей "звериной" коже!
- Пап, а от каких зверей берут кожу на барабаны - от диких или от домашних? - спросил Вася, придя домой после первого занятия.
- Скорее всего, от домашних животных, - ответил папа и добавил: - Это не главное, сынок, главное, чтобы звучал барабан, как надо!
- А как надо?
- Это тебе, конечно, учитель объяснит, но с армии помню, что большой барабан должен звучать не как колокол - гулко и протяжно, а глухо и кратко, понимаешь, вот так - пуп, пуп, пуп! А малый барабан должен не звенеть, как гитарная струна, а трещать... - и папа старательно "затрещал": - Тррреск, тррреск, тррреск!..
Теперь перед глазами у Васи были всякие блестящие, яркие, белые, жёлтые, чёрные, синие барабаны. Они, как воздушные разноцветные шарики летали вокруг Васи, а он только успевал "стучать" по каждому из них своими маленькими кулачками или ладошками, то кружась на месте, то резко прыгая вперёд, а потом также назад, издавая то трескучие, брызгая слюнями, то глухие, раздувая щёки, то шипящие, цыкающие, цокающие и даже чмокающие звуки! Иногда мама вечером, вздыхая, жалела Васю, а может быть, и не только Васю, произнося:
- Сыночек, отдохни немножко - сделай паузу!
Но Вася продолжал "барабанить", не видя ничего кроме барабанов и барабанщиков, которых Вася только одних теперь видел по телевизору - лихих, как ему казалось, крутых и сильных мужиков, с надутыми венами на блестящих мускулистых руках, со смеющимися или "рычащими" лицами! Подражая им, Вася тоже иногда неожиданно с оскалом рычал, замерев вдруг на месте, а потом, резко мотнув головой, представляя как у него лихо взметнулись вверх и упали на лицо длинные белые волосы, точно так же, как у одного барабанщика по телевизору, вдруг громко и хрипло смеялся, прыгая вперёд, не замечая ни мамы, ни сестрёнки, которые были рядом и наблюдали за ним сначала весело, потом задумчиво, потом растерянно, потом устало, что-то говоря ему! А Вася их не слышал. Он даже их не замечал! И, не переставая "барабанить", шёл дальше, то как-то резко качнув плечами, то дёрнув головой, то как-то круто и сильно нагибаясь вперёд, быстро при этом, дрыгнув ногой впереди себя, а другой - постучав по полу, как делал один барабанщик, нажимая на педаль, отчего на его барабанной установке два металлических жёлтых диска бились друг о друга своими круглыми поверхностями, издавая то короткие - цокающие, то длинные - шипящие звуки! В какой-то момент, Вася активно начинал мотать головой в такт своим "ударам", иногда даже задевая лбом сервант, на котором сразу звякала посуда! Мама с сестрёнкой в этот момент испуганно выбегали из кухни. Но Вася не отвлекался не на испуганных маму с сестрёнкой, не на сервант и на всякое "звяканье" или журнальный столик, или кресло, или какие-то дребезжащие двери, или какие-то твёрдые, но гулкие стены, которые попадались ему на пути! Он, постучав кулаками или ладошками по ним, разворачивался, не переставая ртом "барабанить", снова неожиданно рыча с оскалом, точно таким же, как у одного барабанщика по телевизору, а потом, громко и хрипло смеясь, широко открыв рот, и задрав голову кверху, точно так же, как Вася видел у одного...
- Хватит балдыжить!
Это папа! Папу Вася услышал и сразу прекратил "барабанить", оставшись стоять с открытым ртом, испуганно смотря на папу, который сидел за кухонным столом.
- Хватит балдыжить, я сказал! Сколько можно?!
Папа был не на шутку взволнован. Он смотрел на Васю таким взглядом, который Вася очень боялся. Этот взгляд бывал у папы очень редко, но если он возникал, Вася сразу понимал свою вину. Вот и в этот раз папа смотрел на Васю таким взглядом, а рядом с ним смотрели на него мама и сестра со своими, какими-то необычными, то ли усталыми, то ли растерянными, то ли встревоженными взглядами. Вася смотрел на них, моргая глазами, всё ещё с открытым ртом.
- Закрой рот и подойди ко мне, - сказал папа, спокойнее.
Вася закрыл рот и подошёл. Папа вытер Васин нос, про который Вася, естественно, забыл, потом взял полотенце, вытер Васин лоб, который был мокрым от пота, приложил полотенце к Васиному носу и сказал:
- Сморкайся!
Вася высморкался.
- Всё, отдыхай! - сказал папа.
Через несколько секунд напряжение спало и папа как всегда после таких очень неприятных моментов обнял Васю широкими горячими руками и крепко, даже почти больно поцеловал! Васи, конечно, сразу стало понятно, почему у папы был такой взгляд, тем более, мама, нежно погладив Васю по голове, ласково сказала:
- Васенька, миленький, ну нельзя же так долго и громко кричать, мы же все устали: папа и я пришли с работы, сестра пришла со школы после шести уроков, нам же нужно отдохнуть...
А Вася, молча слушая, сопел носом и кивал головой.
- Ты и сам устал, посмотри на себя, как будто целую смену вкалывал на заводе! - добавил папа и спросил под смех сестры: - Ведь так?
- Угу... - сразу согласился Вася, шмыгнув носом.
А потом, смеясь, Васи рассказали, как всё было...
Оказывается, папа, придя с работы, вначале удивлённо посмотрел на сына и спросил у мамы:
- Что это с ним?
А мама, вздохнув, ответила:
- Ну вот, "барабанит", он же теперь "барабанщик" у нас!
Папа, улыбаясь, кивнул и стал, посмеиваясь, переодеваться. Но это было в самом начале. Потом он, чуть хмуря брови, прошёл мимо Васи в ванную, а вернувшись оттуда, немножко походил около сына, склонив голову, вслушиваясь, пытаясь уловить ритм и, хоть какую-то последовательность Васиных движений. Но это было невозможно! Поняв это, он, ещё больше хмуря брови, постоял посреди комнаты, не отрывая глаз от Васи, и прошёл на кухню, где уже были молчаливые и вздыхающие мама с дочкой. На кухне, посидев, задумавшись, папа спросил:
- И давно он так?
- Часа два, наверное, - спокойно ответила мама, расставляя тарелки.
- Уже в голове звенит! - добавила дочка. - Когда, наконец, это прекратится!
- Так он, может, чокнулся? - снова спросил папа.
- Ну, что ты... - мама растерянно посмотрела на него.
- Всё может быть...
Именно в этот момент Вася был рядом с кухней и представлял самого понравившегося по телевизору барабанщика - такого волосатого, с надутыми щеками и большим открытым ртом на постоянно кивающей, словно заведённой голове, сразу переходящей, минуя шею, в широкую волосатую грудь. Этот "бесшейный" и "волосатый" барабанщик, как видел Вася по телевизору, вначале с диким оскалом, а потом с не менее страшным смехом, быстро и безжалостно крушил всё вокруг себя сильными и точными ударами! И в тот момент, когда Вася, махая руками из последних сил, "переходил" от "дикого оскала" к "не менее страшному смеху", услышал папин голос, получив, словно колотушкой по голове, и сразу очнулся!..
Вот такое было первое Васино "выступление" - не успешное, конечно, но полезное: после этого случая Вася больше никогда и нигде не шумел, потому что понимал, что он ведь не один и окружающие люди могут быть усталыми, и им нужно отдохнуть. Да, и вообще, как понял Вася, шуметь и баловаться - это не красиво!
А папино слово "балдыжить", конечно, не литературное, но было в этой истории самое подходящее! Папа это слово ещё как-то один раз сказал Васи, но это уже совсем другая история!
Санкт-Петербург, 28.09.2013
ПЕРВОЕ ВАСИНО НАСТОЯЩЕЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ!
I
Каждый начинающий музыкант, делающий первые неловкие, но по-своему прекрасные шажочки в искусстве игры на музыкальном инструменте, обязательно открывает для себя новый мир! И, раз открыв его, уже никогда не забывает его неповторимо приятно волнующую магию! Это мир сцены! И Вася его открыл после окончания первого класса музыкальной школы! А было это так...
Вася шёл к своему первому в жизни выступлению на сцене совсем невесёлым, как поначалу представлялось ему, времяпровождением в музыкальной школе. Нет, это было не развлечение. Это был непростой путь! Каждый день на уроках специальности, а потом и дома, Вася, несмотря на усталость, а иногда даже на боль в руках, упорно тренировал руки специальными упражнениями, которыми его научил учитель на первом занятии:
- Эти упражнения ты должен делать каждый день, начиная с сегодняшнего дня и во все остальные дни своей жизни, пока будешь музыкантом! - серьёзно сказал тогда учитель, посадив Васю рядом с собой.
Он взял барабанные палочки и стал показывать упражнения. Вася, вытаращив глаза на руки учителя, ловил каждое их движение. Учитель медленно несколько раз повторял перед Васей упражнения: крутил палочками в воздухе, подобно маленьким пропеллерам, держа их посередине каждой рукой, потом круто выгибал руки, крепко держа палочки обеими руками, будто выворачивал руки наизнанку, а потом "сворачивал" их обратно, а следом несколько раз сильно сгибал руки в запястьях...
- Эти упражнения ты должен делать всегда перед игрой до тех пор, пока не почувствуешь горячее жжение в запястьях, - спокойно объяснил учитель, не переставая показывать упражнения. - Вот ты не почистив зубы утром, пойдёшь в школу? - неожиданно спросил учитель.
- Нет! - не задумываясь, ответил Вася.
- Так вот: не сделав эти упражнения, ты не должен начинать игру на инструменте! Понятно?
- Понятно!..
Вася настойчиво осваивал технику игры на ударных инструментах и терпеливо изучал ксилофон, играя вначале робко и напряжённо, будто в страхе сжавшись в комок перед ещё неизвестным и таким, как казалось Васе, сложным, а потому таинственным и даже "страшным" инструментом! Но тайну этого инструмента Вася постепенно раскрывал. Благодаря упорному труду, с каждым уроком он начинал играть всё смелее и раскованнее, твёрже и ярче бесконечные гаммы на "солнечном инструменте", постепенно раскрывающем Васе свои звонкие и мелодичные тайны...
Этим гаммам, казалось Васе, не было конца: то до-мажор, то соль-мажор, то ля-бемоль... то одинарными ударами, то двойными ударами по каждой клавише, то тройными... то медленно, то быстро, то постепенно ускоряя... В общем, к тому времени, когда у Васи эти гаммы уже "звенели" в голове, они ему порядком надоели!
И вдруг, с первыми весенними лучиками, пробивающимися из улицы в класс через жёлтые шторки на окнах, окрашивая тёмно-бордовый ксилофон в солнечно-янтарный цвет, гаммы как будто сами собой стали "проливаться" от Васиных рук вдоль инструмента звонкими струйками! Ну надо же! Со стороны могло показаться, что Вася только подносил к инструменту руки, а неудержимые "струйки", подобно весенним ручейкам, уже мелодично и задорно звенели своими маленькими капельками по клавишам инструмента!
Но это было только начало - к гаммам добавились пьесы! Теперь перед инструментом Вася ставил ноты. Со звуками, похожими на рычание хмурого барбоса, вперемешку с сопением, надуванием щёк и периодическим утиранием пота со лба платочком, Вася медленно разучивал пьесы. Это было непросто: пьесы, не имея мелодии, запоминались сложно. Но Вася "рычал", сопел, потел, но не сдавался! Позабыв о любимых играх с друзьями во дворе, Вася терпеливо занимался на инструменте, и наступало вдруг время, когда он уверенно играл пьесы, не глядя на ноты!
Как-то солнечным апрельским днём, учитель, меняя ноты на нотном стане, и загадочно улыбаясь, объявил:
- А теперь будишь учить своё первое музыкальное произведение!
Это оказалась любимая Васей "Песня атаманши" Геннадия Гладкова из мультфильма "Бременские музыканты".
- Вот это будет твой первый номер! - щёлкнув пальцами, сказал учитель, и весело напевая эту мелодию, стал пританцовывать.
Вася засмеялся, вспомнив танцующую и поющую низким хриплым голосом "атаманшу" в мультфильме. А заканчивая свой смешной танец, учитель ещё и подмигнул Васе, точно так же, как атаманша! Вася ещё громче рассмеялся!
- Ты когда-нибудь слышал, как поют цыгане? - спросил учитель и, не дожидаясь ответа, взял палочки и смело бросил их на нижнюю длинную клавишу ксилофона, начав играть тягучую, словно резиновую трель, медленно её "растя-ягивая", "растя-ягивая", "растя-я..." и вдруг неожиданно, так же как и начав, прекратил её, "проскакав" тут же на более высокую клавишу, на которой снова затянул трель, но уже не такую тягучую, а более нетерпеливую и звонкую, и снова неожиданно "проскакав" вверх, "прыгнул" на ещё более высокую клавишу, на которой снова затянул лёгкую трель... - Это проигрыш, - стал объяснять он, не прерывая игру. - Его надо играть немножко затягивая трели, прерывая их быстрыми "прыжками" вверх, получается по-цыгански...
А после этого "цыганского" проигрыша задорно полилась от рук учителя такая знакомая, яркая и заводная мелодия, отчего Вася невольно заулыбался, с восхищением смотря то на широкие и такие лёгкие кисти учителя, летающие над инструментом, то на его улыбающееся лицо, с шутливо прищуренными глазами, думая: "Неужели эту мелодию, которую столько раз слышал по телевизору и на пластинке, буду я играть?!"
Теперь Вася каждый урок, размяв руки до жжения в запястьях, и отыграв положенное количество гамм и пьес, разучивал "Песню атаманши". По сравнению с пьесами, она запоминалась гораздо легче. И вначале мая Вася её играл уже на память.
- Легче! - кричал учитель, стоя у противоположной стены класса. - Легче надо играть! Это же не похоронный тебе марш! - Учитель подходил к инструменту и брал палочки. - Смотри, как надо! - И начинал легко, и непринуждённо играть, заряжая Васю и всё пространство вокруг весёлостью. - Это же песня смешных разбойников. Вспомни, какая там разбитная атаманша, а вокруг неё трусливые балбесы - "джентльмены удачи" - Никулин, Вицин и Моргунов! Ты вспомни, как они в мультфильме смешно поют, строят рожицы, а танцуют, как колобки!
- Я помню...
- Ну так вот! А от твоей игры хочется не смеяться, а плакать крокодильими слезами!
Вася брал палочки и начинал играть, изо всех сил стараясь играть "легко", представляя смешных разбойников.
- Да не напрягайся ты весь так! - снова просил учитель. - Расслабься! - И он начинал трясти Васины плечи, а потом руки, повторяя: - Расслабься, расслабься, кому говорю!
И Вася расслаблялся, после чего играл уже гораздо лучше...
В последний учебный день Вася сыграл "Песню атаманши" с аккомпаниатором на выпускном экзамене перед директором и другими учителями. Получив за игру "отлично", Вася успешно перешёл во второй класс!
II
В последнюю майскую субботу в музыкальной школе был концерт для родителей по случаю окончания учебного года. Вася несколько раз заранее предупредил о концерте родителей:
- В субботу будет концерт, я буду выступать! - торжественно объявил он ещё за неделю до концерта, не представляя, что это значит "выступать" на концерте. - Мам, нам сказали, чтобы мы были в чёрных брюках и белых рубашках!
- Ладно, ладно, сынок, сделаю... - сразу закивала головой мама.
- Мам, ну ты понимаешь, что мне нужны не просто какие-то брюки, а чёрные, да ещё, чтобы со стрелочками! - волновался Вася, показывая ей "стрелочки" двумя пальчиками.
- Понимаю, понимаю, Васенька... - также кивала головой мама.
- И рубашка мне нужна белая, а никакая-то там, жёлтая или коричневая!
- Понятно, будет белая рубашка!
- Есть у меня, хоть, белая рубашка? - с недоверием посмотрев на маму, Вася бежал к шкафу, где лежали его рубашки.
- Есть, конечно, - говорила мама, идя за Васей.
Вася доставал все рубашки и начинал их перебирать.
- Ну и где? - спрашивал он, ещё больше волнуясь.
- А это не белая, что ли, сынок? - показывала мама. - Вот белая рубашка, посмотри, какая красивая!
- Ну какая же это белая! - горячился Вася, внимательно рассматривая рубашку под ярко горящей люстрой.
- А что, не белая, Васенька? - удивлялась мама.
- Ну, конечно, не белая, а какая-то серая! - и Вася всё больше и больше расстраиваясь, продолжал перебирать рубашки. - А это жёлтая, какая-то, а это рыжая...
- Белая, Васенька, белая! - вмешался вдруг папа. - Мама её постирает, погладит, будет как новая, успокойся. Мама всё знает, на то она и мама!
- Ну ладно, - успокаивался тогда Вася. - Мам, только ты хорошенько её постирай, ладно?
- Конечно, хорошенько, а как же...
- И брюки чёрные погладь, чтобы стрелочки были...
За час до концерта Вася в накрахмаленной белоснежной рубашке, чёрных выглаженных брючках, с тоненькими, как лезвия стрелочками и сверкающих чёрных туфельках, с каким-то новым волнительным чувством, которое, словно отрывало его от земли, не замечая дороги и всего, что было вокруг, "прилетел" в музыкальную школу.
- О, Вася, ты первый! - весело встретил его учитель в галстуке и красивом костюме, который Вася раньше не видел. - Тогда сейчас и "прогоним" в последний раз перед концертом "Песню атаманши"!..
Минут за двадцать до концерта, стали подходить красиво одетые родители.
- Встречайте родителей! - сказал учитель Васе и остальным ученикам, - Будьте вежливы, внимательны, не забывайте со всеми здороваться, провожайте родителей до актового зала, даже до места, в общем, будьте настоящими артистами!..
Вася с другими учениками ждал своих родителей в фойе школы. Он с нетерпением смотрел на дверь, ловя на себе со всех сторон, как ему казалось, восхитительные взгляды родителей других учеников, отчего он, иногда небрежно встряхивал головой, напевая "Песню атаманши", дирижируя лихо рукой, или растирая руки, как заправский музыкант. Слова учителя - "...будьте настоящими артистами!" - впечатались в его память: "Я теперь артист!" - думал он и чувствовал, как внутри возникает какое-то незнакомое чувство, от которого он очень быстро менял своё местоположение в просторном светлом фойе, не чувствуя ни ног, ни пола под ногами! В какой-то момент он вдруг оказался на улице. Походив минуту на крыльце, он увидел родителей, неторопливо идущих под ручку к школе, и о чём-то весело разговаривая. Он сразу зашёл в школу и встал возле дверей. Наконец, двери отворились и вошли улыбающиеся родители.
- Здравствуйте! - официальным тоном сказал Вася, сделав шаг навстречу. - Проходите, пожалуйста! - продолжал он тем же тоном, показывая правой рукой, куда проходить.
- Здравствуйте... - немножко растерялись родители, а потом не переставая улыбаться, стали следовать за сыном.
- Вот сюда, пожалуйста, - говорил Вася вежливо и официально, ведя, чуть удивлённых родителей за собой. - Вот сюда, пожалуйста, - показал он на лестницу правой рукой, ведущую на второй этаж, где был актовый зал. - Проходите, пожалуйста, - показал он рукой на раскрытые двери актового зала и прошёл первым. - Вот сюда, пожалуйста, - подвёл он родителей к местам.
- Ну, Васенька, какой ты сегодня вежливый! - наконец, проговорила мама, когда родители сели на свои места.
Они были, конечно, под впечатлением от непривычного поведения сына.
- Настоящий артист! - сказал папа.
- Так, ну ладно, вы сидите, а мне надо к концерту готовиться! - деловито сказал Вася.
- Готовься, готовься, не волнуйся за нас! - с пониманием одновременно сказали родители, махая руками.
Вася вышел из быстро заполняющегося зрителями зала и направился в фойе. Дело в том, что ему очень понравилось встречать родителей. Он снова встал возле входных дверей. Двери открылись и появились чьи-то родители.
- Здравствуйте! - официальным тоном сказал Вася, сделав шаг на встречу. - Проходите, пожалуйста! - продолжал он тем же тоном, показывая правой рукой, куда проходить.
К ним подбежала какая-то девочка с большими белыми бантами, крикнув:
- Мама, папа!
Вася деликатно отошёл в сторону. Вдруг двери отворились и вошли очередные чьи-то родители.
- Здравствуйте! - официальным тоном сказал Вася, сделав шаг навстречу. - Проходите, пожалуйста! - продолжал он тем же тоном, показывая правой рукой, куда проходить.
- Спасибо, - скромно сказал Вася, чуть опустив глаза, но сразу собрался: - Вот сюда, пожалуйста!
На этот раз к родителям подбежал лопоухий мальчик.
- Ой, сыночек!..
Вася деликатно отошёл в сторону. А двери снова отворились и входили очередные чьи-то родители.
- Здравствуйте! - официальным тоном сказал Вася, сделав шаг навстречу. - Проходите, пожалуйста! - продолжал он тем же тоном, показывая правой рукой куда проходить.
Вдруг Вася услышал за спиной голос учителя:
- Так, Вася, всё, хватит встречать - концерт начинается!..
Вася стоял в кулисах вместе с другими учениками и внимательно наблюдал за всем происходящим: все учителя были по-праздничному возбуждённые, постоянно улыбались и тем ученикам, которые возвращались со сцены, закончив выступление, дарили по одному цветочку, со словами: "Поздравляем!". Зато ученики перед выходом на сцену стояли неподвижными, молчаливыми и очень серьёзными, а со сцены возвращались такими радостными, покрасневшими и как будто запыхавшимися: "Что там такое на этой сцене творится?" - думал Вася. Рядом с Васей стоял мальчик Юра, тоже обучающийся игре на ксилофоне, и закончивший, как и Вася, первый класс. Юра перед своим первым выступлением был белым как рубашка, с широко раскрытыми глазами и ртом!
- Вася, Юра! - обратился учитель. - Юра, ты слышишь меня? - громче спросил не реагирующего Юру учитель.
Юра еле повернулся к учителю.
- Так, послушайте меня внимательно, - стал спокойно говорить учитель. - После объявления вашего имени, вы спокойно подходите к инструменту, берёте палочки и подаёте знак кивком головы аккомпаниатору, что готовы начинать игру. Понятно?
- Понятно! - сразу ответил Вася, шмыгнув носом, в отличие от Юры, который только кивнул головой, продолжая стоять с выпученными глазами и открытым ртом.
- А после выступления нужно обязательно поклониться! Вы поняли меня? - снова спросил учитель и, не дожидаясь ответов, твёрдо повторил: - Поклониться! Юра, ты слышишь меня? Юра, очнись!
- А? - произнёс тоненьким голоском Юра.
- Я говорю, нужно обязательно поклониться после выступления! Понятно?
- Понятно, понятно! - махнул рукой Вася, вспомнив, как кланяются артисты по телевизору.
- Как? - спросил вдруг Юра.
- Просто нужно наклонить голову вниз и всё. Ничего здесь нет сложного!..
Наконец, Вася услышал выразительный голос со сцены:
- Выступает ученик второго класса Вася...
- Иди! - кивнул головой учитель, и добавил, похлопав Васю по плечу: - Желаю успеха!
И Вася пошёл, не представляя, что его ждёт на сцене, но с первым шагом стал вдруг чувствовать приятное жжение в груди, которое с каждым шагом становилось всё сильнее. Выйдя на сцену, Вася на мгновение растерялся: он никогда не видел зал с этого места! Он, не отрываясь, с восторгом смотрел свысока на зрителей. Ему казалось, что видит сразу все лица в зале. И эти лица ему приветливо улыбались! Подойдя к инструменту, Вася тоже стал улыбаться, чувствуя, как жар, будто горячей волной льётся по всему телу, а в груди что-то щекочет! Взяв палочки чуть дрожащими руками, он повернулся к аккомпаниатору, кивнул и... заиграл!..
Ударив по последней клавише, Вася в следующее мгновение услышал громкие весёлые аплодисменты. Взглянув на зрителей, он увидел как те же самые лица не просто теперь улыбались, глядя на него, а как показалось, смеялись! Вспомнив что нужно поклониться, Вася медленно поклонился не только головой, как говорил учитель, но и спиной, как видел по телевизору. А аплодисменты ни на грамм не прекращались! Постояв немного, улыбаясь зрителям, Вася ещё раз поклонился. Казалось, аплодисменты стали ещё сильнее. Вася приготовился ещё раз поклониться, но услышал за спиной голос учителя:
- Хватит кланяться!
А зрители весело хлопали и Вася подумал: "Надо бы ещё поклониться!" - но услышал снова голос учителя:
- Хватит кланяться, сказал!
Улыбнувшись напоследок зрителям, Вася покинул сцену. Зайдя в кулисы, продолжая улыбаться, он сразу получил от красивой женщины цветочек, которая сквозь смех произнесла: "Поздравляем!"
- Артист! - сказал учитель, всплеснув руками, и все вокруг, смеясь, дружно закивали. - Молодец, хорошо отыграл! - серьёзно похвалил учитель и добавил: - Отдыхай!
Вася тихо зашёл в зал и, нагнувшись, чтоб никому не помешать, осторожно на цыпочках стал пробираться к родителям, держа высоко правой рукой цветочек. Васи казалось, что все зрители на него восхищённо смотрят и шепчутся: "Смотрите, смотрите, кто идёт - это тот самый артист, который недавно выступал там, на сцене, на ксилофоне! Надо же, теперь так близко, совсем рядом от нас! Да-а, вот это артист, надо же!" - А Вася на цыпочках, несмотря на зрителей, а куда-то прямо перед собой, то ли на стену, то ли на портреты композиторов, висевшие на ней, то ли просто в никуда, шёл вдоль зала, показывая всем своим видом, что старается побыстрее пройти, а на самом деле, получалось почему-то совсем у него не быстро! Всё-таки, дойдя до родителей, Вася сел рядом с мамой на свободное кресло.
Вася только улыбнулся в ответ, кивая головой, соглашаясь. А на сцене объявили Юру.
- Это Юра, Юра, - стал рассказывать Вася родителям. - Тоже на ксилофоне будет выступать. - И, волнуясь, стал потирать руками. - Только бы не забыл поклониться! Только бы не забыл поклониться...
- Не волнуйся, не забудет, - тихо сказала мама.
Но Вася продолжал волноваться, тихо повторяя, будто молитву:
- Только бы не забыл поклониться, только бы не забыл поклониться...
Юра стоял перед инструментом и не двигался, казалось, что он забыл вообще, где находится и, что вокруг его происходит. Через несколько секунд к нему обратилась аккомпаниатор:
- Юра. Ю-юра...
Не помогало - Юра, как стоял, так и стоял белым памятником!
После того, как аккомпаниатор ещё два раза обратилась к нему, зрители стали хлопать. На сцене появился учитель. Обняв Юру за плечи, он что-то ему стал говорить. А зрители уже вовсю хлопали!
- Волнуется мальчик! - сказал папа, повернувшись. - Надо его поддержать!
Наконец, Юра пришёл в себя и стал кивать головой учителю. Учитель, похлопав его по плечу, ушёл со сцены, а зрители сразу, как по команде, перестали хлопать. В зале воцарилась такая тишина, что слышно стало даже Юрино частое дыхание. Он испуганно посмотрел на аккомпаниатора, которая, не дождавшись его кивка, стала громко и красиво играть проигрыш, со звонкими трелями, подражая звукам клавесина. После проигрыша Юра робко заиграл "Песенку короля" из того же самого мультфильма "Бременские музыканты". Сбившись один раз, он всё-таки заканчивал гораздо увереннее, чем начинал. А закончив, сразу, не глядя в зал, пошёл прочь со сцены.
- Я же говорил, что забудет! - с досадой крикнул Вася, громко хлопая в ладоши, как и все зрители. - Ах, ну что ты будешь делать - всё-таки, забыл! - в сердцах сокрушался Вася, да так эмоционально, что на него стали оборачиваться зрители, которым Вася, показывая на сцену, объяснял: - Забыл поклониться! - и зрители кивали головами, понимая.
Через несколько секунд Юра снова появился на сцене и быстро качнул головой - поклонился! Зрители стали хлопать ещё громче, а Вася облегчённо произнёс:
- Ну, слава богу, всё-таки, поклонился!..
После концерта к Васиным родителям подошёл учитель.
- Спасибо вам за сына! - сказал он.
- Вам спасибо! - ответили родители.
- Настоящий артист! - сквозь смех произнёс учитель. - Лучше его никто не умеет кланяться!
- Артист! - согласился Васин папа, и они ещё громче засмеялись, слившись в крепком рукопожатии.
Вот таким оно было - первое настоящее Васино выступление - успешным и незабываемым на всю жизнь!
Санкт-Петербург, 02.10.2013
КАК ВАСЯ СТАЛ "ДИРЕКТОРОМ" И ВПЕРВЫЕ УЗНАЛ О ЛЮБВИ
I
Когда Вася пришёл в первый класс, он мало на кого обращал внимание в классе, даже на соседку по парте Олю. Смотрел он в основном только на красивую учительницу, Любовь Фёдоровну, которая каждый урок стояла у коричневой доски, что-то рассказывая, и чертя мелом. Вася вначале не понимал что нужно было её не просто слушать, но ещё и отвечать на её вопросы, потому он с удивлением смотрел на одноклассников, поднимавших зачем-то руки вверх. Так, в один из дней он вдруг увидел руку своей соседки Оли, которая впервые её подняла и ровненько стала держать, поставив на парту, да ещё подложив под неё вторую руку. Вася с удивлением вначале посмотрел на Олину руку, а потом и на неё полностью - с головы до юбочки. Ничего особенного Вася в её облике не заметил - обыкновенная девочка: белобрысая, с веснушками и маленькой косичкой, худая, да ещё с очень тоненькой, как показалось Васе, шеей: "Сразу видно - не борец!" - сделал заключение Вася. Как раз в этот момент, когда он снисходительно покачивал головой, глядя на Олину шею, к нему обратилась учительница:
- Вася, ответь ты, пожалуйста, на мой вопрос! - и посмотрела на Васю, словно ожидая чего-то, а потом снова стала просить: - Вставай, Вася!
Вася встал.
- Вася, отвечай на мой вопрос, - снова стала просить его Любовь Федоровна.
Вася стоял ровненько, как она сама же его научила на первом уроке, и совсем не шумел: "Чего ей ещё надо?" - не понимал Вася, смотря на учительницу, которая тоже смотрела, не отрываясь, на него.
- Вася, отвечай! - снова повторила Любовь Фёдоровна.
"Ничего не понимаю, - подумал Вася. - Что мне нужно "отвечать"? Она попросила меня встать - я встал ровненько, как сама же научила! А, чтобы я ещё что-то "отвечал" - она меня этому никогда не учила!"
- Ладно, Вася, тогда Оля ответит! - И Любовь Фёдоровна стала улыбаться Оле, которая сразу встала и стала что-то говорить, под одобрительное кивание учительницы.
Вася посмотрел на Олю и сразу определил, что Оля стоит не ровненько! Тогда он снова стал смотреть на учительницу в надежде, что она похвалит его за "ровненькое" стояние. Ничего подобного! - учительница не то чтобы похвалить, а наоборот даже сказала Васе:
- Вот, Вася, учись у Оли как нужно внимательно слушать учителя на уроке. Садись, пожалуйста.
Вася сел, посмотрел на Олю, которая от похвалы учительницы даже покраснела: "Девчонка, одним словом!" - подумал Вася, чуть усмехнувшись, и отвернулся.
После первого родительского собрания папа пришёл не в очень хорошем настроении, как показалось Васе.
- Вася, подойди ко мне, - сказал папа, сев в кресло. - Вася, ты почему на уроках неактивный? Все ученики тянут руки, отвечают на вопросы учителя, а ты целую неделю просидел за партой, как медвежонок сонный! В чём дело?
- Мне никто об этом не говорил, что нужно тянуть руку и отвечать на вопросы учительницы, - с обидой в голосе ответил Вася.
Папа вздохнул.
- Значит, ты прослушал учителя на первом уроке. Ну ладно, запомни теперь: на уроках нужно внимательно слушать учителя, поднимать руку и отвечать на её вопросы. А если не расслышал вопрос, подними руку и попроси учителя повторить вопрос. Ты понял? - спросил папа, серьёзно смотря на Васю.
- Понял, - ответил Вася, пожав плечами, и, шмыгнув носом, добавил: - Так бы раньше и сказали!
- Ладно, - улыбнулся папа, погладив Васю по голове, и вдруг сказал: - Рядом с тобой сидит Оля...
- Ну и что?
- Учительница её очень хвалила - активная девочка, внимательная, старательная. Вот, учись у Оли как надо на уроках работать!
Вася, конечно, этого от папы не ожидал! Он с удивлением посмотрел на него: "Ничего себе, - подумал Вася, - чтобы я ещё учился у девчонки!"
- Что за девочка, хорошая? - спросил папа.
Вася задумался, склонив голову. Потом пожал плечами и ответил:
- Да, обыкновенная...
На следующий день с самого утра Вася стал внимательно наблюдать за Олей: она достала учебник, тетрадку, пенал и ровно положила всё на уголок парты. Вася, сам того не ожидая, вдруг также сделал со своим учебником, тетрадкой и пеналом! А на уроке, когда Оля подняла правую руку и ровненько поставила её на парту, Вася сразу сделал тоже самое!
- Вася ответит! - тут же услышал он голос учительницы.
Вася, не понимая, посмотрел на учителя.
- Вставай и отвечай! - просила Любовь Фёдоровна, улыбаясь.
Вася встал ровненько, но, к сожалению, вопроса учительницы не расслышал!
- Любовь Фёдоровна, повторите, пожалуйста, вопрос, - попросил Вася.
- Я спрашиваю: каким цветом осенью листья на деревьях? - медленно повторила вопрос учитель.
- Красные, - стал громко впервые отвечать Вася, отчего даже покраснел от волнения, - жёлтые, потом эти... коричневые, потом...
- Хватит, Вася, спасибо, садись на место. Кто продолжит?
"Оказывается, так просто!" - подумал Вася, когда сел и посмотрел на Олю, усмехнувшись.
Теперь на каждый вопрос учителя, Вася сразу тянул руку, стараясь сделать это быстрее Оли. И когда его поднимала учитель, он торжествующе смотрел на Олю, думая: "Выкуси!"
После очередного родительского собрания папа пришёл в прекрасном настроении!
- Молодец, Вася, - самый активный ученик во всём классе! Так продолжать!
Вася так и продолжал. В общем, освоился Вася в школе, как оказалось, ничего в этой школе не было сложного, даже с Олей стал почти дружить: рассказывал ей о классической борьбе, которой занимался уже год, настоящих военных кирзовых сапогах, которые у него есть дома, и папа их чистит по субботам, а потом он в них дома марширует, танках, на которых папа служил в армии, объяснял, что такое портупея и "чистая" победа в борьбе, даже показывал ей на перемене приёмы через грудь и через бедро, которым научился на тренировках! А один раз принёс в школу синюю гантель.
- Хочешь подарю? - спросил он на перемене Олю, показывая гантель в портфеле.
- Зачем она мне? - не поняла Оля.
- Заниматься будешь!
- У моего папы есть такая же гантель, если мне надо будет, я у него возьму! - сказала Оля и отвернулась.
- Ну и ладно, не хочешь, как хочешь! - тоже отвернулся от Оли Вася.
А сам подумал, с сожалением: "Ничего не поделаешь - девчонка!"
А один раз он спросил у Оли на перемене:
- А ты мажешь губы помадой?
- Мама говорит, что мне ещё рано. Мама говорит, вот закончу школу, и тогда буду краситься!
Вася полностью развернулся к Оли, откинулся на спинку стула, вытянул ноги и положил руки на свою и соседнюю парты. Посидев так, глядя на Олю и улыбаясь ей, он деловито произнёс:
- Это долго ждать. - И снова стал широко улыбаться, а потом вдруг приблизился к Оле, обнял её за плечи и тихо спросил на ушко: - А хочешь покрасить завтра? Я могу принести завтра...
Вдруг прозвенел звонок, но Вася, словно его не услышав, или решив, что его это не касается, спокойно снова откинулся на спинку стула, вытянул ноги и положил руки на свою и соседнюю парты в отличие от Оли, которая бойко встала, встречая входившего учителя.
- Вася! - вдруг услышал он голос Любовь Фёдоровны.
Вася сразу перестал улыбаться и смотреть на Олю, обнаружив, что учительница уже возле своего стола, а все ученики смирно стоят возле парт.
- Ты что это развалился как директор?! - удивлённо спросила учительница, всплеснув руками. - Ну прямо настоящий директор! - сказала она эмоционально, не отрывая от Васи своих больших глаз!
Вася быстренько и ровненько встал под весёлый смех одноклассников...
Так Васю и стали называть одноклассники "директором", особенно девочки, с удовольствием строя при этом смешные рожицы!
II
Один раз Вася увидел по телевизору, как мальчик шёл рядом с девочкой и нёс её портфель.
- Пап, а почему он несёт её портфель? Что она сама не может?