Аннотация: Из серии статей и заметок "Размышления вслух"
ИЗМАЙЛОВ КОНСТАНТИН ИГОРЕВИЧ
О СИЛЕ СЛОВА
(из серии статей и записок "Рассуждения вслух")
Все наши дела, мысли и речи
следуют за нами - творите же доброе!
Древний афоризм
Слово, по-моему, как человек имеет душу, кровь и плоть. Плоть - это буквы, кровь - это сочетание букв, душа - это смысл. Сочетания слов - это континенты душ, кровей и плоти. Слово и сочетания слов бывают счастливыми и несчастливыми, и для тех, кому случилось их написать, и для тех, кому случилось их прочитать, и для тех, кому случилось их сказать, и для тех, кому случилось их услышать.
Слово - это живой энергетический сгусток, который может быть слабым и сильным: чем больше вложено в слово чувства - заряда, - тем оно сильнее (слово само по себе обладает изначальным вечным зарядом: звуки - это заряжённые импульсы, сочетание звуков - это энергетический сгусток заряжённых импульсов - активная частица - слово). Сила же человеческого чувства неограниченна, это необъяснимая сила, словно нечеловеческая, может быть, космическая (возникают вопросы: а не пришли ли к нам и не приходят ли к нам чувства вместе со словами из космоса или не зарядил ли и не заряжает ли нас ими космос? а дети ли мы, вообще, Земли?). Сильнее нашего чувства нет ничего на Свете, и именно силой своего чувства человек преодолевает любые испытания, выпадающие на его долю. И вот при сложении изначальной энергии слова с человеческим чувством сила слова может стать невероятно огромной. Потому слово может, как ничто другое на Земле, созидать, к примеру, молитвенное, мудрое, грамотное, нужное, доброе. А может разрушать - матерное, ругательное, праздное, глупое, неуместное, оскорбительное, равнодушное. И может вылечивать, и вызывать ответные чувства, к примеру, примирительное - вызывает мир и согласие, слово раскаяния вызывает сочувствие и прощение, жалостливое - сострадание, желание помочь, утешить и спасти, а неискреннее - ответную ложь, вдохновенное - заряжает и окрыляет, гневное - вызывает ненависть, вражду... - это как в русской пословице: что посеешь, то и пожнёшь, - то есть, слово всегда несёт в себе определённый энергетический код: если слово выходит из уст с кодом разрушения - оно реально разрушает Мир, если же в слове заложен код добра - оно реально делает Мир добрее. Здесь ещё уместно вспомнить главную человеческую истину - основу бытия, на которой стоит человечество: НЕ ДЕЛАЙ ЛЮДЯМ ТОГО, ЧЕГО НЕ ЖЕЛАЕШЬ ЧТОБ ДЕЛАЛИ ТЕБЕ, - то есть, делаешь словами реальное зло - получаешь в ответ себе же адекватное реальное зло, делаешь словами реальное добро - получаешь в ответ адекватное реальное добро. Таким образом, слово - это реальное дело, и произнесённое слово вслух или про себя - это реально сделанное раз и навсегда дело, которое уже не переделать. Для более оригинального примера уместно привести слова великого испанца Мигеля де Сервантеса Сааведра: 'Слово - что камень: коли метнёт его рука, то уж потом назад не воротишь'.
Потому, надо всегда осторожно, внимательно и очень ответственно относиться к своим словам - любым: и произносимым вслух и произносимым про себя (слова, произнесённые про себя, - всё равно что произнесённые вслух: и реально разрушают Мир, и бумерангом реально разрушают самого же человека; мыслим мы, кстати, тоже словами - это те же самые слова: и созидающие, и разрушающие).
Действительно, сила слова невероятна, ведь чем живёт тысячелетия и развивается, гибнет и разрушается наша цивилизация? - словами. Все наши открытия, свершения, события, наши дела и поступки, наши творения и плоды нашей воли - всё делается словами, устными и письменными, произносимыми вслух и про себя - словами, заряжёнными нашими чувствами: открытие мира младенцем - словами, признание в любви - словами, научные открытия - словами, объединение масс и руководство ими - словами, начало и окончание войны - словами, совершение революции - словами, гипноз, внушение человеку, манипулирование им, порабощение и возвышение его - словами. Мыслим, переживаем, радуемся, огорчаемся, молимся, творим, общаемся, живём в обществе, работаем и созидаем мы тоже словами. Слово рождает, даёт жизнь новому, принципиально меняющему наше сознание: вспомним Евангелие от Иоанна, которое начинается: "ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО, И СЛОВО БЫЛО У БОГА, И СЛОВО БЫЛО БОГ." Значит, слово "БОГ" - прародитель всего (вдумайтесь в это!).
Слово может убивать морально и даже физически, к примеру, бессердечное и равнодушное лишает человека надежды и воли жить, презрительное - разрушает и убивает человека вначале морально, а потом и физически, проклинающее - вводит в биосферу программу разрушения человека. Убивать может не сразу, но неизбежно, как от неизвестной и неизлечимой болезни: человек чахнет, а никто не может понять - от чего? Убивать может и практически сразу, к примеру, после выговора начальника, откровенного признания об измене, предательстве, раскрытия страшной правды. Гневное, полное ненависти слово может даже убивать в одно мгновение, как от разряда молнии или облучения смертельной дозой радиации (вообще, мат - это то же самое радиоактивное облучение, то есть, эффект тот же: при произнесении мата человек разрушает (облучает) самого себя, приводя, в конце концов, свой организм к необратимым разрушительным последствиям - к раку, импотенции, бездетности, разрушению ДНК, мутациям: как радиация накапливается в организме, разрушая его, так и мат накапливается в организме, рассыпая его и выжигая его изнутри, то есть, произнесённый мат никуда не исчезает, не распыляется в пространстве - он остаётся с самим человеком, накапливаясь в нём, облучая его, выжигая его, разрушая его и, в конце концов, убивая его).
При смысловом сочетании слов энергии каждого слова сливаются, вступая в резонанс, и мощь строчки, фразы, предложения, абзаца... возрастает в геометрической прогрессии, и может возрастать до бесконечности (потому классика всегда будоражит, всегда актуальна, а все великие деятели истории были великими ораторами и всегда их произнесённые когда-то давным давно фразы, выражения, речи захватывают нас, накрывают нас, поглощают нас своей мощью, будоража наши умы, направляя нас, просветляя нас, руководя нами и ведя нас за собой, потому-то они и называются "крылатыми"; тут хотя бы можно вспомнить книгу Ильи Сергеевича Глазунова "Распятая Россия", в которой он приводит воспоминания отца великого русского писателя Владимира Владимировича Набокова - Владимира Дмитриевича Набокова, который писал в своих воспоминаниях, что вожди русских революций начала XX века всегда были охрипшими от бесконечных пламенных речей). Особенно чувствительны, действенны и опасны поэтические (зарифмованные) строчки - с ними исключительно надо быть бережными и осторожными: в них помимо мощной энергии заключена ещё и какая-то магическая сила (в момент написания стихотворения поэт соединяется с другими мирами, ему словно открываются двери в скрытые для всех остальных параллельные или потусторонние, или космические пространства, которые ведут его, показывают ему будущее и прошлое, подсказывают слова, диктуют строчки и наделяют его стихи сверхестественной силой). К примеру, никак нельзя говорить или писать о своей смерти (даже думать о ней нельзя, ведь думаем мы тоже словами!), но особенно нельзя говорить или писать о ней в стихах - именно так она и случится (вспомним великого русского поэта Сергея Александровича Есенина и его стихотворение "И вновь вернусь я в отчий дом...", написанное им за девять лет до своего трагического конца в гостинице Англетер, там есть такие строки: "...В зелёный вечер под окном На рукаве своём повешусь...". И, наконец, вспомним его последнее стихотворение, написанное той последней его ночью: "До свиданья, друг мой, до свиданья! Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди..." - И последние две строчки: "...В этом мире умирать не ново, Да и жить, конечно, не новей..." - Он уже всё знал - ему открылась страшная правда за несколько минут перед смертью и он успел попрощаться со своим Читателем - единственным верным ему, кто у него был на тот момент). А проклятия в стихах - страшнее этого ничего не может быть на Свете.
"Рукописи не горят" - сказал классик. Я соглашусь, ведь все "главные" рукописи внутри автора - в его сути. И с каждым мгновением они становятся всё проникновеннее, всё ближе и ближе к Истине, которая всегда, всё-таки, остаётся непостижимой. Только гениям, наверное, удаётся максимально близко к ней приблизиться и узнать (открыть) максимально возможное (допустимое или разрешённое) для человека количество слов (опять-таки, слов!), описывающих Истину. Но и гении до конца Истину познать не в состоянии. Но тех открытых ими слов, описывающих Истину, вполне им достаточно, чтобы принципиально изменить наш Мир. Может быть, гении - это те люди, которые могут гораздо быстрее чем другие приближаться к Истине и, соответственно, гораздо быстрее и больше находить на своём пути слова, описывающих Истину. Но и всех найденных ими слов, описывающих Истину, гении всё-равно не раскрывают всем остальным до конца. Не мало, наверное, слов они оставляют в себе и уносят, умирая, навсегда с собой. Почему? Почему они не хотят открыть нам все найденные ими слова, описывающих Истину? - не знаю. Может, они просто не могут этого сделать, может, это просто не в человеческих силах. Отсюда я заключаю, что люди не должны познать Истину, постоянно к ней приближаясь. И приближаются к ней именно творцы - художники, поэты, писатели, композиторы, зодчие, учёные... - все те, кто творит. И самые близкие к Истине из творцов - гении с открытыми ими словами, описывающими Истину. Но и они Истину не познают до конца - не найдут или не откроют все нужные слова - не приблизятся к ней окончательно: человеку, пусть даже самого гениальному творцу, это не дано, иначе исчезла бы суть самого творчества - ПРИБЛИЖЕНИЕ К ИСТИНЕ - ОТКРЫТИЕ СЛОВ, ОПИСЫВАЮЩИХ ИСТИНУ - не стало бы самого творчества. Вот потому, наверное, людям и не дано познание Истины, ведь человек, в отличие от всех остальных живых существ на земле - это по сути своей ТВОРЕЦ. И живёт человек, пока он творит - творит себя, творит других личностей, творит свои плоды, творит свои мысли (может быть, потому и сказал великий мыслитель Рене Декарт: "Я мыслю, следовательно, существую". Да, именно этой фразой он выразил свою генеральную философскую основу: сознание первично, материя вторична. То есть: есть мысль - есть материя или применительно к нашему случаю: есть творение - есть жизнь), творит, наконец, свой путь от рождения до смерти, на котором он находит слова, которые он воплощает опять-таки в свои творения.
А бумажные рукописи или книги - это примерные отображения "главных" рукописей автора в данный момент. Соответственно, повтори автор ту же самую рукопись через определённое время - она будет о том же самом, но по сравнению с первым вариантом она будет глубже - ближе к Истине, потому что процесс ПРИБЛИЖЕНИЯ К ИСТИНЕ или ОТКРЫТИЕ СЛОВ, ОПИСЫВАЮЩИХ ИСТИНУ у автора идёт непрерывно, даже во сне. Хочет он того или не хочет, но он постоянно счастливо и мучительно приближается к Ней. И нет для автора большего счастья и большей муки, чем это ПРИБЛИЖЕНИЕ - процесс ТВОРЕНИЯ. Творцы всегда творят. У них нет перерывов на обед и даже на сон: слова, описывающие Истину, постоянно и непрестанно "просятся", чтобы их нашли, открыли, "подобрали", записали и воплотили их в человеческих творениях, они 'зовут' своего творца, они 'стонут', они 'умоляют' его найти их и воплотить их в творениях. Потому для творцов - это и мучительно, это и прекрасно! Но жить иначе они не могут. Для них творить - это дышать! Потому ТВОРЦЫ ЖИВУТ В СВОЁМ ПРИБЛИЖЕНИИ - В СВОЁМ ИЗМЕРЕНИИ - В СВОИХ СЛОВАХ, ОПИСЫВАЮЩИХ ИСТИНУ - В СВОЁМ ТВОРЕНИИ. И потому все произведения творцов не похожи друг на друга, неповторимы, уникальны, чем и восхитительны, чем и бесценны! Это их, и только их - Горация, Канта, Пушкина, Достоевского, Шекспира, Рафаэля, Вермеера, Врубеля, Баха, Бетховена, Чайковского, Растрелли... - их, и только их слова, описывающие Истину! Это они, и только они - Аристотель, Джордано Бруно, Леонардо да Винчи, Рубенс, Карл Брюллов, Моцарт, Байрон, Толстой, Наполеон, Суворов... - эти слова нашли! И в их рукописях или книгах - творениях - слов, описывающих Истину, несоизмеримо больше, чем у обычных талантливых или всех остальных авторов. Потому-то авторов - миллионы, а гениев (классиков) за всю историю человеческой цивилизации можно пересчитать поимённо. И творения гениев бесценны - бесценны прежде всего своими словами, описывающими Истину...
Вот несколько моих слов о силе слова. И эти мои слова - не выдумка моя: они нашлись, они открылись мне сами на жизненном пути. А, вообще, все слова лежат на поверхности нашего пути. Но слова, описывающие Истину, далеко не все могут увидеть, распознать, открыть и уж тем более далеко не все могут понять (почувствовать) всю их ценность. Потому, всё что я написал в этой статье - это не значит, что это те самые слова, описывающие Истину, но они мне нашлись и я их открыл. Те ли это слова? - я не знаю: время - или короткое, или долгое - покажет. Но гении эти слова видят, открывают, "поднимают" и воплощают их в своих творениях...