У всего своя истинная цена. Она определяется количеством затраченного труда и глубиной пережитого страдания: чем легче что-то даётся нам, тем менее оно для нас ценно и наоборот. Потому, к примеру, тот, кто испытал хотя бы однажды настоящий голод, никогда уже не выкинет на помойку продукты и всегда будет смотреть на тех, кто это делает, как на варваров. И так во всём: лёгкое творение обречено на забвение, "свалившиеся" вдруг блага обречены на внезапную потерю, семейная жизнь без испытаний обречена на крах, а лёгкий мир - на разрушение. Тот, кто не пережил ужас войны, то есть, не познавший истинную цену миру, первый же войну и развяжет: цена мира у "не познавших" всегда была, есть и будет не истинной, а прежде всего выгодной для них, будет относительной их степени неосведомлённости и их степени безнравственности. И это относится не только к зарубежным "не познавшим" всяким деятелям, но и к своим доморощенным, которые не мыслят проведение преобразований в стране без применения кардинальных мер - революции и гражданской войны. Кто они, эти доморощенные деятели, так жаждущие рушить и проливать кровь? Да обыкновенные шаромыги, неудачники, провокаторы. Выдающийся русский журналист и издатель Алексей Сергеевич Суворин в 1907 году сказал про них так: "Французская революция выросла после Корнеля (Пьер, французский поэт и драматург, - прим. автора) и Расина (Жан, французский драматург, - прим. автора), после образованнейших энциклопедистов... А у нас что? Убийцы, экспроприаторы и бомбоносцы - вот имена революционеров. Имя их легион, но это не легион великих людей, а имя воров, грабителей и убийц, бездарных профессоров, несчастных литераторов, студентов, не кончивших курсов..."
Потерять мир легко, разрушить и убить также легко, а вот восстановить мир, прекратить разрушать и убивать, и начать строить, создавать, творить и растить - несоизмеримо трудней, поскольку, истинная цена миру эквивалентна цене самой жизни - так высока для человека его значимость!
В магазинах товар на прилавке имеет относительную цену, которая, во-первых, относительна его истинной цены и, во-вторых, относительна степени бессовестности его производителя и степени бессовестности продавца. Приведу реальный пример из собственной жизни.
Итак, автор приносит рукопись издателю. Издатель, посмотрев её, говорит автору, что себестоимость его книги будет, условно говоря, 100 рублей. Сегодня бесплатно издаются только классики и хорошо раскрученные авторы, а все остальные авторы в той или иной степени вынуждены вкладываться в издание своих книг. Предположим, наш автор и издатель вложились по пятьдесят рублей и книгу издали. Естественно, с продажи книги автор и издатель хотят вернуть свои деньги и плюс ещё заработать, чтобы продолжать свою жизнь и свою деятельность. К примеру, они решили заработать столько же. Таким образом, книга поступает в книжный магазин с ценой 200 рублей (это условно говоря, потому как есть ещё всякие транспортные расходы, расходы на рекламу и пр., но пусть в нашем случае этих дополнительных расходов нет). Вопрос: какова истинная цена книги? Думаю, что на данный момент никак не больше той цены, с которой она поступила в магазин, то есть, 200 рублей, и никак не меньше её себестоимости. Далее...
Книжному магазину нужно с продажи этой книги вернуть свои расходы (аренда помещения, свет, отопление, зарплата сотрудникам и пр.). Конечно, он тоже хочет заработать (хозяин) и кроме того, ему нужно с каждой проданной книги заплатить налог на добавленную стоимость. И вот этот самый налог книжный магазин закладывает в свою магазинную цену. Кстати, только у нас в России покупатель платит за всё (и это не только касается книг): и за товар, и за налог, который обязан платить продавец, но платим мы - покупатели. Ну, это к слову. Какова сейчас истинная цена книги? Вопрос стал ещё сложней. Конечно, она стала выше. И в разных магазинах она увеличится, естественно, по разному, так как разная арендная плата, количество покупателей и пр. К примеру, есть у нас в стране (а может, уже и не только у нас в стране) такая сеть магазинов по продаже книг с названием "Буквоед". Так вот, этот Буквоед кладёт себе в карман с продажи каждой книги 150% (это было шесть лет назад, когда я издавал свою книгу и пытался её потом продать, возможно сейчас эта цифра другая). Поясняю: если книга от издателя поступила в этот магазин с ценой 200 рублей, как в нашем случае, то стоить она будет на его прилавках 500 рублей, то есть, 100 рублей - автору, 100 рублей - издателю и 300 рублей (150% от 2-х сотен рублей) должны лечь в карман этому самому Буквоеду. Арифметика простая. Вопрос: 500 рублей, то есть, та цена, за которую покупатель будет покупать эту книгу - истинная цена?
Перед тем, как ответить на этот вопрос, надо представить две ситуации. Первая: книга оказалась бездарной, автор просто решил легко заработать и по-быстренькому состряпал её. И вторая ситуация, противоположная первой: автор оказался гениальным и явил свету бестселлер, который сблизил людей, тем самым упрочил мир, сделал мир светлей, добрей, разумней, а значит, упрочил человека, сделал его сильней и жизнеспособней. К примеру, книга о Великой Отечественной войне 1041-1945 гг. или книга об ужасах блокады Ленинграда.
Так вот, истинная цена книги зависит главным образом от её значимости, от её степени полезности для человека: чем полезней она, тем она и дороже, тем её истинная цена и выше. Себестоимость и всякие другие затраты духовные, моральные, материальные по её созданию, изданию, продвижению, продаже и удовлетворению финансовых амбиций участников описанного процесса - это тоже составляющие истинной цены книги, но это всё не главное. Главное - это степень значимости книги для человека. И так для любого товара.
Самая высокая истинная цена - это цена, соизмеримая с ценой жизни. Самая низкая истинная цена - это цена, равная цене той пользы, которую она сможет принести (к примеру, некоторые не пользуются туалетной бумагой и они точно знают истинную цену таких книжек).
Великие человеческие ценности, такие как мир, священная память, наша история, наше будущее, вера, дети, здоровье имеют самую высокую истинную цену, которая соизмерима с ценой жизни. То есть, потеря этих ценностей, неминуемо ведёт к потере самой жизни, потому сохранение их для человека жизненно необходимо, а защита их возвращение или восстановление требует великого труда и великих страданий, соизмеримых с их великой значимостью.
В нашем случае, если книга, действительно, о разумном, добром, вечном, то истинная цена её, конечно, гораздо выше 500 рублей, она соизмерима с ценой жизни. А сколько стоит наша жизнь? А сколько стоит жизнь наших детей? И вот тут, когда становится ясным, что книга именно такая, начинается самое гнусное в нашей современной действительности: создатели и продавцы её пытаются нажиться на ней, то есть, нажиться на том, что нас объединяет, что делает мир прочней, светлей, добрей, разумней, что делает человека жизнеспособней. По сути, они пытаются нажиться на наших жизнях, на жизнях наших (и своих, кстати) детей. Посмотрите цены в магазинах о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., о блокаде Ленинграда. Что это? Вот именно то самое, о чём я сказал. Мы, которые пережили самую страшную войну, продаём нашим детям сегодня книги об этой войне, об этой великой трагедии всего человечества по неподъёмным для них ценам. Что это? Это преступление перед детьми, перед нашим будущим, потому что это приведёт к тому, что через пару поколений мы забудем о войне и войдём в преступную когорту тех самых "не познавших", о которых я говорил в самом начале или в легион тех самых убийц и бомбоносцев, о которых говорил Алексей Суворин.
Мы очень много говорим о том, чтобы сохранить память о той войне, но очень мало делаем для этого, поскольку, не делаем главного: не обеспечиваем полноценно достоверной информацией подрастающее поколение об этой войне. Откуда наши дети могут почерпнуть достоверную информацию об ужасах той войны? Только из книг и не из чего более! Но мы этого не делаем. Как это назвать кроме преступления? Этому есть ещё имя - лицемерие: мы все лицемеры, одни - наживаются, другие - спокойно смотрят на это!
Этот процесс наживы на всём и вся, даже на святом, который сегодня творится у нас кругом с достаточно высокой точностью показывает степень бессовестности участников любого процесса по созданию товара - автора, издателя или производителя, продавца: чем больше они захотят нажиться на бестселлере или на любом другом действительном шедевре, тем выше у них степень бессовестности, потому как нельзя наживаться на том, что является для человека жизненно необходимым.
А в нашем случае продавец в лице Буквоеда берёт не 50%, не даже 100%, а целых - 150%! Причём, совершенно не представляя истинную цену книги. Кстати, в главном книжном магазине "культурной" столицы "Доме книги" на Невском проспекте (рядом с одним из магазинов книжной империи "Буквоед"), эта цифра составляла тогда 120%, а в "Книжной лавке писателей" (здесь же на Невском проспекте) была 90%. В областных книжных магазинах эта цифра колебалась от 30% до 50% (конечно, там арендная плата ниже, но и покупателей в разы меньше). Думаю, не возникает вопроса, у кого степень бессовестности самая высокая (и кто больше преступник, кстати).
А мы - покупатели - ещё удивляемся, почему такие дорогие книжки! Почему бульварное, вредное чтиво (а современная литература - это "чтиво", часто бездарное и потому вредное) у нас стоит так дорого? Ответ очевиден: просто у кого-то потеряна совесть - либо у автора, либо у издателя, либо у продавца, либо у всех вместе. Это наглухо закупоренные в своих лицемерных шкурах люди - падшие, слабые, поддавшиеся коварному соблазну золотого тельца и безнадёжно потерявших истинную любовь, а стало быть, и всякие связи с духовным миром.
Был такой знаменитый издатель в дореволюционной России Иван Сытин. Так вот, когда он задумал издавать полное собрание сочинений Н.В.Гоголя, его помощники подсчитали: при цене 50 копеек никакой выгоды не будет. На что Сытин сказал: "Пусть так, но зато как красиво: весь Гоголь за 50 копеек! Издаём за полтинник!"
Где вы сейчас, Сытины? Такой вопрос сейчас не только не уместен, но и даже смешон: вот до какой степени издатели и продавцы (главным образом последние) стали бессовестными! Конечно, можно очень долго оправдываться, что книжный бизнес очень сложно сделать рентабельным, особенно в наше "цифровое" время. Но Буквоед и Дом книги на Невском не бедствуют, это я знаю точно...
Сегодня вообще совесть не в почёте. Даже священнослужители уже стали бизнесменами. К примеру, я знаю одного священнослужителя, который имеет своё издательство (не в России, но это не важно). То есть, в перерывах между службами Господу Богу, он спокойно зарабатывает деньги. Вот так. И он вполне сытно, а самое главное, спокойно живёт себе, исповедует прихожан, причащает их, читает проповеди...
Да что далеко ходить: в Санкт-Петербурге очень распространено такое явление, когда преподаватели духовной академии служат в церквях, причём один и тот же служит в нескольких. Я несколько раз был свидетелем, как они это делают, к примеру, во Владимирском соборе... Лучше бы не видеть этого и не слышать: как торопливо, как равнодушно, как формально... О какой там Вере может идти речь, если этот "академист" опаздывает на воскресную Литургию более чем на полчаса и второпях, нервозно, скопом, как стадо, извиняюсь, баранов начинает якобы "исповедовать" прихожан, суетно и лишь на мгновение набрасывая на их головы епитрахилью, не читая разрешительной молитвы (что, может быть, и не страшно, поскольку, эта маленькая молитва пришла к нам из католичества только в XVII веке), но даже не осеняя исповедующихся крёстным знамением! А почему? А потому что у него нет времени! Кстати, именно мне этот самый "академист" вместо разрешительной молитвы и крёстного знамения над моей головой доверительно сказал, приобняв за плечи: "Бог тебя простит!" Вот так! Я удостоился такой "чести"! То есть, ему лично Господь Бог об этом сообщил и лично обо мне! Вот так... И вот это происходит в центре великого города, на воскресной Литургии в великом Владимирском соборе с недавно позолочёнными куполами и колокольней! Как такое возможно?
О какой Вере может идти речь, если эти "академисты" так спешат во время принятия священных хлебов и вина, что даже не дают причащающемуся целовать священную чашу! Разве такое вообще возможно? Уму непостижимо... А почему они так спешат, спросите вы? А потому что надо везде успеть, чтобы больше заработать.
А как читаются молитвы? Я как-то попал на вечернее богослужение в прекрасный, недавно богато отремонтированный Спас-Преображенский собор. И, послушав щекастого парнишку-чтеца, мне стало просто неприятно. Это было не чтение молитв, а какое-то больное овечье блеяние или какой-то молодёжный сленг: читал он не проговаривая внятно слова, без всякого выражения, глотая буквы и даже целые слоги, без всяких интервалов, то есть, всё слитно. Это было не просто неприятно, а даже оскорбительно для всех, кто стоял в тот момент на службе - старушек, девушек, стариков, отцов и матерей...
Неужели уже сбываются пророчества преподобных Серафима Вырицкого и Лаврентия Черниговского, которые говорили, что настанут времена, когда будут купола золотить на церквях, но святости в них не будет. Процитирую Лаврентия Черниговского: "Церкви будут, но христианину православному в них нельзя будет ходить, так как там не будет приноситься Бескровная Жертва Иисуса Христа, а там будет всё сатанинское сборище... Придёт время, когда недействующие (закрытые) храмы будут восстанавливать, оборудовать не только снаружи, но и внутри. Купола будут золотить, как храмов, так и колоколен. А когда закончат, наступит то время, когда воцарится антихрист. Молитесь... страшное ожидает нас время. И видите, как всё коварно готовится? Все храмы будут в величайшем благолепии, как никогда, а ходить в те храмы нельзя будет..."
Более того, уже на самом имени Бога открыто стали зарабатывать. Да, церковь давно уже зарабатывает на этом священном имени, но она это пытается завуалировать под "жертву", хотя делает это совсем уж грубо и бездарно (да и определение "церковь" здесь вряд ли уместно, поскольку, этим занимаемся не мы - прихожане, а церковные иерархи: церковь давно у них стала источником обогащения - это их бизнес. Ведь что такое церковь - это Собор верующих (Символ веры), а где сейчас этот Собор? Что от него осталось? Иерархи церкви отделены от прихожан, они сами себя отделили, чтобы мы им не мешали...).
А вот есть люди, которые в открытую уже строят свой бизнес на имени Бога. К примеру, есть фирма в Санкт-Петербурге, которая уже не один год зарабатывает деньги, навязчиво предлагая гостям и жителям города подать записки якобы в Афонский монастырь, то есть, среди православного Петербурга они назойливо предлагают подать записки туда за тысячи километров, словно там какая-то другая особенная святость, естественно, за определённую плату. В самом начале пути этой фирмы я разговаривал с её основателем и он никак не мог понять: что в этом плохого? "Ну что плохого, - вопрошал он меня, - если мы будем собирать записки о здравии и об упокоении и отправлять их на Афон, пусть даже без благословения РПЦ, но ведь это не важно! Главное, мы будем помогать людям... ну и зарабатывать, конечно, а как же! Мы ведь не можем бесплатно этим заниматься, мы же тоже кушать хотим. Ну, а что в этом плохого, я не понимаю?" - действительно искренне не понимал он и начинал мне подробно описывать схему попадания этих записок на святую гору - как-то там через интернет, якобы они каждую записку переводят в цифровой формат, потом отправляют по интернету, потом через своего агента-связника уже на той земле эти записки попадают по назначению...
Что можно сказать? Этот человек ("основатель") даже не понимает сути Веры: он не понимает, что Вера - это то единственное, что не для наживы, что нельзя трогать, это то единственное, что должно остаться не тронутым, чистым, святым, если ещё хоть что-то святое у нас осталось.
А вот представьте теперь, что эти самые записки на Афон не поступают, а просто собираются в кучу, а потом выбрасываются в мусорную корзину. Как вам это? И кто мы тогда после этого? А такое возможно...
Воистину, смешно и горько смотреть на тех, кто живёт ради заработка: они думают, что деньги решать все их проблемы, когда как деньги только усугубят в конечном итоге проблемы и принесут новые, они думают, что с деньгами жизнь станет ярче и интересней, когда как жизнь станет в конце концов только мрачней, ибо зажигая внешние атрибуты жизни, мы тушим свой внутренний божественный свет, они думают, что с деньгами жизнь станет безопасней и дольше, когда как это совершенно не так, ибо живя ради земного, мы отрываем себя от Высшего, а значит, лишаем себя Его помощи и заботы.
Вспомнились слова поэтессы Зинаиды Гиппиус, которая сто лет назад, глядя на вакханалию безбожия у революционных соотечественников сказала:
И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой
Народ, не уважающий святынь...
А я дополню: и даже не в хлев, а в небытие.
Скажу одно: Бог нам всем судья.
Истинные цены хлеба, чистой воды, чистого воздуха, наконец, здоровья не измеримы в денежном выражении. Каждая эта цена равна цене самой жизни. Тогда возникает вопрос: почему мы так низко ценим хлеб, выбрасывая его на помойку, чистую воду и чистый воздух, систематически загрязняя их отходами производства, наконец, почему мы так низко ценим своё собственное здоровье, сознательно ведя губительный для здоровья образ жизни? Ведь на самом деле это так, согласитесь: прекрасно зная, что это вредно для здоровья, что это действительно губительно для него, к примеру, курение или пьянство, мы всё равно курим и пьём! Почему? А потому что пока здоровье есть и мы не знаем его истинной цены. Вот когда потеряем его и начнём тратить колоссальные средства, труд и мучение на его восстановление, вот тогда узнаем его истинную цену. То есть, снова беда в том, что мы не знаем истинной цены. Но ведь мы же разумные люди, у нас же есть разум, мы же понимаем, что это вредно! Почему мы всё-таки запросто сознательно собственноручно уничтожаем его? На это мы отвечаем всегда примерно так: "Один раз живём, надо радоваться, пока..." Или так: "Сколько суждено, столько и проживём - не прибавим, не убавим!" Но это мы так говорим, пока ещё есть здоровье. Вот когда его не станет, мы запоём другую песню, ведь надо будет ещё жить, ведь умирать-то будет не хотеться, а жить полноценно, в удовольствии, в радости мы уже не сможем. А надо будет жить...
Мы же знаем, что Вера нам жизненно необходима, что это наш хребет, как писал я раньше в "Уроках". Напомню: Вера - это основа, на которой строится наше мировоззрение, наши убеждения, ценности, устремления, наш внутренний мир. По сути, Вера - это наш хребет, на котором держится, живёт и от которого подпитывается, крепнет, растёт наша духовность (если эта Вера светлая), к которому прирастают наши кровь и плоть. Вера - это то, чем мы живём, к чему устремлены наши чаяния, наша жизненная дорога. Вера - это главное и единственно необходимое, что должен иметь человек на своём жизненном пути. Трагичен путь человека, потерявшего Веру: он сродни самоубийце. По сути, это уже не человек, а труп...
Так вот, мы же знаем, что Вера нам жизненно необходима, что это святое, что это великая человеческая ценность. Почему мы так запросто её теряем? Почему вообще нам - людям - надо обязательно вначале потерять, чтобы узнать истинную цену потерянного? Ответ здесь вижу один: это всё происходит у нас и с нами от нашей ущербности, от ущербности самой человеческой природы. То есть, человек, так называемый homo sapiens, есть единственное ущербное живое существо во всём живом мире планеты Земля: никакое более животное во зло себе ничего делать ни при каких обстоятельствах не будет.
Действительно, как ещё назвать живое существо, которое ради получения удовольствий сознательно жертвует тем, что является для него жизненно необходимым? Как? Как назвать живое существо, которое ради удовольствий (да было бы удовольствие ещё, ведь не секрет, что, к примеру, большинство заядлых курильщиков курят по-привычке или по причине своей зависимости, то есть, своей рабской покорности этой маленькой вонючей штучке), которое ради сомнительных, я подчёркиваю, удовольствий, сознательно жертвует тем, что жизненно необходимо его же потомству? Как? Как назвать живое существо, которое ради денег теряет Веру - свой хребет, за счёт которого оно и живёт, и существует, и вообще, за счёт которого только и спасается и спасётся? Как?
Ответ очевиден: это может делать с собой, со своими детьми, внуками, со своим домом (а Земля - это наш дом) и вообще со своим будущим только неполноценное ущербное живое существо, имеющее изначальный изъян в своём естестве, в своей сути, в своей природе. И вот именно этот изъян является изначально заложенной в нас программой нашего уничтожения: человек сам себя методично сознательно уничтожает и рано или поздно обязательно доведёт начатое дело до логического конца, то есть, уничтожит себя. ОБЯЗАТЕЛЬНО: в нас изначально заложена программа самоуничтожения.
Но... человек всё-таки не такое простое существо, чтобы вот так запросто его назвать ущербным. Нет, наверное, всё гораздо сложней. А не специально ли нас создал с таким противоречием Творец, дав нам великую свободу выбора? Ведь всё в нашей воле: мы можем принять или не принять, пойти за тем или за другим... Ведь есть примеры, когда человек отказывался от гнусного и приобщался к прекрасному, возвышался над этим падшим миром, над своими недостатками, становился сильней их. Значит, человек может! Значит, в нём есть эта всепобеждающая сила - сила истинной любви!
Итак, с одной стороны, нам дан разум, даны понимание, силы, чувства, радость, любовь, жизнь... но с другой стороны мы себя методично, сознательно убиваем. Вот это противоречие нашей натуры - это и есть наша воля выбора, данная нам и только нам Творцом. А зачем он эту волю выбора нам дал? А чтобы посмотреть: кто действительно достоин вернуться в истинный свой дом, то есть, в Рай, кто действительно может и смог сохранить в себе истинную любовь, данную всем нам с рождением, а кто не достоин... и кто не смог...
Получается, что и истинная цена жизни человеческой тоже разная: у того, кто может и смог сохранить в себе истинную любовь, у того она выше, чем у тех, кто не смог сохранить в себе эту любовь, поддавшись искушению падшего мира, поддавшись своей ущербности.