"...я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора меня раздражают, как человека с предрассудками - я оскорблён, но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал"
(Из письма Александра Сергеевича Пушкина Петру Яковлевичу Чаадаеву)
Мне сорок шесть. И я думаю, что уже чего-то понял в этой жизни. К примеру: бизнес и политика - самые грязные и самые жестокие занятия в мире людей, и не люди делают их такими, а они делают такими людей; и человеку приходится заниматься ими, и приходится заниматься по двум причинам - либо по глупости, либо по неволе. Или ещё: чтобы быть успешным, надо заниматься любимым делом, потому что именно только в любимом деле мы можем стать профессионалами, а только профессионалы добиваются успеха.
Но, конечно, я ещё очень-очень многое не понял или не до конца понял, что хотел бы понять. К примеру: что считать самым главным успехом в политике - победу на выборах или своевременный уход в отставку? или что является самым главным успехом в бизнесе - вхождение в клуб олигархов или возможность спасти жизнь ребёнка оплатой его дорогостоящей операции? Или ещё: быть успешным, это всё-равно что быть счастливым? или быть счастливым, это значит быть успешным? и если это не одно и то же, тогда что первично - успех или счастье? и могут ли безуспешные люди стать счастливыми? или несчастные стать успешными? И что вообще такое успех? а что такое счастье?..
В общем, вопросов больше чем ответов. И так будет всегда. И это нормально. И даже те вопросы, на которые были найдены ответы, могут снова стать вопросами. И это тоже нормально: в этом мире вопросы всегда однозначны, ответы же всегда относительны.
Пишу только тогда, когда мне хочется писать, когда мне это доставляет удовольствие, когда есть что написать, а ещё, когда уверен, что это будет нужно и мне, и кому-то ещё, может даже всего лишь только одному человеку. Очень часто ни единого слова не в силах написать. И кажется, что больше никогда ничего не напишу. Никогда... Вообще, если признаться, я мучительно ищу даже не сюжеты, а идеи из современной жизни. К сожалению, достойного сейчас очень мало. Может быть, надо срочно ехать в глубинку. Там возможно ещё сохранились люди, не отравленные испражнениями золотого тельца. Там возможно ещё сохранились благородные души, неравнодушные, чуткие, чистые. Там возможно ещё сохранились настоящие человеческие поступки! А здесь на каждом шагу человеческая низость, раболепие перед властьимущими, подлость, помешательство на деньгах, обман, непорядочность и бездушие! Здесь я как среди волков, как в пучине грязных и мелких человеческих душ. И тогда как утопающий хватаюсь за любимую музыку Чайковского, Шуберта, Рахманинова, Шопена, Свиридова, Бетховена, Брамса, И.Дунаевского, Рыбникова, за картины великих русских пейзажистов - Левитана, Полёнова, Дубовского, Куинджи, Шишкина, Ф.Васильева, Горбатова... (преклоняюсь прежде всего перед русскими кудесниками пейзажа XIX века и безмерно люблю прежде всего русский пейзаж), за картины Врубеля, Серова, Нестерова, Васнецова, Кустодиева, Сурикова, Перова, Маковского, Крамского, Репина, Вермеера и всех "малых" голландцев, Брейгеля Старшего, Давида Каспара, Рембрандта, Рубенса, за картины великих испанцев и прежде всего Веласкиса, Рибера... Часами брожу по улицам, набережным, садам, кладбищам, монастырям и в снег, и в дождь, и в зной. Часами просиживаю в библиотеках, церквях, музеях. Изо всех сил ищу прекрасные живые черты, ищу искренних чистых людей, смелых, благородных, для которых честь и совесть не пустые слова. Они, конечно, есть, только их мало. Вспоминаю людей, которых подарила мне жизнь, с которыми я имел счастье быть знакомым - моих друзей и подруг. Вглядываюсь в лица прохожих, в их морщины, глаза, всматриваюсь в памятники архитектуры, гранитные набережные, мосты, шпили, кресты, в небо, деревья, реку, звёзды... Пытаюсь что-то разглядеть и услышать, что-то новое, необходимое, искреннее, живое. Пытаюсь что-то разгадать, открыть или хотя бы приоткрыть пусть маленькое, неброское, робкое, но истинное, настоящее, волнующее, одухотворяющее... И если я вдруг после этого всего, после этих неприкаянных одиноких скитаний напишу хотя бы одну строчку - день будет прожит не зря, ведь я что-то всё-таки нашёл, во мне что-то зародилось, что-то такое, о чём я уже могу написать, даже хотя бы одну строчку!
Сейчас очень сложное время. Оно никогда не было простым, но сейчас особенно. Сейчас не просто сложное - страшное время. Дело в том, что сейчас человек стремительно теряет человеческое, свои лучшие человеческие черты, теряет человечность. А причина - деньги. Деньги поработили человека и душат его, уничтожают его душу, его основу, хребет, то самое, что и делает его Человеком. Сегодня существует реальная опасность потери нами человеческого начала и превращения нас в каких-то чудовищных бездушных монстров, давящих и пожирающих всё и вся, что встаёт на их пути. Посмотрите, как много сейчас бездушия, как повсеместно оно! Всюду обман и лицемерие - на работе, в аптеках, больницах, на прилавках магазинов, на экранах телевизоров, в СМИ, речах всяких общественных и политических деятелей, искусстве, спорте... - всюду! Хочется бросить всё и уйти от всего этого куда-нибудь подальше. Но куда?
Спасает память: вспоминаю лучшие моменты в своей жизни и вновь их переживаю на страницах своих рукописей. А ещё спасает поэзия - эти великие крылья, которые поднимают меня над грязью и низостью жизни. Всё это помогает мне ещё держаться на плаву - жить. К слову сказать, когда застрелился Эрнест Хемингуэй, все не могли понять причины этого страшного поступка великого писателя, Нобелевского лауреата. Тем более накануне вечером он как обычно был весел, шутлив, как обычно спел перед сном с женой их любимую шутливую песенку. Пожелал жене спокойной ночи и как обычно нежно поцеловал её. А на рассвете взял ружьё и спокойно застрелился. Только когда выяснилось, что писатель за многие месяцы не написал ни единой строчки, причина самоубийства стала понятна. Вот так - уже не мог держаться...
14 июля 1968 года от очередного инфаркта умер великий русский писатель Константин Георгиевич Паустовский. В рабочем столе писателя была найдена завещательная записка, где были такие строки, которые можно назвать литературным завещанием: "Мы жили на этой земле. Не отдавайте её в руки опустошителей, пошляков и невежд. Мы - потомки Пушкина, и с нас за это спросится"
Я, конечно, оптимист, и не может быть иначе! Иначе бы и не жил уже давно. А жизнь не смотря ни на что - прекрасная штука! Это как прекрасная песня, которая так безжалостно всегда быстро заканчивается (только песню можно завести заново, а жизнь заново уже не заведёшь). И короткая она такая, наверное, оттого, что она такая прекрасная, ведь всё лучшее в этом мире как правило недолгое. Да, мы проживаем эту жизнь как миг и уходим часто в расцвете сил, почти всегда неожиданно и так часто нелепо. Надо всегда помнить об этом и потому всегда быть готовым к смерти. А быть готовым к смерти - это всегда быть ответственным за каждый свой поступок и большой, и маленький, ведь это наше наследие, это наша память, ведь по этим поступкам нас будут вспоминать. А память - это всё: это продолжение жизни и здесь, и там, куда мы уйдём, это то, чем мы будем питаться там, а здесь будут питаться наши потомки, это то, что будет навечно нас определять как людей, как явления, как космосы и здесь, и там. И от этого определения будет зависеть и наша жизнь там, и жизнь наших потомков здесь. Разве нам это не важно? Важно. Так почему же тогда современные деятели (писатели, музыканты, артисты, бизнесмены средней и малой руки, с которыми мне приходится общаться, администраторы, чиновники и пр.) творят так часто такие откровенные ничтожные в смысле морали и духовности дела, вернее, делишки? почему же они не задумываются, какое наследие - память - они оставляют после себя?
Я не принадлежу ни каким тусовкам и вообще терпеть не могу хоть какое-то проявление стадности и обезличивания в чём бы то ни было. Сколько себя помню, я всегда был независимым, свободным, всегда был сам по себе, абсолютно самодостаточным и никогда не нуждающимся в ком бы то ни было. Я одинокий, но свободный! Свободный художник. Одинокий боец, путник, странник, молчаливый созерцатель, углублённый в свои мысли, идущий только своей, раз выбранной дорогой. И только вперёд в мутную, непредсказуемую, оттого интересную даль. И не страшно, что под ногами гнилая топь, а впереди мутная непредсказуемая даль. И не страшно, что нет мне иной дороги. И не свернуть мне, не сойти с неё, не задержаться. И слава Богу!
Хотя это очень трудно, порой очень горько, кажется, невыносимо. Но это судьба. Это миссия. И именно в таком состоянии так глубоко и очевидно понимаешь, что всё в этом мире подчинено Проведению, Вселенскому Разуму - Богу...
Совершенно не слушаю современную российскую эстраду, которую считаю великим позором России. И не смотрю современные российские фильмы (лишь за очень редким исключением) по причине поголовной бездарности и продажности современных артистов. И практически не читаю современную российскую литературу. На мой взгляд сейчас очень мало создаётся действительно что-то стоящее, что-то разумное, доброе, вечное, что-то талантливое, будоражащее лучшие чувства, что-то такое, что можно было бы назвать событием в культурной жизни страны, такое, что можно было бы не кривя душой поставить в один ряд с фильмами великих советских режиссёров, с дисками классиков русской музыки и песен советской эстрады, наконец, с книгами Достоевского, Гоголя, Пушкина, Лермонтова, Булгакова, Шолохова, Паустовского, Пастернака, Заболоцкого, Высоцкого... Всё творится сейчас ради денег, а не ради искусства. И, прикрываясь блестящим фантиком, это анти-искусство продаётся нашему всеядному, нетребовательному, такому же, к великому сожалению, бездарному потребителю - зрителю, покупателю, ученику, обывателю... Здесь вспомнился мне один случай. Как-то меня попросили написать отзыв об одном рассказе современного молодого автора. Автор, оказывается, был уже очень популярным в молодёжной среде. И, напутствуя меня, редактор одного из частных издательств, брызгаясь слюнями, пел мне о нём дифирамбы и просил чтобы я к нему присмотрелся. И вот я стал читать... С первых же страниц я понял, что это не рассказ писателя для своего любимого и уважаемого читателя. Это оскорбление читателя. И была эта писанина совсем не писателя, а больного человека или просто идиота, или просто человека без чести и совести, способного исключительно ради денег наплевать на человеческие ценности и написать такую гадость, от которой я на самом деле плевался в туалете. Я не буду описывать того, что прочитал: мне это делать противно. Скажу лишь, что там усердно описывалось мужеложство в армии (не важно какой страны). Причём, очень так со смаком. И напоминало всё это бред больного человека. И не оставалось ни грамма сомнений, что автор знал об этом, действительно, не понаслышке. Да, то что автор знал это не понаслышке, делает ему честь, но зачем же писать об этом так, словно речь идёт о какой-то великой, самой главной человеческой ценности? В этом гадостном рассказике выходило, что это не отклонение от нормы, что это не болезнь психики, не мерзость и грязь, а наоборот, что это норма, что это наша свобода, великое завоевание демократии, что это наша ценность! Мир, как будто перевернулся с ног на голову, как будто обезумел! И вот такое безумие, вот такую вакханалию бездушия читает сейчас наша молодёжь. А потом мы много и шумно удивляемся, глядя на современные наши часто невероятные реалии...
Отсутствие цензуры губительно для отечественной культуры и духовности, а значит, губительно для устоев России. Я не говорю об идеологической цензуре, я говорю о цензуре, стоящей на страже нравственности, духовной чистоты, на страже патриотического отношения и воспитания к Родине, на страже истинного искусства, настоящего таланта. И всё это вместе - на страже устоев, на страже безопасности нашей любимой Родины. А сейчас в отсутствие цензуры всё решает "бабло", потому и так запросто подрывается сейчас наше будущее, будущее нашей страны вот этим самым анти-искусством: "ты целуй меня везде, я ведь взрослая уже". В общем, позор и беда России...
Фридрих Ницше говорил: "Каждый великий народ имеет великие песни..." Согласен. И тогда возникает для меня вопрос: а какие сейчас в настоящее время мы создаём великие песни? Ответ у меня однозначный: никакие - великих песен вот уже двадцать пять лет мы не создаём. Поэтому, как это для меня ни горько осознать, но в настоящее время мы не великий народ. Мы были им: мы были им в дореволюционное время, в советское время, но сейчас - нет. И будем ли... Кстати, у того же Ницше есть продолжение этого утверждения, в виде вот такого вопроса: "Но почему же русские имеют великие песни?". Здесь всё понятно: высокомерный немец не считает нас великой нацией. Да, не считает. Не считал... Но признавал, что у нас великое песенное творчество. Значит... А что было бы сейчас, если бы он жил? Так вот сейчас он бы не задавался таким вопросом: наша современная эстрада полностью бы подтверждала его убеждение, что мы не великий народ.
Современные западные идеологи от искусства нас назидательно призывают оторваться от патриотических ценностей и пуститься в свободное плавание по сомнительным просторам "современного искусства", аргументируя это тем, что в искусстве не должно быть никаких границ. Очень многие сейчас наши творцы так и поступают, особенно молодые, так радостно проглатывающие эти сладкие и такие доступные пилюли, отравленные испражнениями золотого тельца, и так резво прыгающие на такие соблазнительные лошадки вседозволенности. Но к великому сожалению, эти пилюли и лошадки не чужды и нашим старым мастерам (чего стоит фильм "Матильда", к примеру). В итоге наша отечественная современная культура превращается в проводника разрушительных идей наших заклятых вечных врагов, разрушительных не только для неё самой, но и для самого русского государства. Я убеждён, что отрываться от своих самобытных, духовных, патриотических ценностей в чём бы то ни было, но особенно в искусстве, нельзя, мы просто не имеем права это делать. Эти ценности должны лежать в основе любого нашего творения, потому как всё, что мы делаем, всё, что мы творим, должно не разрушать, а укреплять нашу Родину на том простом основании, что это наша родная земля, земля наших предков, наших дедов и отцов, наших матерей и сестёр, наших любимых жён и верных подруг, наших детей и внуков, наконец, наших воинов, положивших ради неё, а значит, ради всех нас свои жизни. Как же мы можем отрываться от этих ценностей? Оторваться от них - это значит предать наших предков, наших героических защитников - Дмитрия Донского, Александра Невского, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова... Зою Косьмедемьянскую... жителей деревни Хатынь... миллион заморенных голодом жителей блокадного Ленинграда... миллионы и миллионы русских солдат и граждан нашей страны, павших на полях сражений с врагом, известных и неизвестных, наших дедушек и бабушек, наших родных стариков, наконец, наших родителей. Это значит предать Родину (а фильм "Матильда" укрепляет нашу Родину? объединяет наших граждан? усиливает патриотические чувства у молодых? усиливает любовь и уважение к последнему русскому царю - святому мученику Русской православной церкви? И вообще, этот фильм усиливает любовь к Родине и уважение к её истории? Я очень хотел бы, чтобы каждый честно ответил на эти вопросы, включая и создателей фильма. Я же считаю, что этот фильм разобщает наше общество - это очевидный факт: православные люди не могут смириться с тем, что этот фильм порочит святого русского царя. А значит, этот фильм не укрепляет нашу Родину. А значит, его создатели - предатели).
Прошу всех, кто читает сейчас эти строчки, постараться понять, что ничего в этом мире утаить невозможно и всё тайное рано или поздно становится явным - так устроен этот мир. И любой недостойный шаг, даже самый маленький: любая халтура, даже самая маленькая, любая пошлая строчка, даже самая маленькая, написанная для всенародного прочтения, любая глупость, любой грамм нашего бездушия - ОБЯЗАТЕЛЬНО ВСКРОЮТСЯ и НАВЕЧНО ОСТАНУТСЯ В ПАМЯТИ О НАС. И если мы творили пошлость, то и вспоминать о нас будут всегда как о пошляках, развращавших нашу молодёжь. Если мы творили разрушение, то и вспоминать о нас будут всегда как о разрушителях и опустошителях земли русской. Если мы творили глупость, то и вспоминать о нас будут всегда как о глупцах и невежах. Если мы халтурили на работе, на съёмочной площадке, на страницах рукописей, на сцене и пр., то и вспоминать о нас всегда будут как о лентяях и халтурщиках, как о пустых и бездарных людях. Если мы обманывали людей, использовали их в своих интересах, наживались на их беде, были бесчувственными, равнодушными людьми, то и вспоминать о нас всегда будут ни как о людях, а как о бездушных тварях. И вот этой памятью (то есть, этим дерьмом) мы будем ТАМ питаться. И вот это определит нас как личностей, как явления в искусстве (или вообще в жизни) и в глазах наших современников, и в глазах будущих поколений. И вот эта самая память о нас, это самое клеймо на нас навсегда сформирует соответствующую жизнь наших потомков здесь. А нашим детям, внукам, правнукам это надо? И как они будут после этого к нам относиться? Как, к примеру, внук будет относиться к деду, которого верные сыны Отечества презирают за продажность своего таланта или своих убеждений, или за пошлость, которую он творил в угоду заработка, или за обман своих работников, за то, что он наживался на слабости и беззащитности простого человека, на его сложных жизненных обстоятельствах, на его горе? Он будет благодарить его за это? Он будет гордиться им, гордиться им за то, что он развращал русскую молодёжь, а значит, подрывал будущее России? Гордиться им за то, что он, к примеру, несправедливо позорил русскую историю, подрывал величие Родины, чернил её святость? Гордиться им за то, что он присваивал себе деньги, заработанные его работниками, за то, что он присваивал себе их пенсии, выплачивая им "серые" зарплаты? Хотя люди сейчас стремительно мельчают. И что самое неприятное, мельчают люди всех возрастов, любого социального статуса, любого достатка, любой сферы жизнедеятельности. И, может быть, придёт время, когда собственная продажность станет нормой, если уже не стала...
Вот посмотрите, простой пример: с виду добропорядочный, уважаемый, интеллигентный, даже душевный, благородный, заботливый господин, с благородной проседью, с грустным, умным, до необходимой степени философским взглядом, добрый, любящий муж, отец, дед, гражданин, патриот... - генеральный директор фирмы, её собственник, хозяин. Он даже меценат, занимается благотворительностью. Он даже здоровается за руку с работягами, смеётся с ними, шутит, хлопает молодых по плечам, говорит им нужные, даже мудрые слова... В общем, прекрасный достойный человек! И производит его фирма очень нужные, да не просто нужные, а жизненно важные вещи, к примеру, ортопедическую обувь для детей, корсеты и другие важные продукты для здоровья. Но... многие его работники трудятся почему-то без официального оформления, буквально все получают почему-то "серые" зарплаты, по выходным люди работают почему-то не за двойную оплату, как это положено по трудовому законодательству, а за полуторную... Почему? На каком основании эти нарушения? Вот почему он так может поступать? Вот как понять это лицемерие? Мне кто-нибудь сможет объяснить? И вот такое в Санкт-Петербурге творится в девяноста случаях из ста!
Да, трудно понять. Мне кажется, эти люди просто уже до такой степени обнаглели и духовно обмельчали, что уже и не понимают этого своего двуличия, не чувствуют его, не воспринимают - их душа уже извращена решительным образом. Но им всё-таки надо бы крепко подумать на досуге. А подумать надо бы над тем, что за всё им придётся рано или поздно ответить. Да, человека можно обмануть, но только на какой-то период, потому что рано или поздно обман всё-рано вскроется, я уже об этом говорил. Вскроется и им придётся отвечать за свои гнусные поступки, совершённые ими против человека, гражданина, а значит, и против государства. Но самое главное им нужно подумать о том, что БОГА НЕ ОБМАНЕШЬ какими бы они мудрыми и гениальными не были. Не обманешь! И даже если им не придётся здесь отвечать, даже если им удастся прошмыгнуть ТУДА без ответа, ТАМ-то им всё-равно придётся ответить. ТАМ-то они уже от Суда не улизнут! ТАМ-то их уже ждут! Вот в чём дело-то. А здесь уже ответят за них их потомки - их дети, внуки, правнуки. А как же? - ничего в этом мире без ответа не остаётся. Это Вселенский закон: за всё в этом мире приходится отвечать. Вот какая штука-то получается. И что за память будет о них здесь? О них, с виду солидных и благородных, а по сути своей - обыкновенных воров и прощелыг.
Вообще, пока мы не научимся уважать себя и друг друга, пока мы не прочувствуем до мозга костей, что значит быть гражданином своей страны и что значит твои сограждане в твоей стране, пока мы не будем считать великим несмываемым позором для себя обманывать своих сограждан и вообще Человека - собрата, пока для нас честь и достоинство не перестанут быть просто словами - ничего хорошего у нас не будет, и так и будет страдать у нас простой человек. И ещё: пока мы не научимся любить по-настоящему Родину, себя, сограждан, человека...
Однозначно, что мы непобедимый народ, если враг извне. Но мы сами себя можем "победить": сами себя можем разорить, сами себя можем сокрушить, уничтожить, поработить... Кстати, мы этим и занимаемся совсем в немалой степени.
В России две категории людей: первая категория - это творцы, созидатели, причём, в равной степени и хорошего, и плохого; вторая категория - это революционеры-разрушители, причём, разрушители также в равной степени и хорошего, и плохого. Если в течение не более чем полувека преобладает первая категория, Россия неминуемо становится воистину великой. Если вдруг возобладает вторая, Россия проваливается в великий хаос, переживает великое потрясение, великое самоуничтожение. Вот так и живёт Россия - созидая себя, и себя же разрушая: все победы наши и все беды наши от нас же самих...
И снова о памяти, поскольку, это далеко не мелочь, это очень важно, может быть, это важнее реальной жизни. Хотя здесь всё важно и едино: и то, как мы выглядим при жизни, и то, как мы будем выглядеть, когда уйдём, ведь жизнь наша будет продолжаться здесь, пока будет жить о нас память. А ещё любовь. Любовь, и которую мы сотворим, и которая уже сама сотворит ответную любовь.
Творите настоящее добро, неподдельную любовь изо всех сил, чего бы вам это ни стоило. Творите, пока не поздно, пока у вас есть время и силы. Забудьте о себе. Забудьте о моде, гонорарах, прибыли, популярности, внимании, блеске... - всё это ненужная мишура, которая отвлекает от главной нашей человеческой миссии на этом Свете - сотворение добра и любви. Все наши материальные блага, которые мы наживаем, всё наше обличье, положение, наш статус, имидж и пр. - это только наш фантик, в который мы наглухо заворачиваем сами себя - свои сердца и души. Бросьте эти фантики: перестаньте быть волками, ненасытными дельцами-монстрами, бессовестными правителями человеческих судеб, повернитесь к людям, к своим согражданам, протяните им руку помощи, согрейте своим добром и своей любовью их, землю, Мир. От этого ваша суть будет просветляться, очищаться, увековечиваться. А ведь именно из нашей человеческой сути и состоит этот Мир. Потому если суть наша добрая, светлая, чистая, то и Мир добрый, светлый, чистый. И нет ничего светлее, чище, благороднее в этом Мире добра и любви. Но сейчас этот Мир очень нуждается даже в частицах нашего добра и нашей любви, потому как зла сейчас творится больше, чем добра. А нам надо сохранить этот Мир во что бы то ни стало именно добрым, именно светлым, чистым, благородным для наших детей и внуков, для наших потомков. Мы обязаны это сделать. Потому надо торопиться творить настоящее добро и настоящую любовь, пока это ещё в наших силах, ведь закончив свой земной путь, мы уже ничего не сможем изменить, ни одной, даже самой маленькой детальки в своём наследии. Людвиг Ван Бетховен утверждал, что главное для творца - быть добрым. А великий итальянский певец Джильи Беньямино с детства помнил материнские слова: "Если хочешь быть хорошим певцом, будь добрым человеком" А ведь мы все творцы: все мы творим свою жизнь, свой земной путь. Потому давайте быть добрыми творцами - светлыми, чистыми, благородными, настоящими!
Хотя творить добро - это потребность, пища души. И если это не дано человеку, если душа его уже задохнулась в "фантике", то вряд ли, я думаю, он сможет это делать искренне, по-настоящему, то есть, абсолютно безвозмездно. И всё-таки я верю в человека, как в доброго творца! Верю.
Я живу в Питере, в этом великом городе. И мне кажется, что я прирос к нему, что мы единое целое, хоть у нас с ним совсем непростые отношения. Но Питер грандиозный, могучий город. Плохо только, что очень часто я вижу руки, в которые отдали его, тех самых опустошителей, пошляков и невежд. Это очень плохо! И с нас за это спросится. Но как спросится с самих этих опустошителей, пошляков и невежд! Об этом они пока не представляют или только начинают представлять, но делают это зачастую поздно...
Да, надо жить настоящим, потому что только настоящее живое, а жить надо живым. Но надо обязательно помнить прошлое, помнить историю, мудрость старины, заветы предков. Помнить и учиться. Постоянно учиться, ведь жизнь - это и есть вечное постижение Истины, вечное движение вперёд к этой заветной Звезде. И опираться можно при этом движении только на нетленное и бесценное наследие прошлого. Потому тот, кто забывает прошлое, теряет опору и перестаёт двигаться вперёд, перестаёт постигать Истину, его заветная Звезда гаснет, и он начинает бултыхаться в болоте мракобесия, пытаясь из него вылезти, но у него ничего не получается, и он начинает захлёбываться, звереть, деградировать, умирать и, в конце концов, жалко и бестолково умирает.
А что движет нами? Что подрывает нас на прекрасные творения? - только истинная Вера, только светлая, такая же прекрасная Мечта, такая Мечта, которая по чувствам, по вдохновению, по устремлениям, по преданности и самоотверженности будет идентична Вере...
Человек не может быть абсолютно свободным - это понятно. Он не может быть свободным от закона, денег, общества, обстоятельств, обязательств... Но все эти "поработители" становятся бессильными, если у человека есть один главный его собственный ограничитель - его совесть. Потому, тот в ком жива совесть - несравненно более свободный человек перед всякими олигархами и властелинами, в ком совесть уже погибла...
А жизнь продолжается. И надо жить, чего бы нам это ни стоило...