Король Дюк Ярославич Земли Ляховицкия, Димитрий во Святом Крещении
Королева Рогнеда Фряжская, Руфь во Святом Крещении
Наследный принц Владимир Дюкович
Средний принц Рюрик Дюкович, Родион во Святом Крещении
Младший принц Вадим Дюкович, Виссарион во Святом Крещении
Наставник Омар Хазареин
Духовник отец Варсонофий
Савватий, схимник диколесский, исповедник Вадима.
Военный наставник Аскольд (Андрей) Рогволодович
Оруженосец Свенельд (Сергий) Добрынич
Кобяк (Константин), хан торкский, царь задонский.
Пимен, архиепископ, затем митрополит.
Кисек, придворный маг Дюка
1. Младенчество
На Рождество королева Рогнеда сообщила мужу, что в их семействе ожидается прибавление. Хоть и грешно это было, но добрый король Дюк обратился к придворному магу, чтобы тот погадал о ребенке. Мудрец внимательно осмотрел королеву, сверился со звездами и сказал, что у короля будет еще один сын. Как и полагается, король разослал подарки в соседние монастыри и соседним магам, чтобы те молили Бога и Высшие Силы о благополучии принца. Конечно же, не забыли и дружественный Высший Совет Белогорья. Но, поскольку сын был уже
третий, он не очень внимательно просмотрел списки и забыл одарить волхву Купаву, недавно поселившуюся на Лысом холме в Замостье.
Та, естественно, обиделась, и наслала проклятие на принца. Что там онаговорила на тайном языке, не разберешь, даже будучи магом другой школы, а закончила она такими словами:
Нескладный сын скупца и скряги,
Ты горя много принесешь.
Характеры, что на бумаге
В один клубок переплетешь!
И она сожгла четыре бумаги со знаками Воды, Огня, Земли и Воздуха.
Дежурный маг из Совета Семи Белогорья почувствовал злое заклятье и смягчил его, насколько мог, завершив свое заклятье словами:
То, что в клубок заплетено,
Во времени разделено!
Вот и родился у королевской четы сын, сочетавший все четыре темперамента, но довольно долго они об этом даже не подозревали. Нарекли они его Вадимом, а окрестили Виссарионом. Младенец хорошо ел, много спал, был тихим, здоровым, спокойным ребенком, и королевская чета прозвала его Бутузом. Короля это устраивало, он говорил жене, что наши старшие сыновья -- хорошие воины, наследник мой будет добрым королем. Если, не дай Бог, что случится, то средний сын не хуже его будет, а младшему все равно нужно было бы завоевывать какое-то княжество или графство либо отделять и давать в удел, так уж лучше пусть он пойдет по церковной линии и станет архиепископом, а то и митрополитом, если Богу будет угодно.
Вадим довольно поздно начал говорить, но в полтора года уже мучил всех вопросами, а к двум годам родители обнаружили, что он уже научился читать.
Воспитательница его Анна Гноевская очень любила стихи и романы. Принц посмотрел, как она читает, и спросил:
-- Это со?
-- Буквы.
-- Кака бука?
-- А, аз.
-- Кака бука?
-- С, слово.
Через месяц он уже спрашивал:
-- Какое слово?--- а потом взял книгу и начал четко читать стихи Рода Боянича:
Была в огне земная твердь
Драконьего гнезда.
Я знал, что там таится смерть,
И все же шел туда.
Дочь боярская Анна несколько дней колебалась, рассказывать ли венценосным родителям, но во дворце ничего не утаишь. Да и родители уже заметили, что, когда отец в присутствии сына подписывал бумагу, сын ткнул в нее пальчиком и сказал:
-- Указ.
Анна бросилась им в ноги и просила не наказывать, если она расскажет всю правду. Изумленные родители дали сыну книгу, и он уверенно прочитал несколько строчек. Отец вышел в дворцовую часовню, дабы помолиться и прийти в себя, и мать последовала за ним. После молитвы он сказал жене:
-- Надеюсь, это -- благословение Бога нашей семье. Не смею выговаривать вслух, но, наверно, действительно духовная стезя для нашего младшенького.
Митрополит Ляшский и Подляшский был уже очень стар, и поэтому родители велели заложить повозку и поехали к архиепископу Холмскому, тем более, что он считался самым образованным из иерархов королевства. Встревоженный неожиданным визитом, архиепископ вышел к воротам обители встречать земных владык, они подошли под его благословение и после приветствий и вопросов о здоровье рассказали ему, что же обнаружилось и пригласили его посмотреть принца. Владыко Пимен велел заложить свой возок и хотел ехать вдвоем с секретарем, но затем остановился и велел позвать из библиотеки отца Варсонофия. Через час они уже были во дворце.
После молитвы в дворцовой церкви и ужина архиепископ прошел в покои принца вместе с родителями и своими спутниками. Бледная Анна подошла под его благословение (ведь царственная чета так ничего ей и не сказала после испытания принца). Архиепископ дал знак Варсонофию, тот раскрыл свою сумку и достал Изборник Солуньский, переведенный на современный язык владыкой Пименом, когда он был еще братом Питиримом, переписанный и роскошно иллюстрированный самим грешным Варсонофием. Маленький Вадим глянул не на роскошную картинку, а на текст под ней и начал читать:
-- Отроку царского рода надлежит учиться вежеству, военному делу, светской грамоте и Закону Божьему, быть благочестиву духом и крепку телом, дабы отражать недругов духовных и мирских.
Архиепископ сказал:
-- Довольно, сын мой. Прочитай теперь "Отче Наш."
-- Отче наш, иже сиди на небеси...
-- Довольно, сын мой. А еще какие молитвы ты знаешь?
И обнаружилось, что молитв-то он еще не знает.
Архиепископ задал еще несколько вопросов, а затем попросил царственных родителей пройти вместе в светелку и поговорить наедине. Что говорилось там, никто не знает, но на следующий же день дочь боярская Анна была с кошелем денег и деревенькой вдобавок к условленной плате отправлена к родителям (чем она была очень недовольна, так как уже положила глаз на молодого богатого рыцаря и надеялась в ближайшее время выйти за него замуж). А владыко Пимен, выйдя из светлицы, тут же рукоположил Варсонофия в сан протопопа и благословил его на работу в качестве наставника юного принца. Родители не могли ничего возразить, поскольку отец Варсонофий прославился победой в диспутах с крыжацкими богословами и с докторами магами из Белогорья. Так что гнезнинский мужик вошел в королевский дворец.
Говорят, что, сев в свою коляску, владыко сказал секретарю:
-- Чадо сие станет или патриархом, или (упаси Бог) ересиархом.
Но святой отец оказался неважным пророком.
2. Наставник Варсонофий
Протопоп Варсонофий был из крестьян Гнезнинской волости, что на северо-востоке Ляховицкого королества, в Пустозерском воеводстве. Тамошние крестьяне почти не знали панов и рыцарей, которым нечего было делать в глухих лесах и болотах, жили мелкими деревушками, были обязаны лично королю пограничной службой и в случае войны пешим ополчением: по ратнику с пяти дворов. Короли их не любили и традиционно не подпускали ко дворцу, ибо мужики каждый раз восставали, когда их пытались обложить податями, и многократно сильно били королевские войска. Но ратников тамошних они ценили за стойкость и выносливость, за хорошее вооружение и неплохую выучку. Это была лучшая королевская пехота, намного превосходившая сброд, поставлявшийся в Коронное войско городами. И когда возмущались города, король объявлял ополчение в Гнезно. В королевском Сейме посреди панов, духовенства и именитых горожан был один мужик --- выборный от Гнезно. Гнезнинских мужиков прозвали кержаками.
Поскольку от налогов кержаки были освобождены, жили они крепко и зажиточно, грамотны были не только мужики, но и почти все бабы. Их священники и дьячки, как правило, также пахали землю, поскольку в маленьких деревушках поборами не прокормишься, ведь даже в хуторке на одного ратника было делом чести иметь хотя бы часовню и дьячка, а в деревушке на пять ратников -- церквушку и попа. Так что многие крестьянские дети приходили учиться в бурсы и монастыри, и гнезнинские книжники славились не только в королевстве, но и в соседнем Царстве Полянском. Сам Варсонофий был замечен выдающимся усердием и памятью и истинным благочестием и был послан на учение во Влашскую землю, в город Антон. Затем он три года провел в Царстве Еллинском, в Солуни и в самом Царьграде и год в Святой Земле. Архиепископ порою мягко журил его за излишнее увлечение светскими науками, но ценил за усердие по переводу книг с влашского, дожского, фряжского, еллинского, жидовского и арапского языков на словенский. Только такой человек мог совладать с его библиотекой, в которой были книги не только на живых и священных, но и на многих мертвых языках, и не только людского племени, но древлян, волхвов, кикимор, горняков и рудокопов (эльфов, магов, орков, гномов и дворфов по-дожски). И их языки грешный Варсонофий разбирал, и, хоть и не осмеливался переводить с них, но сделал опись книг с их кратким содержанием, а самые интересные места пересказывал в своих Изборниках.
Первым делом Варсонофий начал учить принца церковной грамоте, молитвам и церковному пению, а в качестве награды давал почитать свои Изборники (принц страшно не любил, когда ему читают) и рассказывал про дальние страны, про обычаи разных народов, про зверей, про растения и минералы. Много чего знал протопоп, и рассказы его в свободные минуты любили слушать и королева со старшими сыновьями, а то и сам король.
-- Кикиморские княжата в Крапатах привечают драконов, и каждый удел считает делом чести иметь драконье гнездо. Поэтому люди боятся попадать в плен тамошним злыдням, дабы их чуду-юду не скормили. Рассказывают, что, если дракону скормить годовалую белую телку и потом, когда он потянется и дохнет огнем, подставить под огненную струю плуг, то семь лет вспаханная им земля будет родить вдвое больше. Посему кикиморы часто крадут белых телок у окрестных жителей, а ежели не удается своровать или отбить, выменивают за хорошую цену.
-- А сами кикиморы почему телок не разводят? --- спросил средний сын.
-- А потому, что коровы не выносят их запаха и выкидывают мертвых детенышей, -- ответил ему Вадим.
Отец Варсонофий недовольно погрозил ему пальцем:
-- Чадо, не положено тебе говорить, ежели тебя не спрашивают. И не кичись своими знаниями, гордыня светлейших ангелов губила. В древлянских книгах, и правда, такое написано, но ведь древляне кикимор не переносят. Вот читал я в одной еллинской книге, что кикиморы просто молока пить не могут и коровье мясо не любят. Они предпочитают ослятину. Но ведь и хины, хоть и люди, а тоже коровьего мяса не едят и молока не пьют.
Король кивнул протопопу, но при этом довольно улыбнулся в усы: хорошо, что его сын так быстро учится и к зрелости будет сажать в лужу этих наглых мужицких попов, расползшихся по всему королевству. Западные христиане держат своих мужиков в узде: у них почти все священство из младших сыновей дворян. А наши дворянские сынки учиться не хотят, предпочитают идти конными ополченцами в Коронное войско или наниматься на службу в соседние государства. Не зря в Холмском университете учатся и жмудины, и земгалы, и дони, и фряги, и даже поляне и торки, а вот ляхов маловато. Да и те в основном кержаки.
К пяти годам Вадим уже свободно читал и церковные книги, немного знал по-влашски, по-еллински, по-фряжски, по-древлянски, по-торкски и по-арапски (здесь протопоп подобрал принцу учителей из иноземных лекарей и купцов и из заложников, живших при королевском дворце).
Король не мог сдержать свое тщеславие, и показывал принца посольствам из древлянских королевств, Царства Полянского и Белогорья. Сам царь Можайский и Всех Словен, великий князь Великополья, Вятичской и Кривичской земель прислал в подарок принцу роскошное Евангелие и не менее роскошную книгу "Страны словенские." Король, хотя традиционно и обижался на полян за титул их государя, сейчас был в мире и дружбе с ними, воевал с фрягами и донями, а тут еще доги из-за моря приплыли и стали грабить Поморье. Так что книгу с благодарностью приняли, но король объяснил сыну после ухода послов, что, хоть в ней и написано о том, что царь Можайский -- самый главный среди всех словенских государей и все ему подчиняются, на самом деле это не так. Королевство Ляшское никогда под царем не было, и Царство Булгарское тоже, а уж короли и князья западной веры царей никогда выше себя не считали, ни словенского, ни даже еллинского.
Маги подарили принцу амулет, который просветляет ум и дает устойчивость от чернокнижья, амулет исследовали у архиепископа и освятили в церкви, после чего разрешили принцу носить его. Один из магов, Омар Хазареин, попросил у государя чести быть наставником принца в светских науках, когда тому исполнятся соответственные года. Король, хоть и удивлялся познаниям Варсонофия, видел, что тот слабоват в науках численных и в музыке, да и немного разрешенной для особ царского рода охранительной магии сыну не мешало бы знать, ежели у него будут способности (а что они есть, монарх уже не сомневался.) Протопоп, прослышав об этом, немало обиделся и отписал архиепископу. Владыко Пимен собрал сведения о маге Омаре, вызвал к себе Варсонофия для исповеди и наставления отеческого и сказал ему, что препятствовать воле монаршьей нельзя, но надо будет укреплять дух чада царского Виссариона, поелику и князьям церкви разрешается изучать магические науки, но под неусыпным надзором, дабы, с одной стороны, распознавать козни враждебных волхвов и чернокнижников, и, с другой, защищать верных.
В один прекрасный весенний день протопоп дал почитать ему книгу Бытия, они поговорили об Адаме и Еве и об изгнании из рая. Потом они вернулись к Евангелиям и прочитали о страстях Христовых во искупление первородного греха, в связи с приближающейся Пасхой. Вечером принц вышел к ужину весь в слезах.
-- Что случилось?
-- Смилуйся, Господь, над нами! Какие же мы, люди, грешные! Если бы не соблазнил Змей Еву, жили бы мы в раю и оставили бы землю древлянам... А древлян тоже жалко. У них ведь душа бессмертная, а в гордыне своей они пытаются спастись сами и отвергли Спасителя, когда он повстречался с ними в лесу. А волхвы сами свои души губят. И даже у кикимор ведь тоже душа бессмертная... Всем нам в аду гореть, если Господь не простит и сын его не заступится.
Король и королева обеспокоились, велели сыну ложиться в постель, но посреди ночи мамка застала его на коленях пред иконой, всего в слезах. Он молился:
-- Боже святый, прости моих родителей, ибо они в роскоши живут и пользуются всеми благами мира сего. Боже святый, прости меня, грешного, ибо увлекся я мудрствованием человеческим и забыл о душе своей...
Утром за завтраком принц съел только маленький кусочек хлеба и выпил воды. Король-отец, отложив на полчаса дела, сделал строгий выговор отцу Варсонофию, сказав, что рано еще сыну налагать на себя епитимьи, что протопоп обязан был вечером исповедовать его и наложить на него епитимью сам. Он велел ему быть поосторожнее со святыми книгами, сказав, что время их еще придет. Но в душе отец был рад, что невинное чадо заступается за них перед Господом. Он подумал, что в нашем роду будет еще один святой, и на сей раз не мирской князь, как Мешко Креститель, а заступник, но сразу же отогнал горделивую мысль. А королева-мать, в свою очередь, отчитала протопопа и сказала, что он обязан нынче же вечером прекратить этот пост.
Протопоп выслушал исповедь духовного чада, отпустил ему его мелкие прегрешения, и объяснил, что грешно самому на себя накладывать епитимью, сие должен делать духовник. А принц спросил:
-- Но ведь святые сами себя за грехи карали и сами обеты давали?
-- Для этого тебе нужно еще окрепнуть душой и телом, ведь их нечистая сила соблазняла, от нее нужно уметь защищаться. Она порою праведников даже подбивала на чрезмерное усердие, дабы убить себя и в ад попасть аки самоубийце. Вот подрастешь, примешь монашеский обет, узнаешь, что нужно делать, дабы не впасть в покаянии в грех гордыни и не уподобиться древлянам либо вере индусской.
-- Но не могу я роскошно есть и спать на мягкой постели, когда вокруг столько убогих.
-- Ладно, я поговорю с государем. А ты должен развивать в себе послушание, ибо все должны повиноваться родителям, духовным наставникам и государям. А ведь батюшка твой еще и государь твой.
Вынесли кровать принца в другую комнату, поставили ему скамью, постелили на нее тонкий матрас (но из дорогой ткани и на лебяжьем пуху) и разрешили ему в будни есть только постные блюда, но в воскресенье обязательно есть и мясо. Протопоп внимательно следил, дабы чадо его не заморило себя голодом, и не забывало за молитвами о прогулках и упражнениях телесных. Поскольку он велел принцу сразу идти к нему исповедоваться, если ночью тому захочется встать и молиться, он вынужден был по два-три раза в ночь выслушивать покаяния и в качестве епитимьи налагать требование немедленно отправляться в постель и спать. Через месяц протопоп измучился, спал с лица и тела (а он, грешный, отличался дородством, здоровым цветом лица и важной осанкой), а принц весь светился внутренним светом, но, кажется, не похудел. Через два месяца отец Варсонофий заболел от жизни такой, и пришлось архиепископу Пимену присылать в качестве духовника другого. Господь его надоумил послать старца-схимника Савватия из Диколесья, коий безжалостно ругал принца за излишнее усердие, и принц охотнее слушался его, ибо сам старец ел в день лишь два кусочка хлеба с постным маслом да ложку дикого меда и проводил в молитвах почти все ночи. А поскольку отрывать схимника от молитвы нельзя (грешно, да и клюкой можно получить, что и случилось с принцем пару раз), приходилось проснувшемуся принцу отправляться в постель без покаяния, и постепенно он перестал вскакивать по ночам.
Умерив, таким образом, пыл королевича, архиепископ передал королю просьбу митрополита приехать к нему, поскольку духовный владыко чувствовал приближение конца и хотел напоследок повидать королевича, о коем легенды ходили. Митрополит, сидя в кресле, благословил короля и его семью, дал принцу поцеловать руку, попросил его почитать Нагорную проповедь, и принц рассказал ее наизусть. Митрополит благословил королевича вторично и слабым голосом сказал:
-- Чует сердце мое, что не то станется с тобой, чадо, чего чают все вокруг. Попрошу я владыку Пимена за тобой присматривать, а тебя прошу сохранять в сердце своем всегда ту светлую веру, которая сейчас в голове твоей. И тогда обойдут тебя соблазны страшные и выстоишь ты против козней жестоких.
Потом подозвал он отца и тихо сказал ему несколько слов. Государево лицо вытянулось, но он поблагодарил митрополита за заботу и добрый совет. Уже в карете король сказал своей жене:
-- Велел мне митрополит подыскивать сыну хороших учителей военного дела и наук светских, собрать вокруг него отроков знатных, дабы были у него преданные товарищи, и позаботиться о невесте. Сказал мне он, что в видении во время молитвы видел он Вадима на троне. На всякий случай последую я его совету касательно военного наставника. Но грызет меня тоска: что же будет с нашими старшими сыновьями? Ведь я уже собирался взять Владимира в поход против фрягов, скоро его в рыцари пора посвящать.
На следующий день выступил король в поход, а осенью вернулся из него без побед великих, но с честью и с добычей, загнал врага в замки, пограбил пару городов и заключил выгодный мир. Сын его получил царапину стрелой древлянина-наемника, но древляне отравляют свои стрелы лишь идя на бой против кикимор и прочих злыдней, а пуще всего -- против Черных древлян. Единственное что расстроило государя, так ранение сотника его личной дружины Аскольда, старого воина, служившего еще его отцу и деду. Аскольд потерял левую руку, и государь предложил ему учить Вадима военному делу, после того, как старый воин оправится от недуга.
А Вадим тем временем опять перешел под попечение Варсонофия. Бедному протопопу пришлось несладко, поскольку Вадим, умерив свой пыл в посте и покаяниях, стал каждый день совершать прогулки и поездки, и при этом молился у каждого могильного креста и в каждой часовне и раздавал кошель грошей убогим. Народ боготворил младшего королевича и говорил:
-- Вот наш ангел проехал.
3. Сотник Аскольд
По приглашению государя двенадцать вторых сыновей воевод, магнатов и славнейших рыцарей, кои были примерно одногодки Вадиму, прибыли ко двору и должны были быть его товарищами в играх и в обучении военному делу, охоте и прочим приличным благородным людям искусствам. Но пока им приходилось лишь выстаивать с принцем молитвы да час в день заниматься под руководством Аскольда с ним вместе верховой ездой и фехтованием. Не лежало у принца сердце к военному делу, а о занятиях музыкой и светским пением он и слышать не желал. Только верховой езде он учился с удовольствием.
Государь сразу же после фряжского похода отправилася на побережье отгонять догов и мурманов и вернулся, когда первый снег выпал. С ним вместе приехали фряжский рыцарь и мурманский ярл. А в столичных харчевнях пировали дружинники и гусляры пели песни о храбром рыцаре Стефане из Бранибора и о добром короле, с которым они бились на поединке, о том, как король победил рыцаря и с честью отпустил его, а фряжский король и воеводы обвинили того в измене, и как рыцарь пришел под руку светлого короля Ляшского.
В первый же вечер, как закончились торжественные пиры (в часть победы над фрягами, в честь рыцаря Стефана и ярла Хруппа) сын попросил отца рассказать о поединке.
-- Стефан Браниборский прозван Рыцарем без страха и упрека. Вы слышали рассказы о его смелости и благородстве, как он один остановил на мосту под Липском целую орду злыдней, как победил он в один день пять аланских рыцарей, как ходил он в Святую Землю, с несколькими верными дружинниками пробился в лагерь арапов и пленил султана Бейбарса, а затем отпустил бусурмана, и тот замирился с крыжаками. Да вот в его родной фряжской земле жилось ему несладко. Сосед его, герцог Генрих Лев, положил глаз на Бранибор и все время стремился захватить этот удел, дабы округлить свои владения. Он брал Бранибор приступом, когда Стефан был в Святой Земле, но чины фряжские так возмутились, что Генрих счел за лучшее освободить земли за выкуп.
Перед нынешней войной Генриху донесли, что Стефан с малой дружиной идет через его владения. Он обвинил его в нападении, бросился в погоню, схватил Стефана и назначил за него королевский выкуп. Чины опять возмутились, ведь даже доги и неверные отпускали Стефана без выкупа, и тогда герцог предложил Стефану выйти без выкупа, ежели тот обменяет свой Бранибор на болотные и лесные местечки рядом с Ругой, где с одной стороны поганые курши, а с другой --- древляне да кикиморы.
А когда мы подступили к Бранибору, герцог был вынужден отпустить Стефана задаром, но заставил его дать слово, что тот сразится на поединке с самим королем либо коронным гетманом. Приближенные отговаривали меня принимать его вызов, невместно, дескать, королю драться с простым рыцарем. Но я уважал Стефана и принял вызов его. Трудно мне пришлось, дрался я с ним и он со мною с утра до обеда, я ошибся три раза, а Стефан лишь раз, но никто из нас в седле даже не пошатнулся. Затем мы пообедали вместе и дрались с обеда до вечера, каждый ошибся по три раза. Я уже думал, что придется на ужин расходиться. Но тут Стефан допустил двойную ошибку и мне удалось выбить его из седла. Сдался он мне и отправились мы ужинать.
Три дня я угощал его в своем шатре, а затем отпустил к фрягам. Но тем временем герцог успел прибрать к рукам его имения, а самого Стефана обвинил в измене. Стефан пожаловался чинам фряжским, те ничего не решили, а их король рассудил с герцогом не ссориться. Тогда Стефан пронесся со своей малой дружиной через герцогство Генриха, пожег все на своем пути и ушел ко мне, когда я на морских витязей пошел. Генрих догнал его, но я послал сказать Льву, что тот получил лишь малую толику расплаты за свою подлость и жадность, и ежели сейчас же не повернет назад в свое герцогство, то плохо ему придется. Тот и ушел восвояси. Так что теперь Стефан наш воевода.
Да и с мурманами мне повезло. Их вождь со всей своей дружиной тоже ко мне на службу попросился, так что и флотоводец теперь у нас есть отменный, можно с донями и с древлянами с Киянского моря воевать. Даст Бог, так я в следующем году на остров Буян двинусь.
Принц слушал, не проронив ни слова.
На следующий день принц, как обычно, выехал из двора вместе с отцом Варсонофием. Он подъехал к часовне, около которой сидел нищий, кинул ему весь кошель с монетами, забежал в часовню, наскоро прочел Отче Наш, и вернулся в возок.
-- А теперь назад на подворье, к Аскольду!
-- Но ведь мы даже до церкви не доехали!
-- Слушай, что велит принц!
И они вернулись на подворье. Там сотоварищи принца играли в снежки, разделившись на ляхов и фрягов. Принц соскочил с возка, закричал:
-- Ляшский король прибыл! Сдавайтесь, фряги, чтоб вам неповадно было рыцаря Стефана в тюрьме держать!
Он схватил ком снега и запустил в предводителя фрягов. Ляшская дружина закричала:
-- Виват король! -- и обратила фрягов в бегство.
После чего принц подошел к Брячиславу и сказал:
-- Ты будешь рыцарь Стефан, вызывай меня на поединок!
Брячислав церемонно поклонился и снял с руки перчатку:
-- Сир, я имею честь вызвать вас на бой.
Принц взял перчатку, наклонил голову и ответил:
-- Мессир Стефан, я принимаю ваш вызов. Оружием будут длинные мечи.
Они взяли деревянные мечи и щиты и стали драться. Но принцу досталось раз, затем другой, затем третий, затем он поскользнулся на снегу и упал, меч вылетел у него из руки, "рыцарь Стефан" поставил ему ногу на грудь и заявил:
-- Сдавайтесь, сир!
Принц хотел разгневаться, но тут сзади раздался голос наставника Аскольда:
-- Отменно, Брячислав! А ты, королевич, должен был бы больше учиться мечом владеть, тогда б и не побили тебя! Посмотри, как нужно держать меч. А теперь поучимся наносить прямые удары и удары сбоку. Вот так. Неправильно, меч поворачиваешь. Опять не так. Теперь получше...
До самого обеда принц вместе с товарищами упражнялся на мечах, а затем наставник сказал:
-- Через час после обеда одевайтесь легко и тепло, и обувайтесь в сапоги: поедем в Пущу читать звериные следы.
Так что и послеобеденые занятия с Варсонофием сорвались. А вечером принц потребовал от Варсонофия, чтобы тот рассказывал об истории, о знаменитых рыцарях и воинах, а сегодня о Пирре, царе Эпирском, который объединил всех еллинов и дошел до гор индусских, побил и мидян, и древлян, и Гога с Магогом.
Да и вместо духовных гимнов принц начал учить баллады о прекрасных дамах и рыцарях, и пел:
"За Крест я смерти не боюсь," --
Воскликнул тут Стефан,
И храбро бросился один
На войско бусурман.
Его меч жалил, как змея,
Как молния, разил.
Но много было там врагов,
Он выбился из сил.
На следующий день с утра принц поехал верхом вместе с товарищами и Аскольдом в королевский арсенал осматривать оружие. Зачем-то наставник повязал на себя тончайший белый шарф мидянской работы. Впрочем, видно было, что к этой дорогой вещи он относится без всякого почтения: она была забрызгана грязью.
Около собора Холмской Божьей Матери Вадима уже ждала толпа нищих. Принц перекрестился на собор, достал кошелек, повертел в руке, развязал, хотел было сойти с коня, но затем высыпал монеты в толпу. Началась свалка, дворянские дети некоторое время развлекались, подбадривая дерущихся и хохоча над ними, а затем двинулись дальше. Заметив в стороне часовню, принц перекрестился, как и другие, и, не останавливаясь, поскакал вслед за Аскольдом.
Сотник славился не только как прекрасный боец, но и как знаток оружия и доспехов.
-- Эти булатные сабли добрый принц Вячеслав, дед короля нашего, привез из Святой Земли, когда помогал крыжакам. Это -- лучшее оружие, что людские кузнецы делают. Вот посмотрите.
Аскольд снял с себя кисейную перевязь, попросил детей ее расправить, подбросил вверх. Она поплыла в воздухе, медленно опускаясь. Сотник взял саблю, коротко махнул ей снизу, и кисея распалась на два куска.
-- Ни один христианский меч такого не может. Когда Вячеслав поспорил с султанским братом Сафадимом, чей меч острее, он взял свой двуручник и рассек пополам железную болванку. А Сафадим рассек шарфик. И этого Вячеслав и никто из рыцарей-крыжаков сделать не смог. Такую саблю, только заговоренную, подарил Вячеславу лично Сафадим.
Идем теперь дальше. Это -- оружие, которое продают горняки с Увалов. Раньше они нам и древлянам дань платили, золотом и оружием. А теперь загордились, с тех пор, как у них появился некий Зуншинжун и провозгласил себя королем. Сначала он выгнал с Увалов рудокопов, чего рудокопы ему и роду его простить не могут до сих пор, потом просто перестал платить дань. Пошел король Ярослав вместе с древлянами наказывать Зуншинжуна (Ну и имечко, губы трескаются! Как змеюка шипит.) Я тогда десятником был.
Подступили мы к горам, а там укрепления, из-за всех углов пОроки бьют. Надо осадой брать. А древляне отговорили нас большие обозы собирать, сказали, что быстро справимся. Припасов было мало. А в Подувалье уже кикиморы поселились, древлянские обозы перехватывают. Древляне и отошли, а королю нашему неохота было для древлян угли из печи таскать, мы тоже вернулись. Теперь мы с горняками увальскими торгуем, народ они жадный, но довольно честный. Если закажешь им вещь и заплатишь, что запросят, сделают так хорошо, как только могут. Их мечом дрался в святой Земле Вячеслав, когда был еще принцем.
-- А говорят, что у рудокопов оружие лучше.
-- А вот посмотрите, это меч, купленный у рудокопа. Ничего не видите?
-- Как здорово! Какой острый! А какой узор!
-- Вот тут вот, рядом с рукоятью, под узором выбоинка виднеется. Это -- трещинка, которую они нарочно оставили. Так что в самом жарком бою такой меч может разлететься.