Мир детской литературы очень прост - так думают многие. Но это кажущаяся простота. На самом деле, перед автором стоит одновременно несколько задач. Во-первых: донести до ребёнка ту или иную мысль, которая кажется автору значимой. Во-вторых: сделать произведение настолько увлекательным, чтобы оно заинтересовало маленького читателя. В-третьих: постараться не перейти грань дозволенного в принципе подачи произведения, дабы не навредить. В-четвёртых: дать детям качественный художественный текст. Непростая задача... Порой автор в процессе написания увлекается сюжетом, действием и упускает что-то из вышеперечисленного. И неслучайно - очень трудно быть профессионалом в нескольких областях сразу.
Цель данного проекта заключается именно в том, чтобы до маленьких читателей дошли именно те книги, в которых будут соблюдены все условия.
Именно с этой целью конкурсные произведения оценивались несколькими группами.
-- Члены жюри, связанные с проектом, прочитали все, подчёркиваю, все произведения и выделили из них те, которые по художественному уровню подходили для прочтения детям.
-- Педагоги, курирующие проект, читали уже отобранные членами жюри произведения и решали, которые из них наиболее подходят детям.
-- Произведения были разделены на две возрастные группы: для детей 5-7 лет и детей 7-9 лет. В зависимости от этого строилась дальнейшая работа.
-- Для детей младшей группы были отобраны произведения из двух номинаций: "Святочные истории" и "Сказки". Школьникам, ввиду их бОльшей загруженности, были даны произведения из "Святок".
-- Школьники читали произведения дома с родителями и позднее оценивали ту или иную сказку. Об этом в отчёте школьного педагога, Путиловой Ларисы Михайловны.
-- Детсадовцам сказки читали непосредственно в детском саду. Педагоги (Жердёва Вера Евгеньевна и Привалова Розалия Рафиковна, обе имеют высшую категорию) проводили беседы с детьми и выясняли, что понравилось детям в том или ином произведении и какая сказка заинтересовала более всего.
-- Результаты отсылались редакции.
Отчёт о работе детсадовской группы
"Святочные истории"
Для прочтения в этой номинации детям были предложены следующие сказки:
Из вышеперечисленных сказок наиболее понравилась детям "Дачная сказка" Е. Каретниковой. Мало сказать понравилась! И теперь, когда после первого прочтения прошло уже три месяца, дети просят воспитателей "ещё раз прочитать про котёнка"!
После неё ребятишки отметили "Кружевницу" О.В. Камышевой. Именно "сказочность" этого произведения запомнилась им.
Отдельно хочется сказать о "Дуплике". В стенах садика эта сказка, ввиду её большого объёма, прочитана не была. Было рекомендовано родителям прочитать её с детьми дома. Произведение получило очень положительные отзывы.
"Сказки"
Для прочтения в этой номинации детям были предложены следующие произведения:
Из вышеперечисленных произведений лучшим дети назвали "Белый-белый снег" Е.В. Семериковой.
Очень интересными ребятам показались сказки Татьяны Сенчищевой (особенно сказка о розах), сказки Тамары Маршаловой (оба сборника), а также сказки Галины Гордиенко и Рустама Карапетьяна.
Из номинации "Рассказы" для детей дошкольного возраста не подошёл ни один рассказ. Произведения, участвующие в остальных номинациях, так же не подходили для прочтения дошкольникам.
Что хочется сказать по окончании работы над проектом - понравилось и педагогам, и детям, и родителям. Сознание своего реального участия в издании книг очень воодушевляло детей.
Какие возможности в дальнейшем может открыть работа такого плана? На данный момент мне видится вот что:
-- Если подключится достаточное количество педагогов к этому проекту - возможна разработка обучающих и развивающих программ по разным направлениям.
-- Писателям станет легче ориентироваться в том, каковой должна быть подача текста (имеется в виду не стиль, а именно уровень подачи).
-- Писатели получат представление о том, в какой именно литературе нуждаются дети. Именно дети, а не рыночная индустрия.
-- Возможно участие в проекте родителей. С этой стороны и редакция, и писатели смогут узнать насколько "живой" отклик получает то или иное произведение.
Ещё раз хочется обратиться к писателям: постарайтесь силой своего слова не только заинтересовать ребёнка, но и дать ему что-то. То, что поможет вырасти ему неравнодушным, интересующимся, добрым и думающим человеком.