Аннотация: Казанской философской школой под руководством профессора Н.М.Солодухо в науку был внедрён ситуационный подход познания, сверхзадачей которого является научиться управлять ситуациями. В статье рассматриваются поставленная задача с точки зрения прав человека и взаимосвязь ситуаций с пространством и временем.
Наука и философия в познании бытия используют системный и ситуационный подходы, где последний был основан в начале XXI века Казанской философской школой под руководством профессора Н.М.Солодухо [1,с.3-4]. В данном случае мы наблюдаем сосуществование двух различных мировоззрений (дуализм).
Как отмечает профессор Н.М.Солодухо, сверхзадачей ситуационного подхода является обучение и непосредственное управление ситуациями [2]. Рассмотрим поставленную Казанской философской школой задачу с точки зрения прав человека.
Согласно Словарю русского языка Ожегова С.И., ситуация - совокупность обстоятельств, положение, обстановка [3,с.940].
В юриспруденции под ситуациями, как правило, подразумевают произошедшие какие-либо события, под которыми понимают то, что произошло, то или иное значительное явление, факт общественной или личной жизни человека [3,с.969].
С позиции этики, ситуация - неповторимость всех жизненных положений, одноактность и неповторимость наступления множества событий, стечения всех жизненных обстоятельств и положений, открывающихся восприятию, переживанию и деятельности человека [4,с.416].
Согласно Манифесту ситуационного движения, "ситуация - это то, что создаёт систему и предшествует ей, а также то, что определяет состояние системы и наличествует в ней, кроме того, это то, что приводит к распаду системы или её преобразованию. Ситуации - это то, что сопровождает систему от её зарождения до её исчезновения, что сопутствует ей и служит постоянным детерминирующим "фоном". Ситуации раскачивают и стабилизируют системы, являются основанием их функционирования, эволюции и развития, объединяют и несут в себе все факторы, влияющие на состояние системы и на её собственное существование. Ситуация - "кокон", который "обволакивает" системы. Ситуация - сторона системы и она больше чем система, т.к. существует вне, до и после системы. Ситуации меняются, системы сменяются" [1,с.3-4].
Как правило, ситуации возникают не стихийно и имеют причинно-следственную связь, подчиняемую духовно-нравственным законам Вселенной. Вселенной, в т.ч. ситуациями, управляет Бог Творец.
По нашему мнению, ситуации охватывают пространство и время. Условно сказанное можно записать в виде формулы:
ситуация = пространство + время.
В связи с ниже перечисленными открытиями и нововведениями в юриспруденции, была раскрыта взаимосвязь пространства и времени с правами человека (четвёртым и пятым поколениями прав человека) [5,с.147-151;6,с.192-195].
В конце XX века в России было открыто четвёртое поколение прав - духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовно-нравственные ценности личности [10,с.5;12,с.92-93;13,с.94-97;14,с.47-49].
К четвёртому поколению прав относятся право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, права на творчество, право выбора [11,с.210-213], свобода совести и вероисповедания [16,с.121-131], право на духовное образование и воспитание [17,с.107-112], право на благоприятную окружающую среду (экологическое право) [20,с.39-40] и пр.
В начале нашего столетия в России было открыто пятое поколение прав - "Божественные права и свободы", основу которых составляют такие ценности, как Любовь, информация и энергия [16,с.45-49;18,с.87-92].
К пятому поколению прав относятся такие права, как право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на информацию и управление энергией, прав на управление пространством-временем, право на Сотворчество и совершенствование окружающего мира и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии [16,с.47-49;17,с.199-203;18,с.87-92;19,с.133-137;20,с.102-105].
Человек наделён правом на управление информацией (энергией) и пространством-временем, которое происходит через сознание и мысль. Наивысшим уровнем управления является управление посредством Энергии Любви.
Россия, провозгласив Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека, отнесла к главным общечеловеческим ценностям Любовь и Божественную информацию (энергию) [9,с.373-377].
С точки зрения прав человека сверхзадача ситуационного подхода включает в себя вопрос реализации права человека на управление бытием, информацией (энергией) и пространством-временем.
По нашему мнению, истинной задачей ситуационного подхода является покорение природы и управление обществом.
Немецкий учёный Вернерфон Браун в XX в. раскрыл истинное предназначение науки, сказав следующее: "Мне настолько же трудно понять учёного, отвергающего присутствие высшего Разума, стоящего за Вселенной, как и уразуметь богослова, отвергающего достижения науки... Через науку человек пытается покорить окружающие его силы природы; через религию он пытается контролировать силы природы внутри себя и найти моральную силу и духовное водительство, чтобы выполнить ту задачу, которую поставил перед ним Бог" [21,с.23-24].
Ситуационный подход, к большому сожалению, не включает в себя морально-нравственное начало, что может привести к непредвиденным печальным последствиям.
Полагаем, что Казанская философская школа сможет ситуационный подход синтезировать с этикой, что произошло с юриспруденцией [7,с.120-125].
Таким образом, можно сделать вывод, что ситуационный подход напрямую связан с правами и свободами человека и гражданина. По этой причине ситуационный подход для юриспруденции носит актуальный характер.
Используемая литература
1. Солодухо Н.М. Манифест ситуационного движения//Вестник Татарстанского Отделения Российской Экологической Академии. -Казань, 2003. Номер 3. с.3-4.
2. Ситуационные исследования. Выпуск I: Ситуационный подход. По материалам Всероссийского семинара/Под общ.ред.проф.Н.М.Солодухо. -Казань: Изд-во КазГТУ. 2005.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. -М.: ООО "Издательство Оникс": ООО "Издательство "Мир и Образование". 2008.
5. Ивентьев С.И. Четвёртое и пятое поколение прав человека. Время//Казанская наука. - Казань: Издательство Казанский Издательский Дом. Номер 5. 2010. с.147-195.
6. Ивентьев С.И. Четвёртое и пятое поколение прав человека. Пространство//Казанская наука. - Казань: Издательство Казанский Издательский Дом. Номер 6. 2010. с.192-195.
7. Ивентьев С.И. Союз этики и юриспруденции//Казанская наука. - Казань: Издательство Казанский Издательский Дом. Номер 6. 2010. с.120-125.
8. Ивентьев С.И. Основа субъективного права: четвёртое и пятое поколение прав человека//Система ценностей современного общества. Сборник материалов XII Международной научно-практической конференции/Под общ.ред.С.С.Чернова. - Новосибирск: Издательство НГТУ. 2010. с.10-16.
9. Ивентьев С.И. Общечеловеческие ценности: четвёртое и пятое поколение прав человека//там же. с.373-377.
10. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. - Казань: ТИСБИ, 1999. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://iventev.narod.ru/.
11. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Выбор.//Система ценностей современного общества. Сборник материалов X Международной научно-практической конференции 3 марта 2010г. Часть 2/Под общ.ред.С.С.Чернова. - Новосибирск: Издательство "СИБПРИНТ". 2010.
12. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина//Ежемесячный научный журнал "Дискуссия". 2010. Номер 2 февраль.
13. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. //Актуальные проблемы права на современном этапе развития российской государственности: материалы Всероссийской научно-практической конференции 25-26 марта 2010г. Часть 1. -Уфа: РИЦ БашГУ. 2010.
14. Ивентьев С.И. Четвёртое и пятое поколение прав человека//Гуманитарные науки: сборник научных трудов. Часть II. - Караганда: Издательство КарГУ.2010.
15. Ивентьев С.И. Классификация прав и свобод человека и гражданина//Казанская наука. - Казань: Издательство Казанский Издательский Дом. Номер 3. 2010.
16. Ивентьев С.И. Права человека. Свобода мысли, совести и вероисповедания.//Современность и психолого-педагогические науки. Современность и лингвистические науки. Современность и юриспруденция. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической Интернет-конференции/Под общ.ред.В.С.Курчеева и Т.В.Сидориной. -Новосибирск: ЦПИ - Издательство СИБПРИНТ. 2010.
17. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Образование. Там же.
18. Ивентьев С.И. Пятое поколение прав человека. Энергия Любви. Там же.
19. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Экология//В мире научных открытий. 2010. Номер 4 (10). Часть 6.
20. Ивентьев С.И.Четвёртое и пятое поколение прав человека. Свобода творчества//Ежемесячный научный журнал "Дискуссия". Номер 5 май 2010.
21. Фомин А.В. Доказательства существования Бога. -М.: ООО "Издательство "Новая Мысль". 2010. с.23-24.