Аннотация: Дана рецезия на новую украинскую философию, изложенную с статье М.Н.Черенкова
РЕЦЕНЗИЯ
на статью М.Н.Черенкова "Гуманизм оправдывается Богом"*
31 мая 2010г. в Москве состоялся Международный философско-богословский семинар "Перспективы христианской философии в России", на который доктор философских наук, вице-президент Ассоциации "Духовное возрождение" Михаил Николаевич Черенков (г.Киев, Украина) представил работу "Гуманизм оправдывается Богом".
Из названия статьи следует, что автор выступает от имени Бога и утвердительно за Него говорит, что Им оправдывается гуманизм. При этом у М.Н.Черенкова отсутствуют в этом какие-либо сомнения, что сразу же должно было насторожить организаторов семинара об истинной цели данной работы.
Откуда такая уверенность и желание говорить за Бога? Несмотря на то, что отношение у нас и других исследователей к гуманизму неоднозначное, но мы не берём на себя смелось отвечать за Бога.
Как нам кажется, такой подход автора был вызван коренным изменением украинской и западной политической идеологии, результаты которой мы видим в настоящее время (гражданская война на Донбассе, разгул нацизма и национализма в Украине, ЕС и т.д.).
В данном случае, мы полагаем, что название статьи должно, в любом случае, звучать как вопрос: "Гуманизм оправдывается Богом?".
Традиционно под гуманизмом (от лат.humanitas) понимают мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности по отношению к самому человеку и относительная в ряду других ценностей мира и общества.
Согласно Философскому энциклопедическому словарю, гуманизм - рефлектированный антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека, за исключением того, что отчуждает человека от самого себя, подчиняя его сверхчеловеческим силам и истинам или используя его для недостойных человека целей [1,с.120-121].
Гуманизм (антропоцентрическое мировоззрение) базируется на первом-третьем поколениях прав человека (конец XVIII-XX вв.), которые породили секулятивного человека (безразличного к нормам морали и религии), которого неправомерно оправдывает автор статьи от имени Бога.
Гуманизм относится к житейскому (обыденному) и философскому мировоззрению и противостоит религиозному мировоззрению [2,с.60-64].
В отличие от четвёртого и пятого поколений прав человека, гуманизм, а также первое-третье поколение прав человека (политические, гражданские, социальные, экономические права человека и гражданина) не ставят на главное место любовь и духовно-нравственные ценности личности, а направлены только на удовлетворение материальных потребностей человека [4].
Сущность гуманизма точно раскрывает настоятель храма св.Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов: "Гуманизм - это культ человека. Гуманизм - это такая религия, в центре которой не Бог, а человек. А Бог - за рамками гуманизма. Это направление мыслей берёт начало в эпоху Возрождения. Не все знают, эпохой возрождения чего она была... Ведь самый высокий идеал человека был достигнут во Христе, в котором Божество соединилось с человечеством. Поэтому Христос и стал образцом во всём: и в отношении к жизни, и в отношении к миру и к ближнему. А гуманизм - это отношение без эталона, где каждый волен объявить себя мерилом всех вещей, и часто так и делает" [3].
__________
* - Черенков М.Н.Гуманизм оправдывается Богом//Перспективы христианской философии в России: сб.ст.Междунар. философ.-богослов. семинар., г. Москва, 31 мая 2010 г. - Москва: Изд-во Ассоциация "Духовное возрождение", НИЦ Поволжья "Нижегородское религиоведческое общество", 2010. - С.178-181.
Утверждение автора, что "Гуманизм оправдывается Богом" никак не согласуется с доводом, изложенным в статье, что хрестоматийная теодицея (греч.theos - Бог и dike - справедливость) должна занять антроподицея (от греч. - человек и справедливость, букв, оправдание человека).
Автор работы указывает, что "Вместо схоластического оправдания Бога мы нуждаемся в оправдании человека Богом. Иначе о Боге скоро некому будет говорить, не перед кем Его оправдывать". Указанное говорит о следующем.
Как нам кажется, статья М.Н.Черенкова "Гуманизм оправдывается Богом" является лакмусовой бумажкой появления в Украине нового научного мировоззрения, в основе которого было положено регентство (от лат.regere - управлять, царствовать), связанного с "недееспособностью Бога".
М.Н.Черенков не прикрыто подменяет Бога человеком, который выступает от Его имени по инициативе некоторых тайных групп и сообществ. Аналогичная идеология наблюдалась и в нацистской Германии в XX в.
Указанная философия пагубно будет влиять и отрицательно влияет на любое общество, расшатывает его духовно-нравственные устои, а также посягает на духовно-нравственную безопасность нашей страны.
На статью М.Н.Черенкова "Гуманизм оправдывается Богом" не последовало объективной и серьёзной критики со стороны научных и религиозных деятелей. В данном случае напрашивается справедливый вопрос: это было связано с политической корректностью или невозможностью дать профессиональную оценку работе и её истинным целям?
Список литературы
1.Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 570с.
2.Ивентьев С.И.Гуманизм с точки зрения четвёртого и пятого поколений прав человека//Гуманизм: история, современность, перспективы: сборник материалов международной научно-практической конференции, Биробиджан, 19-20 ноября 2010/Под научн.ред.В.И.Пятака. - Биробиджан: ГОУВПО "ДВГСГА", 2010. - С.60-64.
3.Религия и гуманизм, - мнения священнослужителей. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.religare.ru/2_44266.html
4.Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография/С.И.Ивентьев. - Новосибирск: ООО агентство "СИБПРИНТ", 2012. - 357с.